Прощение и освобождение себя. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Прощение и освобождение себя.



Теперь напишите имена всех тех, кому, как вам кажется, вы когда-либо делали больно или с кем были несправедливы. Напишите, что именно вы сделали с каждым из них. А после снова закройте глаза, расслабьтесь и представьте каждого из этих людей по очереди. Расскажите ему или ей, что вы сделали, и попросите их простить вас за это и дать вам свое благословение. Затем вообразите их делающими это т.е. прощающими вас.

Когда вы завершите работу, напишите внизу или поперек вашего листа бумаги: «Я прощаю себя самого и снимаю с себя всю вину здесь, сейчас и навсегда!» Затем порвите бумагу и выбросите ее (или опять-таки сожгите).

Написание исцеляющих писем. Вышеописанные техники обычно «срабатывают» на прощение — если и не первая, то уж точно вторая. Но только в случае уже затухающих гнева и обид. «Острые» случаи оскорбления (морального или физического насилия, унижений и т.п.) обычно нуждаются в более глубокой проработке.

Во всех таких вот острых случаях я рекомендую своим клиентам в качестве домашнего задания выполнить так называемое «трехшаговое упражнение по написанию

400

С. Ковалрв

исцеляющего письма» Э. Басе и Л. Дэвис — упражнение которое дает человеку возможность испытать поддержку и одобрение независимо от реакции оскорбившего его (ее) субъекта.

Данную технику написания исцеляющих писем я описываю по материалам семинара М. Аткинсон «Техники высшего уровня в работе с семьей и ребенком» (ЦПП «Катарсис»).

Первое письмо. Работа начинается с того, что m , i пишете первое письмо оскорбителю, в котором довольно подробно описываете детали оскорбления, свои чувства по поводу оскорбления (также очень подробно), как все это повлияло на вашу жизнь. Письмо это вполне может содержать требования определенных форм кары и/или извинений, которые вы сочтете уместными для вашего обидчика.

Второе письмо. После этого вы пишете второе письмо то, которое, по вашему мнению, оскорбитель мог бы написать или действительно написал бы Вам, если бы у пего была такая возможность. В нем может быть изложено то, что оскорбитель говорил вам во время той самой, приснопамятной ситуации оскорбления. То есть оно должно содержать ответ, которого вы в общем-то страшитесь.

Третье и наиболее важное письмо. А теперь вам падлеэ/сит написать письмо, в котором вы излагаете ответ, который вам необходим. Это, конечно лее, воображаемый ответ от оскорбившего вас человека. Ответ, который он мог бы написать, если бы захотел взять на себя ответственность за нанесенное оскорбление и выразить свои сожаления и угрызения совести по поводу содеянного. Иными словами, третье письмо это то, которое более всего вам и необходимо: письмо, которое вы, увы, не получили и вряд ли когда-либо получите. Поэтому именно написание третьего письма может стать важным этапом вашего освобождения поскольку в нем



Исцеление с помощью НЛП

401

вы можете выразить (и получить) стольпедостающие вам извинения, чувства поддержки и сожаления о случившемся.

Более всего исцеляющие письма эффективны во всех тех случаях, когда человек, нанесший оскорбление, находится вне физической досягаемости — по любым причинам (например, из-за его смерти). В этом случае письма как бы завершают внешний и внутренний конфликт с тем, кто отказался или не успел взять на себя ответственность за оскорбление.

Эмоционально-коррективное переживание. Сходную с вышеописанной, но более простую технику эмоционально-коррективного переживания предлагает в своей книге «Это в ваших силах» Дж. Рейнуотер.

Запишите тревожащий или оскорбивший вас эпизод в виде небольшого рассказа, написанного в настоящем времени и от первого лица. Как молено более точно восстановите все события (если, конечно, они не стали для вас серьезной психотравмой). Восстановите все диалоги и опишите свои чувства.

Теперь перепишите историю так, как вы бы хотели, чтобы она произошла. Дайте пощечину обидчику, пойдите навстречу преследователю и победите его. Хоть как-то, но отомстите мучителю. Или полюбите человека, которого вы ненавидите.

Делайте все, что хотите. Создавайте новые диалоги. Описывайте иные ваши чувства. И придумайте свои собственные финал и развязку.

