| Министр
|
|
Первый заместитель Министра
| Статс-секретарь - заместитель Министра
| Аппарат Министра
|
Заместитель Министра
| Заместитель Министра
| Заместитель Министра
|
Главный военный эксперт
| Главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору
|
ДЕПАРТАМЕНТЫ
Пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны
| Территориальной политики
| Гражданской защиты
|
Тыла и вооружения
| Административный
| Надзорной деятельности
|
Организационно-мобилизационный
| Кадровой политики
| Международной деятельности
|
Финансово-экономический
| Инвестиций и капитального строительства
| |
УПРАВЛЕНИЯ
Научно-техническое
| Государственной инспекции по маломерным судам
| Преодоления последствий радиационных аварий и катастроф
|
Авиации и авиационно-спасательных технологий
| Федеральной поддержки территорий
| Медико-психологического обеспечения
|
Контрольно-ревизионное
| Защиты информации и обеспечения безопасности спасательных работ
| Информации
|
Правовое
|
| |
СИЛЫ И СРЕДСТВА МЧС:
НЦУКС; ПОЖ. ОХРАНА ПССлужба ВОЙСКА ГО
ГОС. ИНСПЕКЦИЯ ПО ПСИХОЛОГИЧ. ТЕХНИКА
МАЛОМЕРНЫМ СУДАМ СЛУЖБА
ЕДИНАЯ ВОЕНИЗИРОВАННАЯ ГОРНОСПАСАТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА (создаётся на базе подразделений горноспасателей угольной, металлургической и строительной отраслей с 2010 года)
ОБЩЕРОССИЙСКАЯ КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ИНФОРМИРОВАНИЯ И ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В МЕСТАХ МАССОВОГО ПРЕБЫВАНИЯ ЛЮДЕЙ (ОКСИОН)
2.1.Назначение, основные задачи и структура РСЧС

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) предназначена для предупреждения и защиты населения, территорий, окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других критических ситуаций и обстоятельств в мирное время.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧС
1. ЗАБЛАГОВРЕМЕННОСТИ: Мероприятия, направленные на предупреждение ЧС, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения проводятся ЗАБЛАГОВРЕМЕННО.
2. РЕАЛЬНОСТИ И ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ: Планирование и осуществление мероприятий по ЗН и Т от ЧС проводятся с УЧЁТОМ экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС.
3. НЕОБХОДИМОЙ ДОСТАТОЧНОСТИ: Объём и содержание мероприятий по ЗН и Т от ЧС определяется исходя из НЕОБХОДИМОЙ ДОСТАТОЧНОСТИ и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства ГО.
| |
Основные задачи РСЧС:
· разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС, осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, создание резервов финансовых и материальных ресурсов на осуществление этих программ, ликвидацию последствий ЧС;
· сбор, обработка и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС, прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций, осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
· подготовка населения к действиям в условиях ЧС, обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для их предупреждения и ликвидации, повышение устойчивости функционирования предприятий и учреждений в условиях чрезвычайных ситуаций;
· реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации, осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных и других миротворческих акций;
· комплекс задач по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: спасение людей, их эвакуация из зон поражения, оказание медицинской помощи пострадавшим, разбор и ликвидация завалов, тушение пожаров, восстановление систем жизнеобеспечения людей и другие.

Организационная структура РСЧС (принципиальная схема)
В январе 20010 г. По Указу Президента РФ был создан восьмой федеральный округ – Северо-Кавказский с центром – в г. Пятигорске)
СТРУКТУРА РСЧС
Правительство РФ
№
|
|
| У р о в н и
|
| Структурные элементы системы РСЧС
| 1. 1.Федеральный
| 2.Межрегиональный (федеральные округа РФ)
| 3.Региональный
| 4.Муниципальный
| 5.Объектовый
|
|
| Территориальные подсистемы
|
1.
| Органы управления
| Координационные
| Правительственная комиссия. Ведомственные комиссии
(КЧС и ОПБ)
| Представитель Президента в ФО Региональные центры
|
КЧС и ОПБ
|
КЧС и ОПБ
|
КЧС и ОПБ
|
| | Постоянно действующие
| МЧС, подразделения федеральных органов исп.власти
| Региональные центры (РЦ) ГОЧС
| Главное управление ГОЧС
| Управления, отделы ГОЧС
| Отделы, сектора,
специалисты
ГОЧС
|
| | Повседневного управления
| НЦУКС;
ЦУКС, инф. центры, ДДС федеральных органов исп. власти
| ЦУКС РЦ
| ЦУКС главных Единые ДДС
Управлений (ГУ муниципальных
ГОЧС МЧС); образований
инф. центры,
ДДС орг.исп.вл.
Субъектов РФ
| Дежурно-диспетчерские службы организаций (ДДС)
|
2.
| Силы и средства
| Наблюдения и контроля (НиК)
| Подразделения НиК, «Росгидромета», ГК по АЭ «Росатом», органов исполнительной власти, потенциально опасных объектов; формирования Госсанэпиднадзора РФ; сеть наблюдений и лабораторного контроля ГО и др.
|
| | Ликвидации ЧС
| Подразделения аварийно-спасательных служб МЧС; противопожарные подразделения МЧС; войска ГО; формирования «Медицины катастроф»; подразделения МО, МВД; штатные и нештатные аварийно-спасательные формирования различного назначения
|
| Информационно-управляющие
системы (системы связи, оповещения, информационного обеспечения)
| Информационный
центр
| Информационно-управляющий центр
| Информационно-управляющий
центр ГОЧС
| Абонентский
пункт
ОУ ГОЧС
| Информационный центр
|
4.
| Финансовые и материальные резервы
| Базы, склады, хранилища с материальными средствами
|
Функциональные подсистемы
| Органы управления, силы и средства ГОЧС. Информационно-управляющие системы, финансовые и материальные ресурсы министерств и ведомств
|
| | | | | | | | | | |
Силы и средства всех уровней могут использоваться на любом из них в зависимости от масштаба ЧС
Каждый уровень РСЧС имеет:
1. Координационные органы;
2. Постоянно действующие органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
3. Органы повседневного управления;
4. Силы и средства наблюдения и контроля (НиК);
5. Силы и средства ликвидации последствий ЧС;
6. Единая автоматизированная информационно управляющая система (системы связи, оповещения и информационного обеспечения);
7. Резервы финансовых и материальных ресурсов.
