Письма Н. П. Петерсона Н. Ф. Федорову — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Письма Н. П. Петерсона Н. Ф. Федорову

2019-08-07 231
Письма Н. П. Петерсона Н. Ф. Федорову 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В настоящем разделе печатаются письма Н. П. Петерсона к Н. Ф. Федорову, хранящиеся в личном фонде Петерсона в ОР РГБ. В основном они относятся к керенскому периоду жизни Николая Павловича (1870—1891). Несмотря на то, что переписка учителя и ученика длилась с перерывами более тридцати лет, к настоящему времени разысканы лишь эти немногие письма. Возможно, какая-то часть писем Петерсона к Федорову хранилась вместе с бумагами мыслителя у В. А. Кожевникова и погибла в 1930‑е гг.

При подготовке «материалов других лиц» для III тома «Философии общего дела» Н. П. Петерсон включил в их состав лишь два письма воронежского периода: от 21 февраля 1897 и от 26 октября 1898.

1 Печатается по: ОР РГБ, ф. 657, к. 9, ед. хр. 92, лл. 1-2, 20-21 об. Ответ Н. Ф. Федорова последовал 24 сентября 1875.

Публикуемое письмо дает новые данные к изучению краеведческой деятельности Федорова и Петерсона в Керенске и Керенском уезде в 1870‑х гг., свидетельствуя, в частности, о том, что им удалось привлечь к собиранию архивных документов не только местных землевладельцев-дворян, представителей духовного сословия, но и крестьян уезда и, так же как в случае с именитыми гражданами, предпринять составление их родословных.

2 Н. Ф. Федоров провел в Керенске часть своего отпуска: с 22 июня по 20—21 июля 1875 г. (см. письмо 11 и примеч. 1 к нему). Калиновка — село в Керенском уезде, в 38 км от уездного города (другое название — Сосновка).

3 Село Козмодемьянское (другое название — Кармалейка) Керенской волости находилось восточнее г. Керенска, приблизительно в 6 км от него.

4 Во второй половине XVII в. после проведения в Среднем Поволжье сторожевой черты от Шацка до Симбирска (см. примеч. 4 к письму 4) началось активное освоение Россией приграничных земель. Помимо тех, кто непосредственно нес здесь сторожевую службу (стрельцы, казаки, пушкари, сторожа и т. д.), на свободных землях селились и высшие сословия: по царским указам активно раздавались земли и леса как севернее сторожевой черты, так и южнее ее («дикое поле») боярам, дворянам, мордовским и татарским служилым мурзам и князьям, а также возникавшим на осваиваемых территориях монастырям. Все документы, содержание которых передает Н. П. Петерсон в своем письме к Н. Ф. Федорову, связаны с данным сюжетом.

5 Богородицкий Одигитриев Тихвинский девичий монастырь был основан в г. Керенске в 1683 г. по благословению патриарха Иоакима.

6 В «Историческом очерке Керенского края» (раздел «Приложения») Богатыревы указаны Г. П. Петерсонрм в списке «Владельцев Керенского уезда в XVIII и в начале XIX в.» (указ. соч., с. 84).

7 Дер. Кувшиновка Котельской волости — в юго-восточной части Керенского уезда, на границе с Нижнеломовским уездом (26 км от Керенска).

8 Дмитрий Алексеевич Ронцов (Ранцев) (умер в конце 1880‑х гг.) — керенский землевладелец, последний представитель именитого рода керенских дворян. В «Историческом очерке Керенского края» Г. П. Петерсон посвятил несколько страниц истории рода Ронцовых, а в конце очерка назвал Д. А. Ронцова среди тех лиц, устными рассказами которых он воспользовался при составлении своего труда (указ. соч., с. 50-53, 75).

9 Н. П. Петерсон, церковный староста Покровской церкви г. Керенска, был инициатором создания в приходе начальной школы: школа помещалась при Керенской Публичной библиотеке и Н. П. Петерсон был в ней бесплатным учителем (ОР РГБ, ф. 657, к. 5, ед. хр. 7, лл. 11, 12). Статья Н. П. Петерсона «Церковно-приходская школа» не сохранилась. О позиции Н. Ф. Федорова и Н. П. Петерсона по вопросам народного образования и церковноприходских школ см. преамбулу к «Отечествоведению» — Т. III наст. изд., с. 582—585, а также примеч. 12 к разделу «Приложения» «Материалы к истории знакомства Ф. М. Достоевского с идеями Н. Ф. Федорова».

10 Это письмо Н. Ф. Федорова к Н. П. Петерсону не сохранилось.

11 Речь идет об остатках Керенской сторожевой черты и шедших по ней укреплений. Следы земляного вала, сохранившиеся на территории Керенского уезда, Н. П. Петерсоном были нанесены на карту (см.: ОР РГБ, ф. 657, к. 5, ед. хр. 7, л. 11).

12 Шустуй (Старый Шуструй) — село в западной части Нижне-Ломовского уезда Пензенской губернии, 21 км от г. Нижний Ломов.

13 Печатается по: ОР РГБ, ф. 657, к. 9, ед. хр. 92, л. 26. Ответ Н. Ф. Федорова последовал 2 апреля 1876.

