Уход Шрилы Баладевы Видьябхушана. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Уход Шрилы Баладевы Видьябхушана.

2019-08-07 204
Уход Шрилы Баладевы Видьябхушана. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Уход Шрилы Баладевы Видьябхушана.

Тривикрам / Джйештха. Гоура-дашами.

Ссылки

 

Тексты

Шрила Б. Р. Шридхар Госвами Махарадж, «Шрила Баладев Видьябхушан» Три фрагмента книги «Шри Гуру и его милость»:

https://harekrishna.ru/2017/06/24213-shrila-baladev-vidyabhushan#main

Ш. Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж, «День ухода Шрилы Баладевы Видьябхушаны»:

http://sampradaya.ru/legacy/article1/snms_a/363-den-uhoda-shri-baladevy-vidyabhushany.html

Краткая биография Шри Баладевы Видьябхушаны:

http://sampradaya.ru/legacy/biografia/389-shrila-baladeva-vidyabhushana.html

Иллюстрированная статья посвящённая биографии Шри Баладевы Видьябхушаны:

http://scsmath.ru/news/shrila-baladeva-vidyabkhushana-illyustrirovannaya-statya.html

 

Видео

Ш. Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж, «День ухода Шрилы Баладевы Видьябхушаны»:

http://sampradaya.ru/legacy/video1/bvnm_v/2819-shrila-bhaktivedanta-narayana-maharadzh-4-iyunya-2007g.html

Ш. Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж, «Уход Шрилы Баладевы Видьябхушаны. Ганга Мата Госвамини. Ганга дашара»:

http://sampradaya.ru/legacy/video1/bvnm_v/6279-shrila-bhaktivedanta-narayana-maharadzh-04061998-g.html

Ш. Б. Б. Авадхута Махарадж, «Уход Шрилы Баладева Видьябхушана»:

https://harekrishna.ru/2014/06/15682-uhod-shrily-baladeva-vidyabhushana#main

 

Книги

"Уткалика-валлари" из "Става-малы" Шрилы Рупа Госвами с комментариями Шрилы Баладевы Видьябхушаны:

http://sampradaya.ru/legacy/book1/bvb/6358-utkalika-vallari-rupa-gosvami.html

Бхаджаны

«Шри Гуру-парампара», Ш.Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупад:

http://sampradaya.ru/legacy/textach/1457-shri-guru-parampara.html

 

В день ухода или явления святых, благоприятно петь бхаджаны по вайшнава-таттве.

Бхаджаны по вайшнава-таттве

Шрила Девакинандана дас Тхакур, «Шри Вайшнава-вандана»:

http://sampradaya.ru/legacy/textach/1328-shri-vayshnava-vandana.html

Шрила Бхактивинода Тхакур, «Охе! Вайшнава тхакура»:

http://sampradaya.ru/legacy/textach/1077-ohe-vayshnava-thakura.html

Шрила Бхактивинода Тхакур, «Кабе мора шубха-дина хоибе удая»:

http://sampradaya.ru/legacy/textach/1289-kabe-mora-shubha-dina-hoibe-udaya.html

Шрила Бхактивинода Тхакур, «Вимала вайшнаве»:

http://sampradaya.ru/legacy/textach/1027-vimala-vayshnava.html

Шрила Бхактивинода Тхакур, «Кабе муи вайшнава чинибо»:

http://sampradaya.ru/legacy/textach/1290-kabe-mui-vayshnava-chinibo.html

Шрила Бхактивинода Тхакур, «Крипа коро вайшнава тхакура»:

http://sampradaya.ru/legacy/textach/1068-kripa-koro-vayshnava-thakura.htmlШрила Нароттам дас Тхакур, «Тхакура вайшнава-пада»:

http://sampradaya.ru/legacy/textach/1347-thakura-vayshnava-pada.html

Шрила Нароттам дас Тхакур, «Тхакура вайшнава-гана»:

http://sampradaya.ru/legacy/textach/1346-thakura-vayshnava-gana.html

Шрила Нароттам дас Тхакур, «Эи-баро каруна коро»:

http://sampradaya.ru/legacy/textach/1059-ei-baro-karuna-koro.html

Шрила Нароттам дас Тхакур, «Ки-рупе паибо сева»:

http://sampradaya.ru/legacy/textach/1056-ki-rupe-paibo-seva.html

Радха Мохан дас, «Сакала вайшнава госай»:

http://sampradaya.ru/legacy/textach/1335-sakala-vayshnava-gosay.html

Шрила Бхактивинода Тхакур, «Кабе Шри Чайтанья море»:

http://sampradaya.ru/legacy/textach/1070-kabe-shri-chaytanya-more.html

Шрила Бхактивинода Тхакур, «Вишая-васана-рупа»:

http://sampradaya.ru/legacy/textach/1028-vishaya-vasana-rupa.html

Шрила Нароттам дас Тхакур, «Шри рупануга-махатмья»:

http://sampradaya.ru/legacy/textach/1057-shri-rupanuga-mahatmya.html

Шрила Нароттам дас Тхакур, «Дже анило према-дхана»:

http://sampradaya.ru/legacy/textach/1053-dzhe-anilo-prema-dhana-razluka-s-gospodom-i-ego-sputnikami-prarthana-sa-parshada-bhagavad-viraha-dzhanita-vilapa-pesnya-41-shrila-narottama-das-thakur.html

