Раздел II. Чрезвычайные ситуации — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Раздел II. Чрезвычайные ситуации



Раздел II. Чрезвычайные ситуации

Бесконфликтного и конфликтного типа.

Система защиты населения и территорий РФ от ЧС

Тема 4. Занятие 1. Классификация чрезвычайных ситуаций. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), Гражданская оборона (ГО).

Учебные вопросы:

ЧС: источники возникновения, классификация и общая характеристика ЧС.

Организационная структура, задачи, силы и средства РСЧС и ГО.

Занятие 2 (практическое). ЧС природного характера.

СР № 2 Зоны и очаги поражения, возникающие в результате ЧС природного характера.

1. Зоны и очаги поражения, возникающие в результате природных явлений геофизического, метеорологического, гидрологического и биологического характера. Способы защиты населения.

2.Зоны и очаги поражения, возникающие в результате природных пожаров. Способы тушения природных пожаров и защиты населения.

Литература:

1. Бобок С.А., Юртушкин В.И. Чрезвычайные ситуации: Защита населения и территорий. с. 5-6

2. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов. 7-е изд., стер. – М.: Высш. шк., 2007. – с. 438-441.

Малышев А.А., Силуков М.А. Чрезвычайные ситуации бесконфликтного и конфликтного типа. Уч. пособ. – М.: изд. МГЛУ, 2007. – с.47 – 55.

4. Михайлов Л.А. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов, 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – с. 36-39.

1. Общая характеристика ЧС: масштабы, последствия, классификация

Масштабы последствий чрезвычайных событий природного характера:

  • 23 января 1556 — Ганьсу и Шэньси, Китай — 830 000 человек погибло, больше чем после любого другого землетрясения в истории человечества
  • 1693 — Сицилийское землетрясение, погибло 60-100 тыс. чел.
  • 1737 — Калькутта, Индия — 300 000 человек погибло
  • 1755 — Лиссабон — от 60 000 до 100 000 человек погибло, город полностью разрушен
  • 1783 — Калабрия, Италия — от 30 000 до 60 000 человек погибло
  • 28 декабря 1908 — Сицилия, Италия 83 000 человек погибло, превращен в руины г. Мессина
  • 1 сентября 1923 — Великое землетрясение Канто — Токио и Йокогама, Япония (8,3 МL) — 143 000 человек погибло, около миллиона осталось без жилья
  • 6 октября 1939 — Внутренний Тавр, Турция 32 000 человек погибло
  • 1948 — Ашхабад, Туркменская ССР, СССР Ашхабадское землетрясение, — 110 000 человек погибло
  • 31 мая 1970 — Перу, погибло 63 000 человек, 600 000 человек остались без жилья
  • 28 июля 1976 — Таншань, Северо-восточный Китай, Таншаньское землетрясение (8,2 МL) — более 655 000 человек погибло
  • 7 декабря 1988 — Спитакское землетрясение: Армянская ССР, СССР — разрушены города Спитак, Ленинакан и множество посёлков, 40 000-45 000 человек погибло. Столько же получило увечья
  • 28 мая 1995 — Нефтегорск, Северо-восточный Сахалин (7,5 МL) 1841 человек погиб.
  • 17 августа 1999 — Измитское землетрясение: Турция, (7,6 МL) погибло 17 217 человек, 43 959 было ранено, около 500 000 осталось без жилья.
  • 26 декабря 2004 — Землетрясение в Индийском океане, погибло 225—250 тысяч человек в результате приливной волны цунами.
  • 12 мая 2008 — Сычуаньское землетрясение — землетрясение в центральном Китае, погибло около 70000 человек.

· 12 января 2010 — Землетрясение на Гаити, (энергия 7,1МL) — количество погибших 230-300 тыс. чел. (было в 1751 г.), ранено более 300 тыс. чел., нарушены условия жизнедеятельности более 3 млн. человек.



· Февраль 2010 – Землетрясение в Чили, (энергия 8,8 МL) - количество погибших более 300 чел., ранено более 2 млн. чел., остались без крова более 2 млн. человек. Волна цунами докатилась до Курильских островов, Сахалина и Камчатки (до 1м).

За 90 лет ХХ столетия (1900-1990 гг.) на Земле произошло 69 крупных землетрясений, в каждом из которых погибло более 100 тыс. человек, 18 землетрясений принесло гибель от 10 до 100 тыс. человек и в 47 – количество жертв достигало 1-10 тыс. чел. Всего только в крупных землетрясениях погибло 1457 тыс. человек.