14 В конце 1875 — начале 1876 гг. в переписке Н. Ф. Федорова и Н. П. Петерсона обсуждался проект приезда мыслителя в конце марта 1876 г. на два-три месяца в Керенск. В качестве заработка Н. П. Петерсон предлагал ему работу по составлению ежегодных отчетов по мировым судебным участкам (см. примеч. 1 к письму 14).

15 Речь идет о Керенской Публичной библиотеке, которой на общественных началах заведовал Н. П. Петерсон и при которой Н. Ф. Федоров весной 1874 г. организовал хранилище документов по истории края (подробнее см. примеч. 2 к письму 4).

16 Печатается по: ОР РГБ, ф. 657, к. 9, ед. хр. 93, лл. 5-6 об. Ответ Н. Ф. Федорова последовал 1 июня 1876.

17 Речь идет о первом обращении Н. П. Петерсона к Ф. М. Достоевскому, последовавшем 6 марта 1876 г. (см.: примеч. 1 к разделу «Приложения» «Материалы к истории знакомства Ф. М. Достоевского с идеями Н. Ф. Федорова»).

18 Существенное место в апрельском номере «Дневника писателя» за 1876 г. заняла полемика Ф. М. Достоевского с писателем и критиком В. Г. Авсеенко по вопросу об интеллигенции и народе. В. Г. Авсеенко критиковал тезис Достоевского о необходимости для русской интеллигенции, неся в народ просвещение и науку, в то же время усвоить его религиозные идеалы, «преклониться пред правдой народной». В свою очередь Достоевский, отвечая своему оппоненту, подробно раскрывал свое понимание народа и «народной правды» и в завершение обещал подробнее коснуться этой темы в мае (см.: Достоевский. 22, 103-119).

19 В статье «О современном человеке» («Братская помочь пострадавшим семействам Боснии и Герцеговины», СПб., 1876, с. 241-288) К. С. Аксаков, описывая состояние всеобщего обособления и розни, царствующее в современном человечестве, и критикуя его как безнравственное и безрелигиозное, выдвигал идею христианского общества, соборного единства как высшей и единственной формы истинного бытия личностей, полагая в ее осуществлении задачу истории. «Все мироздание носит на себе печать гармонии и согласия; но природа бессознательна и только намекает на высшее духовное согласие. Весь мир, по слову Божественной истины, не стоит одной души человеческой. Сознательному человеку представляется самому исполнить свободный и потому высший подвиг: образовать духовный хор, где утоляется яд личного эгоизма и исцеляется ненасытная всепоглощающая жажда личности — эта жажда греха. Этот подвиг совершается силою и делом любви» (указ. соч., с. 255).

В статье К. С. Аксакова Н. П. Петерсон увидел прямые переклички с той идеей человеческого многоединства, которую сам он развивал вслед за Федоровым. У философа-славянофила публицист нашел даже противопоставление истинного соборного единения секуляризованным обществам — ассоциациям; а ведь именно на таком противопоставлении строилась его собственная статья, посланная Достоевскому: «Общество, — писал К. С. Аксаков, — [...] в истинном смысле [...] есть такой акт, в котором каждая личность отказывается от своего эгоистического обособления, не из взаимной своей выгоды, как в ассоциации, где, соединяясь в совокупную силу с другими, она сохраняет и даже усиливает свою внутреннюю отдельность, а из того общего начала, которое лежит в душе человека, из той любви, из того братского чувства, которое одно может созидать истинное общество. Общество дает возможность человеку не утратить себя (тогда бы не было общества), но найти себя и слышать себя не в себе, а в общем союзе и согласии, в общей жизни и в общей любви», в союзе, «невидимый центр которого — в Боге» (там же, с. 255, 259).

20 Печатается по: ОР РГБ, ф. 657, к. 9, ед. хр. 92, лл. 22-23 об. Ответ на письмо Н. Ф. Федорова от 1 июня 1876.

21Николай Петрович Куткин — дворянин, керенский землевладелец; с 1869 г. был председателем попечительного комитета о Керенской публичной библиотеке, выстроил для библиотеки специальное здание в саду своего дома на Покровской ул., где она с 1872 г. и помещалась. С Н. П. Куткиным Н. П. Петерсон был знаком еще со времен юности (оба учились в Пензенском Дворянском институте), и их связывали теплые, дружеские отношения. В архиве Н. П. Петерсона в ОР РГБ сохранилось большое письмо Н. П. Петерсона к Н. П. Куткину от 1—3 августа 1907 г. (оно так и не было отправлено, поскольку 3 августа Николай Павлович получил телеграмму о кончине своего адресата). В письме Н. П. Петерсон отвечает на вопросы Н. П. Куткина, которому он ранее выслал экземпляр I тома «Философии общего дела» (текст письма см.: ОР РГБ, ф. 657, к. 6, ед. хр. 10).

22 См. примеч. 1 к письму 20.

23 См. примеч. 9.

24 См. примеч. 8.

25 План Н. П. Петерсона был осуществлен (см. письмо Н. Ф. Федорова к Н. П. Петерсону от 15 июня 1876 и письмо Н. П. Петерсона к Н. Ф. Федорову от 29 марта 1878, в котором упоминается об их совместном пребывании во Владимире в июле 1876 г.).

