Парадоксы СТО с позиции теории познания — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Парадоксы СТО с позиции теории познания

2019-08-07 195
Парадоксы СТО с позиции теории познания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мы фактически уже начали анализ парадоксов СТО. Структура линейных парадоксов СТО стандартна, и её можно проиллюстрировать следующим примером.

Пусть два джентльмена одинакового роста входят в разные комнаты, разделённые прозрачной перегородкой. Они не знают, что перегородка – это двояковогнутая линза. Первый джентльмен утверждает, что он выше своего коллеги. Второй, сравнивая свой рост с видимым ростом коллеги, утверждает нечто противоположное. Кто из них прав? Кто из них выше на самом деле?

Сейчас ответ для нас очевиден. Неверно сравнивать характеристику сущности (собственный рост) с характеристикой явления (наблюдаемый, кажущийся рост), интерпретируя её как «сущность». Характеристики сущности могут искажаться при отображении в систему отсчёта наблюдателя.

Рис. 2. Иллюстрация к примеру о сущности и явлении

 

Перейдём к парадоксам СТО, используя «золотое правило». Напомним, что условием в СТО является скорость относительного движения. Всё, что зависит от этой скорости, есть характеристика явления.

Замедление времени. Вернёмся к изрядно надоевшему парадоксу близнецов. Неподвижный брат видит, что темп жизни движущегося брата медленнее. В своей системе отсчёта движущийся брат наблюдает аналогичное явление: ему кажется, что темп жизни его брата медленнее и тот «моложе». «Замедление» темпа зависит от величины скорости относительного движения. Оно есть явление. В силу равноправия систем отсчёта явления, которые наблюдает каждый из братьев, одинаковы (симметричны) и мы получаем логическое противоречие СТО (парадокс СТО).

Этот парадокс легко разрешается, если мы разделим эффекты на явление и сущность. При таком раскладе мы должны признать, во-первых, что явления действительно одинаковы (симметричны). Во вторых, действительный темп времени не зависит от выбора наблюдателем (любым из братьев) системы отсчёта, т.е. время едино для всех систем отсчёта. Наблюдаемое «замедление» темпа времени есть обычный эффект Доплера. И никаких проблем! Всё точно так же как в случае с джентльменами.

Сжатие масштаба. Структура парадокса стандартная. Пусть близнецы стоят перпендикулярно вектору относительной скорости. Тогда каждый из близнецов будет видеть брата худым («утончённым»)! Но если они устанут и лягут вдоль вектора этой скорости, то обнаружат, что наблюдаемый движущийся брат будет выглядеть «укороченным». Наблюдаемое «укорочение» обусловлено искажением фронта световой волны при переходе светового луча из одной системы отсчёта в другую. Суть парадокса та же, и нет необходимости «приплетать» для объяснения другую теорию (ОТО). Нужно правильно применять теорию познания к физике.

Вы когда-нибудь видели, как весело смеются малыши из детского сада, посещая «комнату смеха» с кривыми зеркалами? Они ничего не знают о «явлениях и сущностях». Но они прекрасно понимают, что наблюдаемые ими их искажённые фигуры есть «фокус-покус» (понарошку). Они прекрасно знают, что они не «кривеют», а остаются теми же какими были, в отличие от догматичных «академиков-релятивистов».

Ленин и Мах. Теперь мы покажем «пенёк», о который споткнулся кумир А.Эйнштейна Э. Мах. В.И. Ленин в книге «Материализм и эмпириокритицизм» жестко критикует его философские выводы. Мы же хотим обратить внимание на исходную точку, положившую начало ошибке Маха. Цитируем «Материализм и эмпириокритицизм» Ленина:

«Мы видели, что Маркс в 1845 году, Энгельс в 1888 и 1892 гг. вводят критерий практики в основу теории познания материализма. Вне практики ставить вопрос о том, «соответствует ли человеческому мышлению предметная» (т.е. объективная) «истина», есть схоластика, – говорит Маркс во 2-м тезисе о Фейербахе. Лучшее опровержение кантианского и юмистского агностицизма, как и прочих философских вывертов (Schrullen), есть практика, – повторяет Энгельс. «Успех наших действий доказывает согласие (соответствие, Übereinstimmung) наших восприятий с предметной (объективной) природой воспринимаемых вещей», – возражает Энгельс агностикам.

Сравните с этим рассуждение Маха о критерии практики. «В повседневном мышлении и обыденной речи противопоставляют обыкновенно кажущееся, иллюзорное действительности. Держа карандаш перед нами в воздухе, мы видим его в прямом положении; опустив его в наклонном положении в воду, мы видим его согнутым. В последнем случае говорят: «карандаш кажется согнутым, но в действительности он прямой». Но на каком основании мы называем один факт действительностью, а другой низводим до значения иллюзии?..

