Сказал имам Тахави: «Аллах может гневаться и может быть довольным, не так как (гневается или довольствуется) кто-либо из творений». — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Сказал имам Тахави: «Аллах может гневаться и может быть довольным, не так как (гневается или довольствуется) кто-либо из творений».

2019-08-07 524
Сказал имам Тахави: «Аллах может гневаться и может быть довольным, не так как (гневается или довольствуется) кто-либо из творений». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Комментарий Али бин Али бин Мухаммада бин Аби аль-´Изз аль-Ханафи:

 

Всевышний Аллах сказал: «Аллах доволен ими» (5:119), «Аллах остался доволен верующими, когда они присягали тебе под деревом» (48:18).

Всевышний также сказал: «Это - те, кого Аллах проклял, на кого Он разгневался» (5:60), «Аллах разгневается на него, проклянет его» (4:93), «Они навлекли на себя гнев Аллаха» (2:61), и подобных аятов в Коране множество.

Праведные предшественники и все имамы признавали такие атрибуты Аллаха как гнев, довольство, ненависть, покровительство, любовь, неприязнь и так далее, которые упоминаются в Коране и Сунне. Они также считали недопустимым толкование этих атрибутов, которое бы искажало их смысл, достойный Всевышнего Аллаха, так же как они считали недопустимым подобное в отношении таких атрибутов, как Слух, Зрение, Речь и всех остальных. Именно на это указал шейх ат-Тахави, сказав «ибо толкование видения, а также толкование всякого смысла атрибутов Всевышнего, соотносится с представлением о господстве Аллаха. Поэтому смысл состоит в том, чтобы отказаться от попыток истолкования и понять необходимость вручения себя (Корану и Сунне), на чём и основывается религия мусульман».

Посмотрите на то, что ответил имам Малик, когда его спросили о том, как Аллах возносится, он сказал: «(Значение слова) «вознесся» известно, но «как» (- это нам) неизвестно», то же самое передается и со слов Умм Саламы.

Также шейх ат-Тахави, да смилостивится над ним Аллах, сказал, как мы упоминали это ранее «Тот, кто не остерегается отрицания и уподобления, ошибся и не достиг отрицания наличия у Аллаха каких бы то ни было недостатков», он сказал: «и религия ислам - между чрезмерностью и небрежением, между уподоблением и отрицанием».

Слова шейха «не так как (гневается или довольствуется) кто-либо из творений» являются отрицанием уподобления, и нельзя говорить, что довольство - это желание оказать милость, а гнев - желание отомстить, так как это будет отрицанием атрибута Всевышнего. Приверженцы Сунны единогласны в том, что Всевышний приказывает совершать те действия, которыми Он бывает доволен и любит, хотя Он может и не пожелать и не соизволить возникновению этого. Также, Всевышний запрещает только то, что Сам ненавидит и порицает, а также гневается над теми из людей, которые совершают подобное, но Он может пожелать возникновение этого ненавистного. Таким образом, Всевышний может любить нечто, но не дать Своей воли на его возникновение; и может гневаться и ненавидеть нечто, но пожелать его появление.

Тому, кто искажает изначальный смысл слов «гнев и довольство Аллаха» и истолковывает это «желанием отомстить или оказать милость», следует задать вопрос: «Почему ты истолковываешь подобным образом?», и он непременно скажет: «Потому что гнев - это кипение крови в груди, а довольство - это склонение к кому-то и страсть, а это недостойно Всевышнего». Ему следует сказать: «Кипение крови в груди человека есть следствие гнева, а не сам гнев», а также сказать, что желание чего-либо в нас есть стремление живого существа к какому-то предмету, или к тому, что ему нравится или доставляет удовольствие. Это объясняется тем, что каждое живое существо желает только того, что приносит ему пользу или ограждает от напасти, и он нуждается в том, чего он хочет, он усиливается при его наличии и слабеет при его отсутствии. Таким образом, значение слова, которое ты изменил, стало подобно значению, которого ты хотел избежать, и если возможно одно, возможно и другое, и наоборот, если невозможно одно, невозможно и другое.

