Глава XVI. Обольстившись грехом — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Глава XVI. Обольстившись грехом

2019-08-07 160
Глава XVI. Обольстившись грехом 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа... дом же Его - мы., если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца.
Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого. Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: "ныне", чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом. Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца...

(Евр.3:1,6,12-14)

Как говорят, сегодня многие в церкви всячески радеют о новом рождении, но не заботятся о новорожденных. Иным было отношение апостолов на заре жизни церкви. Новозаветные послания изобличают беспокойство не только о росте и зрелости, но и о духовной безопасности - самом выживании - святых всех церквей.

"Я ревную о вас ревностью Божиею, - пишет Павел верующим Коринфа, - потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою. Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе" (2Кор.11:2-3). Это было бы таким же страшным духовным бедствием для коринфян, какое переживала Ева в Эдеме.

Где бы ни трудился Павел, его, кажется, неизменно преследовали "лжеапостолы, лукавые делатели", принимающие "вид Апостолов Христовых" (2Кор.11:13) и проповедующие "иное благовестие", которое они представляли необходимым дополнением к учению Павла. Неослабевающее рвение иудаистов постоянно причиняло ранней церкви неприятности. Их доводы было трудно опровергнуть.

Многие ранние церкви состояли в основном из иудеев. И практически во всех церквях, где было большинство язычников, верующие из иудеев составляли ядро. Вполне понятно, что со многими обычаями, глубоко усвоенными с детства, иудеям было не расстаться и после обращения. Само по себе соблюдение обычаев не было чем-то неправильным. В Писании говорится, что сам Павел на протяжении всей жизни иногда соблюдал различные обычаи, которые в молодости составляли часть его жизни как фарисея. Более того, церковь никогда не выступала в крестовый поход против иудаизма. На церковном совете в Иерусалиме (Деян.15) было решено просить обращенных из язычников воздерживаться от того, что могло оскорбить приверженцев иудаизма в Антиохии, Сирии и Киликии (а значит, всюду). По просьбе Иакова и иерусалимских старейшин Павел участвовал в ритуальном очищении, включавшем принесение жертвы, чтобы показать верующим из иудеев (и несомненно, неверующим иудеям), что не испытывал, как они полагали, враждебности по отношению к учению Моисея и обычаям отцов (Деян.21:18-26). Такой поступок согласовывался с принципом Павла - избегать того, что может быть соблазном для людей, и быть "всем для всех" (1Кор.9:19-22), чтобы приобрести некоторых для Христа. Из книг Нового Завета явствует, что христиане из иудеев не воспринимали иудейских обычаев как правильных или неправильных. Однако они возражали против всякой попытки возложить на христиан из язычников бремя иудейских ритуалов, ибо это указывало бы, что соблюдение ритуалов необходимо для спасения.

Несомненно, "некоторые, пришедшие из Иудеи" и фарисеи (Деян.15:1,5) были искренне убеждены, что обратившиеся язычники, чтобы спастись, должны совершать обрезание и соблюдать закон Моисеев. Однако по размышлении, руководимые Духом, участники собрания в Иерусалиме постановили не возлагать бремени закона, предписывавшего обрезание и другие разнообразные ритуалы, на верующих из язычников. Ритуалы, соблюдение которых не представляет собой ничего предосудительного, не. Они не являются средством достижения оправдания. Как сказал Петр, Бог ясно показал в доме Корнилия, что оправдание совершается без соблюдения ритуалов. Петр и верующие из иудеев, на протяжении всей жизни усердно соблюдавшие закон, спасались единственно по благодати Господа Иисуса Христа (Деян.15:11) - как и язычники, чьи сердца Бог очистил только на основании веры (Деян.15:9). Все было четко и окончательно определено. И никто из верующих с чистой совестью не мог настаивать на необходимости обрезания или других ритуальных аспектов иудаизма для оправдания пред Богом. Это противоречило бы ясному указанию Святого Духа (Деян.15:28).

