Поддержка социального предпринимательства — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поддержка социального предпринимательства

2019-08-07 278
Поддержка социального предпринимательства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Единого государственного органа по проблемам социального предпринимательства в стране нет. За его развитие в Сербии отвечают Министерство финансов и экономики, а также Министерство труда, занятости и социальной политики[5].

Финансово социальное предпринимательство поддерживается несколькими банковскими структурами, такими как Erste Bank и UniCredit Serbia. Последний из этих банков активно помогает общественной организации «Группа 484» (организация изначально взяла попечительство над семьями сербов, пострадавших в результате Операции «Буря» хорватской армии и военных действий в Сербской Краине, но потом занялась поддержкой мигрантов и беженцев в целом).

С беженцами работает и Фонд Ана и Владе Диваца (серб. Фондације Ана и Владе Дивац), известного сербского баскетболиста. Фонд материально поддерживает также молодых предпринимателей. Согласно официальной концепции Фонда, он помогает тем гражданам, кто готов взять на себя ответственность в решении личных и социальных проблем общества.

Примеры социального предпринимательства в Сербии

 

Владе Дивац вместе с министром здравоохранения Сербии и кронпринцем Александром Карагеоргиевичем

Организация экономического сотрудничества и развития называет несколько видов организаций, деятельность которых можно отнести в Сербии к социальному предпринимательству:

  • Предприятия для инвалидов;
  • Кооперативы;
  • Неправительственные организации, в деятельности которых присутствует коммерческая составляющая;
  • Общественные фонды (их отношение к социальному предпринимательству в ОЭСР ставят под сомнение);
  • Общества с ограниченной ответственностью (практика некоторых организаций, считают эксперты ОЭСР, может поставить их в один ряд с социальными предприятиями, но во многих случаях деятельность таких предприятий была расценена как квазисоциальная[5]).

Кооперативы

В 2007 году в стране было зарегистрировано 2337 кооперативов, а в 2009 уже 2126 кооперативов и 18 кооперативных союзов (количество членов предприятий снизилось соответственно с примерно 125 тысяч с половиной до 122 тысяч). Закон «О кооперативах» был принят в 1996 году; последние изменения датируются 2006 годом. В 2010 году на общественные слушания был вынесен новый законопроект о деятельности кооперативов, в котором в том числе было сформулировано, что собой представляют так называемые социальные кооперативы. Но дальше общественных слушаний законопроект не продвинулся. Его принятие тормозит острый для Сербии вопрос о возврате общественной собственности[5].

В 2012 году кооперативы занимали 65,6 % от общего количества всех социальных предприятий Сербии. В то время как предприятия для инвалидов — всего 3,8 %[4].

Предприятия инвалидов

Если о социальных кооперативах разговоры только ведутся, то система формирования специальных предприятий для инвалидов закреплена Законом «О занятости и профессиональной реабилитации людей с инвалидностью». Утверждённый законодательный акт предусматривает, что социальное предприятие предоставляет услуги людям с ограниченными возможностями и в его обязательства входит трудоустройство минимум одного инвалида.

В 2013 году Министерство труда, занятости и социальной политики подготовило новый законопроект о социальных предприятиях. Согласно документу, социальное предприятие должно трудоустроить определённое количество инвалидов, беженцев или вынужденных переселенцев, людей старше 50 лет и длительно пребывающих без работы. Половина прибыли социального предприятия тратится на свои нужды, а половина уходит в Фонд развития социальных предприятий. Законопроект нашёл множество противников[6] и дальнейшего развития не получил. В 2014 году правительство создало новую группу, которой поручено разработать закон.

Общественные организации

В 2009 году в Сербии был принят Закон «Об общественных объединениях». Он упростил схему регистрации неправительственных организаций и даже допустил, что такие организации могут заниматься определенной коммерческой деятельностью для своих нужд.

 

Добро пожаловать на сайт Центра социальной работы в Белграде. На этих страницах вы можете быть проинформированы о том, как вы можете решить проблему и как реализовать свои права в области социальной защиты и защиты семейного права.

