Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2019-08-07 | 124 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Человеческий язык не в силах выразить природу возвышенного и абсолютного идеала любви. Как бы высоко ни воспаряло человеческое воображение, человек не способен представить себе этот идеал в его беспредельном совершенстве и красоте. И все же последователи религии любви, как в ее высокой, так и в низших формах, во всех странах и во все времена вынуждены использовать ограниченные средства человеческого языка, чтобы обрисовать свой идеал любви. Невыразимую божественную любовь приходится выражать через понятия различных форм любви человеческой. Человеку дано лишь по-человечески воспринимать божественное, мы можем выразить наше восприятие Абсолюта только в относительных терминах нашего языка, поэтому для нас вселенная есть перевод Бесконечного на язык конечного. Бхакту тоже приходится использовать слова, призванные выражать обыкновенную любовь для описания своей любви к Богу.
Некоторые из великих мудрецов, писавших о пара-бхакти, сами прибегали к различным способам, стремясь понять и испытать божественную любовь. Простейший из этих способов они называют шанта — покой. Когда человек поклоняется Богу без пылания любви в сердце, без любовного безумия, когда его любовь обыденна и спокойна, она возвышается над формальными и символическими проявлениями, но не поглощает его целиком, тогда это шанта. Бывают люди медлительные, бывают стремительные; шанта-бхакти — любовь нежных, тихих, неторопливых.
Но выше другой тип любви, дасья — служение, когда человек видит в себе слугу Бога и его идеал — это преданность верного слуги своему повелителю.
Еще один тип любви сакхья — дружба, «Ты наш возлюбленный друг». Как открывает человек свое сердце другу, веря, что друг не станет бранить его за недостатки, но постарается ему помочь, как настоящая дружба всегда основывается на равенстве, так же равноправны и любовные отношения между бхактой и его другом, Богом.
|
Бог становится нашим другом, другом, который всегда рядом, другом, которому все можно рассказать. Мы можем раскрыть ему сокровеннейшие тайны наших сердец в полной уверенности, что Он нас поймет и поддержит. Он — друг, и бхакта с Ним на равных, как с другом детства, другом детских игр. Ведь можно же сказать, что мы все играем в этом мире. Маленькие дети — в свои игры, великие правители и воители — в свои, и даже сам Бог играет со вселенной.[312] Он совершенен, Он ничего не желает. Зачем же Ему понадобилось творить мир? Человек все делает ради удовлетворения своих потребностей, а наличие потребностей предполагает несовершенство. Бог — совершенство и потребностей не имеет. Почему же Он вечно активен и постоянно занят творением? Какова здесь цель? Истории, которые мы выдумываем о том, что Бог сотворил мир ради того или иного, хороши только как занимательные сказки, не более. На самом деле, это Его игра, Он вечно играет и вечно творит, и вся вселенная должна быть для Него игрушкой. Если ты беден — играй в бедность, богат — играй в богатство, с опасностью тоже можно играть, а со счастьем — так и подавно. Весь мир — площадка для наших игр, мы рождаемся, чтобы забавляться на ней, и Бог участвует в наших играх. Он вечный наш товарищ детских игр. И как прекрасны Его забавы! С завершением каждого цикла завершается и одна из Его игр. На некоторое время наступает передышка, затем все снова появляется и затевается новая игра. Беды и несчастья приходят лишь тогда, когда мы забываем, что все это — игра, в которой участвуем и мы с вами. Забыв об этом, мы ощущаем тяжесть в сердце, и мир давит на нас своим неимоверным весом. Но стоит отбросить серьезность, вспомнить о краткости и изменчивости жизни, которая есть просто сцена, на которой мы играем, участвуя в божественной игре, и тяжесть исчезает без следа. Бог играет в каждом деле, Он играет, сотворяя земли, солнца, луны, Он играет с человеческими сердцами, с животными, с растениями. Мы с вами — фигуры на Его шахматной доске, Он нами двигает и сбрасывает нас с доски. Он расставляет нас то так, то этак, а мы — сознаем ли мы это или нет — участвуем в Его игре. Какое же это блаженство — быть Господним партнером!