 

Баладева Видьябхушана

Баладева Видьябхушана (Шри Говинда дас) родился в начале семнадцатого века неподалёку от Ремуны, в Ориссе. В юности он обучался грамматике, поэзии и логике. После тщательного изучении комментариев Шанкары и Мадхавы он принял инициацию в ученической цепи таттва-вади Шрипады Мадхвачарьи. Баладева Видьябхушана стал дигвиджая пандитом (победителем во всех спорах) и отправился в поломничество по святым местам. Где бы он не оказался, везде он побеждал в философских спорах местных мудрецов, ученых и санньяси.

В Джаганнатха Пури Радха-Дамодар Госвами объяснил ему чение Шри Чайтаньи Махапрабху и дал ему посвящение в гаудия-вайшнавизм. Во Вриндаване Баладева Видьябхушана продолжил изучение «Шримад-Бхагаватам» под руководством Шрилы Вишванатхи Чакроварти Тхакура, поклоняясь Радхе-Шьямасундаре. Вишванатха Чакроварти Тхакур впоследсвтвии отправил его в Гулту (около Джайпура, Раджастан), чтобы Баладева Видьябхушана доказал истинность учения Чайтаньи Махапрабху. Местные раманади (ветвь шри вайшнавов) заявляли, что бенгальские вайшнавы не имеют право поклонятся Говиндаджи, поскольку не имеют собсвенного комментария к «Веданта-сатре».

Сам Господь Говиндаджи открыл Баладеве Видьябхушане «Говинда-бхашью» - вайшнавксий комментарий к «Веданта-сутре», при помощи которого Баладева надёжно утвердил гаудия-вайшнавизм как независимую философию. Баладева Видьябхушана отстоял право бенгальских вайшнавов поклоняться Говиндаджи в Джайпуре. «Говинда-бхашья» является единственным комментарием бхакти к «Веданта-сутре».

Шри Баладева Видьябхушана был нишкинчана-парама-бхагавата – в высшей степени отрешённым величайшим преданным Господа Кришны. Более 24-х его книг и комментариев к произведениям ведической литературы помогли тысячам вайшнавов понять возвышенную философию Сознания Кришны и сокровенные писания шести Госвами. Свободный от пратиштхи (желания ложного престижа), он никогда не писал о своём рождении, родителях, происхождении и личной жизни.

Согласно «Навадвипа-дхама-махатмье» Шрилы Бхактивиноды Тхакура, Баладева Видьябхушана в чайтанья-лиле является Гопинатхой Ачарьей, затем Сарвабхаумы Бхаттачарьи. Во Врадже он служит как Ратнавали-деви, вечная служанка Шри Радхи.

 

«Гаудия-вайшнава самадхи Вриндавана»

Отрывок из книги Ш.Маханидхи Махараджа

(Стр. 75-76)

Шри Баладева Видьябхушана

Шри Баладева Видьябхушана (Шри Говинда дас) родился в семнадцатом веке неподалеку от Ремуны, в Ориссе. В свои юные годы он в совершенстве овладел грамматикой санскрита, поэзией и логикой. Внимательно изучив комментарии Шанкары и Мадхавы, он получил посвящение в ученической преемственности таттва-вади Шрипады Мадхавачарьи. Став диг-виджай-пандитом (победителем в дискуссиях), Баладева Видьябхушана отправился в путешествие по святым местам. Куда бы он ни приходил, он повсюду одерживал победу над местными мудрецами, учеными и санньяси.

В Джаганнатха Пури под руководством Шри Радха-Дамодары Госвами он изучил замечательную философию Шри Кришны Чайтаньи и, став его последователем, принял посвящение в этой сампрадае. Во Вриндаване, под руководством Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура он изучал «Шримад-Бхагаватам» и поклонялся Радха-Шьямасундаре.

В 1706 году Вишванатха Чакраварти Тхакур направил его в Гульту (город, расположенный недалеко от Джайпура, Раджастана), чтобы доказать славу движения Махапрабху. Местные рамананди (ответвление вайшнавизма) заявили, что бенгальские вайшнавыне имеют права поклоняться Говиндаджи, поскольку в их традиции нет комментария на «Веданта-сутру».

Сам Господь Говиндаджи явил Баладеве Видьябхушане «Говинда-бхашью» (комментарий вайшнавов на Веданту). Воспользовавшись этим, Баладева неопровержимо доказал право гаудия-вайшнавов считаться самостоятельной философской школой. Он также утвердил право бенгальских вайшнавов служить Говиндаджи в Джайпуре. «Говинда-бхашья» является единственным комментарием представителей школы бхакти на «Веданта-сутру».

