Глава Третья. Жизнь в качестве Подмастерья — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Глава Третья. Жизнь в качестве Подмастерья

2019-08-07 222
Глава Третья. Жизнь в качестве Подмастерья 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Woke up, got out of bed,

dragged a comb across my head.

- The Beatles, “A Day in the Life”

 

Ты проснулся, умылся, побрился, отжался,

Наступил на кота, с женой поругался…

- Сплин, «Тебе это снится»

 

Важно помнить, что, хотя ваш подмастерье с головой погрузился в обучение (узнавая, как использовать волшебные силы, говорить на забытых языках, строить прикольные тачки для путешествий по Умбре или хотя бы как правильно подметать пол в часовне), окружающий мир живет своей жизнью – с прежней скоростью. В наши дни очень мало кто из подмастерьев настолько везуч, чтобы учиться в какой-то Реальности Горизонта, и в последние несколько месяцев большинство таких студентов было отозвано назад в земные часовни или дома.

Итак, как же проходит типичный день из его жизни? Подмастерью все еще нужно поддерживать свое существование, есть, спать, общаться с друзьями и семьей – и уравновешивать все это с магическим образованием, с его неизбежными таинственностями и рисками. Для этого может потребоваться аккуратность, но ничего невозможного в этом нет.

 

Жизнь в Книгах

Хотя в том, что выпадает подмастерьям, больше различия, чем сходства, в образовании начинающих магов есть несколько общих моментов. Все они должны научиться применять и контролировать свою магию, иначе она может их уничтожить. Все должны как-то практиковаться, будь то в тщательно защищенной мастерской или где придется в любую свободную минутку. Уроки покрывают множество различных предметов; здесь перечисляются некоторые наиболее типичные темы и виды практических занятий.

 

Формализованные Занятия

Формализованные курсы обучения, которые обычно предлагаются Конвенциями Технократии, временами предлагаются в Традициях и изредка проводятся очень немногочисленными группами сирот, легче всего объяснить. Вещи, которые считаются неотъемлемой частью обучения подмастерья, тщательно отбираются и обычно поддерживаются многими годами традиции, так что вопросов на тему того, что именно должен выучить новый член группы, остается очень немного.

 

Групповое обучение

Хотя этот раздел покрывает ситуацию «один учитель – один ученик», некоторым студентам везет настолько, что им доступны несколько инструкторов, работающих примерно по тому же принципу, что на курсах колледжа или вуза. Каждый мастер преподает отдельный предмет или заведует конкретной деятельностью, и студенту доступна более широкая перспектива и больше личностей, с которыми можно работать.

Расклад с несколькими инструкторами неизмеримо предпочтительнее, чем с единственным учителем. Он позволяет студенту больше экспериментировать с разными идеями и поощряет критическое мышление, а так же способность каждый день выбирать, с каким из подходов или мнений он больше соглашается. Но такие ситуации чрезвычайно нечасты: магов, достаточно развитых, чтобы действительно обучать подмастерьев, сравнительно немного. Рассказчик и игроки могут свободно включать подобный расклад в свои хроники.

 

История

Традиции придают особенно большое значение истории собственных групп и занятий магией в целом. Само слово «Традиция» показывает, как эти группы определяют себя, и как они учат магии. Подмастерье может ожидать, что узнает, откуда происходит его группа, как складывались ее практики и какие изменения произошли с течением времени.

История Совета Девяти также является типичной темой на уроках истории для подмастерьев. В зависимости от зрелости ученика, эти уроки могут быть детализированными, как занятия в аспирантуре, или упрощенными (и шовинистическими), как история США для третьего класса. Во втором примере будет больше говориться о необходимости соглашения перед лицом растущей угрозы со стороны Технократии; более продвинутым студентам могут предоставлять факты и просить сделать собственные выводы.

В уроки истории часто включают большие конфликты и союзы с другими Традициями и прочими группами, что имеет неоднозначный эффект. С одной стороны, студенты учатся избегать определенных ошибок и разрешать определенные дипломатические ситуации, но с другой, они узнают, кто является плохими парнями. За многие склоки между Традициями и между Конвенциями ответственен именно догматизм: трудно преодолеть то, что вколачивали в голову все время обучения.

