Нарушения нервно-психического развития детей — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Нарушения нервно-психического развития детей

2017-05-18 846
Нарушения нервно-психического развития детей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Нарушение интеллектуального развития по данным ВОЗ имеют до 15% детей в мире, их доля увеличивается, что составляет одну из наиболее актуальных медико-социальных проблем.

Выделяют нарушение (задержку) статико-моторного развития и нарушение (задержку) психо-речевого развития. Задержка статико-моторного развития касается преимущественно детей первых трёх лет жизни и характеризуется отставанием сроков формирования основных моторных навыков ребёнка (способность держать голову, садиться, стоять и ходить) относительно определённых выше норм. Не редко отставание статико-моторного развития предшествует нарушению психо-речевого развития, имея общие с ни причины.

Выделяют непосредственно задержку психического развития (динамический процесс) и олигофрению (резидуальное состояние). В первом случае, касающемся детей раннего возраста и дошкольного возраста, возможно дальнейшее развитие ребёнка до определённого уровня. Задержка психического развития - отставание в формировании психических функций (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) от возрастной нормы. Для такого ребёнка целесообразно проведение лечения и специальных абилитационных мер психолого-педагогического характера. Диагноз задержки психического развития является психолого-педагогическим и устанавливается в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то речь идёт уже об умственной отсталости (олигофрении) или конституциональном инфантилизме. Олигофрения предполагает проведение психолого-педагогического воздействия и меры социальной абилитации.

 

 