Создание «амулета правды». Бывают, однако, очень сложные случаи оскорблений, о содержании которых вам придется рассказывать другим. Например, своим родным и близким, от которых не удалось (или не хочется) скрыть что-то очень-очень неприятное. Или в суде, давая свидетельские показания в качестве потерпевшего или потерпевшей (упаси вас боже от всего этого!). В подобных случаях даже не столько для прощения,



402                                              С. Ковалро

сколько для собственной психологической поддержки вы можете воспользоваться техникой ношения письма и ому-лета правды, которую я описываю опять-таки по материалам семинара «Техники высшего уровня в работе с семьей и ребенком» М. Аткинсон (ЦПП «Катарсис»). В сути своей это своеобразная форма якорения самоподдержки.

На небольшом листе бумаги напишите то, что вы считаете самым важным в произошедшем, особо отметив тот факт, что это не было вашей виной и вы не несете ответственности за случившееся. Носите эту записку в кармане с тем, чтобы, например, рассказывая об оскорблении членам семьи, могли просто сунуть руку в карман и зажать записку в руке. Делайте тоже самое и в случае, когда вам необходимо давать свидетельские показания в суде или встречаться с человеком, который нанес вам оскорбление. Эта маленькая записка поможет вам во всех подобных случаях ощущать связь со своими внутренними ресурсами. Чтобы еще более усилить данную связь, вы можете носить в кармане символы (амулеты), которые будут являться якорем и ассоциативным ключом к чувству комфорта и безопасности.

Что бы вам было ясно, что нужно писать в «записках правды», приведу несколько примеров. Как отмечает М. Аткинсон, среди записок, которые ее клиенты клали в карман при необходимости рассказать об оскорблении, выступить в суде или встретиться лицом к лицу с оскорбившим их человеком, были, например, такие:

«Я в этом не виновата»,

«Я делаю это для маленькой девочки, которой я была»,

«Я делаю это, чтобы маленькая девочка внутри меня ощущала защиту»,

«Это тот, кто причинил мне зло»,

«Я должна сделать это, чтобы он больше никому не смог причинить боль»,

Исцеление с помощью НЛП

403

«Когда я сделаю это, я буду чувствовать себя намного лучше».

Упражнение 90.

- Создайте список всех людей, воспоминание о которых вызывает у вас тяжелые чувства, и осуществите прощение

• по К. и С. Саймонтонам (а точнее по Э. Фоксу),

• по Ш. Гавэйн.

Упражнение 91.

■ По результатам первого упражнения выделите тех людей, которых вы не смогли простить, и

• напишите каждому из них (для каждого из них) исцеляющие письма,

• перепишите ситуацию по технике «эмоционально-коррективного переживания».

Упражнение 92.

■ Создайте письма и амулеты правды для всех тяжело оскорбивших вас людей, с которыми вам приходится постоянно встречаться.

4.2. Прояснение и переработка устойчивых негативных эмоций

Определение шаблонов чувств. В принципе, все вышеописанные техники касались вполне конкретных единичных случаев — давних негативных чувств и прощения людей, которые их вызвали. Но так как чувства эти у вас

404____________________________С. Ковал

достаточно устойчиво возникали в прошлом, то нет никакой уверенности, что они снова не возникнут у вас в будущем. Из-за присущих вам шаблонов этих самых чувств__

некоторых стабильных паттернов эмоционального реагирования, определенный набор которых есть у каждого человека. Например, представьте, что ехавшая впереди вас машина затормозила и вы врезались ей в багажник. Что вы чувствуете прямо сейчас или почувствовали бы по поводу этой ситуации? Неполноценность? Беспомощность? Депрессию? Страх? Вину? Тревогу? Гнев? Обиду? Те несколько эмоциональных реакций, которые проявились у вас при представлении этой гипотетической ситуации, и есть шаблоны ваших чувств. Для того чтобы их прояснить и проработать, в современной психотерапии существует целый ряд психотехнологий. Разберем некоторые из них.

Прояснение огорчений. Прежде всего попробуйте прояснить для себя ваши столь часто возникающие огорчения по поводу значимых и незначимых других людей, которые влияют на вас, как бы нажимая на некие кнопки. Уже известный вам Ф. Фанч в книге «Пути преобразования. Общие модули процессинга» утверждает, что обычно негативные чувства по поводу других людей возникают, когда этот другой действовал не так, как ожидалось, или не так, как «должен» был действовать. То есть, по сути, у вас была какая-то умственная «карта» того, что ожидалось. И, по идее (вашей), другой человек «должен был знать» об этом. Но он либо не знал, либо просто пренебрег вашей «картой».