История и, в теории, метафизическая подоплека того, как группа подходит к магии, составляют хорошую часть занятий подмастерья. Одновременно с тем, как студент учится создавать эффекты, он (опять же, в теории) узнает, почему эти эффекты работают. В игровых понятиях, это идеальное (и естественное) время, чтобы заложить основания для парадигмы персонажа. Персонаж, не имевший никакой подготовки, с большой вероятностью поверит учителю, когда учитель скажет, что не может ощущать энергию жизни, не нанеся на веки освященный пепел: а с чего бы ученику думать иначе?

Помимо неопытности подмастерья, передачу парадигмы серьезно поддерживает сам факт того, что учитель является учителем. Более взрослый, более мудрый, успешный и уважаемый маг наставляет новобранца, и, по крайней мере, первые несколько уроков, скорее всего, будут приняты на веру без обсуждения.

Разумеется, эта склонность верить и принимать догмы порождает всевозможные потенциальные конфликты. Так же, как большинство студентов принимают то, что им говорят, в начале обучения, они начинают пересматривать и оспаривать собственные убеждения, когда продвигаются вперед. Ситуации, которые в начале карьеры подмастерья затрагивают его парадигму, могут вызвать невероятно глубокую и многослойную интригу. А что, если мастера вызовет на ковер его начальство? Последовавшее за этим замешательство или ощущение предательства может заводить учеников во всевозможные приключения: они пытаются узнать, какова же правда на самом деле, или восстают против системы, которая повела их по ложному пути.

 

Навыки Ремесла

Под ремеслом мы понимаем ремесло магии. Навыки ремесла – это навыки, которые относятся конкретно и специфически к магической карьере подмастерья. Языки вроде енохийского, латыни и санскрита – хорошие примеры навыков ремесла; маги с технологическим подходом могут осваивать лабораторные процедуры, которые потом будут проводить в рамках своих специальных проектов. До тоже считается навыком ремесла, хотя оно – одновременно сосуд Акашийской магии и сама эта магия.

Подмастерья могут рассчитывать, что большая часть учебного времени будет уходить на освоение и практику этих навыков ремесла. Поскольку они создают фундамент для механизма работы магии (сообразно тому, к какой группе подмастерье относится), эти навыки имеют первостепенное значение. История важна, но она – лишь соус по сравнению с умением читать заклинания на енохийском или вводить себя в транс барабанным боем.

Вполне возможно, что подмастерье начнет изучать навыки ремесла еще до того, как узнает об их применениях. Большинство Хористов, например, начинают петь и тренировать голос задолго до того, как понимают, как песней влиять на материальный мир. Возможно, для подмастерья даже разумнее сначала качественно освоить «мирскую» составляющую навыка, а уж потом – тайные составляющие. Когда студент будет уверен, что сможет, не запинаясь, выговорить замысловатый пассаж на енохийском, он может пойти дальше и узнать, что на самом деле означают слова, и какой резонанс они несут.

Опять же, есть и другие навыки, которые подразумеваются положением подмастерья, и к тайным языкам или боевым искусствам они отношения не имеют. Например, откуда подмастерью узнать, где добыть припасы для следующего большого дела учителя? Даже хорошая интуиция не сильно поможет: надо знать, где найти одно, у кого спрашивать про другое, и, для начала, что вообще искать.

Пока подмастерье бегает по поручениям учителя или сопровождает его в течение выходных во время поисков нужной вещи, он набирается опыта по этой части. Он также начинает обзаводиться связями, заявлять о себе в сети людей, которые могут оказать ему поддержку, когда он будет готов работать сам по себе.

Несмотря на все преимущества для подмастерья, поручения с тем же успехом могут впутывать новобранцев в необычные происшествия. Новые знакомства, будь то противники или союзники, могут нежданно свалиться на группу, которая занята покупками или исследованиями; из одного-единственного корешка, который потребовался учителю мистера Линга, может вырасти целый куст новых сюжетов. Новые источники информации могут поджидать прямо на прилавке, ожидая, пока их кто-нибудь подберет. Маги имеют склонность сталкиваться с подобными вещами просто по чистой случайности…

 

Инструменты

Большинство магов используют материальные инструменты, которые фокусируют их энергию и позволяют им создавать магические эффекты. В некоторых случаях, маг не может создавать эффекты без фокуса: либо он еще не настолько хорошо освоил Сферы, либо он просто не верит, что сможет работать без инструмента. Веры в необходимость вполне достаточно, чтобы необходимость стала настоящей, и маг привязан к фокусу до тех самых пор, пока верит, что привязан.

