Схема обследования воспитателями умений и навыков детей по всем видам учебной и неучебной деятельности — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Схема обследования воспитателями умений и навыков детей по всем видам учебной и неучебной деятельности



I. Развитие элементарных математических представлений:

• Счет в пределах 5-10.

• Сравнивание предметов.

• Отбор предметов по заданному числу.

• Понятия о величине предметов (узкий — широкий, тол­стый — тонкий, высокий — низкий, длинный — короткий).

• Различение геометрических форм.

• Ориентировка в пространстве.

II. Рисование: Умение:

• держать карандаш;

• провести горизонтальную линию;

• провести вертикальную линию;

• нарисовать круг;

• нарисовать овал.

• рисовать с натуры.

• распознавать цветов.

III. Лепка различных фигур (с образцом или без него):

• Шарик.

• Колбаска.

• Баранка. Аппликация. Умение:

• правильно держать ножницы;

• резать бумагу вдоль и поперек;

• вырезать круг, овал;

• расположить узоры из геометрических форм.

IV. Конструирование (по образцу или без него):

• Складывание целого из частей (картинки, кубики).

• Конструкция из спичек, палочек, полосок, плоских куби­ков.

V. Моторные навыки:

• Прыжки на одной ноге, на двух ногах, на двух ногах с продвижением вперед, назад, перепрыгивание.

• Удар мяча о землю. Умение подбросить его и поймать, перебрасывать мячи друг другу, прокатывать их в ворота, попадать в цель.

• Лазание по гимнастической лесенке вверх и вниз, с од­ной лесенки на другую.

• Равновесие (ходьба по доске прямо, боком, по наклонной доске; стояние на одной ноге).

VI. Самообслуживание и хозяйственно-бытовой труд: Умение:

• застегивать и расстегивать пуговицы, зашнуровывать бо­тинки;

• мыть руки, пользоваться полотенцем;

• пользоваться столовыми приборами;

• правильно есть и пользоваться салфеткой;

• накрыть стол, убрать постель, игрушки.

VII. Игры:

• Участие в подвижных, дидактических, индивидуальных, коллективных, сюжетно-ролевых играх.

• Целенаправленность игрового процесса. Полученные результаты обследования воспитатель срав­нивает с программными требованиями данной и нижестоя­щих возрастных групп. На основании этого воспитатель наме­чает объем материала по разным видам учебной деятельнос­ти и последовательность его усвоения.

Развитие элементарных математических представлений

За время обучения дети должны овладеть счетом до 5-10, научиться пересчитывать предметы, составлять группы в соответ­ствии с предложенным образцом, добавлять к меньшей группе недостающие предметы, устанавливать равенство между группа­ми, состоящими из одинакового количества разных предметов.

Различать количественный и порядковый счет (который? какой?); сравнивать числа в пределах 5; выполнять простей­шие счетные операции — сложение и вычитание (2, 3 единиц) на наглядном материале.



Детей нужно научить сравнивать контрастные и одинако­вые предметы по длине и ширине, пользоваться приемами на­ложения и приложения. Специальное внимание уделяется гео­метрическим формам. Дети зрительным и осязательным пу­тем различают круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, цилиндр, куб; определяют геометрическую форму в оби­ходных предметах (тарелка, блюдце, круг, яблоко, арбуз, мяч, шар и т. п.); закрепляют пространственные и временные представ­ления (в плане пассивной речи): слева, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко, день, ночь, утро, вечер, сегодня, завтра.

Большую пользу приносит осознанное выполнение дей­ствий, изменяющих положение того или иного предмета по отношению к другому, например: поставь стул справа от шка­фа и т. п.

Конструирование

На протяжении занятий необходимо научить детей диф­ференцировать основные детали (кирпичик, брусок, длинный брусок, кубик и т. п.), правильно использовать их с учетом формы, величины, назначения; понимать в обращенной речи соответствующие слова; различать пространственные призна­ки (высокий — низкий, короткий — длинный, узкий — широ­кий); выполнять постройки (заборчик, ворота, автобус, кроват­ка); упражняться в конструировании из готовых форм, из бу­маги, природного материала (рыбка, петушок, елочные украшения); различать предметы и детали по форме, весу, ве­личине и отдельным свойствам визуально, а затем и осяза­тельно (без зрительной опоры).


Изобразительное искусство

Занятия проводятся в соответствии с объемом требова­ний, предусмотренных для старшей группы детского сада об­щего типа. Для детей, плохо владеющих необходимыми навы­ками, целесообразно в начале обучения придерживаться тре­бований, предъявляемых к средней группе.



Физическая культура

Формирование полноценных двигательных навыков, ак­тивная деятельность в процессе конструирования, сюжетной игры, трудовой деятельности, овладение тонко координирован­ными движениями рук являются необходимыми звеньями в общей системе коррекционного обучения.