Шри Баладева Видьябхушана был нишкинчана-парама-бхагаватой, то есть лучшим из отреченных преданных Господа Кришны. Он стал автором более двадцати четырех книг и комментариев, которые помогли тысячам вайшнавовпонять замечательную философию сознания Кришны и сокровенные работы шести Госвами. Так как он был лишен чувства ложного престижа, он никогда не писал о своем происхождении, родителях, родословной и личной жизни. Шрила Бхактивинода Тхакур в своей книге «Навадвипа-дхама Махатмья» говорит, что в чайтанья-лиле Баладева Видьябхушана был Шри Гопинатхой Ачарьей, двоюродным братом Шри Сарвабхаумы Бхаттачарьи. Во Врадже он – Ратнавали-деви, вечная служанка Шри Радхи.

«Шрила Баладев Видьябхушан»

«Шри Гуру и его милость»

 Шрила Б. Р. Шридхар Госвами Махарадж.

Три фрагмента из книги

 

Заслуги Шрилы Баладeва Видьябхушана перед нашей сампрадаей не менее значительны, чем вклад других великих столпов нашей линии. Хотя формально он принадлежал к другой линии — к Мадхва-сампрадае, ученики последующих поколений не могут игнорировать его вклад, особенно то, как он своим комментарием к «Веданта-сутре» привлек людей к Гаудия-вайшнавизму. Поэтому наши ачарьи пользуются его дарами, ценя высокий уровень, значительность и чистоту его мысли в нашей духовной традиции.

Баладeв Видьябхушан был тесно связан с Mадхва-сампрадаей. Но познакомившись с Вишванатхом Чакраварти Tхакуром, он очень заинтересовался гаудия-вайшнавизмом. Он написал комментарии к «Шримад-Бхагаватам» и «Шат-сандарбхе» Дживы Госвами. Его просветленная мысль — ценный вклад в развитие нашей сампрадаи. Мы не можем его игнорировать. Он наш Гуру.

В одном из своих комментариев Баладeв Видьябхушан объясняет, что Рупа и Санатана Госвами явили миру Говинду. Он говорит, что если некто держит в руке драгоценный камень, он может показать его по-разному, поворачивая разными гранями. Рупа и Санатана каждый по-своему явили драгоценный камень по имени Говинда, которому вечно служит Верховная Богиня процветания. Оба они открыли миру ту высшую реальность, Говинду, как драгоценный камень в своих ладонях.

 

Шикша-гуру парампара

Шрила Баладева Видьябхушана

Биография святого вайшнава

 

В начале восемнадцатого столетия после тщательного изучения философии Веданты Баладева Видьябхушана принял учение Господа Чайтаньи как высшее откровение Абсолютной Истины. Тем временем раджастанская секта, известная как Рамананди, оспаривала авторитетность движения Господа Чайтаньи. Хотя Рамананди процветали, находясь под покровительством царя Джайпура Джай Сингха, тем не менее, царь был особо расположен к Гаудия-вайшнавам (последователям Господа Чайтаньи) и был преданным Говинды, одного из главных Божеств.

Рамананди утверждали, что последователи Господа Чайтаньи стоят вне четырех известных ученических последовательностей (сампрадай) и, следовательно, их деятельность не имеет никакой ценности. Если бы Гаудия-вайшнавы не отстояли авторитетность движения, они утратили бы уважение и даже право поклонения Господу Говинде. Вишванатха Чакраварти Тхакур, лидер Гаудия-вайшнавов, в то время был уже стар и не мог отправиться в Джайпур. Поэтому он послал своего ученика, Шри Баладеву, в котором увидел истинного защитника Гаудия-вайшнавизма, так как он был хорошо знаком с шастрами и мог авторитетно ответить на этот вызов.

Шрила Баладева Видьябхушана был очень отреченным преданным, у которого не было ни малейшего желания прославиться или просто стать известным. Ради блага всего человечества он написал много книг, но он нигде не упоминал ни о месте своего рождения, ни о своем происхождении, и поэтому это нам не известно.
 Историки определили, что он родился в восемнадцатом столетии, вероятнее всего в Ориссе (возможно около реки Ремуны).

Баладева Видьябхушана закончил изучение грамматики, поэзии, риторики и логики в очень раннем возрасте, и затем он отправился в паломничество. В это время он провел некоторое время в Южной Индии, где он общался с таттва-вади. Так он познакомился с учением Шри Мадхвачарьи и затем стал проповедовать это учение по всей Индии.

Скорее всего он принял санньясу в 9 лет. В линии Мадхвы существует такая система, что санньясу принимают в основном у ачарьи. Поэтому ачарьи часто принимали очень молодого ученика, давали ему санньясу и учили его, чтобы он продолжал эту линию ученической преемственности. Возможно, так случилось и с Баладевой. Он получил посвящение в линии Вйаса Тиртхи, одного из самых выдающихся философов в ученической преемственности Мадхвы. Основанная Вйаса Тиртхой организация – одна из самых уважаемых и известных во всей Мадхва-сампрадае.

Во время своих странствий он опять пришел как-то в Ориссу и встретился с Радха-Дамодара Девой и начал обсуждать с ним философские вопросы. Радха-Дамодара Дева объяснил ему основные моменты философии Гаудия-вайшнавов, как их разъяснил ранее Шри Чайтанья Махапрабху, и попросил его принять безграничную милость Господа Чайтаньи.

