Женщина, два мужа которой умерли, представляет опасность для третьего — из-за своего несчастного жребия — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Женщина, два мужа которой умерли, представляет опасность для третьего — из-за своего несчастного жребия

2017-05-18 617
Женщина, два мужа которой умерли, представляет опасность для третьего — из-за своего несчастного жребия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Мудрецы Мишны установили, что если женщина за десять лет замужества не смогла родить ребенка, муж имеет право с ней развестись, чтобы взять другую жену и исполнить заповедь «плоди­тесь и размножайтесь». Такая женщина имеет право после развода выйти замуж за другого мужчину, то есть закон не устанавливает, что она и на этот раз не сможет забеременеть. Но если и после десяти лет второго замужества женщина останется бесплодной, и муж с ней раз­ведется, ей запрещается выходить замуж в третий раз из опасения, что она не сможет забеременеть.

Этот подход, утверждают мудрецы, соответствует мнению рабби Йехуды а-Наси, установившего, что женщина, двое (первых) сыно­вей которой умерли после обрезания, не должна обрезать третьего из опасения, что он тоже умрет. Стало быть, по его мнению, доста­точно двух прецедентов, чтобы установить правило, обязывающее опасаться повторения прискорбных случаев в будущем.

Однако, по мнению раббана Шимона бен Гамлиэля, для установ­ления правила, указывающего на то или иное явление, необходимы три повторяющихся прецедента. Мы узнаем об этом из свидетель­ства рабби Хии бар рав Авы, рассказавшего, что в некоей семье были четыре сестры; у трех из них сыновья умерли после обрезания; когда у четвертой сестры родился сын, она спросила у раббана Шимона бен Гамлиэля, должна ли она его обрезать; тот ответил, что нет — ибо сле­дует опасаться, что и он умрет.

Мудрецы возразили: нельзя исключить, что если бы третья (а не четвертая) сестра задала аналогичный вопрос раббану Шимону бен Гамлиэлю, он дал бы ей тот же ответ (и, следовательно, удоволь­ствовался бы двумя прецедентами)! Им возразили: в чем заклю­чалось бы в таком случае свидетельство рабби Хии? Несомненно, смысл его состоит в констатации того, что, по мнению раббана Шимона бен Гамлиэля, для установления правила необходимы были все три прецедента.

Мудрецы спросили: быть может, рабби Хия засвидетельствовал другое — что нет необходимости, чтобы несчастные случаи происхо­дили с одной и той же женщиной, то есть даже из случаев, происшед­ших с разными сестрами, принадлежащими к одной семье, можно установить правило, распространяющееся на всю семью?

Следует [попутно] отметить, что мудрец по имени Рава учил, что не следует жениться на женщине, сестра которой больна эпилеп­сией. Вернемся, однако, к вопросу о том, что думал раббан Шимон бен Гамлиэль о числе прецедентов, необходимых, чтобы установить печальное (обязывающее опасаться повторения) правило. Сколько их должно быть — два или три? Ответ на этот вопрос можно полу­чить, проанализировав другую историю: у некоей женщины умерли после обрезания двое сыновей; после рождения третьего она пришла за советом к раббану Шимону бен Гамлиэлю, и тот разрешил обре­зать ребенка. Следовательно, по его мнению, для установления пра­вила требуются три повторяющихся случая.

Исходя из этого, мудрец по имени Абайе женился на женщине по имени Хума, несмотря на то, что два ее первых мужа умерли. Иными словами, он не побоялся стать ее третьим мужем (и умереть, как два предыдущих), полагая, что правило, обязывающее опасаться повторения несчастного случая, требует трех прецедентов. Тем не менее он умер после того, как женился на Хуме.

Мудрец по имени Рава (коллега и оппонент Абайе) изумился: как мог Абайе жениться на этой женщине, несмотря на то, что опас­ность нависла над его головой? Ведь, по крайней мере, по мнению некоторых мудрецов, для установления правила достаточно двух прецедентов! И еще: каким образом Абайе вывел из примера, относя­щегося к смерти мальчиков после обрезания, правило, относящееся к женитьбе на женщине, похоронившей двух мужей?

Ему ответили: эти случаи являются сходными!

Мудрецы спросили: почему, собственно, следует опасаться женитьбы на женщине, предыдущие мужья которой умерли? Когда речь идет о смерти мальчиков после обрезания, можно опасаться болезней, связанных с типом крови, или иных медицинских про­блем. Но чего мы боимся в случае с женщиной, похоронившей своих мужей?

Им ответили: есть две возможности, по мнению одного мудреца, следует опасаться, что сексуальная близость с этой женщиной может стать причиной смерти мужчины (на языке мудрецов — «источник является причиной»). Другой мудрец, рав Аши, полагал, что над этой женщиной довлеет злой жребий, который и становится причиной смерти ее мужей.

Мудрецы спросили: в чем принципиальное различие между этими двумя объяснениями? Им ответили: оно связано с оценкой вероят­ности, что муж умрет еще до того, как совершит сексуальный акт с такой женщиной. По мнению мудреца, считавшего, что опасность связана с сексуальной близостью, до тех пор, пока нет близости, нет и опасности. По мнению того, кто связывает опасность со злым жре­бием, муж может умереть и до того, как сблизится с женой.

