Зеленые знамена на московских улицах — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Зеленые знамена на московских улицах

2019-08-07 128
Зеленые знамена на московских улицах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мы обнаружили этот снимок в архивах сети Интернет, посвященных празднику святого Патрика, просветителя Ирландии. В Москву праздник пришел в 1992 году. В тот год 30 марта было очень холодно. Видно тепло одетых людей, которые держат в руках разноцветные шарики. Другой снимок можно увидеть на цветных иллюстрациях к книге. Сделан он 30 марта 1995 года. Видите этих статных людей с зелеными флагами? Если бы не подпись к рисунку, мы бы безошибочно узнали в них представителей одного из северокавказских народов, для которых зеленый цвет флага связан совсем не с памятью христианского просветителя зеленого

105


ирландского острова. Если наша догадка верна, то это только делает честь уму и изобретательности мусульман, которым слишком долго не позволяли открыто поднимать зеленый флаг своего пророка. Но вернемся к празднику святого просветителя Ирландии.

В последние годы праздник святого Патрика набирает обороты, становится многолюдным и шумным, обрастает множеством симпатичных мелочей, связанных с традицией празднования в самой Ирландии. Среди них зеленый цвет знамен, одежды и пр. Нам представляется, что и у этого праздника в нашей стране могут быть два пути развития: по внешней картине его наполнения специальной атрибутикой либо по сосредоточенности на его внутреннем содержании. Внешняя сторона связана с зеленым убранством и может дойти до такой степени, что, например, один известный американец вспоминает, как это происходило в конце 40-х — начале 50-х годов XX века: «Когда я учился в школе, то у нас был обычай что-нибудь сделать с тем, кто не был одет в этот день в зеленое».

Но можно сосредоточиться на личности и деяниях самого святого. Вот что написано о нем: «Святой Патрик (ок. 390 — ок. 461). Патриций (таково было его римское имя), британец по происхождению, был сыном диакона и внуком священника. Ирландские пираты похитили его совсем молодым и привезли в Ирландию как раба. Шесть лет он пас овец, а потом убежал из рабства и вернулся на родину. Святого Патрика считают первым среди апостолов Ирландии. Несмотря на некоторую оппозицию со стороны британских епископов он был рукоположен в епископа для Ирландии и около 435 года приступил к работе. Основные источники наших знаний о его жизни — два его сочинения: «Исповедь» и более позднее «Послание Коротику». В своей «Исповеди» св. Патрик рассказывает, что он «крестил много тысяч», что «повсюду рукополагали священников для них». На помощь ему прибывали епископы с континента. Церковную структуру с епархиальными кафедрами он создал по образцу, который видел на континенте»*.

Упоминание о святом Патрике мы нашли также в работе известного американского философа и православного подвижника иеромонаха Серафима (Роуза) «По стопам св. Патрика, просветителя Ирландии...». Это публикация одной из лекций, которые отец Серафим специально читал для молодежи. Поэтому в работе присутствуют разговорные интонации. Докладчик обращается с вопросом: «Как нам относиться к св. Патрику?» Суть такого вопроса в том, что этот человек, живший полторы тысячи лет назад в далекой для Америки (и для России) Ирландии, может жизнью своею многому научить современную молодежь. То есть праздник св. Патрика —

* По - http//users.west-call.com/uspenie/trans_03.htm

106


Панорама Ростовского Борисо-Глебского на Устье монастыря (реконструкция).

это способ приблизиться к образу подвижника. Отец Серафим пишет: «Очень важно, чтобы мы смотрели на св. Патрика не с точки зрения той славы, которую он обрел у людей, но с точки зрения того, каковым он сам является, то есть смотрели бы на него духовными очами, чтобы понять его значение в духовном смысле». И главное в духовном смысле то, что святой Патрик был «огненный апостол Христа». Обращаясь к молодым людям, с которыми у отца Серафима был совершенно замечательный дар общаться, он говорит: «Всех нас вдохновляют жития таких людей, как он; и у нас возникает стремление самим совершить что-нибудь подобное».

Празднование дня святого Патрика может стать со временем популярным в молодежной среде, но пойти оно может этими двумя путями. Самое простое — одеться в зеленое. Иной путь — принять день памяти святого как импульс к совершению внутреннего, нравственного усилия.

В российской истории есть имена замечательные, но многими забытые. Одному из нас пришлось быть свидетелем и участником праздника, возрождаемого после долгих десятилетий забвения. Этот праздник посвящен святому Иринарху Затворнику. С тяжелыми пудовыми веригами на своем теле святой провел 38 лет в тесной келье ростовского Борисоглебского на Устье монастыря. Время его подвигов совпало с труднейшим периодом в жизни страны, названным Смутой (начало XVII века)...