 

 

 

 

 


Количество, ед.

          Всего   Техногенные     Природные   Биолого-социальные
     
   
     
     
   
     
   
     

1998г. 1999г. 2000г. 2001г. 2002г.

Количество чрезвычайных событий за период 1998 по 2002 г.

(по данным «Российской газеты» № 44 (3158) от 07.03.2003г.)

 

Опасностьюв чрезвычайной ситуации называется состояние, при котором создалась или вероятна угроза возникновения поражающих факторов и воздействий источника чрезвычайной ситуации на население, объекты экономики, инфраструктуры и окружающую природную среду в зоне чрезвычайной ситуации(ГОСТ Р22.0.02-94).



Источникамии носителями опасности являютсясубъекты опасности.

Они оказывают поражающее воздействие на объекты опасности.

Субъекты опасностиэто природные явления, техногенные процессы, социальные процессы, негативные намерения или действия людей.

К объектам опасности относятся люди, общество, созданные ими материальные объекты и природная среда.

 

 

 


Опасности по сфере возникновения и действия, а также для удобства их идентификации, анализа, воздействия на человека и объекты можно свести в группы: природного, техногенного, экологического, антропогенного, социального (военного, террористического и др.), биологического и общего характера.

 


ОПАСНОСТИ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА

· слабая развитость отрасли знаний по противодействию чрезвычайным ситуациям;

· урбанизация территорий;

· увеличение оттока высококвалифицированных кадров и интеллектуальной собственности из страны;

· низкий уровень финансирования научно-технических разработок по проблемам безопасности;

· незавершенность формирования нормативно-правовой и нормативно-технической документальной базы в области противодействия чрезвычайным ситуациям в регионах и отраслях;

· незавершенность становления или слабость организационных структур, призванных противодействовать приведенным угрозам;

· низкая квалификация руководящего состава и персонала органов управления и сил, обязанных вести работу по противодействию чрезвычайным ситуациям в регионах и отраслях;

· плохая подготовка населения по вопросам защиты в чрезвычайных ситуациях;

· технологическая отсталость, низкая техническая оснащенность территориальных и отраслевых сил наблюдения и контроля и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций;

· недостаточные объемы финансовых и материальных ресурсов в государственных и других резервах, предназначенных для использования при чрезвычайных ситуациях.

 

Вследствие опасностей (чрезвычайных событий) складывается чрезвычайная ситуация природного, техногенного, социального (военного, террористического) или иного характера, имеющая свои условия – обстановку.

Определение чрезвычайной ситуации закреплено в статье первой федерального закона № 68-ФЗ от 21.12. 94 года «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».

 

Чрезвычайная ситуация –

(Федеральный закон № 68-ФЗ 21.12.94).

обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

 

 

Чрезвычайная ситуация –

(Концепция создания и развития РСГЗ до 2020 г.).

обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, ведения военных действий или террористического акта или вследствие этих действий и актов или иного бедствия, которая может повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы среди населения, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей

(Одобрена решением МЧС России. Журнал ГЗ №10 2011г.)

 

 

Риск оценивается вероятностью возникновения чрезвычайного события. Поэтому риск возникновения чрезвычайной ситуации – это вероятность или частота возникновения ее источника (ГОСТ Р 22.0.02-94).

 

 

В настоящее время на практике для оценки опасности руководствуются концепцией приемлемого (допустимого) риска.

 

 

Приемлемый риск включает технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями его достижения на данном этапе развития науки, техники и общества в целом.

 

Различают индивидуальный и социальный (коллективный) риск.

 

Индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида для отдельного человека.

 

Социальный (коллективный) риск– это риск для коллектива, группы людей.

 

 

 

 


В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ПРИНЯТО СЧИТАТЬ:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ РИСК ИСПЫТАТЬ НА СЕБЕ НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ С ЛЕТАЛЬНЫМ ИСХОДОМ:

 

– ВЕЛИЧИНУ РАВНУЮ ИЛИ МЕНЬШЕ 10-6 – ПРИЕМЛЕМЫМ РИСКОМ;

НЕПРИЕМЛЕМЫМ – R > 10-3.

