Строительство счастливой земли Будды — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Строительство счастливой земли Будды

2019-08-07 115
Строительство счастливой земли Будды 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 1. Дружная община

 

1. Была просторная равнина во тьме. Не было нигде света. На равнине жило бесчисленное множество живых существ.

Из-за тьмы живые существа не знали друг друга, каждое существо было одиноко. Они жили, страдая от одиночества. Жизнь их была тоскливая.

217

 

И вдруг появился свет. Это неожиданно объявился великий человек, он держал над головой большой факел. Темная равнина вмиг осветилась светом.

До сих пор ползавшие во тьме живые существа поднялись на ноги и оглянулись вокруг. Они увидели, что вокруг них живет много им подобных существ. С возгласами радости они бросились друг к другу, стали обниматься, весело смеяться и разговаривать.

Равнина здесь означает жизнь. Тьма - это отсутствие света правильного разума. Из-за того, что в душе нет света разума, люди, встречаясь друг с другом, не могут познакомиться и подружиться. Они рождаются в одиночестве и в одиночестве умирают. Они совершенно одиноки, только без толку суетятся и страдают от одиночества.

Объявился великий человек с факелом над головой - это значит Будда со светом разума пришел в жизнь.

Освещенные этим светом, люди впервые могут познать себя и увидеть других. Удивленные и обрадованные, они устремляются друг к другу и тут между ними рождается дружба.

Сколько бы миллионов человек ни жило, если они не знают друг друга, это не общество.

Общество - это такой коллектив людей, где всегда горит истинный

218

 

свет разума, люди знакомы друг с другом, верят друг другу и живут в мире и согласии.

Мир и согласие - это жизнь общества и коллектива, это истинное значение общества и коллектива.

2. На свете существует три типа коллективов.

Первый тип - коллектив, который держится потому, что руководитель имеет власть или богатство.

Второй тип - коллектив, в который люди собираются со своими расчетами, и пока их расчеты оправдаются, коллектив продолжает существовать.

И третий тип - это коллектив, куда люди собираются, влекомые священным учением, и где его жизнью являются мир и согласие.

Из этих трех типов настоящим коллективом является коллектив третьего типа. Этот коллектив живет одной душой, он порождает различные добродетели, поэтому там царят мир, радость, довольство и счастье.

Как дождь, выпавший на горы, собирается в горные ручейки, которые, сливаясь, образуют большую полноводную реку, впадающую в океан, так и люди разных положений и возрастов, окропляемые одним дождем

219

 

учения, из маленьких коллективов образуют общество и, наконец, вливаются в один океан просветления.

Когда душа людей сливается, как вода с молоком, рождается поистине согласованный коллектив.

Правильное учение является основной силой, создающей на этом свете поистине согласованный коллектив. Этот свет, который позволяет увидеть друг друга, это сила, устраняющая искажения в душе и создающая мир и согласие. Этот истинный коллектив можно назвать буддийской общиной, потому что он создан на основе учения Будды.

Так как все члены коллектива должны совершенствовать свою душу в соответствии с этим учением, буддийская община, хотя и включает разных людей, является фактически коллективом единоверцев.

3. Фактический коллектив единоверцев состоит из членов двух видов. Одни проповедуют учение Будды среди мирских верующих, а другие - поддерживают их жизнь, готовя для них пищу и одежду. И те, и другие обязаны поддерживать и расширять свою общину, должны прикладывать все силы к тому, чтобы учение проповедовалось вечно.

Члены общины должны всегда стремиться к миру и согласию, должны прикладывать все силы к тому, чтобы выполнить миссию своей об-

220

 

шины. Монахи должны учить мирских последователей, а мирские последователи должны верить их учению, поэтому между монахами и мирскими последователями может быть мир и согласие.

Они должны прикладывать силы к тому, чтобы жить в мире и согласии, без раздоров, радоваться счастью жить вместе с единоверцами, любить друг друга и стремиться к слиянию душ друг друга.

4. Есть шесть правил для достижения мира и согласия общины. Во-первых, искренность слов. Во-вторых, искренность дел. В-третьих, искренность души. В-четвертых, полученные вещи делить между всеми поровну. В-пятых, соблюдать общие чистые заповеди. И в-шестых, всем иметь правильные взгляды.

Среди них главным является шестое правило о правильных взглядах, оно является ядром всех остальных пяти правил.