Эти слова проникли в сердце Баладевы Видьябхушаны и пробудили в нем божественную любовь. Через несколько дней он был инициирован и получил мантру, состоящую из имен Радхи и Кришны и начал изучать шесть Сандарбх Шри Дживы Госвами. Спустя очень короткое время он стал очень хорошо разбираться в философии Гаудия-вайшнавов. Получив разрешение и благословение своего гуру, он отправился во Вриндаван для дальнейшего изучения этой философии. Там он принял руководство Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура. Тот был очень рад увидеть смирение, отрешенность и прекрасное знание Вед у Баладевы. Вишванатха Чакраварти во всех подробностях рассказывал ему о философии ачинтья-бхеда-абхеда-таттвы – философии одновременного непостижимого сходства и различия. Баладева полностью принял ее и начал очень активно проповедовать это учение.

Джай Сингх был готов к религиозному столкновению, которое он считал неизбежным. Он собрал и изучил все сочинения Гаудия-вайшнавов и сравнил их с сочинениями других вайшнавских сампрадай. Он изучил «Бхагавата Пурану» и комментарий к ней Шридхары Свами, Санатаны Госвами и Дживы Госвами. Размышляя над «Веданта-сутрой» и комментариями к ней, принадлежащих Шанкаре, Раманудже, Мадхве, Валлабхе и Нимбарке, он изучил труды Санатаны Госвами, Рупы Госвами, Гопалы Бхатты Госвами, Дживы Госвами и Кришнадасы Кавираджи Госвами, основных теоретиков Гаудия-вайшнавов. Он также прочитал «Гита-говинду» Джайадевы, поэму, которая часто вызывала проявления экстатической любви у Чайтаньи Махапрабху.

Джай Сингх хотел примирить различия, существовавшие между основными вайшнавскими сампрадаями. Он понимал, что у этих различий нет философской основы, поэтому беспрестанные споры не имели никакого смысла. Завершив свое исследование, он составил труд под названием «Брахма-бодхини», отстаивавший единство вайшнавов. Любовь царя к Кришне проявилась во время его первого посещения Вриндавана, когда он был семилетним ребенком. Он был вместе с отцом, военачальником, направленным туда для защиты караванов между Агрой и Матхурой. С ранних лет Джай Сингх считал себя преданным Кришны. А изучение сочинений Госвами Вриндавана выкристаллизовали его преданность Радхе и Кришне, которой суждено было пройти испытания со стороны Рамананди.

«Гаудия-вайшнавам не следует поклоняться Радхе и Кришне совместно, – говорили ему Рамананди, – Радха и Кришна не являются супругами. Подобных случаев совместного поклонения им раньше не было! Сита и Рама, Лакшми и Нараяна неразлучны, потому что Они супруги. Но Радха и Кришна – не супруги».
 Рамананди провоцировали столкновение. Они не только подвергали сомнению происхождение Гаудия-вайшнавов, но и критиковали их метод поклонения. Рамананди требовали, чтобы Радху убрали с главного алтаря в другое помещение для отдельного поклонения.

Джай Сингх отправил письмо махантам (религиозным авторитетам) храмов, которые принадлежали Гаудиям: «Вы должны быть готовы ответить на критику Рамананди из долины Галта. Я симпатизирую вашей философии и практике, но ваш ответ должен быть таким, чтобы заставить замолчать пандитов Рамананди, в противном случае я буду вынужден разлучить Радхарани и Кришну».

Маханты четырех главных храмов, которые принадлежали Гаудиям Амбры представили свой ответ письменно. Они объясняли, что Шрила Рупа Госвами, Шрила Санатана Госвами и Шрила Джива Госвами придерживались одного и того же мнения по поводу Шри Шри Радхи и Кришны. Они считали, что Им можно поклоняться либо как супругам (свакия-раса), либо как неженатым возлюбленным (паракия - раса), так как обе эти игры (лилы) вечны. Поклоняться Кришне в любой из этих лил, значит установить вечные взаимоотношения преданности со Всевышним.

Рамананди отвергли эти аргументы. Борясь за религиозную и политическую власть, они опять пришли к царю Джай Сингху. Рамананди говорили, что, поскольку Радха и Кришна не супруги, совместное Им поклонение оправдывало Их сомнительные взаимоотношения. Рамананди также критиковали Гаудия-вайшнавов за поклонение Кришне без предварительного поклонения Господу Нараяне.

Чтобы успокоить Рамананди, Джай Сингх пообещал им, что он попросит Гаудия-вайшнавов перенести Божество Радхи в отдельное помещение. Он также попросит их объяснить нарушения вайшнавского этикета в пренебрежении поклонению Нарайане и доказать свою причастность к Мадхва-сампрадае.