Под управлением риском понимается выработка баланса между опасностью и выигрышем при обеспечении определенного уровня безопасности. Процесс управления риском включает количественную оценку риска, принятие решений и осуществление практических мер по противодействию чрезвычайным ситуациям.

 

 

Конечной целью управления риском является обеспечение приемлемого уровня безопасности.

 

 

Каждому проявлению опасности - стихийному бедствию, аварии и катастрофе иному чрезвычайному событию присущи своя обстановка и последствия:

· источник,

· поражающие факторы,

· характер поражений,

· объем и масштабы разрушений,

· зона распространения,

· величина бедствий и человеческих жертв, другие особенности.

 

Под последствиями понимается результат воздействия поражающих факторов источника чрезвычайного события.

 

Источник чрезвычайного события – это опасное явление или процесс, в результате которого на определенной территории или акватории произошла или может произойти чрезвычайная ситуация.

Поражающие факторы– это составляющая опасного явления или процесса, вызванная источником чрезвычайного события и характеризуемая физическими, химическими и биологическими действиями или проявлениями, которые определяются или выражаются соответствующими параметрами (ГОСТ Р 22.0.02-94).

 

 

В ЧС различают первичные и вторичные поражающие факторы.

 

Первичные поражающие факторы – такие, которые формируются в момент возникновения чрезвычайной ситуации и исходят непосредственно от её источника.

Вторичные поражающие факторы – это следствие первичного разрушающего воздействия на потенциально опасные элементы инфраструктуры (объекта).

 

Поражающие факторы могут иметь различный характер воздействия на человека и окружающую среду.

Характер воздействия поражающих факторов на человека и окружающую среду:

· механический,

· тепловой,

· химический,

· радиационный,

· электромагнитный,

· акустический,

· биологический,

· информационный.

 

Чрезвычайные ситуации классифицируют:

· по типам,

· видам,

· сфере (месту) возникновения,

· времени протекания,

· ведомственной принадлежности,

· масштабу и последствиям (ущербу).

 

 

По масштабу и последствиям

Категория ЧС Количество пострадавших (в т.ч. погибших или получивших ущерб здоровью), чел. Размер материального ущерба, млн. руб. Площадь зоны ЧС Структуры, ликвидирующие ЧС
  Локальная   не более 10   не более 0,1 Территория объекта производственного или социального назначения Силы и средства организации (объекта)
  Муниципальная   не более 50   не более 5 Территория одного поселения, внутригородской образования Силы и средства органа местного самоуправления
    Межмуниципальная     не более 50     не более 5 Территория двух и более поселений, внутригородских образований   Силы и средства органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС
    Региональная     свыше 50, но не более 500   более 5, но не более 500   Территория одного субъекта РФ
    Межрегиональная     свыше 50, но не более 500     свыше 5, но не более 500   Территория двух и более субъектов РФ Силы и средства органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в этой зоне ЧС. При недостаточности – привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти
  Федеральная   свыше 500   свыше 500   _

Характеристика ЧС в соответствие с Постановлением Правительства РФ №304 от 21.05.2007 г. «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЧС Первый этап чрезвычайной ситуации характеризуется образованием предпосылки к возникновению природного, техногенного или иного бедствия. В этот период накапливаются отклонения от нормального состояния жизнедеятельности. Появляются признаки угрозы реализации опасности. На этом этапе важно во время заметить тенденцию к нарастанию угроз, оценить вероятность риска чрезвычайного события, а также возможные его масштабы и последствия. На втором этапе происходит инициирование источника ЧС - возникает и развивается чрезвычайная ситуация. В это время происходит негативное воздействие поражающих факторов ЧС на людей и объекты природной среды. На этом этапе принимаются меры защиты населения и территорий, осуществляется локализация и прекращение развития чрезвычайной ситуации, её ликвидация. Второй этап заканчивается, как правило, с переходом пострадавшей территории, её хозяйственных и социальных структур и населения на повседневный режим жизнедеятельности. На третьем этапе осуществляется ликвидация долговременных последствий воздействия поражающих факторов природных, техногенных, социальных или иных бедствий. Примером долговременных последствий ЧС может служить радиоактивное загрязнение огромных территорий в результате аварий на производственном объединении «Маяк» в 1957 году (Челябинская область), на Чернобыльской АЭС в 1986 году (Украина), военных конфликтов на территории России и других государств.  