|
Но можно любить Бога и по-иному: не как нашего Отца, но как Дитя, — этот тип любви известен как ватсалья. Возможно, мысль об этом покажется странной, но дело тут в том, чтобы освободить концепцию Бога от всякого представления об авторитарности. Авторитарность вызывает благоговейный страх, но любовь и страх несовместимы. Почитание и послушание необходимы при формировании характера, но когда характер сформирован и когда бхакта уже испытал и тихую, ровную любовь, и любовное безумие, он больше не нуждается в дисциплинирующей этике. Бхакта скажет, что ему безразличен могущественный, величественный, всеславный Бог, Владыка вселенной, Бог богов. Он поклоняется Богу-дитяти, чтобы отделить Бога от устрашающего представления о Его силе. Отец с матерью не испытывают благоговейного страха перед своим ребенком, они не относятся к дитяти с почтением. Им в голову не придет просить его о милостях. Напротив, ребенок всегда получает что-то от родителей, и из любви к ребенку родители готовы сто раз пожертвовать собой. Если бы у них были тысячи жизней, они их все с радостью отдали бы за дитя, поэтому и Бога любят как собственного ребенка. Идея Бога-дитяти возникает и естественно развивается в тех религиозных сектах, которые исповедуют веру в воплощение, в телесное воплощение Бога. Мусульманин не в силах представить себе Бога-дитя, он с ужасом отвергнет саму мысль об этом. Но христиане и индусы воспринимают ее с легкостью, потому что для одних существует младенец Иисус, для других — дитя Кришна. Индийские женщины часто отождествляют себя с матерью Кришны, христианки тоже могут принять мысль о том, что они и есть богородицы, что дало бы Западу столь необходимую для него концепцию божественности материнства. Суеверные страхи, связанные с Богом, очень глубоко укоренились в наших сердцах, и требуются годы, чтобы утопить в любви эти представления о Боге, которые внушают нам благоговение, почтение и приниженность.
|
Существует еще одно человеческое представление об идеале божественной любви. Оно называется мадхура — нежность и является наивысшим из представлений такого рода, поскольку в его основе — высшее проявление земной любви, сильнейшее из всего, что известно человеку. Какая любовь полностью преображает человека, наполняя собой каждый атом его существа, лишая его ума, заставляя обо всем забыть, превращая его в Бога или в дьявола, какая любовь способна на это, кроме любви мужчины и женщины? В этом нежном представлении о божественной любви Бог является нашим супругом. Все мы — женщины, мужчин на свете нет, кроме одного — и это Он, наш божественный Возлюбленный. Вся любовь, которую мужчина отдает женщине, а женщина мужчине, отдается одному Богу!
Все различные проявления любви, известные нам в этом мире, в которые мы в общем-то только играем, по сути, обращены лишь к Богу; но к сожалению, человеку неведом безбрежный океан любви, к которому постоянно стремится могучий любовный поток, поэтому он в невежестве своем старается сделать объектами любви людей, крохотных куколок. Огромной силы любовь к ребенку, естественно присущая человеку, предназначена не маленькому человечку, и, если бездумно и слепо излить ее только на ребенка, то родители неизбежно пострадают от этого. Правда, это страдание поможет вам осознать, что если любовь, наполняющая вас, отдается только человеку, то она не может не стать в результате причиной боли и мук. Наша любовь должна быть обращена к Тому, кто никогда не умирает и никогда не изменяется, чей океан любви не знает ни приливов, ни отливов. Любовь должна быть обращена к тому, для чего она и предназначена, а предназначена она влиться в океан любви, имя которому есть Бог. Все реки текут в моря. Даже капелька, сбегающая по горному склону, не остановит свое движение после того, как соединится с ручьем или рекой, в конечном счете, каждая капелька должна влиться в океан. Бог — единственная цель всех наших страстей и чувств. Если вы сердиты, сердитесь на Него, дуйтесь на своего Возлюбленного, на своего Друга. А на кого еще вы можете безнаказанно дуться? Смертный не станет безропотно терпеть ваши капризы, рано или поздно, но он вам ответит тем же. Если вы злитесь на меня, я разозлюсь на вас, ибо я не умею терпеливо выносить вашу злость. Возлюбленному же можно сказать: почему Ты оставил меня, почему я должен страдать в одиночестве?
|
Чему можно радоваться, если не Ему? Какую радость могут дать комочки праха? Пусть все наши страсти и все чувства будут обращены к Нему. Они и предназначены Ему, ибо если не достигают они назначенной им высоты и обращаются к тому, что ниже, это делает их порочными. Обращаясь же к Богу, самые низменные чувства преображаются, становясь возвышенными. В чем бы ни выражала себя энергия человеческого тела и ума, единственная точка их устремлений все равно есть Бог. К Нему должны быть обращены все страсти человеческого сердца, ибо Он — единственный Возлюбленный. Он прекраснее и возвышеннее всего, Он — и есть красота, Он и есть высокое величие. Кто во вселенной прекраснее Его? Кто во вселенной может быть лучшим супругом, чем Он? Кто во вселенной заслуживает любви больше, чем Он? Так пусть будет Он Возлюбленным, пусть будет Он супругом.
Но часто влюбленные в Бога воспевают божественную любовь языком любви человеческой во всех ее аспектах и считают, что этот язык может выразить их чувства. Глупцы не понимают этого и никогда не поймут, ибо видят мир только физическим зрением. Им непонятно безумие духовной любви. Откуда? «За один поцелуй Твоих губ, о Возлюбленный! Кого Ты поцеловал, навеки опаляем страстью к Тебе и нет у него иных печалей и ни о чем он не помнит, кроме Тебя!»[313]
Но подлинный бхакта не останавливается и на этом: даже супружеская любовь не удовлетворяет его страсть, его влечет идея незаконной любви, не в силу ее незаконности, а потому, что в ней еще больше страсти: это ведь любовь, которую препятствия только распаляют. Бхакта отождествляет себя с девушкой, сгорающей от любви, предмет которой не приемлем для ее родителей, но чем больше препятствий встречается на ее пути, тем жарче пылает любовь. Человеческий язык не в силах передать, как пылко был любим Кришна в рощах Вринды, как летели к Нему вечно-благословенные пастушки, услышав Его голос, рвались к Нему, забывая обо всем, о мире и его условностях, о чувстве долга, об иных радостях и скорбях. Человек, о, человек — ты говоришь о божественной любви, не забывая при этом о суетном, так искренен ли ты?