Если кто-то скажет: «Воля, являющаяся атрибутом Аллаха, отличается от воли, которой описывают человека, хотя каждая из них имеет истинное значение». То скажи ему: «Точно также и гнев и довольство являются атрибутами Аллаха, отличающимися от гнева и довольства человека, и каждое из них имеет свое собственное значение!» И если относительно воли можно сказать то, что можно сказать об этих атрибутах, то нет необходимости в искажении смысла этих атрибутов, более того, этого следует не делать, - таким образом ты сможешь избежать противоречий, и избежать отрицания значений имен и атрибутов Всевышнего Аллаха. Запрещено изменять прямое значение Корана без веских оснований, но это не может быть сделано по указанию разума, так как умы людей различны, и разум одного может отрицать то, что утверждает другой.

Эти же слова стоит сказать каждому, кто отрицает что-либо из атрибутов Всевышнего Аллаха по причине того, что это же название применяется и к творениям, и Аллаха непременно нужно характеризовать не так, как характеризуется творение, даже в таком атрибуте, как существование. Это объясняется тем, что существование создания происходит так, как подобает созданию, а существование Создателя - так, как подобает Создателю. Так, существование Всевышнего исключает небытие в отличие от существования творения, которое допускает небытие. Всевышний назвал Себя так, как назвал Свои творения - как, например, Живой, Знающий или Могучий, или назвал некоторые Свои атрибуты, которые называются так же, как качества творений, такие как Гнев или Довольство. Своими сердцами мы должны осознавать значение имен Аллаха и признавать, что все они - существуют и принадлежат Аллаху поистине.

Точно так же мы осознаем значение тех же имен в отношении творений. После этого мы видим, что между обоими значениями есть общая часть, одинаково присутствующая во всех из них. Однако, это вовсе не значит, что с данного момента у Аллаха и его творений появилось нечто общее, абсолютно похожее друг на друга. И это потому, что значения имен Аллаха и его творений, а также значения их атрибутов, имеют общую часть только тогда, когда человек пытается осознать их смысл, прийти к их пониманию. Таким образом, общая часть возникает только в разуме человека в тот момент, когда он пытается понять смысл того или иного имени или атрибута Аллаха, но вне человека, в настоящем мире, ничего общего между Аллахом и его творениями нет, а каждый из них обладает именами и атрибутами, присущими только ему.

Итак, если кто-то скажет: «гнев Малика, ангела охраняющего адский огонь» или «гнев другого ангела», то это не значит, гнев ангелов похож на гнев людей, так как ангелы не обладают ни одним из четырех темпераментов. В их сердцах не закипает кровь, подобно тому, как от гнева кровь кипит в груди человека, тем более от этого отличается гнев Аллаха.

 

Сказал имам Тахави: «Мы любим сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, но не проявляем излишества в любви к кому-либо из них, и вместе с тем мы не отрекаемся ни от кого из них; мы ненавидим тех, кто ненавидит их и отзывается о них плохо, а сами мы вспоминаем их только добром, ибо любовь к ним - это религия, вера и благочестие, а ненависть к ним - неверие, лицемерие и несправедливость».

 

Комментарий Али бин Али бин Мухаммада бин Аби аль-´Изз аль-Ханафи:

 

Этими словами шейх ат-Тахави, да смилостивится над ним Аллах, указывает на опровержение мнения рафидитов и хариджитов, и Всевышний Аллах, как и Его посланник, восхвалял сподвижников и обещал им свою милость. Так, Всевышний Аллах сказал: «Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они также довольны Аллахом. Он приготовил для них Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это - великое преуспеяние» (9:100).

Всевышний сказал: «Мухаммад - посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверующим и милостивы между собой. Ты видишь, как они кланяются и падают ниц, стремясь к милости от Аллаха и довольству. Их признаком являются следы от земных поклонов на их лицах. Так они представлены в Таурате (Торе). В Инджиле (Евангелии) же они представлены посевом, на котором вырос росток. Он укрепил его, и тот стал толстым и выпрямился на своем стебле, восхищая сеятелей. Аллах привел эту притчу для того, чтобы привести ими в ярость неверующих. Аллах обещал тем из них, которые уверовали и совершали праведные деяния, прощение и великую награду» (48:29).

Всевышний Аллах сказал: «Аллах остался доволен верующими, когда они присягали тебе под деревом (в Худайбии). Он знал, что у них в сердцах, и ниспослал им покой и вознаградил их близкой победой» (48:18).