Ужасно было смутное время. Русская земля оказалась на волосок от гибели. В стране не стало правителей, которые могли бы вывести ее из хаоса. Когда усилилась внутренняя вражда, не замедлил

107


напасть и внешний враг. Полчища поляков несли с собою угрозу стране. Грабились, разрушались города и дома, монастыри и храмы. Войска под предводительством гетмана Сапеги разорили Ростов Великий, перебили жителей и направились в Борисоглебск. Придя в монастырь, они хотели сделать то же, что и в Ростове. Но здесь произошла встреча их предводителя со святым Иринархом. Много повидавшие на своем веку захватчики были потрясены видом человека, приковавшего себя цепью к оконной решетке узенькой холодной кельи, босого, обвешанного веригами и крестами. «Почто муку такую терпишь, батько?» — спросил предводитель поляков. «Бога ради», — ответил ему святой Иринарх и, не убоявшись ни угроз, ни их жестокости, велел захватчикам покинуть русскую землю, предсказав самому Сапеге скорую смерть в сражении. Потрясенный полководец распорядился монастырь не трогать.

Более тридцати лет нес преподобный Иринарх подвиг затвора и ношения вериг (по некоторым подсчетам их вес доходил до 150 кг). Огромен был его духовный авторитет среди русских людей. Именно он благословил своим крестом на борьбу с поляками сначала Скопина-Шуйского, а потом, предвидя скорую гибель от предательской руки отважного полководца, передал в благословение крест князю Пожарскому.

Память о святом долго жила на Русской земле. До революции об Иринархе Затворнике знал каждый воин и защитник родной земли. Почитали его и простые люди, и знатные. Знали и о целебной силе его вериг...

Борисоглебск — город небольшой, расположенный вдали от железных дорог, а потому посещаемый мало. Климат здесь мягкий и целебный. Несмотря на годы запустения, монастырские постройки сохранились. Монашеская жизнь в обители возобновилась в 1994 году. А несколько лет назад возродилась традиция крестных ходов из монастыря к источнику на родине преподобного Иринарха. Этот крестный ход был хорошо известен на Руси в прежние времена. Собирал он тогда до тысячи человек, проходя за неделю все окрестные села: Троицу-на-Бору, Селище, Теперс-кое, Комарово, Павлово, Сельники, Введенское... Ныне сельские храмы или разрушены, или находятся в таком состоянии, что, глядя на них, сердце сжимается от боли. Действующей осталась только одна церковь — чуть в стороне от дороги. В самом селе Конда-ково — родине преподобного Иринарха, храм также полуразрушен. Крестный ход к источнику преподобного Иринарха совершается в преддверии Ильина дня (имя святого до принятия пострига было Илья).

Традиция возобновилась вскоре после открытия монастыря. Источник расчистили, водрузили над ним крест, устроили купаль-

108


ню. 29 июля 1998 года на крестный ход собралось больше ста человек. А радость была такая, что одна из юных участниц сказала: «Вот закрою глаза и представляется, что опять наступило 29 июля следующего года и опять эта радость, которую нельзя ни с чем сравнить...»

В 1999 году второй день крестного хода приходился на 30 июля. Мы отправились в Борисоглебск по приглашению директора школы села Ивановское. Именно он со своими учениками принял участие в возобновлении традиции крестных ходов. Дети помогали расчищать источник, убирались в храмах. Они разгребали мусор, подметали, чистили стены, посыпали на пол песок, украшали место, где прежде находился алтарь, цветами. Хотя не было средств заделать зияющие отверстия в своде, вставить рамы и двери, но храмы ожили, наполнившись пением и сияющими лицами участников Крестного хода. Сам крестный ход продолжался в течение двух дней- Начинаясь от Борисоглебского монастыря, он проходил через те же села, что и в прежние годы. Народ, еще хранящий память о вековой традиции своих мест, собирался в каждом селении около храма в ожидании крестного хода. Нам довелось увидеть, как это происходит, уже в самом селе Кондаково.

