Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2019-08-07 | 143 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Я внимательно изучил методологии калама и философии, и не видел, чтобы они дали излечение больному или утолили жаждущего, я понял, что самая близкая к истине методика - это методика Корана (Возможно, речь идет о методике доказательств существования Бога, Его атрибутов, и других основ ислама мутакаллимами — Прим. переводчика). В нём в подтверждение атрибутов Аллаха я читаю: «Милостивый вознесся на Трон» (20:5), «К Нему восходит прекрасное слово» (35:10), а относительно отрицания подобия Аллаха творениям - «нет ничего подобного Ему» (26:11) и «но они не способны объять Его своим знанием» (20:110). В завершении он сказал: «Только тот, кто набрался опыта подобно моему, смог понять то, что понял я»».
Также шейх Абу АбдуЛлах Мухаммад бин Абдулькарим аш-Шахрастани
сказал, что он не нашел у философов и мутакаллимов ничего, кроме растерянности и сожаления, сказав:
Клянусь жизнью (В исламе не разрешается клясться чем-то помимо Аллаха), я обошел все собрания
Я углубил взор в той науке
И не видел никого, кроме растерянно подпирающих подбородок ладонью
Или с сожалением скрежещущих зубами.
То же сказал Абу аль-Ма’али аль-Джувайни: «Друзья наши, не занимайтесь каламом, если бы я знал, что калам приведет меня к тому, к чему привел, я не занимался бы им». Перед смертью он сказал: «Я пересек обширное море (знаний), оставил последователей ислама и их науки, и занимался тем, что мне запретили делать, и сейчас, если меня не коснется милость моего Господа, то горе тогда Ибн аль-Джувайни, вот, я умираю, следуя убеждениям моей матери», или «следуя убеждениям старух Нишапура».
Также и Шамсуддин аль-Хосрушахи, один из величайших учеников Фахруддина ар-Рази, сказал одному из достойных, который однажды вошел к нему: «Во что ты веришь?» Тот ответил «В то, во что веруют мусульмане», и он спросил: «И твоя душа принимает это, и ты твердо уверен в этом?», и он сказал «Да». Тогда Шамсуддин сказал: «Благодари Аллаха за этот дар, а я, клянусь Аллахом, не знаю, во что верую, клянусь Аллахом, не знаю, во что верую, клянусь Аллахом, не знаю во что верую», и заплакал так, что промокла его борода.
|
Аль-Хаванджи перед смертью сказал: «Из всего, что я собрал, я не уяснил ничего, кроме того, что возможное нуждается в предпочитаемом», затем он сказал: «Но потребность в чем-то есть отрицательное качество, и вот, я умираю, так ничего не поняв».
Другой последователь калама сказал: «Я лежу на своей постели, накрываю лицо одеялом, и сравниваю доводы тех и других до наступления рассвета, так и не отдав предпочтения ни одному из них».
Итак, тот, кто дошел до этого, кроме тех, кого Аллах спас его Своей милостью, тот впал в ересь, как об этом сказал Абу Йусуф, да помилует его Аллах: «Кто стремился изучать религию с помощью калама - впал в ересь (или лицемерие), кто стремился к богатству с помощью алхимии - разорился, а тот, кто собирал редкие хадисы - стал лжецом».
Имам аш-Шафии, да помилует его Аллах, сказал: «(Вот вам) мое решение относительно последователей калама - бейте их пальмовыми пру тьями и сандалиями, потом водите их среди племен и родов со словами «Вот возмездие тем, кто оставил Книгу Аллаха и Сунну и обратился к каламу»».
Также он сказал: «Я слышал от последователей калама такое, и не предполагал, что мусульманин может сказать это, и для раба Аллаха будет лучше предстать перед Ним, свершив все, что Он запретил, кроме ширка, чем предстать, будучи последователем калама».
Итак, один из них перед смертью возвращается к религии старух, признавая все, что признают они, и отвергая все тонкости, противоречащие этому, в которые он без сомнения верил, но ошибочность которых открылась ему, или он не убедился в их истинности. В конце концов, если им удастся избежать наказания, они будут по степени равны последовавшим за учеными детям, женщинам или жителям пустыни.
