Психические состояния тренировки — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Психические состояния тренировки



В тренировке спортсмен переживает и впервые узнает целую гамму психических состоя­ний, оказывающих на него, мотивационную сферу и на конечное отношение к спорту очень большое влияние. Можно сказать, что почти всё, что спортсмен переживает на соревнованиях, закладывается в тренировке, в ней необходимо искать корни многих соревновательных проблем спортсмена.

Состояния тренировки вызываются относительно слабыми, но долгов­ременными стресс-факторами и протекают в связи и на фоне утомления, которое спортсмен должен воспринимать как обязательный атрибут трени­ровки, ее результат и уметь стойко его переносить.

Утомление -сопровождает все виды человеческой деятельности. Это функциональное состояние, возникающее в результате интенсивной или длительной тренировочной нагрузки и проявляется во временном нарушении ряда психических и физиологических функций спортсмена, снижении эффективности и качества спортивной деятельности. При продолжительном воздействии чрезмерных нагрузок и отсутствия условий для полноценного восстановления нервно-психической энергии утомление может перейти в переутомление.

Одним из наиболее важных психологических факторов способствующих преодолению утомления является мотивация.

Депривация(ангел лишать), психическое голодание, психическая недостаточность, потеря чего-либо, лишения из-за недостаточного удовлетворения основных психических потребностей, и в первую очередь, потребности в среде. Содержание депривации наиболее полно определяется при аналогии психической недостаточности с биологической.

Также как возникают серьезные нарушения из-за биологической недостаточности питания, белков, витами­нов, кислорода и др., серьезные нарушения могут возникать на почве психической недостаточности - лишения любви, недостатка стимуляции, социального контакта, воспитания и т.п.

Депривация возникает в депривационной ситуации, для которой характерно стимульное обеднение. Им может быть длительное пребывание в специализированных школах-интернатах, на длительных учебно-тренировочных сборах, в замкнутых командах, группах, уединенных спортивных базах, тренировки в группах с очень строгим режимом, с замкнутым тренером, т.е. там, где происходит отрыв от привычной стимульной среды, семьи, школы, друзей, привычных форм увлечений и отдыха.

Психическая депривация является психическим состоянием, возникающим в ситуациях нормирования специфических отношений к стимульному «вакууму». Наиболее близким понятием здесь является фрустрация. Длительная фрустрация (лишение привычной жизненной потребности) постепенно переходит в депривацию (невозможность вообще удовлетворять привычную жизненную потребность). Одним из важных сопутствующих факто­ров здесь является монотонность деятельности, монотонность общения.



Монотония(с греч. mono - единый, tonos - ударение) - психическое состояние, возникающее у спортсмена в виде ответной реакции на однооб­разную и бедную впечатлениями деятельность, характеризующееся понижен­ной психической активностью, снижающее общую реактивность и способ­ность к переключению в ситуациях, не допускающих отвлечения на другие виды деятельности и возникающее задолго до наступления истинного утом­ления. Частое возникновение монотонии снижает мотивацию спортсмена.

В современной спортивной тренировочной деятельности, в силу ее высокой избирательности и однообразия, вероятность возникновения моно­тонии усиливается и депривацией основных психических потребностей.

Спортсмены с низкой устойчивость к монотонии –монотонофобные - характеризуются подвижными нерв­ными процессами. У них выражены сила нервной системы, беспечность, мечтательность, тре­вожность, низкая исполнительность, неуравновешенность, экстраверсия, завышенная самооценка, потребность в избегании неудач, преобладание симпатического тонуса. Врожденную неустойчивость к монотонии частично может компенсировать изменение мотивации, формирование конкретного от­ношения к деятельности при помощи психической саморегуляции.

Педагоги­ческие меры профилактики монотонии должны быть разнообразными: эмоцио­нальность учебно-тренировочного процесса, дробление тренировочного за­нятия, усиление мотивации, актуализации целей, укрупнение простых за­даний в блоки упражнений, смена характера работы, места тренировки, применение аудиовизуальных средств (функциональная музыка, слайды, цветовая среда, темпоритмовое раздражение и т.д.), введение элементов соревнования.



Во время длительной тренировки гребец на каноэ З.С. несколько раз якобы «видел» в воде несуществующие препятствия (мель, бревно и т.п.) и принимал меры осторожности. Когда же на пути действительно оказалось бревно гребец его не заметил, столкнулся с ним и упал в воду. По словам спортсмена, в середине тренировки стал чувствовать погружение в мягкий сон, «было такое ощущение, что голова спит, а тело работает». Именно в такие моменты появлялись несуществующие помехи на воде.

Пресыщение психическое- психическое состояние, из ряда подобных утомлению (см. монотония), возникает в условиях однообразия спортивной тренировки в ситуациях не допускающих переключения на другие виды дея­тельности.

Развитие состояния психического пресыщения проходит опреде­ленные фазы: от полной готовности к действию через утрату интереса до состояния отвращения к работе и аффективного взрыва, после которого наступает разрядка и спад возбуждения. Характерным является также эф­фект «аккумулирования», при котором повторение монотонной работы в схожих условиях вызывает психическое пресыщение значительно раньше.