Всевышний Аллах сказал: «Воистину, те, которые уверовали, совершили переселение и сражались своим имуществом и своими жизнями на пути Аллаха, а также те, которые дали убежище мухаджирам и оказали помощь, являются помощниками и друзьями друг другу» (8:72).

Всевышний Аллах сказал: «Не сравнятся люди с теми из вас, кто расходовал и сражался до покорения Мекки. Эти выше степенью, чем те, которые расходовали и сражались после этого. Но каждому из них Аллах обещал наилучшее, и Аллах ведает о том, что вы совершаете» (57:10).

Всевышний Аллах сказал: «А также бедным мухаджирам, которые были изгнаны из своих жилищ и лишены своего имущества. Они стремятся к милости Аллаха и довольству и помогают Аллаху и Его посланнику. Они являются правдивыми. А те, которые жили в доме (Медине) и обрели веру до них, любят переселившихся к ним и не ощущают никакой нужды к тому, что даровано им. Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются, а уберегшиеся от собственной алчности являются преуспевшими. Те, которые пришли после них, говорят: “Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, ты - Сострадательный, Милосердный”» (59:8-10).

Все эти аяты прославляют мухаджиров и ансаров, и говорят о том, что те, кто пришел после них, молят о прощении для них, и просят Всевышнего, чтобы Он оберег их сердца от ненависти и зависти к верующим. Также в них говорится о том, что они заслуживают военной добычи, и что тот, в чьем сердце есть ненависть и зависть к верующим, и кто не молит об их прощении, не достоин доли военной добычи, как об этом сказано в Коране.

В двух сборниках достоверных хадисов передается хадис, рассказанный Абу Саидом аль-Худри: ««Не поносите моих сподвижников, ибо, даже если любой из вас потратит (столько) золота, (сколько весит гора) Ухуд, (это не сравнится) ни с муддом (мера объема сыпучих тел, помещающаяся в двух протянутых вместе двух ладонях), ни с половиной мудда, (пожертвованного) любым из них!»» (Передал аль-Бухари (№ 3673), Муслим (№ 2541) и Абу Дауд (№ 4658)), в версии приводимой Муслимом, рассказывается о том, что Халид ибн Валид ругал Абдуррахмана бин Ауфа.

Итак, пророк говорит Халиду и ему подобным: «Не поносите моих сподвижников», то есть Абдуррахмана и ему подобных, так как они принадлежат к числу первых из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, это те, кто уверовал до взятия Мекки, те, кто присягнул пророку под деревом. Именно поэтому они являются лучшими и являются сподвижниками посланника в более узком смысле по сравнению с теми, кто принял ислам после Худайбии и договора, который пророк заключил с жителями Мекки, среди которых был и Халид бин аль-Валид. Они, в свою очередь, опередили в принятии ислама тех, кто сделал это после взятия Мекки, подобно Абу Суфйану и его сыновьям Йазиду и Муавии.

Смысл того, что пророк запретил тем, кто стал его сподвижником, поносить сподвижников, которые приняли ислам раньше, заключается в том, что их сподвижничество отличается особыми заслугами. Поэтому даже если кто-то расходует на пути ислама золото, равное горе Ухуд, это не сравниться с муддом или даже его половиной, которые расходовали первые из сподвижников.

Если это говорилось о сподвижниках принявших ислам после Худайбии, пусть даже до взятия Мекки, то что же говорить о тех, кто вообще не является сподвижником, и ругает их, да будет доволен ими всеми Аллах?!

Первые из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных - это те, кто расходовал свое имущество и сражался, защищая ислам еще до взятия Мекки, к их числу принадлежали и все те, кто принес пророку знаменитую присягу под деревом, всего их было более 1400 человек.

Кто-то сказал, что «первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных» являются те, кто молился в направлении Иерусалима, а потом Мекки, но это слабое мнение, так как молитва в направлении первой киблы сама по себе не является достоинством. Тем более, изменение направления киблы не было результатом их действий, нет также достоверных доказательств Корана или Сунны, которые бы указывали на их преимущество перед остальными, как на это указывает преимущество тех, кто опередил всех остальных в расходовании средств, джихаде и присяге посланнику Аллаха, которую они приняли под деревом.