Подобные инструменты, потенциально обладающие могуществом, не падают в руки мага с неба. Многие фокусы пользователь обязан изготовить своими руками. Другие уже существуют в работоспособной форме, но их нужно посвятить, или откалибровать, или еще как-нибудь подготовить к применению конкретным магом. Некоторые фокусы неосязаемы, вроде песен, танцев или медитации, но для того, чтобы маг мог применять такой фокус правильно, нужно осваивать и практиковать технику (смотри Умения Ремесла).

Когда подмастерье начнет улавливать основы того, что такое фокус и зачем он нужен, он может начать создавать себе свой собственный. Большинство мастеров требуют от студентов все делать собственноручно: найти материалы; подготовить материалы; вырезать, сковать, нарисовать или построить инструмент и наполнить его силой. Для учителя довольно типично присматривать за процессом создания фокуса, и у большинства студентов хотя бы одна попытка оказывается признана неудачной.

Если инструмент уже находится в работоспособном виде, подмастерье обычно обязан вложить в него какую-то энергию, чтобы сделать его своим на метафизическом уровне. Эти усилия могут проявиться по-разному: заточить нож; почистить и заново окрасить посох или жезл; почистить пистолет, или же просто использовать инструмент достаточно часто, чтобы он стал продолжением пользователя. Некоторые мастера полагают, что, чем больше времени ученик проводит со своими магическими инструментами, тем лучше он с ними осваивается. Другие мастера предпочитают подождать, пока студент не приобретет беглое понимание магии, а уж потом наделяют его подобным даром.

 

Практика

Когда ново-Пробужденный становится подмастерьем, он получает возможность научиться творить крутые заклинания и прочие штуки, так?

Неверно.

Вообще-то, до собственно магической практики подмастерье добирается не сразу. В большинстве упорядоченных, традиционалистских систем мастер требует выполнения определенных условий до того, как начнет учить студента делать хоть что-то волшебное. Во-первых, студент должен освоить требуемые Навыки Ремесла. Затем, у него должна быть определенная степень контроля над собственной волей, хотя эта степень определяется мастером довольно условно. Некоторые мастера пропускают студентов сквозь частый гребень мирских испытаний; другим достаточно хотя бы основного знакомства с несколькими Навыками Ремесла.

Как бы ни было дело, студента вполне может удивить тот факт, что у него не начнет вот так сразу получаться швыряться шаровыми молниями или растить клонов идеального качества. Вероятно, еще более его удивит то, что магическая практика, когда он, наконец, до нее доберется, есть штука не настолько захватывающая, как он предчувствовал. В игровых понятиях, первая точка в любой Сфере касается исключительно восприятия. Пока студент не начнет лучше понимать свои способности, он вряд ли сможет серьезно на что-то влиять своей магией.

Но все же для того, кто раньше не ощущал ничего, похожего на магию, эти первые шаги – настоящее чудо. Как это должно быть изумительно и чудесно: посмотреть на человека и увидеть в нем сияние жизни, все золотое, и зеленое, и яркое, текущее сквозь его тело. Как это должно быть ошеломительно: осмотреть машину и точно понять, где ее слабое место. Как это волнительно: подкрутить именно нужную гайку, настроить именно нужную штуку и понять, безо всякого сомнения, что проблема решена.

Как бы эти уроки ни были скучны первое время, тот момент, когда студент переживает свой первый прорыв и на самом деле видит, что происходит в мире, стоит каждой секунды каждого скучного урока. Этот момент здорово похож на Пробуждение, но на этот раз подмастерье контролирует себя и знает, что происходит. То, как именно ощущение проявит себя, может стать неожиданностью, но сам факт того, что подмастерье начал ощущать вещи, недосягаемые для обычного человеческого восприятия, неожиданным не будет.