«Там, где Рама, там нет места желаниям; где есть место желаниям, там нет Рамы, как свет и мрак, они никогда не вместе».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Когда достигнут высочайший идеал любви, философия больше не нужна. Зачем она? Освобождение, спасение, нирвана — ничего не нужно. Кто же захочет освободиться от счастья божественной любви?
|
«Господи, я не хочу богатства, не хочу друзей, не хочу красоты, не хочу учености, не хочу даже свободы — дай мне рождаться снова и снова и будь вечно моей любовью. Будь моей любовью вовеки веков!»
Бхакта вопрошает: «Кому нужно стать сахаром? Я не хочу быть сахаром, ибо хочу чувствовать сладость».[314]
Кто же захочет освободиться и стать единым с Богом?
«Я могу познать, что Он и я едины, но я отдалюсь от Него, чтобы наслаждаться общением с Возлюбленным!»
Так говорит бхакта. Любовь ради самой любви — вот в чем его высшая радость. Кто не согласится на тысячекратное рабство ради общения с Возлюбленным? Бхакта не волнует ничего, кроме любви, он живет, чтобы любить и быть любимым. Его неземная любовь подобна приливной волне, поднимающейся вверх по реке, бхакта идет против течения. Мир зовет его безумцем. Я знаю одного такого человека, который, когда его называли безумцем, отвечал:
«Друзья мои, но ведь безумен мир. Кто утрачивает ум ради земной любви, кто — в погоне за славой, кто — в погоне за деньгами, кто — ради того, чтобы спасти свою душу и после смерти попасть на небеса. И я безумен в этом сумасшедшем доме. Я сошел с ума из любви к Богу. Вы рветесь к деньгам, а я — к Богу. И вы безумны, и я безумен, но мне кажется, что мое безумство лучше».[315]
Любовь истинного бхакты безумна, все остальное меркнет перед ней, все другое перестает для него существовать. В его глазах вселенная полна любви и только любви. Человек, в такой степени переполненный любовью, вечно блажен и вечно счастлив. Блаженное безумие божественной любви одно только и может исцелять пороки нашего мира. Нет для бхакты желаний, значит нет в нем и себялюбия. Он приблизился к Богу и отбросил все суетное, что раньше наполняло его.
Мы все должны вступать в религию любви, как дуалисты. Бог для нас — Существо особое, и мы чувствуем свою отделенность от Него. Но по мере того, как нас заполняет любовь, мы начинаем приближаться к Богу. Бог становится ближе к нам. Человек переносит на свой идеал любви, на Бога, те формы изъявления любви, которые ему привычны в жизни: любовь материнскую, отцовскую, сыновнюю, дружескую, преданность повелителю, влюбленность. Для бхакты Бог существует в каждом из проявлений любви, но потом он достигает самой высокой точки, откуда видит себя в совершенной слитности с предметом своей любви. Мы все начинаем с любви к самим себе и наше себялюбие делает себялюбивой даже нашу любовь к другим. Но наконец мы видим яркий свет и осознаем, что наше крохотное «я» соединилось с Бесконечным. Человек преобразился перед этим Сиянием любви и осознал прекрасную и вдохновляющую истину: любовь, влюбленный и Возлюбленный — едины.
ГЛОССАРИЙ [316]
абхава — отсутствие, отрицание; небытие, пустота.
авидья (аджняна) — «незнание», заблуждение, заставляющее человека не осознавать свою изначальную связь с Параматманом, Высшим Началом.
акаша — пространство, небо, эфир.
антарьямин — внутренний контролер, высшее духовное начало в человеке.
антахкарана — внутренний «инструмент» человека; состоит из разума (буддхи), эго (ахамкара), ума (манас). Иногда под антахкараной понимается только буддхи или только манас.
ану — атом; предельно малая единица вещества.
анумана — вывод, силлогизм.
апариграха — нестяжательство.
артха — цель, объект; значение; богатство. Входит в так называемую «чатурваргу» — комплекс жизненных установок человека (дхарма, артха, кама и мокша), соответственно: следование нормам добродетельной жизни; стремление к житейскому благополучию; наслаждение чувственными радостями; познание Наивысшего.
асат — небытие, несуществование; неистинное, нереальное.
астея — неворовство.
Атман — дух, душа, «Я». Если отождествляется (как в адвайте) с Брахманом, тогда понимается как сам Брахман, его коррелят, индивидуальный аспект.
