Магический камень, применяемый в обряде вызывания дождя жителями сс. Лака и Хоредж Хивского района (табасаранцы). 1991 г. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Магический камень, применяемый в обряде вызывания дождя жителями сс. Лака и Хоредж Хивского района (табасаранцы). 1991 г.



 

 

Руслан Ибрагимович
СЕФЕРБЕКОВ

 

 

ПАНТЕОН
ЯЗЫЧЕСКИХ БОЖЕСТВ

НАРОДОВ ДАГЕСТАНА


(ТИПОЛОГИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКА,
ПЕРСОНИФИКАЦИИ)

 

Научное издание

 

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Формат 60х90 1/16. Подписано в печать 1.09.09.

Бумага офсетная. Гарнитура “Times”. Усл. п. л. 20,7. Тир. 500 экз.

Отпечатано в типографии ПБОЮЛ «Султанбекова Х.С.»

РД, г.Махачкала, ул. Гаджиева, 34.

 


[1] См.: Гильденштедт И.А. Путешествие по Кавказу в 1770-1773 гг. / Ред. Ю.Ю. Карпов. СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2002. С.335- 350.

[2] См.: Каранаилов О. (и Барсов А.). Аул Чох // СМОМПК.1884. Вып. 4. С. 1-24; Мамедов А. Алпаб (лезгинское поверье) // СМОМПК. 1892. Вып.13. С.145-146; Егоров Н.М. Особые пироги и хлебы // СМОМПК. Тифлис, 1909. Вып.40. Отд.II. С. 1-8; Дирр А.М. Божества охоты и охотничий язык у кавказцев // СМОМПК. Тифлис, 1915. Вып. 44. Отд. IV. С. 1-16.

[3] См.: Чурсин Г.Ф. Очерки по этнологии Кавказа. Тифлис, 1913; Он же. Праздник «выхода плуга» у горских народов Дагестана // Известия Кавказского историко-археологического института. Тифлис, 1927. Т.5; Он же. Культ железа у кавказских народов // Известия Кавказского историко-археологического института. Тифлис, 1927. Т.6; Он же. Амулеты и талисманы Кавказских народов // СМОМПК. Махачкала, 1929. Вып.46;Он же. Фигурные обрядовые печенья у кавказских народов // Бюллетень Кавказского историко-археологического института в Тифлисе. Л., 1930. № 6; Он же. Магия в борьбе с засухой у кавказских народов // Бюллетень Кавказского историко-археологического института. Тифлис, 1930. № 6; Он же. Материалы по этнографии Абхазии. Сухуми, 1956; Он же. Авары: Этнографический очерк. 1928 г. / Науч. ред. Р.И. Сефербеков. Махачкала, 1995.

[4] См.: Панек Л.Б., Шиллинг Е.М. Сборник очерков по этнографии Дагестана / Науч. ред. Р.И. Сефербеков. Махачкала, 1996.

[5] См.: Никольская З.А. Религиозные представления и земледельческие обряды аварцев (К вопросу о синкретизме религиозных верований аварцев) // Вопросы истории религии и атеизма. М., 1959. Вып.7.

[6] См.: Трофимова А.Г. Из истории религиозных обрядов вызывания дождя и солнца у народов Южного Дагестана // Азербайджанский этнографический сборник. Баку, 1965. Вып.2.

[7] См.: Гаджиев Г.А. Доисламские верования и обряды лезгин (по материалам Самурской долины): Дис… канд. ист. наук. Махачкала, 1977 // РФ ИИАЭ. Ф.3. Оп.3. Д.565; Он же. Религиозные верования и обряды народов Дагестана. 1977-1985 гг. // РФ ИИАЭ. Ф.5 Оп.1. Д.104, 176, 185, 201, 293, 294, 313, 327; Он же. Доисламские религиозные верования у народов Нагорного Дагестана в XIX – начале ХХ в. (аварцы). 1982 г. // РФ ИИАЭ. Ф.3. Оп.3. Д.525; Он же. Мифические персонажи и их названия у лезгин // Отраслевая лексика дагестанских языков. Махачкала, 1984. С.82-93; Он же. Магия в свадебной обрядности народов Нагорного Дагестана // Брак и свадебные обычаи у народов Дагестана в XIX – нач. ХХ в. Махачкала, 1986. С.96-111; Он же. Домонотеистические верования и обряды народов Дагестана: рудименты язычества в традиционной духовной культуре дагестанцев. 1991 г. // РФ ИИАЭ. Ф.3. Оп.3. Д.726; Он же. Духовная культура народов Южного Дагестана (XVIII – нач. ХХ в.). 1992-1995 гг. // РФ ИИАЭ. Ф.3. Оп.3. Д.751, 773; Он же. Верования и обряды: доисламский период. Махачкала, 1993.



[8] См.: Гаджиев Г.А. Доисламские верования и обряды народов Нагорного Дагестана. М.: Наука, 1991.

[9] См.: Агларов М.А. Языческое святилище на вершине горы Бахарган (К изучению общинных и региональных культов в Дагестане) // Мифология народов Дагестана. Махачкала, 1984; Он же. Из верований народов Западного Дагестана (божество ЦIоб) // Проблемы мифологии и верований народов Дагестана. Махачкала, 1988 и др.

[10] См.: Булатова А.Г. Традиционные праздники и обряды народов Горного Дагестана в XIX – нач. ХХ в. Л.: Наука, 1988; Она же. Сельскохозяйственный календарь и календарные обычаи и обряды народов Дагестана. СПб.: Петербургское Востоковедение, 1999 и др.