Это должен знать каждый

Чрезвычайную ситуацию (событие) легче предотвратить, чем потом ликвидировать её последствия. Для этого надо немногое – своевременно сообщить о её угрозе компетентным органам. Телефоны чрезвычайных служб:

Ситуации экстренных сообщений: - угроза или возникновение пожара; - человек в беде (угроза падения с высоты, гибели на воде, заблудился в лесу, упал в канализационный колодец, угроза отравления ОХВ…); - дорожно-транспортное происшествие с тяжёлыми последствиями (деформация салона автомашины, где находятся люди, невозможность их эвакуировать…).  
01

(спасатели и

пожарные)

 

 

 
 
Ситуации экстренных сообщений: - беспорядок на улице, во дворе, в подъезде, нарушение общественного порядка гражданами; - обнаружение подозрительных, бесхозных предметов, незнакомых в месте вашего проживания лиц с подозрительными предметами; - дорожно-транспортное происшествие.

 


(милиция)

 

 
 
Ситуации экстренных сообщений: - получение травм, повреждений, случившихся в результате дорожно-транспортных происшествий, других чрезвычайных событий - тяжёлое заболевание, отравление, острые боли;

 


(скорая

помощь)

 

 
 
Ситуации экстренных сообщений: - утечка газа из магистральных газопроводов; - неисправность бытовых газовых приборов; - угроза взрыва, возникновения пожара, обнаруживаемая по визуальным признакам (запах газа, видимые неисправности газовой аппаратуры…)

 


(аварийная

служба газа)

Кроме того, сообщения о чрезвычайных событиях можно адресовать в отдел внутренних дел вашей районной Управы, участковому инспектору по месту вашего проживания.

2.Организационная структура, задачи, силы и средства РСЧС и ГО.

2.1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС): предназначение, задачи, организационная структура и режимы функционирования.

2.2. Гражданская оборона (ГО) в современных условиях: предназначение, задачи, организационная структура и режимы функционирования

К занятию 2 (ПЗ). Самостоятельная работа по 2 вопросу: Режимы функционирования РСЧС и ГО. Основные руководящие документы.

Задание: доработать материалы лекции; изучить, законспектировать и знать:

1. Предназначение, задачи, структуру, силы и средства РСЧС и ГО, в том числе типового объекта. Режимы функционирования.

2. Основные требования руководящих документов по организации и планированию ГО на объектах (в учреждениях), права и обязанности граждан в области защиты от ЧС.

3. Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС

Литература:

1. Малышев А.А., Силуков М.А. ЧС бесконфликтного и конфликтного типа. Уч. пос. – М.: МГЛУ, 2008, с. 17-46.

2. Бобок С.А., Юртушкин В.И. «ЧС: ЗН и Т». 2003, с. 66-91.

3. Основы гражданской обороны. Библиотечка «Военные знания». Уч. пос. 2005, с. 3 – 13.

4. БЖД: Учебник /Под ред. Михайлова Л.А. – СПБ.: Питер, 2008. – с.17-18; 22-31.

5. Федеральные законы:

· «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от 21.12 1994 г.;

· «О гражданской обороне» от 12.02 1998 г. № 28-ФЗ.

6. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

 

 

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ОПАСНОСТИ РОССИИ

· Граничит с 16 государствами. Ряд из них имеют территориальные претензии.

· 1098 крупных городов, из них 350 отнесены к группам по ГО.

· Население РФ - по некоторым оценкам менее 143 млн. чел.

· 148химически опасных городов

· Подвержены сезонным затоплениям более 300 городов и десятки тысяч сельских поселений общей численностью 4,6 млн. чел., площадью 400тыс. км2

· Зарегистрировано более 160тыс. ОПО, в т. ч. 3600химически опасных, 10 АЭС, 31энергоблок, более 100 РОО, 28,5 тыс. водохранилищ, в том числе 330 крупных с объемом более 10млн. м3

1,5 тыс. накопителей промышленных отходов.

· Проживает в зонах:

- ХЗ более 40 млн. чел

- потенциального затопления более 10 млн. чел.

- в зонах наблюдений АЭС 4 млн. чел.

· В составе ТЭК функционирует 1350 опасных производственных объектов; 157 тыс км газопроводов; 47 тыс км нефтепроводов; 22 тыс км продуктопроводов (аммиакопровод); более 30% выработали ресурс.