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур направил Баладеву к Раманади. Вишванатха Чакраварти, ученый очень высокой репутации, в это время жил во Вриндаване. Он родился в 1646 г. в Бенгалии, в деревне Сайдабад, где провел ранние годы своей жизни. Как и другие молодые люди, стремящиеся к духовной реализации в отречении, он столкнулся с семейными проблемами, так как его домашние решили, когда он был еще совсем юным, что Вишванатхе предназначена жизнь домохозяина. Хотя и рано женившись, Вишванатха много учился и, живя с семьей в Сайдабаде, составил прекрасные комментарии к священным писаниям вайшнавов. Живя в Сайдабаде, Вишванатха принял инициацию от Радхараманы Чакраварти и изучил «Шримад-Бхагаватам» и другие священные писания вместе с отцом Радхараманы Кришначараной Чакраварти. Радхараману от главного предшественника в цепи ученической преемственности Шрилы Нароттамы дасы Тхакура отделяло три поколения вайшнавов.
 В конце концов, Вишванатха оставил семью и отправился во Вриндаван, где поселился у Радха-Кунды. Приняв саннйасу, он стал именоваться Хари-валлабха. Он продолжал писать и проповедовать и стал лидером общин Гаудий во Вриндаване.

К тому времени, когда Говинда переехал в Раджастан в 1707 г., Вишванатхе было за шестьдесят. Пожилой ученный с интересом следил за развитием событий в Амбре. Каким образом Говинда и Его преданные могли существовать в такой плюралистической обстановке, в водовороте конкурентной борьбы за покровительство молодого царя, антагонизма Рамананди и угрожающего присутствия многочисленных сект?
 Вишванатха регулярно общался с махантами вайшнавских храмов Амбры. И он уже и предвидел возникновение неприятностей со стороны Рамананди, так как этот конфликт назревал многие годы до того, как появилась прямая угроза деятельности Гаудия-вайшнавов и исполнению поклонения Божествам. Он знал, что сейчас они в отчаянии от растущего антагонизма Рамананди. Вишванатха позвал Баладеву:

– Мы должны опровергнуть возражения Рамананди, – сказал Вишванантха своему ученику, – это не так легко, но мы можем победить их.

Баладева был оскорблен самонадеянностью критики Раманади:

– Почему мы должны доказывать авторитетность нашего происхождения? – настаивал он, – Верховный Господь проявился как Господь Чайтанья для того, чтобы установить принципы истинной религии для века ссор. Когда Сам Господь устанавливает религиозную традицию, кто может осмелиться сомневаться в ее авторитетности?
– Рамананди сомневаются, – ответил Вишванатха, – они основывают свою критику на ссылке из «Падма-Пураны», что в наш век существуют четыре сампрадаи или линии ученической последовательности. В «Пуране» говорится:

шри-брахма-рудра-санака  вайшнава-кшити-паванах
 чатварас те калау бхавйа  хй уткале пурушоттама

Смысл в том, что эти четыре вайшнавские сампрадаи – Шри, Брахма, Рудра и Кумара – очищают землю.
 – Да, – ответил Баладева, – я знаю этот стих. И Рамананди говорят, что эти слова «уткале пурушоттама» означают, что эти четыре сампрадаи основывают свои ашрамы в Ориссе, Пурушоттама-кшетре, городе Джаганнатха Пури.

– Но истинное значение этих слов в том, что Верховный Господь Пурушоттама есть квинтэссенция этих четырех сампрадай. И когда Он приходит в Кали-югу, Он живет в Джаганнатха Пури как Шри Чайтанья Махапрабху. Таким образом, наша ученическая последовательность – не пятая сампрадая, а суть всех четырех.
 Шрила Вишванатха Чакраварти и Шрила Баладева Видьябхушана прободрствовали всю ночь, обсуждая другие пункты, по которым Рамананди оспаривают авторитетность движения Господа Чайтаньи. Они разработали стратегию, с помощью которой можно было нанести поражение Рамананди.

Вишванатха послал Баладеву вместе с Кришнадевой Сарвабхаумой в Амбру. О прибытии Баладевы в Амбру не объявлялось. Он был новым человеком для общины Гаудий, даже среди махатм Амбры. И он был молод. Никто, даже среди его приверженцев, не подозревал, что в этом скромном теле вайшнава из Вриндавана живет философский гигант.

У Баладевы были трудности в получении аудиенции у царя. И когда он, наконец, получил ее, Рамананди уже ждали его там.

– Господин, – обратился Баладева к царю, – я прибыл, чтобы разрешить сомнения, касающиеся Гаудия-сампрадаи и методов поклонения.

– Ваше величество, – перебил один из пандитов Рамананди, – мы просим разрешить нам обратится к нему непосредственно!
 Джай Сингх повернулся к Баладеве:

– Ты можешь говорить, – сказал он, уверенный, что если Кришна действительно Верховный Господь, то Он позаботится в Своей собственной защите.

Рамананди были настроены агрессивно, уверенные в своем превосходстве. Они сказали Баладеве:
 – Проблема в том, что ты не принадлежишь истинной сампрадае. Поэтому мы не можем принять ссылки на писания твоих пандитов.