[11] См.: Булатов А.О. Пережитки домонотеистических верований народов Дагестана в XIX – нач. ХХ в. Махачкала, 1990; Он же. Формы шаманско-магической практики у народов Дагестана в конце XIX–XX в. Пущино, 2004 и др.

[12] См.: Халидова М.Р. Мифологический и исторический эпос народов Дагестана. Махачкала, 1992; Она же. Устное народное творчество аварцев / Под ред.Г.Г. Гамзатова. Махачкала, 2004 и др.

[13] См.: Халилов Х.М. Устное народное творчество лакцев / Под ред. Г.Г. Гамзатова. Махачкала, 2004 и др.

[14] См.: Алигаджиева З.А. Пережитки домонотеистических верований и обрядов у аварцев-андалальцев в XIX – нач. XX в.: Дис… канд. ист. наук. Махачкала, 2008.



[15] См.: Омаров Ш.И. Быт и духовная культура даргинцев-цудахарцев в XIX – нач. XX в.: Дис… канд. ист. наук. Махачкала, 2008.

[16] См.: Алимова Б.М. Табасаранцы XIX – нач. XX в.: Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 1992; Она же. Кайтаги. XIX – нач. XX в.: Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 1998; Алимова Б.М., Магомедов Д.М. Ботлихцы. XIX – нач. ХХ в.: Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 1993; Лугуев С.А., Магомедов Д.М. Бежтинцы. XIX – нач. ХХ в.: Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 1994; Мусаева М.К. Хваршины. XIX – нач. ХХ в.: Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 1995; Она же. Этнография детства народов Дагестана (Народы Равнинного и Южного Дагестана). Махачкала, 2007; Алимова Б.М., Лугуев С.А. Годоберинцы. XIX – нач. ХХ в.: Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 1997; Алимова Б.М., Булатов Б.Б., Сефербеков Р.И. Из истории духовной культуры табасаранцев. Махачкала, 2000; Лугуев С.А., Магомедов Д.М. Дидойцы (цезы). XIX – нач. ХХ в.: Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 2000; Ризаханова М.Ш. Гунзибцы. XIX – нач. ХХ в.: Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 2001; Она же. Дагестанские русские. XIX – нач. ХХ в.: Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 2001; Она же. Лезгины. XIX – нач. ХХ в.: Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 2005; Она же. Гинухцы. XIX – нач. ХХ в.: Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 2006; Агларов М.А.Андийцы: Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 2002; Курбанов М.Ю. Сюргинцы. XIX – нач. ХХ в.: Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 2006; Лугуев С.А. Ахвахцы. XIX – нач. ХХ в.: Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 2008; Он же. Балхарцы. XIX – нач. ХХ в.: Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 2008 и др.

[17] См.: Штернберг Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии. Л., 1936; Токарев С.А. Религиозные верования восточнославянских народов XIX – нач. ХХ в. М.: Л., 1957; Он же. Религия в истории народов мира. 4-е изд., испр. и доп. М., 1986; Пропп В.Я. Русские аграрные праздники (Опыт историко-этнографического исследования). Л., 1963; Анисимов А.Ф. Этапы развития первобытной религии. М.: Л., 1967; Снесарев Г.П. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма. М., 1969; Соколова З.П. Культ животных в религиях. М., 1972; Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М., 1975; Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М., 1978; Афанасьев А.Н. Древо жизни: Избранные статьи. М., 1983; Он же. Живая вода и вещее слово. М., 1988; Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М., 1987; Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. М., 1996; Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. / Пер. с нем. К.Д. Цивиной. М., 1997; Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник. 3-е изд. М., 2001; Киреевский И.Р. Мифы древних славян: Боги, духи, растения, животные. Харьков, 2006 и др.

[18] См.: Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь: : Исследование магии и религии / Пер. с англ. М., 1980; Купер Дж. Энциклопедия символов. М., 1995; Тайлор Э.Б. Первобытная культура / Пер. с англ. Д.А. Коропчевского. Предисл. и прим. А.И.Першица. М., 1989.

[19] См.: Ахриев Ч. Ингуши (их предания, верования и поверья) // ССКГ. Тифлис, 1875. Вып.8; Харатян З.В. Традиционные демонологические представления армян (по материалам семейного быта XIX – начала ХХ в.) // СЭ. 1980. № 2; Мужухоев М.Б. Из истории язычества вайнахов (пантеон божеств в позднем средневековье) // СЭ. 1985. № 2; Зухба С.Л. Типология абхазской несказочной прозы. Майкоп, 1995; Далгат Б.К. Первобытная религия чеченцев и ингушей. М., 2004; Чибиров Л.А.Традиционная духовная культура осетин / Под ред. Ю.Ю.Карпова. М., 2008; Керейтов Р.Х. Ногайцы: Особенности этнической истории и бытовой культуры/ Науч. ред. Ю.Ю. Клычников. Ставрополь, 2009 и др.

[20] См.: Религиозные верования народов СССР. В 2-х т. М.: Л., 1931. Т.2; Религия и мифология народов Восточной и Южной Азии. М., 1970; Домусульманские верования и обряды в Средней Азии. М., 1975; Мифологии древнего мира / Пер. с англ., предисл. И.М. Дьяконова. М., 1977; Мифы, культы, обряды народов зарубежной Азии. М., 1986 и др.

[21] См.: Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2-х т. / Отв.ред. С.А. Токарев. М.: Российская энциклопедия, 1994; Мифология: Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Е.М. Мелетинский. 4-е изд. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.