ахамкара — эго, внутреннее «Я» человека; его осознание самого себя как индивидуальности.
ахимса — непричинение вреда, воздержание от насилия.
Брахман — всепроникающий, всеобъемлющий Высший Дух, Абсолют. Согласно вишишта-адвайте и другим теистическим учениям — личный Бог.
буддхи — разум; знание, познание. В санкхье, йоге и веданте понимается как онтологическая категория.
вайдика — ведический.
вайрагья — отрешение, удаление от мира.
васана — впечатление, остаток, след.
вивека — различение; в йоге и санкхье — осознание пуруши (Духа) как отличного от пракрити (материи).
виджняна — сознание; иногда — как синоним буддхи; знание свойств эмпирического, «проявленного» мира.
видхи — правило, закон, норма; этическая максима.
видья — знание; образование, обучение; осознание Наивысшего.
вритти — поток, «вихрь» бытия.
вьявахара, вьявахарика — то, что принадлежит эмпирическому миру; эмпирическая реальность; то, что по своей сути не является истинным, но общезначимо; дело, действие, активность.
вьяпти — основное связующее звено между звеньями в силлогизме.
гуна — в йоге и санкхье — аспекты пракрити; в других системах — качество, свойство.
даршана — «видение», «схватывание оком»; философская система.
джива — душа в ее эмпирическом проявлении: человек или другое существо, в котором соединено вечное, истинное, непреходящее (Атман) с невечным, неистинным, преходящим (телом, природным естеством).
джняна — знание; познание.
духкха — страдание, несчастье.
дхарана — «удерживание», приостановление потока впечатлений в йоге и санкхье.
дхарма — то, что поддерживает; добродетель; комплекс правовых, моральных и других норм, определяющих добродетельность человека, соответствие его образа жизни высшему нравственному закону. Входит в так называемую «чатурваргу».
дхьяна — сосредоточение, медитация.
индрии — в йоге и санкхье — способности восприятия и действия (органы слышания, видения, вкушения, осязания, обоняния, «работы», речи, ходьбы, испражнения, размножения и ум (манас) как синтезатор чувств и действий).
Ишвара — личный Бог.
кайвалья — «отъединенность»; в санкхье — осознание независимого существования пуруши (Духа) и пракрити (материи), то есть достижение Высшего познания.
кама — установка на чувственное удовольствие, наслаждение; входит в так называемую «чатурваргу».
лакшана — знак, характеристика; определение.
майя — «иллюзия», скрывающая истинную реальность (в адвайте). Иногда синоним авидьи.
манас — ум как материальная субстанция.
марга — путь, способ; часто как синоним йоги в смысле пути познания Наивысшего.
махабхуты — первоэлементы; число их варьируется от трех до пяти.
махат — интеллект; в санкхье и йоге — синоним буддхи.
мокша, или мукти, — «освобождение», «спасение», высшая жизненная цель; входит в так называемую «чатурваргу» как последняя и наивысшая ступень.
нама-рупа — имя и форма; в буддизме — физическое и психическое.
нивритти — поток жизнесуществования, направленный на его свертывание, прекращение.
нирвана — в буддизме «спасение», «освобождение».
нияма — обеты; предписания, исполнение которых добровольно накладывает на себя верующий.
Параматман — Высший Дух, Абсолют.
параматрха — высшее, конечное, абсолютное; в адвайте — Высшая Реальность, Брахман.
правритти — поток жизнесуществования, направленный на «проявление», разворачивание человека в мире.
прадхана — первичное; то, что является основанием; употребляется как синоним пракрити.
пракрити — в санкхье понимается как независимая сущность, наделенная способностью к модификациям. В адвайте — синоним майи.
прана — жизнь, жизненный принцип.
пратибхасика — кажущееся, обманчиво видимое или воспринимаемое. Отличается от вьявахарики тем, что не является общезначимым.
пратьякша — восприятие, в первую очередь чувственное.
пратьяхара — в йоге и санкхье — удержание органов чувств от воздействия на них объектов внешнего мира.
пуруша — в санкхье и йоге — Дух, Чистое сознание, не обладающее характеристиками деятеля, лишенное движения и способности к модификациям.
самадхи — завершающая ступень йогической практики, достижение видения истинной сути мира.
самсара — переселение душ, перерождение.
самскара — след, отпечаток, предрасположенность; инстинкт, прирожденные свойства.
caт — бытие, существование, реальность; истина.
свабхава — прирожденные свойства и качества, определяющие ту или иную материальную сущность или явление в природном мире.
свадхарма — «своя», прирожденная дхарма человека, определяемая его местом в иерархически организованном индийском обществе.
сиддханта — вывод, заключение.
спхота — «вечный» звук.
стхула шарира — «грубое», видимое тело живого существа.
сукшма шарира — «тонкое» тело, составленное чаще всего из тонких элементов (танматр), а также органов познания и действия.
