Руководители структурных подразделений
| | Руководитель
объекта
| | Начальники служб
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Заместители: по эвакуации, итс, мто и др.
|
| Председатель КЧСиПБ (Руководитель организации)
|
|
|
|
|
|
п/п
| Элементы структуры подсистемы РСЧС объекта
|
| У Р О В Н И
|
|
| Объект
| Структурные подразделения объекта
|
1.
| Органы управления
| Координационные
| КЧС и ПБ
| КЧС и ПБ
|
|
| Постоянно действующие
| Отдел по делам ГО ЧС
| Сектор (специалист) по делам ГО ЧС
|
|
| Повседневного управления
| Дежурно-диспетчерская служба (ДДС)
ПУ ПУ
|
2.
|
Силы и средства
| Наблюдения и контроля (НиК)
| Формирования наблюдения и контроля за радиационной, химической и пожарной обстановкой
|
|
| Ликвидации ЧС
| Нештатные и штатные аварийно-спасательные формирования различного назначения
|
3.
| Информационно-управляющие
системы
| Информационный Центр объекта
|
4.
| Финансовые и материальные резервы
| Склады, хранилища с запасом материальных средств
|
| | | | | |

Основные задачи объектовых КЧС и ОПБ:
· руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению ЧС, обеспечение устойчивости функционирования объекта при возникновении чрезвычайных ситуаций;
· организация работ по созданию и поддержанию в состоянии готовности локальных систем контроля, оповещения и информирования о ЧС на объекте;
· обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям в чрезвычайных ситуациях, руководство ликвидацией их последствий, а при необходимости и эвакуацией, работающего персонала объекта;
· руководство созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
· организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также работающего персонала объекта к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Комиссия формируется из лиц руководящего состава объекта, начальников основных отделов и служб, представителей постоянно действующего органа управления РСЧС, создаваемого на объекте. Председателем комиссии является руководитель объекта (учреждения).
2.
Постоянно действующие органы управления РСЧС
предназначены для непосредственной организации и осуществления мероприятий защиты населения и территорий страны от современных ЧС, твёрдого и непрерывного управления структурами РСЧС на всех этапах их деятельности.
Постоянно действующими органами управления РСЧС являются:
на федеральном уровне – Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС);
на межрегиональном уровне – региональные центры по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
на региональном и муниципальном уровнях постоянно действующими управленческими структурами являются главные управления (управления) и отделы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ГОЧС), создаваемые при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и при органах местного самоуправления;
на объектовом уровне функции постоянно действующих органов управления выполняют отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, а в некоторых случаях – штабы ГО.



Основы гражданской обороны

Этапы развития МПВО - ГО - РСЧС, ГО
Этапы развития 1932 г. 1961 г. 1990 г.
системы: МПВО ГО РСЧС, ГО
Основные
предпосылки
к созданию
| Развитие авиации и ХО
| Появление ракет и ОМП
| Новые военно-политические условия. Уроки аварии на Чернобыльской АЭС и других ЧС
|
|
Особенности
| Защита населения
в зоне действия
авиации от
обычного оружия
| Защита населения на всей территории страны от ОМП
| Защита населения от военных, природных и техногенных опасностей
|
|
Недостатки
| Локальный (местный) характер
| Ограничение только
задачами военного
времени
| Носит
незавершенный
характер
|
|

Организация ГО РФ


Принятые этим министерством в пределах своих полномочий решения по гражданской обороне обязательны для всех органов государственной власти, органов ведомственных структур ГО, администраций объектов экономики и учреждений независимо от их принадлежности и форм собственности, а также для всех должностных лиц и граждан Российской Федерации.


Организация ГО объекта (учреждения)

