Сутра 53: Ум становится годным для дхараны — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Сутра 53: Ум становится годным для дхараны

2019-08-07 166
Сутра 53: Ум становится годным для дхараны 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Dha̱ran̤a̱su cha yogyata̱ manasah

Dha̱ran̤a̱su — в дхаране;

cha — и;

yogyata̱ — годность;

manasah — ума.

И (через пранаяму развивается) годность ума для концентрации. Делая пранаяму, вы развиваете способность ума к сосредоточению и приобретаете необходимые качества для концентрации ума в со- стоянии дхараны. Это происходит потому, что вуаль, которая по- крывает свет знания, удаляется. Следующей приходит стадия, на- зываемая пратьяхара.

Сутра 54: Пратьяхара

Svavis ̤aya ̱samprayoge chittasyasvaru ̱pa ̱nuka ̱ra

ivendnya ̱n ̤a ̱m pra ̱tya ̱ha ̱rah

Sva — свой собственный;

vis̤aya — объект;

asamprayoge — не приходящий в контакт;

chitta — ум;

svaru̱pa — собственная форма;

anuka̱rah — подражание;

iva — как если;

indriya̱n̤a̱m — чувств;

pratya̱ha̱rah — удаление.

Пратьяхара есть как бы подражание органов чувств уму посредст-вом их удаления от соответствующих объектов. Следует понимать, что пратьяхара означает удаление ума от объек- тов чувственного опыта; тогда чувства функционируют в соответ- ствии с [ действием] ума, а не наоборот. Способности обоняния, вкуса, видения, ощущения и слышания удаляются от их объектов, и чувства начинают следовать за умом внутрь, а не вовне. Это есть удаление ума от чувственной активности, так что органы чувств вместе с умом также становятся развернутыми внутрь. Они подра- жают уму и следуют за ним внутрь.

Сутра 55: Господство над чувствам

Tatah parama̱ vashyatendriya̱n̤a̱m

Tatah — посредством чего;

parama̱ — высший;

vashyate — господство;

indriya̱n̤a̱m — чувств.

Это есть высшее господство над органами чувств (посредством пра-тьяхары).

Некоторые учителя считают, что контроль чувств означает только подавление органов чувств. Они не считают это состояние нор-мальным, но для того, кто хочет медитировать и погружаться в глу-бины своего ума, становится очень важным развернуть самого се-бя внутрь, от мира объектов. Для проникновения в глубины ума контакт с объектами должен быть отсечен. Когда ум находится в контакте с внешним миром, он не сознателен к более глубоким граням сознания. Когда вы сознательны к этим более глубоким граням, вы не различаете мир чувств.

Это важно помнить, что сознание, атман или самость в дейст-вительности не развивается. Эволюции атмана или души нет. По-средством практики пратьяхары мы в действительности [ничего] не развертываем; это есть процесс инволюции. Было бы непра-вильно говорить, что наши души развились из примитивного со-стоянию к нашему существующему развитому состоянию. Высшее существование или душа остается тем же, каким оно было тысячи лет назад. Оно не претерпевает изменение. Единственное отличие заключается в том, что наша более низкая самость или индивидуа-лизированная самость медленно, шаг за шагом становится созна-тельной к той высшей форме.

Когда мы поворачиваем наш ум от внешнего мира к внутренне-му миру, мы узнаем, что в нас есть некая бесконечная грань суще-ствования, которая может быть испытана в самадхи. К ней невоз-можно приблизиться через интеллект, поэтому эта глава нацелена на то, чтобы дать для этого садхану, начиная с ямы и ниямы и кон-чая пратьяхарой.

Существует много видов пратьяхары, например тратака, нада йога, джапа, музыка, киртан и т.д. Все они предназначены для очищения чувственного сознания и разворачивания его внутрь. Некоторые люди могут входить в это состояние просто одной практикой нала йоги, другие могут найти более легким методом джапу. Иногда вы в состоянии выполнять пратьяхару в течение ка-кого-то времени. Впоследствии вы можете обнаружить, что она не работает, даже если вы искренне следуете садхане, так что пратья-хара становится очень трудной проблемой. Если вы можете вла-деть техникой пратьяхары, то концентрация для вас становится очень простой. Невозможно идти дальше к дхаране и дхьяне, пока не пересечена область пратьяхары.

