Групповая динамика и групповая сплоченность — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Групповая динамика и групповая сплоченность

2019-08-07 408
Групповая динамика и групповая сплоченность 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Групповая динамика – это процесс изменения взаимоотношений членов группы между собой и с руководителем группы по мере решения стоящих перед группой задач. Чем меньше существует группа, тем слабее проявляются динамические характеристики. Чем дольше существует группа, тем вероятнее действие механизма групповой динамики. Обычно группа проходит 4-5 этапов развития. На каждом этапе меняются задачи и характер внутригрупповых отношений.

1. Этап ориентации (адаптационный). Это период становления, формирования группы. Члены группы ожидают объяснения целей и планов групповой деятельности. Поскольку они друг друга еще не знают, то опасаются вести себя активно, наступательно. Уровень несогласия между ними невысок.

2. Этап конфликта. На этом этапе активно формируется групповая структура, запущен процесс распределения ответственности, вызывающий эмоциональное напряжение, происходит поляризация точек зрения, группа может разделиться на несколько открыто противостоящих друг другу малых групп.

3. Этап развития сплоченности. После разногласий группа концентрирует свою энергию на уменьшении конфликтов, фиксации правил и норм, определяющих поведение в группе. Возвращается осмотрительность в высказываниях (подобно той, что имела место на начальном этапе), но целью контроля являются управление конфликтом, недопущение открытых разногласий.

4. Этап командной работы. Группа функционирует как единая рабочая команда, в которой ее участники размышляют, советуются, конструктивно критикуют друг друга и коллективно принимают решения. Эта фаза характеризуется высокой сплоченностью. Если возникают отрицательные эмоции, они не подавляются, но конструктивно перерабатываются.

Особенности группового поведения, характерные для соответствующего этапа групповой динамики, позволяют руководителю и наблюдателям как диагностировать переживаемую группой стадию развития, так и выбирать наиболее эффективные коммуникативные приемы взаимодействия с группой.

Групповая сплоченность - это степень взаимной привлекательности членов группы. Сплоченность может быть усилена любым фактором, влияющим на повышение ценности группы для индивида. В числе таких факторов:

· удовлетворение личных потребностей индивида в группе или при помощи группы;

· симпатии между членами группы;

· усилия, которые приложил индивид, чтобы попасть в группу;

· дружеская атмосфера;

· престиж группы;

· соперничество с иной группой;

· отрицательное отношение, неприязнь со стороны общества.

Барьерами на пути к групповой сплоченности могут выступать:

· величина группы: чем больше группа, тем ниже сплоченность;

· внутригрупповая конкуренция, когда каждый член группы видит в других угрозу.

Управление групповой сплоченностью – важнейший инструмент формирования командной работы и, соответственно, повышения групповой эффективности. Вместе с тем сплоченность может рождать эффект, получивший название «огруппленное мышление» (groupthink), описанный американским социальным психологом Ирвином Янисом. Следующие условия могут спровоцировать синдром огруппленного мышления:

1) сравнительно высокая сплоченность группы;

2) сравнительная изоляция группы от противоречивых источников информации, критики и скептических оценок при обсуждении вопроса;

3) директивный стиль руководства, авторитет и безусловное доверие руководителю, вследствие чего открытое обсуждение и критический анализ вопроса воспринимаются как избыточные действия;

4) отсутствие норм и правил, предполагающих критическое и непредвзятое обсуждение вопроса.

Если эти условия начинают действовать, запускается процесс огруппления мышления, для которого характерны:

1) иллюзия неуязвимости группы: доминирует установка «мы не можем быть неправы»;

2) вера в присущую группе добродетель;

3) коллективная рационализация: группа стремится оправдать свои решения, а не обдумывать их последствия;

4) стереотипное восприятие противника;

5) прямое давление на несогласных: те, кто высказывает сомнения относительно идей и планов группы, подвергаются подтруниванию и насмешкам;

6) внутренняя цензура: возникающие сомнения скрываются или отбрасываются;

7) внешняя цензура: из числа членов группы выделяются добровольные «охранники», не доводящие до группы информацию, которая могла бы поставить под сомнение эффективность групповых решений;

8) иллюзия единомыслия, возникающая при отсутствии критических высказываний.