26 Печатается по: ОР РГБ, ф. 657, к. 9, ед. хр. 93, лл. 7-8 об.

Письмо связано с обстоятельствами посылки Н. П. Петерсоном Ф. М. Достоевскому статьи «Чем должна быть народная школа?», излагавшей идеи Н. Ф. Федорова (подробнее см. примеч. 12 к разделу «Приложения» «Материалы к истории знакомства Ф. М. Достоевского с идеями Н. Ф. Федорова»).

27 В июле 1876 г. Н. Ф. Федоров сопровождал Н. П. Петерсона в его поездке во Владимир по делам службы (см. предыдущее письмо).

28 Это письмо Н. П. Петерсона к Ф. М. Достоевскому, посланное в декабре 1877 г., не разыскано.

29 Указанное письмо Н. П. Петерсона к Ф. М. Достоевскому было датировано 3 марта 1878 г. (см.: Достоевский. 30(1), 13). Текст его не сохранился. Отвечая Н. П. Петерсону 24 марта 1878 г., Ф. М. Достоевский писал: «О книгах для Керенской библиотеки мною уже давно сделано распоряжение о высылке, и в настоящее время Вы, конечно, все получили» (там же).

30 Н. П. Петерсон послал Н. Ф. Федорову оригинал письма Ф. М. Достоевского от 24 марта 1878.

31 Черновик ответа Н. П. Петерсона Ф. М. Достоевскому от 29 марта 1878 см. в Т. IV наст. изд., с. 514.

32 В архиве Н. П. Петерсона сохранились два черновика статьи «Чем должна быть народная школа?» (текст их см. там же, с. 506-513).

33 О причинах «невстречи» Ф. М. Достоевского и Н. Ф. Федорова см. в примеч. 17 к тому же разделу.

34 Печатается по: ОР РГБ, ф. 657, к. 9, ед. хр. 93, лл. 1—2 об.

Ответ на письмо Н. Ф. Федорова, написанное между 30 марта и 6 апреля 1878 (письмо 22)

35 Намерение Н. П. Петерсона приехать на Пасху в Москву не осуществилось (см. его письмо Н. Ф. Федорову от 19 апреля 1878).

36 См. письмо Н. П. Петерсона Н. Ф. Федорову от 29 марта 1878 и примеч. 30, 32 к данному разделу.

37 Печатается по: ОР РГБ, ф. 657, к. 9, ед. хр. 92, л. 4-4 об.

Ответ Н. Ф. Федорова последовал 25 апреля 1878 (письмо 23).

38 См. примеч. 3 к письму 24.

39 Печатается по: ОР РГБ, ф. 657, к. 9, ед. хр. 92, лл. 6-7 об. Ответ на письмо Н. Ф. Федорова от 25 апреля 1878.

40 Речь идет о рукописи статьи Н. П. Петерсона «Чем должна быть народная школа?», отправленной им Ф. М. Достоевскому (ее копию Н. П. Петерсон переслал Н. Ф. Федорову при письме от 8 апреля 1878).

41 В двух сохранившихся в архиве Н. П. Петерсона черновиках статьи «Чем должна быть народная школа?» указания на примечания даются по ходу изложения в круглых скобках: (Примечание 6), (8 Примеч.), (7 Примеч.), текст же примечаний отсутствует.

42 Об этом письме Н. Ф. Федоров упомянул в своих письмах Н. П. Петерсону между 30 марта и 6 апреля 1878 и от 25 апреля 1878 (письма 22, 23). Текст письма не сохранился.

43 См. примеч. 3 к письму 23. Интересно, что почти сорок лет спустя, 20 августа 1916 г. Н. П. Петерсон обратился к И. И. Мечникову с письмом, к которому приложил свою статью «Идея всеобщего спасения от смерти», сообщив, что в случае если ученого заинтересуют идеи Федорова, он может выслать ему издание «Философии общего дела» (черновик письма см.: ОР РГБ, ф. 657, к. 6, ед. хр. 11).

44 Ответ Н. Ф. Федорова последовал 20 мая 1878 г. (письмо 24).

45 Печатается по: ОР РГБ, ф. 657, к. 9, ед. хр. 92, л. 8-8 об.

46 Н. П. Петерсон переписывал в это время ту часть рукописи, первоначально задумывавшейся как ответ Ф. М. Достоевскому, которая составила IV часть «Записки». Цитату, приводимую в письме, см.: Т. I наст. изд., с. 242.

47 Цитата из IV части «Записки» — см.: там же.

48 Сын Н. П. Петерсона П. Н. Петерсон (см. примеч. 4 к письму 34).

49 Сын Н. П. Петерсона К. Н. Петерсон (см. там же).

50 О. В. Огарева, сестра жены Н. П. Петерсона Ю. В. Петерсон.

51 Ю. В. Петерсон и Г. П. Петерсон, брат Н. П. Петерсона (см. о нем примеч. 6 к письму 35).

52 Г. П. Петерсон работал в то время над «Историческим очерком Керенского края» (см. примеч. 66).

