|
При обучении русскому языку следует также учитывать психологические особенности речи.
Любое высказывание требует от человека выполнения особого речевого действия, которое, в свою очередь, всегда начинается с мотива, желания и намерения что-то сказать. При этом мотивы, побуждающие человека к высказыванию, лежат вне речи, в других видах человеческой деятельности — общении, труде, игре. В том случае, если речь оказывается психологически включенной в другую деятельность, возникают мотивы речевых действий, высказываний.
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, как известно, является игра. Естественным источником мотивов, побуждающих детей к речи на русском языке, следует считать специально организованную игровую ситуацию. Поэтому игровая ситуация является основным методическим приемом, служащим для реализации предлагаемой программы.
Следует учитывать также возможности усвоения русского языка на основе использования всех режимных моментов. Необходимо способствовать тому, чтобы дети общались на русском языке вне занятий, стимулировать речевую активность детей, организуя для этого в течение дня развивающую речевую среду.
Логопед, обучающий иноязычных детей, должен обладать большим педагогическим тактом, корректно исправлять ошибки, связанные с интерференцией родного языка, предъявлять нормативный образец русской речи.
В логопедической работе по преодолению речевых нарушений у детей, овладевающих русским (неродным) языком, реализуются четыре группы задач.
I. В области формирования звуковой стороны речи:
• сформировать у детей правильное произношение всех звуков русского языка как в изолированной позиции, так и в составе слова;
• добиться овладения основными фонетическими противопоставлениями русского языка — твердостью-мягкостью и глухостью-звонкостью согласных, показать их смыслоразличительную роль;
• особое внимание обратить на формирование четкой и правильной артикуляции звуков, отсутствующих в фонематической системе родного языка;
• развивать навык различения на слух усвоенных в произношении звуков (в составе слова и изолированно) для подготовки к элементарному звуковому анализу русских слов;
• обучить интонационным навыкам русской речи в различных типах высказываний (просьба, вопрос и т. п.).
П. В области лексики русского языка:
• обеспечить постепенное овладение детьми с неродным русским языком лексическим объемом импрессивной и экспрессивной речи, предусмотренным в программах для детей с ФФН или ОНР;
• активизировать употребление новых слов в различных синтаксических конструкциях, организуя соответствующие игровые ситуации.
III. В области грамматики:
• учить понимать речевые высказывания разной грамматической структуры;
• воспитывать у детей чуткость к грамматической правильности своей речи на русском языке (в пределах грамматических норм, предусмотренных программой);
• формировать практическое представление о грамматическом роде существительных;
• учить обозначать множественность предметов, используя окончания существительных;
• научить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;
• учить детей выполнять просьбу, поручение, используя формы повелительного наклонения глагола;
• учить изменять глагол в настоящем времени по лицам;
• формировать способы выражения отрицания во фразовых конструкциях;
• учить употреблять предлоги для обозначения местонахождения предметов в сочетании с соответствующими падежными формами существительных;
• активизировать навыки правильного грамматического оформления высказываний на русском языке речи в играх и игровых ситуациях;
• закреплять грамматические навыки, предоставляя детям возможность использовать их на новом лексическом материале;
• добиваться формирования навыков грамматической самокоррекции, обращая внимание детей на то, что грамматическая ошибка ведет к искажению смысла высказывания, неверно отражает ситуацию;
• проверять устойчивость усвоенных грамматических навыков на новом лексическом материале, а также с опорой на новые ситуации.
IV. В области связной речи:
• учить детей самостоятельно строить фразы различной конструкции для описания различных ситуаций;
• формировать способы построения высказываний, служащих решению коммуникативных задач определенного типа (просьба, описание, отрицание и т. д.);
• развивать диалогическую речь детей на русском языке;
• создавать условия для максимального использования самостоятельной, неподготовленной связной речи детей на русском языке;
• создавать положительную мотивацию речи детей в игровых ситуациях.
В беседах с родителями логопед должен объяснить им цель логопедических занятий. Необходимо, чтобы они проявляли заинтересованность в успехах ребенка: просили его прочитать по-русски стихотворение, рассказать о событиях дня и т. п. Целесообразно показывать родителям игровые приемы, которые применялись на логопедических занятиях. Полезно организовывать совместные с родителями прослушивания аудиосказок, просмотры фильмов и мультфильмов на русском языке.
Основной формой коррекционно-развивающей работы с детьми является занятие.
Занятия проводит логопед 2 раза в неделю, желательно в первой половине дня. В первом периоде обучения проводятся индивидуальные занятия; во втором периоде обучения — в подгруппе из 3—5 человек.
В третьем периоде становится возможным включение детей в групповые занятия совместно с русскоязычными детьми (до 12 человек в группе).