· В различных отраслях экономики РФ эксплуатируется около 10 тыс. пожаро- взрывоопасных объектов.

· 70 млн. м3 радиоактивных отходов суммарной активностью 1,6 млрд. Ки

· ОЯТ на АЭС – 11 тыс.т.

 

 

 


Построение и режимы функционирования системы защиты населения и территорий России в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

 

 

 


Рис.1. Система защиты населения и территорий Российской Федерации

 

 

МЧС России - Министерство РФ по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС)

ДЕПАРТАМЕНТЫ

Пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны Территориальной политики Гражданской защиты
Тыла и вооружения Административный Надзорной деятельности
Организационно-мобилизационный Кадровой политики Международной деятельности
Финансово-экономический Инвестиций и капитального строительства  

УПРАВЛЕНИЯ

Научно-техническое Государственной инспекции по маломерным судам Преодоления последствий радиационных аварий и катастроф
Авиации и авиационно-спасательных технологий Федеральной поддержки территорий Медико-психологического обеспечения
Контрольно-ревизионное Защиты информации и обеспечения безопасности спасательных работ Информации
Правовое    

 

 

СИЛЫ И СРЕДСТВА МЧС:

НЦУКС; ПОЖ. ОХРАНА ПССлужба ВОЙСКА ГО

ГОС. ИНСПЕКЦИЯ ПО ПСИХОЛОГИЧ. ТЕХНИКА

МАЛОМЕРНЫМ СУДАМ СЛУЖБА

ЕДИНАЯ ВОЕНИЗИРОВАННАЯ ГОРНОСПАСАТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА (создаётся на базе подразделений горноспасателей угольной, металлургической и строительной отраслей с 2010 года)

 

ОБЩЕРОССИЙСКАЯ КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ИНФОРМИРОВАНИЯ И ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В МЕСТАХ МАССОВОГО ПРЕБЫВАНИЯ ЛЮДЕЙ (ОКСИОН)

 

       
 
 
   

 

 


2.1.Назначение, основные задачи и структура РСЧС

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) предназначена для предупреждения и защиты населения, территорий, окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других критических ситуаций и обстоятельств в мирное время.

 

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧС 1. ЗАБЛАГОВРЕМЕННОСТИ: Мероприятия, направленные на предупреждение ЧС, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения проводятся ЗАБЛАГОВРЕМЕННО. 2. РЕАЛЬНОСТИ И ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ: Планирование и осуществление мероприятий по ЗН и Т от ЧС проводятся с УЧЁТОМ экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС. 3. НЕОБХОДИМОЙ ДОСТАТОЧНОСТИ: Объём и содержание мероприятий по ЗН и Т от ЧС определяется исходя из НЕОБХОДИМОЙ ДОСТАТОЧНОСТИ и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства ГО.


Основные задачи РСЧС:

· разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС, осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, создание резервов финансовых и материальных ресурсов на осуществление этих программ, ликвидацию последствий ЧС;

· сбор, обработка и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС, прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций, осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;

· подготовка населения к действиям в условиях ЧС, обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для их предупреждения и ликвидации, повышение устойчивости функционирования предприятий и учреждений в условиях чрезвычайных ситуаций;

· реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации, осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных и других миротворческих акций;

· комплекс задач по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: спасение людей, их эвакуация из зон поражения, оказание медицинской помощи пострадавшим, разбор и ликвидация завалов, тушение пожаров, восстановление систем жизнеобеспечения людей и другие.

Организационная структура РСЧС (принципиальная схема)

В январе 20010 г. По Указу Президента РФ был создан восьмой федеральный округ – Северо-Кавказский с центром – в г. Пятигорске)

СТРУКТУРА РСЧС

 

Правительство РФ

 