Что же касается хадиса, о том, что пророк сказал: «Мои сподвижники подобны звездам, и за кем из них вы бы не последовали, вы найдете прямой путь» (Этот хадис передал Ибн 'Абдульбарр в «Сборнике разъяснения знаний и его достоинств» (т. 2, стр. 91)), то это слабый хадис. Аль-Баззар сказал, что достоверность передачи этого хадиса от посланника Аллаха не подтверждается, и он не упоминается ни в одном из авторитетных сборников хадисов.

В сборнике хадисов Муслима передается, что Джабир сказал: «Кто-то сказал Айше, что какие-то люди позволяют себе осуждать сподвижников посланник Аллаха, даже Абу Бакра и Умара! Она сказала: «Как это удивительно! Их деяния (то есть Абу Бакра и Умара) прекратились, но Аллах пожелал, чтобы их награда не прекращалась»».

Ибн Батта передал с достоверным иснадом, что Ибн Аббас сказал: «Не поносите сподвижников Мухаммада, так как их нахождение рядом с ним - то есть с пророком, - лучше благодеяний кого-либо из вас в течение сорока лет» (Это передано имамом Ахмадом в «Фадаиль ас-сахаба», № 20), в версии Уаки‘а говорится: «лучше поклонения кого-либо из вас на протяжении всей жизни».

В двух достоверных сборниках передается хадис от Имрана бин Хусейна и других, что посланник Аллаха сказал: «Лучшим поколением людей является мое поколение, потом - те, кто придет им на смену, а потом - те, кто придет им насмену», далее Имран сказал: «И я не знаю, назвал ли он после своего поколения еще два или три» (Аль-Бухари передал этот хадис от 'Имрана ибн Хусейна (№ 2561, 3650, 6428 и 6695), а также Муслим (№ 2535) и ат-Тирмизи (№ 2221, 2222 и 2303)).

В сборнике Муслима со слов Джабира передается, что пророк сказал: «Никто из тех, кто присягнул под деревом не войдет в адский огонь» (В этой версии хадис передал ат-Тирмизи (№ 3859), Абу Дауд (№ 4653), ан-Насаи в «аль-Кубра» и в «ат-Тухфа» (т. 2, стр. 34), а также Муслим (№ 2496)).

Всевышний Аллах сказал: «Аллах принял покаяния пророка, мухаджиров и ансаров, которые последовали за ним в трудный час» (9:117).

Абдулла бин Мас’уд очень точно описал сподвижников, сказав: «Всевышний Аллах посмотрел в сердца своих рабов и нашел, что сердце Мухаммада самое лучшее из них, затем Он избрал его для себя и направил его с посланнической миссией. Потом Он посмотрел на сердца рабов после Мухаммада, и нашел, что сердца его сподвижников лучше сердец остальных людей, и Он сделал их наместниками Своего пророка, которые будут сражаться за Его религию. Поэтому то, что мусульмане считают хорошим, - хорошо и перед Аллахом, а что они считают плохим, - плохо и перед Аллахом».

В другой версии говорится, что все сподвижники Мухаммада считали, что халифом должен быть Абу Бакр.

Ранее мы уже упоминали слова Ибн Мас’уда который сказал: «Если кто-то из вас хочет следовать чему-то, пусть следует тем, кто уже умер», когда комментировали слова ат-Тахави «Мы придерживаемся Сунны и следуем за общиной».

Кто может быть более заблудшим, чем тот, в чьем сердце присутствует ненависть к лучшим из верующих, лучшим из приближенных Всевышнего Аллаха после пророков? Даже иудеи и христиане превосходили рафидитов в этом - когда иудеев спросили: «Кто самый лучший среди последователей вашей религии?», они ответили: «Сподвижники Моисея». Когда христиан спросили: «Кто самый лучший среди последователей вашей религии?», они ответили: «Сподвижники Иисуса», но когда об этом спросили рафидитов, «Кто худший из последователей вашей религии?», они ответили «Сподвижники Мухаммада!», сделав исключение лишь для нескольких сподвижников. И это несмотря на то, что среди тех, кого они поносили, были сподвижники, кто был намного лучше тех, для кого они сделали исключение.

Выражение «но не проявляем излишества в любви к кому-либо из них» означает, что мы не переходим границ дозволенного в любви к кому-либо из них, как это делают шииты, так как не хотим уподобиться тем, о ком Всевышний сказал: «О люди Писания! Не проявляйте чрезмерности в вашей религии» (4:171).