сушумна — в йоге центральный канал, с помощью которого достигается приостановление потока внешних впечатлений.
танматры — пять объектов восприятия (формы, звуки, соприкосновения, восприятия и запахи).
танха — в буддизме жажда, влечение.
тапас — жар, зной, накал, космический жар; аскетическое усилие.
чит — сознание.
читта — у Вивекананды ум, субстрат мысли. В йоге обычно отождествляется с антахкараной; иногда отождествляется с буддхи, махатом.
шабда — звук, слово.
шуньята — в буддизме — «вселенская пустота», отсутствие существования ее реального субстрата, изменчивость мира.
ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ
Александр Македонский 500
Арнольд Э. 85, 330, 490
Бадараяна 489, 508, 512, см. также Вьяса
Бентам И. 495
Бербанк Л. 17
Блаватская Е.П. 494
Бхартрихари 490
Бходжа 433, 507
Вивекананда Свами (Нарендра-натх Датта) 5-34, 485, 487, 488, 490–492, 494, 496–502, 505, 506
Вьяса 88, 89, 430, 433, 437, 489–491, 508
Ганди М.К. 8, 35, 490
Гаудапада 24
Гаханананда 7
Гегель Г.В.Ф. 502
Готама 491
Гудвин Дж. 17
Гупта М. 490
Гхош Ауробиндо 22, 33, 35
Дарвин Ч. 264, 500
Датта А.К. 492
Датта В. 9
Даянанда 32, 502
Дейссен П. 9, 394, 505
Демокрит 506
Джанака Видеха 89, 491
Джаядева 491, 511
Дэви X. 137, 138, 494
Дэвис Б. 17
Ингерсолл Р.Г. 504
Ишервуд X. 17
Калидаса 488
Кант И. 9, 176, 505, 510
Капила 369, 438, 496
Карлейль Т. 10
Конт О. 453, 497, 510
Конфуций 256, 499
Кэрролл Л. 28
Мадхва (Мадхвачарья) 23, 435, 508
Махавира Вардхамана 490
Мегасфен 500
Менухин И. 17
Милль Дж. Ст. 9, 179, 496, 497
Мирбаи 511
Мухаммед 163, 164, 361, 471, 495
Мюллер М. 394, 490, 497, 505, 512
Нагараджуна 499
Нанак 511
Неарх 500
Неру Дж. 35, 490
Николай Кузанский 33
Ньютон И. 30, 40
Олкотт Г.С. 494
Онесикрит 500
Панини 489
Патанджали 20, 114, 173, 186, 195, 197, 198, 202, 213, 216, 241–243, 249, 433, 487, 492, 493, 512
Платон 317
Плотин 33
Радхакришнан С. 33, 35, 512
Рай P.M. 32, 502
Райт Г. 14
Рамакришна Парамахамса 10–13, 17–19, 444, 490, 494, 496, 506, 509, 510
Рамануджа 23, 433, 452, 456, 507, 508, 510-512
Рампрасад 512
Роллан Р. 5, 13, 17, 19, 23, 36, 490
Санборн К.Э. 14
Сарадананда 490
Свапнешвара 433
Севье 19
Сен К.Ч. 502
Сил Б. 10
Спенсер Г. 9, 497
Страбон 500
Тагор Р. 5
Теннисон А. 10
Тилак Б.Г. 35
Тиндаль Дж. 264, 379, 500
Толстой Л. 490, 492
Торо Г.Д. 16
Тулси Дас 455, 511
Уордсворт У. 10
Франциск Ассизский 509
Хаксли Т.Г. 264, 379, 500
Чайтанья 511
Чандрагупта 500
Чаттерджи С. 28
Шандилья 430, 433, 507
Шанкара (Шанкарачарья) 23–25, 28, 30, 31, 33, 127, 275, 316, 317, 320, 432, 437, 452, 453, 456, 493, 501, 505, 507–509, 511, 512
Шелли П.Б. 10
Шопенгауэр А. 9, 309, 310, 503, 505
Эзоп 326
Эмерсон Р.У. 16
Юм Д. 9
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
Абсолют (Бог, Бесконечное) 173–177, 283, 284, 309-320
Аватара 509
Авьякта 186, 215
Адвайта 24, 25, 32, 315, 316, 318, 401, 402, 493
Акаша 134, 135, 236, 513
Антахкарана 180, 449, 513
Анумана 181, 513
Апариграха 168, 513
Апта 182
Аптавакья 181
Аришта 233
Артха 166, 513
Асампраджнята самадхи 185, 187
Асана 126, 169, 226
Аскетизм 225, 226, 241
Асмита 244
Астея 168, 513
Атман 266, 267, 340, 390, 394–411, 513
Ахамкара 271, 514
Ахара 456
Ахимса 168, 458, 514
Бескорыстие 162
Бессмертие 385-393
Бог 173–177, 189, 254, 270, 290, 311, 312, 403
— бог во всем 321–329 см. также Абсолют
Брахмалока 353, 416, 457
Брахман 354, 388, 409, 436, 453, 514