[22] См.: УЗ ИИЯЛ, ВИД, СЭ, ЭО, ДЭС, Лавровский сборник, Вестник Дагестанского научного центра, Вестник Института истории, археологии и этнографии и др.

[23] См.: Древности Дагестана. Махачкала, 1971; Семейный быт народов Дагестана в XIX – ХХ вв. Махачкала, 1980; Быт сельского населения Дагестана (XIX – нач. ХХ в.). Махачкала, 1981; Мифология народов Дагестана. Махачкала, 1984; Брак и свадебные обычаи у народов Дагестана в XIX – нач. ХХ в. Махачкала, 1986; Обряды и культы древнего и средневекового населения Дагестана. Махачкала, 1986; Проблемы мифологии и верований народов Дагестана. Махачкала, 1988; Магическая поэзия народов Дагестана. Махачкала, 1989; Традиционный фольклор народов Дагестана. М., 1991; Новые исследования дагестанских историков. Махачкала, 1996 и др.

[24] См.: Международная научная конференция «Археология и этнология Кавказа»: Сборник кратких докладов. Тбилиси, 2002; Международная научная конференция «Археология, этнология, фольклористика Кавказа»: Сборник кратких содержаний докладов. Батуми, 7-8 сентября 2006 г. Тбилиси, 2007; Материалы международной научной конференции «Новейшие археологические и этнографические исследования на Кавказе». Махачкала, 1-5 октября 2007 г. Махачкала, 2007; Материалы международной научной конференции «Кавказ: Археология и этнология». Шамкир, 11-12 сентября 2008 г. Баку, 2009; Материалы международной научной конференции «Археология, этнология, фольклористика Кавказа». Тбилиси, 24-28 июня 2009 г. Тбилиси, 2009.

[25] Дэвлет Е.Г., Дэвлет М.А. Мифы в камне: Мир наскального искусства России. М.: «Алетейа», 2005. С. 251.

[26] Байбурин А.К. Миф // Народные знания. Фольклор. Народное искусство: Свод этнографических понятий и терминов. М.: Наука, 1991. Вып. 4. С. 75-77; Мифология: Большой энциклопедический словарь / Гл.ред. Е.М.Мелетинский. 4-е изд. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. С. 653-656.

[27] Донини А. Люди, идолы, боги: очерк истории религии / Пер. с итал. И.И. Кравченко. М.: Наука, 1962. С. 18.

[28] Айдинян Р.М. Понятие религии и генезис религиозно-мистических представлений // Категории исторических наук. Л.: Наука, 1988. С. 144.

[29] Там же. С. 158, 169.

[30] Крывелев И.А. К вопросу о типологии религиозных верований // Проблемы типологии в этнографии. М.: Наука, 1979. С. 204.

[31] Крюков М.В., Кузнецов А.И. Введение // Типология основных элементов традиционной культуры / Отв. ред. М.В. Крюков, А.И. Кузнецов. М.: Наука, 1984. С. 4.

[32] Там же. С. 5.

[33] Крюков М.В. Об общих принципах типологического исследования явлений культуры (На примере типологии жилища) // Типология основных элементов традиционной культуры. / Отв. ред. М.В. Крюков, А.И. Кузнецов. М.: Наука, 1984. С. 7-8; см. также: Крюков М.В. О принципах типологического исследования явлений культуры // СЭ. 1983. №5. С. 3-13.

[34] Крюков М.В. Об общих принципах типологического исследования явлений культуры. С. 8, 9.

[35] Чеснов Я.В. О принципах типологии традиционно-бытовой культуры // Проблемы типологии в этнографии. М.: Наука, 1979. С. 190-191.

[36] Там же. С. 191.

[37] Пропп В.Я. Принципы классификации фольклорных жанров // СЭ. 1964. № 6. С. 152.

[38] Там же. С. 153.

[39] Садовский В.Н. Система // Новая философская энциклопедия. М.: «Мысль», 2001. Т. 3. С.552-553.

[40] См.: Сефербеков Р.И. Боги и демоны народов Дагестана (типологическая классификация) // Вестник Дагестанского научного центра. Махачкала, 1999. №5. С.77-80; Seferbekov R. Gods and demons of the Dagestanian Реорles (A Tentative Typology and Classification) // Иран и Кавказ: Труды Кавказского центра Иранистики. Тегеран, 1999-2000. Т.3-4. С.133-135; Сефербеков Р., Исмаилов Р. Пантеон и пандемониум народов Дагестана (типологическая классификация) // Кавказский вестник: Альманах. Тбилиси, 2000. №2. С.122-125; Сефербеков Р.И., Эльдаров М.Ч. Пантеон богов народов Дагестана (типологическая классификация) // История Северного Кавказа с древнейших времен по настоящее время: (Тезисы конференции. 30-31 мая 2000 г.). Пятигорск, 2000. С.219-221; Сефербеков Р.И. Пантеон и пандемониум народов Дагестана: становление, развитие, распад // IV Конгресс этнографов и антропологов России: Тезисы докладов. Нальчик, 20-23 сентября 2001 г. М., 2001. С.278; Seferbekov R. On the demonology of the Tabasaranians: Typologу аnd description // Iran and the Caucasus: Research Papers from the Caucasian Centre for Iranian Studies, Yerevan. Tehran, 2001. Vol. V. P.139-148; Омаров Ш.И., Сефербеков Р.И. Демоны народов Дагестана (типологическая классификация) // Лавровские (среднеазиатско-кавказские) чтения 2000-2001 гг.: Краткое содержание докладов. СПб., 2002. С.109-110; Cефербекoв Р.И. Параллели в теонимии у народов Кавказа как показатель их древних духовных связей // Тезисы докладов международной научной конференции «Историко-культурные и экономические связи народов Кавказа: прошлое, настоящее, будущее», посвященной 80-летию Института ИАЭ ДНЦ РАН. Махачкала, 7-8 октября 2004 г. Махачкала, 2004. С.69-70; История Дагестана с древнейших времен до наших дней / Отв. ред. А.И. Османов. В 2-х т. М.: Наука, 2004. Т.1. С.254-260; Сефербеков Р.И. Мифологические персонажи дагестанцев и вайнахов // Тезисы докладов научно-практической конференции «Исторические связи народов Дагестана и Чечни». Махачкала, 2006. С.19-21; Сефербеков Р.И. Верховные боги народов Северного Кавказа (Сравнительно-сопоставительный анализ общего и особенного) // Научная мысль Кавказа. Ростов-на-Дону, 2006. №1. С.72-76; Сефербеков Р.И., Алигаджиева З.А. Мифологические персонажи пантеона и пандемониума аварцев // VII Конгресс этнографов и антропологов России: Доклады и выступления. Саранск, 9-14 июля 2007 г. Саранск, 2007. С. 366.