Вы можете узнать больше:

О всех услугах, предоставляемых Городским центром социальной работы
Это то, что процедура, когда оценки в связи с осуществлением родительских прав и возложения на ребенка в процессе развода, усыновления, размещение в учреждении социальной защиты, защиты от насилия в семье, осуществление прав на различные виды материальной поддержки семьи, и другие.
О том, какая документация необходима для реализации различных видов помощи и какие сроки для принятия решений по запросу

Центр социальной работы в Белграде является одним из институтов системы социальной защиты, целью которого является оказание помощи и поддержки (юридической, социальной, материальной, психологической, консультационной, посреднической и психотерапии) семьям и отдельным лицам в преодолении и решении проблем.
Деятельность социальной защиты Центра города, социальной работы и семьи правовой защиты, но его производительность регулируется Законом о социальной защите, семейного права, уголовного права, Закон о несовершеннолетних правонарушителей и уголовно-правовой защиты несовершеннолетних правонарушителей, Закон о медиации, Закон о проступках, Закон о финансовой поддержке семьи с детьми, Решение о правах в социальной защите Белграда и подзаконный акт «Меры вмешательства в защиту наиболее подверженных опасности жителей Белграда».

Каждый из нас, в какое-то время жизни, может нуждаться в услугах Центра социальной работы. Наши специалисты - социальные работники, психологи, педагоги, юристы, социологи и андрагоги - имеют юридическое обязательство встречаться с гражданами, нуждающимися в помощи и поддержке: дети и молодежь, люди с особыми потребностями, люди с психологическими проблемами, люди с проблемами в семейные отношения и насилие в семье, люди с проблемами бедности и пожилые люди, нуждающиеся в помощи.

Торгово-промышленная палата Сербии является институтом доверия, и в решении самых разнообразных жизненных проблем наши эксперты основывают на необходимости соблюдения основных прав человека, а также конкретных потребностей каждой семьи и личности. В своей работе Торгово-промышленная палата Сербии сотрудничает с другими государственными учреждениями (судами, МВД, школами, учреждениями здравоохранения...), а также неправительственными и гуманитарными организациями.

Если у вас возникли проблемы, обратитесь в свой муниципальный центр социальной работы по месту жительства, который зарегистрирован в вашей удостоверении личности.

1. Градски центар за социјални рад URL: http://www.gcsrbg.org/index.php?option=com_content&view=article&id=82&Itemid=468 (дата обращения: 22.07.2018).

В Конституции Республики Сербии, принятой в октябре 2006 года права человека и национальных меньшинств закреплены во втором разделе (статьи 18 – 81). Из 206 статей правам человека здесь посвящена практически третья часть [3]. Данная особенность характерна для текстов конституций многих мировых держав, так что значительно большее, по сравнению с недавним прошлым, внимание к аспекту прав человека стало своего рода тенденцией последнего времени. В связи с тем, что сербское общество в целом ориентировано на дальнейшее развитие принципов демократии и господства права, в новой Конституции Сербии значительное внимание уделено основополагающим принципам и правам, тесно связанным с факторами, ускоряющими развитие общества. Основными принципами согласно сербской Конституции являются следующие: принцип непосредственного осуществления гарантируемых прав, принцип конституционных гарантий, принцип запрета на ограничение прав человека за исключением случаев, предусмотренных Конституцией, принцип запрета дискриминации и обязательной защиты прав человека и национальных меньшинств. Статья 18 Конституции Сербии гарантирует непосредственное осуществление установленных прав человека в соответствии с общепризнанными правилами международного права, подтверждёнными международными договорами и законами. Порядок осуществления этих прав может быть утверждён только законом и только в том случае, если это предусмотрено Конституцией, при этом закон ни в каком случае не может повлиять на суть и содержание гарантируемого права. В Конституции Сербии содержится и обоснование необходимости узаконивания прав человека: гарантии прав человека и национальных меньшинств, согласно тексту Конституции, служат сохранению человеческого достоинства и реализации полной свободы и равенства каждого отдельно взятого гражданина. Согласно данному положению, осуществление человеком своих прав находится в тесной связи с развитием справедливого, открытого и демократического общества, основанного на принципах господства права. Вопрос об ограничении прав человека урегулирован в Конституции следующими образом: ограничение гарантируемых Конституцией прав и свобод возможно только в предусмотренных Конституцией случаях. Это необходимо для того, чтобы избежать формального признания прав, при котором они фактически будут сужены рядом ограничений, либо ограничены до такой степени, что потеряют свою суть. Таким образом, одной из основных задач Конституции Сербии является сохранение достигнутого уровня развития прав человека и национальных меньшинств.

