Дети сидят в кругу. Выбирается первый ведущий, который ходит по кругу, проговаривая считалку: «ПА – ПА – ПА – ПА – ПО / ТА – ТА – ТА –ТА – ТО».
Ребенок, которому выпало произнесения слогов ПО / ТО, становится новым ведущим. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не сыграют роль ведущего.
В качестве дополнительного материала, используемого для отработки слогового ритма можно использовать и простые стихотворные тексты (Т.Визель), образцы которых приводятся ниже:
Ру-бим-ру-бим-мы-дро-ва/
Раз-и-два-и-раз-и-два./
Ку-роч-ка-по-зер-ныш-ку/
Клю-ет-клю-ет,/
Зер-ныш-ко-за-зер-ныш-ком/
Клю-ви-ком-бе-рет./
| Е-дет-е-дет-по-езд-быстро/
Е-дут-внем-е-жи-и-кис-ки,/
Е-дут-мишки-е-дут-зайки,/
А-е-ще-кто-у-га-дай-ка!/
Кап-кап-дож-дик-кап-ли-кап-ли/
У-бе-га-ют-да-же-цап-ли,/
Быст-ро-де-ти-у-бе-га-ют,/
А-цве-точ-ки-рас-цве-та-ют./
|
Примечание: разметки в текстах сделаны соответственно видам работы по коррекции слогового или словесного ритма.

Приемы логопедической коррекции
Логопедическая коррекция проводилась в форме индивидуальных и групповых занятий в соответствии с содержанием, изложенным выше.
Представляется полезным привести конспекты групповых логопедических занятий по коррекции речи при нарушениях ее плавности.
Конспект 1. Этап отработки подкоркового
(слогового и словесного) ритма
Тема: Нормализация плавной речи и других параметров высказываний детей на лексической и фразеологической теме «Дикие животные».
Цели по коррекции устной речи:
1. Автоматизация ритмичного послогового произнесения слов и фраз.
2. Отработка совмещения слоговой структуры слова с его ударным слогом при его целостном произнесении.
3. Автоматизация словесного ритма.
Цели по развитию речи:
1. Расширение, активизация словаря.
2. Закрепление навыка образования сложных прилагательных.
3. Закрепление навыка согласования прилагательного и существительного.
4. Упражнение детей в правильном употреблении окончаний существительных в творительном падеже.
Оборудование: метроном, игрушка ежик, макеты деревьев, изображение сороки, карточки с изображением диких животных, фигурки животных.
Ход занятия.
I Орг. момент.
Логопед: Сего́дня мы́ отпра́вимся в ле́с на прогу́лку/ (звучит аудиозапись «Звуки леса»).
Логопед: А кто́ это шурши́т зде́сь в листве́?/
Дети: Э́то е́жик./
Логопед: Е́жик,/ почему́ ты тако́й печа́льный?/
Еж: Мы игра́ли с друзья́ми в пря́тки./ Они та́к спря́тались,/ что я́ не могу́ их найти́./
Логопед: Не печа́лься е́́жик,/ мы́ с ребя́тами тебе́ помо́жем./ То́лько ка́к же мы и́х найде́м,/ е́сли не зна́ем, каки́е они!/
Еж: А у меня́ е́сть их фотогра́фии./ (Детям раздаются картинки с изображением животных)
II Осн. часть.
1.
Логопед: Внима́тельно рассмотри́те карти́нки/ и отве́тьте на мои́ вопро́сы./
ПРИМЕЧАНИЕ: 1. При речи ребенка с заиканием ответ отрабатывается в сопряженной и отраженной речи.
2. Косая черта обозначает конец синтагмы.
Логопед
| Дети
|
У за́йца коро́ткий хво́ст./ Како́й за́яц?/
| Ко-рот-ко-хво́с-тый./
|
У лисы́ дли́нный хво́ст./ Кака́я лиса́?/
| Длин-но-хво́с-та-я./
|
У лисы́ то́нкие ла́пы./ Кака́я лиса́?/
| Тон-ко-ла́-па-я./
|
У ежа́ коро́ткие ла́пы./ Како́й е́ж?/
| Ко-рот-ко-ла́-пый./
|
У медве́дя то́лстые ла́пы./ Како́й медве́дь?/
| Тол-сто-ла́-пый./
|
У за́йца дли́нные у́ши./ Како́й за́яц?/
| Длин-но-у́-хий./
|
У лисы́ о́стрые у́ши./ Кака́я лиса́?/
| О-стро-у́-ха-я./
|
У лисы́ ры́жий хво́ст./ Кака́я лиса́?/
| Ры-же-хво́с-та-я./
|
2.
Логопед: Пре́жде че́м отпра́виться/ на по́иски друзе́й е́жика/, дава́йте вспо́мним стихотворе́ние «Бе́лочка-резву́шка»/. А метроно́м помо́жет на́м рассказа́ть его́ краси́во./
ПРИМЕЧАНИЕ: Каждый удар метронома приходится на слог.