Расчёт создания объектовых формирований
образовательных учреждений
Наименование формирований
|
Численность л.с, чел.
| Образовательные учреждения
| |
Высш. проф. образования
| Среднего проф. образования
| Начального проф. и среднего (полного) общего образования
| |
НАСФ
| Спасательная команда
|
| 1…2 и более
|
|
| |
Спасательная группа
|
|
|
|
| |
Специальные формирования
| Санитарный пост
|
| из расчёта 1 на 200 чел
| |
Пост РХН
|
|
|
|
| |
Подвижная АЗС
|
| Создаётся по 1 на объект (участок) работ
| |
Эвакуационная техническая группа
|
| Создаётся по 1 на объект (участок) работ
| |
Звено подвоза воды
|
| Создаётся по 1 на объект (участок) работ
| |
| |
Группа охраны общественного порядка
|
|
|
|
| |
Звено по обслуживанию убежищ и укрытий
|
| Создаётся по 1 на каждое защитное сооружение
| |
Отделение пожаротушения
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
Тесты для самоконтроля
РСЧС – это:
1) общественная организация, призванная защищать интересы граждан РФ;
2) организация международного сотрудничества;
3) единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
4) государственная служба, предназначенная для решения вопросов охраны и безопасности труда людей в производственной деятельности.
Основная структура, предназначенная защищать гражданское население и территории от ЧС военного времени:
1) РСЧС;
2) Гражданская оборона;
3) Министерство внутренних дел;
4) Вооруженные Силы.
Основные составляющие элементы структуры РСЧС на всех уровнях и в подсистемах:
1) органы управления, силы и средства, информационно-управляющие системы, финансовые и материальные резервы;
2) пункты управления, невоенизированные формирования, воинские части и подразделения;
3) территориальные, местные, объектовые, региональные, федеральные не штатные формирования ГО;
4) органы управления, пункты управления, гражданские организации различных министерств и ведомств.
Гражданская оборона – это:
1) общественная организация, призванная защищать интересы граждан РФ;
2) единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
3) система общегосударственных мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера;
4) государственная служба, предназначенная для решения вопросов охраны и безопасности труда людей в производственной деятельности.
Руководителем ГО в вузе является:
1) руководитель вуза;
2) специалист по делам ГО и ЧС;
3) проректор по административно-хозяйственной работе;
4) один из заместителей руководителя вуза.
Тесты для самоконтроля
1. Под чрезвычайной ситуацией понимается:
1) событие, являющееся следствием внешних воздействий техногенного характера;
2) стихийное бедствие, приведшее к резким изменениям в среде обитания;
3) обстановка, на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;
4) природно-техногенное явление или процесс, повлекший за собой временную остановку производственной деятельности на объекте (фирме).
2. Укажите группу признаков, по которым классифицируются ЧС:
1) по сфере возникновения, масштабам, последствиям;
2) по времени протекания, сфере возникновения, масштабам;
3) по последствиям, ведомственной принадлежности, сфере возникновения;
4) по сфере возникновения, ведомственной принадлежности, времени протекания, масштабам и последствиям.
3. Чрезвычайные ситуации по масштабам и последствиям подразделяются:
1) на незначительные, мелкие, средние, большие, крупные, глобальные;
2) на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные, трансграничные;
3) на объектовые, районные, городские, областные, республиканские, федеральные, международные;
4) на локальные, муниципальные, межмуниципальные, региональные, межрегиональные, федеральные.
4. ЧС по сфере возникновения подразделяются на:
1) локальные, местные, территориальные, федеральные, глобальные;
2) природные, техногенные, биолого-социальные, экологические, социальные (в т.ч. военные);
3) заводах, фабриках, строительстве, транспорте, объектах жилищно-коммунальной сферы, сельского и лесного хозяйства.
5. ЧС классифицируются:
1) по характеру явлений, изменению состояния суши, воздушной среды, гидросферы, биосферы;
2) по времени протекания, масштабам и последствиям, ведомственной принадлежности, сфере возникновения;
3) по природным явлениям, масштабу аварий и катастроф, по количеству сил, привлекаемых для ликвидации.
Тема 4. Практическое занятие №2 Чрезвычайные ситуации природного характера.

1. Источники и классификация чрезвычайных ситуаций природного характера.
2. Общая характеристика ЧС природного характера, прогнозирование последствий.
Литература: а) основная
1. Малышев А.А., Силуков М.А. Чрезвычайные ситуации бесконфликтного и конфликтного типа. Уч. пособ. – М.: изд. МГЛУ, с. 56-100.
2. Бобок С.А., Юртушкин В.И. Учебное пос. Чрезвычайные ситуации: защита населения и территорий.
3. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов. /Под ред. Михайлова Л.А./ Изд. СПб,: ПИТЕР, 2008. – 461 с.
б) дополнительная
4. Безопасность России. /Под ред. Шойгу С.К./. Изд. – М.: МГФ «Знание», 1999.
5. Федеральный закон от 21.12.94 г. № 68 – ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
6. Федеральный закон от 22.08.2004 г. № 122 – ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации".
7. Федеральный закон от 21.12.94г. №69-ФЗ "О пожарной безопасности"
8. Положение "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", утверждено постановлением Правительства РФ от 30.12.2003г. №794.
9. Положение "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", утверждено постановлением Правительства РФ от 4.09.2003г. №547.
10. Постановление Правительства РФ № 304 от 21.05.2007 г. «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
11. Приказ МЧС России от 23.12.2005г. №999 "Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований".
12. "Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь", М., издательство "Флайст", 2001г.