|
Единственным действенным лекарством от подобных болезней является то, что произносил врачеватель сердец, да благословит его Аллах и приветствует, в начале каждой ночной молитвы: «О Аллах, Господь Джибриля, Микаиля и Исрафиля, Создатель небес и земли, Знающий тайное и явное, Ты рассудишь между Своими рабами в том, в чем они разногласят, так наставь меня в том, относительно чего они спорят к истине с Твоего дозволения. Поистине Ты ведешь, кого пожелаешь по Прямому пути» Передано Муслимом (№ 770). Посланник Аллаха обратился к Всевышнему посредством упоминания Его господства над Джибрилем, Микаилем и Исрафилем, прося наставить, указать истину в спорном, то есть жизнь сердца заключена в наставлении от Всевышнего. Аллах вручил этим трем ангелам земную жизнь - Джибриль отвечает за Откровение, без которого невозможна жизнь сердец, Микаиль - за ниспослание дождя, без которого невозможна жизнь тела и всего живого, а Исрафиль - за дуновение в трубу, причину воскрешения мира и возвращения душ в тела. Таким образом, обращение к Аллаху посредством упоминания Его власти над этими тремя великими ангелами имеет большое значение в достижении желаемого.
48. Сказал имам Тахави: «И не уверуют по-настоящему в то, что обитатели рая смогут лицезреть Аллаха, те, кто посчитал это домыслом, или пытается дать этому толкование в собственном понимании. (Это объясняется тем, что) толкование этого видения, и в целом смысл всего того, что относится к господству Всевышнего Аллаха, в том, чтобы отказаться от попыток истолкования и понять необходимость подчинения себя (Корану и Сунне), на чём и основывается религия мусульман. Тот же, кто не остерегается отрицания и уподобления - заблудится, и не сможет отдалить Его от недостатков».
Комментарий Али бин Али бин Мухаммада бин Аби аль-´Изз аль-Ханафи:
Шейх ат-Тахави упоминает возражение му’тазилитам, отрицавшим возможность видения Аллаха в Раю, а также тем, кто уподобляет видение Аллаха видению творения, пророк сказал: «Поистине вы увидите своего Господа так, как вы видите луну в ночь полнолуния» Передано аль-Бухари (№ 7437) и Муслимом (№ 182).
|
В данном случае речь идет об уподоблении видения видению, а не видимого видимому, и это четко подтверждает то, что в данном хадисе говорится именно о видении, какие же еще нужны разъяснения после этого?! Если и этот хадис подвергнуть толкованию, то что же говорить о других аятах или хадисах! Возможно ли, чтобы текст этого хадиса означал, что вы узнаете своего Господа так же, как узнаете луну в ночь полнолуния?! Сторонники подобного толкования ссылаются на аят:
«Видел ли ты, что сделал твой Господь с обладателями слона?» (105:1), и другими подобным им аятами, в которых использован глагол «видеть», считая, что в данном случае он означает духовное видение, или познание. Несомненно, глагол «видеть» иногда может означать видение органами зрения, а иногда - видение духовное, также он может употребляться в отношении сновидений и тому подобного. И если говоривший не использует в контексте слова, позволяющие точно определить, какое конкретно значение имеется в виду в данном случае, то это значит, что он не дал разъяснение своим словам, наоборот, он еще больше запутает слушателя. Так какое же разъяснение или контекст нужно к словам: «Вы увидите своего Господа, подобно тому, как вы видите полуденное солнце в безоблачную погоду»?! Достоверный хадис, переданный со слов Абу Саида аль-Худри имамами аль-Бухари (№ 7439) и Муслимом (№ 183). Есть ли что-то еще, что более конкретно бы указывало на видение именно воочию, или духовное видение? Подобного может не заметить только тот человек, сердце которого ослепил Аллах.
Если же скажут: «К подобному толкованию нас привел разум, который говорит, что видение Аллаха воочию невозможно представить», то мы ответим: «Это ваше утверждение противоречит мнению многих обладающих разумом, и в этом нет ничего такого, чего разум не мог бы себе представить. Наоборот, если разум представил бы себе существование Сущего и Самодостаточного, которого невозможно увидеть, то он бы непременно решил, что это невозможно».
Сказал имам Тахави: «Которые подходят к этому с помощью домыслов».
Комментарий Али бин Али бин Мухаммада бин Аби аль-´Изз аль-Ханафи:
|
означает домыслы о том, что Всевышнего Аллаха можно увидеть так или по-другому, и эти домыслы приведут в конечном итоге к антропоморфизму. Если же он отрицает видение Аллаха в Раю по причине сомнений, то он станет отрицать атрибуты Всевышнего. Поэтому следует противостоять подобным сомнениям и не отрицать все сразу - и истину и ложь, возражая тем, кто утверждает ложь - наоборот, следует отвергать ложь и утверждать истину.
