Принципы и подходы к формированию — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Принципы и подходы к формированию

2019-08-07 178
Принципы и подходы к формированию 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ритмика для детей с ДЦП

Преподавание коррекционной ритмики имеет большое значение для детей с ДЦП. Специфические средства воздействий, свойственные коррекционной ритмике, способствуют общему разностороннему развитию ребёнка и основываются на взаимодействии движения, музыки, речи. У детей с ДЦП проблема заключается в том, что характеристика каждого из этих компонентов в определенной степени не соответствует норме.
Рассмотрим первый компонент – движение. При ДЦП нарушение двигательных функций первично и представляет собой своеобразное отклонение моторного развития, которое без соответствующей коррекции оказывает неблагоприятное влияние на весь ход формирования нервно-психических функций. Поражение центральной нервной системы при ДЦП нарушает работу мышечных схем произвольных движений, что и определяет одну из основных трудностей становления двигательных навыков, а значит, сказывается на выполнении самых элементарных упражнений.
Второй компонент – музыка. С одной стороны, она формирует чувство прекрасного, поднимает эмоциональный настрой, повышает мотивацию обучения. С другой – важнейшими выразительными средствами музыки служат ритм и темп, соблюдение которых затруднительно для детей с ДЦП. Различные нарушения мышечного тонуса (спастичность, регидность, гипотония, дистония), наличие гиперкинезов, тремора, синкинезии не дают возможности выполнять движения в заданных ритме и темпе.
Третий компонент – речь. В работах отечественных и зарубежных исследователей указывается, что при ДЦП наряду с нарушениями опорно-двигательного аппарата отмечаются разнообразные речевые нарушения (дизартрии, анартрия, заикание). Для детей с ДЦП характерны различные формы речевого дизонтогенеза, проявляющиеся в виде как обратимых нарушений (задержка доречевого и речевого развития), так и более стойких системных расстройств (ОНР). Поэтому задания, включающие речевой материал, должны быть индивидуальными.
Суть коррекционной ритмики для детей с ДЦП состоит в целесообразном использовании каждого из вышеуказанных компонентов по индивидуально проработанной программе, что благотворно влияет на психическое и физическое развитие ребёнка.

Реабилитация ребенка с ДЦП - длительный и сложный процесс, так как его психика и моторика находятся в постоянном динамическом развитии. Двигательные нарушения носят врожденный характер, психомоторное развитие не может протекать нормально из-за того, что формирование дефекта опережает формирование правильных навыков. Поэтому, процесс двигательного восстановления должен основываться на знании физиологического двигательного развития ребенка.

Занятия ритмикой дают положительную динамику в развитии психоэмоциональной, психомоторной сферы детей с ДЦП. Ритмика проводится в специальных учреждениях квалифицированным ритмистом, владеющим знаниями в области специальной психологии и педагогики, практическими навыками ритмических движений.

В коррекционной работе с детьми с ДЦП также используется метод психогимнастики. Это комплекс упражнений, игр, этюдов, с помощью которых преодолеваются психоэмоциональные и двигательные нарушения у детей. На подобных занятиях дети обучаются элементам техники выражения эмоций с помощью выразительных движений тела, развиваются навыки релаксации. Большое значение уделяется коррекции коммуникативных нарушений, трудностей общения со сверстниками. Во время занятий в основном чаще используется невербальный материал, что очень важно при выраженной дизартрии, сочетающейся с алалией.

Уместно применяется и методика саморелаксации мышечного тонуса при негрубых, легких проявлениях детского церебрального паралича. Обучение навыкам саморелаксации проводится детским психиатром или психологом и направлена на обучение детей элементам мышечного расслабления. Эта работа проводится в несколько этапов. На первом этапе детей учат прислушиваться к своим мышечным ощущениям при выполнении упражнений на напряжение или расслабление мышц тела. Дети выполняют пассивные движения руками и ногами на сгибание и удержание определенной позы. Второй этап предполагает обучение навыкам релаксации в малой группе, когда дети по инструкции взрослого выполняют движения на сжатие, затем на расслабление рук, ног, мышц шеи. Третий этап завершает обучение навыкам релаксации, когда внимание взрослого обращается на работу мышц артикуляторного аппарата. Подобная методика обучения навыкам саморелаксации представлена в работах зарубежных психиатров Г.Шульца, Ж.Берже, и адаптирована для детей Э. Якобзоном.