[41]Альбедиль М.Ф. Индуизм: Творящие ритмы. СПб.: Азбука-классика: Петербургское востоковедение, 2004. С.139.

[42] Там же. С.137.

[43] Салмин А.К. Система религии чувашей / Отв. ред. А.И. Терюков. СПб.: Наука, 2007. С.384.

[44] Топоров В.Н. Космос // Мифы народов мира: Энциклопедия / Гл. ред. С.А. Токарев. В 2-х т. 2-е изд. М.: Российская энциклопедия, 1994. Т.2. С.10.

[45] Лушникова А. О священности севера и левой стороны в мировоззрении индоиранских народов // Астрономия древних обществ: Материалы конференции «Астрономия древних цивилизаций» Европейского общества астрономии в культуре. Москва, 23-27 мая 2000 г. М.: Наука, 2002. С.290.

[46] Кулемзин В.М. Человек и природа в верованиях хантов. Томск, 1984. С.170.

[47] Соколов Ю.М. Русский фольклор. М.: Учпедгиз, 1941. С.130.

[48] Левкиевская Е.Э. Материалы по карпатской мифологии // Славянский и балканский фольклор: Верования. Текст. Ритуал. М.: Наука, 1994. С.252.

[49] Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография / Пер. с нем. К.Д. Цивиной. М.: Наука, 1991. С.403.

[50] См.: Сефербеков Р.И., Махмудова Э.М. Представления о локусах обитания нечистой силы у народов Дагестана // Лавровские (среднеазиатско-кавказские) чтения 2004-2005 гг.: Тезисы докладов. СПб., 2005. С. 85-86.

[51] Элиаде Мирча. Священное и мирское / Пер. с франц., предисл. и коммент. Н.К. Гарбовского. М.: Изд-во МГУ, 1994. С.27.

[52] Элиаде Мирча. Священное и мирское. С. 48.

[53] Шахнович М.И. Исследование советской наукой проблем происхождения религии и ее ранних форм // Вопросы научного атеизма. М., 1967. Т. 4. С.8.

[54] Анисимов А.Ф. Этапы развития первобытной религии. М.: Л., 1967. С. 153.

[55] Харузин Н.Н. Этнография: Лекции, читанные в императорском Московском университете: Верования. СПб., 1905. Т. IV. С. 161.

[56] Петрухин В.Я. Человек и животное в мифе и ритуале // Мифы, культы, обряды народов Зарубежной Азии / Отв. ред. Н.Л. Жуковская. М.: Наука, 1986. С.16.

[57] Донини А. Люди, идолы, боги: очерк истории религии. С.112.

[58] Агларов М.А. Языческое святилище на вершине горы Бахарган... С.42.

[59] Там же.

[60] Дмитриев В.А. Концептуальное пространство традиционной культуры и пространственное поведение народов Северного Кавказа // Северный Кавказ: человек в системе социокультурных связей / Отв. ред. Ю.Ю.Карпов. СПб.: Петербургское востоковедение, 2004. С.31.

[61] См.: Очиаури Г.А., Сургуладзе И.К. Кавказско-иберийских народов мифология // Мифы народов мира: Энциклопедия / Гл. ред. С.А. Токарев. В 2-х т. 2-е изд. М.: Российская энциклопедия, 1994. Т. 1. С.604.

[62] См.: Шихсаидов А.Р. О проникновении христианства и ислама в Дагестан // УЗ ИИЯЛ. Махачкала, 1957. Т.3. С.54-76; Он же. Ислам в средневековом Дагестане (VII-XV вв.). Махачкала, 1969. С.143; Он же. Распространение ислама в Дагестане // Ислам и исламская культура в Дагестане. М.: Вост. лит. РАН, 2001. С.4-16; Бобровников О.В. Ислам в Дагестане: история и современность // Наука и молодежь: Сборник статей молодых ученых и аспирантов по гуманитарным проблемам / Отв. ред. и сост. Р.И. Сефербеков. Махачкала, 1997. Вып. 1. С.122.

[63] Сефербеков Р.И. Пантеон и пандемониум народов Дагестана: становление, развитие, распад // IV Конгресс этнографов и антропологов России: Тезисы докладов. Нальчик, 20-23 сентября 2001 г. М., 2001. С.278.