Основным и первостепенным правом, обозначенным в Конституции как «неприкосновенное», является право на личное достоинство. На его основании Конституция наделяет граждан правом на свободу развития личности при условии, что гражданин не нарушает права других лиц. Право человека на жизнь, закреплённое в статье 24, вошло в текст сербской Конституции из Всеобщей декларации прав человека 1948 года (статья 3) [4] и Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года (статья 6) [5], принятых в 1971 году Социалистической Федеративной Республикой Югославией, правопреемником которой теперь является Республика Сербия. Оба международных правовых документа с юридической точки зрения обязуют Сербию гарантировать это право каждому гражданину. Право на жизнь в тексте Конституции сформулировано достаточно коротко: «жизнь человека неприкосновенна». Гарантия права человека на жизнь отражена в пункте 2 той же статьи, согласно которому в Республике Сербии нет смертной казни. Новым положением в Конституции Сербии по сравнению с предыдущими, а также в сравнении с конституциями других мировых государств, является запрет на клонирование людей. Кроме этого, в статье 25 Конституция гарантирует каждому гражданину право на физическую и психическую неприкосновенность, запрет пыток, бесчеловечное или унизительное обращение, а также запрет на подвергание людей научным или медицинским опытам. При этом в Конституции имеется оговорка, согласно которой эксперименты могут проводиться при условии добровольного согласия. К основным правам человека Конституция, на ряду с гарантией физической и психической неприкосновенности, относит и запрет на рабство, положение схожее рабству и принудительную работу. В Конституции Сербии запрещен и любой вид торговли людьми. Принудительная работа запрещена за исключением тех случаев, когда речь идет о лицах, выполняющих работу в период отбывания срока в местах лишения свободы, лицах, которые добровольно согласились на такой вид деятельности за денежную компенсацию, а также лицах, находящихся на военной службе. Согласно Конституции, принудительным трудом не считается работа или служба во время военного или чрезвычайного положения в соответствии с мерами, предусмотренными правилами о введении военного или чрезвычайного положения.

В статьях 27-36 закреплены основные права, связанные со свободой человека. Каждый гражданин в соответствии с Конституцией наделён правом на свободу и безопасность. Право на свободу означает, что никто не может быть лишен свободы или заключен под стражу. Лишение свободы допустимо лишь в случаях предусмотренных законом, при этом гражданин обладает следующими правами: правом получить на понятном языке информацию о причинах задержания, правом на незамедлительное уведомление о происшедшем соответствующих лиц, которые могут оказать ему правовую поддержку, а также правом подать жалобу в суд, при этом суд обязан в срочном порядке вынести решение по поступившей жалобе.

Особого внимания заслуживают и социальные права. Смысл данной группы прав заключается не в защите отдельно взятого лица от власти государства, а в защите менее состоятельных в экономическом плане граждан от более сильных. Таким образом социальные права ориентированы не на отдельных лиц, а на определённые общественные группы лиц и их взаимоотношения. В то время, как гражданские и политические права скорее обязуют государство воздерживаться от их нарушения и ограничения, социальные права, напротив, призывают государство к более активному участию в их реализации [7]. Согласно Конституции Сербии к данной группе прав относятся право на медицинское обслуживание, на социальную защиту, пенсионное страхование, право на защиту семьи, матери или отца-одиночки, право на образование. Отдельные положения в конституции посвящены семье и браку. Право на заключение и брака и развод закон гарантирует каждому гражданину. Брак заключается при условии свободно выраженного согласия со стороны вступающих в брак перед соответствующим государственным органом. При этом Конституция не признаёт браки между лицами одного пола (фомин).

