Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2017-05-18 | 858 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Следует помнить, что такие ограничения используются не всегда, иногда целесообразней дать возможность респонденту осуществить столько выборов, сколько он находит нужным. Такая процедура выбора называется непараметрической, отбор с ограничением количества выборов является параметрической процедурой выбора.
После завершения процедуры опроса социолог обобщает его результаты и строит социоматрицы. Социоматрицы формируются по каждому вопросу анкеты, вернее, по каждой зеркальной паре вопросов.
Рассмотрим пример такой социоматрицы и рассчитаем индивидуальные и групповые индексы по ней.
№ | Кто выбирает | Кого выбирают | Число отданных выборов | ||||||||
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | + | _ | Всего | ||
А | Х | + | - | + | |||||||
Б | + | Х | + | _ | |||||||
В | _ | _ | Х | + | + | ||||||
Г | _ | + | + | Х | + | + | |||||
Д | + | Х | |||||||||
Е | + | + | - | Х | |||||||
Ж | - | - | Х | ||||||||
Число полученных выборов | + | ||||||||||
_ | |||||||||||
Всего |
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж – обозначение фамилий респондентов.
По диагонали таблицы проставлен знак «Х», так как респонденты не могут выбирать самих себя.
Положительные выборы отмечены знаком «+», отрицательные - «-», отсутствие выбора – «0».
Далее, на основании данных таблицы рассчитываются социометрические индексы. Все индексы можно отнести к одному из двух типов: индивидуальные или групповые индексы. Индивидуальные индексы рассчитываются для каждого участника группы, групповые оценивают группу в целом и позволяют проводить сравнения в пространстве (с другими группами) и во времени (замеры одной и той же группы через определенные промежутки времени).
|
1. Индивидуальные индексы:
1.1. Социометрический статус – показывает место данного респондента в группе:
Ci = кол-во полученных i-тым членом выборов
N-1
Ci (+)= кол-во полученных i-тым членом положительных выборов
N-1
Ci (-)= кол-во полученных i-тым членом отрицательных выборов
N-1
Ci = Ci (+) + Ci (-)
В знаменателе показателей стоит «N-1» (N – количество человек в группе), т.е.максимально возможное количество выборов одним членом группы, при условии, что самовыбор исключен («-1»).
Ci (+) и Ci (-) показывают соотношение положительных и отрицательных выборов данного члена группы другими к максимально возможному количеству выборов в группе соответственно. Понятно, что сумма данных показателей должна равняться общему показателю социометрического статуса (Ci).
Рассчитаем данные показатели для участника группы А:
СА = 5/(7-1)= 5/6
СА(+) = 2/(7-1)= 2/6=1/3
СА(-) = 3/(7-1)= 3/6=1/2
СА= 2/6+3/6=5/6
1.2. Индекс эмоциональной экспансивности – показывает, насколько участник группы «щедр» в раздаче оценок. Конечно, если мы придерживаемся параметрической процедуры выбора (т.е. существует ограничение количества выбора), а размер группы невелик, то значения данного показателя не будут слишком отличаться у различных участников группы. В нашем примере таких ограничений нет.
Ei = кол-во отданных i-тым членом выборов
N-1
Ei (+)= кол-во отданных i-тым членом положительных выборов
N-1
Ei (-)= кол-во отданных i-тым членом отрицательных выборов
N-1
Ei = Ei (+) + Ei (-)
Рассчитаем данные показатели для участника группы Г:
Eг = 5/(7-1)= 5/6
Eг (+) = 4/(7-1)= 4/6=2/3
Eг (-) = 1/(7-1)= 1/6
Eг = 4/6+1/6=5/6
По своей структуре данный индекс повторяет предыдущий, только вместо полученных выборов мы считаем отданные.
1.3. Индекс объема взаимодействия показывает, насколько человек «заметен» в группе. Для его расчета необходимо учесть количество взаимодействий данного члена группы, т.е. подсчитать:
|
· односторонние выборы (как положительные, так и отрицательные);
· парные выборы:
- взаимные (положительные или отрицательные);
- несимметричные (т.е. с одной стороны положительный выбор, с другой - отрицательный).