 ..Когда мы совершаем ту естественную ошибку, что в случаях необыкновенных всё же ждём наступления явлений обычных, то наши ожидания, конечно, бывают обмануты. Но факты в этом не виноваты. Говорить в подобных случаях об иллюзии имеет смысл с точки зрения практической, но ничуть не научной. В такой же мере не имеет никакого смысла с точки зрения научной часто обсуждаемый вопрос, существует ли действительно мир, или он есть лишь наша иллюзия, не более как сон. Но и самый несообразный сон есть факт, не хуже всякого другого» («Анализ ощущений», с. 18...19).

 

Теперь слово нам. Мы рассматриваем «карандаш», а видимый нами карандаш – это явление. Глядя с торца, мы увидим шестигранник, а глядя сбоку, мы увидим прямоугольник. Если опустим конец карандаша наклонно в стакан с водой, то увидим его «сломанным». Всё это явления, за которыми от Маха спряталась сущность. Мах запутался, не зная критериев отличия явления от сущности и, как результат, впал в идеализм.

Ленин там же пишет:

«Это именно такой вымученный профессорский идеализм, когда критерий практики, отделяющей для всех и каждого иллюзию от действительности, выносится Э. Махом за пределы науки, за пределы теории познания».

Отделить иллюзию от действительности, значит – разделить явление и сущность, т.е. показать: где есть явление, а где мы говорим о сущности.

Итак, мы возвращаемся на позиции классических теорий. В них время для всех инерциальных систем едино, пространство является общим, а инерциальные системы равноправны! К сожалению, упёртых релятивистов выводы теории познания научной истины не убеждают (махровоефилософское невежество!).

Выводы. Как мы установили, парадоксы СТО (замедление времени, сжатие масштаба и др.) являются обычными логическими противоречиями.  Логические противоречия в объяснении преобразования Лоренца обусловлены незнакомством с материалистической теорией познания научной истины и, в частности, с неправильной классификацией и соотнесением физических терминов с философскими категориями «явление и сущность». Этим «страдали» А. Эйнштейн и его кумир Э. Мах. Ну как после этого ученый может защищать теорию с логическими противоречиями? Удивительно, насколько догматизмом «придавил рассудок» многих ученых! П. Капица, например, пишет о том, что любая критика СТО даже не рассматривается как научная [2]!

Незнание и неверное истолкование содержания категорий «явление и сущность», характерно не только для начала 20 века. Редко, кто из современных физиков и философов «грешит» знанием и владением методами теории познания и критериями теории познания.  

Гносеологический анализ показал возможность дать новое объяснение сущности преобразования Лоренца в рамках классических представлений о пространстве и времени (См. также [1]). Пространство является общим для всех без исключения систем отсчета, а время едино для этих систем.

Примечание. О некоторых других ошибках в физике см. в [5].

 

Ссылки:

1. В.А. Кулигин. Практика – критерий истины. (саркастическое эссе ). Оглавление: «Мудрых преподавателей слушал я невнимательно»; «Мы диалектику учили не по Гегелю»; «Жил был художник один»; «Ты ж меня пидвела…»; «Товарищ верь!..». http://propaganda-journal.net/1712.html

2. В.А. Кулигин, Г.А. Кулигина, М.В. Корнева. Физика и философия физики (Часть 2. Теория познания). Аннотация. В первой части рассматривается взаимосвязь физических терминов с философскими категориями. Анализируются категории «явление и сущность». Во второй части рассматривается теория познания диалектического материализма: структура теории, критерии научной истины и принципы гносеологического анализа. http://n-t.ru/tp/ns/fff2.htm

3. В.А. Кулигин. Об ошибке Пуанкаре, которую он не успел исправить. Аннотация. Проведен полный анализ теории относительности А. Эйнштейна. Он опирается на гносеологические, физико-математические, логико-исторические методы исследования. Показано, что СТО логически противоречивая теория. Показано также, что преобразованию Лоренца можно дать непротиворечивую интерпретацию в рамках классических пространственно - временных представлений. Обосновывается причина, по которой Пуанкаре не стал отстаивать свой приоритет в создании СТО. Результаты имеют большое значение не только для релятивистских теорий.

http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001e/00162884.htm

 

4. П.Л. Капица. Эксперимент. Теория Практика. М.: Наука. 1981.