Продолжительность занятий: в старшей группе — 20— 25 мин, в подготовительной к школе группе — 30—35 мин.
Воспитатель способствует развитию русской разговорной речи и вне специальных занятий, т. е. в повседневной жизни.
Задачи развития речи в этих условиях заключаются в следующем:
1) закреплять те умения и навыки русской речи, которые дети уже усвоили на занятиях (в соответствии с планами логопедических занятий);
2) упражнять детей в правильном произношении отдельных звуков, слов, фраз;
3) проводить индивидуальную работу с детьми по заданию логопеда.
Эти задачи могут в той или иной степени решаться в различных видах детской деятельности — бытовой, игровой, трудовой.
Целесообразно особое внимание уделять тем видам деятельности, где дети могут свободно двигаться и говорить. Непосредственно на прогулках, в совместной со взрослыми деятельности создаются благоприятные условия для активизации навыков употребления новых слов в самостоятельной речи детей, в разных формах диалогического взаимодействия.
Закрепление навыков русской речи можно осуществлять и во время умывания, одевания, приема пищи. В процессе труда (дежурства по столовой, уход за животными и растениями и т. п.) также предоставляются широкие возможности для закрепления и активизации словаря, грамматических конструкций, интонации.
ПРОГРАММА
Коммуника-
тивные ситуации
| Понимание и употребление лексико-грамматических конструкций в диалогической речи
| Содержание работы по формированию коммуникативных навыков
| Виды заданий,
рекомендуемый словарь
| | | вопрос логопеда
| ответ ребенка
| | | | | I.
«Знакомство» (Взрослый — ребенок)
| Как тебя зовут? А как его зовут? А как меня зовут? Как твое имя? Как его (ее) имя? Как мое имя?
| Меня зовут... Его зовут... Вас зовут... Мое имя... Его (ее) имя... Ваше имя...
| Активизировать коммуникативные умения в ситуации знакомства:
— навык использования форм вежливости при приветствии и прощании;
— учить детей отвечать на вопросы и задавать вопросы в ходе диалога;
— учить детей называть свое имя (как настоящее, так и имя в соответствии с игровой ролью).
| Активизировать новые слова в диалоге при приеме детей в группу и в ситуации ухода домой.
Проведение ролевых игр по теме «Знакомство».
Знать и употреблять слова: ты, твой, твое, мой, мое, имя, здравствуйте, привет, доброе утро, добрый день, добрый вечер, доброй ночи.
| | |
| Приветствие: Здравствуй(те)! Привет! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!
|
|
| | |
| Сколько тебе лет? Сколько мне лет? Сколько ему лет? Сколько ей лет?
| Мне... лет Вам (тебе)... лет Ему... лет Ей... лет
|
|
| | | П.
«Семья» Беседа о семье
| Вова живет с мамой, папой и сестрой. Это его семья. А с кем живешь ты?
| Я живу с...
Он (Марат) живет с...
Она (Лола) живет с...
| Активизировать коммуникативные умения в ситуации общения с членами
| Уточнить знание и понимание словаря по теме «Семья»:
| | |
(Взрослый — ребенок)
Беседа о семье по фотографии
| У тебя есть сестра (брат)?
Он (она) тебя младше (старше)? Как зовут твою маму (сестру, бабушку)? Как зовут твоего папу (брата, дедушку)? Сколько у тебя братьев (сестер)?
У тебя есть старший (младший) брат? У тебя есть старшая (младшая) сестра?
Где работает твоя мама?
Где работает твой папа?
Кем работает твой папа?
Кем работает твоя мама?
Это кто?
Это чья мама (сестра, бабушка)? Это чей папа (брат, дедушка)? Это чья куртка? Это чей пиджак? Это чье пальто?
| У меня есть сестра (брат).
У меня нет братьев (сестер).
Она (он) младше (старше) меня.
Мою маму (сестру, бабушку) зовут...
Моего папу (дедушку, брата) зовут... У меня один брат (сестра). У меня два брата (сестры). У меня пять братьев (сестер). У меня нет (есть) старший (младший) брат. У меня есть старшая (младшая) сестра (брат).
Моя мама работает в (магазине, поликлинике и т. д.).
Мой папа работает в (гараже, магазине, на стройке и т. д.). Мой папа работает (строителем, продавцом, врачом и т. д.).
Моя мама работает (медицинской сестрой, продавщицей, парикмахером, поваром, швеей и т. д.).
Это мама (папа, брат, сестра, бабушка, дедушка). Это моя мама (сестра, бабушка).
Это мой папа (брат, дедушка).
Это папина куртка. Это мамин пиджак. Это дедушкино пальто.