После исторического совещания в Иерусалиме те, кто отстаивали необходимость обрезания и других аспектов иудаизма, оказались "лжебратиями", проповедовавшими "иное благовестие". Павел и все верные служители благовестия Христова решительно боролись с попытками таких людей обратить верующих к строгому ритуализму. Речь шла не о чем-то маловажном. "Полное евангелие" иудаистов, настаивавших на ритуальном обрезании и соблюдении календарных предписаний (которые Павел называет "немощными и бедными вещественными началами"), представляло смертельную опасность для всех, принимающих его, ибо перечеркивало простоту "упования, возлагаемого на Христа Иисуса" (2Тим.3:16), через которую человек познает радость Божьего благодатного спасения.

Галатийские церкви, казалось, были особо восприимчивы к учениям "лжебратий", желающих "превратить благовествование Христово" в проповедь "иного благовестия". Языческое прошлое галатов с его ритуалами, включавшими чудовищные действа, послужило причиной того, что их с легкостью "прельстили" умные иудаисты, проповедовавшие "благовестие" креста, ножа и календаря.

Узнав, что некоторые галаты, поддавшись обольщению иудаистов, уже отвратились от простоты веры во Христа и совершили ритуал обрезания, стремясь сделать оправдание "несомненным", Павел пришел в ужас. Он опасался, что и другие члены церкви готовы совершить то же самое. "Вот, я, Павел, говорю вам, - предостерегает он галатов, - если вы обрезываетесь [стремясь сделать оправдание "более достоверным"], не будет вам никакой пользы от Христа... Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры. Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью" (Гал.5:2,4-6).

Павел выражает уверенность (Гал.5:10), что в конце концов галаты отвергнут заблуждение и утвердятся в правильном понимании спасения. Несмотря на то, что, "идя хорошо" (Гал.5:7), они позволили лжеапостолу остановить их и отвратить от истины Благовествования, Павел уверен, что, получив должные предостережения, галаты вновь усвоят правильное понимание вещей и покорятся истинному благо-вестию спасения по благодати через веру. Итак, Павел делает все возможное, стремясь убедить верующих, что единственно вера, единственно во Христа оправдывает людей пред Богом, через нее обретается Его благодатное спасение. Разделенная вера - и во Христа, и в обрезание, в календарные постановления или другие "немощные и бедные вещественные начала" - совершенно бездейственна. Бог не приемлет такой веры.

Обрезание и другие ритуальные аспекты иудаизма играли определенную роль при прежнем домостроительстве; Бог заповедал Своим детям соблюдать ритуалы в эпоху "детоводителя". И даже теперь при определенных обстоятельствах соблюдение ритуалов не причиняло вреда. Однако в том случае, если к ним прибегали, чтобы оправдание стало "несомненным", ритуалы вступали в противоречие с верой в Иисуса Христа и нарушали единение верующего с Ним. Переход от веры единственно во Христа к вере во Христа "и еще нечто" имеет роковые последствия. Так, вещи, сами по себе не вредные, могут стать западней. Остерегайтесь обольщения грехом.

В более позднем Послании к колоссянам Павел яростно выступает против лжеучения, схожего с тем, которое распространилось в галатийской церкви. Внешне учения отличались, но по сути представляли собой одно и то же. Павел призывает колоссян остерегаться: "чтобы кто-нибудь не прельстил [ paralogizomai, Тэйер: сбить с толку ложными доводами, обмануть ложными рассуждениями] вас вкрадчивыми словами" (Кол.2:4), нарушив "твердость веры вашей во Христа (Кол.2:5), которой Павел радуется. Однажды приняв Христа, они должны так и "ходить в Нем, будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере" (Кол.2:6-7). Колоссяне должны остерегаться, "чтобы кто не увлек [ sulagogeo, Тэйер: захватить и унести как добычу, то есть увести от истины и покорить своей власти] вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу" (Кол.2:8). Во Христе "обитает вся полнота Божества телесно", и лишь в Нем верующие имеют духовную полноту (Кол.2:9-10). "Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело - во Христе. Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом и не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим" (Кол.2:16-19).

Послание изобличает "чрезвычайную обеспокоенность Павла состоянием церквей в Колоссах и близлежащих местах. Апостол опасается, что ложная мудрость может увлечь верующих от истинного знания". (J. В. Ughtfoot, Saint Pauls Epistles to the Colossians and to Philenwn, p. 99.) Окончательным выражением ложной мудрости являлось поклонение ангелам в притворном смирении.

