Понятие действия уголовно-процессуального закона по кругу лиц — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Понятие действия уголовно-процессуального закона по кругу лиц

2019-08-07 187
Понятие действия уголовно-процессуального закона по кругу лиц 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Действие уголовно-процессуального закона по кругу лиц – это действие его в отношении различных категорий участников судопроизводства. Оно определяется, прежде всего, принципом равенства граждан перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ). В силу данного принципа уголовно-процессуальный закон действует одинаково в отношении всех, невзирая на пол, расу, национальность, язык, происхождение, имущественное и должностное положение, место жительства, отношение к религии, убеждения, принадлежность к общественным объединениям.

Главным образом это касается российских граждан. Но процессуальные действия проводятся согласно УПК РФ и в отношении иностранцев и лиц без гражданства – когда они являются обвиняемыми и подозреваемыми либо другими участниками уголовного судопроизводства (потерпевшими, свидетелями и т.д.). Вместе с тем в ряде случаев действие российского уголовно-процессуального закона распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, даже если они совершили преступление не на российской территории. В законодательстве и судебной практике многих государств, в том числе России (ч. 3 ст. 12 УК РФ), признается принцип защиты и безопасности, согласно которому государство вправе привлечь к уголовной ответственности на своей территории и по своим законам любое лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления против его интересов или интересов его граждан вне территории данного государства. Кроме того, экстерриториальная юрисдикция может осуществляться также в силу принципа универсальности, согласно которому юрисдикция государства на основе международного права распространяется на некоторые преступления, независимо от гражданства подозреваемых или обвиняемых в них лиц и от мест, где они совершены. Это такие преступления, как апартеид, терроризм и некоторые другие (Конвенция о пресечении преступлений апартеида и наказании за него, 30.11.1973 г., Европейская конвенция о борьбе с терроризмом, 27.01.1977 г. и т.д.).

Равенство не отменяет, а, напротив, предполагает процессуальные различия, основанием которых служат определенные обстоятельства, как правило, личного характера, делающие лицо особо уязвимым в уголовном процессе – такие, например, как несовершеннолетие, состояние здоровья, наличие физических или психических недостатков, незнание языка, на котором ведется судопроизводство, и т.п. Для подобных случаев предусмотрена процессуальная форма, несколько отличная от обычной. Эти отличия продиктованы стремлением законодателя выровнить фактическое положение таких лиц в процессе с положением прочих его участников за счет введения особых, более благоприятных для них процессуальных условий и дополнительных гарантий.

Изъятия из принципа равенства перед законом и судом и соответственно различное действие уголовно-процессуального закона по лицам допускаются в силу ряда публично-правовых интересов. Так, должностное положение может обусловливать служебный иммунитет, т.е. особый порядок производства в отношении ряда категорий должностных и некоторых других лиц, включающий получение их собственного предварительного согласия либо разрешения определенных инстанций на проведение в отношении этих лиц всех или некоторых процессуальных действий. Служебный иммунитет означает не приобретение такими лицами личных выгод, а гарантию эффективности выполнения ими своих функций. Юридическим основанием он имеет не принцип равенства граждан, а другие правовые начала – суверенного равенства государств и межгосударственного сотрудничества, независимости судей, разделения властей и др.

Особенности действия уголовно-процессуального закона по лицам проявляются и в таких институтах, как персональная подследственность и подсудность уголовных дел. В настоящее время они предусмотрены прежде всего для военнослужащих (ч. 5-8 ст. 30, ФЗ от 23.06.1999 № 1-ФКЗ, подп. «в» п. 1 ч. 2 ст. 151). Исходя из публичных интересов сохранения государственной и военной тайны, обеспечения дисциплины и боеспособности Вооруженных Сил РФ, предварительное расследование по этим делам производится следователями СК РФ, а судопроизводство – военными судами. Кроме того, персональная подследственность установлена для отдельных категорий лиц, в отношении которых действуют определенные особенности производства по уголовным делам, - предварительное следствие и дознание по ним ведется следователями СК РФ и (или) ФСБ (подп. «б» и «в» п. 1 ч. 2, п. 7 ч. 3 и 4 ст. 151).

Изъятия из общего правила о равенстве всех перед законом и судом сделано также для лиц, обладающих дипломатическим и консульским иммунитетом, а также правовыми иммунитетами, определенными международными соглашениями. В отношении таких лиц процессуальные действия производятся с согласия иностранного государства, на службе которого находится или находилось лицо, пользующееся иммунитетом, или международной организации, членом персонала которой оно является или являлось. Информация о том, пользуется ли соответствующее лицо иммунитетом и каков объем такого иммунитета, предоставляется Министерством иностранных дел Российской Федерации (ч. 2 ст. 3 УПК).