Есть также семь правил для всей общины и семь правил для отдельных членов. Если соблюдать эти правила, община будет процветать. Сначала правила для всей общины:

Первое - часто собираться вместе слушать и обсуждать учения.

Второе - и старшие и младшие должны жить дружно и уважать друг друга.

221

 

Третье - уважать учения и не менять их.

Четвертое - когда старшие общаются с младшими, соблюдать правила приличия.

Пятое - честность и глубокое уважение должны быть основой поведения.

Шестое - в тишине надо очищать свою душу. Притом в тихие места следует других пропускать вперед, а самому проходить последним.

И седьмое - любить людей, гостей принимать тепло, за больными бережно ухаживать. Если соблюдать эти семь правил, общине не будет грозить опасность распада.

Далее семь правил для отдельных членов общины. Во-первых, хранить чистую душу и не желать слишком много вещей. Во-вторых, не иметь жадность и поддерживать это состояние. В-третьих, быть терпеливым и не спорить. В-четвертых, хранить молчание и не говорить лишних слов. В-пятых, следовать учению и быть скромным. В-шестых, следовать одному учению, на другие учения не оглядываться. В-седьмых, любить простоту и не притязать на пищу и одежду. Если соблюдать эти семь правил, общине не будет грозить опасность распада.

5. Как было уже сказано, жизнь буддийской общины - это мир и согласие. Община без мира и согласия не является буддийской общи-

222

 

ной, поэтому надо избегать разлада. Если разлад возникает, немедленно надо стараться устранить его.

Кровью не очистить кровь, обидой не утолить обиду. Обиду можно утолить, только забыв ее.

6. В старину жил царь Каламити, чье государство было завоевано соседним воинственным царем по имени Брахмадатта. Царь Каламити скрывался одно время вместе с женой и сыном, но вскоре их поймали. Одному только сыну удалось бежать.

В день казни царя его сын хотел спасти отца и искал удобного случая. Но случай так и не подвернулся, и царевич был вынужден беспомощно смотреть, как казнят его отца.

Царь отыскал сына глазами в толпе и пробормотал, будто обращаясь к самому себе: "Не ищи долго. Не спеши с делом. Обида проходит, когда только забывается".

Царевич поклялся отомстить за отца. Воспользовавшись удобным случаем, он поступил на службу к царю Брахмадатта, вскоре приблизился к нему и вошел к нему в доверие.

Однажды царь поехал на охоту. Царевич решил отомстить ему за отца,

223

 

воспользовавшись этим случаем. Он незаметно увел царя от солдат, и они охотились по горам только вдвоем. Скоро царь устал, он прилег на землю, положив голову на колени молодому слуге, в верности которого даже не сомневался, и задремал.

"Настал час возмездия," - решил царевич, выпростал из ножен меч и приставил его к горлу царя. В этот миг он вспомнил слова отца, сказанные ему перед смертью. Он несколько раз пытался вонзить меч в горло царя, но не мог этого сделать. Пока он колебался, проснулся царь. Он сказал, что видел страшный сон, будто бы ему горло пытался перерезать сын царя Каламити. Царевич схватил царя и замахнулся мечом, чтобы отомстить за отца, чего так долго желал, и назвал себя. Но в следующий момент он бросил меч на землю и пал на колени перед царем.

Слова, произнесенные царем Каламити перед смертью, произвели сильное впечатление на царя Брахмадатта, и он простил царевича. Царевич тоже простил царя, убившего его отца. Они помирились и царь Брахмадатта вернул царевичу его государство. С тех пор они долго жили в дружбе.

Из слов, сказанных царем Каламити перед смертью, "Не ищи долго" означало "не носи долго ненависть в сердце." А "не спеши с делом" означало "не спеши порывать дружбу".

224

 

Обидой не утолить обиду. Ее можно утолить только забвением. В буддийской общине, где царит мир и согласие, нельзя никогда забывать поучений этой притчи.

И не только в буддийской общине, в мирской жизни тоже.

 

Мир Будды

 

1. Как было уже сказано, главное в буддийской общине - это мир и согласие, и если она не забудет своей миссии проповедовать учение Будды, она будет постепенно расти и учение будет распространяться вширь и вглубь.

Распространение учения означает увеличение людей, ищущих просветления. Это означает также отступление армии жажды, гнева и неразумия, возглавляемой дьяволом невежества и страсти, которые до сих пор господствовали в мире, и установление господства разума, света, веры и радости.