В соответствии с заявленными принципами Конституция Сербии обязует государство поддерживать дух толерантности и межкультурного диалога в области образования, культуры и массовых коммуникаций, а также предпринимать эффективные меры для развития взаимного уважения, понимания и сотрудничества между всеми людьми, живущими на территории Республики Сербии, не взирая на этнические, культурные, языковые и религиозные различия.

Фомин А. А. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ СЕРБИИ / А. А. Фомин // Международный научно-исследовательский журнал. — 2015. — №11 (42) Часть 5. — С. 83—87. doi: 10.18454/IRJ.2015.42.133

Как и конституции многих мировых государств, Конституция Сербии гарантирует всем гражданам равенство перед законом. Таким образом, принцип запрета дискриминации отражен в равенстве права на защиту со стороны закона всех без исключения граждан, не взирая на расовую и национальную принадлежность, пол, общественное положение, вероисповедание, политические и иные убеждения, материальное положение, культуру, язык, возраст, психическое и физическое состояние. Конституцией предусмотрена и так называемая «негативная дискриминация»:, согласно которой дискриминацией не считаются особые меры, которая Республика Сербия может ввести в целях достижения полного равноправия между лицами и группами лиц, находящимися в неравном положении по сравнению с остальными гражданами. Последний принцип, отражённый в сербской Конституции, это принцип защиты прав человека и национальных меньшинств. Конституция даёт право каждому человеку на судебную защиту в случае нарушения одного из прав, гарантируемых Конституцией, при одновременном наделении граждан правом претендовать на компенсацию вреда, нанесённого в следствие нарушения соответствующего права. Конституция также предоставляет каждому отдельно взятому гражданину или группе лиц право обратиться в соответствующие международные правовые инстанции в целях защиты своих прав и свобод.

Право на гражданство также является одним из основных прав, закреплённых в Конституции. К этому вопросу Сербия подходит с либерально-демократических позиций. Согласно Конституции, лицо не может быть лишено имеющегося гражданства, не может быть изгнано из государства, гражданином которого оно является, при этом имеет право сменить гражданство по личной инициативе. Дети, рождённые в Сербии имеют право на гражданство Республики Сербии. Все перечисленные конституционные положения отвечают стремлениям международного сообщества снизить число лиц без гражданства, так называемых «апатридов».

Свобода передвижения – это право, возникшее достаточно рано, как одна из составляющих основного права человека – права на свободу. Средневековый документ под латинским названием “Magna carta libertatum” наделял граждан правом свободно покидать страну и возвращаться в неё [6]. Однако, правом свободного выезда из страны не обладали крестьяне, находившиеся в подчинении у господ, а позднее круг привилегированных сузился до торговцев. Право «уехать, потом вернуться» было признано за гражданами только после Французской Революции. Свобода передвижения, поселения и право выезда из страны может быть ограничена только в случаях, предусмотренных законом, таких как ведение уголовного процесса против претендующего на выезд лица, защита мира и правопорядка, борьба с распространением инфекций и эпидемий, а также защита Республики Сербии. Въезд и пребывание в стране иностранных граждан регулируется законом. Иностранные граждане могут быть выдворены и страны пребывания только по решению компетентного органа в предусмотренном законом порядке, при этом они обладают правом подать жалобу. Лицо не может быть выдворено в те места, где оно будет подвергнуто угрозе в связи со своей расовой, религиозной или национальной принадлежностью, принадлежностью к определённой общественной группе, в связи со своими политическими убеждениями, где есть опасность нарушения основных прав человека (фомин).

 

Википедия

Одной из социальных проблем сербии является низкий уровень фертильности – 1,5 (на 2016 г.) на одну женщину, что является одним из самых низких в европе. Сербия имеет один из самых негативных темпов роста населения в мире, занимая двести двадцать пятое место из 233 стран. Общий коэффициент фертильности 1,44 ребёнка на одну мать, что является одним из самых низких показателей в мире. Сербия находится в остром демографическом кризисе с начала 1990-х годов, когда смертность непрерывно превысила рождаемость (показатель смертности на 2011 год превышает показатель рождаемости — 14,2 и 9,3 соответственно).