 

 

71.     Экстрадиция: уголовно-правовое и уголовно-процессуальное регулирование.

Статья 13. Выдача лиц, совершивших преступление

 

1. Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.

 

Статья 460. Направление запроса о выдаче лица, находящегося на территории иностранного государства

 

1. Российская Федерация может направить иностранному государству запрос о выдаче ей лица для уголовного преследования или исполнения приговора на основании международного договора Российской Федерации с этим государством или письменного обязательства Генерального прокурора Российской Федерации выдавать в будущем на основе принципа взаимности этому государству лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Направление запроса о выдаче лица на основе принципа взаимности осуществляется, если в соответствии с законодательством обоих государств деяние, в связи с которым направлен запрос о выдаче, является уголовно наказуемым и за его совершение либо предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание - в случае выдачи для уголовного преследования, либо лицо осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев - в случае выдачи для исполнения приговора.

3. При возникновении необходимости запроса о выдаче и наличии для этого оснований и условий, указанных в частях первой и второй настоящей статьи, все необходимые материалы предоставляются в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для решения вопроса о направлении в соответствующий компетентный орган иностранного государства запроса о выдаче лица, находящегося на территории данного государства.

4. Запрос о выдаче должен содержать:

1) наименование и адрес запрашивающего органа;

2) полное имя лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче, дату его рождения, данные о гражданстве, месте жительства или месте пребывания и другие данные о его личности, а также по возможности описание внешности, фотографию и другие материалы, позволяющие идентифицировать личность;

3) изложение фактических обстоятельств и правовую квалификацию деяния, совершенного лицом, в отношении которого направлен запрос о выдаче, включая сведения о размере причиненного им ущерба, с приведением текста закона, предусматривающего ответственность за это деяние, и обязательным указанием санкций;

4) сведения о месте и времени вынесения приговора, вступившего в законную силу, либо постановления о привлечении в качестве обвиняемого с приложением заверенных копий соответствующих документов.

5. К запросу о выдаче для уголовного преследования должна быть приложена заверенная копия постановления судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу. К запросу о выдаче для исполнения приговора должны быть приложены заверенная копия вступившего в законную силу приговора и справка о неотбытом сроке наказания.

 

Статья 461. Пределы уголовной ответственности лица, выданного Российской Федерации

 

1. Лицо, выданное иностранным государством, не может быть задержано, привлечено в качестве обвиняемого, осуждено без согласия государства, его выдавшего, а также передано третьему государству за преступление, не указанное в запросе о выдаче.

(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 92-ФЗ)

2. Согласия иностранного государства не требуется, если:

1) выданное им лицо в течение 44 суток со дня окончания уголовного судопроизводства, отбытия наказания или освобождения от него по любому законному основанию не покинуло территорию Российской Федерации. В этот срок не засчитывается время, когда выданное лицо не могло не по своей вине покинуть территорию Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 92-ФЗ)

2) выданное лицо покинуло территорию Российской Федерации, но затем добровольно возвратилось в Российскую Федерацию.

3. Требования части первой настоящей статьи не распространяются на случаи, когда преступление совершено указанным в ней лицом после его выдачи.

 

Статья 462. Исполнение запроса о выдаче лица, находящегося на территории Российской Федерации

 

1. Российская Федерация в соответствии с международным договором Российской Федерации или на основе принципа взаимности может выдать иностранному государству иностранного гражданина или лицо без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, для уголовного преследования или исполнения приговора за деяния, которые являются уголовно наказуемыми по уголовному закону Российской Федерации и законам иностранного государства, направившего запрос о выдаче лица.

2. Выдача лица на основе принципа взаимности означает, что в соответствии с заверениями иностранного государства, направившего запрос о выдаче, можно ожидать, что в аналогичной ситуации по запросу Российской Федерации будет произведена выдача.

3. Выдача лица может быть произведена в случаях:

1) если уголовный закон предусматривает за совершение этих деяний наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года или более тяжкое наказание, когда выдача лица производится для уголовного преследования;

2) если лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более тяжкому наказанию;

3) когда иностранное государство, направившее запрос, может гарантировать, что лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, будет преследоваться только за преступление, которое указано в запросе, и после окончания судебного разбирательства и отбытия наказания сможет свободно покинуть территорию данного государства, а также не будет выслано, передано либо выдано третьему государству без согласия Российской Федерации.