Выражение «и вместе с тем мы не отрекаемся ни от кого из них», как это сделали рафидиты, у которых любовь к «Ахль аль-бейт» (семье пророка Мухаммада) не может быть без отречения от Абу Бакра и Умара. Но приверженцы Сунны любят их всех, справедливо отдают им должное, без следования страстям и фанатизма, так как это уже является крайностью, как об этом сказал Всевышний: «Они же разошлись во мнениях лишь после того, как к ним явилось знание, по причине зависти и несправедливого отношения друг к другу» (45:17). Это есть смысл слов, сказанных одним из ученых первых веков ислама: «Свидетельство и отречение есть нововведение» - эти слова передаются от Абу Са‘ида аль-Худри, аль-Хасана аль-Басри, Ибрахима ан-Наха‘и, аль-Даххака и других.

Под свидетельством в данном случае имеется в виду свидетельство о том, что какой-то конкретный человек обречен попасть в Ад, или что он стал неверным, что утверждается без знания о том, какой конец Всевышний определил для этого человека.

Ат-Тахави сказал: «любовь к ним это религия, вера и благочестие», так как это есть подчинение повелению Всевышнего Аллаха, на что указывают упомянутые нами ранее тексты откровения. Имам ат-Тирмизи передает от ‘Абдуллы ибн аль-Мугаффаля: «Я слышал, как посланник Аллаха сказал: «Бойтесь Аллаха, бойтесь Аллаха в отношении моих сподвижников, не делайте их предметом своих нападок (после меня), кто любит сподвижников, тот любит их по причине своей любви ко мне, а кто ненавидит, тот ненавидит их по причине своей ненависти ко мне. Тот, кто причинил им страдания, тот причинил страдания мне, а кто причинил страдания мне, тот причинил страдания Аллаху, и того, кто причинил страдания Аллаху, Он скоро накажет»» (Передал ат-Тирмизи (№ 3863), а также Ахмад в «аль-Муснаде» (т. 4, стр. 87, и т. 5, стр. 54 и 57) и «Фадаиль ас-сахаба» (№ 1-4), и Ибн Абу 'Асым (№ 992)).

Необычно то, что шейх ат-Тахави называет любовь к сподвижникам верой, так как любовь - это деяние сердца, а не подтверждение. Таким образом, получается, что деяние входит в понятие веры, хотя он говорил ранее: «Вера - это утверждение вслух и подтверждение сердцем», не упомянув, что деяния входят в понятие веры, как это распространено среди последователей мазхаба Абу Ханифы, если только он не говорит этого в переносном смысле.

Выражение «а ненависть к ним - неверие, лицемерие и несправедливость» следует рассматривать в соответствии с тем, что мы упоминали ранее об обвинении в неверии последователей нововведений и ереси. В данном случае неверие подобно неверию, которое упоминается в словах Всевышнего: «Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверующими» (5:44).

 

Сказал имам Тахави: «Мы подтверждаем право на халифат после посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в первую очередь за Абу Бакром ас-Сиддиком, да будет доволен им Аллах, предпочитая его всем остальным членам мусульманской общины и ставя его впереди всех».

 

Комментарий Али бин Али бин Мухаммада бин Аби аль-´Изз аль-Ханафи:

 

Среди приверженцев Сунны существуют различные мнения относительно того, стал ли Абу Бакр халифом на основе указания пророка, или же он был избран. Аль-Хасан аль-Басри и группа приверженцев хадисов считали, что он был назначен, на что указывают косвенные тексты, кто-то из них говорил и о прямых текстах Сунны. Другая часть приверженцев хадисов, а также му’тазилиты и аш’ариты считали, что Абу Бакр стал халифом путем выборов.

Передается множество сообщений о том, что его назначение было подтверждено тестами хадисов.

Среди них, то, что аль-Бухари передает от Джубейра бин Мут’има, который сказал: «(Однажды) к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришла какая-то женщина, и он велел ей (снова) вернуться к нему (потом). Она спросила: «Скажи мне, а что если я приду, но не найду тебя?» - как бы имея в виду смерть. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если не найдёшь меня, ступай к Абу Бакру»» (Передал аль-Бухари (№ 3659, 7220 и 7360), а также Муслим (№ 2386) и Ахмад (т. 4, стр. 82)). Упоминаются также другие версии этого и других подобных хадисов, которые являются подтверждением назначения Абу Бакра по указанию пророка.