Показатели нервно-психического развития детей Таблица 2

Возраст Двигательные навыки Психо-речевое развитие
1 месяц Кратковременно удерживает взгляд и следит за предметом. Кратковременно удерживает голову. Реагирует на голос взрослого, прекращая крик. Первая улыбка.
2 месяца Длительное сосредоточение и слежение взглядом. Ищет источник звука поворотом головы. Хорошо удерживает голову лёжа на животе. Улыбка. Начало гуления. Крик интонационно окрашен.
3 месяца Лёжа на животе опирается на предплечья. Движения руки по направлению к игрушке. Эмоциональный комплекс оживления. Певучее гуление.
4 месяца Находит источник звука. Рассматривает свою руку. Захватывает предмет рукой, ощупывает. Узнаёт мать. Гулит, смеётся.
месяцев Лёжа на животе опирается на ладони. При поддержке может стоять. Переворачивается с живота на спину. Хватает игрушку, тянет её в рот. Отличает чужих. Различает интонацию голоса.
месяцев Переворачивается с живота на спину, подползает. Пытается сесть. Ест с ложки. Начало лепета.
месяцев Хорошо ползает. Встаёт на четвереньки. Сам садится и уверено сидит. Игрушку рассматривает, перекладывает, стучит, бросает. Пьет из чашки, которую держит взрослый. Хорошо лепечет. На вопрос «где?» ищет знакомый предмет и указывает па пего пальцем. Внимательно рассматривает взрослого, прежде чем вступить в контакт.
месяцев Уверено садится, встаёт на колени, встаёт, держась за перекладину, переступает. Вынимает, катает, складывает предметы, стучит ими. Держит кусочек хлеба. Узнает и показывает близких людей на фотографии. Выполняет простые игровые команды. Подражает движениям взрослого в игре. Выполняет просьбы взрослого: «дай ручку», «до свидания», играет в «ладушки», «сороку». Лепет имеет интонационную окрашенность.
месяцев Хорошо ходит у опоры, переступает при поддержке за 2 руки. Совершает ритмичные движения под музыку. Манипулирует предметами (катает, бросает, перекладывает). Берет мелкие предметы двумя пальцами, начинает складывать пирамидку. Богатое разнообразие звукосочетаний при лепете. Знает своё имя, поворачивается на зов. Находит предметы в разных местах. Подражает взрослому, повторяя слоги (гетероэхолалия). По просьбе «дай», «принеси» отыскивает и приносит знакомые предметы. Подражает взрослому или ребенку в действиях, общается жестами.
месяцев Хорошо стоит и ходит с опорой за одну руку. Манипулирует предметами (закрывает, открывает, вынимает, складывает). Влезает на немного приподнятую поверхность и невысокую лестницу. Повторяет за взрослым новые слоги, произносит первые «лепетные» слова типа «ма-ма». Голосом и жестам сигнализирует о своих нуждах. Любит находиться в компании с другими детьми. По просьбе и самостоятельно выполняет ранее известные действия «сорока», «ладушки», до свидания. По просьбе показывает части своего или чужого лица и тела.
месяцев Стоит самостоятельно, ходит с опорой, первые самостоятельные шаги. Складывает пирамидку из колец с широкими отверстиями. Находит и подаёт любой мяч или куклу. Увеличивается запас лепетпых слов, появляются первые упрощенные слова (дай, на, ма, ба, кис-кис). Первые обобщения в понимании: машинки, куклы, кубики, мячики. Показывает многие части своего лица и тела. Любит играть с кубиками, мячиком. Начинает понимать слово «нельзя». Не одинаково относится к разным детям и взрослым, любит трогать животных
месяцев Ходит без опоры. Катает, кормит куклу, водит. Расчёсывается. Выполняет поручения (дай, принеси). Самостоятельно пьёт из чашки, держит ложку. Использует в активной речи 8-10 простых слов, понимает до 200 названий повседневных предметов и действий. Понимает «нельзя». Различает предметы по форме: кубики, кирпичики, шарики. Любит слушать чтение книг, показывает пальцем знакомых героев и предметы в книжке. Понимает и реагирует на вопрос «где?» и просьбу «дай».
С 1 до 1,5 лет Длительно ходит, присаживаясь и меняя положение. Воспроизводит действия взрослых с предметами, подражает им в новых действиях, повторяет увиденные действия в игре. Влезает на стремянку до 1 м, перешагивает через палку приподнятую на 5-10 см. Самостоятельно ест любую пищу, в том числе ложкой. Знает место хранения своей одежды и игрушек. Быстрое расширение словарного запаса, знает до 30-40 слов (в основном простых). Возможны двухсловные предложения. Использует слова при контакте со взрослым при заинтересованности. Сопровождает свои действия лепетом, легко повторяет простые слова, слова сопровождает жестами и мимикой. Понимает изображения отдельных действий, называя их. В понимаемой речи обобщает предметы по существенному признаку. Ориентируется в формах: шарик, кубик. Может разложить предметы на две группы по контрастному признаку (круглые и квадратные).
С 1,5 до 2 лет Активно формируется реакция равновесия. Перешагивает через препятствие 10-15 см. Влезает на табуретку до 20 см. Залазит и слазит на стремянку высотой до 1,5 м. Выполняет несложные постройки из кубиков. Частично одевается и раздевается, пытается складывать одежду. Контролирует физиологические отправления.   Словарный запас расширяется до 300 слов. Легко повторяет простые слова и фразы. Обозначает действия двумя словами, использует глаголы, появляются прилагательные и местоимения. Возможны 3-словные предложения. Отвечает на вопрос «что?» Понимает смысл предложений о событиях часто происходящих. Понимает несложный рассказ сначала с помощью картинки, затем без неё. Отвечает на простые вопросы. Сам инициирует разговор. Подбирает по образцу и просьбе однородные и контрастные предметы.
С 2 до 2,5 лет Влезает на табуретку высотой 20 см и слезает с неё, перешагивает через препятствие 20-28 см. Аккуратно ест сам, правильно держит ложку. Одевается кроме застёгивания пуговиц и завязывания шнурков. Начинает пользоваться карандашом, но рисунок отсутствует.   Речевое общение становится основным. В речи появляются прилагательные. Понимает рассказ без иллюстраций. Предложения многословные, могут содержать придаточные, возможны грамматические ошибки. Может предварять и сопровождать свои действия словами. Легко повторяет фразы, понимает в речи будущее и прошлое, вопросы «где?», «куда?», «когда?» Подбирает по образцу предметы основных геометрических форм и цветов. Определяет форму и размер предметов, может конструировать. Может играть с 2-3 детьми. Способен к сюжетной игре, которую усложняет с логическом последовательностью действии: кормит и укладывает спать куклу. Выполняет простые сюжетные постройки, сам называет их.