53 Печатается по: ОР РГБ, ф. 657, к. 9, ед. хр. 42, л. 9.

54 Речь идет о статье Н. Ф. Федорова «Горизонтальное положение и вертикальное — смерть и жизнь».

55 Н. Ф. Федоров приехал в Керенск весной 1882 г. (предположительно, во второй половине апреля) и пробыл там по начало июля.

56 Печатается по: ОР РГБ, ф. 657, к. 9, ед. хр. 93, лл. 9-11 об.

57 Из данного письма следует, что Н. П. Петерсон дал Н. Х. Логвинову (см. о нем примеч. 6 к письму 39) значительную часть рукописи Н. Ф. Федорова, начатой летом 1878 г. как ответ Ф. М. Достоевскому и составившей основу текста «Записки». К концу 1881 г. определенный этап работы над рукописью был завершен. Экземпляр рукописи находился у Н. Ф. Федорова в Москве, и с ним он в начале января 1882 г. познакомил В. С. Соловьева, однако у Н. П. Петерсона имелся другой экземпляр текста, поскольку при переписывании он всегда делал две копии (см. письмо Н. П. Петерсона к Н. Ф. Федорову от 10 сентября 1883 в Т. IV наст. изд., с. 585, а также письмо Н. П. Петерсона к В. А. Кожевникову от февраля—марта 1904 г. // ОР РГБ, ф. 657, к. 10, ед. хр. 29, л. 72 об.). Именно поэтому Петерсон мог познакомить Логвинова с рукописью самостоятельно, не ставя об этом в известность Федорова.

58 По всей видимости, интерес Н. Х. Логвинова к идеям Федоров был достаточно серьезным. Как следует из письма Н. П. Петерсона к Н. Ф. Федорову от 30 декабря 1882, в 1882 г. Н. Х. Логвинов, будучи в Москве, побывал у Н. Ф. Федорова и беседовал с ним. В письме от 26 декабря 1898 Петерсон сообщает о радости Логвинова по поводу появления в печати статьи «Разоружение». А уже после смерти Федорова, перечисляя в письме к В. А. Кожевникову от 25 октября 1906 г. тех лиц, которым следовало бы послать I том «Философии общего дела», называет среди них и «Логвинова, бывшего Керенского Предводителя дворянства, который, познакомившись отчасти с произведением Н<ико>лая Ф<едорови>ча и будучи чрезвычайно скупым, полагавшим всю душу свою в имение свое при с. Шеине, — сказал: "ах, если бы это так, тогда Бог с ним и с Шеином"» (ОР РГБ, ф. 657, к. 10, ед. хр. 25, л. 61 об.).

59 О границах исторического очерка и предисловия см. примеч. 2 к письму 48.

60 Дмитрий Николаевич Цертелев (1852—1911) — поэт, публицист, философ. Его перу принадлежат книги «Философия Шопенгауэра» (СПб., 1880), «Эстетика Шопенгауэра» (СПб., 1888).

61 В. С. Соловьев прочел рукопись Н. Ф. Федорова в полном объеме 9—10 января 1882 г. Познакомить с нею Д. Н. Цертелева, своего давнего приятеля еще с гимназических лет, философ мог как непосредственно — в те несколько дней, что рукопись была у него на квартире (но это при условии, что Д. Н. Цертелев с 10 по 17 января 1882 г. находился в Москве), так и опосредованно, уже после своего отъезда в Петербург, попросту пересказав основное ее содержание Цертелеву и сообщив имя автора.

62 Вспышка негодования Н. Ф. Федорова быстро рассеялась. В середине апреля, получив в дирекции Московского Публичного и Румянцевского музеев отпускное свидетельство на два месяца, он уехал в Керенск, где и была продолжена работа над рукописью.

63 Печатается по: ОР РГБ, ф. 657, к. 9, ед. хр. 92, лл. 10-11 об.

64 Статью, о которой здесь идет речь, Н. П. Петерсон послал Л. Н. Толстому 20 июля 1882 г. (см. о ней примеч. 9 к разделу «Приложения» «Вокруг Федорова»). Текст сопроводительного письма см. в Т. IV наст. изд., с. 654.

65 Сведений о библиотеке Н. Х. Логвинова разыскать не удалось.

66 Г. П. Петерсон. Исторический очерк Керенского края // Пензенские губернские ведомости, 1882, №№ 144-148, 150, 152-154, 158, 159, 163-168, 172, 173, 177-179 (начало — 9 июля, окончание — 21 августа). Отд. оттиск: Пенза, 1882. Подробнее об этом сочинении см. примеч. 4 к письму 4.

67 См.: Г. П. Петерсон. Приложение к историческому очерку Керенского края. Село Шеино и его владельцы. (Из Шеинского архива Н. Х. Логвинова) // Пензенские губернские ведомости, 1882, №№ 215-221; отд. оттиск: [Пенза], б.г.