Также об этом говорится в хадисе, переданном Хузейфой бин аль- Йаманом, он сказал: «Посланник Аллаха сказал: «Следуйте за этими двумя после меня - Абу Бакром и Умаром»» (Передал ат-Тирмизи (№ 3662 и 3663), Ибн Маджа (№ 97) и Ахмад (т. 5, стр. 382 и 385)).

В двух сборниках достоверных хадисов со слов Айши и ее отца Абу Бакра передается, что она сказала: «Посланник Аллаха вошел ко мне в тот день, когда началась его болезнь, и сказал: «Позови мне своего отца и своего брата, я напишу для Абу Бакра письмо», и потом добавил: «Аллах и мусульмане не желают никого, кроме Абу Бакра»». В других версиях этого хадиса говорится: «И пусть никто не претендует на это», и «Он сказал: «Позови мне Абдуррахмана сына Абу Бакра, я напишу для Абу Бакра письмо, и никто не станет разногласить относительно него». Затем он сказал: «Упаси Аллах, чтобы верующие стали разногласить по поводу Абу Бакра»» (Передал Муслим (№ 2387), Ахмад (т. 6, стр. 47, 106 и 144) и ат-Тайалиси (№ 1508)).

Хорошо известны хадисы, в которых говорится о том, что пророк велел ему молиться с людьми, сказав: «Скажите Абу Бакру, чтобы он молился с людьми, будучи имамом» (Часть хадиса, переданного аль-Бухари (№ 664, 712, 713 и 716)), и он повторял это раз за разом, и он молился с ними все время болезни пророка.

В сборниках достоверных хадисов аль-Бухари и Муслима со слов Абу Хурайры передается, что он сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха говорил: «Когда я спал, (во сне) я увидел, что нахожусь у колодца с ведром, и я зачерпнул из него только, сколько было угодно Аллаху. Потом его взял Ибн Абу Кухафа (Ибн Абу Кухафа - прозвище Абу Бакра) и зачерпнул из него одно или два полных ведра, и он делал это со слабостью, да простит его Аллах. Потом ведро стало большим, и его взял Ибн Хаттаб (Этот ха также он приводится Муслимом (№ 2392)). дис в сборнике аль-Бухари приводится дважды (№ 3664 и 7021), И я не видел никого, кто бы черпал воду более лучшим образом, чем он, пока, в конце концов не напились все люди и их животные»» (Передал аль-Бухари (№ 3664, 7021, 7022 и 7475) и Муслим (№ 2392)).

В сборнике хадисов Муслима передается, что пророк сказал: «Если бы я хотел избрать себе кого-либо из обитателей земли любимцем, я бы выбрал любимцем Абу Бакра, и пусть не останется ни одной дверцы в мечеть, которая не была бы закрыта, кроме дверцы Абу Бакра» (Этот хадис упоминается в «аль-Мусаннаф» Ибн Абу Шейбы (т. 11, стр. 473), также он приводится Муслимом (№ 2383) и ат-Тирмизи (№ 3656) в другой версии со слов Ибн Мас'уда).

 

В сборнике хадисов Абу Дауда и других составителей, от аль-Аш’аса, от аль-Хасана, от Абу Бакры передается, что однажды пророк спросил: «Видел ли кто-нибудь из вас сон?». И какой-то человек сказал: «Я видел (как будто) с небес спустились весы, на которых был взвешен ты и Абу Бакр, и ты перевесил Абу Бакра. Потом были взвешены Абу Бакр и Умар, и Абу Бакр перевесил, потом были взвешены Умар и Усман, и Умар перевесил, затем весы были подняты». И я увидел недовольство на лице пророка, и он сказал: «(Это) наместничество пророчества, затем Аллах даст власть тому, кому пожелает» (Передан Абу Даудом (№ 4634), ат-Тирмизи (№ 2287) и Ахмадом (т. 5, стр. 44 и 50)).

Так посланник Аллаха пояснил, что правление этих троих будет наместничеством пророчества, а затем будет просто правление.

В нем нет упоминания о Али, так как в его время люди не пришли к единому мнению, а наоборот - разделились, и не сформировалось ни наместничество пророка, ни правление.

