Понятие коммуникативного стиля — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Понятие коммуникативного стиля

2019-08-07 501
Понятие коммуникативного стиля 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Коммуникативный стиль – это привычные, устойчивые способы поведения, присущие конкретному человеку, которые он использует при взаимодействии с другими людьми. В приведенном определении обратим внимание на следующие моменты:

- во-первых, коммуникативный стиль учитывает индивидуальные различия в поведении людей, их своеобразие, несходство;

- во-вторых, наблюдается относительная стабильность, устойчивость предпочитаемого способа поведения;

- в-третьих, акцент на внешне наблюдаемые формы поведения: коммуникативный стиль реализуется в конкретных речевых и неречевых способах взаимодействия.

Понимание собственного коммуникативного стиля и умение распознавать стиль партнера по коммуникации – важные характеристики коммуникативной компетентности.

Рассмотрим наиболее известные теоретические подходы к описанию коммуникативных стилей.

Карен Хорни (1885–1952). В целях достижения чувства безопасности в окружающем мире, снижения тревоги человек прибегает к разным коммуникативным стратегиям. Каждой стратегии соответствует определенная основная ориентация в отношениях с другими людьми:

1. Ориентация на людей, или уступчивый тип. Это стиль взаимодействия, для которого характерны зависимость, нерешительность, беспомощность. Человеку уступчивого типа необходимо, чтобы в нем нуждались, любили его и защищали, руководили им.

2. Ориентация от людей, или обособленный тип. Для этого типа характерны стремления к уединенности, независимости и самодостаточности, что нередко приводит к утрате заинтересованности в людях, к поверхностным отношениям.

3. Ориентация против людей, или враждебный тип. Этот стиль характеризуется доминированием, враждебностью, тягой к эксплуатации. Враждебный тип способен действовать тактично и дружески, но его поведение в итоге всегда нацелено на обретение контроля и власти над другими, повышение собственного престижа, статуса, удовлетворение личных амбиций.

По мнению Хорни, каждый из нас когда-либо применял эти стратегии в межличностных отношениях. Как у здоровой, так и у невротической личности, все они находятся в состоянии конфликта между собой. Однако у здоровых людей этот конфликт не несет такого эмоционального заряда, как у невротиков. Здоровому человеку присуща бо́льшая гибкость, он способен менять стратегии сообразно обстоятельствам. Невротик не в состоянии сделать правильный выбор между этими тремя стратегиями, когда общается с другими людьми.

Вирджиния Сатир (1916–1988) описывала паттерны коммуникации,  т. е. используемые вербальные и невербальные приемы взаимодействия. Смена поведенческих реакций способна изменить отношение человека к самому себе, повысить его самооценку. Для этого необходимо как можно точнее представить, какие именно интонации, движения и позы, выражения лица и характерная лексика соответствуют тому или иному стилю. Она выделила четыре относительно устойчивых коммуникативных паттерна:

1. Плакатор (угодливый тип). Его внутренняя установка – «я готов уступить», он никогда не выражает несогласия, говорит, как бы заискивая, как будто ничего не может сделать сам и должен иметь кого-нибудь в качестве наставника, благодарит, извиняется.

2. Блеймер (обвиняющий тип). Внутренняя установка этого типа – «я выше вас». Это диктатор, хозяин, тот, кто контролирует и находит ошибки. Он ведет себя как человек, превосходящий всех. Голос его грозен, напряжен, часто пронзителен и громок. Его речь изобилует оценками, приказами, требованиями, заданиями.

3. Компьютер (безэмоциональный тип). Внутренняя установка этого типа – «я наблюдатель». Он всегда корректен, разумен, спокоен, хладнокровен, собран. Голос его невыразителен, глух, монотонен; словарь насыщен абстракциями, аналитическими конструкциями, альтернативными предложениями.

4. Дистрактор (неуместный тип). Его внутренняя установка близка к эгоцентризму. Что бы ни говорил, что бы ни делал дистрактор, это не относится к тому, о чем говорит или что делает кто-то другой, он никогда не отвечает по существу. Его голос может быть певучим, ударения в словах неправильны, интонация может повышаться и понижаться без причин, он как бы ни на чем не фокусируется.

Коммуникативные стили усваиваются человеком в раннем детстве, и после их длительного использования люди с трудом отдают себе отчет в предпочитаемом стиле. Как и К. Хорни, признававшая гибкость использования разных ориентаций как показатель здоровой личности, в отличие от невротической, В. Сатир также считала, что можно с равным успехом «плакатировать», «блеймировать», быть «компьютером» или «дистрактором», если этого требует ситуация. Различие между болезненным и нормальным поведением состоит в том, что в последнем случае вы знаете, что делаете, и готовы к возможным последствиям.