У меня есть мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка. Это моя семья. Я очень люблю свою семью.
| семьи, используя игровые ситуации «Я мама», «Я папа». Учить детей описывать собственные действия и действия членов семьи. Учить детей отвечать на вопросы и задавать вопросы в ходе парного диалога. Учить детей говорить в нормальном темпе (делить высказывание на смысловые отрезки, имеющие логическое ударение). Учить детей говорить выразительно на русском языке.
| • существительные: брат, сестра, внучка, внук, бабушка, дедушка, тетя, дядя, сын, дочь;
• словарь признаков: старший, младший, старый;
• глагольный словарь: убирать квартиру, готовить обед, покупать продукты, вытирать пыль, подметать пол, наводить порядок, чистить обувь, ухаживать за маленькими детьми, за стариками, прибивать и т. д.
Уточнить:
— знание ребенком имени, отчества и фамилии мамы и папы;
— умение ответить на вопрос:
Кто ты для мамы, кто ты для папы? (сын, дочь);
— умение рассказать о своей семье (сколько человек, кто самый старший, кто самый младший);
— знание обязанностей каждого члена семьи.
Развивать чувство языка (согласование глагола с существительным в роде), например: игровое упражнение «Угадай, о ком я рассказываю. О маме или о папе?» Купила красивую куклу дочери... Гулял с сыном в парке...
«О бабушке или о дедушке?»
Привел внука в театр...
Прочитала интересную книгу внучке... Игра «Исправь ошибку»: Бабушка играл с внучкой.
Брат кормила младшую сестренку. Тетя пригласил в гости.
Сестра одевал брата. Папа чинила полку. Проведение ролевых игр по теме «Семья».
| | |
Рассказ-описание
Звонок по телефону
| Мама, это я, Ахмет! Позови брата (сестру, брата, папу, Марата, Лолу и т. д.).
Здравствуй, сынок (дочка). Здравствуй, бабушка! Как твое здоровье? Что делает папа (мама, брат)?
| Здравствуй, сынок. Сейчас я его (ее) позову.
Здравствуй, внук (внучка, дочка, сынок)! Я хорошо себя чувствую. Папа работает, мама готовит обед, младший брат играет.
|
|
| | | III.
«Наш дом» Беседа со взрослым
| Где ты живешь? Назови свой адрес.
Расскажи о своем доме. Сколько подъездов в твоем доме?
В каком подъезде ты живешь?
Сколько этажей в твоем доме?
На каком этаже ты
живешь?
У тебя большая
квартира?
Сколько комнат в
твоей квартире?
У тебя есть своя комната?
Какая мебель в твоей комнате?
Кто еще живет в твоем доме?
У тебя есть домашние животные?
| Я живу в Москве. Мой адрес: улица Почтовая, дом 9, квартира 25. У меня в доме
1 подъезд.
2 подъезда. 5 подъездов.
Я живу в первом подъезде.
В моем доме 1 этаж.
2 этажа. •* 5 этажей. Я живу на первом этаже.
У меня большая (маленькая) квартира. В моей квартире 2 комнаты (1 комната, 5 комнат).
У меня есть своя комната (Я живу в комнате с братом (сестрой)). У меня есть своя кровать, свой диван, свое одеяло, своя подушка. Мы живем вместе с мамой, папой, бабушкой, дедушкой. У меня есть собака (кошка, черепаха). Ее (его) зовут Альма.
| Активизировать коммуникативные умения в ситуации совместного строительства домика, обустройства комнаты для куклы. Научить детей связно рассказывать о своем доме по опорным вопросам.
.......
Учить детей вежливой форме приглашения гостя в дом.
Закреплять умение детей отвечать на вопросы, умение задавать вопросы в ходе диалога. Учить детей своевременно вступать в диалог и завершать разговор. Продолжать учить детей говорить в нормальном темпе (делить высказывание на речевые отрезки, имеющие свой смысл и логическое ударение).
| Уточнить знание и понимание словаря по теме диалога: • предметный словарь: дом, лестница, подъезд, этаж, квартира, дверь, окно, балкон, комната, потолок, лифт, шкаф, кресло, диван, стол, стул, вешалка, табуретка;
• глагольный словарь: в доме живут, по лестнице поднимаются, на стуле сидят, на кровати лежат
(спят), в шкафу хранят белье и платья, передвигать, отодвигать, поставить, поднять, сидеть, залезать;
•словарь признаков: деревянная, металлическая, мягкая, красивая, новая, старая, чистая, большой, маленький, высокий, низкий, круглый, длинный, гладкий, удобный.
| | | «Пригласи в свой дом» (Ребенок — ребенок)
| Расскажи о своей собаке (кошке, черепахе, хомячке и т. д.).
Ты помогал(а) вчера маме (папе, сестре, брату, бабушке, дедушке)?
А что ты делал(а)?
Руслан, приходи ко мне в гости. Я познакомлю тебя с моей мамой (сестрой, бабушкой). Я познакомлю тебя с моим папой (братом, дедушкой). Когда ты придешь?