68 См.: Кометы (Les comètes, par M. I. Jamin, de 1'Académie des sciences. Revue des deux mondes, 1881, 1‑er octobre) // Пензенские губернские ведомости, 28 августа, 2 сентября 1882 (№№ 185, 188). В предисловии «От переводчика» Н. П. Петерсон писал: «Городская жизнь и школа — приспособленная к удовлетворению потребностей лишь городского жителя и потому исключившая из предметов своих знаний наблюдение неба, — сделали то, что никто уже почти не обращает ни малейшего внимания на движение светил небесных, никто, кроме астрономов специалистов, не знает их взаимного расположения, — небо не производит на современного человека уже никакого впечатления; тогда как прежде, — когда жили ближе к природе, когда ни фонари, ни высокие городские здания не мешали видеть неба, когда недостаток часов заставлял постоянно советоваться с небом, — стройный хор небесных светил, их постоянное, неизменное движение, производили глубокое впечатление на душу человека, и нельзя не пожалеть, что современный человек лишен этого впечатления, так как оно было несомненно очищающего, возвышающего свойства. Предлагаемый перевод статьи Жамена о кометах есть попытка напомнить городскому жителю о забытом им небе, — напомнить ему о тех облагораживающих чувствах, которые возбуждаются в нашей душе небом и которые не вполне еще чужды городским жителям только потому, что и они испытывали их, но не лично, а в бесконечно большом ряду своих предков, которые не были горожанами и жили среди природы. Под именем городского жителя я разумею не только живущих в городе, но и тех, которые до того вошли в строй городской жизни, что город стал для них идеалом, и именно настоящий большой город, а таковы все образованные, все выделившиеся из народа люди, эти люди, живя и в деревне, занимаясь даже сельским хозяйством, делают это по-городски, по-коммерчески, остаются горожанами».

69 Печатается по: ОР РГБ, ф. 657, к. 9, ед. хр. 92, лл. 12-13 об.

70 По всей видимости, речь шла о намерении Н. П. Петерсона приехать в Москву на значительный срок с тем, чтобы помочь Н. Ф. Федорову в завершении работы над изложением учения «всеобщего дела». Возможно, стремление Н. П. Петерсона форсировать работу над рукописями было связано с неослабевавшим на протяжении всего 1882 года интересом В. С. Соловьева к идеям Федорова и тем, что он побуждал Федорова опубликовать свое сочинение (письмо В. С. Соловьева к Н. Ф. Федорову от июня—июля 1882 г. — Т. IV наст. изд., с. 631). В свою очередь Федоров, отнюдь не собиравшийся выступать с проповедью учения о воскрешении от своего имени, стремился завершить свой труд, надеясь подвигнуть к его обнародованию уже самого Соловьева.

71 Речь идет о детях Н. П. Петерсона от первого брака (см. примеч. 4 к письму 34).

72 Это письмо Н. П. Петерсона к Н. Ф. Федорову не сохранилось.

73 В тексте письма над словом «обнародован» рукой Н. Ф. Федорова поставлены знаки «!!?????» и приписано «очень громко!!»

74 См. примеч. 64.

75 Николай Павлович Загоскин (1851—1912) — историк, публицист, в 1880—1899 гг. ординарный проф. (позднее — заслуженный профессор и наконец ректор) Казанского университета. Автор ряда работ об истории Казани и Казанского края, член-основатель Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. В 1878—1884 гг. был секретарем Общества и редактором выходящих при нем «Известий...».

В своих воспоминаниях Н. П. Петерсон так комментировал эпизод с посылкой рукописей Н. П. Загоскину: «Мною собрано было в Керенском уезде много старинных документов и, к моему величайшему сожалению, эти документы, в том числе и Вешняковская выпись на имение Асайки Бекбулатова Карачурина, были отправлены профессору Казанского университета Николаю Павловичу Загоскину, согласно его просьбы, напечатанной в газетах, на которую я посмотрел как на требование серьезное. Впоследствии некоторые из документов мне были нужны, и я обращался к г. Загоскину о возвращении их, но, несмотря на мои неоднократные настояния, никакого ответа не получил; и этим был поставлен в весьма неприятное положение в отношении вышеупомянутого Н. Х. Логвинова [...], документы которого на имение при с. Шеине тоже были отправлены профессору Загоскину. Всего документов отправлено мною Загоскину целый пуд, и где они находятся, я и до сих пор не знаю, и профессор Загоскин, как мне стало потом известно, даже не воспользовался ими» (ОР РГБ, ф. 657, к. 5, ед. хр. 7, л. 11).

Рукописи, посланные Н. П. Петерсоном к Н. П. Загоскину, пополнили собрание рукописей и актов, имевшееся при Казанском Обществе истории, археологии и этнографии (в «Отчете о деятельности и составе Общества... за пятый (1882—1883) год его существования», составленном Н. П. Загоскиным, сообщается о «весьма значительном приращении, более чем на 200 №» этого собрания). См. также письмо Н. П. Петерсона к Н. Ф. Федорову от 2 января 1884 года и примеч. 96.

76 Печатается по: ОР РГБ, ф. 657, к. 9, ед. хр. 92, лл. 34-35 об. Ответ на несохранившееся письмо Н. Ф. Федорова.

Скорее всего, печатаемый автограф является черновым (в нем много зачеркиваний, все поля исписаны мелким почерком, причем текст на полях перекрывает основной текст), беловик же письма утрачен.