 

 

Адаптированная рабочая программа для детей с ДЦП»

  1. Целевой раздел

 

    1. Пояснительная записка

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №49», г.Хабаровска в соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» обеспечивает помощь семье в воспитании детей дошкольного возраста, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений речи, психических функций.

Дошкольное образование в учреждении осуществляется в соответствии с настоящей адаптированной основной образовательной программой (далее Программа), разработанной в соответствии:

с международно-правовыми актами

  • Конвенцией о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г., вступила в силу для СССР 15.09.1990 г.);
  • Декларацией прав ребёнка (провозглашена резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи от 20.11.1959 г.);
  • Конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 г. (с изменениями и дополнениями);

с законами РФ

  • Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральным законом от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
  • Федеральным законом от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
  • Семейным Кодексом РФ от 08.12.1995 г. № 223-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
  • Конституцией РФ от 12.12.1993 г. (с изменениями и дополнениями);

с документами Правительства РФ

  • Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы»;

с документами Министерства образования и науки РФ

  • Письмом Минобрнауки РФ от 28.02.2014 г. №08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

с документами Федеральных служб

  • Письмом Рособрнадзора от 07.02.2014 г. № 01-52-22/05-382 «О дошкольных образовательных организациях»
  • «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13);
  • Концепцией содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (утверждена ФКС по общему образованию МО РФ 17.06.2003 г.);

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования разработана для коррекционной работы с детьми – инвалидами имеющих тяжёлые нарушения речи и задержку психического развития.

Обязательная часть Программы реализуется в соответствии с разделом «Коррекционная и инклюзивная педагогика» основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой. М.А. Васильевой, а также адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи под редакцией профессора Л.В. Лопатиной. При составлении адаптированной программы использовались рекомендации следующих методических пособий: - «Система коррекционной работы в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи» под редакцией Н.В.Нищевой, «Программа по подготовке к школе детей с задержкой психического развития: Старший дошкольный возрас» С.Г. Шевченко и др. Адаптированная программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста с ДЦП и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

Программа направлена на создание условий развития дошкольников, открывающих возможности для позитивной социализации ребёнка с ОВЗ, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видам деятельности.

«Программа» содержит материал для организации коррекционно - развивающей деятельности с каждой возрастной группой детей. Коррекционная деятельность включает логопедическую работу и работу по образовательным областям, соответствующим Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), представляющему собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования может корректироваться в связи с изменениями нормативно-правовой базы дошкольного образования, образовательного запроса родителей, видовой структуры групп.

 

1.1.1.Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования

 

Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации адаптированной образовательной программы определяются ФГОС дошкольного образования, Уставом ДОУ, реализуемыми комплексными программами, приоритетного направления деятельности ДОУ - оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, обеспечение равных стартовых возможностей для успешного обучения выпускников ДОУ в школе.

Цель программы: Развитие личности детей дошкольного возраста с ОВЗ в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей; всестороннее развитие психических познавательных процессов

Программой предусматривается разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их развитии, в том числе речевом, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

Программа ДОУ, согласно требованиям к структуре образовательной программы дошкольного образования, направлена на:

  • Создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
  • Создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему социализации и индивидуализации детей;
  • сохранение и укрепление здоровья детей;
  • коррекцию нарушений в физическом и психическом развитии детей.

С целью эффективной реализации этих направлений ДОУ ставит перед собой следующие цель и задачи.

