Источник: Основы прикладной социологии. Учебник для вузов. Под ред. Шереги Ф.Э., Горшкова М.К. М.: Ред-изд. фирма «Academia», 1995, т.1. С. 184. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Источник: Основы прикладной социологии. Учебник для вузов. Под ред. Шереги Ф.Э., Горшкова М.К. М.: Ред-изд. фирма «Academia», 1995, т.1. С. 184.

2017-05-18 858
Источник: Основы прикладной социологии. Учебник для вузов. Под ред. Шереги Ф.Э., Горшкова М.К. М.: Ред-изд. фирма «Academia», 1995, т.1. С. 184. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Следует помнить, что такие ограничения используются не всегда, иногда целесообразней дать возможность респонденту осуществить столько выборов, сколько он находит нужным. Такая процедура выбора называется непараметрической, отбор с ограничением количества выборов является параметрической процедурой выбора.

После завершения процедуры опроса социолог обобщает его результаты и строит социоматрицы. Социоматрицы формируются по каждому вопросу анкеты, вернее, по каждой зеркальной паре вопросов.

Рассмотрим пример такой социоматрицы и рассчитаем индивидуальные и групповые индексы по ней.

Кто выбирает Кого выбирают Число отданных выборов
А Б В Г Д Е Ж + _ Всего
  А Х +     - +        
  Б + Х   +     _      
  В _ _ Х + +          
  Г _ + + Х   + +      
  Д       + Х          
  Е +     + - Х        
  Ж - -         Х      
Число полученных выборов +                    
_                    
Всего                    

 

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж – обозначение фамилий респондентов.

По диагонали таблицы проставлен знак «Х», так как респонденты не могут выбирать самих себя.

Положительные выборы отмечены знаком «+», отрицательные - «-», отсутствие выбора – «0».

Далее, на основании данных таблицы рассчитываются социометрические индексы. Все индексы можно отнести к одному из двух типов: индивидуальные или групповые индексы. Индивидуальные индексы рассчитываются для каждого участника группы, групповые оценивают группу в целом и позволяют проводить сравнения в пространстве (с другими группами) и во времени (замеры одной и той же группы через определенные промежутки времени).

1. Индивидуальные индексы:

1.1. Социометрический статус – показывает место данного респондента в группе:

Ci = кол-во полученных i-тым членом выборов

N-1

Ci (+)= кол-во полученных i-тым членом положительных выборов

N-1

Ci (-)= кол-во полученных i-тым членом отрицательных выборов

N-1

Ci = Ci (+) + Ci (-)

 

В знаменателе показателей стоит «N-1» (N – количество человек в группе), т.е.максимально возможное количество выборов одним членом группы, при условии, что самовыбор исключен («-1»).

Ci (+) и Ci (-) показывают соотношение положительных и отрицательных выборов данного члена группы другими к максимально возможному количеству выборов в группе соответственно. Понятно, что сумма данных показателей должна равняться общему показателю социометрического статуса (Ci).

Рассчитаем данные показатели для участника группы А:

СА = 5/(7-1)= 5/6

СА(+) = 2/(7-1)= 2/6=1/3

СА(-) = 3/(7-1)= 3/6=1/2

СА= 2/6+3/6=5/6

1.2. Индекс эмоциональной экспансивности – показывает, насколько участник группы «щедр» в раздаче оценок. Конечно, если мы придерживаемся параметрической процедуры выбора (т.е. существует ограничение количества выбора), а размер группы невелик, то значения данного показателя не будут слишком отличаться у различных участников группы. В нашем примере таких ограничений нет.

 

Ei = кол-во отданных i-тым членом выборов

N-1

Ei (+)= кол-во отданных i-тым членом положительных выборов

N-1

Ei (-)= кол-во отданных i-тым членом отрицательных выборов

N-1

Ei = Ei (+) + Ei (-)

 

Рассчитаем данные показатели для участника группы Г:

Eг = 5/(7-1)= 5/6

Eг (+) = 4/(7-1)= 4/6=2/3

Eг (-) = 1/(7-1)= 1/6

Eг = 4/6+1/6=5/6

По своей структуре данный индекс повторяет предыдущий, только вместо полученных выборов мы считаем отданные.