 

5. М.В. Корнева, В.А. Кулигин, Г.А. Кулигина. Ошибки, предрассудки и заблуждения в современной электродинамике. Аннотация.  В этой книге мы собрали материалы, касающиеся математических ошибок и неправомерных интерпретаций в современной электродинамике. Рассмотрены далеко не все ошибки. Но наиболее важные из них включены в книгу. Там, где это было возможно, мы исправляли ошибки и давали новые объяснения проблем. В книге мы не выдвигаем гипотез. Мы только расчищаем поле для дальнейших исследований. Задача это крайне необходимая, но неблагодарная. Далеко не все готовы расстаться со своими заблуждениями. http://www.sciteclibrary.ru/texsts/rus/stat/st4898.pdf

 

 


В. Мировоззрение и образование

Когда маститые ученые говорят о необходимости вливать "молодую кровь" в науку и призывают молодых к «подвижничеству», это звучит наивно на фоне существующего догматизма. Чтобы «влить» новую «кровь», нужно освободиться от «старой, испорченной»! Но догматизм процветает, и «молодая кровь» портится сначала в школе, а затем в ВУЗе. Главная причина в запрещении высказывать, обсуждать (тем более публиковать!) «крамольные мысли», противоречащие сложившейся консервативной (догматической) точке зрения! Это грозит педагогу «отлучением» от учебной работы. А как быть с «воспитанием творческой личности»? Без исправления ошибок в физике, как ведущей науке, это невозможно. Но это лишь необходимое условие.

Наше государство, если вы помните, является светским. В нем образование должно выполнять три важных функции:

  1. Давать твердые знания.
  2. Давать нравственное воспитание.
  3. Воспитывать материалистическое мировоззрение.

Первая задача очевидна. К сожалению, одно из лучших – советское образование – было уничтожено неумными реформами. Главные недостатки современного образования:

  • Платное образование. Погоня за «прибылью» вместо обучения заставляет снижать требования вопреки качеству обучения. Христос, как вы знаете, выгнал торгашей из Храма. Из Храма Науки их тоже необходимо изгнать!
  • Большое число дублирующих ВУЗов и филиалов ВУЗов практически уничтожило конкурентную основу для поступления: «Плати денежки, и корочки диплома в кармане!».
  • «Плановая подготовка» (госбюджет): сколько приняли – столько же выпускай! Если, например, отчислить 10 неуспевающих, министерство снимает одну госбюджетную ставку преподавателя! А кому хочется быть безработным? Вот и ставят тройки, «закрыв глаза».
  • Появился критикуемый большинством граждан ЕГЭ, двухуровневая система высшего образования: бакалавр-недоучка и магистр, «дистанционное» (компьютерное) образование и т.д. ЕГЭ это вредная формализация обучения, убивающая творчество.

Вряд ли нужно много говорить о нравственном воспитании. Все прекрасно понимают роль нравственности. Много полезного из того, что было наработано в годы советской власти, ушло в прошлое, к сожалению.

А вот о третьей задаче необходимо сказать особо. Дело в том, что устойчивое мировоззрение, воспитанное с детства, это способность не только иметь правильные жизненные принципы, но и умение владеть эффективными методами оценки реальности. Материализм это мировоззрение, опирающееся на здравый смысл и железную логику. Он дает человеку определенный иммунитет против влияния религиозных и иных сект, против влияния экстремистских и террористических группировок, а также против различного рода шарлатанов и аферистов. Это достаточное условие воспитания. Никакие «бюллетени Комиссии по борьбе…» не заменят утрату школьником или студентом материалистического мировоззрения.

Для воспитания мировоззрения необходима государственная идеология, а не кляузная «Комиссия по борьбе…». Здесь уместно напомнить старый, еще советский педагогический принципесли у выпускника школы нет мировоззрения, то нет и образования.

Начнем с идеологии. Согласно БСЭ, Идеология (от идея и ...логия), система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений.

Различных идеологий много (расизм, национал-шовинизм, социализм ваххабизм, фашизм и т.д.). Для нас важно выработать свою долгосрочную идеологию, опирающуюся на материалистическое мировоззрение. Наше государство светское. Именно материализм может служить силой, объединяющей ради общей цели людей разных наций, различного вероисповедания, если он будет опираться на здравый смысл, железную логику и высшие нравственные ценности (справедливость, равноправие, ответственность, добросовестность, принципиальность и т.д.). Только опираясь на Государственную идеологию можно воспитать Гражданина и дать ему образование. Формулировка содержания долгосрочной идеологии – дело самих граждан России.