– Я принадлежу Мадхва-сампрадае, – уверенно возразил Баладева, – я получил инициацию в Майсоре от авторитета (тиртхи) из этой ученической последовательности. Но Радха Дамодара Госвами и Вишванатха Чакраварти из Гаудия-сампрадаи также мои гуру. Они учили меня философии «Бхагаваты».
Рамананди были озадачены. Инициация Баладевы в Мадхва-сампрадае означала, что им приходится иметь дело с квалифицированным санньяси и пандитом авторитетной сампрадаи. Но они надеялись, что его юный возраст мог сказаться на его умении грамотно вести дискуссию. Они объединили усилия.

– Ты, возможно, и принадлежишь Мадхва-сампрадае, но другие Гаудия-вайшнавы – нет!

Сохраняя достоинство, Баладева представил ключевое доказательство.

– Вот «Гаура-ганоддеша-дипика», написанная Шрилой Кави Карнапурой более ста лет назад. Эта рукопись подробно рассматривает наше происхождение от Мадхвы.

Баладева вручил им рукопись для изучения. Рамананди выдвинули новое возражение:
– Если Гаудия-вайшнавы объявляют себя последователями Мадхвачарьи, тогда ты должен основывать свою аргументацию на его комментарии к «Брахма-сутре». Мы знаем, что у Гаудия-вайшнавов нет собственных комментариев.

Баладева задумался. Гаудия-вайшнавы никогда не писали комментариев на «Веданта-сутру», так как они принимали «Шримад-Бхагаватам» как естественный комментарий на неё. Вьясадева – автор обоих трудов, а Господь Чайтанья учил, что если автор комментирует свой собственный труд, то его мнение считается наилучшим. Баладева знал, что Рамананди отвергнут этот аргумент. Но он также знал, что если он будет использовать комментарий Мадхвы, то у него будут проблемы, так как в комментарии Мадхвы не было положений, которые узаконили бы метод поклонения Гаудия-вайшнавов. Поэтому Баладева Видьябхушана решил, что ему необходимо написать комментарий самому. Этот комментарий должен быть основан на комментарии Мадхвы, но необходимым образом содержащий некоторые допустимые различия.

– Я представлю вам наш комментарий, – сказал Баладева, – я прошу вас позволить мне привезти его.

– Да, действительно, пошли за ним, – согласился лидер Рамананди.

– Это невозможно, – ответил Баладева. – Мне потребуется несколько дней, чтобы написать его.
Рамананди были поражены. Разве мог Баладева написать комментарий за несколько дней? Какая наглость! Но если бы Баладева и вправду мог его написать, позиция Рамананди стала бы шаткой. Должны ли они дать ему срок, о котором он просит? До того, как они высказались, вмешался царь Джай Сингх.
 – Да, время тебе дается. Подготовь комментарий и извести нас о его готовности. Тебе необходимо знать, что если ты не представишь подходящий комментарий, нам необходимо будет принять критику Рамананди как авторитетную. Но я не выполню ни одного из их требований, пока у тебя не будет возможность представить свой комментарий и аргументы.

Баладева оставил собрание, сопровождаемый Кришнадевой Сарвабхаумой. Баладева рассматривал себя как куклу в руках Господа. Он смело высказался в собрании, но возьмется ли Божественный Кукольник управлять его пером? Баладева пошел в Говиндапуру. Представ перед Говиндой, он опустился на колени и обратился с молитвой: «О Говинда, Твой преданный и мой наставник Вишванатха послал меня сюда, чтобы защитить Тебя и Твоих преданных, но я не способен на это. Я просто душа, погрязшая в невежестве. Если Ты пожелаешь, Ты можешь дать мне полномочия написать комментарий к «Веданта-сутре», прославляющей Тебя. Если Ты пожелаешь, я опишу истину, которую я узнал от Твоих преданных и из Твоих священных писаний. И я верю, что Твоей милостью эта истина будет представлена логично».

Той ночью во сне перед Баладевой явился Господь и дал ему наставления о том, как написать комментарий на «Веданта-сутру»: «Я Сам буду диктовать тебе, и поэтому никто не сможет не признать это».
Затем Баладева приступил к составлению комментария. Делая редкие перерывы для отдыха, он писал и молился и снова писал. Шли дни и ночи, но он не останавливался. Некоторые историки говорят, что он писал месяц. Другие говорят, что на это у него ушло 7 дней. В любом случае, Баладева вскоре возвратился из Говиндапура. К этому моменту все его оппоненты горели желанием услышать комментарий. Джай Сингх, желая видеть Гаудия-вайшнавов, отстоявших свои права, особенно желал увидеть комментарии. Рамананди, однако, ожидали комментарий с некоторым трепетом, надеясь, что смогут легко его опровергнуть. Баладева вошел в собрание, созванное в Галте. Он стоял на одной стороне вместе с гаудия-махантами. Напротив стояли пандиты Рамананди. В присутствии аристократии и ученых председательствовал царь Джай Сингх.

С разрешения царя Баладева приступил к изложению:

– Этот комментарий, – сказал он, представляя свой труд, – основан на комментарии Мадхвы, но имеет некоторые существенные различия. Если вы изучите его, вы обнаружите, что он соответствует философии Гаудий, основанной на учении Господа Чайтаньи.