Именно на это указал шейх ат-Тахави, да помилует его Всевышний Аллах, сказав: «Тот же, кто не остерегается отрицания и уподобления - заблудится, и не сможет отдалить Его от недостатков», и эти му’тазилиты считают, что они, отрицая возможность видения Аллаха, таким образом, достигают отрицания наличия у Аллаха каких бы то ни было недостатков?! Разве возможно отрицание наличия у Аллаха недостатков путем отрицания Его атрибутов совершенства? Отрицание возможности видения не может быть атрибутом совершенства, так как невидим тот, кто не существует, совершенство же заключается в признании видения в сочетании с отрицанием возможности охватить Его взором. То же самое можно сказать и о знании, так отрицание знания Аллаха не будет совершенством, совершенство заключается в признании того, что можно получить знания об Аллахе в сочетании с отрицанием возможности полностью охватить Его знанием, - таким образом, Всевышнего нельзя охватить взором, так же как нельзя объять знанием.
49. Сказал имам Тахави: «или пытаются дать толкование подобного с помощью собственного понимания»
Комментарий Али бин Али бин Мухаммада бин Аби аль-´Изз аль-Ханафи:
- то есть заявляет о том, что он якобы понял истинное толкование, которое отличается от прямого значения и от того, что каждый араб понимает исходя из смысла слов. В терминологии поздних богословов слово «та’виль» - «толкование», приобрело следующий смысл: «придание слову смысла, отличного от его прямого значения», посредством чего многие смогли искажать смысл текстов Корана и Сунны, говоря: «Мы придаем толкование тому, что противоречит нашему пониманию», называя «толкованием» искажение значения слов, облекая его в красивую оболочку для того, чтобы оно было принято. Всевышний Аллах так сказал о тех, кто приукрашает ложь: «Таким образом, Мы определили для каждого пророка врагов - дьяволов из числа людей и джиннов, внушающих друг другу красивые слова обольщения» (6:112). Однако, согласно основополагающим принципам шариата, во внимание принимаются не слова, а их значение, так сколько же лжи было приукрашено доказательствами, с тем чтобы противостоять истине?!
Здесь его слова схожи с тем, что было сказано ранее: «.поэтому мы не подходим к рассмотрению данного вопроса, предлагая в качестве истолкования свои собственные мнения, и не пыта емся вообразить нечто, следуя собственным пристрастиям.». В продолжение этого он сказал «толкование этого видения, и в целом смысл всего того, что относится к господству Всевышнего Аллаха, в том, чтобы отказаться от попыток истолкования и понять необходимость подчинения себя (Корану и Сунне), на чём и основывается религия мусульман».
|
Шейх ат-Тахави тактично сказал «отказаться от попыток толкования», которое на самом деле есть искажение значения слов, стремясь вести диалог, используя наилучшие выражения, как это повелел Всевышний: «и веди спор с ними наилучшим образом» (16:125).
Его слова не означают полного отказа от того, что называют толкованием, или отказ от объяснения чего-либо некоторым людям из-за существования более предпочтительного доказательства Корана или Сунны. Речь, прежде всего, идет о неверных токованиях, ошибочность которых подтверждается Кораном и Сунной, и которые противоречат пониманию праведных предшественников, а также отказе от разговоров об Аллахе без знаний.
Примером подобных неверных толкований является истолковывание доказательств, подтверждающих видение Аллаха, или возвышенность Аллаха над творениями, обращение Всевышнего с речью к Мусе, а также того, что Господь избрал Ибрахима возлюбленным, и так далее. Таким образом, слово «та’виль» стало использоваться в значениях, отличных от его основного прямого смысла.
В Книге Аллаха и Сунне пророка, да благословит его Аллах и приветствует, слово «та’виль» - это «разъяснение содержания того, что говорится». Таким образом, толкование известия означает то, о чем было сообщено, толкование действия означает само действие, которое следует исполнить, как сказала Айша, да будет доволен ею Аллах: «Совершая поясные и земные поклоны, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обычно говорил: «Преславен Ты, о Аллах, Господь наш, хвала Тебе! О Аллах, прости меня! /Субханака, Аллахумма, Раббана ва би- хамдик, Аллахумма-гфир-ли/», выполняя то, что было велено ему делать в Коране (Велений такого рода в Коране действительно немало, например, Всевышний Аллах сказал: «...восславь же хвалой Господа своего и попроси у Него прощения» (сура «Помощь», аят 3))». (Передано аль-Бухари (№ 794, 817, 4693, 4967 и 4968)).