Да, можно утром. Мы будем играть, пить чай, слушать сказки, смотреть мультфильмы.
| Она веселая и добрая. Я хожу с ней гулять, я ее кормлю, я с ней играю. Вчера я помогал(а) маме.
Я мыл(а) посуду.
Я подметал(а). Я стирал(а).
Спасибо, я приду.
Я приду завтра. Можно утром?
Что мы будем делать?
| Продолжать учить детей выразительно говорить на русском языке.
| Уточнить знание и понимание названий основных предметов мебели, их частей и назначения (ножки, сиденье, крышка, дверца, спинка и т. д.).
Учить детей отвечать на вопрос: «Для чего нужен стул, шкаф, стол и т. п.?»
Упражнять детей в практическом образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: стул — стульчик стол — столик шкаф — шкафчик и т. д.
Уточнить правильное употребление предлога на: Где ты сидишь? На стуле. Где стоит тарелка? На столе.
Где стоит машинка? На полу.
Учить детей отгадывать загадки о предметах мебели: «Под крышей четыре ножки — на крыше суп да ложки. Чтобы ноги отдохнули, посиди-ка ты на...» Проведение игр: «Мебельный магазин», «Строительство дома», «Наведи порядок в доме у Карлсона».
| | | IV.
«В гостях»
«Я иду в гости» Беседа со взрослым.
«Я приглашаю в гости»
Диалог с ребенком. «Встреча»
«Прощание»
«Как весело принимать гостей»
Беседа со взрослым.
| Тебя пригласили в
гости? Кто тебя
пригласил?
Когда ты пойдешь в гости?
Как ты оденешься?
С чем ты придешь в гости?
Какой подарок ты приготовишь?
Здравствуйте, поздравляю с праздником (днем рождения, Новым годом). Это подарок для тебя.
Спасибо, было очень весело. Я тоже приглашаю тебя в гости.
А у тебя были гости?
Когда твои гости пришли?
Что тебе подарили?
С чем пришел(а) к тебе Давид (Зоя, Абрам, Вика)?
Чем ты угощал(а) гостей?
Ты готовил(а) угощенье?
Ты сам накрывал(а) на стол?
Чем был покрыт стол?
Какие столовые принадлежности тебе были нужны? Сколько вилок ты взял(а)?
Сколько тарелок ты взял(а)?
На столе было много яблок (конфет, ватрушек, пастилы, зефира, мармелада, пирожков)? С чем были пирожки?
Как ты развлекал^) гостей?
Тебе понравилось принимать гостей? Когда твои гости ушли?
Твоим гостям понравилось? Как ты думаешь, твои гости остались довольны? Как ты догадал-ся(ась)?
Кто тебя пригласил)?
Что ты сказал(а) гостям, когда они уходили?
| Да, меня пригласил Марат.
Я пойду завтра утром.
Я надену красивое (ый, ую) (новое, чистое, праздничное, выходное, нарядное) платье (костюм, рубашку и т. д.). Я приду в гости с подарком.
Я приготовлю (куплю, сделаю, подарю) подарок (альбом, игрушку, цветы, конфеты, торт).
Здравствуй, проходи, мы очень рады.
Спасибо. Очень красивый подарок.
До свидания, приходи ко мне еще.
Да, у меня были Давид, Зоя, Абрам и Вика.
Мои гости пришли утром (днем, вечером). Мне подарили много подарков много конфет много цветов много книг много альбомов много карандашей много красок Зоя пришла с куклой. Давид пришел с кубиками.
Зоя пришла с красками. Я приготовил(а) салат, пирог, фрукты, чай. Я угощал(а) гостей салатом, фруктами, печеньем, тортом. Мы с мамой пошли в магазин и купили фрукты.
Я с мамой (бабушкой,
папой, сестрой) готовил(а) салат.
Я помогал(а) маме печь
пирог.
Я помогал(а) маме мыть фрукты.
Я помогал(а) маме нарезать овощи. Я накрывал(а) на стол вместе с мамой (сестрой, бабушкой, братом). Стол был покрыт скатертью.
Я достал(а) вилки, ложки, чашки, блюдца, тарелки.
Я взял(а) одну вилку, две вилки, пять вилок. Я взял(а) одну тарелку, две тарелки, пять тарелок. На столе было много яблок, конфет, пирожков.
Пирожки с капустой, с картошкой, с вареньем, с повидлом, с грибами, с яблоками.
Мы пели песни, слушали сказки, смотрели мультфильмы, играли в прятки, догонялки. Да, принимать гостей весело.
Мои гости ушли после обеда (вечером). Да, им понравилось.
Да, мои гости остались довольны.