Феномен пресыщения объясняется тем, что напряжения в мотивационной системе выполняемого действия (в результате его непрерывного повторе­ния) становятся ниже, чем в других «системах напряжения». Соответс­твенно эти системы начинают определять поведение человека, и субъект отказывается выполнять монотонную работу, переключается на другую. В психологии спорта, при разработке проблемы монотонии установлено, что чаще всего психическое пресыщение наступает в периоде перехода от выполнения объемных нагрузок к более скоростным, но идентичным по структуре. Стремясь быстро избежать однообразия, спортсмен чаще меняет темп на более скоростной, как защитное поведение возможны иллюзии и галлюцинации.

Спортсменка Н.К. мастер спорта международного класса по гребле, во время длительной переменной тренировки пожаловалась тренеру на то, что ее весло стало гнуться. В перерыве ей дали другое, абсолютно одинаковое, якобы более жесткое весло, но через тридцать минут опять последовала жалоба на то, что весло гнется, а разворот перьев весла неодинаков. С раздражением спортсменка продолжала тренировку. Когда же вечером ей предложили определить насколько отличается разворот перьев весла, и какое весло гнулось больше она не смогла различить их.

Средствами профилактики психического пресыщения могут быть повышение значимости внутренних мотивов, повышение эмоциональности тренировок, положительная стимуляция спортсмена в жесткой установке на тренировку, создание «окон» для индивидуальных вариаций.

Тревога- реакция на грозящую опасность, реальную или воображае­мую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характе­ризующего неопределенным ощущением угрозы, в отличие от страха, кото­рый возникает в ответ на конкретную опасность. Тревога может возник­нуть не только в ответ на ожидание результата соревновательной борьбы, возможного исхода конфликта с тренером или партнером, но из-за сомати­ческих нарушений, недостатка витамина В, токсикоза и др. Оптимальный уровень тревоги повышает результаты спортивной деятельности согласно закону Йеркса-Додсона .

Основными признаками повышенной тревоги являются: холодные, влажные руки, постоянная потребность мочиться, обильное потоотделение, отрицательные самовнушения, ошеломлённый взгляд, повышенное мышечное напряжение, рассеянность, навязчивые действия, плохое самочувствие, тошнота, головная боль, сухость во рту, нарушение сна.

Депрессия- (подавление - лат.) под влиянием спортивных неудач и различных неприятных событий возможно возникновение функциональной депрессии в рамках нормального психического функционирования. Она ха­рактеризуется отрицательными эмоциями, падением мотивации, изменением представлений, пассивностью поведения, равнодушием к результатам со­ревнований. Возникает необоснованное чувство вины и беспомощности. Резко снижается самооценка. Спортсмен быстро устает, не проявляет инициативы ни в тренировке, ни в соревновании. Результаты резко снижа­ются. Возможен переход на клинический уровень.

Гиперпрозекция - (рассекатель - лат.) - болезненное усиление внимания на происходящих в процессе тренировки сдвигах в организме. Спортсмен прислушивается к работе сердца, легких, печени, следит за работой систем выделения и постепенно начинает испытывать все боль­шую тревогу за состояние здоровья, не доверяя тренеру и спортивному врачу, со временем приобретает ипохондрическую фиксацию на проблемах здоровья. Одной из проблем таких спортсменов становится желание до­биться результата, не достигая утомления.

Бегун В.К. на тренировке почувствовал дискомфорт в области сердца. Врач, делавший кардиограмму нашел, что она соответствует норме, но рекомендовал тренеру несколько снизить интенсивность тренировок перед соревнованиями. Тренер, раздосадованный крушением своих планов, сказал спортсмену: «Из-за твоей кардиограммы я вынужден снижать тебе нагрузку!»

Спортсмен, отличавшийся и без того большой мнительностью, стал постоянно прислушиваться к работе сердца, находя все больше и больше «отклонений». Все кончилось тем, что бегун стал испытывать панический страх перед работой на пульсе выше 150 ударов в минуту, боясь сердечного приступа. Потребовалось вмешательство психолога, чтобы развеять страхи спортсмена.

Психомоторная персеверация - навязчивое желание продолжать движе­ния или невозможность сразу прекратить движение, не имеющее смысла.

При значительном утомлении, это состояние часто спортсменом просто не осознается и после указаний тренера, с которым спортсмен полностью соглашается, он снова начинает ненужное движение. При разви­тии данного состояния, тренировка, а тем более совершенствование тех­ники, теряет всякий смысл и должны быть немедленно прекращены или за­менены на более эмоциональный вид нагрузки.

Ярким примером развития состояния психомоторной персеверации является поведение украинского боксера В. Кличко в одном из боев 2004 г. на профессиональном ринге. Он получил подряд четыре приводивших к нокдауну удара, практически в идентичных ситуациях, не делая попытки изменить тактику.

Прострация(лат.) - полная физическая и нервно-психическая расслабленность после сильного переутомления или нервного потрясения.

Данное состояние возникает редко и, как правило, после нагрузок, где наблюдалось выраженное переживание «болевого финишного синдрома». Спортсмен болезненно переживает состояние прострации при частом его повторении, если им не понят главный смысл тренировки - достижение глубоких степеней утомления, как индикатора эффективности тренировочных упражнений.






Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.013 с.