Абу Дауд также передает от Джабира, который рассказывал, что посланник Аллаха сказал: «Благочестивый человек увидел (во сне), что Абу Бакр был подвешен к посланнику Аллаха, к Абу Бакру был привязан Умар, а к Умару был привязан Усман». Затем Джабир сказал: «Когда встали (и вышли) от пророка, мы сказали: «Благочестивый человек - это посланник Аллаха, что же касается того, что они были подвешены один за другим, то это наследники праведной власти, с чем Аллах послал своего пророка»» (Передал Абу Дауд (№ 4636), Ибн Абу Асым (№ 1134) и Ахмад (т. 3 стр. 355)).

Абу Дауд также передает от Самуры бин Джундаба, что какой-то человек сказал: «О Посланник Аллаха, я видел (во сне), как будто бы с неба было спущено ведро, и пришел Абу Бакр, схватил ведро и немного выпил из него. Затем пришел Умар, схватил его и напился так, что (его живот) стал полным, потом пришел Усман, схватил его, и напился так, что (его живот) стал полным, потом пришел Али, взял (ведро), но оно отодвинулось от него, и лишь немного пролилось из ведра» (Передал Абу Дауд (№ 4637), Ахмад (т. 5, стр. 21) и Ибн Абу Асым (№ 1141)).

От Саида бин Джахмана, от Сафины передается, что посланник Аллаха сказал: «Наместничество пророчества будет длиться тридцать лет, затем Аллах даст власть тому, кому пожелает» (Передал Абу Дауд (№ 4646 и 4647) и ат-Тахави в «Мушкиль аль-Асар» (т. 4, стр. 313)).

Те, кто считает, что назначение преемника пророка не подтверждается достоверно переданным преданием, ссылаются на слова Абдуллы бин Умара, который сказал: ««(Однажды) Умара спросили: «Не назначишь ли ты преемника себе?» - на что он сказал: «Если я назначу его, то так поступил и тот, кто был лучше меня, (а именно) - Абу Бакр, и если я не сделаю этого, то отказывался от этого и тот, кто был лучше меня, (а именно) - посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует»» (Передал аль-Бухари (№ 7218), Ахмад (т. 1, стр. 43), ат-Тирмизи (№ 2225), также он передается Ахмадом (т. 1, стр. 47), Муслимом (№ 1823) и Абу Даудом (22385)).

Также они ссылаются на то, что как-то Айшу спросили, кого посланник Аллаха назначил бы своим преемником, если бы он решил назначить преемника (Передал Муслим (2385)).

Вероятно, что в данном случае под назначением преемника имеется в виду письменное назначение, но если бы он написал его, то написал бы для Абу Бакра, и он хотел сделать это, но передумал, и даже сказал: «Аллах и мусульмане не желают никого, кроме Абу Бакра».

Это было больше чем просто назначение наследника, так как пророк указал мусульманам на назначение Абу Бакра, указав на это несколько раз, как устно, так и своими деяниями, и он, да благословит его Аллах и приветствует, с довольством сообщал о том, что Абу Бакр будет халифом. Более того, он хотел составить ему письменное завещание, но, узнав, что мусульмане и так согласны, он решил, что этого не нужно. Потом он, да благословит его Аллах и приветствует, снова захотел сделать это во время своей болезни, в четверг, но у кого-то это вызвало сомнения - являются ли его слова результатом болезни, или же это относится к повелениям пророка, обязательным к исполнению (Передал аль-Бухари (№ 7366) и Муслим (№1637))? пророк не стал писать письменного завещания и ограничился тем, что он знал, что Аллах и верующие изберут Абу Бакра халифом.

Если бы назначение преемника могло вызвать недопонимание уммы, то пророк непременно разъяснил бы это, однако его многократные указания на назначение Абу Бакра были поняты сподвижниками, и желаемое было достигнуто. Именно поэтому Умар сказал во время своей хутбы в присутствии мухаджиров и ансаров: «Ты - лучший из нас, ты наш господин, и более всех нас любим посланником Аллаха». Никто из присутствовавших не выступил против сказанного им, никто из сподвижников не сказал: «Есть кто-то помимо Абу Бакра, кто более достоин быть халифом». Никто, кроме нескольких ансаров, которые предлагали, чтобы один правитель был из числа ансаров, а один - из числа мухад- жиров, не выступал против.