Цель:

Обеспечить построение целостного коррекционно-развивающего -психолого-педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребёнка (физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое), максимально обеспечивающего создание условий для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

 

Задачи:

 

  • Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • Осуществлять раннюю диагностику, определять пути профилактики и координации психических нарушений (своевременно выявлять детей с трудностями адаптации, обусловленными ОВЗ);
  • Определять особые образовательные потребности детей с ОВЗ;
  • создание благоприятных условий пребывания детей в ДОУ в соответствии с современными образовательными, гигиеническими требованиями и требованиями безопасности;
  • внедрение в образовательный процесс эффективных педагогических технологий дошкольного образования, направленных на личностное развитие воспитанников, на коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей, на подготовку к обучению в школе;
  • разработка оптимальной модели образовательного процесса, обеспечивающей развитие специфических для дошкольного возраста видов деятельности (игровая, коммуникативная, самообслуживание и элементарный бытовой труд, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, конструирование из разного материала, изобразительная, музыкальная, двигательная);
  • обеспечение развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром;
  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс;
  • разработка и внедрение технологии подгруппового и группового взаимодействия здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, развитие активных форм вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ.

 

Года

Познавательное развитие

Ребенок:

- составляет схематическое изображение из двух-трех частей;

- создает предметные конструкции из двух-трех деталей;

- показывает по словесной инструкции и может назвать два-четыре основных цвета и две-три формы;

- выбирает из трех предметов разной величины «самый большой» («самый маленький»);

- выполняет постройку из трех-четырех кубиков по образцу, показанному взрослым;

- обладает навыком элементарной кооперативной деятельности с другими детьми в ходе создания коллективных построек (строим одинаковые постройки, вместе создаем одну и т. п.) с непосредственным участием взрослого;

- воспринимает и запоминает инструкцию из трех-четырех слов;

- использует в игре предметы-заместители;

- усваивает сведения о мире людей и рукотворных материалах;

- обладает навыком элементарного планирования и выполнения каких-либо действий с помощью взрослого и самостоятельно («Что будем делать сначала?», «Что будем делать потом?»);

- обладает навыком моделирования различных действий, направленных на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности (показ руками, пантомимические действия на основе тактильного и зрительного обследования предметов и их моделей);

- считает с соблюдением принципа «один к одному» (в доступных пределах счета), обозначает итог счета;

- знает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима);

- обладает когнитивными предпосылками различных видов деятельности.

Речевое развитие

Ребенок:

испытывает потребность в общении и применении общих речевых умений;

стремится к расширению понимания речи;

пополняет активный словарный запас с последующим включением его в простые фразы;

использует простые по семантике грамматические формы слов и

продуктивные словообразовательные модели;

использует простейшие коммуникативные высказывания.

Физическое развитие

Ребенок:

- ударяет мяч об пол и ловит его двумя руками;

- обладает развитой крупной моторикой, выражает стремление осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.);

- реагирует на сигнал и действует в соответствии с ним;

- выполняет по образцу взрослого, а затем самостоятельно простейшие построения и перестроения, физические упражнения в соответствии с указаниями воспитателя;

- стремится принимать активное участие в подвижных играх;

- использует предметы домашнего обихода, личной гигиены, выполняет орудийные действия с предметами бытового назначения с незначительной помощью взрослого;

- с незначительной помощью взрослого стремится поддерживать опрятность во внешнем виде, выполняет основные культурно-гигиенические действия, ориентируясь на образец и словесные просьбы взрослого.