Потом, после первого большого шага, процесс обучения снова возвращается на круги своя, становясь не слишком-то изумительным. Студент должен научиться использовать свои новые умения с легкостью и по собственному желанию, а не только после масштабной подготовки и концентрации. И единственный путь этого достичь – практиковаться. Практиковаться, осматривая птиц и определяя, больны они или просто напуганы; практиковаться, опознавая учителя по его мыслям раньше, чем он войдет в помещение; практиковаться, кладя монетку на одно и то же место на решетке тысячу на тысячу клеток (пятьдесят раз подряд, не глядя); практиковаться, медитируя, пока даже цирк о пяти аренах, Уинона Райдер и призрак Брендона Ли, взятые вместе, не окажутся бессильны нарушить концентрацию; практиковаться, звоня в гонг каждые три часа, семнадцать минут и сорок три секунды (с точностью до секунды)… Список можно продолжать бесконечно. Все это полезно для студента. Мало что из этого можно считать развлечением.

Разумеется, с продвижением вперед уроки становятся более многогранными. Если студенты не перестают зевать от скуки, они вряд ли будут хорошо успевать. (Хотя скука может вызвать к жизни кое-какие приколы креативного вида, а они повлекут за собой несколько хороших уроков, подобные уроки просто не стоят того, чтобы ради них мастер позволял студентам отупеть и утратить желание учиться.) Когда подмастерье научился уверенно использовать свои способности, он может начать учиться тому, как применять их в более практических ситуациях.

Практические уроки могут принимать несколько форм. Некоторые мастера проводят занятия в условиях, напоминающих химическую лабораторию, выдавая студенту вопрос или загадку, на которую надо ответить, и набор расходных материалов, с которыми можно экспериментировать, и ожидая от него решения. Другие предпочитают более отстраненный подход, предоставляя студентам бродить где вздумается и учиться за счет непосредственного опыта, получаемого в реальном мире. Большинство учителей используют сочетание одного с другим, плюс добавляют собственные идеи.

Оба подхода разобраны в Главе Второй; там можно видеть, что у обоих есть и свои преимущества, и недостатки. Более контролируемая ситуация определенно безопасна, но она не сильно развивает умения подмастерья, относящиеся к реальному миру. Ситуации в реальном мире учат подмастерье разбираться с «мирскими» делами, но они не сильно полезны в смысле овладения теорией. Что важнее, второй подход может быть опасным. В упорядоченных группах ситуации реального мира редко представляют опасность для жизни студентов: мастер часто находится рядом и может спасти своего протеже.

Когда студент освоил умения, основанные на восприятии, и сделал первые шаги к контролю над чем-либо (хотя бы незначительному), его образование часто считают миновавшим стадию собственно «подмастерья». Практика, однако, продолжается: пока маг продолжает учиться, ему нужно практиковаться. Лишь тогда, когда распускающийся маг может контролировать силы, которые он может ощущать, - лишь тогда он готов для посвящения и признания.

 

 

Неформальные Занятия

Начинающим сиротам приходится тяжелее, чем подмастерьям организованных групп. Их образование редко бывает спланированным; молодому студенту из среды Отщепенцев существенно труднее найти себе учителя, чем тому, кто связан с Традицией или Конвенцией. Как правило, чтобы обучаться у Отщепенца, требуется не искать его, а обладать нужным складом ума и происходить из нужного культурного окружения; соответствующий Отщепенец найдет ученика сам. Если подмастерье все же находит себе какого-нибудь сироту, у которого можно учиться, с хорошей вероятностью его учитель не будет таким могущественным и образованным, как учитель из Традиции или Конвенции. Это, однако, не значит, что сироты менее опытны или менее сведущи, чем «организованные» маги; напротив, наставники – сироты часто обладают большим опытом и мудростью в том, что касается путей магии в большом мире.

Жизнь и уроки для подмастерьев – сирот и более беспорядочны, и более интенсивны, и то, как проходит обучение, очень слабо похоже на традиционный учебный курс.

 

Наставления

Сироты редко могут похвастаться каким-то формальным обучением по части оккультной истории или языков. Такое обучение просто не соответствует многим сторонам жизни мага, который, по сути, предоставлен самому себе. Но некоторые студенты с развитыми академическими способностями добывают себе информацию сами. В обыкновенных библиотеках можно найти изумительное количество доступных материалов о паранормальной активности, колдовстве и прочих темах, которые студент может счесть полезными и интересными. Большинство текстов, которые обсуждают специфические детали истории Просветленного общества или конкретных групп вроде Традиций или Конвенций, разумеется, не существуют вне владений конкретных групп, так что по этой части подмастерье, не примкнувший к одной из них, удачи не найдет.