Владения дьявола полны страстей, мрака, ссор, мечей, кровопролитий и войн. Они насыщены завистью, ненавистью, предубеждениями, обманом, лестью, раболепствием, секретностью и оскорблениями.

 225

 

И вот в них засветил разум, пролился дождь милосердия и сострадания, вера пустила корни, распустились цветы радости, и владения дьявола в одно мгновение превратились в мир Будды.

Как теплый ветерок и первые цветы извещают о наступлении весны, так и просветление человека превращает травы и деревья, реки и горы, и все другое в мир Будды.

Потому что если душа чистая, то и все вокруг становится чистым.

2. В мире, где уважается правильное учение, душа у человека чистая и спокойная. Потому что из великого сострадания к людям Будда постоянно освещает и защищает их, и от этого их оскверненные души очищаются.

Чистая и спокойная душа со временем становится глубокой душой, душой, необходимой для следования по правильному пути, душой приношений, душой соблюдения заповедей, терпеливой душой, усердной душой, тихой душой, разумной душой, душой милосердия и сострадания, душой, которая, используя все меры, будет наставлять людей на правильный путь. Поэтому будет создан мир Будды.

226

 

И семья с женой и детьми станет семьей, в которой присутствует Будда. И государство, где неизбежны социальные различия, станет братством родственных душ, управляемых Буддой.

Дворец, построенный людьми, ослепленными жадностью, не жилье для Будды. Однако даже скромная хижина, в которую по ночам через крышу просвечивает месяц, если в ней живет человек с чистой и спокойной душой, станет жильем для Будды.

Если мир Будды будет построен на душе хоть одного человека, то он начнет привлекать к себе единоверцев и создавать братство. Вера в Будду от одного человека распространится на семью, с семьи на деревню, на поселки, города, на страны и, наконец, на весь мир.

Поистине, распространение веры в Будду означает расширение границ мира Будды.

3. Этот мир, с одной стороны, находится во владении дьявола, это мир страстей, поле кровопролитных сражений. В этом мире человек, верящий в просветление, оскверняющую этот мир кровь превращает в молоко, страсти - в милосердие. Он борется за то, чтобы отбить этот мир

227

 

у дьявола и преобразовать его в мир Будды.

Одним черпаком вычерпать всю воду из великого океана крайне трудно. Но человек, верящий в Будду, исполнен желания завершить эту работу, сколько раз он ни перерождался бы.

Будда ждет, стоя на том берегу. Тот берег - это мир просветления, где нет жажды, ненависти, неразумия, страдания и мучений. Там только светит свет разума и идет дождь милосердия и сострадания.

Это мир, где отдыхают люди, которые мучились, страдали, горевали, или устали от проповедования учения Будды в этом мире.

Это мир Будды, где свет светит вечно, где жизнь вечная, где не возвращаются назад заблуждения.

Поистине этот мир Будды полон радости просветления, свет от цветов восхваляет разум, птицы проповедуют учение. Это место, где человек находит свое последнее убежище.

4. Но хотя это страна отдыха, она не для лености. Ложе из цветов не для того, чтобы на нем вечно спать спокойным сном. Это место для того, чтобы набираться сил для продолжения выполнения своей священной миссии.

228

 

Работа Будды никогда не кончается. Она не кончится, пока будет жить человек, пока будут жить живые существа, пока душа живых существ будет создавать свой мир.

Дети Будды, достигшие чистого мира на том берегу при помощи Будды, снова должны вернуться в свой прежний мир и присоединиться к работе Будды.

Как от одного огня зажигаются бесконечно другие огни, так и огонь души Будды без конца зажигает огни в душах людей и это продолжается вечно.

Дети Будды, переняв эту работу, тоже бесконечно зажигают огонь в душе людей, чтобы она просветлилась, и украшают мир Будды.


 

Опора мира Будды

 

1. Сямавати, жена царя Удаяна, глубоко верила в Будду. Она жила в задних палатах царского дворца и никогда не выходила за пределы дворца. Ее горбатая служанка обладала феноменальной памятью. Она всегда слушала проповеди Будды и рассказывала своей госпоже слово в слово. Благодаря ей вера царицы все более укреплялась.

229

 

Вторая жена царя была завистливая. Она решила сжить со свету первую жену и стала клеветать царю Удаяна на нее. Разгневанный царь решил казнить Сямавати.