4. Решение о выдаче иностранного гражданина или лица без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, обвиняемых в совершении преступления или осужденных судом иностранного государства, принимается Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.

5. О принятом решении Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель письменно уведомляет лицо, в отношении которого оно принято, и разъясняет ему право на обжалование данного решения в суд в соответствии со статьей 463 настоящего Кодекса.

(часть пятая введена Федеральным законом от 04.07.2003 N 92-ФЗ)

6. Решение о выдаче вступает в законную силу через 10 суток с момента уведомления лица, в отношении которого оно принято. В случае обжалования решения выдача не производится вплоть до вступления в законную силу судебного решения.

(часть шестая введена Федеральным законом от 04.07.2003 N 92-ФЗ)

7. При наличии запросов нескольких иностранных государств о выдаче одного и того же лица решение о том, какой из запросов подлежит удовлетворению, принимает Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель. О принятом решении Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель в течение 24 часов письменно уведомляет лицо, в отношении которого оно принято.

(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 92-ФЗ)

 

Статья 462.1. Транзитная перевозка выданных лиц

 

(введена Федеральным законом от 17.12.2009 N 324-ФЗ)

 

1. Российская Федерация в соответствии с международным договором Российской Федерации или на основе принципа взаимности может по соответствующему запросу разрешить иностранному государству осуществить транзитную перевозку по территории Российской Федерации лица, выданного третьим государством для уголовного преследования или исполнения приговора.

2. Решение по запросу о транзитной перевозке лица по территории Российской Федерации принимает Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель.

3. Основанием для содержания под стражей лица при транзитной перевозке по территории Российской Федерации являются разрешение Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя на транзитную перевозку и решение судебного либо иного компетентного органа иностранного государства о заключении выданного лица под стражу.

4. В разрешении на транзитную перевозку по территории Российской Федерации может быть отказано при наличии оснований, предусмотренных статьей 464 настоящего Кодекса.

5. При транзитной перевозке воздушным путем разрешение на ее осуществление требуется только в случае промежуточной посадки воздушного судна на территории Российской Федерации. В этом случае запрос о транзитной перевозке лица по территории Российской Федерации рассматривается в общем порядке.

 

Статья 463. Обжалование решения о выдаче лица и судебная проверка его законности и обоснованности

 

1. Решение Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя о выдаче может быть обжаловано в верховный суд республики, краевой или областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области или суд автономного округа по месту нахождения лица, в отношении которого принято это решение, или его защитником в течение 10 суток с момента получения уведомления.

(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 92-ФЗ)

2. Если лицо, в отношении которого принято решение о выдаче, находится под стражей, то администрация места содержания под стражей по получении адресованной суду жалобы немедленно направляет ее в соответствующий суд и уведомляет об этом прокурора.

3. Прокурор в течение 10 суток направляет в суд материалы, подтверждающие законность и обоснованность решения о выдаче лица.

4. Проверка законности и обоснованности решения о выдаче лица производится в течение одного месяца со дня поступления жалобы в суд судьей единолично в открытом судебном заседании с участием прокурора, лица, в отношении которого принято решение о выдаче, и его защитника, если он участвует в уголовном деле.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 217-ФЗ)

5. В начале заседания председательствующий объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению, разъясняет присутствующим их права, обязанности и ответственность. Затем заявитель и (или) его защитник обосновывают жалобу, после чего слово предоставляется прокурору.

6. В ходе судебного рассмотрения суд не обсуждает вопросы виновности лица, принесшего жалобу, ограничиваясь проверкой соответствия решения о выдаче данного лица законодательству и международным договорам Российской Федерации.

7. В результате проверки судья выносит одно из следующих постановлений:

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 217-ФЗ)

1) о признании решения о выдаче лица незаконным или необоснованным и его отмене;

2) об оставлении жалобы без удовлетворения.

8. В случае отмены решения о выдаче лица судья отменяет и меру пресечения, избранную в отношении лица, подавшего жалобу.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 217-ФЗ)

9. Постановление судьи об удовлетворении жалобы или отказе в этом может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации.