Через горячее марево (больше месяца в ростовских землях ца-рятжара и засуха) можно рассмотреть вдалеке цепочку людей- Они приближаются. Впереди видны хоругви. Много детей и взрослых мужчин. Среди них и директор Ивановской школы. Лица так сияют, что усталость почти не заметна. Игумен Иоанн (из Борисоглебского монастыря) помогает надевать вериги преподобного Иринарха то на одного, то на другого паломника. Вериги — Два больших металлических креста, соединенные цепями, — подлинные. Они были обретены всего за две недели до крестного хода в краеведческом музее и идентифицированы с помощью старых фотографических снимков. Хотя, конечно, это только небольшая часть той тяжести, которую постоянно носил на себе ростовский затворник, но она не мала. Однако и пожилые, и совсем юные паломники радостно принимают груз на свои плечи. Надо было увидеть здесь, что при этом происходило с мальчишескими лицами, какими серьезными и сосредоточенными они становились, чтобы понять, как нашим детям необходим такой опыт приобщения к памяти святого человека, жившего на их родной земле, как им хочется самим ощутимо прикоснуться к настоящему подвигу.

Почему-то в голову приходила мысль о том, что этим мальчишкам не захочется быть рокерами или скинхедами, — сли1Пком мощную прививку истинного душевного и духовного опыта они обрели во время участия в этом древнем празднике своей земли.

109


«Шолоховская весна»

Это исследование* проводилось осенью 2000 года в станице Вешен-ской — месте, навсегда связанном с памятью жившего здесь писателя Шолохова. На самом берегу Дона застыли бронзовые герои «Тихого Дона»: Григорий босыми ногами осаживает своего коня, Аксинья держит на плечах коромысло с ведрами. Дон чист и широк в этом месте. Судоходства нет.

Еще при жизни Михаила Александровича в Вешенскую провели шоссейную дорогу. Автобусом до ближайшей железнодорожной станции ехать более трех часов. Места здесь довольно глухие. Судя по опросам школьников, одно из самых дальних путешествий, которое им удалось совершить, это Ростов-на-Дону (девять часов пути на автобусе). До начала 90-х годов такая удаленность чувствовалась меньше: в прежние годы знаменитая станица сама была центром, куда приезжало множество людей со всего света поклониться памяти великого писателя. «Перестройка», как и всюду в стране, попыталась наложить свой отпечаток обеднения и запустения. Но, по нашим наблюдениям, ей в этом мало удалось преуспеть.

Каждый год после смерти писателя устраивается праздник «Шолоховская весна», и с каждым годом этот праздник набирает силу. В 2000 году Шолохову исполнилось бы 95 лет. Судя по рассказам наших собеседников, это празднество было особенно ярким. Им, так же как и другим респондентам, было предложено ответить на вопросы нашей анкеты. В результате обнаружилось как общее, так и специфичное по сравнению с представлениями о празднике в других местностях и регионах России. Однако прежде чем остановиться на результатах подробнее, предварим их описанием своих собственных наблюдений и впечатлений. Для этого нужно вернуться к началу поездки...

Автобус, который вез нас из Миллерово в Вешенскую, застрял в чистом поле, пока шофер раздобывал горючее. В результате путь до станицы занял более четырех часов. Но все неудобства были забыты, когда с моста открылся вид на Вешенскую: небольшой поселок-городок, расположенный на высоком берегу Дона. Станица является районным центром, и жизнь в ней отличается своим ритмом, который во многом строится вокруг расположенной здесь и в окрестностях сети музеев Шолохова. При литературном музее существует профессиональный фольклорный ансамбль. В станице есть также любительский хор, проводятся занятия в детском фоль-

* Мы благодарим Сергея Владимировича Григорьева за помощь при организации поездки в станицу Вешенская и INTAS за финансирование этой поездки (INTAS-OPEN-97-1363).

110


Дети, Вешенская, 21 чел.

клорном ансамбле. То есть часть взрослых и детей сами являются активными субъектами праздничной культуры. Проще говоря, люди еще не разучились петь и танцевать.

Занятия в хоровой и танцевальной студиях проводятся по возрастным группам. Нам удалось побеседовать с девочками-девушками из старшей группы (возраст от 14 до 19 лет): «Да, среди сверстников народное пение не популярно...», «Приходится оправдываться, что участвуешь в хоровой студии...», «Мальчики раньше занимались, а теперь стесняются —друзья будут дразнить...», «Ровесники предпочитают рок-ансамбли на магнитофоне...»

И вот после такого «предисловия» началось само пение. Каждая песня превращалась в маленький спектакль. Удивительно было видеть, как эти девочки в спортивных костюмчиках на глазах преображались в степенных казачек: поступь, выражение лица и яркая народная интонация в мощном звучании голосов. Вспоминалось наблюдение Льва Толстого о том, как глубоко в душу человека прорастает народный музыкальный строй.