Сямавати покорно стала перед царем, готовая к смерти. Но царь, видя ее, исполненную милосердия и сострадания, не мог поднять лук и выстрелить. Его гнев прошел, и он попросил у нее прощения за такой грубый поступок.

Завистливая вторая жена разъярилась, и когда царя не было, она подослала злодея и подожгла задние палаты, где жила Сямавати. Служанки всполошились, но царица начала их успокаивать, и без удивления и без боязни, как ее учил Будда, покорно приняла смерть. Горбатая служанка тоже погибла в огне.

Из всех женщин, мирских последователей Будды, этим двум женщинам были возданы высшие хвалы: царице Сямавати как самой милосердной, а горбатой служанке как самой послушной.

2. Царь племени Шакья Маханама был двоюродным братом Будде, он глубоко верил в Его учение и был одним из самых верных Ему последователей.

Когда злой царь Косалы Вирудака пошел войной на племя Шакья

230

 

и победил, Маханама вышел из своего замка и попросил царя Вирудака чтобы он спас его народ, живущий в замке. Когда злой царь отказал в просьбе, он попросил тогда открыть ворота замка на то время, пока он войдет в пруд и будет находиться под водой.

Царь Вирудака, решив, что человек не может долго пробыть под водой, согласился.

Маханама погрузился в воду. Ворота замка открыли, и народ с возгласами радости устремился наружу, где их ждала свобода. Но Маханама не всплывал. Под водой он развязал свои волосы и привязал ими себя к корням ивы. Пожертвовав своей жизнью, он спас свой народ.

3. Среди монахинь Утпалаварна была самая светлая умом, она могла сравниться умом и с Маудгальяяной. Она проповедовала всегда в сопровождении многих монахинь и была одним из лучших руководителей среди них.

Девадатта, очень коварный и жестокий человек, подговорил царя Аджатасатру пойти против учений Будды. Но царь потом обратился в веру Будды и перестал слушаться Девадатту. Однажды Девадатта хотел пройти во дворец к царю, но его не пустили в ворота. Когда он стоял перед

231

 

воротами, не зная, что делать, как раз из ворот вышла Утпалаварна. Увидев ее, он вдруг рассердился и изо всей своей могучей силы ударил ее кулаком по голове.

Утпалаварна, сдерживая боль, вернулась в монастырь. Успокаивая удивленных и опечаленных учениц, она сказала им: "Сестры! Ничего в жизни человека нельзя предвидеть. Все на свете преходящее и не имеет сущности. Только мир просветления спокойный и тихий. Вы должны совершенствовать свою душу и добиваться просветления". Произнеся эти слова, она тихо испустила дух.

4. Ангулималья, в прошлом жестокий бандит, убивший много людей, был спасен Буддой и стал Его учеником. Когда он ходил нищенствовать в город, люди его гнали и били за прежние злодеяния.

Однажды в городе, где он нищенствовал, его сильно избили люди, обиженные им в прошлом. Обливаясь кровью, он кое-как добрался до монастыря, пал в ноги Будде и, благодаря Его за то, что Будда предоставил ему возможность пострадать за прежние грехи, он сказал:

"Возвышенный! Мне от рождения дали имя "Безвредный", но по своему неразумию я убил много людей. И из-за того, что я у каждого отрезал по окровавленному пальцу, меня прозвали Ангулималья, что значит

232

 

"собиратель пальцев".

Сейчас, благодаря тому Твоему состраданию, я стал служить трем сокровищам и добился разума просветления. Для того, чтобы направлять лошадь или корову, применяют кнут или веревку, но Ты, Возвышенный, исправил мою душу, не прибегая ни к кнуту, ни к веревке, ни к крючкам.

Сегодня я получил то, что заслужил. Не прося о продлении жизни и не прося о скорой смерти, я тихо буду ждать, пока придет мое время".

5. Маудгальяяна вместе с Шарипутрой был одним из двух лучших учеников Будды. Видя, что учение Будды, как вода просачивается в души людей, язычники начали завидовать ему и всячески мешать.

Но какие бы помехи они не ставили, правильное учение продолжало беспрепятственно распространяться. Тогда язычники решили убить Маудгальяяну и лишить тем самым Будду рук и ног.

Один раз и два раза Маудгальяяне удалось избежать нападения язычников, но на третий раз они окружили и жестоко избили его.

Просветленный Маудгальяяна спокойно принимал удары. Ему ломали кости, мясо раздирали в клочки и причиняли всякие зверства, но он умер с умиротворенной душой.

