Коррекционные приемы устранения нарушений плавности речи при правополушарной просодической дизритмии (речевой амузии) — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Коррекционные приемы устранения нарушений плавности речи при правополушарной просодической дизритмии (речевой амузии)



В связи с тем, что при этой форме нарушения речи имеются трудности усвоения периодического ритма, характерного для стихотворной речи, основной целью логопедической работы является его пробуждение. На начальных этапах работы целесообразна стимуляция чувства метра, т.е. улавливания, запоминания и воспроизведения ритмических групп. Их предъявление должно проводиться по принципу постепенного усложнения: от элементарных до относительно сложных. Модальность, к которой адрессован тот или иной ритмический стимул, может быть слуховой, слухо-зрительной, «двигательной». Особенно эффективны ритмика, танец, пантомимика, аэробика и пр.

На «вербальном» этапе проводится отработка стихотворной речи, тоже постепенно усложняющейся по содержанию и форме. Целесообразна утрированная ритмизация стихотворной речи. Причем, ее восприятие ребенком не менее важно, чем воспроизведение в собственной речи, поскольку во время слушания у него откладываются нормативные модели (паттерны), разных стихотворных размеров, а, следовательно, способов организации ритма слова и повторяющихся тождественных друг другу синтагм. Без овладения этим ритмом невозможен переход к разноритмическим синтагмам в прозаической фразовой речи.

Таким образом, основными задачами коррекции речи при данной форме дизритмии являются:

1. Отработка умения совмещать слоговую структуру слова с его ударным слогом при его целостном произнесении.

2. Отработка произнесения фраз в словесном ритме (выделяя голосом ударный слог в каждом слове).

 


Рекомендуемый практический материал:

Ритмическая игра «Котенок и щенок».

Детям предлагается пропеть песенку котенка и щенка.

Предварительно ведущий разучивает слова песенки с детьми.

Я котик музыкальный,

Я музыку люблю.

Послушайте, ребята,

Как нежно я пою:

Мяу – мяу, мур – мур – мур! 2 шлепка по коленям,

Мяу – мяу, мур – мур – мур! 3 хлопка в ладоши

 

А я, щенок веселый,

Люблю я петь, друзья.

Послушайте, ребята,

Как громко лаю я:

Тяф – тяф, гав – гав – гав! 2 шлепка по коленям,

Тяф – тяф, гав – гав – гав! 3 хлопка в ладоши

 

Ритмическая игра «Дятел».

Детям показывается изображение дятла, сидящего на дереве. Ведущий предлагает послушать, как птица по – разному может стучать по дереву и повторить услышанный ритмический рисунок:

// // // // // // //

/// /// /// /// /// ///

/ // / // / // / // /

// /// // /// // /// //

Ритмическая игра «Имена».

Дети сидят в кругу на полу / на стульях перед ведущим.



Ведущий предлагает поприветствовать друг друга, назвав каждого присутствующего по имени.

При этом каждый ребенок сначала называет себя сам обычным именем и ласковым с одновременным отхлопыванием. Например,

Маша – Машенька (// - ///)

Катя – Катенька (// - ///)

Варя – Варенька (// - ///) и т.д.

 

Ритмическая игра «Кто в гостях у Маши?»

Проводится по аналогии с игрой «Имена».

 

Ритмическое упражнение «Верблюд».

Дети разучивают четверостишие. Затем ведущий предлагает рассказать стихотворение с помощью рук с постепенным ускорением темпа.

На каждую строку дети ритмично хлопают в ладоши, выделяя шлепком по колену (правому или левому в зависимости от задания ведущего) последнее слово в данной строке.

Бедный маленький верблюд.

Есть ребенку не дают.

Он сегодня съел с утра

Только два больших ведра.

Ритмическое упражнение «Воробьи – воробышки».

Дети сидят в кругу.

Ведущий предлагает детям рассказать стихотворение, сопровождая его шлепками об пол.

Воробьи – воробышки (2 удара справа, 2 – слева)

Скачут под окном, (3 удара перед собой)

Воробьи – воробышки (2 удара справа, 2 – слева)

Кормятся зерном. (3 удара перед собой)

Мы зимой холодною (2 удара справа, 2 – слева)

За ними приглядим, (3 удара перед собой)

Воробьям – воробышкам (2 удара справа, 2 – слева)

Зернышек дадим. (3 удара перед собой)

Ритмическое упражнение «Прыжки».

Детям предлагается своеобразная двигательная разминка с проговариванием слогов.

Дети расходятся по залу и занимают места произвольно.

Движения выполняются по показу ведущего с одновременным проговариванием слогов ПА – ПО – ПУ.

4. 3 прыжка на месте со слогами ПА – ПА – ПА, затем прыжок вправо со слогом ПО.

5. 3 прыжка на месте со слогами ПА – ПА – ПА, затем прыжок влево со слогом ПО.

6. 3 прыжка на месте со слогами ПА – ПА – ПА, затем прыжок вперед со слогом ПУ.

 

Ритмическая игра «Оркестр».



Дети делятся на две группы: одни играют на ложках, другие – на бубнах.

Ведущий разучивает с детьми слова стихотворения. Затем дети озвучивают текст игрой на музыкальных инструментах:

Тук – тук – тук, тук – тук – тук!

Ложки застучали.

Тук – тук – тук, тук – тук – тук!

Детки заиграли.

Там – там – там, там – там – там!

Бубен веселится.

Там – там – там, там – там – там!

Не надо торопиться!

 






Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.009 с.