Что происходит в результате в группе, переживающей состояние огруппленного мышления:

1) не рассматриваются возможные альтернативы, принимаются во внимание не все возражения;

2) не оценивается степень риска принятого решения;

3) усиливается предвзятость в рассмотрении информации;

4) не разрабатывается план на случай непредвиденных обстоятельств.

Противодействовать эффекту огруппленного мышления можно, лишь осознавая его последствия и не допуская условий, приводящих к нему.

Выводы

1. Групповое поведение не тождественно поведению человека вне группы. Оно зависит от таких факторов, как размер и длительность существования группы, психологическая атмосфера и степень сплоченности членов группы, конфигурация групповой структуры. На поведение индивида в группе серьезное влияние оказывают необходимость соблюдать групповые нормы, а также определенные механизмы группового давления, используемые для достижения групповых целей.

2. Преимущества и ограничения участия в групповой жизни и работе вызываются возрастающими ресурсами и в то же время конфликтом между индивидуальными и групповыми целями и возможностями.

3. Изменение характера взаимоотношений как внутри группы, так и между ее членами и руководителем в результате решения поставленных перед группой задач фиксируется понятием «групповая динамика». Выделяют несколько этапов, которые проходит группа в своем развитии, с характерными для каждого из них социально-психологическими эффектами и особенностями коммуникативного поведения.

4.  Групповая сплоченность – это степень взаимной привлекательности членов группы. Сплоченность может быть усилена любым фактором, влияющим на повышение ценности группы для индивида.

5. Групповая сплоченность может вызывать эффект огруппленного мышления, в результате которого снижается критичность группы, усиливается предвзятость при рассмотрении информации, не рассматриваются возможные альтернативы и последствия принятого решения, значительно повышается уровень риска.

Глоссарий

Групповая динамика – изменение характера взаимоотношений как внутри группы, так и между ее членами и руководителем в результате решения поставленных перед группой задач.

Групповая сплоченность – степень взаимной привлекательности членов группы.

Малая группа – взаимодействие между индивидами, для которого характерны: немногочисленность членов группы; объединение участников общей деятельностью; непосредственное личное общение между ними; наличие общих групповых норм и развитой структуры; чувство принадлежности к данной группе и восприятие данного человека другими как члена именно этой группы.

Огруппленное мышление (groupthink) – тенденция при принятии решений в сплоченных группах подавлять инакомыслие в интересах единства группы. Усиливается, если члены группы связаны взаимной симпатией, группа изолирована от инакомыслящих и ею руководит авторитарный и харизматичный лидер, который дает понять, какое решение он (или она) мог бы приветствовать.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите преимущества и недостатки участия индивида в группе.

2. Как можно объяснить эффект «сдвига риска»?

3. Перечислите основные этапы групповой динамики.

4. Какие факторы способствуют групповой сплоченности?

5. Почему сплоченная группа может вызвать эффект огруппленного мышления?

6. Почему харизматичный лидер может усилить проявление эффекта огруппленного мышления?

Практические задания

1. Подумайте об одной из групп, в которую вы входите. На каком из этапов групповой динамики она находится? Как можно оценить степень ее групповой сплоченности?

2. Проведите ролевую игру, в которой один исполняет роль специалиста отдела по персоналу, а другой – кандидата на вакантную должность. Какие вопросы отборочного интервью позволяют оценить способность новичка к работе в группе с высокой степенью сплоченности, функционирующей как хорошая команда много лет?

3. Постарайтесь на протяжении недели обсудить одну и ту же проблему в двух совершенно разных группах. Опишите свои наблюдения с точки зрения того, как члены группы реагировали на вашу проблему, какие способы решения предлагали; в случае, если в группе есть признанный лидер, – его участие в обсуждении проблемы.

4. Обсудите в группе факторы, которые могут снизить эффект огруппленного мышления. Оцените препятствия для использования таких приемов в сплоченной группе.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.