 

Вавилонский Талмуд,

трактат Евамот 64б


 

21. ЗАМУЖНЯЯ ЖЕНЩИНА, ПРЯДУЩАЯ ШЕРСТЬ В ОБЩЕСТВЕННОМ МЕСТЕ, СИДЯ ТАК, ЧТО НИТИ СКОЛЬЗЯТ У НЕЕ МЕЖДУ НОГ НАПРОТИВ ПОЛОВОГО ОРГАНА...

 

Мудрецы Мишны установили правила поведения еврейской жен­щины, указав, что нарушительница этих правил теряет свои имущественные права, так что муж может или даже должен с ней раз­вестись, не выплачивая оговоренную в брачным контракте (кетубе) компенсацию. Женщинам было запрещено выходить из дома без головного убора, прясть в общественном месте, разговаривать со всеми без разбора, «проклинать детей в его присутствии», громко разговаривать (так, чтобы их слышали соседи). С такими женщи­нами мужья разводятся, не выплачивая компенсацию.

Мудрецы сформулировали это так: «Нарушающая иудейские обычаи — уходит без кетубы».

Мудрецы Талмуда конкретизировали перечисленные древними мудрецами примеры нарушения иудейской общественной практики и определили, как именно должна вести себя женщина.

 

Женщина, выходящая из дома без головного убора

 

Мудрецы задались вопросом: верно ли, что женщина, выходящая из дома с непокрытой головой, нарушает закон Торы? Ведь в таком случае речь идет о более серьезном проступке, нежели нарушение социальных норм иудейской религиозной общины!

Откуда мы знаем, что запрет на появление женщины в обществен­ном месте с непокрытой головой — один из законов Торы? Это выво­дится из сказанного в Торе о женщине, заподозренной в супружеской измене — ведь священник (коген) в ходе предусмотренной законом процедуры должен «открыть голову женщины» (Числа 5,18). Стало быть, до этого голова женщины была покрыта!

Следует ли из этого, что Тора запрещает женщине ходить с непо­крытой головой? Талмуд отвечает: Тора запрещает полное обнаже­ние головы, однако разрешает ходить с временным и неполным ее покрытием, скажем, если женщина ставит на голову корзину. В те времена женщины часто носили на голове корзины с различными принадлежностями; при этом введенные мудрецами социальные нормы еврейского религиозного общества обязывали порядочных женщин не носить корзины на голове, а вместо этого надевать специ­альные головные уборы.

Один из мудрецов ввел закон, разрешающий женщине покрывать голову корзиной. Мудрецы спросили: к какому случаю относится это разрешение? Ясно, что не к появлению в общественном месте — ибо упомянутые нормы запрещали носить там корзину на голове. С дру­гой стороны, разрешение не может относиться и к выходу в собствен­ный двор, ибо там женщине разрешается вообще не носить голов­ной убор (и, самое главное, еврейские женщины на практике именно так и поступают). Если бы кто-либо запретил еврейским женщи­нам ходить простоволосыми в собственных дворах, всем евреям пришлось бы дать своим женам развод, и на свете не осталось бы ни одной замужней еврейки. Мудрец по имени Абайе ответил: раз­решение ходить с корзиной на голове относится к случаю, когда жен­щина переходит из собственного двора во двор своей приятельницы по узкому переулку, в котором, однако, часто бывают люди. В таком месте ходить простоволосой запрещено, но разрешается носить кор­зину на голове.

 

Женщина, которая прядет в общественном месте

 

Один из мудрецов объяснил, что запрет на прядение относится лишь к случаю, когда голые руки прядущей видны прохожим. Другой мудрец добавил: речь идет о случае, когда женщина пря­дет шерсть, и шерстяная нить скользит между ее ногами напротив полового органа. Однажды мудрец по имени Раба бар рав Хана шел вместе со своим учителем по общественной территории и увидел арабскую женщину, прядущую шерсть; шерстяная нить скользила между ее ногами напротив полового органа. Учитель сказал ему: это в точности описанный древними мудрецами случай прядения шер­сти в общественном месте, когда муж должен развестись с женой, не выплачивая ей компенсацию.

 

Женщина, разговаривающая со всеми без разбору

 

Мудрец по имени Шмуэль объяснил, что речь идет о женщине, в ходе разговоров флиртующей с молодыми людьми.

 

«Женщина, проклинающая детей в его присутствии»

 

Шмуэль расшифровал эту загадочную фразу так: речь идет не только о женщине, проклинающей детей при муже, но и о женщине, проклинающей деда при внуке (и о других сходных случаях), скажем, говорящей в присутствии внука: «Пусть лев съест деда»! С такой жен­щиной следует развестись, не выплачивая ей компенсацию.

 

Женщина, разговаривающая так громко, что ее слышат соседи

 

Шмуэль объяснил, что речь идет о женщине, так громко обсужда­ющей интимные вопросы, что соседи оказываются в курсе дела, что не может не смущать ее мужа. Другой мудрец заметил, что речь идет о случае, когда женщина так громко кричит от боли во время поло­вого акта, что ее слышат соседи. Ему возразили: случай, когда жена кричит от боли во время секса, относится к категории скрытых уве­чий (жены), из-за которых, как установили древние мудрецы, с ней и без всяких соседей можно развестись, не выплачивая компенсацию. Ввиду этого возражения теория второго мудреца была отвергнута.

 

Вавилонский Талмуд,

трактат Кетубот 72а-72б

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.