(часть 9 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 217-ФЗ)

 

Статья 464. Отказ в выдаче лица

 

1. Выдача лица не допускается, если:

1) лицо, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, является гражданином Российской Федерации;

2) лицу, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, предоставлено убежище в Российской Федерации в связи с возможностью преследований в данном государстве по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям;

3) в отношении указанного в запросе лица на территории Российской Федерации за то же самое деяние вынесен вступивший в законную силу приговор или прекращено производство по уголовному делу;

4) в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовное дело не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения сроков давности или по иному законному основанию;

5) имеется вступившее в законную силу решение суда Российской Федерации о наличии препятствий для выдачи данного лица в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации;

6) деяние, послужившее основанием для запроса иностранного государства о выдаче, в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации не является преступлением.

(п. 6 введен Федеральным законом от 17.12.2009 N 324-ФЗ)

2. В выдаче лица может быть отказано, если:

1) утратил силу. - Федеральный закон от 17.12.2009 N 324-ФЗ;

2) деяние, в связи с которым направлен запрос о выдаче, совершено на территории Российской Федерации или против интересов Российской Федерации за пределами ее территории;

3) за то же самое деяние в Российской Федерации осуществляется уголовное преследование лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче;

4) уголовное преследование лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче, возбуждается в порядке частного обвинения.

3. Если выдача лица не производится, то Генеральная прокуратура Российской Федерации уведомляет об этом компетентные органы соответствующего иностранного государства с указанием оснований отказа.

 

Статья 465. Отсрочка в выдаче лица и выдача лица на время

 

1. В случае, когда иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которого поступил запрос о выдаче, подвергается уголовному преследованию или отбывает наказание за другое преступление на территории Российской Федерации, его выдача может быть отсрочена до прекращения уголовного преследования, освобождения от наказания по любому законному основанию либо до исполнения приговора.

2. Если отсрочка выдачи может повлечь за собой истечение срока давности уголовного преследования или причинить ущерб расследованию преступления, то запрашиваемое к выдаче лицо может быть выдано на время при наличии обязательства соблюдать условия, установленные Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.

 

Статья 466. Избрание или применение избранной меры пресечения для обеспечения возможной выдачи лица

(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 92-ФЗ)

 

1. При получении от иностранного государства запроса о выдаче лица, если при этом не представлено решение судебного органа об избрании в отношении данного лица меры пресечения в виде заключения под стражу, прокурор в целях обеспечения возможности выдачи лица решает вопрос о необходимости избрания ему меры пресечения в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

(часть первая в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 92-ФЗ)

2. Если к запросу о выдаче лица прилагается решение судебного органа иностранного государства о заключении лица под стражу, то прокурор вправе подвергнуть это лицо домашнему аресту или заключить его под стражу без подтверждения указанного решения судом Российской Федерации.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 92-ФЗ)

3. Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель незамедлительно уведомляет компетентный орган иностранного государства, направивший запрос о выдаче лица.

 

Статья 467. Передача выдаваемого лица

 

(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 92-ФЗ)

 

1. Российская Федерация уведомляет иностранное государство о месте, дате и времени передачи выдаваемого лица. Если данное лицо не будет принято в течение 15 суток со дня, установленного для передачи, то оно может быть освобождено из-под стражи.

2. В случае, если иностранное государство по не зависящим от него обстоятельствам не может принять лицо, подлежащее выдаче, и уведомляет об этом Российскую Федерацию, дата передачи может быть перенесена. В том же порядке может быть перенесена дата передачи, если Российская Федерация по не зависящим от нее обстоятельствам не может передать лицо, подлежащее выдаче.

3. Во всяком случае лицо подлежит освобождению по истечении 30 суток со дня, установленного для его передачи.

 

72.     Преступление и его признаки (ст. 14 УК РФ). Порядок рассмотрения сообщения о преступлении (ст. 144 УПК РФ).

В УК РФ понятие преступления закреплено в ч. 1 ст. 14, которая гласит: «Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания». Из понятия можно выделить признаки преступления:

1. Деяние, которое может осуществляться в форме действия или бездействия. Мыслительная деятельность человека сама по себе не является преступной, равно как намерения и цели, если лицо не предпринимает действий по их реализации. Исключение составляют случаи, когда слова и намерения имеют возможность превратиться в определенные формы негативного поведения, в т.ч. и других людей, и создают тем самым опасность охраняемым отношениям (ст.ст. 119, 2051, 2801, 282 УК РФ и т.д.).