233

 


ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ

Жизнь

Смысл жизни       8

Реальный мир      90

Идеальная жизнь           226

Ошибочные воззрения на жизнь     43

Правильное представление о жизни         40

Однобокая жизнь          54

Для тех, кто заблуждается (притча)      115

Жизнь человека (притча)       83

Если наслаждаться удовольствиями жизни (притча) 83

Чему учат старик, больной и мертвый (история) 87

Смерть неизбежна (история)           88

Пять вещей, недостижимых в этом мире            46

Четыре истины этого мира     46

И заблуждение и просветление порождает душа 47

20 вещей, которые трудноосуществимы для простого чело

века, но имеют большую для него ценность      121

234

 

Вера

 

Вера -это огонь    164

Три аспекта веры 165

Вера удивительна 166

Вера - проявление искренней души 166

Найти истину так же трудно, как слепым узнать, что

такое слон (притча) 69

Сущность Будды может быть показана правильным учением Будды (притча) 72

Сущность Будды скрыта под мирскими страстями  68

Сомнение мешает вере  167

Будда отец, а люди - Его дети 35

Разум Будды широк и глубок, как океан 34

Душа Будды полна великого милосердия и сострадания  16

Милосердие и сострадание Будды вечны 17

Будда не имеет физической плоти   15

Будда проповедовал всю жизнь      24

Чтобы спасти людей, Будда показал смерть      24

Будда избавил людей от заблуждений, прибегнув к притчам  20

 

Мир просветления 228 5

Искать прибежища у Будды, Дхармы и Сангхи  16 3 3

Как учиться соблюдать заповеди, сосредоточению души

и умным действиям 149 9

Восьмисоставной правильный путь 152 1

Шесть путей к просветлению 154 3

Четыре правильных поведения 153 8

Четыре правильных взгляда  153 1

Пять сил для достижения просветления  .153 15

Четыре безграничных состояния души   . 156 14

Те, кто понял суть жизни 38 14

Смерть человека и бренность его существования 14 17

Те, кто повторяет имя Будды, рождается в Его счастливой земле  103 18

Будь сам огнем, надейся только на самого себя 12 17

Совершенствование души

Каждый должен понять, что для него главное (притча)  . 137 9

236

 

Будь осторожен с первого шага 120 18

Не забывай, чего ты ищешь (притча) 138 18

Чтобы добиться успеха в чем-нибудь, надо много выстрадать (история) 144 20

Сколько бы ни падал, снова подымайся на ноги (история).158   9

Не позволяй обстоятельствам нарушать покой души (история)   112 9

Тот, кто ищет истину, подобен человеку, который входит

в комнату с огнем 39 7

Во всём в жизни человек видит учение (история) 147 14

Поступками человека обычно руководит душа ПО 4

Главное в учении - это совершенствовать свою душу 13     13

Прежде всего возьми под контроль свою душу 193 16

Если ты возьмёшь под контроль свою душу     8

Различие состояния души (притча) 106 16

Душа не есть своё "я"    44 15

Не подчиняйся побуждениям души 13 2

Побори побуждения своей души.  140 15

Будь хозяином своей души    13 18

237

 

Источник всех зол тело, язык и душа 80 5

Взаимосвязь души и слов 113 17

Это тело временное (история) 131 3

Это тело полно скверны 118 19

Ничего сильно не желай 13 2

Храни чистыми тело, язык и душу 11 17

Совершенствуй свою душу, соблюдай во всём меру (история)    157 15

 


Страдание

 

Страдания порождает привязанная к чему-либо душа 41 10

Как предотвратить страдания 15 10

Заблуждение - это проход к просветлению 56 4

Как освободиться от заблуждений 104 9

Когда потушишь огонь мирских страстей, добьёшься про

хладного просветления 129 15

Страстное  желание - причина  заблуждений 78 16

Считай страстное желание ядовитой змеёй, скрывающейся

в тени цветов 79 2

238

 

Не привязывайся к загоревшемуся дому (притча)... 20 15

Желание - причина ошибок 106 9

Этот свет объят огнём   76 4

Гоняясь за славой и богатством, человек сжигает самого себя     17

Преследуя богатство и любовь, человек обрекает себя на гибель 108 3

Сущность умного человека и неразумного 122 11

Неразумный человек не замечает своих зол (притча).. 128 19

Неразумные люди завидуют другим, судя только по результатам (притча)  129     3

Свойственное неразумным людям (притча)     134 15

Повседневная жизнь

Сделав приношение, забудь о нём 155 5

Семь приношений не имеющего состояния человека  155   8

Как стать богатым (история) 133 11

Как стать счастливым   120 12

239

 