С 2,5 до 3 лет Может залезть на табурет высотой 25 см, перешагивает через препятствие высотой 30-35 см, может идти по горизонтальной доске шириной 15 см. Согласует свои действия в группе (может ходить в паре, делать синхронные движения), может менять направление и скорость движения по команде. Одевается самостоятельно, застёгивает пуговицы и завязывает шнурки с помощью взрослого. Имеет навыки опрятности (моет руки, пользуется салфеткой). Может делать простые рисунки, лепить из пластилина. Словарный запас 1200-1500 слов (все части речи кроме причастий и деепричастий), говорит придаточные предложения (возможны неправильные грамматические формулировки), вопросы «когда?», «зачем?» и «почему?». Правильное произношение звуков (может быть нарушение произношения «Р», «Л» и шипящих), речь эмоциональна и выразительна. Запоминает стихи и песни. Говорит «Я». В сюжетной игре устанавливает связь между событиями и их последовательностью, воображает, придавая предметам вымышленное значение. В игре правильно и по назначению использует предметы. Появляется способность к ролевой игре (дочки-матери, доктор). Считает (один, два, много), имеет понятия «больше – меньше», говорит спасибо.
4 года Свободные, скоординированные движения руками, при ходьбе не шаркает ногами. Прыгает на 2 ногах. Бросает мяч двумя руками, отталкивает, ловит его, не прижимая к груди. Заводит ключом механическую игрушку. Самостоятельно одевается, застегивает пуговицы, молнии, может испытывать трудности при завязывании шнурков. Самостоятельно ест, правильно держит ложку, умеет пользоваться вилкой. Самостоятельно умывается и вытирается. Правильно держит карандаш, проводит горизонтальные и вертикальные линии. Речь правильная, грамматически оформленная (возможно нарушение произношения «Р»). Группирует предметы по классам (мебель, одежда, животные). Умеет сопоставлять предметы по длине, ширине, высоте. Правильно ориентируется в пространстве, знает «около», «рядом», «за». Узнает на ощупь предметы. Знает «много», «мало», «один»; считает до пяти; знает времена года, время суток. Задает вопросы «что?», «зачем?», «почему?» Подбирает предметы по цвету и оттенку. Запоминает стихи, пересказывает рассказы, может выделить главное в прочитанном, назвать сюжет по картинке. Способен сосредоточиться. Играет с другими детьми соблюдая правила игры. Способен к сюжетно-ролевой игре с двумя-тремя детьми. Имеет любимые игры. Активно конструирует. Называет взрослых по имени и отчеству. Соблюдает элементарные правила поведения в обществе.
5 лет Хорошо скоординированы движения рук и ног при ходьбе. Прыгает на одной ноге. Умеет ходить и бегать по кругу, на носочках, взявшись за руки. Прыгает с высоты. Разнообразно манипулирует мячом. Четко координирует движения пальцев при конструировании. Хорошо и свободно рисует горизонтальные и вертикальные линии. Полностью самостоятельно одевается, в том числе завязывает шнурки. Умеет правильно пользоваться предметами домашнего обихода. Умеет поддерживать чистоту и порядок в комнате. Речь фразовая, с хорошим произношением всех звуков. Составляет по картинке рассказ. В рассказе может выделить причинно-следственные отношения. Формируются обобщенные понятия типа «мебель», «фрукты», «транспорт». Знает восемь цветов, при рисовании использует не только цвета, но и их оттенки. Может расставить предметы в возрастающем и убывающем порядке. Ориентируется в сторонах собственного тела и тела собеседника. Считает до пяти, сравнивает небольшие количества. Увеличивается разнообразие игр, обогащается сюжетный замысел игры. Стержнем игры являются взаимоотношения между людьми. В игре подчиняется определенным правилам, отражающим общественные функции. Продолжительность игры 40-50 минут. Рассуждает но поводу увиденного, делает критические замечания. Появляются зачатки ответственности за порученное дело, стремится быть полезным окружающим. Умеет подчинять свои желания требованиям взрослых, начинает усваивать правила взаимоотношений.
6 лет Все двигательные навыки, включая мелкую моторику пальцев и игровые движения, сформированы и хорошо координированы. Самостоятельно умывается, чистит зубы, одевается, пользуется столовыми приборами. Свободно рисует карандашом и красками, вырезает ножницами любые формы.   Речь отчётлива, все звуки произносятся правильно. Считает до десяти, складывает единицы, имеет понятие о делении на равные части. Последовательно называет дни недели, времена года. Называет оттенки цветов. Составляет по картинке рассказ с развитием сюжета в прошлое и будущее. Может обобщать несколько предметов методом исключения. Называет составляющие обобщающих понятии. Делает последовательные умозаключения по 2-4 картинкам, рассуждает. Выполняет установленные правила поведения, способен соблюдать порядок и чистоту.
7 лет Может быстро перестраиваться во время движения, выравниваться и хорошо координировать свои движения в группе. Может выполнять ритмичные движения в указанном темпе. Может кататься на лыжах, коньках, самокате, трехколесном велосипеде. Учится плавать без поддержки, играть в бадминтон, теннис. Может выполнять поделки из разных материалов - бумаги, картона, ткани, пластилина. Вдевает нитку в иголку, пришивает пуговицу. Владеет большим запасом слов, речь грамматически оформлена, Называет буквы, читает слоги. Может писать буквы. Владеет прямым и обратным счетом в пределах 10, решает задачи на сложение и вычитание до 10. Решает задачи на исключение и объединение по существенным признакам. Дифференцирует количество независимо от формы, величины. Четко устанавливает причинно-следственные связи.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.