2. Общественная опасность. Качественный признак преступления, выражающий его материальную сущность и объясняющий почему то или иное деяние признается преступным. Общественная опасность означает, что деяние причиняет или создает угрозу причинения вреда общественным отношениям, охраняемым уголовным законом. В УЗ противоправность раскрывается путем указания на объекты уголовно-правовой охраны, особенности деяния, вредные последствия, мотивы и цели, а также свойства лица, совершающего такое деяние. Общественная опасность имеет две основные характеристики:

- характер общественной опасности - ее качественная характеристика, которая определяется теми общественными отношениями, на которые совершено посягательство, а также характером причиненных вредных последствий, а в некоторых случаях и способом посягательства;

- степень общественной опасности - количественная характеристика, для определения которой следует принимать во внимание тяжесть последствий, особенности посягательства, форму вину, особенности субъекта.

Общественная опасность является материальным признаком преступления, т.к. призвана ответить на вопрос почему из всей массы возможных проступков законодатель в качестве уголовно противоправных выбрал те, которые указаны в законе.

3. Противоправность. Означает, что лицо, совершившее преступление, нарушило запрет, содержащийся в уголовном законе. Каким бы аморальным или общественно опасным ни было деяние, если оно прямо не запрещено в УК РФ, оно не может считаться преступлением. Объявление деяния преступным называется криминализацией деяния, обратный процесс - декриминализацией. Те определения преступления, где главным признаком признается противоправность называют формальным понятием преступления.

4. Виновность. Лицо может быть привлечено к уголовной ответственности только при наличии его вины. Этот признак исключает возможность применения объективного вменения. Вина устанавливается лишь в тех формах, которые закреплены в УК РФ (ст.ст. 24-26).

5. Наказуемость. Совершение лицом преступления влечет за собой возможность назначения ему наказания, предусмотренного санкцией уголовно-правовой нормы. УК РФ предусматривает возможность освобождения от уголовной ответственности или от наказания..

В ч. 2 ст. 14 УК РФ сформулировано понятие малозначительного деяния, под которым следует понимать действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности. Для того, чтобы признать деяние малозначительным, необходимо установить два его критерия:

1. объективный критерий, который означает, что при совершении малозначительного деяния отсутствует возможность причинения существенного вреда охраняемым уголовным законом интересам (т.е. фактически отсутствует общественная опасность);

2. субъективный критерий, который означает, что виновный стремился причинить именно малозначительный вред и его умысел не был направлен на причинение большего вреда (если же виновный стремился причинить существенный вред, предусмотренный уголовным законом, но по независящим от него причинам не сумел довести задуманное до конца, малозначительность отсутствует, а виновный должен привлекаться к ответственности за покушение на причинение того вреда, который охватывался его умыслом).

С. М. Кочои Деяние, чтобы стать преступлением, должно включать следующие:

- общественную опасность;

- противоправность;

- виновность;

- наказуемость.

В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, предусмотренные УК:

- преступления небольшой тяжести;

- преступления средней тяжести;

- тяжкие преступления;

- особо тяжкие преступления (ст. 15).

Преступления небольшой тяжести - это умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК, не превышает 2 лет лишения свободы.

Преступления средней тяжести - это:

- умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК, не превышает 5 лет лишения свободы;

- неосторожные деяния с максимальным наказанием за их совершение более 2 лет лишения свободы.

Тяжкие преступления - умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК, не превышает 10 лет лишения свободы.

Особо тяжкие преступления - умышленные деяния, за совершение которых в УК предусмотрено лишение свободы на срок свыше 10 лет или более строгое наказание.

Категории преступления учитываются при решении вопросов назначения наказания, освобождения от уголовной ответственности и наказания и т.д.

   А. И.Рарог данная классификация является естественной, т.е. основанной на существенном признаке, определяемом природой преступления, а именно его общественной опасности. Поскольку общественная опасность не может быть воспринята непосредственно внешним

показателем, формализацией этой опасности принято считать санкцию. Дополнительным показателем, способствующим более точной классификации преступлений, является форма вины. Так, преступлениями небольшой и средней тяжести могут быть как умышленные, так и неосторожные деяния. Значение категоризации преступлений состоит в том, что она обращена к законодателю и обязывает учитывать ее при конструировании уголовно-правовых институтов и норм. В связи с этим категоризацию преступлений следует признать важным

приемом законодательной техники. Деление преступлений на категории в зависимости от степени их общественной опасности имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Отнесение деяния к той или иной категории может иметь такие правовые последствия, как определение вида рецидива (ст. 18 УК), наказуемость приготовления к преступлению (ч. 2 ст. 30 УК), определение режима отбывания наказания.

1. Понятие стадии возбуждения уголовного дела, ее сущность, задачи, значение.

Стадия возбуждения уголовного дела – это первая самостоятельная стадия уголовного процесса, состоящая в установлении компетентным органом государства (дознания, следствия) условий, необходимых для производства по уголовному делу, и в принятии решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в таковом.