Никогда не забывай любезности (история) 126 13

Разные характеры человека   82 4

Того, кто желает отмщения, постигает несчастье 120 1

Как утолить обиду (история)  223 5

Не принимай близко к сердцу критику других (история).111 1

Человек живёт не для одежды, пищи и жилья   185 18

Одежда и пища не для наслаждения 105 11

Отношение к пище 188 8

Отношение к одежде    187 14

Отношение ко сну 188 20

Отношение к теплу и холоду 188 12

Отношение к повседневной жизни  186    18

 

Правление

 

Путь к процветанию государства    208 5

Долг правителя    211 16

Правитель должен взять прежде всего себя в руки... 209 9

Идеал правления заключается в совершенствовании души

народа 210 9

240

 

Как должны вести себя министры и сановники  ....214 13

Как наказывать преступников 213 10

Воздействие учения на народ 210 2

Как справляться с социальной борьбой   216 9


Хозяйство

 

еще надо использовать должным образом (история).. 200 3

достояние дано человеку не навеки 199 15

е береги состояние только для себя. 206 16

как стать богатым (история) 133 11

 

Семья

 

семья - это место, где происходит общение души всех

поступки, разрушающие семью     192 16

к отплатить великий долг родителям 197 8

отношения между детьми и родителями  193 5

отношения между мужем и женой   194 5

и жена должны исповедовать одну веру (история). 202 15

241

 

Жизнь женщины

 

Четыре типа женщин              201

Типы жён             203

Учение для молодой жены (история)        203

Для женщин, выходящих замуж               201

Для молодых и красивых женщин            205

Как мужчина должен относиться к женщине     118

Отношения между мужем и женой           202

Клятвы и желания идеальной женщины            205

Плохая жена        203


Путь монахов

 

Не потому монах, что носишь одежды монаха и читаешь молитвы 179

Монах не наследник храма и всех предметов храма 176

Жадный человек не может стать настоящим монахом 176

Настоящая жизнь, которую должен вести монах. 178

242

 

Общество  

 

Значение общества 218 20

Действительное положение общества 90 1

Типы организаций 219 5

Настоящее товарищество 219 13

Свет, освещающий тьму 218 1

отношения мира и согласия   220 3

Как добиться мира и согласия в коллективе 221 7

Идеал общины    220 8

социальный идеал последователей Будды 227 14

те, кто нарушает порядок, погибают (притча)  127 15

те, кто завидует другим и ссорится, погибают (притча).127 18

уважай стариков (история)    122 13

ношения между учениками и учителем    193 15

правила дружбы  194 12

к выбирать хороших друзей  196 4

отношения между хозяином и работниками 195 6

отноошение к преступникам 207 2

учителей 180 7

243

 

СЛОВАРЬ САНСКРИТА

 

АНАТМАН (отсутствие собственного "я")

Это одно из важнейших положений буддизма. Ничто на этом свете не имеет постоянной сущности, так как по буддизму нет ничего вечного на свете.

АНИТЬЯ (изменчивость всего сущего)

Это ещё одно из важнейших положений буддизма. Согласно этом положению все на свете меняется и нет ничего постоянного. Любое ж вое существо должно когда-нибудь умереть, и такая перспектива является причиной страдания. Однако не следует к этой концепции относится пессимистически, так как развитие и воспроизводство тоже является следствием постоянных изменений.

БОДХИСАТВА (бодхисатва - это тот, кто стремится к просветлению

Первоначально так назывался Гаутама Сиддхартха перед тем, он достиг состояния просветления. После возникновения Махаяны стали называть всех, кто стремился к просветлению. И наконец так

244

 

ли называть даже тех, кто пытался вести людей к просветлению, руководимых высшим состраданием ко всем живым существам. Наиболее известны следующие бодхисатвы: Авалокитешвара, Кшитигарбха и Манджушри.