Всевышний сказал: «неужели они дожидаются чего-либо, кроме его толкования, и когда осуществится его толкование, тогда те, которые предали его забвению прежде, скажут: «посланники нашего Господа приходили с истиной» (7:53). Также это слово используется как «толкование сна» или значение действия или поступка, как об этом говорится в Коране: «Это есть толкование моего давнего сна» (12:100),
«Так будет лучше и прекраснее по значению» (4:59),
«я поведаю тебе суть того, к чему ты не смог отнестись с терпением» (18:78) и
«Вот суть того, к чему ты не смог отнестись с терпением» (18:82).
И кто отрицает подобное толкование и знание о том, что касается повелений или запретов Аллаха?!
Что же касается повествований или сообщений, как, например, сообщение о существовании Аллаха или о Судном дне, то иногда их истинное толкование не передается, так как не может быть понято обычным повествованием. Это объясняется тем, что если повествующий иногда может не представлять себе то, о чем сообщает, или не знал об этом ранее, то это значит, что он не знает его истинной сути, которая есть разъяснение того, что он сообщает. Это и есть то, толкование чего не знает никто кроме Аллаха, однако, это не означает, что незнание толкования есть незнание смысла, который говоривший хотел донести до слушателя. В Коране нет ни одного аята, над которым Всевышний не повелел бы размышлять, и Он хочет, чтобы мы знали, что означает каждый ниспосланный аят, даже если его истинный смысл не знает никто кроме Аллаха. Таков смысл слова «та’виль» в Коране, Сунне и высказываниях ученых из числа сподвижников и их последователей, независимо от того, соответствует ли это толкование явному значению слов, или нет.
Толкование, используемое многими комментаторами, такими как Ибн Джарир и некоторые другие, означает Комментарий Али бин Али бин Мухаммада бин Аби аль-´Изз аль-Ханафи:аятов и разъяснение их смысла, независимо от того, соответствует ли это их прямому значению или нет. Такое применение «толкования» также хорошо известно и оно сродни комментарию, который в зависимости от ситуации может быть одобрен или отвергнут.
Что же касается слов Всевышнего: «толкования этого не знает никто, кроме Аллаха. И обладающие основательными знаниями» (3:7) имеет два варианта прочтения: - остановка после слов «никто, кроме Аллаха», или - после слов «обладающие основательными знаниями». Оба варианта правильные, в первом случае подразумевается то, что значение иносказательных аятов знает только Аллах, во втором - то, что имеющие основательные знания могут их комментировать, то есть понимают их значение.
Однако остановка после слов «никто, кроме Аллаха» не означает, что слово «та’виль» - это разъяснение смысла, так как это бы означало, что Всевышний Аллах ниспослал Своему посланнику слова, которые не понимает никто - ни посланник, ни его община. Из этого бы следовало, что имеющим основательные знания также не оставалось ничего, кроме как сказать: «Мы уверовали в него. Все это - от нашего Господа» (3:7), что может сказать любой не обладающий знаниями верующий. Обладающие основательными знаниями должны отличаться от простых верующих в этом, так, Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я один из имеющих основательные знания, которые знают толкование этих иносказательных аятов», и он прав, так как именно о нем пророк, да благословит его Аллах и приветствует, просил Аллаха: «О Аллах, дай ему понимание религии и научи толкованию» (Хадис передается аль-Бухари и другими, в этой версии хадис передан Ахмадом (т. 1, стр. 266, 314, 328 и 335), а также ат-Табарани в своей книге «аль-Кабир» (№ 10614 и 12506)), его мольба не отвергается Всевышним. Известный комментатор Корана Муджахид сказал: «Я прочитал Коран Ибн Аббасу от начала и до конца, останавливаясь после каждого аята и спрашивая о нем»197. Существует множество достоверных цепочек свидетельств того, что Ибн Аббас говорил о каждом аяте Корана и ни об одном из них он не сказал, что этот аят - из числа иносказательных, и его толкования не знает никто кроме Аллаха.
Согласно мнению авторитетных в основах исламского права ученых, да смилостивится над ними Аллах, иносказательные аяты («аль-муташа- бих») - это буквы, которые есть в начале некоторых сур Корана, как это передается от Ибн Аббаса. Но даже о значении этих букв говорили многие, и если их смысл понятен, то смысл иносказательного становится понятен, а если нет - то эти буквы и есть те иносказательные аяты, кроме которых значение всего остального известно, что и было нужно рассмотреть.