В самом центре станицы расположен православный храм. На площади перед храмом и происходят большие празднества. «Шолоховская весна» является праздником всей округи. Прижился ли этот новый праздник среди молодых казаков?

На вопросы нашей анкеты отвечали учащиеся Вешенского педагогического колледжа. По возрасту они ровесники тех школьников, которые отвечали на вопросы в Москве и в Элисте (от 15

111


до 17 лет). 21 заполненная анкета (а также устные интервью со взрослыми — преподавателями) позволили говорить о следующем.

Ассоциации со словом «празлник» у юных казаков и казачек, в принципе, те же, что и у их ровесников из других регионов, только общая палитра ассоциаций у них выглядит, пожалуй, богаче.

Видно, что смысл праздника для отвечавших на вопросы анкеты компактно сгруппировался вокруг радости и веселья. В отличие от ровесников из Москвы, нет ни одной негативной ассоциации.

Из праздников, также как и у большинства жителей нашей страны, лидирует Новый год. На второе место по частоте упоминания вышла «Шолоховская весна», затем идет «день именинника», а затем по одному разу упомянуты день рождения, 1 сентября, Рождество, 8 Марта и одно личное событие из жизни семьи.

Это событие не входит в ряд «обычных» праздников. Приведем этот рассказ почти полностью: «Мне больше всего запомнилось то, когда отец вернулся из Чечни. Собрались все наши родственники, мы все были очень счастливы, что папа пришел живой и невредимый. Эти трогательные минуты непередаваемого чувства, я думаю, запомнятся мне на всю мою жизнь. Мы хорошо отпраздновали этот день. (Чем именно он Вам запомнился?) — Я не знаю, как это объяснить, это непередаваемые ощущения. (Сколько Вам тогда было лет?) — 13 лет» (д., 16 л.). Какие-либо комментарии здесь неуместны, однако следует отметить очень искренний тон ответа.

В целом подростки ведут себя скромнее, чем в современных больших городах. Так в одном из рассказов о празднике Нового года молодой человек говорит: «Он мне запомнился тем, что я впервые его провел не в кругу семьи, а в кругу друзей. (Сколько Вам тогда было лет?) — 16». Шестнадцатилетняя девушка вспоминает: «Особенно мне понравился Новый год, который мы делали со своим классом для школы. У каждого из нас была своя роль, свое поручение». Момент подготовки к празднику отмечают многие из респондентов. Нет ни одного упоминания пьянки до потери памяти или наркотиков, как это, увы, встречалось в большом городе. Так шестнадцатилетний юноша объяснял, что для него праздник, это «прежде всего шанс увидеться с друзьями, в рамках приличия отвлечься от учебы». Семнадцатилетняя девушка говорит о любимом ею празднике Рождества: «Это необычный день, стараюсь вести себя разумно, чтобы никого не обидеть...»

Праздник занимает важное место в жизни потомков донских казаков. Есть традиция проводить большие общие празднества в дни, совпадающие с двумя церковными датами: днем Покрова Божией Матери (14 октября по н. ст.) и днем Архангела Михаила

112


(21 ноября по н. ст.). Оба эти события в народной традиции связаны с историей казачества. Об этих праздниках мы слышали в рассказах взрослых, но в детской памяти центральное место после Нового года занял праздник «Шолоховская весна». Ему удалось избежать судьбы скучного официоза, когда присутствующие резко делятся на действующих лиц и зрителей. Обратимся к рассказам подростков.

«То было неописуемое зрелище. На улицах очень много людей, все друг другу улыбаются, поздравляют...» (д., 16 л.), «Был очень великолепный фейерверк, дружеские отношения, много старых друзей» (м., 16 л.). Фейерверк запомнился всем без исключения рассказчикам. Нужно представить себе излучину Дона, высокий в этом месте берег реки и дальние просторы внизу за рекой: огромное пространство ничем не заслоненного неба, отражающегося в реке. «Запомнился больше всего фейерверк. Различные цвета так красиво смотрятся на фоне темного неба. Это зрелище не забываешь никогда» (д., 17 л.). Рассказы о запомнившемся празднике такие яркие и подробные, что они позволяют «увидеть» то, что происходит в эти дни в станице: «В первый день проходит выставка на площади, казачьи посиделки. Вечером выступление на берегу Дона. Вечером фейерверк. Это очень красиво. Потом праздник для молодежи...» (д., 17 л.). «На этом празднике всегда очень много людей, веселье, выступает много ансамблей разных национальностей... знакомишься с людьми, общаешься» (д., 16 л.). На вопрос, чем же запомнился праздник, один из отвечавших сказал: «Запомнился тем, что было очень весело. Мне не хотелось, чтобы он заканчивался».