Они сказали: «Спасибо, нам было хорошо». Они пригласили меня в гости. Зоя пригласила меня на свой день рождения, Давид пригласил меня на свой день рождения. Спасибо за подарки, я очень рад(а), приходите еще.
| Активизировать речевые навыки в беседе со взрослым в игровых ситуациях, предполагающих диалог: «В гостях», «Приглашаем гостей», «В гостях у зверей». Учить выражать: формы вежливости при высказывании, просьбы и благодарности.
Учить детей в про-
цессе диалога возражать, соглашаться, отрицать или одобрять мнение своего собеседника.
Учить детей умению участвовать в общем разговоре
(группа из 3—5 человек), обсуждении при рассматривании наглядного материала по теме.
Продолжать учить детей вовремя вступать в разговор, не перебивая собеседников,
переспрашивать собеседника. Продолжать учить детей говорить в нормальном темпе (делить высказывание на речевые отрезки, имеющие свой смысл и логическое ударение). Учить детей говорить выразительно на русском языке.
| Уточнить знание и понимание словаря: • предметный словарь: глубокая тарелка, ложка,
вилка, нож, мелкая тарелка, чайная ложка, чашка, блюдце, стакан, куртка, пальто, платье, брюки, свитер, фартук, юбка, блузка, рубашка;
• глагольный словарь: мыть, ставить, резать, разбить, подать, принести, поставить, держать, беречь, уронить, сушить, вытирать, надевать, снимать, вешать, завязывать, заправить, расстегнуть, развязать, чистить;
• словарь признаков: стеклянная, пластмассовая, деревянная, металлическая, глиняная, чистая, грязная, блестящая, хрупкая, мелкая, глубокая, красивая, расписная, прозрачная,
красивая, удобная, теплая, легкая, мягкая, новая, чистая, старая, нарядная, праздничная, холодная, кожаная, вязаная, шерстяная, меховая.
Учить детей описывать предметы посуды, ее цвет, форму и назначение.
Уточнить знание обобщающего понятия «посуда».
Учить детей запоминать и называть предметы одежды, их назначение. Учить называть детали одежды, описывать назначение
одежды, учить обобщать одним словом «одежда».
Во время одевания и раздевания уточнять у детей: что они снимают, что надевают? Практическое усвоение В. п. без предлога.
Учить отвечать на вопросы: «Что ты надеваешь?» (Я надеваю куртку.) «Что ты снимаешь?» (Я снимаю рубашку.) «Что надела мама?» (Мама надела шапку и т. д.).
Учить сравнивать одежду мальчика и девочки: «Какая одежда для мальчика, какая — для девочки?» и рассказывать об этом. Продолжать учить употреблять в речи уменьшительно-
ласкательные формы существительных: ложка — ложечка; тарелка — тарелочка; платье — платьице, майка — маечка, трусы — трусики, куртка — курточка и т. д. Учить употреблять в речи существительные в ед. и мн. числе: ложка — ложки; вилка — вилки; кастрюля — кастрюли и т. д.
Уточнить правильность употребления в речи предлога под. Куда спрятали стакан? (Под стол). Где стоит блюдце? (Под чашкой).
| | |
| | |
|
|
| | |
|
|
|
| Учить отгадывать предметы посуды по короткому описанию: Что купил Незнайка?
1. Эта посуда круглая, глубокая.
2. Сделана она из глины — она глиняная.
3. У этой посуды есть ручка, донышко.
4. Эту посуду можно мыть, сушить, вытирать.
5. В нее можно налить чай, компот, сок.
6. Теперь Незнайка пьет чай из красивой...
Игра «Доскажи словечко»:
«К Незнайке в гости пришли куклы. Он стал резать хлеб и взял...
Потом Незнайка стал наливать куклам чай из... Чай Незнайка наливал в большие...»
Проведение сюжетно-ролевой игры «У куклы Кати гости»; «День рождения мамы», «Мы встречаем Новый год».
| | | V. «Мое здоровье»
Беседа со взрослым
«У врача»
| Как ты себя чувствуешь?
Как чувствует себя Марат?
Что с Леной? Почему ее нет?
Что с Сашей? Почему его нет?
| Я чувствую себя хорошо. Я здоров. Я болен.
Марат тоже чувствует себя хорошо. Марат здоров. Марат болен. Лена заболела. У нее болит горло (голова, живот, ухо, рука, нога...). У Саши насморк (ангина, ветрянка).
| Активизировать новую лексику и грамматические конструкции в беседе со взрослым на тему «Мое здоровье», в играх-диалогах «Вызов врача», «На приеме у врача» и т. д. Учить детей давать распоряжение, команду одному или нескольким лицам в форме полного высказывания.
| Уточнить знание и понимание словаря:
• предметный словарь: туловище, голова, руки, ноги, пальцы, подбородок, лоб, затылок, веки, локти, колени, пятки, ступня, кисти, нёбо, ресницы, шприц, градусник, примочка, настойка, бинт, марля, таблетки, мазь, зеленка, йод;
| | |
| Врач:
Что у тебя болит?