[64] См.: Шихсаидов А.Р. О проникновении христианства и ислама в Дагестан. С. 54-76; Атаев Д.М. Христанские древности Аварии. С. 161-182; Христианские памятники в Дагестане / Отв. ред. Д.М. Магомедов, сост. М.М. Атаев. Махачкала, 2001; Гасанов М.Р. О распространении христианской религии в Дагестане. С. 72-77 и др.

[65] Сефербеков Р.И. К вопросу о локальных божествах и демонах сельских общин Дагестана // Материалы региональной научной конференции «Сельская община Дагестана и Северного Кавказа». Махачкала, 2003. С.115.

[66] Гаджиев М.Г. О демографических и этногенетических процессах в Дагестане в первобытную эпоху // Алародии (этногенетические исследования) / Отв. ред. М.А. Агларов, сост. Р.Г. Магомедов. Махачкала, 1995. С.14.

[67] Дьяконов И.М. Алародии (Хурриты, урарты, кутии, чеченцы и дагестанцы) // Алародии (этногенетические исследования). С.8.

[68] Старостин С.А. Культурная лексика в общесеверокавказском словарном фонде // Древняя Анатолия. М.: Наука, 1985. С.90.

[69] Бокарев Е.А. Введение в сравнительно-историческое изучение дагестанских языков. Махачкала, 1964. С.17-18.

[70] Гаджиев М.Г. О демографических и этногенетических процессах… С.14.

[71] Бокарев Е.А. Введение в сравнительно-историческое изучение... С.17-18.

[72] См.: Гаджиев М.Г. Из истории культуры Дагестана в эпоху бронзы (Могильник Гинчи). Махачкала, 1960; Он же. Дагестан и юго-восточная Чечня в эпоху средней бронзы // Древности Дагестана / Отв. ред. В.Г. Котович. Махачкала, 1974. С.11-28; Он же. Северо-Восточный Кавказ на заре бронзового века (Феномен прерванной цивилизации) // Вестник Дагестанского научного центра. Махачкала, 1998. № 1. С.97-103; Он же. Дагестан на пути к ранней цивилизации (Новое в древнейшей истории и археологии Северо-Восточного Кавказа) // Кавказ и Древний Восток: Сборник статей, посв. 70-летию Р.М. Мунчаева / Отв. ред. О.М. Давудов. Махачкала, 1999. С.81-83; Марковин В.И. Некоторые аспекты изучения северокавказской культурно-исторической общности // Древности Кавказа и Ближнего Востока: Сборник статей, посв. 70-летию со дня рождения М.Г. Гаджиева / Отв. ред. и сост. М.М. Маммаев. Махачкала, 2005. С.120-126; Багаев М.Х. К вопросу о преемственности в культурах древнего Северо-Восточного Кавказа // Там же. С.135-139; Атаев Г.Д. Процессы этнокультурного развития Северо-Восточного Кавказа в эпоху ранней и средней бронзы // Отражение цивилизационных процессов в археологических культурах Северного Кавказа и сопредельных территорий (Юбилейные XXV «Крупновские чтения» по археологии Северного Кавказа): Тезисы докладов. Владикавказ, 2008. С.14-17.

[73] Старостин С.А. Проблемы генетического родства и классификации кавказских языков с точки зрения базисной лексики // Алародии (этногенетические исследования). С.62.

[74] Сефербеков Р.И. О роли этногенетических процессов в формировании пантеона и пандемониума дагестанцев // Лавровские (среднеазиатско-кавказские) чтения 2002-2003 гг.: Тезисы докладов. СПб., 2003. С.77.

[75] Анисимов А.Ф. Этапы развития первобытной религии. С.103.

[76] Мерперт Н.Я. О племенных союзах древнейших скотоводов степей Восточной Европы // Проблемы советской археологии. М., 1975. С.55-63; Массон В.М. Первые цивилизации. Л., 1989. С.27.

[77] Гаджиев М.Г. Дагестан на пути к ранней цивилизации... С. 81-82.

[78] Гаджиев М.Г. Раннеземледельческая культура Северо-Восточного Кавказа. М.: Наука, 1991. С.236-244.

[79] История Дагестана с древнейших времен до наших дней / Отв. ред. А.И. Османов. В 2-х т. М.: Наука, 2004. Т.1. С.47.

[80] Гаджиев М.С. Между Европой и Азией: Из истории торговых связей Дагестана в албано-сарматский период. Махачкала, 1997. С. 6; подрбнее см.: Гаджиев М.С. Древний город Дагестана: Опыт историко-топографического и социально-экономического аналиаз. М.: Восточная литература, 2002. С. 205-250.

[81] Давудов О.М. Материальная культура Дагестана албанского времени (III в. до н.э. – IV в. н.э.). Махачкала, 1996. С.316-317.

[82] Там же. С.317.

[83] Там же. С.319-320.

[84] Эншлен Ш. Происхождение религии / Пер. с фр. и прим. Б.И. Шаревской. М., 1954. С. 78.

[85] Анисимов А.Ф. Этапы развития первобытной религии. С. 153.

[86] Гаджиев М.С. Древний город Дагестана… С. 235; Он же. Археологические реалии мифологического образа // Древний Кавказ: ретроспек­ция культур. Международная научная конференция, по­св. 100-летию со дня рождения Е. И. Крупнова (XXIII Круп­новские чтения по археоло­гии Северного Кавказа): Тезисы докладов. М., 2004. С.44-46.

[87] Рыбаков С.Е. Этничность и этнос // ЭО. 2003. №3. С. 11.

[88] Егорова А.И. Элементы полового символизма в традиционной этнической культуре якутов // ЭО. 1996. №4. С.45.