По некоторым оценкам, около 300 000 человек покинули Сербию в 1990-х гг., примерно 20 % из них имеющие высшее образование[3][4]. Из-за низкой рождаемости и эмиграции молодёжи страна входит в десятку стран мира с наибольшим средним возрастом населения. Кроме того, Сербия имеет один из самых отрицательных темпов роста населения в мире, занимая в соответствующем рейтинге стран двести двадцать пятое место из двухсот тридцати трех[5].

https://data.worldbank.org/indicator/SP.DYN.TFRT.IN

 

Одним из наиболее важных аспектов демографического состояния сербии является тот факт, что по количеству беженцев она является лидером среди европейских стран.

Сербия является многонациональной страной, поэтому важно рассмотреть проблему национальных меньшинств в данном государстве. Крупнейшей этнической группой являются сербы – они составляют 83 % от общей численности населения (если рассматривать без Косова). Венгры занимают второе место по численности и составляют 3,9 % во всей Сербии. В число других меньшинств входят боснийцы, цыгане, албанцы, болгары, черногорцы, македонцы, словаки, русины, румыны.

По данным переписи населения 2011 года, в Сербии (без Косова и Метохии) проживало 1 135 393 представителя национальных меньшинств[8].

Доля беженцев в населении страны колеблется от 7 % до 7,5 %. Сотни тысяч беженцев в ходе распада Югославии прибыли в Сербию из Хорватии и бывшей Сербской Краины, из Боснии и Герцеговины и Косова и Метохии. Все эти переселения значительно изменили этнический состав страны.

Основные этносы, проживающие в Сербии (без учета Косова и Метохии):

  • Сербы составляют больше 90% населения в 86 общинах страны. В 47 общинах их численность составляет от 70% до 89%. В 17 общинах они составляют от 50% до 69% населения. Менее 50% они составляют в 16 общинах.[14].
  • Венгры составляют большинство населения в общинах Канижа — 85,1%, Сента — 79,1%, Ада — 75%, Бачка-Топола — 57,9% и Мали-Иджош — 53,9%. [14].
  • Бошняки проживают, в основном, в нескольких общинах в Рашке и в области Златибора. От 145 278 бошняков более половины (77 443 или 53,3%) проживают в Нови-Пазаре. Также они составляют значительный процент населения в общинах Тутин — 28 041 человек, Сьеница — 19 498 человек и Приеполе — 12 792 человека. На территории этих четырех общин проживает более 95% бошняков Сербии[15].
  • Болгары являются большинством в приграничных общинах Босилеград — 71,8% и Димитровград — 53,5%. В них проживает около 61% всех болгар в Сербии. Всего в стране проживают 18 543 представителя болгарского этноса. Также по численности болгар выделяются общины Бабушница и Сурдулица, где болгары составляют 5,1% и 3,6% населения соответственно[15].
  • Албанцы компактно проживают на юго-востоке Сербии в общинах Прешево, Медведжа и Буяновац. Албанское население этих районов бойкотировало перепись 2011 года, поэтому точных данных о его численности нет. По переписи населения 2002 года в общине Прешево они составляли 89,1%, общине Буяновац 54,7%, а в общине Медведжа — 26,2%. Перепись 2011 года зафиксировала рост числа албанцев, проживающих в Белграде. Их число составило 1252 человека[16].

Словаки составляют большинство в общине Бачки-Петровац — 65,4%. Также они являются самой крупной этнической группой в общине Ковачица — 41,85%. Велико их количество и в общине Бач, где словаков около 20% от общей численности населения. Помимо них множество словаков также проживает в Нови-Саде (6393), Стара-Пазове (5212) и Бачка-Паланке (5047)[16].

В связи с тем, что Сербия является многонациональным и много-конфессиональным государством, а так же по причине вызванных на этой почве многочисленных межрасовых конфликтов, особый интерес представляют права представителей национальных меньшинств. В сербских научных кругах под понятием «национальное меньшинство» принято понимать часть представителей определённой нации, живущих в государстве, большую часть населения которого составляют представители иной национальности [7]. В международных документах отсутствует единая общепринятая трактовка данного понятия. Под национальным меньшинством, как правило, подразумевается малочисленная по сравнению с остальным населением национальная группа, не занимающая доминирующего положения. В то же время представители национального меньшинства являются гражданами данной страны и имеют свои этнические, религиозные и языковые особенности, отличающиеся от особенностей доминирующей части населения (фомин).