Брахмачарья 168
Буддизм 316, 417, 418
Буддхи 178, 206, 215, 514
Бхакти 430–434, 452
Бхакти-йога 430, 455, 461, 466, 506
Вада 204
Вайрагья 96, 184, 185, 514
Веданта 282–284, 286, 295, 307, 322, 325, 328, 340, 341, 361, 395, 399–401, 417
Веды 30, 357, 394, 395, 490, 496
Вера 336
Викальпа 183
Вишишта-адвайта 33, 453
Время, пространство, причинность 313
Вритти 171, 178, 179
Вселенная 371, 373, 412, 419
Вьяпти 91, 514
Гуны 236, 246, 514
Гуру 9, 440-446
Двайта 33
Деваяна 417
Джайнизм (джайны) 86, 490
Дживанмукты 356
Джняна 166, 514
Джняна-йога 354, 460, 466, 487, 497
Добро и зло 79–81, 86, 347, 350, 351
Долг 47, 67-73
Дуализм 318, 319, 359, 364, 366, 395–499, 506
Душа 362, 363, 390, 391, 392, 413, 415, 416
Дхарана 126, 157, 158, 170, 197, 229, 514
Дхарма-мегха 248
Дхьяна 126, 165, 166, 170, 229, 515
Дэвы 289, 291, 494
Единство 351-356
Зло 348, 349
Знание 39, 40, 58, 181, 182, 187, 199
— и опыт 116-119
Ида — см. Пингала и ида
Идеал 50
Индивидуальность 268, 269
Индрии 60, 170, 390
Индуизм 498
Интеллект 216-218
Истина 5, 6, 272–274, 365
Ишвара 189, 515
Ишвара-пранидхана 169
Ишта-ништха 454
Кайвалья 238, 239, 249, 515
Кайя-вьюха 243, 244
Карма 29, 39–42, 91, 95, 96, 233, 485
— и характер человека 39–45, 46
Карма-йога 48, 66, 96, 461, 485, 488
— и ее идеал 102-110
Крия-йога 204
Кумбхака 227
Кундалини 145, 146, 148, 149
Лила 501
Любовь 473-476
— божественный идеал любви 477-483
Майя 11, 26–28, 214, 247, 278–288, 294, 515
— и свобода 300-308
Макрокосм 368-374
Мамата 271
Манас 206, 215, 515
Мантры 449, 495
Материализм 318
Махат 215, 450, 515
Микрокосм 374-384
Мокша 29, 90, 515
Мукти 452
Нама-рупа 449, 515
Невежество 205, 206
Недуализм 419, 421
Непротивление злу 47-49
Нети, нети 94
Нивритти 85, 291, 515
Нирвикальпа 230
Нирвитарка 186, 200
Нирвичара 186
Нияма 126, 169, 223, 515
Ньяя 499
Оджас 153
Ом 169, 170, 191–193, 449–451, 494
Опыт 385
Отвращение 207
Отрешенность 96, 97, 185, 238
Память 183
Пара-бхакти 462–465, 467, 472
Переселение душ 378-384
Пингала и ида 145, 196
Питрияна 417
Пища 456
Правритти 85, 291
Прадхана 200, 516
Пракрити 200, 235, 485, 516
Практическая веданта 34, 35
Прана 126, 134–141, 169, 195, 226, 516
Пранаяма 126, 135–139, 150, 169, 226
Пратибха 234
Пратики 451, 452
Пратимы 451, 452
Пратьякша 181, 516
Пратьяхара 126, 154–157, 170, 227, 516
Предрассудок 365
Привязанность 207
Природа 62, 219, 220, 315, 369
Пурака 170
Пуруша 124, 178, 214, 485, 516
Равенство 106, 107
Раджа-йога 118, 119, 121, 122, 142, 144, 149, 461
Раджас 46, 179, 185, 215
Расаяна 240, 241, 497
Реальность 293, 315
Реинкарнация 208
Религия 74, 117, 172, 251–260, 305, 315, 321, 322, 337, 446
— универсальная 32, 318
Речака 170
Риши 117, 200, 201, 253
Савитарка 185, 186, 199
Савичара 186
Сакхья 478
Самадхи 126, 143, 161, 167, 185, 197, 229, 230, 516 см. также Сосредоточение, Медитация
Самана 236
Самообладание 89
Самоотречение 460, 470
Самопожертвование 84
Сампраджнята самадхи 185
Самсара 409, 516
Самскара 59, 60, 183, 192, 209, 516
Самьяма 165, 229, 232
Сананда 186
Санкхья 46, 123, 124, 188, 215, 217, 485, 493
Сантоша 169
Саньяси 19, 50, 55, 491
Сасмита 187
Саттва 46, 180, 185, 215, 225
Саттва-гуна 169
Саттвики 100
Сат-чит-ананда (существование-знание-блаженство) 63, 360, 361, 377, 516
Сатья 458
Свадхьяя 169
Сварги 346
Свобода 91-104, 305-308
Семьянин 50-54
Сиддханта 204
Сиддхи 234, 240-241