[89] Там же. С.45-51.

[90] См.: Толстой Н.И. О природе связей бинарных противопоставлений типа правый – левый, мужской – женский // Языки культуры и проблемы переводимости. М.: Наука, 1987. С.180-181.

[91] Якушенков С.Н. «Вертикальная» экология и семантика пространства в представлениях аймара // Экология американских индейцев и эскимосов. М., 1988. С. 276-286.

[92] См.: Карпов Ю.Ю. Женское пространство в культуре народов Каваказа. СПб., 2001. С. 9-15.

[93] Карпов Ю.Ю. Горско-кавказский социум в структурированной модели мира // Северный Кавказ: человек в системе социокультурных связей. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2004. С. 28.

[94] Сефербеков Р.И., Алиев М.О. Гендерные роли мифологических персонажей народов Дагестана (генезис, эволюция, трансформации) // Материалы региональной научной конференции «Гендерные отношения в культуре народов Северного Кавказа». Махачкала, 29 февраля 2008 г. Махачкала, 2008. С. 126-127.

[95] Жуковская Н.Л. Формы проявления культа природы в пантеоне и ритуалах ламаизма // Религия и мифология народов Восточной и Южной Азии / Отв. ред. И.А. Крывелев, Г.Г. Стратанович. М.: Наука, 1970. С. 99.

[96] Наговицын А.Е. Трансформация гендерных ролей в мифологических системах: Учебное пособие / Гл. ред. Д.И.Фельдштейн. М.: МПСИ: Флинта, 2005. С. 35.

[97] Наговицын А.Е. Трансформация гендерных ролей в мифологических системах. С. 63.

[98] Сефербеков Р.И. Проблемы типологической классификации мифологических персонажей народов Дагестана // Историческая наука Дагестана: Тезисы докладов научной сессии. Махачкала, 2003. С. 62-63; Махмудова Э.М., Сефербеков Р.И. К вопросу о критериях классификации мифологических персонажей народов Дагестана // VII Конгресс этнографов и антропологов России: Тезисы. Санкт-Петербург, 28 июня-2 июля 2005 г. СПб., 2005. С. 207.

[99] Крывелев И.А. К вопросу о типологии религиозных верований. С. 220.

[100] См.: Виноградова Л.Н., Толстая С.М. К проблеме идентификации и сравнения персонажей славянской мифологии // Славянский и балканский фольклор: Верования. Текст. Ритуал. С. 16-44.

[101] См.: Гаджиев Г.А. Мифические персонажи и их названия у лезгин // Отраслевая лексика дагестанских языков. Махачкала, 1984; Ризванов Р.З. Из ономастики лезгин // СЭ. 1984. №5; Кадыраджиев К.С. Структура и генезис кумыкских мифологических элементов палеотюркского происхождения // Мифология народов Дагестана. Махачкала, 1984; Булатов А.О. Пережитки домонотеистических верований народов Дагестана в XIX – начале ХХ в. Махачкала, 1990; Халидова М.Р. Мифологический и исторический эпос народов Дагестана. Махачкала, 1992; Халипаева И.А. Мифологическая проза кумыков: Исследование и тексты. Махачкала, 1994; Анисимов И.Ш. Кавказские евреи-горцы / Под ред. С.И. Вайнштейна. М., 2002; Бадалов Ф.А. Астральная религия лезгин: Космогонические и антропогонические представления, пантеон божеств. М., 2006 и др.

[102] См.: А-ъ. Религиозные верования абхазцев // ССКГ. Тифлис, 1871. Вып.5; Стоянов А.И. Путешествие по Сванетии // ЗКОРГО. Тифлис, 1876. Т. 10. Вып. 2; Джанашвили М. Абхазия и абхазцы. Тифлис, 1892; Дьячков-Тарасов А.Н. Абадзехи (Историко-этнографический очерк) // Записки КОИРГО. Тифлис, 1902. Кн. 22. Вып. 4; Религиозные верования народов СССР. В 2-х т. М.: Л., 1931. Т. 2; Бардавелидзе В. Главное божество древнегрузинского пантеона Гмерти // Вопросы этнографии Кавказа. Тбилиси, 1952; Чурсин Г.Ф. Материалы по этнографии Абхазии. Сухуми, 1956; Дадов А.А. К вопросу о религиозных верованиях кабардинцев // Ученые записки Кабардино-Балкарского НИИ. Нальчик, 1957. Т. 12; Джанашиа Н.С. Статьи по этнографии Абхазии. Сухуми, 1960; Вирсаладазе Е.Б. Грузинский охотничий миф и поэзия. М., 1976; Керейтов Р.Х. Мифологические персонажи традиционных верований ногайцев // СЭ. 1980. № 2; Шортанов А.Т. Адыгская мифология. Нальчик, 1982; Мужухоев М.Б. Из истории язычества вайнахов (Пантеон божеств в позднем средневековье) // СЭ. 1985. № 2; Алироев И.Ю. Язык, история и культура вайнахов. Грозный, 1990; Зухба С.Л. Типология абхазской несказочной прозы. Майкоп, 1995; Каракетов М.Д. Антропогония в религиозно-мифологическом мировоззрении карачаевцев и балкарцев // Карачаевцы и балкарцы: язык, этнография, археология, фольклор. М., 2001; Куек А. Основные мифологические образы адыгского эпоса «Нартхэр» // Адыгский эпос «Нартхэр» – сокровищница мировой культуры. Майкоп, 2003; Вардумян Г.Д. Пантеон древних армян // Лавровские (среднеазиатско-кавказские) чтения 2002-2003 гг.: Тезисы докладов. СПб., 2003. С. 76-77; Далгат Б. Первобытная религия чеченцев и ингушей. М., 2004;Тер-Саркисянц А. История и культура армянского народа с древнейших времен до начала XIX в. М., 2005; Хабекирова Х.А. Природа и характер некоторых мифологических персонажей в эпосе и бытовой культуре черкесов // ЭО. 2005. № 5; Чибиров Л.А. Традиционная духовная культура осетин / Под ред. Ю.Ю. Карпова. М., 2008; Керейтов Р.Х. Ногайцы: Особенности этнической истории и бытовой культуры / Науч ред. Ю.Ю. Клычников. Ставрополь, 2009 и др.