Для пратьяхары существует много доступных садхан. Подходя-щую для последователя садхану выбирает гуру во время посвяще-ния.

Глава III

ВИБХУТИ ПАДА

(56 сутр)

Сутра 1: Что такое дхарана

Deshabandhashchittasya dha̱rana̱

Desha — местоположение;

Bandha — привязывание;

Chittasya — ума; dha ̱ rana ̱ — концентрация.

Концентрация (дхарана) есть привязывание ума к одному местопо-

Ложению.

Местоположение здесь означает некое место ментального или фи-зического плана. В различных писаниях говорится, что в распоря-жении ученика имеются три основы, а именно: объективная, субъ-ективная и воображаемая. Итак, дхарана означает заключение ума в одну точку, один объект или одну область. Есть хороший пример однонаправленности внимания, который приводится в Махабха-рате. Во время обучения Пандавов стрельбе из лука их гуру Дрона спросил их, какой объект они видят. Арджуна ответил, что видит просто глаз птицы, которая является мишенью, и ничего более. Это пример концентрации.

Когда ум сконцентрирован на точке, восприятие становится ин-тенсивным. Когда глаза закрыты, объект, которым может быть мысль, какая-либо идея или слово, проявляется более явственно. [Сконцентрированный] ум не движется и не покидает точку кон-центрации. Если он движется, это называется викшепа. Викшепа означает колебание. В концентрации не должно быть осознавания ничего, кроме деши. Иногда говорится, что у вас может быть две об-ласти концентрации. Например, во время дасапы мантра является одним фактором, а форма — другим. Для начинающих концентра-ция с джапой, т. е. на двух факторах лучше. Позже можно концент-рироваться без джапы. Если происходит приток крови к мозгу, в нем возникает вибрация и концентрация становится затруднительной. Приток крови следует уменьшить с тем, чтобы не было никакой ви-брации. Для этого мы прибегаем к помощи зрительной системы. Через зрительную систему уменьшаются вибрации физическо-го [органа] — мозга. Если вы будете смотреть какое-то время на од-ну точку с открытыми глазами, не моргая, а затем закроете глаза, вы заснете в течение пяти минут. Точно так же, как вы останавли-ваете волны или рябь на поверхности воды в сосуде путем сохране-ния сосуда в спокойном состоянии, подобным образом вибрации в мозгу могут быть прекращены с помощью остановки различных отвлекающих факторов. Должна быть остановлена именно физио-логическая [активность] мозга. Для этого мы фиксируем ум на од-ной точке, такой, как чакра в теле: муладхара, манипура или аджна и т. д., и сознание фиксируется на этой точке.

Если ум колеблется, не позволяйте ему делать это. Таким обра-зом, мозговая деятельность на какое-то время прекращается и в те-чение этого времени имеет место концентрация. В начале невоз-можно сконцентрировать ум в течение длительного времени. Концентрация не является состоянием забывчивости. Если вы забываете все, включая объект, это называется шунья самадхи или лайя, концентрация же должна включать осознание единичного объекта. Если вы концентрируетесь на мантре, должно быть ее осо-знание на всем протяжении, без перерывов. Если перерывы случа-ются, это концентрация. Если перерывов нет, [дхарана] становится дхьяной. Следует помнить, что в концентрации всегда существует осознание, что вы концентрируетесь. Медитация [в принципе] не отличается от концентрации. Это [концентрация] более высокого качества.

В дхаране существует осознание объекта, которое в процессе [концентрации] время от времени прерывается. Осознание может быть прервано, если вы слышите посторонний звук или в ум при-ходят различные мысли. Таким образом, дхарана включает кон-центрацию сознания с прерываниями.

Иногда прерывания бывают настолько сильными, что трудно снова сконцентрироваться. Это называется викшепа. Это наруше-ние, отвлечение внимания. Начинающий всегда испытывает эту трудность. Иногда ему удается поставить свой ум обратно на мес-то, иногда нет. Это происходит [в том числе] потому, что неустой-чиво физическое тело. С малейшим движением тела сердце начи-нает биться быстрее, дыхание также усиливается, и это дает нача-ло отвлечению. Когда тело абсолютно устойчиво как камень, кон-центрация становится непоколебимой. Вот почему устойчивость позы очень существенна.