Смрити — см. Память
Сознание 388, 389
Сон 183
Сосредоточение 120, 185, 188, 194, 229–239, 241
Спхота 450, 516
Страдание 105, 120
Супружеская верность 70, 71
Сушумна 145, 196, 517
Счастье 105
Тамас 46, 159, 179, 185, 215
Танматры 186, 211, 517
Тапас 169, 517
Теософия 15, 494
Труд бескорыстный 42, 43, 62, 64, 108
— идеал труда 44, 45
— без привязанности к труду 59
Туги-разбойники 67, 488
«Ты есть то» 359, 392, 429
Удана 236
Удгхата 227
Ум 246–248, 414, 415
Ум-читта 168
Упанишады 30, 316, 342, 353, 357–359, 486
Утилитаризм 495
Фанатизм, фанатики 79–80, 297, 298, 431, 457
Философия 339
Хатха-йога 127, 493
«Хранилище поступков» 210
Целители духовные (faith-healers) 140
Цепляние за жизнь 207
Чарваки 296, 499, 502
Читта 178,179,186,199, 206, 227, 231, 390, 517
Читта-вритти 208, 209, 449
Шабда 166, 517
Шауча 169
Шишья 441
Эволюция 386
Эгоизм 206, 207, 243
Этика 255, 270
Эфир 187, 188, 276, 277, 501
Яма 126, 168, 222, 223
Комментарии
1
Список сокращений
Айт. уп. — Айтарея упанишада.
Брих. уп. — Брихадараньяка упанишада.
Иша уп. — Иша упанишада.
Каушит. уп. — Каушитаки упанишада.
Катха уп. — Катха упанишада.
Майтри уп. — Майтри упанишада.
Манд. уп. — Мандукья упанишада.
Мунд. уп. — Мундака упанишада.
Праш. уп. — Прашна упанишада.
Тайт. уп. — Тайттирия упанишада.
Чхан. уп. — Чхандогья упанишада.
Швет. уп. — Шветашватара упанишада.
РВ — Ригведа.
Шат. брахмана — Шатапатха брахмана.
Бхаг. пурана — Бхагавата пурана.
Мбх. — Махабхарата.
БрС — Брахма сутры Бадараяны.
Бхг. — Бхагавад-Гита.
БрСБ Шанкары — Брахма сутра бхашья Шанкары.
БрСБ Рамануджи — Брахма сутра бхашья Рамануджи.
ВЧ — Вивекачудамани Шанкары.
ЗМ — Законы Ману.
Исх — Исход.
Ин — Евангелие от Иоанна.
Лк — Евангелие от Луки.
Мф — Евангелие от Матфея.
Деян — Деяния святых апостолов.
Рим — Послание к Римлянам.
[1] Datta В. Swami Vivekananda. Patriot-prophet. A Study. Calcutta, 1954, р.100.
[2] Цит. по: Роллан Р. Опыт исследования мистики и духовной жизни современной Индии. Жизнь Рамакришны. Собр. соч., Л., 1936, т.19, с.163–164.
[3] The Life of Swami Vivekananda by his Eastern and Western Disciples, Calcutta, 1960, p.97–98.
[4] The Complete Works of Swami Vivekananda, v.1–8. Calcutta, 1989, v.1, p.20.
[5] Цит. по: Роллан Р. Ук. соч., с.266.
[6] The Life of Swami Vivekananda by his Eastern and Western Disciples, vol.3. London, 1915, p.114.
[7] Цит. по: Роллан Р. Ук. соч., с.287.
[8] Vivekananda in Indian Newspapers, 1893–1902. Calcutta, 1969, p.384.
[9] Цит. по: Nivedita. The Master as I saw him. London, 1910, p.461.
[10] Роллан Р. Вселенское евангелие Вивекананды. Собр. соч., Л., 1936, т.20, с.7.
[11] The Complete works of Swami Vivekananda, v.1. Calcutta, 1989, p.420; v.2, p.130.
[12] The Complete Works of Swami Vivekananda, v.5, p.204–205.
[13] Ibid, v.2, p.32.
[14] Vivekananda in Indian Newspapers, 1893–1902. Calcutta, 1969, p.137.
[15] The Complete Works of Swami Vivekananda, v.5, p.379.
[16] Ibid., р.411.
[17] Ibid., v.1, р.367.
[18] The Complete Works of Swami Vivekananda, v.1, p.423.
[19] Примечания написаны О.В.Мезенцевой.
«Карма-йога» составлена на основе записей лекций Вивекананды в Америке и Англии в 1893–1896 гг. На русском языке была опубликована в 1912 г. (Суоми Вивекананда. Карма-йога. М., 1912); известны также публикации 1914, 1916 гг.
Перевод сделан с издания: The Complete Works of Swami Vivekananda, v. 1. Calcutta, 1989.