Вернемся к роли философии в науке. Хотя мы привели пример гносеологического анализа, сама постановка проблемы может вызвать недоумение у современных физиков: «А к чему мировоззрение в физике?». Это непонимание роли мировоззрения сложилось не вчера, а еще в начале ХХ века. Во времена И.Сталина шла постоянная идеологическая борьба материализма и «марксизма-ленинизма» против атак позитивизма. Нужно заметить, что  марксизм-ленинизм и материализм хотя и близки, но это не одно и то же. «Марксистско-ленинская философия» есть идеологизированная форма диалектического материализма. В философии искусственная идеологизация ведет к догматизму. Материализм внутри сам по себе и идеология, и мировоззрение.

После Ленина ни в России, ни в мире не оказалось достойных философов-материалистов, владеющих материалистической теорией познания. В то же время, философов-функционеров (демагогов и болтунов) расплодилось превеликое множество (кандидаты, доктора, академики, которые не внесли существенного вклада в философию естествознания). «Философы-специалисты» в области естествознания из РАН, ИФ и ИИЕиТ («корифеи») не являются исключением.

Материализм сейчас практически вытеснен из естествознания различными формами позитивизма. Позитивизм в науке господствует уже столетие. Суть последнего сводится к воспитанию у людей «потребительского отношения» к жизни. Ему мы обязаны прагматическим подходом к жизни: «Истинно то, что приносит мне успех»! Поэтому нужно добиваться успеха любой ценой (беспринципность)! Позитивизму мы обязаны наличием «двойной логики» и  «двойной морали» как в науке, как в межгосударственных отношениях, так и в обыденных.

Как пишется в работе [1]: сейчас продолжают «… действовать механизмыположительной обратной связи (когда выпускники ВУЗов сами идут преподавать в школы и ВУЗы, писать учебники и т.п.). После этого деградация образовательной системы приобретает необратимый и самоподдерживающийся характер». Все взаимосвязано. Ничего нового в этом механизме нет: это «воспроизведение себе подобных» в условиях дремучего догматизма.

Таковы реалии современного капитализма, которому выгодно «потребительство» (эклектический позитивизм) в философии, в мировоззрении, автоматически рождающее потребительство в психологии. Это опасная тенденция, которая позволяет с помощью СМИ и ТВ превращать человека разумного в слепое орудие достижения своих целей! Это сейчас и происходит [2].

Нужна, очень нужна реформа РАН и образования. Когда я был маленьким и учился в 5 классе, мне казалось, что Академия Наук это высокое белое здание с комнатами и широкими коридорами. По коридорам ходят «усато-бородатые» ученые в белых халатах и в белых шапочках (как в больнице). Они прижимают растопыренные пальцы руки ко лбу и напряженно думают, думают, решая научные проблемы. Казалось, что в АН даже дворники и сантехники имеют ученые степени!

Много лет прошло. Как потрясающе далека реальность от школьных иллюзий («все наоборот!»). РАН есть часть общества. Если общество болеет (заражено коррупцией, например), тем же «болеют»: армия, РАН, образование, милиция, медицина и т.д. К сожалению, «интеллект нации» ведет себя эгоистично. Когда разваливался СССР, только академик Страхов и несколько человек предложили на общем собрании АН вынести свою оценку событиям. Идея провалилась. Академики («государственный интеллект!») решили отсидеться в «своем окопчике»: «наука вне политики!». Они стыдливо «пошушукались» позже, когда министр Фурсенко разваливал одну из лучших систем образования в мире. Но, смотрите, как они «затараканили», когда пошла речь реформировании РАН, об их привилегиях, их власти и финансировании!  

Нужна, очень нужна реформа РАН и образования. Речь идет не о «перетряхивании» Высшей и средней школ, не о пересмотре структуры РАН и т.д. Подобные «реформы» министры (Фурсенко, Филиппов) уже провели с оценкой «неуд». Мы ведем речь о главном для Государства: о воспитании материалистического мировоззрения в школах и ВУЗах, о восстановлении материалистического мировоззрения науке и о том, чтобы Граждане и Ученые защищали государственные интересы, как свои личные. Только опираясь на это материалистическое мировоззрение, можно объективно оценить проблемы, выявить ошибки, порождающие их, и найти правильные пути улучшения жизни,науки и образования. Россия может стать лидером в научных исследованиях. Тогда меньше будет желающих «поучиться» на Западе и «поработать» за доллары на Запад, а не Россию. Но и диалектический материализм сам нуждается в развитии.