Иным содержанием наполнено понятие «этническая группа». Этническая группа – это часть нации, не имеющая собственного сформированного государства, но при этом убеждённая в своей обособленности и самобытности своего языка, культуры, истории, традиций, вероисповедания и обычаев [7]. При анализе прав национальных меньшинств необходимо определить этническую группу, имеющую свойство национального меньшинства, а также выяснить, какие национальные специфические особенности следует охватить правовой защитой.

Конституция Республики Сербии гарантирует представителям национальных меньшинств те же права, что и всем остальным гражданам. Помимо этих прав, национальные меньшинства также обладают коллективными и индивидуальными правами, позволяющими им принимать непосредственное участие в принятии решений по вопросам, касающимся их культуры, образования, информирования, использования собственного языка и письменности. В целях реализации данных прав национальные меньшинства могут выбирать своих представителей и соответствующие советы. Представителям национальных меньшинств гарантируется равенство перед законом, а также единая правовая защита. Конституция запрещает любой вид дискриминации в связи с принадлежностью к национальному меньшинству. При этом дискриминацией не считаются особые временные меры, которые Республика Сербия может ввести в экономической, социальной, культурной или политической сфере. Временные меры и правила такого рода могут быть приняты в целях достижения полного равноправия между представителями национальных меньшинств и граждан, представляющими большинство (статья 76).

Кроме этого, запрещена любая разновидность насильственной ассимиляции представителей национальных меньшинств. Законом предусмотрена защита национальных меньшинств от действий, направленных на умышленное искусственное уменьшение их численности.

В разделе «Право на охрану специфичности» (статья 79, пункт 1) представителям национальных меньшинств гарантированы следующие права:

– на выражение, сохранение, поддержание, развитие и публичное выражение национальной, этнической, культурной, религиозной специфичности;

– на использование своих символов в общественных местах;

– на использование своего языка и алфавита;

– на процедуры, проводимые на их языках перед государственными органами, организациями с делегированными общественными полномочиями, органами автономных областей и субъектов местного самоуправления, в регионах, где они составляют большую часть населения;

– на образование на своих языках в государственных учреждениях и учреждениях автономных областей;

– на основание частных образовательных учреждений;

– на использование своих имён и фамилий на собственном языке;

– на написание традиционных местных названий улиц, поселений и топографических обозначений на своих языках в регионах, где они составляют большую часть населения;

– на полное, своевременное и объективное информирование на своём языке, включая право на выражение, получение, передачу и обмен информацией и идеями;

– на создание своих средств массовой информации в соответствии с законом (фомин).

Религия

Многоконфессиональность Сербии нашла отражение в Конституции и законах, которые гарантируют свободу вероисповедания. В реальности они пусть и соблюдаются, но не в полной мере. В качестве примера можно привести две мусульманские общины в Сербии, отношения между которыми характеризуются напряженностью, проблему национализованного в годы СФРЮ церковного имущества и периодические нападения на представителей и объекты небольших религиозных общин. В 1945—1946 годах югославские власти национализировали бóльшую часть имущества церквей и монастырей и конституционно отделили церковь от государства. Тогда же македонская церковь добилась независимости от Сербской православной церкви[22].

Согласно переписи населения 2002 г., без Косова[20]:

  • православных — 6 371 584 чел. (85,0 % населения),
  • католиков — 410 976 чел. (5,5 % населения),
  • мусульман — 239 658 чел. (3,2 %),

протестантов — 80 837 чел. (1,1 % населения).