«Шолоховская весна» возникла после того, как не стало знаменитого земляка, давшего имя и этому празднику. Но память о нем объединяет всех собравшихся. Другая причина жизнеспособности нового праздника, каким и является «Шолоховская весна», по нашему предположению, связана с тем, что в нем нашли продолжение принятые с давних времен формы праздничного поведения, только приуроченные теперь к другому событию.

Издавна так повелось на всей русской земле, что праздник — это прежде всего интенсивное общение людей друг с другом в радости. Празднику «Шолоховской весны» удалось впитать в себя основные моменты народного праздничного поведения: угощения, ярмарки, представлений, пения и танцев, в которых участвуют все, а главное — общения. Знаменитый земляк помог жителям своей станицы (да и многим придонским станицам) сохранить в этом посвященном ему празднике образ праздника как такового.

Существует такая мало обсуждаемая деталь современных больших (общегородских, тематических и т.п.) праздников, как его

5 *ак.652

113


материальная составляющая. Праздники такого рода требуют вложения больших средств. Для жителей Вешенской, конечно, праздник большого размаха в наше скудное время был бы неподъемен. Но имя писателя позволяет собрать и средства, и множество участников со всех концов страны и даже из других стран. Хотя празднуемое событие и связано с днем рождения Шолохова, но получился своеобразный поминальный день, как раз в традициях «родительских суббот», поскольку «Шолоховскую весну» начали праздновать только после смерти писателя. Как рассказывали старожилы, праздник с каждым годом становится все ярче и многолюднее. Это удивительное явление показывает, что как таковой праздник может жить своей жизнью, напрямую не связанной с экономикой. И может расти и развиваться при не самых благоприятных условиях. Главным все-таки является его укорененность в местных народных традициях и наполнение его реальной памятью о реальной личности человека, которого любят и помнят до сих пор.

Впрочем, Шолохову удалось при жизни внести свой вклад в будущую материальную стабильность на родной земле. Во-первых, он предпочел жить в родной станице (что в те годы было необычным), и теперь здесь есть музей писателя, являющийся на самом деле большим и серьезным исследовательским центром. Во-вторых, Михаилу Шолохову хватило казацкой смекалки, чтобы обеспечить односельчан нормальной связью с миром. Как рассказывали работники музея, он пригласил к себе в гости Никиту Хрущева... и в короткое время (как раз к приезду главы государства) от Миллерова до Вешенской была проложена шоссейная дорога. До сих пор эта шоссейная дорога остается единственной на множество окрестных станиц.

И только раз в году над тихим Доном бывает такой салют.

114



 


Для многих людей пожилого возраста, отвечавших на вопросы нашей анкеты, запомнилось само событие, в честь которого был учрежден государственный праздник. Это 9 мая 1945 года— День Победы. Война для всех была временем страданий и предельного напряжения сил. Ее переживали и те, кто воевал непосредственно на полях сражений, и те, кто был в тылу. Радость от победы была огромной силы. Люди, испытавшие ее, сохранили память об этом дне на всю жизнь.

Анализ ответов участвовавших в нашем исследовании позволяет заметить, что День Победы до сих пор остается одним из любимых и общим для разных регионов и даже для разных возрастных групп праздником. В чем причина такой значимости события?

Великая Отечественная война отстоит от нашего времени почти на шестьдесят лет. Популярность праздника победы в той войне, конечно, связана и с тем, что праздновался он по-особенному. В конце 70-х годов 9 мая стало нерабочим днем. Повсюду проходили парады, народные гуляния, встречи ветеранов. Но и это не объясняет популярности праздника. Для того чтобы стать «настоящим праздником», он должен был укорениться в народной памяти и передаваться от поколения к поколению как важное событие. Сейчас, когда произошли другие войны, и есть совсем молодые ветераны этих других войн, нужно постараться понять, что связано с тем давним днем 9 мая 1945 года.

Великая Отечественная война была событием, коснувшимся всего народа, населявшего бывший Советский Союз. В далекой Бурятии, отстоящей на тысячи километров от военных действий, победе радовались так же, как и в Москве, и в Казани, и в разрушенном войной Смоленске.

Вспоминает 70-летняя бурятка: «Я была вечером на полевом стане.... И вдруг приехал бригадир и объявил, что кончилась война.... Какое это счастье — жить без войны! Нас было два повара, и мы

117



Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.