При этом необходимо помнить, что парные выборы считаются за один выбор.
Аi = кол-во взаимодействий i-того члена группы
N-1
Рассчитаем данный показатель для участника группы А:
Итак, участник А сам совершил 3 выбора:
А-Б (+); А-Д (-); А-Е (+) – эти выборы содержатся в строке 1 таблицы.
Кроме того, участника А выбрали:
Б-А (+); В-А (-); Г-А (-); Е-А (+); Ж-А (-) – эти выборы содержатся в столбце «А» таблицы.
Проверим, есть ли парные выборы. Таких выборов два: взаимоположительные выборы А-Б, А-Е; несимметричных выборов нет.
Соответственно, вместо четырех выборов мы учитываем лишь два парных (А-Б и А-Е). Количество взаимодействий участника А составляет 6 (8 выборов минус два парных).
Аi = 6/ (7-1)= 6/6=1
Значение показателя «1» говорит о том, что участник А взаимодействует со всей группой.
2. Групповые индексы:
2.1. Индекс социометрической когерентности – показывает меру связанности группы по данному критерию (т.е. тому вопросу, который был задан респондентам):
К = кол-во отданных (или полученных) выборов
Nx(N-1)
В знаменателе стоит «Nx(N-1)» (N – количество человек в группе), т.е. максимальное количество выборов в группе, при условии, что самовыбор исключен («-1»).
Количество отданных или полученных выборов находится в правом нижнем углу таблицы и в нашем примере равняется 21:
К =21/7(7-1)= 21/42=1/2
2.2. Индекс взаимности, в отличие от предыдущего, учитывает только взаимные положительные выборы, т.е. демонстрирует, насколько группа сплоченна по данному признаку:
G = кол-во взаимных положительных выборов
Nx(N-1)
В отличие от индекса взаимодействия, данный показатель взаимные положительные выборы учитывает как две связи. В нашем примере таких связей 10 (их можно посчитать по социоматрице):
А-Б, Б-А; А-Е, Е-А; Б-Г, Г-Б; В-Г, Г-В; Г-Е, Е-Г.
G = 10/42= 0,24.
2.3. Социометрический индекс референтности показывает, насколько совпадает общее количество положительных выборов с взаимными положительными выборами:
R = кол-во взаимных положительных выборов
кол-во положительных выборов
|
R = 10/ 13= 0,77
Итак, в нашем примере только 3 из положительных выборов не являются взаимными. Данный результат можно интерпретировать как наличие в группе давних устойчивых положительных взаимных отношений между ее участниками.
Более подробно работа с приведенными выше индексами описана в пособии «Основы прикладной социологии. Учебник для вузов» (Под ред. Шереги Ф.Э., Горшкова М.К. М.: Ред-изд. фирма «Academia», 1995, т.1, с. 188-190).
Помимо социоматрицы, можно представлять результаты социометрического теста с помощью социограмм. Социограмма представляет собой схему, на которой различными видами стрелок (или линий) показаны связи между участниками группы. На мой взгляд, вся информация, необходимая для анализа, содержится в социоматрице, поэтому работа с социограммами не является такой уж необходимой, хотя социограммы позволяют иногда представить результаты исследования более наглядно.
Вопрос, который вызывает ряд проблем, в том числе и этических, - это знакомство участников теста с его результатами. С одной стороны, эти результаты не должны быть доступны лишь руководителю группы и социологу, с другой – информация может быть крайне неприятной для некоторых участников группы. В качестве компромиссного решения можно предложить следующее: ознакомить участников теста с групповыми показателями, провести сравнение с другими группами (если таковые опрашивались) или с результатами предыдущих замеров (если таковые проводились). Если это первое исследование в данной группе, оценить результаты со средними показателями подобных опросов. Индивидуальные результаты группе в целом дать в общем виде, акцентируя внимание на положительных моментах. Более подробно обсудить индивидуальные результаты с каждым участником конфиденциально; попытаться выяснить, как он оценивает полученные им оценки, чем может объяснить такие результаты.
Рахманова Ю.В.,
К.с.н., доцент
|
|
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!