Ссылки:

1. Д.Б. Сандаков. Как развалить систему образования. http://obrazovanie.by/sandakov/kak-razvalit-obrazovanie.html

2.  О. Четверикова. Разрушение будущего. Кто и как уничтожает суверенное образование в России. http://communitarian.ru/publikacii/obrazovanie/kniga_razrushenie_buduschego_kto_i_kak_unichtozhaetsuverennoe_obrazovanie_v_rossii_09072015/

 


Заключение

Итак, мы в популярной форме изложили современное состояние науки и образования. Строгие обоснования специалисты найдут в статьях, которые приведены в ссылках. Казалось бы, необходимо послать материалы в РАН. Это наивное решение. Многие посылали, но их просьбы отклонялись или парировались отписками. Разумно ли жаловаться в РАН на Академию Наук?

Конечно, можно направить материалы в Минобрнауки, например, или Д. Медведеву, или даже В. Путину. Но российская бюрократия стоит на страже своих интересов. Интересы государства ее мало волнуют. Следовательно, мы возвращаемся к первому варианту: бумаги будут благополучно перенаправлены в РАН. Ну, разве «унтер-офицерская вдова сама себя захочет высечь»?

РАН, противодействуя критике со стороны Граждан, использует административные рычаги. У нас таких возможностей нет, и не может быть. Остаетесь Вы, депутаты Государственной Думы, как независимые и радеющие за интересы Государства ее граждане. К вам обращаемся за справедливостью и помощью в борьбе с догматизмом.

Представленные нами материалы нуждаются в последующем открытом и широком обсуждении. Для этого необходимо знать мнение не только представителей РАН, но и точку зрения специалистов альтернативных организаций, таких как, например: РАЕН, Академия тринитаризма, Международный Клуб Ученых (С.-П.) и других независимых организаций. Это необходимо сделать обязательно.

Итак, перечислим минимальные требования к РАН и просьбы. Заинтересованные лица и специалисты (я надеюсь) исправят и дополнят список.

1. Необходимо, чтобы руководство РАН принесло публичные извинения за постановления, запрещающие критику физических теорий и за недозволенные административные меры против людей с иной научной точкой зрения.

2. Необходимо, чтобы РАН и его Президиум отменили вышеупомянутые постановления.

3. Необходимо упразднить за ненадобностью Комиссию по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований.

4. Необходимо создать при Минобрнауки (или при другом государственном органе) Отдел по регистрации новых явлений, открытых экспериментально, и новых гипотез. Представляемые материалы должны свободно обсуждаться в Интернете, а окончательное принятие или отклонение материалов должно проводиться специальной комиссией.

5. Целесообразно ликвидировать «Список рецензируемых научных изданий (ВАК)» и выработать иные меры за контролем качества и содержательности научных публикаций. Не обложка журнала должна служить украшением статьи, а содержание статьи должно украшать журнал.

6. Необходимо разрешить использовать ссылки на Интернет-издания в статьях и монографиях.

7. Необходимо прекратить финансирование дорогостоящих, сомнительных проектов типа «суперколлайдеров».

8. Нужна новая идеология образования, опирающаяся на советский опыт. Но не нужны невежды-реформаторы, копирующие Запад. В России есть свои талантливые Ушинские, Макаренко, Киселевы…

Я надеюсь, что читатели данной статьи поддержат эти идеи и добавят свои предложения и замечания к материалам, представленным выше, направив электронные или бумажные письма в Комитеты Госдумы:

1. В Комитет ГД по науке и наукоемких технологиях Председателю Комитета Черешневу Валерию Александровичу: [email protected]

2. В Комитет ГД по образованию Председателю Комитета Никонову Вячеславу Алексеевичу: [email protected]

Тема сообщения: Догматизм в науке и образовании

Руководитель исследовательской группы «АНАЛИЗ» Кулигин Виктор Аркадьевич.

http://n-t.ru/ac/iga/


 

Обращение к читателям

Мы обращаемся к тем читателям, которые не равнодушны к судьбе теоретической физики в России. Необходимо преодолеть догматизм, и тогда Российская Наука, как локомотив, потащит за собой научные школы других стран мира.

Я прошу тех, кто желает принять участие в этом процессе присоединиться, поддержать идею, а также ознакомить с ней всех заинтересованных. Вам нужно отправить электронной или обычной почтой простое сообщение со своими предложениями, жалобами, мнениями в два Комитета Государственной Думы:

3. В Комитет ГД по науке и наукоемких технологиях Председателю Комитета Черешневу Валерию Александровичу: [email protected]

4. В Комитет ГД по образованию Председателю Комитета Никонову Вячеславу Алексеевичу: [email protected]

Тема сообщения: Догматизм в науке и образовании

Благодарю вас уважаемые коллеги.

Виктор Кулигин.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.