БУДДА (Просветленный)

Так первоначально называли Гаутаму Сиддхартху (Шакьямуни), снователя буддизма, так как он достиг состояния просветления в 35 лет примерно 2500 лет назад в Индии. Конечной целью всех буддистов, независимо от школы и направления, является достижение состояния удды. Из-за различий в способах достижения такого состояния буддизм разделился на разные школы и секты. В Махаяне, кроме Будды как исторической личности, признается много символических Будд, как Махавайрочана, Вайсаджагуру и другие. Под влиянием кон-щи Счастливой земли, согласно которой все, кто родился в Счастлвой земле, становятся Буддами, в Японии всех, кто умер, называют Буддами или "Хотоке" по-японски.

ДХАРМА (Правильное учение)

245

 

Это учение, которое проповедует Просветленный, то есть Будда. В учениях Будды есть три аспекта: Сутры (беседы и изречения самого Будды), Виная (дисциплина, введенная Буддой) и Абхидхарма (комментарии и рассуждения по Сутрам и Винае поздних буддологов). Все вместе они называются Типитака. Дхарма является одним из трех сокровищ буддизма.

КАРМА (деяние)

Хотя первоначально это слово означало просто "деяние", оно в связи с концепцией причинности стало рассматриваться как своего роДа потенциальная сила, приобретенная в результате различных деяний) в прошлом. Так, каждое действие человека в зависимости от того, хорошее оно или плохое, ведет к хорошему или плохому результату в будущем, и эта сила, влияющая на будущее человека, и стала называться кармой. Считается, что если делать одни только добрые дела, то добро аккумулируется и его потенциальная сила оказывает благоприятное влияние на будущее этого человека. Деяния человека подразделяются на три вида: физические, устные и духовные.

246

 

МАХАЯНА (Большая колесница)

В истории буддизма отмечаются два больших течения: Махаяна и ^Хинаяна. Махаянский буддизм распространился в Тибете, Китае, Ко-Ьее, Японии и других северных странах, а Хинаянский - в Бирме, в Шри-Ланке (Цейлоне), Таиланде и других южных странах. Махаяна значит "Большая колесница", которая может вместить в себя страдания всех существ, рождающихся и умирающих в этом мире, и везти их всех к просветлению, не делая никаких различий между ними.

НИРВАНА (Полный покой и блаженство)

Буквально означает угасание. Это такое состояние, когда вся скверна и страсти человека полностью исчезают благодаря совершенствованию души и внутреннему созерцанию на основе правильного разума. Тех, кто достиг этого состояния, называют Буддами. Гаутама Сиддхартха достиг этого состояния и стал Буддой в возрасте 35 лет. Однако сейчас считается, что состояния полного покоя он достиг только после смерти, так как скверна человеческого тела продолжает существовать, пока оно живет.

247

 

ПАЛИ (язык)

Это язык Хинаянского буддизма. Предполагается, что все древнейшие каноны буддизма были написаны на этом языке. Поскольку этот язык является диалектом Санскрита, различия между ними не очень большие. Так, по Санскриту Дхарма, а по Пали Дхамма, Нирвана по Санскриту, а по Пали Ниббана.

ПАРАМИТА (То, при помощи чего достигается противоположный берег)

"То, при помощи чего достигается противоположный берег" - это средства, с помощью которых человек может достигнуть мира Будды. Обычно перечисляется 6 парамит, которые могут перенести человека из мира рождения и смерти в мир просветления: щедрость, нравственность, терпеливость, мужественность, способность к созерцанию и разум. Японские недели Хиган весной и осенью произошли от этого буддийского понятия.

ПРАДЖНЯ (Разум)

Одна из шести парамит. Это духовная способность человека правильно относиться к жизни и отличать истину от заблуждений. Человек,

248

 

приобретший эту способность, называется Буддой. Следовательно, это наиболее чистый и просветленный разум, отличный от обычного человеческого ума.

САНГХА (Буддийская община)

Она состоит из монахов, монахинь, мирян, принявших определенные обеты. Первое время в них входили только нищенствующие монахи и монахини. Позднее, когда получил развитие Махаянский буддизм, кроме монахов, к Сангхе стали примыкать все люди, желающие добиться состояния бодхисатв. Это одно из трех сокровищ буддизма.

САНСКРИТ (язык)

Это классический литературный язык древней Индии, принадлежащий к семье индо-европейских языков. Он подразделяется на ведийский и классический Санскрит. Каноны Махаяны написаны этим языком, стиль которого называется буддийским гибридным Санскритом.