Но все же информации, доступной в любой библиотеке, сироте может быть более чем достаточно для работы. Несколько хорошо известных Отщепенцев (например, Пенни Ужасная (Penny the Dreadful, она же «Грошовая Страшилка»; подробности касательно значения этого псевдонима: http://en.wikipedia.org/wiki/Penny_dreadful)) построили целые парадигмы на основе сказок, мифов и народного знания. Уроки подмастерья легко могут состоять из многочасовых сидений за интересными книгами, в противоположность тем сухим материалам, что приходится читать многим подмастерьям, ориентированным на Традиции.

По той же причине очень немногие независимые подмастерья много узнают о теории, которая стоит за их магией. Во многих случаях и узнавать особо не чего: достаточно того, что оно работает, и им больше интересно, “как”, чем “почему”.

Впрочем, исключения из этого определения есть. Сироты – техномансеры часто совершенно точно знают, почему их искусства работают – на материальном и физическом уровне. Вместо того, чтобы читать сказки и мифы, эти подмастерья с головой уходят в тексты по теоретической математике и журнальные статьи по экспериментальной физике, которые научное сообщество не признает и в обозримом будущем не признает. Замороченные по технологии подмастерья из всех сирот имеют больше всего шансов организоваться в группу и делиться информацией, полученными уроками и полезными трюками, но тут есть и свои нюансы. Коллективы Пробужденных студентов отравляют все те же склоки, подковерные войны и элементарная склонность гадить ближним, что характерны и для не-Пробужденных научных кругов: математики поносят физиков, те и другие – “железячников”, компьютерщики поносят вообще всех остальных, а те, кто занимается оборудованием, поносят разработчиков программного обеспечения.

 

Уроки

Среди сирот и их учителей уроки могут принимать всевозможные обличья. В целом, однако, их обычно можно причислить к одной из двух категорий: те, в которых учитель дает мало ценных указаний, и те, в которых он их вообще не дает. Большинство независимых магов обычно получает и те, и другие – на всех ступенях своего образования.

Первое время, когда подмастерье Пробуждается в качестве сироты (а это всего лишь значит, что он Пробуждается, не имея поблизости никого, кто мог бы помочь ему учиться), его уроки совершенно наверняка относятся ко второй категории. Например, рядом не будет никого, кто бы сообщил: при попытке в присутствии публики сделать что-то открыто волшебное или поговорить о чем-то, что он при нормальном раскладе не мог бы знать без посторонней помощи, ему станет больно. Соответственно, несчастный студент огребает удар Парадокса, и, если он после этого выживет, то второй раз такой ошибки уже не допустит (прим. переводчика: если не выживет, кстати, тоже…).

Когда сирота находит кого-то, кто поможет ему учиться, его могут предостерегать от ошибок вроде сотворения бросающейся в глаза магии. Но это не значит, что учитель усадит его на стул в классе и расскажет, как именно отточить умение и обрести контроль над магией. Учитель может рассказать, как он осваивал свои способности сам, и, возможно, предложит несколько упражнений, которые помогают успокоиться или сфокусироваться. Но он вряд ли сможет предложить что-то, напоминающее формальную программу.

Учителя – сироты чаще всего могут предложить конкретные уроки, в противоположность общетеоретическим урокам более упорядоченных групп. Учитель, например, может суметь научить подмастерье разбираться, как открывать замки, но не сможет научить его взаимодействовать с механическими устройствами в целом. Подмастерью придется самому угадывать более общие приложения для информации с конкретных уроков.

 

Основное Различие

Простейший и яснейший способ объяснить разницу между обучением большинства (хотя и не всех) сирот и большинства магов Традиций и Конвенций основан на том, как учителя подходят к этим урокам. Мастера Традиций обычно используют дедуктивную логику и учат студентов мыслить дедуктивно. Сироты склонны использовать индуктивную логику, и студентов они учат мыслить индуктивно.

Фигасе… Что это было?

