Восемь ступеней — для продвинутых — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Восемь ступеней — для продвинутых

2019-08-07 137
Восемь ступеней — для продвинутых 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

последователей

Хотя восемь ступеней, описанные в Йога-сутре, широко известны, в действительности они все же являются продвинутыми техника-ми, [предназначенными] для тех, кто разрешил большинство сво-их ментальных проблем и конфликтов. Реально они не предназна-чены для среднего человека. В самом начале сутры говорится: «Те-перь, поэтому, полные указания в отношении йоги». Слова «те-перь, поэтому» означают, что вы будете в состоянии практиковать восемь ступеней после довольно основательной подготовки. Йога-сутра является продолжением предшествовавших ей основопола-гающих текстов и учений. В Хатха йога Прадипике говорится:

«Преклоняемся перед Шивой, который учил хатха йоге, представ-

ляющей собой лестницу для подъема на вершину раджа йоги. Из-за пу-

таницы и неправильных концепций большинство людей не в состоянии

практиковать раджа йогу. Из сострадания Сватмарама (автор)

описывает хатха йогу, уподобляя ее факелу, который, освещая, уст-

раняет неведение». Гл. 1:1,2,3

«Необходимо овладеть хатха йогой в форме асаны, пранаямы и др.

практик, пока вы не будете готовы к раджа йоге». V. I: 68,69

Без этой подготовки не будет продвижения в раджа йоге. Почему эти восемь ступеней названы продвинутыми? Одна причина заключается в том, что они требуют от практикующих ус-транения мыслей. Для большинства людей, чей ум озабочен, это принесло бы больше вреда, чем пользы. Только когда колебания ума незначительны, мысли могут быть устранены. Можно легко давить и уничтожать маленьких тараканов, заботясь о чистоте дво-ра, но гораздо труднее приручить дикого слона. Определенно, не желательно пытаться подавлять мысли и желания, которые все еще вынужденно появляются в уме среднего человека.

Основополагающие правила ямы и ниямы также очень трудно выполнимы для среднего человека. На самом деле эти правила для тех людей, которые исчерпали свою карму и большинство самскар (ментальную суматоху и желания). Например, если большинство людей будет пытаться практиковать брахмачарью (сдержанность), они станут невротиками. Эта практика для тех, кто отработал боль-шинство своих желаний и чей ум уже очищен.

Восемь ступеней йоги Патанджали — для продвинутых после-дователей, не для начинающих. Прежде всего, следует предпри-нять шаги, чтобы очистить ум посредством хатха йоги, бхакти йо-ги и общих медитативных техник, которые вовлекают сознание сильнее, чем сосредоточение. Можно также практиковать некото-рые техники, которые примыкают к йоге Патанджали и предлага-ются в тексте. Эти методы подготовят к практике восьми ступеней и к тому, чтобы встретить гуру, который может учить йоге лично.

Техники, примыкающие к йоге

Путь йоги, сформулированный Патанджали, не ограничивается только восемью ступенями. Это интегрированная система, кото-рая включает много других йогических практик. Патанджали пере-числяет и описывает широкий круг техник, которые помогают гар-монизировать ум и в целом жизнь. Однако, без преувеличения можно сказать, что его объяснения и описания техник очень крат-ки и сжаты. Очень просто упустить смысл утверждений Патанджа-ли без опытного руководства гуру.

Свамиджи с его знанием сокровенного и личным опытом в йо-ге ясно показывает то, что скрыто и подразумевается во многих не-ясных строфах. Например, строфы 1:32—39 описывают основу большинства медитативных техник, включая йога нидру, антар ма-уну, кхечари мудру и т. д. Мантра или джапа йога ясно определяет-ся в строфах 1:27—29.

Комментарий дает необходимое объяснение и проясняет скры-тый смысл строф.

Человеческая личность в общем плане может быть разделена на четыре фундаментальных категории, в которых преобладают сле-дующие аспекты личности:

— эмоциональная;

— деятельная;

— интуитивная;

— волевая.

Патанджали, ясно понимая тот факт, что каждый человек име-ет свой темперамент и склонности в соответствии с преобладани-ем одного или нескольких указанных аспектов, осознавал, что путь йоги должен быть разработан таким образом, чтобы он подходил специфичным характеристикам личности. Для этого он описывает следующие виды йоги:

Бхакти йога

Бхакти йога предлагается тем, кто эмоционален и склонен к на-божности (см. строфы 1:23; 2:1; 2:45 и т. д.).

Джняна йога

Джняна йога предлагается тем, кто интуитивно чувствует при-роду. Она рекомендует размышление и внутреннее исследование реального смысла АУМа (строфы 1:27—29), а также подробно объ-ясняет положения философии санкхья (строфы 2:20, 21 и т.д.), ко-торые являются средством более высокого осознания. Вместе с тем она ясно дает понять, что всякое ментальное знание ограничено.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.