77Речь идет о статье В. С. Соловьева «Жизненный смысл христианства» («Православное обозрение», 1883, № 1, с. 30-45). По всей видимости, в предыдущем (несохранившемся) письме к Н. Ф. Федорову Н. П. Петерсон указывал на идейные переклички между рукописью Н. Ф. Федорова, которая была прочитана Соловьевым в начале января 1882 г., и этой статьей философа (подробнее о влиянии идей Федорова на статью В. С. Соловьева «Жизненный смысл христианства» см. в примеч. 175 к «Статьям и заметкам о Ф. М. Достоевском, Л. Н. Толстом, В. С. Соловьеве»). Ответная оценка Н. Ф. Федоровым статьи «Жизненный смысл христианства» как поразительно несходной с рукописью, по всей видимости, объяснялась нараставшим с начала 1883 г. недовольством мыслителя по отношению к В. С. Соловьеву (о причинах этого недовольства см. там же). Ср. оценку Н. Ф. Федоровым текста одноименной лекции Соловьева, литографированного студентом В. Казанским («Последняя лекция Владимира Сергеевича Соловьева в Санкт-Петербургском университете в 1882 г.». СПб., 1882) и составившего в конечном итоге основу статьи «Православного обозрения»: Т. IV наст. изд., с. 76-77.

78 Это письмо Н. Ф. Федорова к Н. П. Петерсону не сохранилось.

79 Здесь и ниже Н. П. Петерсон цитирует статью В. С. Соловьева «Жизненный смысл христианства» по ее публикации в «Православном обозрении», с указанием страниц, откуда берутся цитаты.

80 Позднее, в 1897 г., Н. Ф. Федоровым на оригинале этого письма в данном месте была сделана приписка: «Статья Соловьева, помеченная 1872 годом, напечатанная 188... в "Право<сла>вном обозрении" нужно [1 слово неразб.] началом Литературной деятельности. 1872—1897=25». Н. Ф. Федоров относит статью к началу литературной деятельности Соловьева ошибочно, основываясь на опечатке в дате, поставленной в конце публикации: «16 января 1872» (должно быть — «1882»).

81 «Православное обозрение», 1883, № 1, с. 40.

82 Речь идет о последней, шестой главе статьи В. С. Соловьева «Жизненный смысл христианства» (там же, с. 42-44).

83 В этом письме Н. П. Петерсона — отголосок некоторых размолвок между ним и Н. Ф. Федоровым, начало которым, по всей видимости, положила самовольная передача Петерсоном рукописи Федорова Н. Х. Логвинову. То затихая, то обостряясь, размолвки шли, вероятно, весь 1882 г. (см. письма Н. П. Петерсона к Н. Ф. Федорову от 20 марта и 30 декабря 1882), захватив и начало 1883 гг. Тем не менее в конечном итоге инцидент был исчерпан, и каникулярное время 1883 г. Федоров провел в Керенске (см. следующее письмо Н. П. Петерсона к Н.Ф.Федорову от 10 сентября 1883, написанное уже после возвращения мыслителя из Керенска).

84 Неустановленное лицо.

85 Печатается по: ОР РГБ, ф. 657, к. 9, ед. хр. 92, лл. 14-15.

86 В сентябре 1883 — январе 1884 гг. Н. П. Петерсон высылал Н. Ф. Федорову в Москву переписываемые им листы статьи «Музей, его смысл и назначение», над которой мыслитель работал летом 1883 г. в Керенске, а затем осенью и зимой в Москве.

87 См. примеч. 50.

88 Речь идет о Керенской публичной библиотеке, которой с 1873—1874 гг. заведовал Н. П. Петерсон и в работе которой Н. Ф. Федоров, приезжая в Керенск, неизменно принимал участие (см. примеч. 2 к письму 4). Сожаление Н. П. Петерсона и близких к нему лиц, что Н. Ф. Федоров не живет постоянно в Керенске и не является библиотекарем местной библиотеки, во многом объяснялось тем, что дела библиотеки с каждым годом шли все хуже и хуже: она теряла подписчиков, не имела средств на приобретение новых книг и практически не посещалась керенской публикой (как сообщал в одной из своих корреспонденций в «Пензенские губернские ведомости» Г. П. Петерсон, «из 37 подписчиков 1871 г. к 1878 г. не остается ни одного и библиотека существует совершенно без читателей» // Г. П. Керенская Публичная библиотека // Пензенские губернские ведомости, 19 октября 1882, № 225). Неравнодушные к библиотеке лица — прежде всего сам Н. П. Петерсон, его брат Г. П. Петерсон, а также Н. П. Куткин, — тщетно пытались переломить ситуацию: в 1875 г. был образован очередной попечительный комитет, в 1880 г. от его имени были разосланы ходатайства богатым землевладельцам Керенского уезда о поддержке библиотеки, «но все эти усилия к возрождению библиотеки разбились о ледяное равнодушие публики» (там же).