Всевышний Аллах сказал:
«Писание, в котором есть ясно изложенные аяты, составляющие мать Писания, а также другие аяты, являющиеся иносказательными» (3:7), а эти буквы согласно мнению многих обычных людей не являются аятами.
Более поздними факихами и мутакаллимами слово «та’виль» использовалось в следующем значении: «Изменение значения слова от его прямого, более предпочтительного значения к менее предпочтительному в силу доводов, которые требуют этого». Именно это - то значение, относительно которого спорят многие по поводу его применения к текстам Корана и Сунны.
Истинное, правильное значение слова «та’виль» - толкование в соответствии с тем смыслом, на который указывают Коран и Сунна, а то, что противоречит этому, то является неверным толкованием, о чем много сказано в различных трудах. Так, в книге «ат-Табсыра» упоминается, что Насыр бин Йахйа аль-Балхый передает от Умара бин Исма’иля бин Хаммада бин Абу Ханифы, а тот от Мухаммада бин аль-Хасана, да смилостивится над ними Аллах, о том, что его спросили об аятах и хадисах, в которых говорится об Атрибутах Аллаха Всевышнего, прямое понимание которых может привести к антропоморфизму. Он ответил: «Мы принимаем их так, как они дошли до нас, верим в них и не задаем вопроса «Как?» и «Как?»».
Следует знать, что неверный смысл, который может привести к неверию, не является явным значением аятов или хадисов, и не является следствием этого значения. Тот же, кто воспринимает их таким образом, то лишь по причине собственного неправильного понимания или недостатка в знаниях, как об этом было сказано:
Сколько же тех, кто порицает чьи-то правильные слова
А беда лишь в их неверном понимании
Как же можно говорить что-либо подобное о слове Аллаха, правдивейшей из речей и лучшем из повествований, Писании, «аяты которого ясно изложены, а затем разъяснены Мудрым, Ведающим» (11:1)? По сути, слова приверженцев толкования не в соответствии с Кораном и Сунной означают: «Явный смысл Корана и Сунны - неверие и заблуждение, и что в этом смысле нет ничего, что следовало бы исповедовать, и нет в нем разъяснения единобожия и отрицания наличия недостатков у Аллаха».
Итак, то, на что указал Коран - истина, но сторонники аллегорического толкования утверждают, что явный смысл Корана ведет к неверному пониманию, поэтому необходимо изменить значение его слов.
Им следует ответить: дверь, которую вы открыли, даже думая о том, что этим побеждаете своих верующих братьев в некоторых моментах спора, в действительности оказалась открытой для многих видов язычников и еретиков, и закрыть эту дверь вам не под силу. Если вы допускаете изменение значения Корана без какого бы то ни было законного доказательства, то где критерий, по которому можно определить, что может быть истолковано, а что - нет?
Если же вы скажете, что мы истолковываем только то, на что указывают нам убедительные доводы разума, а все остальное мы принимаем, то как мы можем взвесить «убедительные доводы разума»? Так, кармат-батынит считает, что аллегорическое толкование всех внешних проявлений ислама подтверждается убедительными доводами разума, философ то же самое может сказать, отрицая воскрешение из мертвых. Ссылаясь на «убедительные доводы разума» му’тазилиты отрицают видение Всевышнего Аллаха, Его знание, речь, или милость! Таким образом, различные толкования, которые, по мнению их сторонников обязательны с точки зрения разума, не поддаются счету.
Таким образом, возникает две большие опасности:
- Мы не признаем значения Корана и Сунны до тех пор, пока не проведем долгих и подробных исследований, которые бы подтвердили разумом возможность этого, и каждое течение или секта, разногласящая относительно Корана, станет говорить, что разум подтверждает именно их точку зрения, что в конечном итоге приведет к замешательству;
- Это приведет к тому, что людские сердца лишатся твердости в убеждениях, так как не будут верить в явный смысл Откровения, что касается толкований, то они запутанны. Из чего следует, что Коран и Сунна перестают указывать путь к тому, что сообщил Всевышний Своим рабам, несмотря на то, что доведение воли Аллаха - функция пророков, а Коран сам по себе есть Великая весть. Именно поэтому мы видим многих из последователей различных толкований использующими доводы Корана и Сунны только в качестве дополнительного аргумента, а не основы, принимая их, если это соответствует тому, что велит их разум, и истолковывая их, если это противоречит этому, что означает открыть врата перед различными ересями и безверием, упаси нас Аллах.
50. Сказал имам Тахави: «Тот же, кто не остерегается отрицания и уподобления - заблудится, и не сможет отдалить Его от недостатков».
