Глава 6. РОЛЬ ИНТЕЛЛЕКТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА, ПСИХОЛОГА, ВРАЧА И ЮРИСТА — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Глава 6. РОЛЬ ИНТЕЛЛЕКТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА, ПСИХОЛОГА, ВРАЧА И ЮРИСТА



 

Нормальное функционирование высших мозговых функций является основой интеллектуальной деятельности любого специалиста и прежде всего педагога, психолога, врача и юриста, имеющих прямое отношение к работе с людьми.

Авторы считают, что человек, избравший одну из этих специальностей, должен обладать следующими качествами:

· хорошим здоровьем;

· любовью к людям;

· умением руководить, учить, воспитывать, слушать и выслушивать;

· в совершенстве владеть всеми сторонами общения (коммуникативной, интерактивной и перцептивной);

· способностью быстро понимать намерения, помыслы и настроение других людей;

· обладать речевой культурой;

· иметь прекрасную память и широкий кругозор, высокую степень саморегуляции и способности к сопереживанию;

· быть наблюдательным и внимательным;

· уметь мысленно представлять и моделировать внутренний мир другого человека;

· находить единственно правильное решение в самых сложных ситуациях своей профессиональной деятельности;

· обладать гибкостью ума и красотой интеллекта.

Именно от правильного индивидуального подхода в общении и профессиональной деятельности этих специалистов зависит судьба и жизнь любого человека.

Для формирования этих качеств специалист должен постоянно совершенствовать свой интеллектуально-профессиональный уровень, что может быть достигнуто только при помощи постоянного развития высших мозговых функций и прежде всего речи, памяти, профессионального мышления (педагогического, психологического, клинического, юридического и др.).

Рассмотрим основные особенности этих мозговых функций под углом профессиональной деятельности.

Речь должна быть убедительной, четкой, ясной, не содержать лишних слов, нельзя «заглатывать» буквы в слове и слова в предложении.

Другими словами, специалист любой квалификации должен в совершенстве владеть психотехникой речи.

Многие педагоги, психологи, врачи и юристы жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой разум, забывая о том, что память является одной из сторон интегральной деятельности мозга. Улучшение функционирования этой деятельности в целом и отдельных ее сторон (речь, память, мышление и др.), в частности, кропотливая работа над своим профессиональным мышлением, является одной из актуальных проблем современной психологии.

Рассмотрим характеристику отдельных видов.

 

Педагогическое мышление

 

Педагогическое мышление делится на практическое и диагностическое. Однако, по мнению авторов, такое разделение должно носить условный характер, так как изолированного функционирования этих подвидов профессионального мышления быть не может.



Педагогическое мышление — своеобразная мыслительная деятельность с особыми формами анализа и синтеза, направленная на формирование проектировочно-гностических (прогностических) способностей и личностных качеств педагога любой квалификации (педагог-психолог, логопед, экономист, олигофренопедагог, юрист и др.) в учебно-педагогической деятельности.

Что же из себя представляют проектировочно-гностические способности и какими качествами личности должен обладать настоящий педагог?

Авторы сочли необходимым привести их описание, подробно и доступно изложенное И.А. Зимней в учебном пособии «Педагогическая психология», 1997 г.

Способности - это свойства индивида, обеспечивающие успешность выполнения определенной деятельности. Педагогические способности - это свойства индивида, обеспечивающие успешность выполнения учебно-педагогической деятельности. Педагогические способности включают в себя:

· способность к передаче детям знаний в краткой и интересной форме;

· способность понимать учеников, базирующаяся на наблюдательности;

· самостоятельный и творческий склад мышления;

· находчивость или быстрая и точная ориентировка;

· организаторские способности, необходимые как для обеспечения системы работы учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива (Н.Д. Левитов)

Ф.Н. Гоноболин выделяет двенадцать способностей, которые можно объединить в четыре группы:

· дидактическая (способность передачи знаний в краткой, доступной и интересной форме);

· рефлексивно-гностическая (понимание учителем ученика, интерес к детям, творчество в работе, наблюдательность);

· интерактивно-коммуникативная (педагогически-волевое влияние на детей, педагогическая требовательность, педагогический такт, способность организовать детский коллектив);



· способности, характеризующие содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя. Более глубокое понятие педагогических проектировочно-гностических способностей даны в классификации В.А. Крутецкого:

1. «Дидактические способности - способности передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль. Учитель с дидактическими способностями умеет в случае необходимости соответствующим образом реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное делать легким, сложное - простым, непонятное, неясное - понятным. Профессиональное мастерство, как мы его понимаем сегодня, включает способность не просто доходчиво преподносить знания, популярно и понятно излагать материал, но и способность организовать самостоятельную работу учащихся, самостоятельное получение знаний, умно и тонко «дирижировать» познавательной активностью учащихся, направлять ее в нужную сторону.

2. Академические способности - способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т.д.). Способный учитель знает предмет не только в объеме учебного курса, а значительно шире и глубже, постоянно следит за открытиями в своей науке, абсолютно свободно владеет материалом, проявляет к нему большой интерес, ведет хотя бы очень скромную исследовательскую работу.