В иудео-гностических кругах были распространены теории природы посреднических духовных сил - их имен, чинов и обязанностей. "Престолы, владычества, ангельские чины, силы, власти" - все это составляло часть терминологии, созданной для описания различных званий ангельских посредников. Не вдаваясь в подробности этих теорий, апостол утверждает, что Христос есть Господь всех - и высших, и низших, - какими бы ни были их имена и чины, ибо они часть творения, а Он источник творения. Через Него они возникли, и Ему служат.

Таким образом, поклонение ангелам, которое ввели лжеучителя, было "обольщением". Нетрудно понять, что побудило к поклонению ангелам. В нем была видимость смирения, поскольку подчинение низшим посредническим силам было признанием собственной слабости. Казалось, можно ухватиться за нижние звенья цепи, соединяющей землю с небесами, если сами небеса недосягаемы для человека. Последовательность званий посреднических сил была подобна ступеням, по которым человек мог подняться к Божьему престолу. Лжеучителя основывались на гипотезах природы ангелов, о которых ничего не могли знать. Более того, лжеучение отрицало двойственную природу личности Христа и Его посредническое служение. Согласно истинной концепции Личности Христа, Он и только Он может перекинуть мост через пропасть, отделяющую землю от небес; ибо Он является одновременно низшим и высшим. Он возносит человека к Богу, ибо Он низводит Бога к человеку. Так, цепь сводится к единственному звену - Слову, ставшему плотью. Pleroma (свет) обитает в Нем и через него сообщается нам. Подменять преданность Ему преданностью какому-либо другому духовному посреднику - значит разрушать связь членов тела с Головой, средоточием жизни и главным источником энергии в теле. (Там же, с. 103 и сл.)

Есть лишь один мост между Богом и человеком. Особенно ярко эта мысль выражена в переводе 1Тим.2:5, сделанном английским римо-католическим богословом, покойным монсеньором Р. А. Ноксом: "Есть только один Бог и только один посредник между Богом и людьми - Иисус Христос, человек, подобный им, отдавший себя ради искупления всех". (Из Нового Завета в переводе монсеньора Рональда Нокса, Copyright 1944, Sheed and Ward, Inc., New York. Использовано с разрешения.) Как трагично, что учение и практика римо-католической церкви столь далеки от главной истины, прекрасно переданной в переводе монсеньора Нокса. Д-р Дональд Грэй Барнхауз описывает интересный случай.

Несколько лет назад я жил в альпийской долине на юге Франции. Во время учебы в университете Гренобля я читал проповеди в маленькой гугенотской церкви. Каждый четверг утром я шел долиной, проделывая путь в четыре мили в небольшую деревню, где наставлял человек двадцать детей в Божьем учении. В этой деревне жил католический священник. По четвергам он отправлялся в деревню, что была поблизости от той, где жил я. Часто наши пути пересекались, а иногда мы шли в одном направлении. Однажды, когда мы вместе шли по долине, он спросил: "Почему вы, протестанты, возражаете против молитв, обращенных к святым?" Я попросил его объяснить, какая польза от молитв к святым. Вот что он ответил: "Допустим, я хочу побеседовать с президентом Республики, месье Пуанкаре. Я мог бы отправиться в Париж и договориться о встрече с кем-нибудь из членов кабинета. Я мог бы пойти к министру сельского хозяйства, министру колоний, в министерство внутренних дел, военно-морского флота, министерство обороны или в любое другое министерство. Мне помогли бы встретиться с президентом.

Точно так же об исполнении моих желаний, когда я молюсь, могут ходатайствовать Дева Мария и святые". Закончив, священник торжествующе посмотрел на меня. "Месье кюре, - сказал я, - позвольте задать вам вопрос. Допустим, меня зовут Пуанкаре и мой отец президент Франции. Допустим, я живу вместе с ним в Елисейском дворце, сижу с ним за столом три раза в день. Отец с нежностью заботится обо мне, и мне знакомо его любящее прикосновение. Можете ли вы представить на секунду, что, желая обсудить с ним некую проблему, я отправлюсь через весь Париж в одно из министерств, пройду через охранников и секретарей и, наконец добравшись до члена кабинета, скажу: "Господин министр, не могли бы вы договориться о встрече, чтобы я побеседовал с папой!" Не кажется ли вам, что я просто посмотрю отцу в глаза, когда он положит мне руку на плечо, и скажу, что хотел обратиться к нему с просьбой?"