Если называть случившееся огорчение именно так что другой человек «должен был знать, но не знал», то можно прекратить обвинять другого за то, что он «плохой». И сосредоточиться на различии в субъективных реальностях, его и ваших «картах» ситуации.

Вы можете использовать данную технику прояснения огорчений, просто задав себе вопросы:

Исцеление с помощью НЛП

405

«Что я должен был знать?» и

«Что он должен был знать?»

или, для того чтобы диссоциировать себя от ситуации:

«Что ты должен был знать?» и

«Что долэ/спо было быть известно нам обоим?»

Помимо этого Ф. Фанч рекомендует вспомнить, что наши негативные чувства (их возникновение) обычно связаны с тем, что бьшо сделано, или с тем, что сделано не бьшо (чего кто-то не сделал). И если конкретно уточнить, что именно бьшо или не бьшо сделано (и кем), то чувство, связанное с этим человеком, просто высвобождается. Делать это высвобождение лучше всего с разных сторон и с разных точек зрения. Поэтому ответьте себе на следующие четыре вопроса:

1. «Что другой сделал не так?»

2. «Чего другой не сделал?»

3. «В том, что касается другого, что я сделал не так?»

4. «В том, что касается другого, чего я не сделал?» Теперь — если это, конечно, все еще нужно, — можно приступить к уже знакомой вам разгрузке — в данном случае ваших негативных чувств. Ключи, которые вы можете здесь использовать, могут быть любыми. Например, Ф. Фанч рекомендует следующие.

«Может, что-то было...»

неправильно понято

подавлено

осуждено

опровергнуто

уменьшено до минимума

ограничено

проигнорировано

защищено

«Может,..»

чему-то помешали

406                                              С. Ковалрп

в чем-то было отказано.

После всего этого стоит проанализировать нарущен.

ные ожидания. Дело в том, что негативные чувства__это

в основном реакция на разрыв или нарушение чего-то которая может проявляться самыми разными способами Но, по сути, сначала вы считаете, что между вами и другим (или вами и миром) существует какое-то соглашение а затем происходит что-то, так или иначе опровергающее это ваше убеждение. Точнее, как бы разрывается связь с вашими убеждениями и представлениями. Например, до 17 августа 1998 года многие из нас считали, что они вполне обеспеченные люди. Но произошел кризис, все эти наши представления обрушились, и возникло то, что Ф. Фанч называет «нарушенной обеспеченностью».

Общим во всех подобных случаях является то, что человек ждет чего-то, что должно быть (экономическая стабильность в вышеописанном примере), а этого чего-то не оказывается. И если вы сможете установить, какие именно ваши ожидания были нарушены, «огорчитель-ность» происходящего проясняется, а огорчение оказывается уже не чем-то глобальным и недоступным для решений и исправлений, но вполне конкретным случаем. Специально для этого Ф. Фанч составил список чаще всего встречающихся ожиданий и способов ожидания, которые могут быть нарушены. Ибо во всех случаях огорчения не сбываются или разрушаются:

доверие

дружба

любовь

интерес

общение

предсказание

верность

братство

преданность

секретность

Исцеление с помощью НЛП

407

понимание

добрая воля

соглашение

обещания

надежность

реальность

ответственность

осознание

контроль

безопасность

мораль

законность

планирование

ожидание

надежды

мечты

желания

поддержка

согласованность

информация

свобода

права

разумность

скромность

тайна.

Это тоже своеобразные ключи (типа разблокирования и разгрузки), по которым вы можете работать, по очереди спрашивая себя или другого о каждом из них (или использовать список как источник идей по поводу того, о чем себя или другого спрашивать). Только учтите, что использованная здесь идея «нарушения» вовсе Не абстрактна, а наоборот очень даже конкретна. Ибо сплошь и рядом люди испытывают негативные чувства как раз из-за того, что не удовлетворяются их некие идеи: свободы, равенства, братства и т.д. А если за абстракт-Ной идеей обнаруживаются конкретные подробности,

408

огорчение часто просто бесследно исчезает. Так что, например, используя ключ «доверие», просто спросите себя (или другого, но переформулировав вопрос):

«По отношению ко мне было ли нарушено другим какое-то мое доверие?» или

«Может быть, я ожидал от него доверия, но его не было?»

Главное здесь — найти ключ, на который вы или это самый другой эмоционально отреагируете. Причем достаточно энергично — по принципу: «Да, безусловно!», а не «Очень может быть».