САНСАРА (Цепь перерождений)

Бесконечное повторение смерти и рождения из прошлого через настоящее в будущее в шести сферах: обитатель нараки, прет, животное,

249

 

человек, асур и бог. Если человек не достигнет просветления, он осужден постоянно вращаться в этом круговороте перерождений. Тех, кто освобождается из этого круговорота, называют Буддами.

ШУНЬЯТА (пустота)

Одно из важнейших понятий буддизма, согласно которому ничто на свете не имеет субстанции и не бывает вечным. Так как все зависит от причинно-следственной связи, не может быть ничего постоянного, что бы имело субстанцию. Поэтому нельзя твердо верить в то, что во всем есть субстанция, а так же в то, что ни в чем нет субстанции. Всякое существование на свете является относительным и не может ничего быть абсолютного. Это главное понятие сутр Праджни Махаянского буддизма.

СУТРА (Священное писание)

Проповеди Будды, записанные в письменной форме. Первоначально это слово означало научные трактаты и сборники изречений. Одна из Типитаки.

ТХЕРАВАДА (Хинаяна)

Это обычный возглас буддистов южной традиции. "Тхера" означает

250

 

старший. Это школа старших, представлявшая собой исторически группу старых монахов, которые строго придерживались наставлений Будды. Им противостояла другая группа монахов, мыслящих более прогрессивно (их взгляды получили позднее развитие в Махаяне, это северная традиция). Такое расхождение наметилось уже на первых порах существования буддизма, через несколько веков после смерти Будды, когда Махадева, прогрессивный по тогдашним временам монах, начал настаивать на более свободной интерпретации по пяти категориям наставлений Будды. Это в конце концов привело к расколу на две школы: Тхеравада и Махасангхика. Школа Махасангхика впоследствии разработала учение Махаяны.

ТИПИТАКА (Три корзины)

Это три раздела буддийских священных писаний, Дхармы. Это Сутры, которые содержат беседы и изречения Будды, Виная, которая содержит древние канонические правила буддийских общин и Абхид-харма, содержащая метафизические рассуждения. Позднее сочинения китайских и японских выдающихся буддистов тоже были включены в буддийские каноны. См. Дхарму.

251

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

БУДДА

Глава 1. Будда Шакьямуни             5

1. Жизнь Будды           5

2. Последняя проповедь       12

Глава 2. Вечный Будда          16

1. Милосердие и обеты Будды       16

2. Спасение и рука помощи Будды         20

3. Вечный Будда          23

Глава 3. Образы Будды и Его добродетели      26

1. Три образа Будды            26

2. Появление Будды              29

3. Добродетели Будды          32

ДХАРМА

Глава 1. Причинность            37

1. Четыре истины         37

2. Удивительная связь          40

3. Взаимосвязь            41

252

 

Глава 2. Душа и истинное положение вещей     44

1. Всё меняющееся не имеет постоянной сущности.... 44

2. Душа     47

3. Истинное положение вещей       49

4. Средний путь           54

Глава 3. Семена просветления         60

1. Чистая душа            60

2. Скрытое сокровище          66

3. Свобода от привязанностей       70

Глава 4. Мирские страсти      74

1. Скверна души          74

2. Характер человека            81

3. Жизнь человека       83

4. Реальная жизнь человека           89

Глава 5. Спасение Будды       94

2. Обеты Будды             94

2. Счастливая земля      101

253

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Глава 1. Путь к просветлению         104

1. Очищение души      104

2. Добрые дела            111

3. Учение Будды в древних притчах       122

Глава 2. Практика совершенствования              137

1. Поиски истины        137

2. Различные пути к просветлению         149

3. Путь веры      162

4. Священные слова              168

БРАТСТВО

Глава I. Обязанности братства        176

1. Жизнь монаха          176

2. Путь верующего      181

Глава 2. Руководство в жизни         191

1. Семейное счастье              191

2. Жизнь женщины      201

3. Для всех         208

254

Глава 3. Строительство счастливой земли Будды 217

1. Дружная община     217

2. Мир Будды    225

3. Опора мира Будды 229

Предметный указатель 234

Словарь санскрита 244

 

 

 

 


Литературно-художественное издание

УЧЕНИЕ БУДДЫ

Часть средств от реализации книги перечисляется редакции детских журналов "Байр"и "Радость"

Редактор Л. М. Дуброва

Художественно-технический редактор

С. А. Бадендаев

Корректор И. Ф. Рвачев

1SВN 5-87024-009-3

Сдано в набор 19.11.91. Под<


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.353 с.