В процессе правильно организованных занятий необходи­мо устранить некоординированные, скованные, недостаточно ритмичные движения детей, научить их дифференцированным навыкам, связанным с употреблением некоторых орудий тру­да и инструментов (кисточка, ножницы, карандаши и др.).

Обращается специальное внимание на особенности психо­моторного развития детей, которые должны учитываться в процессе занятий, дети с речевой патологией, имеющей органи­ческую природу нарушения, обычно различаются по состоя­нию двигательной сферы на возбудимых (они легко отвлека­ются, нетерпеливы) и заторможенных.

В группе с общим недоразвитием речи могут быть дети с дизартрией, имеющие, как правило, остаточные проявления орга­нического поражения центральной нервной системы в виде стер­тых парезов, приводящих к двигательной неловкости, малому объе­му движений, недостаточному их темпу и переключаемости.

Общекорригирующие упражнения

Коррекция особенностей моторного развития детей осу­ществляется путем специальных упражнений и общеприня­

то

тых способов физического воспитания. Она направлена на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, развитие статической выносливости, упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции, развитие тонких двигательных координаций, необходимых для полноценного становления навыков письма

Для основной части детей допустима большая часть уп­ражнений, рекомендованных в типовой программе «Физичес­кая культура в детском саду» для средней группы (М., 1984).

В специальной группе особое внимание уделяется разви­тию мелкой моторики пальцев рук. Этому служат следующие упражнения типа:

• сжимать резиновую грушу или теннисный мячик;

• разгибать и загибать поочередно пальцы, из кулака в кулак;

• отхлопывать ритм ладонями по столу, затем чередовать положение руки: ладонь — ребро (одной и двумя руками);

• поочередно каждым пальцем отстукивать в заданном тем­пе по поверхности стола;

• перебирать разными пальцами натянутую резинку или шнурок;

• «отстреливать» каждым пальцем поочередно пинг-понго- вый шарик;

• тренировать руку в захвате мячей различного диаметра;

• вырабатывать переключение движений правой и левой руки (ладонь — кулак, ладонь — ребро ладони и т. п.);

• воспроизводить различные положения руки (кулак — ла­донь — ребро), пальцев (колечко - цепь, щепоть);

• захватывать поочередно мелкие предметы небольшого ди­аметра различными пальцами.

Игры для детей с общим недоразвитием речи

Дети с тяжелыми нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются.

Многие с трудом выдерживают длительное пребывание в кол­лективе. Для детей с дизартрическими нарушениями речи характерна скованность, плохая переключаемость. Отрицатель­но сказывается на здоровье детей и то, что немало времени они проводят в сидячем положении. Поэтому многим из них в начале обучения непосильны требования, которые предъявля­ет программа по физическому воспитанию для детей с нор­мальным развитием. В связи с этим важно в I—II периодах обучения уделить серьезное внимание тем видам работы, ко­торые помогли бы детям закрепить моторные навыки, догнать своих сверстников по физическому развитию. Лучшее сред­ство от гиподинамии — подвижная игра. Планируя работу, воспитатели должны четко представлять реальность физичес­ких возможностей каждого ребенка и дифференцированно подбирать подвижные игры.

Подвижные игры, которые являются составной частью физкультурных, музыкальных занятий, могут быть проведены на праздничных утренниках, в час развлечений, на прогулке. Ниже приводится описание игр, которые можно рекомендо­вать воспитателю в группе с ОНР.

Игры с движениями необходимо сочетать с другими вида­ми деятельности детей. Подвижная игра с выраженным эмо­циональным характером — одно из самых любимых занятий школьников. И если она правильно подобрана педагогом с учетом возможностей ребят (как физических, так и речевых), с пониманием задач каждого этапа коррекционного процесса при правильном, умелом руководстве со стороны взрослого, то окажет неоценимую помощь в работе с детьми.

Характер подвижной игры, ее содержание должны быть разнообразны. Это может быть сюжетная игра (типа «Поезд», «Самолет») или игра-инсценировка («Теремок»). Возможно проведение подвижных бессюжетных упражнений, игр с пред­метами (с мячом, бубном, прыгалками). Эти игры дают возмож­ность отработать с ребенком наиболее простые движения (ходь­ба, бег, прыжки на двух ногах), ребенок учится целенаправлен­но катать, ловить, бросать сначала большой мяч, потом маленький и т. п., и постепенно подготовить его к овладению более сложными, комбинированными движениями. Подвиж­ные игры, нормализуя моторную функцию ребенка, помогают решить и ряд других коррекционно-воспитательных задач: повышают активность, развивают подражательность, форми­руют игровые навыки, совершенствуют просодические компо­ненты речи, поощряют творческую активность детей.

Подвижные игры одновременно помогают успешному фор­мированию речи. Они способствуют также развитию чувства ритма, гармоничности движений, положительно влияют на психологическое состояние детей. Чтобы игра достигла по­ставленной цели, необходимо учитывать ее характер и время проведения. Так, например, после занятий физическим тру­дом (работа на участке) лучше поиграть в спокойные мало­подвижные игры. Эти игры направлены на развитие ориенти­ровки в пространстве, развитие внимания, памяти, сообрази­тельности. После подвижных игр хорошо переключиться на умственную работу (занятия математикой, упражнения на формирование грамматических конструкций и т. п.).