Цитируемая нами статья Г. П. Петерсона («Пензенские губернские ведомости», 17, 19 октября 1882, №№ 224, 225) была буквально воплем отчаяния и безнадежности: она излагала историю библиотеки, ее недолгого взлета в 1868—1869 и 1871—1872 гг. и последующего многолетнего упадка, рисовала картину современного плачевного положения керенского книгохранилища. По всей видимости, отправляя свой материал в газету, Г. П. Петерсон почти не надеялся, что удастся привлечь внимание общественности к судьбе библиотеки, — в статье преобладали резкие ноты, а порой прорывалась даже горькая ирония по отношению к самому начинанию — устройству библиотеки в маленьком уездном городке, коль скоро она «совершенно забыта [...], как забывается никому не нужный хлам, завалявшийся где-нибудь на чердаке и предназначенный к уничтожению»: «Причина подобного невнимания публики к учреждению, которым, по справедливости, мог бы даже гордиться такой маленький городок, как Керенск, без сомнения заключается в том, что библиотека основалась здесь не вследствие насущной потребности общества в подобном учреждении, а возникла как явление случайное, не имеющее ничего общего с текущей жизнью» и «относится к тем случайным, общественным затеям, инициатива которых принадлежит не самому обществу, а вносится в него извне сторонними лицами» (там же, 17 октября, № 224).

И все же Н. П. и Г. П. Петерсоны продолжали свое дело. «Несмотря, однако, на все превратности своей печальной судьбы, Керенская публичная библиотека, как бы наперекор всеобщему забвению, еще и теперь продолжает свое существование, не потеряв даже официального назначения "публичной библиотеки", по крайней мере в глазах Министерства Народного просвещения, которое до сих пор не прекратило высылки своего журнала в библиотеку» (там же, 19 октября, № 225). В конце 1883 г. их усилия увенчались созданием нового попечительного комитета и открытием подписки в пользу библиотеки (см. примеч. 93).

89 Историк и библиограф, хранитель отдела рукописей и славянских старопечатных книг Московского Публичного и Румянцевского музеев А. Е. Викторов скончался 20 июля 1883 г.

90 Печатается по: ОР РГБ, ф. 657, к. 9, ед. хр. 92, л. 33-33 об.

91 Н. П. Петерсон высылал Н. Ф. Федорову завершающие листы статьи «Музей». В настоящем издании приведенную Н. П. Петерсоном цитату (уже переделанную Федоровым и без закурсивленного текста, который и вызвал сомнения переписчика) см.: Т. II наст. изд., с. 584.

92 Книга Ф. И. Буслаева, являвшегося уроженцем Пензенской губернии, «Исторические очерки русской народной словесности и искусства» (Т. 1-2, СПб., 1861) была прислана в Керенскую публичную библиотеку по просьбе Н. Ф. Федорова (см. примеч. 95).

93 Сведения об образовании нового попечительного совета о Керенской публичной библиотеке можно почерпнуть из объемной корреспонденции из Керенска от 31‑го декабря 1883 г., напечатанной в газете «Пензенские губернские ведомости» 8 января 1884, № 6. Корреспонденция была подписана «Инкогнито» (под этим псевдонимом в газете периодически появлялись различные материалы, прежде всего о культурной жизни г. Керенска) и, по всей видимости, принадлежала кому-то из близкого окружения Н. П. Петерсона.

«В последний день старого года, — писал корреспондент газеты, — имеем возможность сообщить отрадный факт из нашей уездной жизни. Керенская библиотека, находившаяся до сих пор в абсолютном забвении, снова вызвана к жизни благодаря тому просвещенному вниманию, с которым отнесся к ее судьбе керенский землевладелец, дворянин Н. Х. Логвинов». Далее приводился текст постановления «членов вновь образовавшегося попечительного о библиотеке комитета»:

«1883 года декабря 20 дня, жители г. Керенска и уезда Н. Х. Логвинов, С. П. Вышеславцев, В. А. Розалиев, Н. Г. Горн, С. Н. Александров, Н. П. Куткин, С. А. Тутолмин и Н. П. Петерсон, выслушав заявление г. Петерсона, что в его управлении находится Керенская публичная библиотека, устав которой утвержден 2‑го марта 1866 г. Министром народного просвещения, и на основании § 1 сего устава библиотека должна быть под управлением попечительного комитета, члены которого, от 10—20, на первый раз избираются учредителями библиотеки, а затем, по мере надобности, самим комитетом. В настоящее время учредителей библиотеки (X. И. Чудновского и А. Н. Астафьева) в живых нет, прежде бывшие членами попечительного о библиотеке комитета в Керенске и его уезде не живут (кроме Н. П. Куткина) и библиотека остается без читателей и не приносит ту пользу, которую могла бы приносить; а потому все вышеисчисленные лица, в видах устройства библиотеки, согласно устава о ней и в видах поддержания ее, признали необходимым принять на себя звание членов попечительного о Керенской публичной библиотеке комитета, избрать библиотекарем г. Петерсона, предоставив ему пригласить кого-либо в помощь себе по выдаче книг и ведению каталогов библиотеки и поручив ему сделать объявление о подписке на право пользования книгами из библиотеки в наступающем 1884 году и на первые поступившие в библиотеку деньги выписать: газету "Новое время", журналы: "Русский вестник", "Отечественные записки", "Исторический вестник" и "Земледельческую газету"».