Рамананди - пандит подошел к Баладеве и взял комментарий.

– Кто автор этого комментария? – спросил он.

Баладева ответил:

– Комментарий называется «Говинда-бхашйа». Говинда вдохновил меня на написание этого труда. Мне открылось недвусмысленное значение сутр в соответствии с желанием Шри Чайтаньи Махапрабху. И мои разъяснения основаны на учении моих гуру.

Рамананди - пандиты просмотрели первую часть «Бхашьи», чтобы удостоверится, правду ли сказал Баладева.
Лидер Рамананди согласился:

– Влияние Мадхвы на этот комментарий безусловно, но мы должны разобраться и в некоторых различиях.
Затем Баладева ответил на каждое из возражений Рамананди, касающихся метода поклонения Гаудия-вайшанавов.

– Я разъяснил все аспекты практики Гаудий в третьей главе, – сказал он. – Так как ваша критика касается нашего метода поклонения, вам необходимо перейти к третьей главе, чтобы убедиться, что Вьяса, автор «Веданта-сутры», обосновал метод нашего поклонения. Вы возражаете против нашего поклонения Радхе вместе с Говиндой на второстепенном основании, провозглашающем, что Они не супруги. В стихах с 40 по 42 я представил истинное положение Шри Радхи в Ее взаимоотношениях с Кришной. Радха есть вечная энергия Кришны и никогда не разлучается с Ним. Их взаимоотношения могут быть либо «паракия», либо «свакия», но это не отражается на вечности Их союза. Разлучение Радхи и Говинды, на чем вы настаиваете, искусственно, и поэтому оскорбительно по отношению к Господу, Который питает глубокую любовь к Своей женской энергии.
 Вы критикуете наше пристрастие поклоняться только Кришне, пренебрегая поклонением Нараяне, Вишну, который, как вы говорите, есть объект поклонения всех вайшнавов. Я разъяснил этот пункт в моих комментариях к стиху 43. В соответствии с «Веданта-сутрой», Нараяне можно поклоняться в любой из Его форм, включая форму Кришны. Ни одно ведическое предписание не запрещает исключительного поклонения Говинде.
 Баладева продолжал говорить, в то время как Рамананди стояли обезоруженные. Он говорил ясно и исчерпывающе. Со стороны Рамананди не последовало ни одного опровержения. Рамананди после прочтения «Говинда-бхашьи» просто потеряли дар речи.

Царь Джай Сингх ждал конца выступления Баладевы, взвешивая аргументы. Молчание Рамананди подтвердило его мнение. Он вынес свое решение в краткой, но убедительной формулировке: «Свидетельство, подтверждающее авторитетность Гаудия-сампрадаи, неоспоримо. Впредь, Гаудия-вайшнавизм должен быть признан и уважаем как авторитетное религиозное направление. Я приказываю воссоединить Радху и Говинду». Это была победа Гаудия-сампрадаи, и ученые дали Баладеве титул «Видьябхушана».

Потерпев поражение, ученые Рамананди выразили желание получить посвящение у Шри Баладевы Видьябхушаны. Однако он отклонил это, сказав, что среди четырех авторитетных сампрадай Шри-сампрадая очень уважается за развитие учения о дасья-бхакти, или преданности в положении слуги. Если бы к этой сампрадае было потеряно уважение, то это можно было бы считать оскорблением.

Гаудия-маханты Амбры, наконец-то избавленные от преследований Рамананди, отпраздновали эту победу, воздвигнув храм победы на холме, обращенном в сторону долины Галта. Храмовое Божество было оправдано названо Виджай-Гопала, «Непобедимый Гопала». К сожалению, сейчас об этом Божестве ничего не известно, но с тех времен махараджи Джайпура объявляют, что первым должно проводиться поклонение Шри Говинде, и только потом другие храмы могут проводить свои арати.

Вернувшись во Вриндаван, Баладева Видьябхушана рассказал Вишванатхе Чакраварти Тхакуру о победе, и тот дал ему свои благословения. Тогда же Баладева Видьябхушана начал писать комментарий на «Шат-сандарбху» Шрилы Дживы Госвами. Верный Дживе Госвами и преданный Господу Чайтанье, он составил комментарии на 10 основных Упанишад и 9 сочинений Госвами Вриндавана. Также им были написаны оригинальные труды по грамматике, драматическому искусству, прозе и поэзии. Он оставался неоспоримым авторитетом вайшнавской теологии вплоть до своей кончины (дата ухода Баладевы неизвестна. Его последняя из известных работ, «Става-мала», датируется 1764 г.).

После того, как Шри Вишванатха Чакраварти закончил свои игры на этой планете, Шри Баладева Видьябхушана стал следующим ачарьей в ученической преемственности Гаудия-вайшнавов.