3. Перцептивные способности - способности проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний. Способный учитель, воспитатель по незначительным признакам, небольшим внешним проявлениям улавливает малейшие изменения во внутреннем состоянии ученика.

4. Речевые способности - способности ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики. Речь способного учителя на уроке всегда обращена к учащимся. Сообщает ли учитель новый материал, комментирует ли ответ ученика, выражает ли одобрение или порицание, речь его всегда отличается внутренней силой, убежденностью, заинтересованностью в том, что он говорит. Выражение мысли ясное, простое, понятное для учащихся.

5. Организаторские способности - это, во-первых, способности организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способности правильно организовать свою собственную работу. Организация собственной работы предполагает умение правильно планировать и самому контролировать ее. У опытных учителей вырабатывается своеобразное чувство времени - умение правильно распределять работу во времени, укладываться в намеченные сроки.

6. Авторитарные способности - способности непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета (хотя, конечно, авторитет создается не только на этой основе, а, например, и на основе прекрасного знания предмета, чуткости и такта учителя и т.д.). Авторитарные способности зависят от целого комплекса личностных качеств учителя, в частности, от его волевых качеств (решительности, выдержки, настойчивости, требовательности и т.д.), а также от чувства собственной ответственности за обучение и воспитание школьников, от убежденности учителя в том, что он прав, от умения передать эту убежденность своим воспитанникам.

7. Коммуникативные способности - способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные с педагогической точки зрения взаимоотношения, наличие педагогического такта.

8. Педагогическое воображение (или прогностические способности) - это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащихся, связанном с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.

9. Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности имеет особое значение для работы учителя. Способный, опытный учитель внимательно следит за содержанием и формой изложения материала, за развертыванием свой мысли (или мысли ученика), в то же время держит в поле внимания всех учащихся, чутко реагирует на признаки утомления, невнимательность, непонимание, замечает все случаи нарушения дисциплины и, наконец, следит за собственным поведением (позой, мимикой и пантомимикой, походкой)».

К личностным профессиональным качествам педагога, близким к понятию «способности», по А.К. Марковой относятся:

· педагогическая эрудиция, педагогическое целеполагание, педагогическая интуиция, педагогическая импровизация, педагогическая наблюдательность, педагогический оптимизм, педагогическая находчивость, педагогическое предвидение и педагогическая рефлексия. То, что эти качества близки к понятию «способность», подтверждается и самой А.К. Марковой, которая многие из них именно так и определяет. Например, «педагогическая наблюдательность... способность по выразительным движениям читать человека, словно книгу» (перцептивные способности); «педагогическое целеполагание... это способность учителя вырабатывать сплав из целей общества и своих собственных и затем предлагать их для принятия и обсуждения ученикам». Существенно, что многие из этих «качеств» (способностей) соотнесены непосредственно с самой педагогической деятельностью.

Рассматривая так же, как и А.К. Маркова, профессионально значимые качества, педагог Л.М. Митина выделяет более пятидесяти личностных свойств педагога:

· вежливость, вдумчивость, взыскательность, впечатлительность, воспитанность, внимательность, выдержка и самообладание, гибкость поведения, гражданственность, гуманность, деловитость, дисциплинированность, доброта, добросовестность, доброжелательность, идейная убежденность, инициативность, искренность, коллективизм, политическая сознательность, наблюдательность, настойчивость, критичность, логичность, любовь к детям, ответственность, отзывчивость, организованность, общительность, порядочность, патриотизм, правдивость, педагогическая эрудиция, предусмотрительность, принципиальность, самостоятельность, самокритичность, скромность, справедливость, сообразительность, смелость, стремление к самосовершенствованию, тактичность, чувство нового, чувство собственного достоинства, чуткость, эмоциональность.

Этот общий перечень свойств составляет психологический портрет идеального учителя. Стержнем его, его сердцевиной являются собственно личностные качества: направленность, уровень притязаний, самооценка, образ «Я».

Из всех способностей и личностных качеств педагога будущим специалистам необходимо обратить внимание на их перцептивные особенности, т.е. на умение чувствовать и видеть различные виды акцентуаций характера, изменение поведения учащегося под влиянием различных факторов риска, диагносцировать (с учетом предварительного диагноза) неврологическую и психическую патологию. При выявлении даже незначительных психических изменений со стороны психической сферы ребенка или подростка необходимо поставить в известность родителей и совместно оказать ему психологическую и врачебную помощь с соответствующими специалистами.

Все вышеперечисленные способности и личностные качества лежат в основе структуры личности настоящего педагога-профессионала. Стремление специалиста к этому образу возможно лишь при формировании у него профессионального, педагогического мышления.

Таким образом, формирование педагогического мышления — это тяжелый интеллектуальный труд, включающий в себя внедрение и закрепление на подсознательном уровне установок, направленных на повышение уровня профессионального притязания (саморазвития и самосовершенствования) и мастерства педагога, которые имеют свои особенности у выпускников различных специальностей.

Авторы сочли целесообразным в пособии указать квалификационные характеристики педагога-психолога, учителя-логопеда и олигофренопедагога по государственным общеобразовательным стандартам высшего профессионального образования 2000 года.






Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.008 с.