Каким образом излечивается цинга — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Каким образом излечивается цинга

2017-05-18 220
Каким образом излечивается цинга 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Императив спасения жизни отменяет законы субботы, лишь если налицо опасность, пусть даже небольшая. Однако болезни, вовсе не угрожающие жизни, не отменяют субботние запреты. Более того, запрещается принимать в субботу лекарства от таких болезней, даже если их прием не связан с нарушением субботы. Этот запрет — одно из установлений мудрецов, назначение которых — охрана святости субботы.

Мудрецы дали общее определение болезней, угрожающих чело­веческой жизни. Таковыми объявляются все внутренние болезни, так что для их излечения разрешается нарушать субботние запреты. К примеру, тот, у кого поднялась температура, считается больным внутренней болезнью и имеет право лечиться в субботу.

Мудрецы спросили: по каким органам (точнее, по болезням каких органов) проходит граница между внутренними болезнями, из-за которых нарушаются субботние запреты, и болезнями внешними, из-за которых они не нарушаются?

Им ответили: заболевания всего, что находится «по ту сторону губ», считаются внутренними.

Один из мудрецов, рабби Элиэзер, спросил: как обстоит дело с зубной болью?

В чем тут сомнение? С одной стороны, зубы находятся «по ту сто­рону губ», то есть могут считаться внутренними органами. С другой стороны, зубы являются твердыми частями тела, и их логично счи­тать внешними органами; в таком случае из-за них нельзя нарушать субботу.

Один из мудрецов, Абайе, ответил: древние мудрецы произвели важную дистинкцию. Они установили, что тот, кто почувствовал зубную боль в субботу, не должен полоскать рот уксусом (процедура, считавшаяся действенным средством от зубной боли). При этом мудрецы не случайно воспользовались выражение «почувствовал зубную боль» — оно относится к тому, у кого зубы болят слабо! Стало быть, тот, у кого они болят сильно, может производить полоскание и тем самым нарушать субботу!

По мнение Абайе, из этого следует вывести, что зубы рассматрива­лись древними мудрецами как внутренний орган.

Оппоненты отвергли это рассуждение, ибо, по их мнению, древние мудрецы, использовавшие выражение «почувствовал зубную боль», имели в виду и случай, когда зубы болят сильно, — и все же запре­щали полоскать рот уксусом в субботу.

Чтобы доказать, что древние мудрецы все же считали зубы вну­тренним органом, было предложено воспользоваться аргументом, заимствованным из такой истории.

Мудрец по имени рабби Йоханан заболел цингой (болезнью, вызываемой нехваткой витамина С, в ходе которой кровоточат десны и выпадают зубы) и отправился к нееврейке, известной своими меди­цинскими познаниями. Та дала ему лекарство, которое изготовила сама. Рабби Йоханан спросил ее, каким образом изготавливается это лекарство, ибо оно может потребоваться ему в субботу в случае, если боли не прекратятся. Врачиха-нееврейка ответила, что сообщит ему секрет изготовления лекарства, если он поклянется, что никому его не откроет. Рабби Йоханан дал следующую клятву: «Клянусь Богом Израиля — не открою». После этого врачиха сообщила рабби Йоханану секрет изготовления лекарства против цинги.

На следующий день, в субботу, выступая перед народом в сина­гоге, рабби Йоханан рассказал этот секрет всем присутствующим.

Мудрецы спросили: как мог он так поступить? Ведь он поклялся Богом Израиля! Им ответили: формула клятвы означала лишь: «Богу Израиля я не открою», следовательно, народу Израиля — открою[79].

Ученики не успокоились: разве этот поступок не привел к осквер­нению имени Божьего? Ведь врачиха, наверняка не разбиравшаяся в формулах клятв, оскорбилась и пришла к выводу, что мудрецы Израиля — лжецы, обманывающие неевреев!

Им ответили: рабби Йоханан сразу после того, как узнал секрет изготовления лекарства, сообщил врачихе, что намерен разгласить его в синагоге, и объяснил, что формула клятвы позволяет ему это сделать.

В любом случае, некоторые мудрецы заключили из того, что рабби Йоханан использовал в субботу лекарство, излечивавшее зубную боль и кровотечение из десен, что зубы являются внутренним орга­ном и ради их излечения можно нарушать субботние запреты.

Другие мудрецы отвергли и это доказательство, поскольку в дан­ном случае речь шла о лекарстве от цинги, которая, по их мнению, не ограничивается поражением полости рта и зубов, но распростра­няется и на систему пищеварения и кишечный тракт. Поэтому цинга справедливо считается внутренней болезнью! Однако обычная зуб­ная боль, не сопровождаемая кровотечением из десен и выпадением зубов, не считается внутренней болезнью, и лечить ее в субботу нельзя.

Мудрецы спросили: что вызывает цингу?

Им ответили: холодная пшеничная каша, съеденная в холодный зимний день, или горячая ячменная каша, съеденная в горячий лет­ний день, или остатки жаренной в муке рыбы.

Мудрецы спросили: в чем заключался секретный рецепт, откры­тый врачихой-нееврейкой рабби Йоханану?

Им ответили: она смешивала жидкие дрожжи с оливковым мас­лом и солью[80].

Другой мудрец, Мар бар рав Аши, сказал, что рецепт был иным: следовало намазать десны гусиным жиром при помощи гусиного пера.

Мудрец по имени Абайе отметил, что он испытал на себе оба рецепта, и они ему не помогли, но затем он встретил арабского тор­говца, который посоветовал ему взять косточки незрелых оливок, прокалить их огнем на новой мотыге и засунуть между зубов. Абайе так и поступил и немедленно излечился от цинги.

Мудрецы продолжили выяснять детали истории, происшедшей с рабби Йохананом. Почему он попросил помощи у врачихи-нееврейки? Разве не установили древние мудрецы, что запрещено обра­щаться за помощью к врачам-неевреям, поскольку существует опасе­ние, что нееврейский врач может убить пациента-еврея?

Им ответили: поскольку рабби Йоханан был очень известным человеком, врачиха не отважилась бы убить его из страха перед цен­тральными властями, каравшими за любое человекоубийство.

Мудрецы возразили: известна история, происшедшая с рабби Авагу: ему потребовалось лекарство против болезни, поразившей его ногу, он обратился к врачу-еретику, который помазал ногу ядовитой мазью, что привело бы к ампутации, если бы два мудреца, рабби Ами и рабби Аси, не высосали яд из ноги, оставшейся целой и невреди­мой.

Им ответили: врачиха, к которой обратился рабби Йоханан, была очень известным специалистом. Такие специалисты никогда не ста­вят под угрозу свою профессиональную репутацию, поэтому не сле­дуют опасаться, что они убьют еврея.

Мудрецы продолжили: врач, к которому обратился рабби Авагу, тоже был известным специалистом; тем не менее он помазал ногу ядом!

Им ответили: рабби Авагу имел привычку полемизировать с ере­тиками и отступниками. Эти полемики стали причиной их ненависти к нему, из-за них врач и попытался его отравить, несмотря на то что это могло погубить его профессиональную репутацию.

 

Вавилонский Талмуд,

трактат Авода Зара 28а


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.