Согласно ст. 156 УПК РФ расследование по уголовному делу производится только после возбуждения уголовного дела. Это значит, что возбуждение уголовного дела должно предшествовать дознанию, следствию и не может составлять его этапа.

Самостоятельный характер стадии определяется тем, что она представляет собой целый этап уголовно-процессуальной деятельности и правоотношений, характеризующийся самостоятельностью задач, кругом участников правоотношений или содержанием предмета правоотношений, процессуальными средствами, сроками, решениями, причем ни одно уголовное дело не может миновать этот этап, возникнуть вне данного этапа.

Сущность (или содержание) стадии состоит не только в принятии следователем, органом дознания или дознавателем заявления или сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, но и в производстве проверки этих заявлений и сообщений в установленные законом сроки, а также вынесением мотивированного постановления о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении. Принятию любого из этих решений предшествует проверка и оценка имеющихся материалов.

Целью этой стадии является установление процессуальных условий, необходимых для законного и обоснованного ВУД, то есть для установления законности повода и достаточности основания для возбуждения уголовного дела или установления процессуальных оснований для отказа в возбуждении уголовного дела.

Данную стадию характеризует и круг субъектов правоотношения, а именно: инициатор сообщения о преступлении (лицо, официально заявившее о преступлении – заявитель) и должностные лица, обязанные принять любые сообщения и проверить их (ст. 144 УПК РФ). Правоотношения возникают и развиваются только между указанными субъектами, процессуальные отношения между иными лицами в данной стадии законом не регламентированы, а значит недопустимы.

Решение о возбуждении уголовного дела – постановление – это юридический документ, который служит правовым основанием для производства следственных действий и принятии мер процессуального принуждения.

До возбуждения уголовного дела возможно проведение только шести следственных действий:

- осмотра места происшествия (ч. 2 ст. 176, ч. 1 ст. 144 УПК РФ),

- осмотра трупа (ч. 4 ст. 178, ч. 1 ст. 144 УПК РФ),

- осмотра предметов, документов (ч. 1 ст. 144 УПК РФ),

- освидетельствования (ч. 1 ст. 179 УПК РФ);

- производство судебной экспертизы (ч. 1 ст. 144 УПК РФ);

- отобрание образцов для сравнительного исследования (ч. 1 ст. 144 УПК РФ).

Производство иных следственных действий и осуществление мер процессуального принуждения категорически запрещено.

Стадия имеет свои процессуальные сроки. Со дня поступления сообщения о преступлении и до принятия решения должно пройти не более 3 суток. Данный срок может быть продлен до 10 суток, а при необходимости производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов – до 30 суток (ч. 3 ст. 144 УПК РФ).

В стадии возбуждения уголовного дела решаются общие задачи уголовного судопроизводства, а также специфические задачи по установлению признаков преступления в определенном деянии и принятию обоснованного и законного решения (возбуждения или отказа в возбуждении).

На данной стадии возбуждения фиксируется только факт обнаружения признаков преступления. Следует иметь в виду, что понятие признаков преступления не тождественен понятию состава преступления. На момент возбуждения уголовного дела признаками преступления, как правило, являются данные об объекте преступления и объективной стороне деяния. Установление всего состава преступления на данной стадии не всегда возможно и необходимо, все элементы состава преступления будут устанавливаться в ходе предварительного расследования.

Значение стадии возбуждения уголовного дела заключается в том, что законное, обоснованное и своевременное начало производства по уголовному делу – одно из необходимых условий как быстрого выявления преступлений, так и их полного, объективного и всестороннего расследования. И наоборот, незаконное, необоснованное и несвоевременное возбуждение уголовного дела приводит к утрате доказательств содеянного, а нередко – к оставлению безнаказанными лиц, совершивших преступление.

Непродуманное, поспешное принятие решения влечет незаконное проведение следственных действий и незаконное применение мер процессуального принуждения.

Процессуальные гарантии законности и обоснованности решений, принимаемых в данной стадии:

1. установление наличия или отсутствия фактических и правовых оснований для начала производства по уголовному делу;

2. обеспечение своевременного реагирования на преступления для их быстрого и полного раскрытия и расследования;

3. предотвращение расследования фактов, не содержащих в себе состава преступления;

4. первоначальное определение пределов исследования обстоятельств конкретного уголовного дела;

5. установление определенного органа, обязанного осуществлять производство по уголовному делу.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.096 с.