[103] См.: Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1880; Нидерле Л. Славянские древности М., 1956; Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1974; Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М., 1987; Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография / Пер. с нем. К.Д. Цивиной. М., 1991; Токарев С.А. Восточнославянская этнография. М., 1991; Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник. 3-е изд. М., 2001; Киреевский И.Р. Мифы древних славян: Боги, духи, растения, животные. Харьков, 2006 и др.

[104]См.: Жуковская Н.Л. Бурятская мифология и ее монгольские параллели // Символика культов и ритуалов народов зарубежной Азии. М., 1980; Попов А.А. Нганасаны: Социальное устройство и верования / Отв. ред. Г.Н. Грачева, Ч.М. Таксами. Л., 1984; Сагалаев А.М., Октябрьская И.В. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири: Знак и ритуал. Новосибирск, 1990; Шутова Н.И. Дохристианские культовые памятники в удмуртской рели­ги­оз­ной традиции: Опыт комплексного исследования. Ижевск, 2001; Салмин А.К. Система религии чувашей / Отв. ред. А.И. Терюков. СПб., 2007; Борджанова Т.Г. Обрядовая поэзия калмыков (система жанров, поэтика). Элиста, 2007 и др.

[105]См.: Попов П.С. Китайский пантеон // Сборник музея по антропологии и этнографии при Императорской Академии наук. СПб., 1907. Т. 6; Матье М.Э. Древнеегипетские мифы / Отв. ред. В.Д. Бонч-Бруевич. М.: Л., 1956; Мергаутова Э., Мергаут Б. От вед к брахманизму // Боги, брахманы, люди / Пер. с чешск. Л.В. Журавлевой. М., 1969; Антес Р. Мифология в Древнем Египте // Мифологии древнего мира / Пер. с англ. Предисл. И.М. Дьяконова. М., 1977; Липинская Я., Марциняк М. Мифология Древнего Египта / Пер. с польск. Э.Я. Гессен, коммент. О.И. Павловой и Н.А. Померанцевой, пер. и ред. древнеегипет. текстов О.И. Павловой. М., 1983; Гусманов И.Г. Греческая мифология. Боги: Учебное пособие. 3-е изд. М., 2002; Иванова Ю.В. Албанцы и их соседи. М., 2006 и др.

[106] См.: Скляревская Г.Н. Словарь православной церковной культуры. СПб., 2000. С.271.

[107] См.: Забияко А.П. Язычество: от религии крестьян до кибер-религии (статья первая) // Религиоведение. Благовещенск: М., 2005. №4. С.113.

[108] Овсиенко Ф.Г. Язычество // Религиоведение: Энциклопедический словарь / Под ред. А.П. Забияко, А.Н. Красникова, Е.С. Элбакян. М., 2006. С.1239.

[109] Религия: Энциклопедия / Сост. и общ. ред. А.А. Грицанов, Г.В. Синило. М., 2007. С.947.

[110] Забияко А.П. Язычество // Культурология: Энциклопедия / Гл. ред. С.Я. Левит. М., 2007. С.1159.

[111] Арутюнов С.А. Рец.: Б.А.Рыбаков. Язычество древних славян. М., 1981. 606 с. // СЭ. 1982. №4. С.154-155.

[112] Лихачев Д.С. Крещение Руси и государство // Новый мир. 1988. №6. С.249.

[113] Полосин А.В. Преодоление язычества: Введение в философию монотеизма. М., 2001. С.43.

[114] Рыбаков Б.А. Языческое мировоззрение русского средневековья // Вопросы истории. 1974. № 1. С.4.

[115] Салмин А.К. Система религии чувашей. С. 9.

[116] Альбедиль М.Ф. Индуизм: Творящие ритмы. С. 57.

[117] Элиаде Мирча. Священное и мирское. С. 77.

[118] Мифология: Большой энциклопедический словарь. С. 657, 660.

[119] Энциклопедия сверхъестественных существ / Сост. К. Королев. М., 1997. С. 63-65.

[120] Мифология: Большой энциклопедический словарь. С. 667- 668.

[121] Иванов В.В. Демон // Мифы народов мира. Т.1. С. 367.

[122] Энциклопедия сверхъестественных существ. С. 165.

[123] Токарев С.А. Религиозные верования восточнославянских народов XIX – нач. XX в. М.: Л., 1957. С. 100.

[124] Крывелев И.А. К вопросу о типологии религиозных верований. С. 220.

[125] Энциклопедия сверхъестественных существ. С. 305.

[126] См: Сефербеков Р.И., Махмудова Э.М. Представления о локусах обитания нечистой силы у народов Дагестана // Лавровские (среднеазиатско-кавказские) чтения 2004-2005 гг.: Тезисы докладов. СПб., 2005. С.85-86.

[127] Энциклопедия сверхъестественных существ. С. 306-307.