Комментарий Али бин Али бин Мухаммада бин Аби аль-´Изз аль-Ханафи:
Отрицание атрибутов Аллаха и уподобление Его творениям (в частности антропоморфизм) - две болезни, которой подвержены сердца людей, болезни сердец можно разделить на две категории: болезнь сомнений и болезнь желаний или страсти - данные категории упомянуты в Коране. Всевышний сказал: «дабы не возжелал вас тот, чье сердце поражено недугом» (33:32), в данном случае упоминается болезнь страсти, что также упоминается в аяте: «Их сердца поражены недугом. Да усилит Аллах их недуг!» (2:10). Болезнь сомнений упоминается в словах Всевышнего: «А что касается тех, чьи сердца поражены недугом, то это добавляет сомнение к их сомнению» (9:125), и она более низкая по сравнению с болезнью страстей, так как страсть или желание может быть излечено удовлетворением, сомнения же не подаются лечению, кроме тех, кого миловал Аллах Своей милостью.
Сомнения, которые связаны с атрибутами Аллаха - это их отрицание или уподобление, и отрицание хуже уподобления, так как отрицание атрибутов есть отрицание и обвинение во лжи посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Что же касается уподобления, то это есть излишество в том, что сообщил пророк, уподобление Аллаха творению есть неверие, так как Он сказал: «Нет ничего подобного Ему» (42:11), отрицание атрибутов также является неверием, Всевышний сказал: «и Он слышащий видящий» (42:11), таким образом и отрицание, и уподобление есть две крайности, ведущие к отрицанию этих и других аятов Корана.
Это один из видов уподобления, которое бывает двух видов - уподобление Творца творениям, и уподобление творений Творцу. Отрицание первого - тот вид уподобления, отрицанию которого посвятили все усилия последователи калама, этот вид распространен среди людей меньше, чем второй. Уподобление творений Творцу широко распространено среди тех, кто обожествляет Иисуса, Узейра (библ. Ездра), поклоняется солнцу, луне, идолам, ангелам, огню, воде, тельцу, могилам, джиннам и так далее. Именно к ним с призывом поклоняться только Аллаху, и не придавать Ему сотоварищей, были посланы все посланники.
52. Сказал имам Тахави: «ибо, поистине, Господь наш охарактеризован атрибутами
Единственности и описан качествами уникальности, а ничто сотворённое не может быть подобным Ему по своим качествам».
Комментарий Али бин Али бин Мухаммада бин Аби аль-´Изз аль-Ханафи:
Шейх ат-Тахави, да помилует его Аллах, указывает на то, что отрицание наличия у Аллаха каких бы то ни было недостатков заключается в том, как Он Сам описал Себя как в том, что касается утверждения, так и отрицания. В данном случае слова автора основаны на суре «Очищение (веры)», в частности выражение «охарактеризован атрибутами Единственности» взято из аята «Скажи: «Он - Аллах Единый» (112:1), выражение «описан качествами уникальности» - из аята «Аллах Самодостаточный. Он не родил и не был рожден» (112:2-3), а выражение «ничто сотворённое не может быть подобным Ему по Своим качествам» из аята «и нет никого, равного Ему» (112:4), что также подтверждает то, что было сказано ранее в отношении признания Его атрибутов и отрицания уподобления творениям. Слова «охарактеризован» и «описан» являются синонимами, но согласно другого мнения - они являются близкими по смыслу - «наделен» относится к Самому Аллаху, а «описан» - к Его действиям. То же самое можно сказать и о понятиях «единственность» и «уникальность», относительно разницы между ними также считают, что «единственность» относится к Аллаху, а «уникальность» - к Его атрибутам, то есть Он Всевышний Единственный, а Его атрибуты - уникальны.
Этот смысл - истина, и никто не противоречит этому мнению, но в данном случае в словах ат-Тахави мы видим повторение, что также встречается в нескольких местах написанного им вероучения, и слова Всевышнего «Нет ничего подобного Ему» (42:11) более совершенны в отрицании наличия у Аллаха недостатков, чем выражение «ничто сотворённое не может быть подобным Ему по своим качествам».
53. Сказал имам Тахави: «Он превыше границ и пределов, составных частей, органов и приспособлений, и не объемлют Его собой шесть сторон света в отличие от всего сотворённого».