Сутра 2: Что такое дхьяна

Tatra pratyayaikata̱nata̱ dhya̱nam

Tatra — там (в деше);

Pratyaya — основа или содержание сознания;

ekata̱nata̱ — непрерывность;

dhya̱nam — медитация.

Непрерывный поток содержания сознания есть дхьяна. Пратьяя означает основу сознания, которая может быть идеей, звуком или любым объектом, тонким или грубым. Если в дхаране осознание становится настолько непрерывным, что отсутствуют перерывы или прерывания, вызванные, [ например], какой- либо мыслью, тогда дхарана замещается дхьяной, т. е. превращается в нее. Когда мы практикуем дхарану, иногда дхьяна испытывается [ сама собой]. В дхьяне имеет место непрерывный поток сознания. Если вы представляете перед внутренним взором * определен- ный объект, не следует [ допускать], чтобы этот объект был единст- венным [ содержанием сознания]. Вы должны также осознавать, что вы практикуете дхьяну. Это важно. Иногда вы можете забывать про объект, но при этом будет оставаться осознание [ самого про- цесса] дхьяны, который называется сакши бхава. Иначе, что обыч- но бывает, если в течение концентрации ваш ум ускользает, у вас не будет возможности знать об этом. Это не должно случаться. Таким образом, дхьяна включает две вещи: одна — нерушимый, непре- рывный поток сознания единичного объекта и вторая — осознание дхьяны, т. е. осознание того, что вы практикуете не нарушаемую концентрацию. Эти два вида осознания идут бок о бок.

· Глагол «to visualize» в общем случае мы переводим как «представить перед вну-тренним взором», а «визуализировать» — только если из контекста следует, что име-ются в виду усилия по воспроизведению визуального образа объекта. (Прим. пер.)

Сутра 3: Что такое самадхи

Tadeva̱rthama̱tranirbha̱sam svaru̱pashu̱nyamiva

sama ̱dhih

Tadeva — то же;

artha — объект дхьяны;

ma̱tra — только;

nirbha̱sam — появление;

svaru̱pa — своя собственная форма;

shu̱nyam — пустой;

iva — как если;

sama̱dhih — самадхи.

Это состояние становится самадхи, когда есть только объект, по-являющийся без осознания собственной самости. Следует заметить, что дхарана сама по себе превращается в дхьяну, а дхьяна сама собой переходит в самадхи. В дхаране концентрация прерывается, в дхьяне она непрерывна, тогда как в самадхи она становится одной с артхой, т. е. объектом концентрации. Им может быть грубый объект или тонкий. В самадхи нет осознания того, что вы практикуете концентрацию.

Иногда говорят, что в состоянии глубокой концентрации объ-ект исчезает. Но эта сутра говорит нам, что объект не исчезает; на-оборот, он единственный преобладает. Таким образом, если вы концентрируетесь на АУМе, символ АУМ, называемый артхой, в самадхи будет присутствовать. Он не будет исчезать и один будет сиять в сознании.

Объект медитации становится все яснее и яснее, его присутст-вие [в сознании] становится все более ярким по мере того, как вы идете все глубже в стадиях самадхи. Кроме того, существует другой важный момент. Не остается осознания своего собственного опы-та. Нет даже осознания, что вы практикуете концентрацию. Таким образом, существуют две характеристики самадхи: одна — сияет один объект и вторая — нет осознания процесса или себя. По-скольку в самадхи нет другого осознания,.кроме объекта, кажется, что ум не функционирует. Но это не пустота [ума], поэтому ис-пользуется слово «ива».

Хотя ученик продолжает делать успехи, продвигаясь по пути концентрации, в начале имеет место концентрация, которая время от времени прерывается. Так, в течение какого-то времени кон-центрация продолжается, но внезапно происходит прерывание. Это первая стадия. Во второй стадии становится больше дхьяны и меньше прерываний. В третьей стадии вы начинаете с дхараны, не-медленно входите в дхьяну и внезапно приходит пустота. Это пер-вая стадия самадхи: вы помните объект, но нет другого осознания. В действительности ум или сознание не уничтожается, он только временно кажется несуществующим, потому что вы не осознаете ни себя, ни процесс концентрации.

Сутра 4: Что такое самьяма

Trayamekatra samyamah

Trayam — три;

Ekatra — вместе;

Samyamah — самьяма.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.