 

Потом все ансары присягнули Абу Бакру, кроме Са’да бин Убады, который сам хотел быть правителем, но никто из сподвижников никогда не говорил о том, что пророк указал на назначение кого-то помимо Абу Бакра: ни на назначение Али, ни на назначение Аббаса, ни кого-то другого, как считают последователи различных ересей.

Итак, в целом можно сказать, что все, о ком сообщается, что они требовали назначения кого-то другого, а не Абу Бакра, не могли привести ни одного достойного и приемлемого с точки зрения религии доказательства этого, или что-то кто-то был лучше Абу Бакра или более достоин, чем он. Все эти утверждения возникли только на почве любви к своему племени или роду, но все они знали о достоинствах Абу Бакра и любви посланника Аллаха к нему. Об этом говорится в двух сборниках достоверных хадисов со слов ‘Амра бин аль-‘Аса, что (в своё время) пророк поставил его во главе отряда, который должен был двинуться на Зат ас-Салясиль. (‘Амр бин аль-‘Ас, да будет доволен им Аллах, сказал):«И я пришёл к нему и спросил: «Кого из людей ты любишь больше всех?», он ответил: «Айшу». Я спросил: «А из мужчин?», он ответил: «Её отца». Я спросил: «А кого потом?». Он ответил: «Умара бин аль-Хаттаба», и назвал ещё несколько человек» (Передано аль-Бухари (№ 3662 и 4358), Муслимом (№ 2384) и ат-Тирмизи (№ 3885)).

Там же передается, что Абу Дарда рассказывал: «Я сидел у пророка, и вот к нему пришел Абу Бакр, держа себя за край рубахи так, что стали видны его колени, и пророк сказал: «Ваш товарищ с кем-то поспорил». Он поприветствовал и сказал: «Между мной и Ибн аль-Хаттабом произошел разговор, я обидел его, о чем потом пожалел, я попросил его простить меня, но он мне отказал, и тогда я пришел к тебе», (и посланник Аллаха) трижды сказал: «Аллах простит тебе, о Абу Бакр». Потом Умар пожалел (о случившемся), пришел к дому Абу Бакра и спросил, там ли он, и ему ответили: «Нет». Тогда он пришел к пророку, и поприветствовал его, лицо его, да благословит его Аллах и приветствует, стало таким от гнева, что Абу Бакру стало жалко (Умара), и он встал на колени и сказал «О посланник Аллаха, клянусь Аллахом, я поступил несправедливо дважды». Пророк сказал: «Аллах послал меня к вам, и вы сказали «Ты лжешь», а Абу Бакр сказал: «Ты сказал правду», и он поддержал меня как лично, так и своим имуществом». Потом пророк дважды повторил: «Так оставите ли вы моего товарища в покое», и после этого его никто не обижал» (Передал аль-Бухари (№ 3661 и 4640)).

Так же со слов Айши передается, что когда умер посланник Аллаха и Абу Бакр в это время находился в «ас-Сунхе» (Один из известных садов Медины), и она продолжила рассказ, и дошла до слов: «Потом ансары собрались вокруг Са‘да бин Убады под навесом рода Бану Са‘да, и сказали: «Один эмир будет от нас, а один - от вас». Тогда к ним пошли Абу Бакр, Умар ибн аль-Хаттаб и Абу Убейда бин аль-Джаррах, и Умар начал говорить, но Абу Бакр остановил его. Умар хотел сказать: «Я, клянусь Аллахом, хотел только сказать им то, что приготовил в душе, и что мне понравилось, и я боялся, что этого не сможет донести Абу Бакр». Абу Бакр стал говорить с ними красноречивее, чем любой другой, и сказал: «Мы - руководители, а вы - помощники». Хубаб ибн аль-Мунзир сказал: «Нет, клянусь Аллахом, мы не будем этого делать, один эмир от нас, а один - от вас». Но Абу Бакр сказал: «Нет, мы - руководители, а вы - помощники, (курайшиты) живут в центре среди арабов и они совершили более достойные дела, так присягните Умару или Абу Убейде бин аль-Джарраху». Тогда Умар сказал: «Нет, мы присягнем тебе, ты наш господин, ты лучший среди нас, тебя больше всех любил посланник Аллаха», потом Умар взял его за руку и присягнул ему, потом ему присягнули люди. И кто-то сказал: «Вы чуть не убили Са’да», и Умар сказал: «Да убьет его Аллах»» (Передал аль-Бухари (№ 3668)).

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.07 с.