Лет

Познавательное развитие

Ребенок:

- создает предметный рисунок с деталями, меняя замысел по ходу изображения;

- создает предметные конструкции из пяти-шести деталей (по образцу, схеме, условиям, замыслу);

- осваивает конструирование из бумаги и природного материала;

- выбирает из нескольких одну карточку по названию цвета или формы;

- располагает по величине пять-семь предметов одинаковой формы;

- занимается продуктивным видом деятельности, не отвлекаясь, в течение некоторого времени (15–20 минут);

- устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования;

- осуществляет «пошаговое» планирование с последующим словесным отчетом о последовательности действий сначала с помощью взрослого, к концу периода обучения, самостоятельно;

- находит и различает простейшие графические образцы, конструирует из плоскостных элементов (геометрическая мозаика, геометрические фигуры) и из палочек;

- моделирует целостный образ предмета из отдельных фрагментов (конструкторские наборы, сборно-разборные игрушки, разрезные картинки).

- использует конструктивные умения в ролевых играх;

- имеет представления о независимости количества элементов множества от пространственного расположения предметов, составляющих множество, и их качественных признаков;

- осуществляет элементарные счетные действия с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия;

- анализирует объект, воспринимая его во всем многообразии свойств, определяет элементарные отношения сходства и отличия;

- имеет представления о времени на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках); узнает и называет реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь);

- действует по правилу или по инструкции в предметно- практических и игровых ситуациях;

- использует схему для ориентировки в пространстве;

- распределяет предметы по группам на основе общего признака (одежда, обувь, посуда);

- запоминает по просьбе взрослого шесть-семь названий предметов.

Речевое развитие

Ребенок:

- владеет элементарными коммуникативными умениями, взаимодействует с окружающими взрослыми и сверстниками, используя речевые и неречевые средства общения;

- может самостоятельно получать новую информацию (задает во- просы, экспериментирует);

- обладает значительно возросшим объемом понимания речи;

- обладает возросшими звукопроизносительными возможностями;

- в речи употребляет все части речи, проявляя словотворчество;

- с помощью взрослого рассказывает по картинке, пересказывает небольшие произведения;

- сочиняет небольшую сказку или историю по теме, рассказывает о своих впечатлениях, высказывается по содержанию литературных произведений (с помощью взрослого и самостоятельно);

- обладает значительно расширенным активным словарным запасом с последующим включением его в простые фразы;

- владеет ситуативной речью в общении с другими детьми и со взрослыми.

 

Физическое развитие

Ребенок:

- поочередно прикасается большим пальцем к кончикам пальцев той же руки (от мизинца к указательному и обратно);

- выполняет двигательные цепочки из трех-пяти элементов;

- самостоятельно перестраивается в звенья с опорой на ориентиры;

- выполняет общеразвивающие упражнения, ходьбу, бег в заданном темпе;

- выполняет движения с речевым и музыкальным сопровождением (по образцу, данному взрослым, самостоятельно);

- элементарно описывает по вопросам взрослого свое самочувствие, может привлечь внимание взрослого в случае плохого самочувствия, боли и т. д.;

- самостоятельно и правильно умывается, моет руки, самостоятельно следит за своим внешним видом, соблюдает культуру поведения за столом, самостоятельно одевается и раздевается, ухаживает за вещами личного пользования.

Лет

Познавательное развитие

Ребенок:

- создает предметный рисунок с деталями, меняя замысел по ходу изображения;

- создает предметные конструкции из пяти-шести деталей (по образцу, схеме, условиям);

- осваивает конструирование из бумаги и природного материала;

- выбирает из нескольких одну карточку по названию цвета или формы;

- располагает по величине пять-семь предметов одинаковой формы;

- занимается продуктивным видом деятельности, не отвлекаясь, в течение некоторого времени (20-25 минут);

- устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования с помощью педагога;

- осуществляет «пошаговое» планирование с последующим словесным отчетом о последовательности действий сначала с помощью взрослого;

- находит и различает простейшие графические образцы, конструирует из плоскостных элементов (геометрическая мозаика, геометрические фигуры) и из палочек;

- моделирует целостный образ предмета из отдельных фрагментов (конструкторские наборы, сборно-разборные игрушки, разрезные картинки).