По́д сос-но́-ю, на́ о-пу́ш-ке/
Ска́-чет бе́-лоч-ка - рез-ву́ш-ка./
Де́л не-ма́-ло у́ не-е́:/
По-дыс-ка́ть се-бе́ жиль-е́,/
И́ по-ка́ в ле-су́ теп-ло́/
Вы́-б́рать на́ зи-му́ дуп-ло́./
Зас-те-ли́ть дуп-ло́ ков-ро́м –/
Мя́г-ким пу́-хом и́ли мхо́м,/
Не́ спе-ша́ за-де́-лать ще́-ли,/
Что́-бы сне́ж-ны-е ме-те́-ли/
В до́м зи-мо́й не за-ле-те́-ли./
3.
Логопед: А стихотворе́ние «Ло́сь»/ на́м помо́гут рассказа́ть на́ши ладо́шки./
ПРИМЕЧАНИЕ: При произнесении слов стихотворения дети совершают легкие хлопки по столу или коленям реципрокно (поочередно) каждой рукой.
На́ поля́не ло́сь стои́т./
Хи́трый во́лк за ни́м следи́т./
Не́ бои́тся ло́сь врага́,/
Ве́дь даны́ ему́ рога́./
Физкультминутка.
Дети двигаются под музыку, изображая движения животных.
5.
Логопед: Посмотри́те, ребя́та,/ а кто́ э́то сиди́т на ве́тке де́рева?/
Дети: Э́то соро́ка./
Логопед: Я́ ду́маю,/ что е́сли мы́ пойде́м за соро́кой,/ то обяза́тельно найде́м друзе́й е́жика./
(Логопед с детьми садятся за стол, где находятся макеты деревьев и фигурки животных.)
Логопед: До́лго мы с ва́ми шли́/ и вы́шли на опу́шку ле́са./ Посмотри́те,/ кто́ это спря́тался под дере́вьями?/
Дети: Э́то друзья́ е́жика./
Логопед: Дава́йте и́х назове́м./
ПРИМЕЧАНИЕ: При произнесении слов во фразе дети совершают легкие хлопки по столу реципрокно (поочередно) каждой рукой.
Логопед
| Дети
|
Кто́ стои́т по́д ду́бом?/
| По́д ду́бом стои́т медве́дь./
|
Кто́ стои́т по́д кле́ном?/
| По́д кле́ном стои́т лиса́./
|
Кто́ сиди́т по́д бере́зой?/
| По́д бере́зой сиди́т за́яц./
|
Кто́ стои́т по́д оси́ной?/
| По́д оси́ной стои́т ло́сь./
|
Кто́ сиди́т по́д е́лкой?/
| По́д е́лкой сиди́т бе́лочка./
|
6.
Логопед: А вы́ зна́ете,/ где́ живу́т э́ти живо́тные?/
Дети: Э́ти живо́тные живу́т в ле́су./
Логопед: А ка́к называю́тся и́х жили́ща?/
ПРИМЕЧАНИЕ: При произнесении слов во фразе дети совершают легкие хлопки по столу реципрокно (поочередно) каждой рукой.
Логопед
| Дети
|
Где́ живе́т бе́лка?/
| Бе́лка живе́т в дупле́./
|
Где́ живе́т лиса́? /
| Лиса́ живе́т в норе́./
|
Е́сть ли у за́йца до́мик?/
| У за́йца не́т до́мика./ О́н живе́т под ку́стиком./
|
Где́ зиму́ет медве́дь?/
| Медве́дь зиму́ет в берло́ге./
|
Где́ живе́т во́лк?/
| Во́лк живе́т в ло́гове./
|
Где́ живе́т е́жик?/
| Е́жик живе́т в норе́./
|
Логопед: Во́т, е́жик,/ мы́ и нашли́ твои́х друзе́й./ Пора́ на́м домо́й./
Ежик: Спаси́бо ва́м, ребя́та./ Иди́те за соро́кой,/ она́ ва́м доро́гу до де́тского са́да пока́жет./ До свида́ния./
III. Итог занятия:
Логопед:
Скажи́те, пожа́луйста,/ где́ мы сего́дня бы́ли? /Кого́ ви́дели?/
Предполагаемый ответ ребенка:
Мы́ бы́ли в лесу́. /Мы́ ви́дели та́м живо́тных./
Логопед:
Ка́к называ́ются э́ти живо́тные?/
Предполагаемый ответ ребенка:
Э́ти живо́тные называ́ются ди́кими./
Логопед:
Почему́ они́ называ́ются ди́кими?/
Предполагаемый ответ ребенка:
Они́ называ́ются ди́кими,/ потому́ что они́ живут́ в лесу́, /
Са́ми добыва́ют пи́щу, /са́ми стро́ят себе́ жили́ще./
Логопед:
Сего́дня мы́ с ва́ми соверши́ли удиви́тельное путеше́ствие/ и сде́лали до́брое де́ло./ Тепе́рь е́жику не бу́дет одино́ко./
Конспект 2. Этап отработки подкоркового
(слогового и словесного) ритма и подготовки к этапу выработки ритмико-смысловых координаций