Аргументы и подходы к проблемам можно поделить на два основных типа: дедуктивные и индуктивные. Дедукция – это процесс, когда аргументы основаны на установленных законах или принимаемых принципах. От общего она идет к конкретному. Например, дедуктивной будет следующая аргументация: когда маг творит вульгарную магию перед Спящими, всегда проявляется Парадокс, так что, если маг запустит шаровую молнию посреди Таймс-сквер в полдень, он приобретет Парадокс.

Индукция – это процесс выведения общих заключений из конкретных случаев, и она идет от конкретного к общему. Пример индуктивной аргументации: последние три раза, когда я делал что-то явно волшебное на глазах у не-магов, я получал по морде Парадоксом, следовательно, открытое сотворение волшебных действий перед не-магами причиняет Парадокс.

Аргументы кажутся одними и теми же; по сути, так и есть. В обоих процессах основная идея та же: вульгарная магия при свидетелях порождает Парадокс. Единственная разница в том, как именно мыслитель пришел к умозаключению. Оба процесса работоспособны, и у обоих одинаковая вероятность выдать неверное заключение – или, наоборот, верное.

В среде Традиций с много большей вероятностью будет использоваться дедуктивная логика, так как они располагают хорошей базой по части магической истории и исследований. Маги изучали магию все то время, пока они существуют, с самого начала, и у Традиций есть доступ к плодам столетий подобных исследований. Они знакомы с законами магии, и могут вписать в эти законы почти что угодно – иногда корректно, иногда неверно.

Сироты не располагают подобными объемами знания. У них нет центрального места, где бы хранились записи, нет группы, которая ставила бы себе целью их сохранение, и, просто по определению сиротства, у каждого конкретного сироты по умолчанию даже нет возможности знать о существовании такого знания. Сироты полагаются на опыт, свой и своих друзей, и идут вперед с его помощью. Их образ мысли вполне способен приводить их к корректным заключениям – примерно с половинной вероятностью.

Собственно, это все. Все довольно просто. Пока дело не касается безумных магов и иномировых вмешательств по принципу «если я швыряю шаровую молнию на виду у Спящих, то вся Таймс-сквер получает Парадокс». Но это уже другая тема для другой книги.

Для сирот уроки связаны с заметно большим процентом смертности, чем для других учащихся. Поскольку сирот часто некому или почти некому направлять, им легче вляпаться в действительно щекотливую ситуацию, и студенты могут с легкостью охладеть ко всей затее. В то время, как у подмастерьев традиционного сорта уроки достаточно хорошо продуманы, сироты обычно учатся своим штучкам, что называется, на лету. Когда магу приспичит что-то сделать, он вынужден либо придумать какой-то способ, либо потерпеть неудачу. Других вариантов у сирот обычно нет, даже у тех, у кого есть учитель.

Хотя их магия может быть собранной на коленке из желудей и спичек, сироты не являются исключением из «правила практики» (того самого, по которому лучший способ стать в чем-то лучше – практиковаться). Независимые подмастерья так же проводят время, практикуя свои техники, как и все прочие подмастерья. Они так же проводят время, создавая инструменты, хотя и не так много времени, как мог бы потратить на это подмастерье традиционного сорта.

Для подмастерья, который ни с кем не связан, инструментами часто становятся случайные находки (хотя, как уже упоминалось, делать обобщения насчет сирот – пустая затея). Некоторые независимые личности обнаруживают в книге какой-то узор или рисунок и дальше воплощают его для себя во что-то вещественное; другие просто создают что-нибудь, когда в голову ударит вдохновение, а потом этим пользуются. Например, независимый маг может наткнуться где-нибудь на симпатичный маленький ножик или шмотку, как у Саманты из «Bewitched». Используя конкретный предмет и наделяя его значением, сирота, по сути, делает его своим собственным и обходится без формализованного «посвящения» этого предмета.

Основное правило насчет сосуществования мастера и подмастерья – сирот состоит в том, что основного правила нет. Конкретные обстоятельства целиком диктуются конкретными личностями и их собственными обстоятельствами. В принципе, то же касается и подмастерьев Традиций или Конвенций, но у них хотя бы есть возможность начинать с какой-то истории и образа действий. Сиротам приходится самим вырабатывать свой образ действий и писать свою историю по ходу дела.