Джай Сингх был удовлетворен победой Баладевы над Рамананди. Он установил единство вайшнавизма. И Радха была воссоединена с Говиндой на алтаре, так как Она есть Его вечная энергия. Джай Сингх посвятил себя Говинде и прожил долгую творческую жизнь царя и ученного. В 1714 г. Джай Сингх перенес Говинду в Сады Джай Ниваса и установил Его в садовом доме, где ему поклонялись в течении 21 года. В 1735 г. царь построил храм для Говинды внутри дворца в Джайпуре. Джай Сингх позднее провозгласил Говинду царем Джайпура, а себе определил положение Его министра. С того времени на царской печати значилось: «Шри Говинда-дева чарана савам джай сингх шарана» – «Господь Говинда, у чьих стоп Джай Сингх нашел прибежище».
……………………………….

Редакция: Ари Мардан д.

Литература:

1. Jiva Goswami's Tattva sandarbha,Stuart Mark Elkman (Elkman's commentary includes Bhaktivinoda Thakura's comments on Baladeva Vidyabhusana;Motilal Benarsidass,1986)

2. Sri Sri Gaudiya Vaisnava Abbhidana,Sri Haridas das,Haribol Kutur,Sri Dhama Navadvipa,1955

3. History and Culture of the Indian People,vol.VII,R.C. Majumdar and others,Bharatiya Vidya Bhavan,Bombay,1974

4. Mathura,A District Memoir,Frederick S.Growse,Oudh Government Press,allahabad,1883

5. Literary Heritage Of the Rulers of Amber and Jaipura,Gopal Narayana Bahura,City Palace museum,Jaipura,1976

6. Jaipur City,A.K.Roy (publisher and date unknown)

 

Шрила Баладева Видьябхушана

 

Шримад Баладева Видьябхушана Прабху был чистым преданным высочайшего уровня, которого не интересовало ничего, кроме служения Господу. У него не было ни малейшего стремления к имени и славе. Он написал много священных книг, бесценных, как бриллианты, ради величайшего блага всех, кто родился в человеческом теле.

Точное место его рождения, имя отца и матери и генеалогическое древо их семьи неизвестны. Поэтому неизвестны и точные обстоятельства его рождения. Тем не менее, по мнению некоторых, он родился в месте под названием Балешвара, деревне неподалеку от Ремуны, в начале XVIII в. н.э. и был сыном вайшьи, земледельца.
В раннем возрасте он выучил грамматику санскрита, поэзию, риторику и логику. Став экспертом по всем этим предметам, он начал путешествовать по разным местам паломничества. Проскитавшись так некоторое время и посетив многие святые места, он остался жить в храме таттвавади - последователей Шри Мадхвачарьи.
Там он стал досконально разорался в таттвавада-сиддханте, то есть философских и теологических заключениях Мадхвы. После этого он принял санньясу и решительно проповедовал таттвавада-сиддханту по всей Индии.
Путешествуя из одного селения в другое, он постепенно добрался до Джаганнатха Пури. Там он проповедовал в течение нескольких дней. Тогда же ему посчастливилось встретиться с одним из самых видных учеников Шри Расикананда Девы, Пандитом Шри Радха-Дамодарой, с которым он обсудил принципы преданного служения. Шримад Радха-Дамодара дева Госвами дал Баладеве наставления об исполненных милости играх Шри Гоурасундары, а также о Его учении и изложении Им Гаудия-вайшнава-сиддханты Сарвабхауме Бхаттачарье.
Когда Баладева услышал божественную мудрость от Шри Радха-Дамодары Госвами, его сердце растаяло. Проведя несколько дней в слушании, он попросил об инициации в мантру Радхи-Кришны и начал изучать "Шат-сандарбхи" Дживы Госвами у святых стоп своего гурудева, Радхи-Дамодары Госвами. Вскоре Баладева стал экспертом в Гаудия-вайшнава-сиддханте. Прожив некоторое время с Радха-Дамодарой Госвами, он получил приказ продолжать изучать Гаудия-вайшнавизм и отправиться во Вриндаван, приняв убежище у святых стоп Вишванатхи Чакраварти Тхакура.

Посетив впервые Набадвипу, он вскоре прибыл во Вриндаван. Шри Вишванатха Чакраварти Тхакур (Шри Хариваллабха даса) был очень рад видеть покорность, скромность, ученость и отречение Баладевы. С этого дня он какое-то время держал возле себя Баладеву и учил его ачинтья-бхеда-абхеда - философии Шри Чайтаньи, а также многим другим важным сиддхантам, имеющим отношение к гаудия-вайшнавской концепции кришна - бхакти. С этого момента жизнь и сердце Шри Баладевы были полностью посвящены теистической концепции Гаудия-сампрадаи. Его мысли были сосредоточены на этом, он был решителен и не отвлекался ни на какие посторонние предметы. Теперь он начал проповедовать эту философию и исключил все остальные.
Однажды в Джайпуре, в царском дворце, Рамануджа-сампрадая начала спорить об одном нюансе, связанном с гаудия-сампрадаей. Они сказали царю, что в Гаудия-сампрадае нет своего комментария на самое важное богооткровенное писание ведической религии – «Веданту»; поэтому у них нет сиддханты и нет настоящей сампрадаи, или школы. Как следствие, они должны бросить служить Божествам Говинды и Гопинатхи, и доверить это тем, то является истинными представителями истинной сампрадаи.

Тогдашний царь Джайпура б


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.091 с.