Слово «карма» (действие) имеет в индийской традиции очень широкое значение. Оно означает любое действие — физическое, физиологическое и пр. Малейшие подсознательные процессы, происходящие в глубинах человеческого «Я», — это тоже действие. Исполнение обязанностей своей касты, слушание священных текстов, ритуальные омовения и пр. — все это есть действия. Труд, работа, производственная деятельность понимаются всего лишь как один аспект жизнедеятельности человека. Слово же «карма» означает абсолютно все проявления включенности человека в мир.
Закон причины и следствия в индийской традиции тоже связывается со словом «карма». Ни одно действие не проходит бесследно: рано или поздно оно принесет свои «плоды». Человек понимается как часть мира, подверженного действию этого всеохватывающего закона. Проблема его рождения и смерти также имеет свою специфику в индийской мысли. Они рассматриваются как равнозначные: человек то приходит в мир, то уходит из мира. Он есть соединение духа и тела, вечного и конечного, внеприродного и природного. «Нынешнее» его рождение есть часть длинной цепи перерождений, и появление человека на свет обусловлено «законом кармы». От того, как действует человек сейчас, зависит его «будущее рождение»: он сам есть сотворенное (своими собственными действиями в «прошлых рождениях»), и он же есть творец самого себя (своими действиями в «нынешнем рождении»).
Задача человека состоит в том, чтобы достигнуть единения с Высшим, прервать цепь перерождений, обрести совершенную свободу при реализации своей подлинной духовной природы. Карма-йога и дает один из возможных вариантов такой реализации.
[20] Бхагавад-Гита, или Гита, — «Божественная Песнь», «Песнь Бога», является одним из наиболее авторитетных произведений индуистской литературы. Обычно датируется II в. до н. э. — II в. н. э. Сюжетную линию Бхг. составляет диалог бога Шри Кришны с воителем Арджуной, чей «разум смутился» перед началом битвы, в которой должны принимать участие родственники, волей судьбы оказавшиеся непримиримыми противниками. Разъяснения Шри Кришны истинной природы мира и человека, путей постижения первоосновы мира и пр. и составляют философское содержание поэмы.
[21] Пересказ Бхг. II, 47. Здесь и далее следует учитывать, что в индийской традиции понятие «карма» шире, чем только «труд».
[22] Санкхья — одна из систем классической индийской философии. Зародилась в VII–III в. до н. э. Санкхья в том ее варианте, который утвердился в раннем средневековье, постулирует наличие двух независимых реальностей: пуруши (чистого сознания) и пракрити (материи). Пуруша находится вне мира объектов, он не затрагивается их действиями и не вовлекается в проявления материального мира. Пракрити не обладает интеллектуальной силой, но наделена неисчерпаемой энергией и способностью к модификациям. Человек как носитель вечного, нематериального начала, как пуруша, ошибочно соотносит себя со своим телом, то есть с невечной, материальной сущностью. Задача его в том и состоит, чтобы преодолеть это ложное смешение «Я» и «не-Я», обманчивое отождествление вечного, бездеятельного, сознательного пуруши с проявлениями активного материального мира, лишенного сознания, пракрити.
[23] Индийская традиция разработала систему четырех ступеней, ашрамов, соответствующих четырем циклам человеческого существования: брахмачарья (ученичество), гархастхья (жизнь домохозяина), ванапрастхья (жизнь в лесу, в уединении), саньяса (отшельничество и сосредоточение мыслей на постижении Высшего). Последние две стадии часто объединяются. В идеале предполагается, что последователь индуизма, принадлежащий к высшим варнам, переходит от одной стадии к другой, приобретая соответственно новые права и обязанности. Вместе с тем не исключался и переход, скажем, от стадии ученичества к стадии отшельничества. Молодыми саньяси были многие видные религиозные мыслители древности и средневековья, саньяси был и Вивекананда.
[24] Маха-Нирвана-Тантра — сборник предписаний для последователей индуизма. Точное время написания не установлено; считается, что он был создан в Бенгалии между 1755 и 1785 гг. Маха-Нирвана-Тантра во многом отличается от тех сборников предписаний, что были созданы в эпоху древности и раннего средневековья. В этих сборниках права и обязанности каждого последователя индуизма строго соотносятся с местом человека в иерархически организованном обществе, где брахманы занимают главенствующее положение. Между тем Маха-Нирвана-Тантра выдвигает идеалы поведения верующего, во многом созвучные гуманистическим и демократическим устремлениям Нового времени.
[25] Мы не располагаем текстом Маха-Нирвана-Тантры. Этот отрывок частично соотносится и с Бхг. (II, 37), с той лишь разницей, что Бхг. говорит более конкретно: о кшатрии, воителе, а не о семьянине вообще. Кроме того, Бхг. имеет в виду достижение рая, а не осуществление человеком своего предназначения (выхода из круга перерождений).
[26] Веды (санскр.: знание) — «Священное писание» индуистов. Состоит из четырех групп текстов: самхит (сборников гимнов и заклина<
|
|
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!