Открой рот. Покажи язык. Дыши глубоко. Повернись спиной.
Я буду тебя лечить. Ты болен. Я назначу лечение. Мама купит в аптеке лекарство (таблетки, микстуру). Ты будешь их принимать (ее пить).
Мама купит в аптеке капли, будет закапывать их в нос. Мама купит в аптеке настойку, ты будешь полоскать горло.
| Ребенок:
Мне трудно дышать. У меня болит голова (ухо, глаз, живот, нога,
коленка, локоть, рука, палец на ноге (руке)). Я упал (ушиб колено, руку).
У меня царапина. Я порезался, у меня идет кровь.
Да, я буду лечиться. Я буду принимать таблетки, пить микстуру, полоскать горло, закапывать в нос капли.
|
Учить детей описывать собственные действия и действия других лиц.
Учить детей не только отдельным речевым операциям, но также комплексному их применению в изменяющейся ситуации общения. Учить детей самостоятельно выбирать соответствующее слово и грамматические средства в новой ситуации. Закреплять полученные навыки в группе из 3—5 человек. Закреплять умение детей говорить в нормальном темпе (делить высказывание на речевые отрезки, имеющие свой смысл и логическое ударение). Продолжать учить детей говорить выразительно на русском языке.
|
• глагольный словарь: мыть, вытирать, чистить зубы, полоскать рот, умываться, намыливать, смывать, причесываться, заплетать, завязывать, лечить, принимать лекарство, болеть, выздоравливать, полоскать, бинтовать, прикладывать лед, перевязывать. Закреплять названия частей тела человека, лечебных действий врача, медицинской сестры. Учить употреблять в речи слова-антонимы: грязный — чистый; сухой — мокрый; большой — маленький; высокий — низкий; толстый — тонкий; больной — здоровый и т. д.
| | |
| | | «У медсестры»
| Медицинская сестра Здравствуй, что случилось? Сначала я возьму градусник и измерю температуру. У тебя высокая (нормальная) температура. Температура 38 градусов. Надо посмотреть горло. Да, горло красное. Ты заболел, простудился. А сейчас я тебе сделаю укол. Я буду лечить твою руку (ногу). Я возьму вату и зеленку (йод). Я смажу царапину зеленкой (йодом).
Я возьму бинт. Я наложу повязку. Я забинтую тебе руку (колено, голову).
| Ребенок Я плохо себя чувствую.
Я умею измерять температуру сам.
Какая у меня температура?
Я не боюсь уколов.
|
| Уточнять правильное использование в речи суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением: рука —ручка, нога — ножка и т. д. Уточнять правильное использование в речи детей существительных в единственном и множественном числе: рука — руки, палец — пальцы, таблетка — таблетки и т. д.
Учить образовывать глагол мужского и женского рода: Маша вымыла руки. Коля вымыл руки.
Учить детей правильному употреблению предлогов в, из. Рустам пошел в аптеку. Наташа вернулась из аптеки. Развивать языковое чутье: «Угадай, о ком я говорю: о Рустаме или Лоле?» Заболела, порезался, упала, поцарапалась и т. д. «Найди ошибку»: Валя заболел, а Руслан уже поправилась. Карим упала, мама забинтовал ему коленку. Роман порезалась, медицинская сестра смазал ранку йодом.
Проведение сюжетных игр «Кукла заболела», «Больница», игры с игрушками-животными «Лесная больница», «Айболит»; организация экскурсии в медицинский кабинет.
Чтение сказки К. И. Чуковского «Доктор Айболит».
| | | «В аптеке»
| Здравствуйте, мне нужна марля (настойка, крем, мазь, таблетка, микстура, сироп, примочки, бинт, йод, шприц). У вас есть бинт (настойка, крем, мазь, таблетка, микстура, сироп, йод, шприц)?
Спасибо, я зайду в следующий раз. Вот деньги. Спасибо, до свидания. Спасибо.
| Да, у нас есть марля. Вот вам марля. Нет, у нас нет марли. Приходите завтра (вечером, позже).
Да, у нас есть бинт. Будете забинтовывать рану.
Нет, у нас нет бинта. Приходите позже, может, будет завтра вечером.
Да, у нас есть таблетки. Вот вам таблетки. Будете принимать по одной таблетке в день (две таблетки в день, пять таблеток в день). Будете принимать таблетки утром (днем, на ночь). Будете принимать таблетки перед едой (после еды, во время еды). Нет, у нас нет таблеток.