Комментарий Али бин Али бин Мухаммада бин Аби аль-´Изз аль-Ханафи:
Прежде чем приступить к рассмотрению вышеупомянутых слов шейха ат-Тахави, да помилует его Аллах, я хочу упомянуть, что в отношении использования подобных выражений люди делятся на три группы - первая полностью отрицает, вторая подтверждает, а третья поясняет, следуя праведным предшественникам, не обобщая ни отрицания, ни утверждения. Их позиция в том, чтобы подтверждать то, что подтверждается откровением, и отрицать то, что им отрицается, так как в последние века эти слова, подобно другим понятиям и терминам, стали употребляться в общем, неясном смысле, и не все используют их в лексическом значении. Поэтому сторонники отрицания с помощью этих терминов отрицают все
и истину и ложь, говоря об утверждающих атрибуты то, чего они не подразумевают, также и некоторые утверждающие наличие атрибутов Аллаха привносят в них смысл, противоречащий мнению праведных предшественников. Но так как Коран и Сунна не содержат в себе текстов, подтверждающих или отрицающих эти выражения, то мы можем описывать Аллаха только теми атрибутами, которыми Он Сам описал Себя или описал Его посланник, так как мы - приверженцы Сунны, а не те, кто привносит новшества в религию.
Этот вопрос - я имею в виду вопрос об атрибутах Аллаха - мы обязаны понимать следующим образом: утверждать только то, что утвердил Аллах и Его посланник, и отрицать только то, что отрицал Аллах и Его посланник. В утверждении или отрицании атрибутов мы обязаны твердо придерживаться слов, которые подтверждаются текстами Корана или Сунны, и утверждать только те слова и в том их смысле, который вкладывал в них Аллах и Его посланник, и отрицать те слова и в том их смысле, в котором их отрицал Аллах и Его посланник.
Что же касается слов, относительно утверждения или отрицания которых не говорится в Коране или Сунне, то мы не должны использовать их до тех пор, пока не выясним, что под ними понимал говоривший их. Если они использовались в правильном значении, - мы принимаем их, но при этом нам следует говорить о них, используя термины Корана и Сунны, и избегать использования без необходимости двусмысленных или общих понятий. Эти слова могут быть использованы тогда, когда другим способом передать суть невозможно, но и тогда необходимо использовать дополнительные слова, поясняющие их истинное значение. Так и шейх ат-Тахави, да помилует его Аллах, своими словами хотел возразить антропоморфистам, таким как Дауд аль-Джавариби и ему подобным, говорившим: Аллах это тело, состоящее из туловища и органов и так далее, свят Аллах от всего, что на Него наговаривают!
Значение, которое в отрицание вложил ат-Тахави, в данном случае верное (То есть его выражение «Он превыше границ и пределов, составных частей, органов и приспособлений, и не объемлют Его собой шесть сторон света в отличие от сотворённого» является возражением конкретно антропоморфистам, таким как Дауд аль-Джавариби и ему подобным — Прим. переводчика.), но в дальнейшем этому был придан общий смысл, содержащий как истину, так и заблуждение. Поэтому он нуждается в пояснении: человек не может познать границ и пределов Аллаха, как не может познать и пределов Его атрибутов, как это единодушно утверждали праведные предшественники.
Абу Дауд ат-Тайалиси сказал: «Суфьян, Шу’ба, Хаммад бин Зейд, Хам- мад бин Салама, Шурейк и Абу Авана не говорили о пределах Аллаха, но и не уподобляли Его творениям, следовали хадисам и не задавали вопроса «Как?», а если их спрашивали, то они отвечали на основании слов посланника, его сподвижников и их последователей». Далее в словах автора будет упомянуто, что «и Его творения не способны объять Его», из чего становится ясно, что Аллах чист и далек от того, чтобы кто-то познал Его пределы. Что же касается таких слов как «составные части», «органы» или приспособления», то с их помощью некоторые пытаются отрицать часть атрибутов Аллаха, например как «руки» или «лик», несмотря на то, что их наличие утверждается бесспорными доказательствами Корана и Сунны. Абу Ханифа, да будет доволен им Аллах, в своей книге «аль-Фикх аль-акбар» сказал: «У Него есть руки, лик, «самость» («Самость» - в данном случае это слово использовано для перевода арабского слова «нафс», которое обычно используется в значении «душа», или используется в значении «сам» - Прим. переводчика), как об этом сказал Всевышний, упомянув эти атрибуты в Коране. Он обладает ими, и мы не задаем вопрос «Как?» относительно их сути, и не говорим: «Его рука это Его могущество и Его дары», так как в этом содержится отрицание Его атрибута» («Аль-Фикх аль-акбар», комментарии Али аль-Кари, стр. 36 и 37).То, что сказал имам, да будет доволен им Аллах, подтверждается бесспорными доказательствами, Всевышний Аллах сказал:
«О Иблис! Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворил Своими обеими Руками?» (38:75);
«а ведь вся земля в День воскресения будет всего лишь Пригоршней Его, а небеса будут свернуты Его Десницей» (39:67);
«Всякая вещь погибнет, кроме Его Лика» (28:88);
«Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием» (55:27). Всевышний также сказал:
«Ты знаешь то, что у меня в душе, а я не знаю того, что у тебя в Душе.» (5:116);
«Ваш Господь предписал Себе* быть Милосердным» (6:54);
*(В тексте аята употреблено слово «нафс», одним из значений которого является и «душа», в таком случае смысл перевода аята мог бы звучать, как «Ваш Господь предписал своей душе милосердие»).