 

Парадигма

Структура занятий студента определяет не только то, как протекает его образование, но и то, как он со временем начинает понимать саму магию. Мастер, будь то в явной или неявной форме, учит студента тому, как работает магия, ее механизмам. По сути, мастер помогает создавать, разрушать или укреплять парадигму студента. Все, что скажет или продемонстрирует учитель, вносит вклад в парадигму его ученика. Показать ему, как пользоваться ножом, перечислить названия Сфер, да просто признать, что магия существует – все, что сделает мастер, создает парадигму. Даже если это создание включает уроки насчет того, что не работает, отношения между учителем и учеником определяют парадигму ученика (и, кстати, парадигму учителя тоже, но это опять-таки отдельная тема для отдельной книги).

 

Существующие Парадигмы

Некоторые подмастерья, и сироты, и традиционалисты, входят в тренировочный процесс, уже имея какие-то ранее сложившиеся представления о том, как должна работать магия. Возможно, подмастерье был подобран еще до Пробуждения, когда кто-то обнаружил в нем потенциал. Кто-нибудь давал ему книги или начал обучать его разным оккультным темам, и на пустом месте уже сложилась какая-то конструкция. Орден Гермеса и Технократия имеют особую склонность тренировать потенциальных новобранцев еще до того, как они на самом деле Пробудятся. Когда студент осознает, на что способен, учителю предстоит много меньше хлопот с началом его уроков, потому что у них двоих уже есть общая база знания: термины, общие концепции и признаваемые обоими ограничения.

Некоторые подмастерья вырабатывают идеи самостоятельно. Парадигмы такого типа часто собираются по книгам или рассказам, и они в высшей степени эклектичны. Поскольку книги, доступные в библиотеках смертных, редко предназначены для подлинных магов, уроки оказываются несколько сложными – и для ученика, и для учителя.

В этом случае у учителя есть два основных варианта. Он должен либо научиться понимать то, как ученик воспринимает магию и использует свои инструменты, либо полностью разнести все воззрения студента и отстроить его парадигму с пустого места. Научиться понимать представления студента облегчит жизнь студенту, но для продвинутого мага часто бывает необыкновенно трудно принять новую парадигму. Даже если мастер сможет научиться понимать студента, остаются трудности перевода. Учитель, возможно, сможет объяснить, как видеть молекулярную структуру объекта через микроскоп – но не через прибор ночного видения.

Полный слом парадигмы студента требует много труда и, как правило, много боли. Возможно, учителю и легче написать свои техники и воззрения на чистом листе, но урон, который при этом получает студент, заставляет учителя медлить. Некоторые мастера способны ломать парадигму студента, задавая вопросы с подковырками, подталкивая и даже используя Искусства Разума, но большинство использует более знакомые техники промывания мозгов. Учитель должен найти способ разорвать все те предположения, которыми так дорожит его студент. К сожалению, подобного рода живучие соображения обычно основаны на непосредственно пережитом опыте студента, и для него может быть серьезным шоком, когда его бесцеремонно берут за шкирку и разворачивают, чтобы видеть мир совершенно под другим углом. Многие студенты не способны перенести неожиданные перемены такого рода (особенно, если эти перемены обрушиваются сразу после Пробуждения), и их необходимо медленно подводить к расширению парадигм, позволяя постепенно принимать новые идеи вместо того, чтобы полностью рушить все их прежнее мировоззрение.

 

Чистые Листы

По сравнению с учениками, которые появляются с предустановленными взглядами на магию, подмастерья, которые не имели представления ни о чем подобном, становятся послушной глиной в руках мастера. Мастеру может понадобиться немного дополнительного времени, чтобы объяснить некоторые простейшие вещи насчет магии («ты можешь контролировать эти эффекты, есть другие люди вроде тебя, у всех этих специфических вещей есть названия»), но мастер может быть уверен, что студент понимает все, что от него хотят, и его можно учить дальше. В сущности, мастер может придать уму ученика любую форму, какую только пожелает.

У такого расклада есть много преимуществ, но есть и серьезные недостатки. Мастеру, может, и не требуется время на то, чтобы исправлять ошибочно принятые на веру утверждения, но студент будет менее гибким в пределах своих концепций: он просто не представляет, что есть и другие способы осмысливать какие-то вещи. Кроме того, если мастер предпочитает какой-то искаженный или нестандартный подход, студент, усвоив его, будет восприниматься остальным Пробужденным сообществом сквозь призму стереотипов, связанных с таким подходом, и студенту это повредит. У подмастерья есть вполне реалистичные шансы выработать серьезно искаженную и ограниченную парадигму.