[128] См.: Чурсин Г.Ф. Амулеты и талисманы кавказских народов // СМОМПК. 1929. Вып. 46; Гаджиев Г.А. Амулеты и талисманы народов Дагестана. Махачкала, 1996; Сефербеков Р.И. Амулеты и талисманы табасаранцев // Вестник Дагестанского научного центра. Махачкала, 1998. № 2. С.117-122.

[129] См.: Штернберг Л.Я. Гиляки, орочи, гольды, негидальцы, айны. Хабаровск, 1933. С. 465-466; Токарев С.А. Религиозные верования восточнославянских народов... С. 79-121; Снесарев Г.П. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма. С. 23-36; Сухарева О.А. Пережитки демонологии и шаманства у равнинных таджиков // Домусульманские верования и обряды в Средней Азии. М., 1975. С. 12-13; Харатян З.В. Традиционные демонологические представления армян... С. 103-116; Керейтов Р.Х. Мифологические персонажи традиционных верований ногайцев. С. 117-127.

[130] Косвен М.О. Очерки истории первобытной культуры. М., 1953. С. 151.

[131] Аджиев А.М. Героико-эпические сказания и песни // Традиционный фольклор народов Дагестана. М., 1991. С. 31.

[132] Иванов В.В. Духи // Мифы народов мира. Т. 1. С. 413.

[133] См.: Тайлор Э.Б. Первобытная культура. С. 131-132.

[134] Токарев С.А. Восточнославянская этнография. М., 1991. С. 411; см. также: Штернберг Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии. С. 7.

[135] Вовк О.В. Знаки и символы в истории цивилизаций. М., 2005. С. 58.

[136] Там же. С. 60.

[137] Там же. С. 62.

[138] Иванов В.В. Лунарные мифы // Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2-х т. 2-е изд. М.: Рос. энциклопедия, 1994. Т. 2. С. 79.

[139] Тайлор Э.Б. Первобытная культура. С. 419.

[140] Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада. М., 1990. С. 134.

[141] Там же.

[142] См.: Толстой Н.И. О природе связей бинарных противопоставлений... С. 180, 181.

[143] См.: Якушенков С.Н. «Вертикальная» экология и семантика пространства в представлениях аймара // Экология американских индейцев и эскимосов. М., 1988. С. 276-286; Эсенов Ч.Д. «Гурджак ойны» – пляска культа плодородия // ЭО. 1998. № 2. С. 62.

[144] См.: Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. С. 260-266.

[145] См.: Подосинов А.В. Ориентация по сторонам света в архаических культурах Евразии. М., 1999. С. 418.

[146] Лушникова А. О священности севера и левой стороны в мировоззрении индоиранских народов. С. 290.

[147] См.: Ардзинба В.Г. Ритуалы и мифы древней Анатолии. М.: Наука, 1982. С. 148.

[148] Чеснов Я.В. Женщина и этика жизни в менталитете чеченцев // СЭ. 1994. № 5. С. 36.

[149] См.: Хайдаков С.М. Сравнительно-сопоставительный словарь дагестанских языков. М.: Наука, 1973. С. 95; Старостин С.А. Проблема генетического родства и классификации кавказских языков с точки зрения базисной лексики // Алародии (этногенетические исследования). Махачкала, 1995. С. 50, 54-55; Климов Г.А., Халилов М.Ш. Словарь кавказских языков: Сопоставление основной лексики / Отв. ред. Я.Г. Тестелец. М.: Восточная литература, 2003. С. 201, 208.

[150] Страбон. География. Пер., статья и коммент. Г.А. Стратановского. М.: Наука, 1964. С. 477.

[151] Тревер К.В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании IV в. до н.э. – VII в. н.э. М.:Л., 1959. С. 151; Гаджиев М.С. Государство и право Кавказской Албании: Учебное пособие для студентов исторического и юридического факультетов вузов. Махачкала, 2006. С. 35.

[152] Сефербеков Р.И., Шигабудинов Д.М. Мифологические персонажи традиционных верований аварцев-хунзахцев. Махачкала, 2006. С. 46.

[153] Сефербеков Р.И. К характеристике некоторых мифологических персонажей аварцев-койсубулинцев // Государство и религия в Дагестане: Информационно-аналитический бюллетень Комитета Правительства РД по делам религий. Махачкала, 2003. № 3. С. 63.

[154] Сефербеков Р.И. К характеристике некоторых мифологических персонажей аварцев-гидатлинцев // Вестник Дагестанского научного центра. Махачкала, 2004. № 17. С. 69.

[155] См.: Лугуев С.А. Ахвахцы: Историко-этнографическое исследование (XIX-начало XX в.). 1985 г. // РФ ИИАЭ. Ф. 3. Оп. 3. Д. 618. Л. 82.

[156] См.: Омаров И.И., Сефербеков Р.И. Аул Куппа: Историко-этнографические очерки. XIX-XX вв. Махачкала, 1997. С. 221.

[157] См.: Курбанов М.-З.Ю. Сюргинцы... С. 168.

[158] Халилов Х.М. Отражение языческих представлений в обрядах и фольклоре лакцев. С. 69.

[159] Ризаханова М.Ш. Лезгины... С. 293.

[160] Алимова Б.М. Некоторые представления табасаранцев о народном календаре // Календарь и календарные обряды народов Дагестана. Махачкала, 1987. С. 25; Она же. Табасаранцы. XIX-начало XX в.: Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 1992. С. 229.

[161] Сефербеков Р.И. Традиционные религиозные представления табасаранцев (боги и демоны; верования, связанные с животными). Махачк






Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.037 с.