Согласно Конституции, свобода вероисповедания может быть ограничена законом только в случае определенных условий: если это необходимо для оптимального существования демократического общества; если это делается с целью защиты жизни и здоровья людей; ради защиты морали и ценностей демократического общества, гражданских прав и свобод, гарантируемых конституцией; ради поддержания общественной безопасности и порядка; также в целях пресечения возникновения расовой, национальной и религиозной нетерпимости. Родителям и попечителям предоставляется право обеспечивать для своих детей религиозное и моральное образование в соответствии со своими убеждениями. Для полной реализации религиозных прав и свобод необходимо конституционное и правовое урегулирование отношения государства к церкви и религиозным сообществам. Согласно положениям сербской Конституции, церкви и религиозные сообщества отделены от государства. Они имеют право свободно урегулировать свою внутреннюю организацию, открыто совершать религиозные обряды, основывать религиозные школы, социальные и благотворительные организации и управлять ими в соответствии с законом. Деятельность религиозных сообществ может быть запрещена в том случае, если она угрожает праву на жизнь, праву на психическое и физическое здоровье, правам детей, праву на личную и семейную неприкосновенность, имущество, общественную безопасность и правопорядок, либо в случае, если они разжигают религиозную, национальную или расовую нетерпимость.

Свобода мысли, совести и вероисповедания в сербском обществе реализуется и посредством закреплённого в конституции права отказа от несения военной службы по религиозным соображениям (статья 45). Данное право складывается в соответствии с положениями статьи 18 Универсальной Декларации о правах человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, а также Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Право на отказ от военной службы основано на правах свободы мысли и совести, а также религиозных взглядов, не позволяющих призывнику использовать оружие на протяжение службы. Лицо, сославшееся на это право, может быть призвано к военной службе без обязательства пользоваться оружием в связи с законом (фомин).

Беженцы

Войны в Хорватии и в Боснии и Герцеговине вызвали массовые волны беженцев сербской национальности из этих стран. В 1994 году на территории Союзной Республики Югославии находилось более 180 000 беженцев и перемещенных лиц из Хорватии[25]. В 1995 году после уничтожения Сербской Краины от 230 000 до 250 000 сербов стали беженцами. На своей территории их приняла Союзная Республика Югославия. 12 000 человек были отправлены в Косово, 60 000 разместились в Воеводине, 180 000 осели в Центральной Сербии. При этом 25 000 из них находились в коллективных лагерях для беженцев. Приток беженцев создал в Югославии крайне напряжённую гуманитарную обстановку. Возник сложный вопрос об их статусе[26]. Война в Боснии и Герцеговине также вызвала значительный приток сербских беженцев в Югославию[27].

Действия повстанцев Армии освобождения Косова и бомбардировки авиации НАТО во время Косовской войны вынудили большинство неалбанского населения покинуть Косово и Метохию. Спасаясь от бомбардировок, край также покинули до 790 000 албанцев. Большая часть из них уходила в Албанию или Македонию, но часть нашла убежище в Сербии и Черногории[28]. В 2000 году число покинувших край на территории Югославии насчитывалось больше 200 000 человек. В 2001 году была проведена перепись беженцев. Всего в стране их насчитывалось 451 980 человек, из которых 63% были из Хорватии, остальные — из Боснии и Герцеговины[27]. В том же году в Сербии было 408 коллективных центров, где размещались 20 949 беженцев из Хорватии и БиГ и 9 107 переселенцев из Косова и Метохии. Ещё около 10 000 находились в незарегистрированных коллективных центрах. Остальные беженцы и переселенцы арендовали жилье или разместились у родственников или друзей[27].

С момента прибытия на территорию Сербии многие беженцы получали гражданство или, спустя некоторое время, возвращались в Хорватию и Боснию и Герцеговину. Однако в 2012 году на территории страны было 97 000 беженцев из Хорватии и Боснии и 236 000 внутренних переселенцев с территории Косова[28]. В 2011 году в стране находились 60 коллективных центров, где размещались 4700 беженцев и переселенцев. Таким образом, Сербия остаётся первой страной в Европе и входит в первую пятёрку стран мира с наибольшими проблемами по вопросам беженцев[27].

Войны в Хорватии, в Боснии и Герцеговине и Косовский конфликт вызвали массовые волны беженцев сербской национальности из этих стран. В результате Сербия оказалась на первом месте в Европе по количеству беженцев и вынужденных переселенцев[28]. По данным сербского Комиссариата по делам беженцев, после окончания всех войн Сербия приютила 830 000 людей, изгнанных из родных мест[25].