- использует конструктивные умения в ролевых играх;

- имеет представления о независимости количества элементов множества от пространственного расположения предметов, составляющих множество, и их качественных признаков;

- осуществляет элементарные счетные действия с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия;

- анализирует объект, воспринимая его во всем многообразии свойств, определяет элементарные отношения сходства и отличия;

- узнает и называет реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь);

- действует по правилу или по инструкции в предметно-практических и игровых ситуациях;

- распределяет предметы по группам на основе общего признака (одежда, обувь, посуда);

- запоминает по просьбе взрослого шесть-семь названий предметов.

Речевое развитие

Ребенок:

- владеет элементарными коммуникативными умениями, взаимодействует с окружающими взрослыми и сверстниками, используя речевые и неречевые средства общения;

- может самостоятельно получать новую информацию (задает вопросы, экспериментирует);

- обладает значительно возросшим объемом понимания речи;

- с помощью взрослого рассказывает по картинке, пересказывает небольшие произведения;

- обладает значительно расширенным активным словарным запасом с последующим включением его в простые фразы;

- владеет ситуативной речью в общении с другими детьми и со взрослыми.

Физическое развитие

Ребенок:

- проходит по скамейке, перешагивая незначительные препятствия (например, набивные мячи);

- отбивает мяч о землю одной рукой несколько раз подряд;

- продевает шнурок в ботинок и завязывает бантиком;

- бегает, преодолевая препятствия: обегая кегли, пролезает в обруч и др.;

- подбрасывает и ловит мяч двумя руками с хлопком (несколько раз);

- поочередно прикасается большим пальцем к кончикам пальцев той же руки (от мизинца к указательному и обратно);

- выполняет двигательные цепочки из трех-пяти элементов;

- самостоятельно перестраивается в звенья с опорой на ориентиры;

- выполняет общеразвивающие упражнения, ходьбу, бег в заданном темпе;

- выполняет движения с речевым и музыкальным сопровождением (по образцу, данному взрослым, самостоятельно);

- элементарно описывает по вопросам взрослого свое самочувствие, может привлечь внимание взрослого в случае плохого самочувствия, боли и т. д.;

- самостоятельно и правильно умывается, моет руки, самостоятельно следит за своим внешним видом, соблюдает культуру поведения за столом, самостоятельно одевается и раздевается, ухаживает за вещами личного пользования.

 

 

Система оценки достижения

планируемых результатов освоения Программы

 

Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическими работниками в ходе:

  1. психолого-педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности, в процессе анализа продуктов детской деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в различных видах деятельности в рамках образовательных областей:

• социально-коммуникативное развитие;

• познавательное развитие;

• речевое развитие;

• художественно-эстетическое развитие;

• физическое развитие.

  1. углубленной диагностики развития ребенка специалистами(учитель-логопед, учитель-дефектолог).

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

- оптимизации работы с группой детей.

Периодичность оценки индивидуального развития детей с ОВЗ – сентябрь, январь, май. Длительность педагогического обследования детей специалистами - 3недели в начале учебного года (сентябрь),1 неделя – в середине (январь) и в конце учебного года (май). Педагогическая диагностика в каждой возрастной группе проводится по методике Верещагиной Н.В.

Диагностика достижения дошкольниками с ДЦП планируемых результатов.

При реализации Программы проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогического наблюдения и специально-организованного обследования. Педагогическое наблюдение – оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования.

 

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

 

2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка

Данный раздел определяет задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей, которые решаются интегрировано,в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области. При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов – как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников и во взаимодействии с родителями воспитанников. Содержание программы определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач всех участников образовательного процесса

Содержание педагогической работы с детьми с ТНР и ОНР определяется целями и задачами коррекционно-развивающего воздействия, которое организуется по трем ступеням, соответствующим периодизации дошкольного возраста. Каждая ступень, в свою очередь, включает несколько направлений, соответствующих Стандартам и деятельности специалистов по квалифицированной коррекции нарушений речи у детей.

