Методы принятия группового решения — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Методы принятия группового решения

2019-08-07 490
Методы принятия группового решения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Любая группа, принимающая решение, должна достичь определенного уровня согласия среди своих членов. Одни решения связаны с задачами по исполнению работы, другие – с групповыми процедурами. Однако если имеется выбор,принимать решение группой или нет, важно учитывать следующее:

1) имеется ли в группе эксперт по данному вопросу? Если да, то решение должен принимать он;

2) ограничено ли время, отводимое на выполнение задачи? Если да, то решение необходимо принимать руководителю группы;

3) насколько сложной является проблема? Если позволяет время, то сложный вопрос нужно решать в группе, если же вопрос простой и непротиворечивый, тогда его нужно поручить тому, кто имеет опыт в подобных делах;

4) ожидается ли согласие группы по обсуждаемому вопросу? Если между членами группы имеются разногласия, но выполнение должна обеспечивать вся группа, тогда вопрос нужно рассматривать в группе, если же очевидно, что возражений не будет, тогда эффективнее решать вопрос руководителю индивидуально.

Эффективность процесса обсуждения зависит от способа, с помощью которого группа принимает решение, это влияет на удовлетворенность, желание работать дальше и даже на качество решения. Выделяют различные способы принятия решений в группе:

·  решение, принимаемое экспертом;

·  решение, принимаемое большинством голосов;

·  решение, принимаемое лидером;

·  решение, принимаемое меньшинством голосов;

·  компромиссное решение;

·  консенсус.

Успешно действующая группа комбинирует различные способы в зависимости от характера проблемы, времени, отпущенного группе для ее решения, атмосферы, в которой работает группа.

В теории управления используется модель «рефлексивной рамки», представляющая собой алгоритм принятия группового решения, включающий несколько взаимосвязанных блоков вопросов. Ответы на эти вопросы позволяют повысить эффективность принимаемого решения. К числу важнейших блоков относят следующие:

1. В чем суть проблемы? Ясно ли она определена и точно ли сформулирована? Сходным ли образом понимают собравшиеся ситуацию, в которой эта проблема имеет место?

2. Какова фактическая сторона дела? Какова история проблемы? В чем ее причины? Почему это важно? На кого она влияет и как?

3. Каким критериям должно соответствовать принимаемое решение? По каким стандартам должно оцениваться решение? Каковы принципиальные требования к решению? Какая сумма необходима для его осуществления? Чьи интересы нельзя затрагивать?

4. Каковы возможные решения проблемы?

5. Какое решение является наилучшим?

6. Как исполнять решение? Какие этапы необходимы для проведения решения в жизнь? Какова их последовательность? Кто несет ответственность?

К числу наиболее распространенных способов групповых обсуждений относят: групповые дискуссии, мозговой штурм, «номинальные группы», «гудящие группы». Выбор той или иной формы связан с необходимостью использовать потенциал группы максимально эффективно. 

Метод групповой дискуссии позволяет сопоставить противоположные позиции, дать возможность участникам увидеть проблему с разных сторон, тем самым уменьшая сопротивление восприятию новой информации, нивелируя скрытые конфликты. В ходе групповой дискуссии появляется возможность устранить эмоциональную предвзятость в оценке позиции партнеров, выработать групповое решение, придав ему статус групповой нормы, использовать механизм повышения ответственности, увеличивая включенность участников дискуссии в последующую реализацию групповых решений; повысить эффективность отдачи и заинтересованность участников дискуссии в решении групповой задачи, предоставляя им возможность проявить свою компетентность и тем самым удовлетворить потребность в признании и уважении. С точки зрения процедуры проведения, групповая дискуссия предполагает обмен доводами и аргументами, защиту или опровержение выдвинутого тезиса с целью найти решение путем всестороннего сопоставления различных мнений.

Основные правила обсуждения дискуссионной проблемы:

· проблема должна быть четко сформулирована и ясна оппоненту;

· проблема не должна подменяться другим вопросом в ходе обсуждения.

Ведущий дискуссии контролирует три группы взаимосвязанных задач: задачи по отношению к теме дискуссии; задачи по отношению к группе в целом; задачи по отношению к каждому отдельному участнику. Соответственно функции ведущего дискуссии состоят в следующем:

Задачи по отношению к теме:

1. Сформулировать цель и тему дискуссии. Следить за регламентом, направлять ход обсуждения согласно намеченной цели.

2. Обеспечить возможность высказать максимум предложений по обсуждаемой проблеме, освещая все ее аспекты.

3. Подвести итоги дискуссии, сопоставив ее цели с полученными результатами.

Задачи по отношению к группе в целом:

1. Поддерживать высокий уровень активности всей группы. Умело сопоставляя различные мнения, определить противоречия, спорные вопросы, формулировать противоречие как проблему.

2. Поддерживать деловую атмосферу, не допуская личной конфронтации участников, препятствовать некорректным действиям.

3. Помочь группе прийти к согласованному мнению.

Задачи по отношению к каждому участнику:

1. Уделять внимание каждому.

2. Активизировать пассивных наблюдателей.

3. Подчеркивать вклад каждого в общий итог дискуссии.

Метод «номинальной группы» предполагает на первом этапе самостоятельную работу каждого участника над поставленной задачей в присутствии других членов группы. На втором этапе идеи собираются и ранжируются. После этого они совместно обсуждаются и принимается решение. Эта процедура названа номинальной, потому что в ней отсутствует непосредственное взаимодействие между членами группы на стадии выработки решения, однако присутствие других людей является стимулирующим фактором для каждого из участников.

Метод «гудящей группы» позволяет использовать возможности каждого члена группы в том случае, если группа достаточно велика. Для этого всех участников группового обсуждения разделяют на небольшие подгруппы, в которых ведется предварительное обсуждение проблемы, после чего предложения, полученные в подгруппах, выносятся на общее обсуждение с последующим принятием решения.

Мозговой штурм представляет собой способ группового обсуждения, при котором первоочередной целью является поиск новых вариантов решения проблемных вопросов. Правила проведения мозгового штурма нацелены на создание безопасной атмосферы, стимулирующей активное творческое воображение участников обсуждения. Этому служат:

·  временный отказ от оценки и критики выдвигаемых идей;

·  учет высказываний всех участников «штурма»;

·  запрет на поиск «правильных» решений;

·  поощрение самых неожиданных высказываний: чем больше предлагаемых идей, тем лучше;

·  улучшение, разработка, модификация высказанных идей в поиске их необычной комбинации;

·  фиксация всех идей.

Хорошо, если в группе есть специалисты и «профаны». Неспециалисты могут внести нестандартные предложения. Эти предложения служат своеобразными катализаторами идей для специалистов. Завершается мозговой штурм отбором нескольких идей для дополнительного обсуждения и выработки способов их практической реализации. Эти задачи решаются уже в формате групповой дискуссии.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.