«Я избрал тебя для Себя» (20:41);
«Аллах предостерегает вас от Самого Себя» (3:28).
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, как это передано в хадисе о заступничестве, сказал: «Когда люди придут к Адаму и скажут: «Аллах создал тебя Своими руками, повелел Своим ангелам поклониться тебе, и Он научил тебя именам всех вещей» (Часть длинного хадиса о заступничестве, переданного Анасом, который в данной версии передан аль-Бухари (№ 4476)).
В данном случае слово «руки» в выражении «сотворил своими руками» истолковать как «могущество» неверно, так как слова Всевышнего: «я сотворил Своими обеими (В аяте слово «руки» использовано в двойственном числе - Прим. Переводчика) Руками?» (38:75) не может означать «Я сотворил Своими двумя могуществами». Если бы это было так, то в ответ Иблис мог бы сказать «Ты и меня создал Своим могуществом», но он, несмотря на свое неподчинение Аллаху, знал своего Господа лучше джахмитов, которые отрицали, а точнее истолковывали этот атрибут Аллаха. У них нет возражений против слов Всевышнего:
«неужели они не видят, что из того, что совершили наши руки, Мы создали для них скот, и что они им владеют?» (36:71), так как Аллах употребил множественное значение слова «руки» вместе с местоимением множественного числа «Наши», чтобы сочетание двух слов во множественном числе указывало на власть и величие. Он не сказал: «Мои руки», соединив множественное число с местоимением единственного числа, и не «Наши обе руки», соединив руки в двойственном числе с местоимением множественного числа. Слова Всевышнего: «из того, что совершили Наши руки» не одно и то же со словами «кого Я сотворил Своими обеими Руками», посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «и Его покрывало - свет (в другой версии - огонь), и если бы не оно, то сияние, исходящее от Его лика, сожгло бы все созданное Им, настолько, насколько простирается Его взор» (Этот хадис упоминался нами ранее, его передал имам Муслим (№ 179) в книге «Вера», глава «Слова пророка «Поистине Аллах не спит»»).
Однако эти атрибуты нельзя назвать органами, частями тела, приспособлениями или составными частями, так как все это - части сущности или природы объекта, а Аллах - единственный и самодостаточный, Он не делится на части, велик Он и славен. Что же касается органов или частей тела, то это подразумевает разделение на части, а Аллах превыше всего этого, именно из этого следует смысл аята: «которые поделили Коран на части» (15:91). Органы или части тела подразумевают собой их применение или использование, так же как и приспособления, которыми можно воспользоваться, чтобы получить пользу или избежать вреда. Все это неприменимо по отношению к Всевышнему Аллаху, и поэтому не упоминается в числе атрибутов Всевышнего Аллаха. Слова же, используемые в шариате имеют верный смысл и не допускают возможного неправильного толкования, поэтому следует не отклоняться от них ни в сторону отрицания, ни в сторону уподобления. Это позволит избежать утверждения ложного понимания или отрицания правильного значения слов. Что же касается всех этих общих понятий или слов, то они подвержены как верному, так и неверному толкованию.
Что же касается слова «направление», то иногда под ним понимается как существующий объект, так и отсутствующий, так как известно, что все существующее есть либо Создатель, либо созданное Им. Таким образом, если под «направлением» понимается что-то помимо Аллаха, то это есть творение. Ничто не может объять Всевышнего Аллаха, ни одно из творений не может охватить Его. Если же под «направлением» понимается что-то несуществующее, то есть выше сотворенного мироздания, то там не может быть ничего, кроме Всевышнего Аллаха. Так, если к
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!