1.3. Индекс объема взаимодействия показывает, насколько человек «заметен» в группе. Для его расчета необходимо учесть количество взаимодействий данного члена группы, т.е. подсчитать:

· односторонние выборы (как положительные, так и отрицательные);

· парные выборы:

- взаимные (положительные или отрицательные);

- несимметричные (т.е. с одной стороны положительный выбор, с другой - отрицательный).

При этом необходимо помнить, что парные выборы считаются за один выбор.

Аi = кол-во взаимодействий i-того члена группы

N-1

 

Рассчитаем данный показатель для участника группы А:

Итак, участник А сам совершил 3 выбора:

А-Б (+); А-Д (-); А-Е (+) – эти выборы содержатся в строке 1 таблицы.

Кроме того, участника А выбрали:

Б-А (+); В-А (-); Г-А (-); Е-А (+); Ж-А (-) – эти выборы содержатся в столбце «А» таблицы.

Проверим, есть ли парные выборы. Таких выборов два: взаимоположительные выборы А-Б, А-Е; несимметричных выборов нет.

Соответственно, вместо четырех выборов мы учитываем лишь два парных (А-Б и А-Е). Количество взаимодействий участника А составляет 6 (8 выборов минус два парных).

Аi = 6/ (7-1)= 6/6=1

Значение показателя «1» говорит о том, что участник А взаимодействует со всей группой.

2. Групповые индексы:

2.1. Индекс социометрической когерентности – показывает меру связанности группы по данному критерию (т.е. тому вопросу, который был задан респондентам):

К = кол-во отданных (или полученных) выборов

Nx(N-1)

 

В знаменателе стоит «Nx(N-1)» (N – количество человек в группе), т.е. максимальное количество выборов в группе, при условии, что самовыбор исключен («-1»).

Количество отданных или полученных выборов находится в правом нижнем углу таблицы и в нашем примере равняется 21:

К =21/7(7-1)= 21/42=1/2

2.2. Индекс взаимности, в отличие от предыдущего, учитывает только взаимные положительные выборы, т.е. демонстрирует, насколько группа сплоченна по данному признаку:

G = кол-во взаимных положительных выборов

Nx(N-1)

 

В отличие от индекса взаимодействия, данный показатель взаимные положительные выборы учитывает как две связи. В нашем примере таких связей 10 (их можно посчитать по социоматрице):

А-Б, Б-А; А-Е, Е-А; Б-Г, Г-Б; В-Г, Г-В; Г-Е, Е-Г.

G = 10/42= 0,24.

 

 

2.3. Социометрический индекс референтности показывает, насколько совпадает общее количество положительных выборов с взаимными положительными выборами:

R = кол-во взаимных положительных выборов

кол-во положительных выборов

 

R = 10/ 13= 0,77

Итак, в нашем примере только 3 из положительных выборов не являются взаимными. Данный результат можно интерпретировать как наличие в группе давних устойчивых положительных взаимных отношений между ее участниками.

Более подробно работа с приведенными выше индексами описана в пособии «Основы прикладной социологии. Учебник для вузов» (Под ред. Шереги Ф.Э., Горшкова М.К. М.: Ред-изд. фирма «Academia», 1995, т.1, с. 188-190).

Помимо социоматрицы, можно представлять результаты социометрического теста с помощью социограмм. Социограмма представляет собой схему, на которой различными видами стрелок (или линий) показаны связи между участниками группы. На мой взгляд, вся информация, необходимая для анализа, содержится в социоматрице, поэтому работа с социограммами не является такой уж необходимой, хотя социограммы позволяют иногда представить результаты исследования более наглядно.

Вопрос, который вызывает ряд проблем, в том числе и этических, - это знакомство участников теста с его результатами. С одной стороны, эти результаты не должны быть доступны лишь руководителю группы и социологу, с другой – информация может быть крайне неприятной для некоторых участников группы. В качестве компромиссного решения можно предложить следующее: ознакомить участников теста с групповыми показателями, провести сравнение с другими группами (если таковые опрашивались) или с результатами предыдущих замеров (если таковые проводились). Если это первое исследование в данной группе, оценить результаты со средними показателями подобных опросов. Индивидуальные результаты группе в целом дать в общем виде, акцентируя внимание на положительных моментах. Более подробно обсудить индивидуальные результаты с каждым участником конфиденциально; попытаться выяснить, как он оценивает полученные им оценки, чем может объяснить такие результаты.


Рахманова Ю.В.,

К.с.н., доцент


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.