Да, у нас есть крем. Вот вам крем. Будете смазывать руку (ногу, локоть, колено, палец). Нет, у нас нет крема.
Да, у нас есть настойка. Вот вам настойка. Будете полоскать горло и рот.
Нет, у нас нет настойки.
|
|
| | |
| | VI.
«В магазине». Покупаем в продуктовом отделе.
| Покупатель Здравствуйте, я хочу купить (белый, черный) хлеб, булку, сахар, масло, конфеты, мармелад» соль, молоко и т. д. Здравствуйте, у вас есть (белый, черный) хлеб, булка, сахар, масло,
конфеты, мармелад, соль, молоко и т. д. Скажите, пожалуйста, у вас свежий хлеб (колбаса, сыр, сметана)?
Здравствуйте,у вас есть пирожки с джемом (с мясом, с картошкой, с капустой, с грибами)? Они свежие?
Спасибо, я куплю одну пачку (две пачки, пять пачек). Спасибо, я куплю одну коробку (две коробки, пять коробок). Спасибо, я куплю один пакет (два пакета, пять пакетов). Спасибо, я куплю один килограмм (два килограмма, пять килограммов). Сколько это стоит? Вот деньги, спасибо.
| Продавец Да, у нас есть (белый, черный) хлеб, булка, сахар, масло, конфеты, мармелад, соль, молоко и т. д.
Да, у нас свежий хлеб. Нет, сегодня черствый хлеб, приходите позже.
Да, у нас есть пирожки с джемом (с мясом, с картошкой, с капустой, с грибами).
Да, они свежие, вкусные, горячие.
Пожалуйста.
С вас пять рублей. Спасибо, до свидания.
| Активизировать сформированные коммуникативно-речевые навыки в новых для детей игровых ситуациях, предполагающих диалог: «Я покупатель», «Я продавец». Закреплять умение детей
ориентироваться в ситуации общения и самостоятельно находить речевое решение в новой ситуации. Учить творческому использованию изучаемого языкового материала, организуя на занятиях воображаемые ситуации.
Учить детей рассказывать о наблюдаемой ситуации, собственных впечатлениях. Закреплять умение детей говорить в нормальном темпе (делить высказывание на речевые отрезки, имеющие свой смысл и логическое ударение). Развивать выразительность речи на русском языке.
| Уточнять знание названий блюд и продуктов, из которых они приготовлены, и название отдела магазина, в котором их можно купить. Уточнить знание и понимание словаря:
• предметный словарь: сосиски,
| | сардельки, колбаса, паштет, мясо, курица, фарш, котлеты — продаются в мясном отделе. Сыр, масло, кефир, творог, сырки, ряженка, простокваша, молоко, йогурт — продаются в молочном отделе. Хлеб, печенье, баранки, сушки, бублики, пряники, торты, пирожные, мармелад, конфеты — продаются в кондитерском отделе.
Фруктово-ягодный и овощной отдел — апельсины, яблоки, лимоны, мандарины, груша, гранат, слива, вишня, смородина, алыча, помидоры, огурцы, перец, лук, картофель, свекла, морковь. Канцелярские товары — книги, альбомы,
карандаши, краски, тетради, пластилин, кисточки, клей. Отдел одежды — платье, куртка, свитер, пиджак, брюки, юбка. Отдел игрушек — машина, мишка, зайка, кукла, мяч, совок, лопатка, кубики, собачка, юла, матрешка, флажок;
• словарь признаков: свежие, вкусные, сладкие, соленые, жареный, вареный, мягкий, жидкий, густой, яркие, прочные, цветные, красивые, деревянные, меховые, надувные,
| | | Покупаем в универмаге.
| Скажите, пожалуйста, у вас есть цветные карандаши? Можно мне посмотреть?
Хорошие карандаши, я куплю одну коробку (две коробки, пять коробок). Нет, это не те карандаши, я зайду в другой раз. Покажите, пожалуйста, мне это красное (зеленое, синее, желтое) платье.
Покажите, пожалуйста, мне этот красный (зеленый, синий, желтый) свитер.
| Да, у нас есть карандаши.
Пожалуйста!
Заходите в следующий раз.
Пожалуйста, смотрите.
|
| | |
| Из чего сшито (сшита, сшит) это (этот, эта) платье (рубашка, пиджак)? Хорошее платье, я его куплю. Нет, это платье мне велико (мало), я не буду его покупать. Нет, этот пиджак мне велик (мал), я не буду его покупать.
Нет, эта рубашка мне велика (мала), я не буду ее покупать.
| Это платье шерстяное (ситцевое).
Пожалуйста.