В 1994 году на территории Союзной Республики Югославии находилось более 180 000 беженцев и перемещённых лиц из Хорватии[14]. В 1995 году, после перехода под хорватский контроль основной части Сербской Краины, беженцами стали от 230 000 до 250 000 сербов. На своей территории их приняла Союзная Республика Югославия. 12 000 человек были отправлены в Косово, 60 000 разместились в Воеводине, 180 000 осели в Центральной Сербии. При этом 25 000 из них находились в коллективных центрах для беженцев. Приток беженцев создал в Югославии крайне напряжённую гуманитарную обстановку. Возник сложный вопрос об их статусе[29]. Война в Боснии и Герцеговине также вызвала значительный приток сербских беженцев в Югославию[30].

На протяжении длительного времени сербские власти предпринимали усилия по размещению беженцев и перемещённых лиц. Те из них, кто не имел родственников либо друзей в Сербии и не мог арендовать жильё, размещались в так называемых коллективных центрах. В 1996 году в Югославии насчитывалось около 700 таких центров[31]. Исследователи выделяют три документа, на основании которых сербские власти пытались решить проблему беженцев[32]:

  • «Национальная стратегия решения проблем беженцев» была принята сербским правительством в 2002 году при поддержке УВКБ ООН. Она выделяла две цели: репатриацию беженцев и интеграцию их в сербское общество. Поскольку большинство опрошенных предпочли остаться в Сербии, упор в реализации «Стратегии» был сделан на обеспечение условий интеграции беженцев путём решения вопросов жилья, правового статуса, безопасности и т. д. Эта программа столкнулась с трудностями финансирования, которое последовательно уменьшалось в 2003 и 2004 годах.
  • «Стратегия преодоления бедности» была утверждена правительством в 2003 году. Её основной целью была нормализация социальных условий и развитие экономики. Данная программа также столкнулась с недостатком финансирования.
  • «Дорожная карта» была утверждена Сербией в качестве региональной инициативы по решению проблем беженцев, принятой совместно с Хорватией и Боснией и Герцеговиной и поддержанной ОБСЕ и Еврокомиссией. Её эффективность спустя некоторое время также оказалась под вопросом, так как многие сербы, возвратившиеся в Хорватию или Боснию и Герцеговину, спустя некоторое время вновь уезжали оттуда в Сербию, так как их жильё было занято другими людьми, было разрушено либо им самим угрожала опасность преследования. Так, по оценкам ассоциаций сербов в Хорватии и представителей ОБСЕ, из 122 000 вернувшихся в Хорватию сербов 60—65 процентов в итоге вновь уехали в Сербию, как правило, из-за невозможности вернуть жильё, получить пенсию и из-за проблем с безопасностью.

С момента прибытия на территорию Сербии многие беженцы получали гражданство или спустя некоторое время возвращались в Хорватию и Боснию и Герцеговину. По данным Верховного комиссариата ООН по делам беженцев, в Сербии в 2008 году оставались 95 000 беженцев[33]. В 2011 году в стране находились 60 коллективных центров, где размещались 4700 беженцев и переселенцев. Таким образом, Сербия оставалась первой страной в Европе и входила в первую пятёрку стран мира с наиболее остро стоящими проблемами беженцев[28][30][34].

После прибытия беженцев в Сербию зачастую возникала напряжённость между ними и местным населением, которая, впрочем, быстро исчезла. Постепенно беженцы возобновляли довоенные связи, находили друзей и родственников, устраивались на работу. Многие из них в 1990-е годы были заняты в теневой экономике, что было обусловлено экономической ситуацией в самой Сербии. Местные власти в ряде населённых пунктов выделяли беженцам землю для строительства жилья. В то же время распространена проблема незаконного строительства, которая особенно ощутима в Белграде и его пригородах[35].

Многие беженцы получили гражданство Сербии либо их статус был изменён. Однако далеко не все полноценно интегрировались в сербское общество. Несмотря на то, что многие беженцы имеют хорошее образование и навыки, для них проблема безработицы является более острой, нежели для


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.