    У р о в н и
    Структурные элементы системы РСЧС 1. 1.Федеральный     2.Межрегиональный (федеральные округа РФ)     3.Региональный 4.Муниципальный 5.Объектовый
        Территориальные подсистемы
1. Органы управления Координационные Правительственная комиссия. Ведомственные комиссии (КЧС и ОПБ) Представитель Президента в ФО Региональные центры   КЧС и ОПБ   КЧС и ОПБ   КЧС и ОПБ
      Постоянно действующие МЧС, подразделения федеральных органов исп.власти Региональные центры (РЦ) ГОЧС Главное управ­ление ГОЧС Управления, отделы ГОЧС Отделы, сектора, специалисты ГОЧС
      Повседневного управления НЦУКС; ЦУКС, инф. центры, ДДС федеральных органов исп. власти ЦУКС РЦ ЦУКС главных Единые ДДС Управлений (ГУ муниципальных ГОЧС МЧС); образований инф. центры, ДДС орг.исп.вл. Субъектов РФ Дежурно-диспетчерские службы организаций (ДДС)
2. Силы и сред­ства Наблюдения и контроля (НиК) Подразделения НиК, «Росгидромета», ГК по АЭ «Росатом», органов исполнительной власти, потен­циально опасных объектов; формирования Госсанэпиднадзора РФ; сеть наблюдений и лабораторного контроля ГО и др.
      Ликвидации ЧС Подразделения аварийно-спасательных служб МЧС; противопожарные подразделения МЧС; войска ГО; формирования «Медицины катастроф»; подразделения МО, МВД; штатные и нештатные аварийно-спасательные формирования различного назначения
Информационно-управляющие системы (системы связи, оповещения, информационного обеспечения) Информационный центр Информационно-управляющий центр Информационно-управляющий центр ГОЧС Абонентский пункт ОУ ГОЧС Информационный центр
4. Финансовые и материальные резервы Базы, склады, хранилища с материальными средствами
Функциональные подсистемы Органы управления, силы и средства ГОЧС. Информационно-управляющие системы, финансовые и материальные ресурсы министерств и ведомств
                     

Силы и средства всех уровней могут использоваться на любом из них в зависимости от масштаба ЧС

 

Каждый уровень РСЧС имеет:

1. Координационные органы;

2. Постоянно действующие органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;

3. Органы повседневного управления;

4. Силы и средства наблюдения и контроля (НиК);

5. Силы и средства ликвидации последствий ЧС;

6. Единая автоматизированная информационно управляющая система (системы связи, оповещения и информационного обеспечения);

7. Резервы финансовых и материальных ресурсов.

 

Основы гражданской обороны

 


Организация ГО РФ

 

 

 

 


Принятые этим министерством в пределах своих полномочий решения по гражданской обороне обязательны для всех органов государственной власти, органов ведомственных структур ГО, администраций объектов экономики и учреждений независимо от их принадлежности и форм собственности, а также для всех должностных лиц и граждан Российской Федерации.

 

 

 

 


Организация ГО объекта (учреждения)

 

 

Расчёт создания объектовых формирований

образовательных учреждений

    Наименование формирований     Численность л.с, чел. Образовательные учреждения  
Высш. проф. образования Среднего проф. образования Начального проф. и среднего (полного) общего образования  
    НАСФ Спасательная команда 1…2 и более    
Спасательная группа      
    Специальные формирования Санитарный пост   из расчёта 1 на 200 чел  
Пост РХН  
Подвижная АЗС Создаётся по 1 на объект (участок) работ  
Эвакуационная техническая группа Создаётся по 1 на объект (участок) работ  
Звено подвоза воды Создаётся по 1 на объект (участок) работ  
   
Группа охраны общественного порядка  
Звено по обслуживанию убежищ и укрытий Создаётся по 1 на каждое защитное сооружение  
Отделение пожаротушения  
           

 

 

Тесты для самоконтроля

РСЧС – это:

1) общественная организация, призванная защищать интересы граждан РФ;

2) организация международного сотрудничества;

3) единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

4) государственная служба, предназначенная для решения вопросов охраны и безопасности труда людей в производственной деятельности.

Основная структура, предназначенная защищать гражданское население и территории от ЧС военного времени:

1) РСЧС;

2) Гражданская оборона;

3) Министерство внутренних дел;

4) Вооруженные Силы.

Основные составляющие элементы структуры РСЧС на всех уровнях и в подсистемах:

1) органы управления, силы и средства, информационно-управляющие системы, финансовые и материальные резервы;

2) пункты управления, невоенизированные формирования, воинские части и подразделения;

3) территориальные, местные, объектовые, региональные, федеральные не штатные формирования ГО;

4) органы управления, пункты управления, гражданские организации различных министерств и ведомств.

Гражданская оборона – это:

1) общественная организация, призванная защищать интересы граждан РФ;

2) единая государственная система предупреждения и ликвидации чре






Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.052 с.