«Окно Джохари» (название образовано из начальных букв имен двух американских психологов Джозефа Луфта и Харри Ингхэма, предложивших эту модель) – модель коммуникативных стилей, в основе которой лежит демонстрация взаимозависимости между информацией о нас самих, которая доступна только нам, и осознанием того, как другие воспринимают нас. Метафора «окна» реализуется следующим образом: перед нами четыре «стекла» (зоны) в одном окне, размер каждого «стекла» зависит от параметров, показанных в таблице.

  Я знаю о себе Я не знаю о себе
Другие знают обо мне Открытая зона Слепая зона
Другие не знают обо мне Скрытая зона Неизвестная зона

 

Открытая зона отражает общую открытость человека миру, его потребность быть узнанным, включает все аспекты о нем, известные ему самому и другим.

Слепая зона включает то, что другие замечают в человеке, но ему самому недоступно. Например, кто-то считает, что остроумен, но друзья находят его юмор тяжеловатым; он полагает, что ведет себя уверенно, но другим заметно напряжение в его поведении.

Скрытая зона включает то, что индивид предпочел бы не раскрывать никому.

Неизвестная зона включает все, что еще не познано ни самим человеком, ни другими людьми, его неизведанные ресурсы, потенциал личностного роста, о котором он лишь догадывается или к которому стремится.

Все зоны взаимозависимы: изменения в одной вызывают изменения в другой. Если вы раскрыли что-то из скрытой зоны, открытая зона увеличивается, а скрытая уменьшается. Если друзья сказали вам о вашей нервозности, эта информация стала частью открытой зоны, соответственно уменьшилась слепая зона. Бывает, что такие изменения не всегда желательны (иногда сообщение человеку о том, что он нервничает, лишь усилит это его состояние). Авторы этой модели считают, что расширение открытой зоны – и самопознание, и раскрытие себя другим – наиболее желательная стратегия межличностной коммуникации, повышающая самоуважение.

Доминирование той или иной зоны отражается в соответствующем коммуникативном стиле человека:

1. Стиль А характеризует людей, которые демонстрируют безличный подход в отношениях. У них доминирует неизвестная зона, они обычно уходят от контактов, избегают личностного самораскрытия, участия в делах других и тем самым создают образ ригидного, сторонящегося других, некоммуникативного человека.

2. Стиль Б характерен для людей, которые стремятся к общению, но при этом боятся раскрывать себя и не доверяют другим. Здесь доминирует скрытая зона.

3. Стиль В характерен для самоуверенных людей, которые при этом не осознают, как они воздействуют на других и как воспринимаются другими. При общении с ними складывается представление, что они не реагируют на идеи и настроение своих собеседников, считая их не заслуживающими внимания. Как следствие, такой стиль может вызывать обиду и враждебность. Здесь доминирует слепая зона.

4. Стиль Г характерен для людей, демонстрирующих откровенность, открытость, понимание потребностей и настроения других. Здесь доминирует открытая зона.

Таким образом, авторы рассмотренных концепций, признавая, что люди отличаются друг от друга своими коммуникативными стилями, описывают во многом сходные модели поведения, а именно: готовность сближаться с людьми (ориентация на людей, открытость); избегание (ориентация от людей, изоляция); установка на борьбу (ориентация против людей, доминирование); желание и готовность подчиняться (демонстрация слабости, самоунижение).

Описанные схемы поведения могут быть продуктивными или непродуктивными в коммуникативном смысле. Основанием различения этих двух стратегий выступает ценностная ось «отношение к другому как к ценности ↔ отношение к другому как к средству». 

Сдвиг к первому полюсу (партнер – ценность) означает признание за другим человеком права быть таким, какой он есть, свободным, ответственным, что реализуется в стремлении к сотрудничеству, равноправным партнерским отношениям, совместному решению возникающих проблем, готовности понять другого, умении децентрироваться, видеть человека во всей его многосложности, уникальности, изменчивости. В поведенческом плане это установка на диалог и сотрудничество.

Сдвиг ко второму полюсу (партнер - средство, объект) обесценивает человека, усиливает собственное превосходство над другими вплоть до чувства собственной исключительности. Как следствие, возникают непонимание другого, упрощенный, стереотипный взгляд на партнера, что усиливает риск конфликтного взаимодействия и коммуникативных неудач.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.