Кюре был ошеломлен. Он посмотрел на меня и беззвучно пошевелил губами, словно хотел что-то сказать, но не находил слов. Я достал из кармана маленькую Библию на французском языке и, отыскав два-три отрывка из Писания, попросил его прочесть их вслух. "Тем, которые приняли Его (Христа), верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими" (Ин.1:12). "Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом, чрез Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией" (Рим.5:1-2). "Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи" (Евр.4:14-16).

Священник попросил меня указать найденные места, чтобы прочесть их, как он выразился, по "католической Библии". С тех пор он часто обращался ко мне с вопросами, как ученик, открывающий чудеса, дарованные нам во Христе. (Donald Grey Barnhouse, Life by the Son, pp. 43-46. Использовано с разрешения Евангелического фонда. Inc., Philadelphia, издателей журнала Eternity.)

Отвергая полную зависимость от Иисуса Христа как единственного Посредника между Богом и людьми, человек оказывается вне Спасителя, "не держась Главы" (Кол.2:19). Эта трагедия может произойти, если "обольститься грехом", который бывает наиболее обманчив, когда притворяется мудростью. "Мудрость" представляла угрозу для ефесян, как мы узнаем из Первого Послания Павла к Тимофею:

Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере. Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры, от чего отступив некоторые уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают.

Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями.

Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою.

Внушая сие братиям, будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал.

Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя.

О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословии лжеименного знания, которому предавшись некоторые уклонились от веры.

Со дней Павла человеческая природа не изменилась. Сатана с успехом применяет те же хитрости, что и в прошлом. Все те же опасности угрожают людям и поныне. Вспомним о бытующем сегодня духе законничества, затмевающем благодать и отвращающем сердца некоторых верующих от простоты веры единственно во Христа. Вспомним культы самореализации с их псевдобиблейскими догматами обретения блаженства и самого рая при помощи самовыражения. Вспомним о католицизме с его мириадами посредников, уводящих людей от Единого Посредника между Богом и людьми, сказавшего: "Придите ко Мне", через Которого мы "приступаем с дерзновением к престолу благодати". Люди готовы верить во множество вещей: в дни, посты и всевозможные "немощные и бедные вещественные начала"; в методы самосовершенствования и благородные устремления; во святых, ангелов и Марию из Назарета - во все и во всех, кроме Иисуса Христа, Святого Сына Божия и Человека, единственного Посредника между Богом и людьми!

Можно придерживаться неправильного учения и во многом ошибаться, но все же быть спасенным. Однако нельзя неправильно понимать предмет веры и основание надежды на Божье спасение. Сам Христос должен быть единственным предметом веры и основанием всякого упования на рай и вечность. Не понять это - значит не увидеть Путь. Те люди, чья вера основана не на Христе или не только на Христе, обречены на вечное разочарование и отчаяние. Иисус сказал:

"Тесны врата, и узок путь, ведущие в жизнь, и не многие находят их... Я дверь... Я есмь путь... никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня".

Там далеко есть зеленый холм,
Вне городских стен,
Где дорогой Господь был распят,
Он умер, чтоб всех спасти.
Он умер, чтоб были мы прощены,
Чтоб благое для нас сотворить,
Чтоб мы могли обрести небеса,
Спасенные кровью драгоценной.
Никто другой из людей не мог

Заплатить цену греха;
Он один мог раскрыть врата
Рая и ввести нас на небеса.
О, как горячо Он любит нас,
Мы так же Его любить должны;
И верить в Его искупающую кровь,
И стремиться дела Его совершать.