Заходите в следующий раз.
|
| пластмассовые, резиновые, металлические, разноцветные (синие, желтые, белые и т. д.), чистые, грязные, мягкие, любимые; • глагольный словарь: покупать, продавать, взвешивать, отвешивать, перевешивать, предлагать, показать, выбирать, купить, отдать. Учить детей образовывать относительные прилагательные: Сок — свекольный, морковный, томатный, яблочный, мандариновый, сливовый, вишневый. Консервы — мясные, рыбные, овощные, куриные. Десерт — фруктовый, шоколадный, кофейный.
Учить детей согласовывать порядковые числительные «один», «два», «пять» с существительными: Один пакет молока. Два пакета молока. Пять пакетов молока. В магазине была одна касса. В магазине было две кассы. В магазине было пять касс. Мы купили один мяч.
Мы купили два мяча.
Мы купили пять мячей.
Учить детей составлять короткий рассказ — описание товара, который он покупает, например: «Я хочу купить юлу. Юлу можно заводить, она кружится, пляшет, падает на бочок». «Я хочу купить помидор. Он красный, круглый, сочный и вкусный. Помидор можно порезать кусочками и положить в суп или салат». «Я хочу купить праздничное платье. Оно белое (розовое, голубое...). У него длинные рукава и широкий пояс. Это красивое платье». Учить ребенка составлять рассказ-впечатление о последней покупке в магазине игрушек, о том, как он играет со своей любимой игрушкой.
Учить согласовывать притяжательные местоимения (мой, моя, мое, мои) с существительным: Я купил куклу (машинку, собачку...). Это моя кукла (машинка, собачка...). Я купил зайчика (кубик, совок). Это мой зайчик (кубик, совок...). Я купил молоко (масло, платье). Это мое молоко (масло, платье). Я купил краски (ботинки, брюки). Это мои краски (ботинки, брюки). Развивать чувство языка.
Игра «Исправь ошибку». Бабушка купил платье. Это красивый платье. У платья длинное рукав. Это платье шерстяной. Бабушка старенькое. Она любит носить теплый платье.
| | | Выбираем игрушку в подарок
Беседа со взрослым
| Здравствуйте (добрый день, доброе утро)!
Я хочу купить в подарок игрушку.
Мне нравится вот этот слон. Он большой, мягкий. Его можно кормить,
укладывать спать, катать в коляске. Сколько стоит эта игрушка?
Вот деньги, спасибо.
Ты помогаешь маме делать покупки в магазине? Тебе нравится ходить в магазин? Что вы покупали последний раз?
Расскажи, как вы обычно ходите в магазин.
| Здравствуйте (добрый день, доброе утро)! Что вы хотите у нас купить? У нас продается много игрушек. Вот мягкие игрушки, вот мячи, скакалки, куклы.
Какая вам нужна игрушка?
С вас шесть рублей. Спасибо, до свидания.
Да, я помогаю маме делать покупки в магазине.
Да, я люблю ходить в магазин.
Мы купили продукты (хлеб, молоко, мясо и т. д.).
| | | VII.
«в
транспорте»
Беседа со взрослым и сверстниками
| Таня в детский сад едет на автобусе, а ты?
У Руслана папа (мама, дедушка, бабушка) на работу едет на машине, а твой папа (мама, бабушка, дедушка)?
| Я иду в детский сад пешком.
Я еду в детский сад на автобусе (трамвае, троллейбусе, машине, маршрутном такси). Мой папа (моя мама) едет на работу на машине (автобусе, трамвае, метро, маршрутном такси).
| Закреплять полученные на предыдущих занятиях коммуникативные умения и навыки в коллективе до 12 человек. Учить детей выражать свои мысли в виде экспромта, без специальной предварительной подготовки и обдумывания.
| Уточнить знание и понимание словаря:
• предметный словарь: грузовая машина, легковой автомобиль, поезд, пароход, автобус, трамвай, самолет;
• глагольный словарь: едет, мчится, везет, ломается, останавливается, стоит, летит, плывет и т. д.
| | | Поездка в зоопарк
| Ты ездил(а) когда-нибудь в метро (автобусе, троллейбусе, на машине)? Ты летал когда-нибудь на самолете? Ты летел один или со взрослым? Что нужно купить для проезда в автобусе (трамвае, троллейбусе, метро, маршрутном такси)? Кто продает билеты в автобусе? На каком транспорте ты любишь ездить? Где останавливается автобус?
Давайте поедем в зоопарк.
| Да, я ездил(а) в метро с папой (мамой, бабушкой).
Да, я летал на самолете.
Мы с мамой летели на самолете к бабушке. Нужно купить билет.
Билеты продает кондуктор. Я люблю ездить в метро.
Автобус останавливается на остановке.
| Учить детей обращать внимание на изменения ситуации общения (появление нового собеседника, неожиданная реплика партнера по диалогу и др.).
| • словарь признаков: грузовой, легковой, удобный, скорый, теплый, красивый, же |
|
|
|