У детей с тяжелой речевой патологией недостаточно сфор­мированы пространственные представления, с трудом форми­руются не только речевые, но и двигательные стереотипы. Все это требует определенной специфики проведения подвижных игр. Рекомендуется иногда обращаться к игровому материалу, предназначенному детям младшей группы, адаптируя, изме­няя его с учетом особенностей работы логопедических групп.

Так, прежде чем педагог предложит детям подвижную игру или упражнение с предметом, он должен заблаговремен­но познакомить их с элементами игры, поупражнять в тех дви­жениях, которые им трудны.


Сам воспитатель принимает активное участие в игре, по­могая, подбадривая, отмечая малейшие успехи тех, кто с тру­дом или частично справляется с заданием. Необходимо про­явить терпимость к детям, которые не могут или не понимают и в связи с этим неправильно выполняют задания старшего. Каждый ребенок должен участвовать в игре, выполняя по­сильные для него игровые действия, по возможности стараясь подражать ведущему и товарищам, выполнять действия вме­сте с педагогом. Важно, чтобы у детей появилась уверенность в своих силах.

После того, как большинство детей усвоит правила игры и поймет задания ведущего, их можно объединить в группы для проведения игры.

Предлагаемые игры могут сокращаться, дополняться по усмотрению педагогов в зависимости от коррекционных задач каждого периода. Ниже приводится примерный перечень игр, которые можно рекомендовать воспитателю специальной груп­пы для проведения на прогулке.

Спортивные игры

НЕ ТЕРЯЙ РАВНОВЕСИЯ

Играющие становятся лицом друг к другу на расстоянии вытянутых рук. Стопы сомкнуты. Подняв руки на уровень гру­ди, каждый поочередно ударяет партнера одной или обеими ла­донями. Можно уклоняться от удара, неожиданно разводя руки. Кто сдвинется с места хотя бы одной ногой — проигрывает.

КОМУ ДОСТАНЕТСЯ КЕГЛЯ

На табурет ставится кегля или булава. По обе стороны табурета в 8-10 шагах от него становятся двое играющих ли­цом друг к другу. По сигналу каждый бежит, стараясь пер­вым схватить кеглю.

ТИК-ТАК-ТУК

Ведущий говорит, обращаясь к детям: «Игра, которую мы сейчас проведем, требует внимания. Запомните и повторите слова тик-так-тук». Дети несколько раз повторяют этот ряд слов, и только после этого ведущий продолжает: «Когда я дам один свисток, дети первой команды скажут: Тик. На два сви­стка вторая команда скажет: Так. Тук, — скажет третья ко­манда, услышав три свистка. Побеждает та команда, в которой участники будут реже ошибаться».

СОВУШКА

За несколько дней до проведения игры детям показывают картинку с изображением совы, рассказывают о ее повадках. Проверяют, знают ли ребята названия насекомых, учат их имитировать движения птиц, насекомых. Детям загадывают загадки о насекомых, а затем читают и разбирают по вопросам стихотворение «Сова».

В лесу темно, Все спят давно. Одна сова не спит, На суку сидит, Да как полетит.

Ход игры. Ребята становятся в круг. Один из играющих выходит на середину, он будет изображать сову (ведущего выбирают считалкой). Все остальные дети — жучки, паучки, бабочки, маленькие птички. По команде ведущего «День на­ступает — все вокруг оживает» — все бегают по кругу. Со- вушка в это время спит (стоит в середине круга). Когда же ведущий скомандует: «Ночь наступает— все замирает!» — птички, жучки останавливаются и замирают. Совушка в этот момент «вылетает на охоту». Она высматривает тех, кто шеве­лится или смеется, и уводит их к себе в гнездо — в середину круга. Они становятся совушками и при повторении игры все вместе вылетают на охоту.

ПЕРЕДАЧА МЯЧА ПО КРУГУ

Две команды выстраиваются в затылок друг другу. Выби­рают капитанов, которые получают волейбольные мячи. По сигналу каждый капитан поднимает мяч над головой, переда­ет его стоящему сзади, тот — дальше, мяч переходит из рук в руки. Когда мяч возвращается к капитану, он направляет его в обратном направлении. После этого по команде капитана все поворачиваются спиной к центру круга и передают мяч из рук в руки направо, затем все переворачиваются лицом к центру круга и передают мяч в обратном направлении. Когда мяч возвращается к капитану, он поднимает его над головой.

Выигрывает та команда, у которой мяч быстрее вернется к капитану.

Примечание: Вначале детей строят в общий круг и про­водят игру со всеми. Когда дети усвоят все движения, их де­лят на команды и проводят между ними соревнование.






Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.01 с.