(Сесилия Ф. Александер)

Необходимо "стремиться дела Его совершать"; ибо всякое "верование", которое не влечет за собой дел,- неподлинное. Но вера наша никогда не должна основываться на делах. Мы должны верить "в Его искупающую кровь" - только во Христа и ни во что иное, какое бы благо ни заключало в себе это "иное". Нельзя верить во Христа - и крещение; или во Христа - и церковное членство; или во Христа - и достойную христианскую жизнь; или во Христа - и преданное христианское служение. Крещение, членство в церкви, достойная жизнь, верное служение - важны, все это благоугодно Богу и, согласно Священному Писанию, составляет обязанность каждого христианина. Тот, кто не радеет об этом, лишен спасающей веры во Христа и напрасно считает себя чадом Божиим, идущим по пути к Отчему Дому. Однако все перечисленное является лишь выражением веры и никогда не должно становиться предметом веры. Мы должны верить только во Христа.

"Если же будешь делать Мне жертвенник из камней, - сказал Бог сынам Израилевым, - то не сооружай его из тесаных. Ибо, как скоро наложишь на них тесло твое, то осквернишь их" (Исх. 20:25). Совершенную Жертву Божью на Его вечном жертвеннике не нужно дополнять человеческими усилиями. Наказание Озы - еще один урок, преподанный Господом.

Бог поразил Озу (2Цар.6:6-7) за то, что тот ослушался Божьего запрета прикасаться к ковчегу (Чис. 4:15-20). Совершенную благодать Святого Бога не нужно подкреплять усилиями грешных людей. Осмеливаясь дополнять благодать собственными усилиями (заблуждение некоторых галатов), человек оказывается отделенным от Христа и спасающей благодати Бога, которую мы обретаем только через Него.

"Хотя я могу надеяться на плоть, - писал Павел филиппийцам, - что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю (Логическое ударение делается на пяти причастиях настоящего времени медиального залога повелительного наклонения.).., за сор, чтобы приобресть Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая чрез веру во Христа, с праведностью от Бога по вере" (Флп.3:4,7-9).

Моя надежда зиждется
Лишь на крови и праведности Иисуса;
Не смею довериться сладкозвучным словам,
Но всецело полагаюсь на Имя Иисуса.

(Эдвард Моут)

Примером "сладкозвучных слов", основываясь на которых множество искренне верующих людей уповают на вечность, является ошибочное учение о безусловной безопасности. Многие из тех, кто сожалеет о том, что некоторые верят в членство в церкви, крещение, достойную жизнь и другие "сладкозвучные слова", строят свое упование на столь же зыбком основании. Совершенно неосознанно многие превращают веру в Самого Христа в веру в обращение, произошедшее в прошлом, и в кажущееся здравым распространенное учение "однажды в благодати - навсегда в благодати". Уверенность таких людей в вечности имеет основанием не Самого Христа, но пережитое в прошлом обращение. Они знают, когда и где были спасены, но не знают Христа, не ощущают насущной потребности в Нем и зависимости от Его спасающей благодати, не имеют живой веры в живого Спасителя. Такие люди пребывают не во Христе, Живой Лозе, но в распространенном учении. "Я уверовал во Христа много лет назад" - вот слова таких "верующих". Но они уже давно перестали верить в Него и верят в пережитое обращение и в ошибочное утверждение "однажды в благодати - навсегда в благодати".

"На смертном одре Кромвель спросил капеллана об учении об окончательной неотступности. Когда тот заверил его, что учение истинно, Кромвель сказал: "Тогда я счастлив, потому что уверен, что однажды пребывал в благодати"". (А. Н. Strong, Systematic Theology, p. 886.) Как трагично, что люди живут и умирают, уповая не на Самого Христа, а на обращение, имевшее место в прошлом, и кажущееся здравым распространенное, но ошибочное учение.

Осознавая всю невероятную обманчивость греха, его дьявольскую силу и способность вводить нас в заблуждение, отвергнем всякое основание надежды, кроме Самого Иисуса Христа. Будем же верить только в Него и "начатую жизнь твердо сохраним до конца" (Евр.3:14), чтобы быть "причастниками Христу" - Его друзьями по благодати Его в бесконечный совершенный день Господень.

Когда придет Он под звуки трубы,
О, найтись бы мне в Нем тогда;
Облаченным лишь в праведность Его,
Безгрешным предстать пред престолом.
На Христе, прочном Камне, стою;
Все остальное - зыбучие пески.

(Эдвард Моут)


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.