После того как вы найдете свои собственные ключи (то, что было нарушено), Ф. Фанч резонно рекомендует вспомнить или воссоздать подробности события, в котором произошло это нарушение: как, когда, где и с кем. То есть, не приписывая никакой вины другому, надо просто выяснить, что именно произошло, как вы реагировали на это происшедшее, между кем и кем подразумевалось соглашение, было ли оно сделано явно или только предполагалось и в любом случае — когда, где и как. Например, ответьте себе на вопросы (или спросите об этом другого):

«Какое доверие было нарушено?»

«Когда это бычо?»

«Что именно произошло?»

«Чего ты ожидал?»

«Когда ты стал этого ожидать?» и подобные им. А после обязательно поищите в прошлом ситуации, похожие на эту, анализируемую. Проследите до самого первого случая («источника») любые возможные шаблоны реагирования, поведения и действий. И переработайте их с помощью техники изменения личной истории и реимпринтирования. Ведь очень может быть, вы чему-то не научились в предыдущих ситуациях, и урок этот повторяется снова и снова...

Рефрсйминг негативных чувств. Надеюсь, что вышеописанное в целом, а последние строки — в частно-

Исцеление с помощью НЛП

409

сти, подвели вас к простой мысли: с помощью техник НЛП (и аналогичных им) можно запросто (или не очень) осуществить проработку и переработку любого шаблонно возникающего негативного чувства. Что вы, скорее всего, сейчас уже и делаете. Но дабы сразу же не привлекать «тяжелую артиллерию» терапевтических интервенций, давайте начнем с уже знакомого вам рефреймиига — но очень интересного его варианта, который получил название значимый (описываю его по материалам курса М. Аткинсон, ИГИСП).

По утверждению М. Аткинсон, цель этого рефреймиига заключается не столько в том, чтобы изменить негативные чувства личности, сколько в том, чтобы научиться ценить и применять их. Для этого необходимо спросить себя: как же это чувство из неприятности может стать достоинством! Учтите, что значимый реф-рейминг не используется для таких интенсивных состояний, как ярость или глубокое горе (о них — дальше). Он полезен именно при тех вполне определенных эмоциональных состояниях, к которым ведет некая программа личности. То есть когда присутствует определенная тема в Жизни человека, к которой он все время возвращается — шаблон негативных чувств. В общем смысле эта процедура сводится к двум моментам. Во-первых, надо найти то самое чувство, которое стало для вас обязанностью (например, постоянное волнение). А во-вторых, сделать какой-то один из нижепредставленных вариантов рефреймиига (либо все три варианта сразу):

• представить контекст (условия и обстоятельство), в котором волноваться было бы очень важно,

или

• добавить что-то к «волнительному» поведению и выиграть от этого (если волнение стало обязанностью),

или

• переориентировать и изменить значение волнения.

410

С. Ковала

Последнее — это самое изменение значения -

осу-

ществляется, если вы даете вашему поведению другут оценку: с положительным дополнительным смыслом На пример, волноваться — это значит иметь ту часть в себе которая просит вас быть готовым, которую беспокоят будущие планы и т.п. Таким образом вы меняете смысл «волнительного» поведения. И как бы говорите себе: «Каждая часть меня ценна и делает мне добро. Если я организую эти части так, чтобы они могли действовать сообща, тогда то, что они пытаются делать, станет более ясным, и они смогут лучше функционировать». Кстати, учтите, что это очень помогает:

• в установлении метапозиций (той самой позиции «над схваткой»),

• в открытии своих вторичных выгод и

• в вырабатывании большего количества выборов (поведения и действий).

Процедура использования техники значимогореф-рейминга чисто технически сводится к четырем шагам.

1. Определения структуры настоящего состояния и перевода его в «причинное» описание поведения («быть взволнованным» вместо «меня волнует...»).

2. Признания функциональных намерений ответственной за это поведение части («волноваться значит быть готовым ко всему»).

3. Одобряющих суждений и воспоминаний, обосновывающих эти самые функциональные намерения («Кто не волнуется? Только бесчувственные люди!») .

4. Уверенной подстройки к будущему («Другое дело, что надо определить и выяснить, где, когда и как действительно стоит волноваться...»).

Ниже я привожу предложенные М. Аткинсон в ее мастерском курсе (и отредактированные мною) варианты значимого рефрейминга для основных негативных чувств — некие положения, которые вам ну*11 обдумать самому или обсудить с другими.

Исцеление с помощью НЛП   _________411

Вина

Настоящее состояние

• Вина это обычно некое несовпадение самого себя с нормами, правилами или обязательствами какого-либо рода.






Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.021 с.