Перечислив лиц, подписавшихся под постановлением, и указав внесенные ими в фонд библиотеки денежные суммы, корреспондент газеты подытожил:

«Следовательно, в настоящее время библиотека располагает 80 руб., на которые и выписаны уже упомянутые в постановлении журналы и газеты, а на остальные деньги и дальнейшую подписку, если таковая будет, предполагается выписать еще два журнала; таким образом, для желающих чтения будет вдоволь, и чтения весьма разнообразного, удовлетворяющего всевозможные вкусы, не говоря уже о громадном выборе книг, хранящихся в библиотеке».

94 О том, что Ф. И. Буслаев был избран в почетные члены попечительного совета о Керенской публичной библиотеке, Н. П. Петерсон сообщил в следующем письме Н. Ф. Федорову (не ранее начала февраля 1884).

95 В цитируемой нами в пункте 93 статье по этому поводу сказано следующее: «...на днях в Керенскую публичную библиотеку поступил весьма ценный вклад от известного исследователя русской народности бывшего профессора Московского университета Ф. И. Буслаева, приславшего в библиотеку два тома своих "Исторических очерков русской народной словесности и искусства" с рисунками. Сочинение это в продаже не находится, а потому составляет редкость. На заглавном листе книг ученый жертвователь начертал следующие слова: "В Керенскую публичную библиотеку от Керенского уроженца Ф. Буслаева, Москва, 22 декабря 1883 года".

Мало того, по письму одного москвича (речь идет о Н. Ф. Федорове. — Сост.), посещавшего Керенск и знакомого с его библиотекой, профессор Ф. И. Буслаев хочет собрать для Керенской библиотеки все свои сочинения, не исключая своего исследования "о лицевых апокалипсисах", которое явится в свет в начале 1884 года.

Нельзя не отнестись с благодарностью к такому вниманию проф. Ф. И. Буслаева к библиотеке, возникшей на месте его родины, и можно возыметь даже некоторую надежду, что эта, забытая местным населением, библиотека снова выступит на свет из мрака забвения, благодаря заботам местной интеллигенции и сочувствию со стороны известных представителей науки и литературы» («Пензенские губернские ведомости», 8 января 1884, № 6).

96 По всей видимости, ответ Н. П. Загоскина был написан им от имени Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете, секретарем которого он состоял, — ср. в цитируемой нами статье: «...кроме проф. Буслаева, библиотека известна и другим русским ученым литераторам, и между прочим Казанскому обществу истории, археологии и этнографии, которое письмом от 8 ноября 1883 года № 98 уведомило, что вышлет в библиотеку предпринятое обществом издание Керенских рукописей, хранившихся до сих пор в библиотеке и отправленных в прошлом году в распоряжение Казанского общества истории, археологии и этнографии» (там же).

Намерение Общества выпустить в свет указанные рукописи не было осуществлено. По всей видимости, причиной этого не в последнюю очередь стали стесненные средства Общества, не позволявшие развернуть намеченную программу краеведческих изданий (ср. в «Отчете о деятельности и составе Общества... за 1885 г.», Казань, 1886, с. 7: «Незначительность изданий Общества объясняется крайней скудостью его материальных средств»). Кроме того, с 1885 г. Н. П. Загоскин перестал исполнять функции секретаря Общества и редактора его «Известий», а потому в меньшей степени мог влиять на планы изданий и публикаций. Возможно, изменились и его собственные научные планы, в результате чего и интерес к присланным из Керенска рукописям со временем ослабел.

97 В 1883 г. Н. П. Загоскин основал газету «Волжский вестник», издателем и редактором которой он был до 1891 г.

98 Книге историка, археографа Ивана Платоновича Барсукова (1841—1906) «Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, по его сочинениям, письмам и рассказам современников» (М., 1883) газета «Правительственный вестник» посвятила большую статью, напечатанную 16, 17 декабря 1883 г. в №№ 275, 276. Основываясь на материалах книги, автор статьи представил краткий очерк жизни и миссионерского служения преосв. Иннокентия (Вениаминова), а в заключение высоко оценил труд Барсукова.

О знакомстве Н. Ф. Федорова с И. П. Барсуковым Н. П. Петерсон вспоминал: «Служа в Чертковской Библиотеке, у Бартенева, Н<иколай> Ф<едорови>ч познакомился с племянниками Бартенева Александром и Иваном Платоновичами Барсуковыми. Под влиянием Н<иколая> Ф<едорови>ча И. П. Барсуков написал свою книгу об Иннокентии — апостоле, можно сказать, алеутов, а затем митрополите Московском. И А. П. Барсуков не без влияния Н<иколая> Ф<едорови>ча пристрастился к занятиям, которые сделали его потом издателем архива Шереметьевых. Не знаю, был ли знаком Н<иколай> Ф<едорови>ч с Н. П. Барсуковым, написавшим известную книгу о Погодине» (ОР РГБ, ф. 657, к. 5, ед. хр. 7, л. 8-8 об.).

99 Печатается по: ОР РГБ, ф. 657, к. 9, ед. хр. 92, лл. 24-25 об.

100 Речь идет о статье Н. Ф. Федорова «Горизонтал


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.068 с.