Возьмем для примера студента вуза, которому хорошо дается физика, но который при этом не посвящает ей всю жизнь: он играет в футбол, и у него есть компания друзей, с которыми он регулярно зависает. Допустим, его преподаватель физики стремится подтолкнуть его к Пробуждению. Учитель убеждает студента, что законы физики повелевают не только ходом экспериментов в его лаборатории, но и взаимоотношениями студента с окружающими людьми. Конкретная кривая, описываемая определенной частицей света на одном из участков графа, конкретным образом соотносится с частицей того же типа, если ее излучает какой-то другой человек. Возьми данные, введи их в этот прибор, и вуаля! Мгновенно действующий «дружбометр» к твоим услугам.

Студент всегда хотел быть популярным, так что он все сильнее полагается на устройство учителя. Оно, похоже, действительно работает, так что он спрашивает у учителя, как физика объясняет другие аспекты его жизни. Студента медленно подводят к тому, чтобы он начал полностью полагаться на, мягко говоря, чудноватую технологию. Когда он Пробудится, у Сынов Эфира станет одним подмастерьем больше.

По сути, учитель взял обычного студента вуза, у которого был какой-то талант, и сделал из него Эфирита. Он взял его естественное желание и сыграл на нем, медленно меняя парадигму студента и наставляя его на путь, на котором хотел его видеть. То, как именно парадигма будет представлена ученику, жизненно важно: это может определить все последующее существование подмастерья в качестве мага.

Когда установлена общая парадигма, учитель может начинать наделять ее плотью, обучая студента применению фокусов, а так же теории девяти Сфер и ее приложениям.

 

Фокусы (Foci)

Концепция учителя относительно того, что такое фокусы и как ими пользоваться, т. е. его парадигма, полностью определяет и то, как эти инструменты будет воспринимать ученик. Сам факт того, что учитель, и, соответственно, ученик, верит, что фокусы суть необходимая или полезная часть процесса, составляет часть растущей парадигмы. Студент может прийти к пониманию того, что ему больше не нужны инструменты, но на уровне парадигмы вера в фокусы уже установилась.

Многие подмастерья из тех, кто Пробудился спонтанно, экспериментируют с различными типами фокусов или подходов, чтобы понимать магию, еще до того, как встретят учителей. Подобные парадигмы определяются скорее предпочтениями подмастерья, чем указаниями учителя, но парадигма все же складывается. Выбор фокусов или концепций, служащих основой парадигмы, в значительной степени зависит от того, что пережил подмастерье, того, в каких ситуациях он оказывался, и того, что для него комфортно. Например, молодая негритянка из сельской местности близ Миссисипи вряд ли сочтет полезным фокусом средневековый меч, но она вполне может рассудить, что узловатая ветка – как раз то, что нужно, чтобы помогать ей ощутить дух бабушки.

То, как учитель отнесется к индивидуально подобранному набору убеждений, будет определять ход событий дальше. Если учитель отзывается о них с отвращением или насмешкой, то и отношение студента к своим инструментам изменится, и они могут стать менее полезными для него: его парадигма начинает подстраиваться под воззрения наставника. Если учитель согласен работать с той парадигмой, что уже есть у студента, она будет становиться сильнее за счет того, что ее признали.

 

Слово на букву «П»

Парадигма есть одновременно самое могущественное и самое грязное слово в «Маге». Парадигма персонажа, как предполагается, служит его направляющим принципом, его мировоззрением; все, что маг говорит, делает или думает, каким-то образом укладывается в его представления о том, как работает мир и как работает магия. Но попробуйте только поговорить с игроками по «Магу» о парадигме! Беседа очень быстро скатится к набрасыванию дерьма на вентилятор.

Поймите насчет этого: данная книга написана не для того, чтобы определять парадигму вашего персонажа или даже то, используете ли вы соответствующую идею. Если вам эта парадигма нафиг не сплющилась – ну и ладно. Те соображения, что здесь изложены (а именно, что образование студента неразрывно связано с концепциями его преподавателя и его способами их подавать), можн


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.082 с.