На первой ступени проводится коррекционно-развивающая работа с детьми младшего дошкольного возраста. Она посвящена, прежде всего, совершенствованию психофизических механизмов развития детей с ТНР, формированию у них предпосылок полноценного функционирования высших психических функций и речи, а также базовых представлений о себе и об окружающем мире.

Вторая ступень посвящена работе с детьми среднего дошкольного возраста: восполняются пробелы в психоречевом развитии детей, осуществляется квалифицированная коррекция нарушений речевого развития, формируются и совершенствуются навыки игровой, физической, изобразительной, познавательной и речевой деятельности.

На третьей ступени целенаправленная работа со старшими дошкольниками с ТНР включает образовательную деятельность по пяти образовательным областям, коррекцию речевых нарушений, профилактику возможных затруднений при овладении чтением, письмом, счетом, развитие коммуникативных навыков в аспекте подготовки к школьному обучению.

Целостность педагогического процесса в ДОУ обеспечивается реализацией «Адаптированной примерной основной образовательной программы для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи» под редакцией профессора Л.В. Лопатиной (СПБ, ЦДК проф. Л,Б, Баряевой, 2014). В данной программе представлено содержание образовательных областей по возрастам: младший, средний, старший дошкольный возраст.

 

 

Образовательная область

«Социально-коммуникативное развитие»

 

Социально-коммуникативное развитие направлено на:

  • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

 

Перечень общеобразовательных программ, методических пособий и технологий, необходимых для осуществления воспитательно-образовательного процесса

 

 

Общеобразовательные программы

 

Педагогические технологии, методические пособия

Основные Дополнительные
    Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой,   «Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи» под редакцией профессора Л.В. Лопатиной   «Программа коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ОНР» под редакцией Н.В Нищевой Р.Б. Стеркина Я, ты, мы: Программа социально-эмоционального развития дошкольников. Стеркина Р.В., Князева О.Л. «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Крулехт М.В. Нравственно-трудовое воспитание ребёнка-дошкольника. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности Система работы в средней группе детского сада. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. Сост. Р.А.Жукова Игра как средство социально-эмоционального развития детей 3-5 лет. Сост. Р.А.Жукова Игра как средство развития культурно-нравственных ценностей детей 6 – 7 лет. Т.В.Макарова, Г.Ф.Ларионова Толерантность и правовая культура дошкольников И.Ф.Мулько Социально-нравственное воспитание детей 5 – 7 лет О.В.Старцева Школа дорожных наук Романова А.Б. Малюшкина Е.А. Правила дорожного движения для детей К.Ю. Белая, В.Н.Зимонина Как обеспечить безопасность дошкольников Дыбина О.В Что было до… Игры путешествия в прошлое предметов для дошкольников. Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. Куцакова Л.В Нравственно-трудовое воспитание в детском саду Монакова Н.И. Путешествие с гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников.
      1. Образовательная область «Познавательное развитие»

 

Познавательное развитие предполагает:

  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
  • о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

 

Перечень общеобразовательных программ, методических пособий и технологий, необходимых для осуществления воспитательно-образовательного процесса

 

 

Общеобразовательные программы

 

Педагогические технологии, методические пособия

Основные Дополнительные  
  Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой «Программа коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ОНР» под редакцией Н.В Нищевой   «Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи» под редакцией профессора Л.В. Лопатиной   Г.Т.Алифанова Первые шаги. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию!  

Сост. Н.А. Арапова-Пискарёва «Мой родной дом». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Мулько И.Ф Развитие представлений о человеке в истории и культуре: метод. пособие.

Н.В Нищева

«Развитие элементарных математических представлений у детей с ОНР»

Дыбина О.В. Что было до… Игры путешествия в прошлое предметов для дошкольников. Дыбина О.Б. Ребёнок и окружающий мир.

Дыбина О.Б. Занятия по ознак<

Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.128 с.