Гайд (сценарий) фокус-группы — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Гайд (сценарий) фокус-группы

2017-05-18 1632
Гайд (сценарий) фокус-группы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

5 мин:

Знакомство с участниками фокус-группы, объявление темы дискуссии, объяснение целей и задач.

10 мин:

Модератор:

1) Когда Вы слышите словосочетание “уют в доме (уют на кухне)” - какой образ у Вас возникает, что Вы себе представляете (понятия, ассоциации)?

2) Какие ассоциации у Вас возникают, когда Вы слышите: “мебель”, “мебельный магазин”, “мебельный салон”?

3) Какую кухню Вы хотели бы иметь: как она выглядит, из какого материала, масштабы, цветовая гамма. Какую мебель Вы хотели бы иметь, в каком стиле?

15 мин:

4) Вспомните названия мебельных магазинов (салонов) нашего города.

4а) В какие магазины Вы обращались (обратились бы) при покупке кухни, мебели?

5) Какую рекламу обстановки квартиры Вы могли бы вспомнить?

Помощник: раздает рекламные проспекты.

Перерыв (кофе-брейк)

25 мин:

6) Вам предложены рекламные проспекты. Какое название Вы бы дали магазину, который предлагает такую кухню и мебель?

Модератор записывает список названий (красный маркер/ватман)

Выберите, пожалуйста, 2 наиболее предпочтительных для Вас названия.

Помощник раздает каждому участнику список названий.

Модератор: Выберите, пожалуйста, 2 наиболее предпочтительных, на Ваш взгляд, варианта названий (отметьте ручкой).

Помощник: собирает списки, подсчитывает, сколько получил каждый вариант названия, результаты передает модератору.

7) Представьте себе, что Вы сами открываете собственный мебельный салон. Как бы Вы его назвали?

Модератор: Записывает названия, которые предлагают участники (черный маркер/ватман)

Модератор: Выберите, пожалуйста, 2 наиболее предпочтительных для Вас названия.

Модератор отмечает результаты выбора на ватмане черным маркером.

5-10 мин:

Помощник раздает участникам бумагу, карандаши, фломастеры.

8) Какой бы Вы значок (картинку, рисунок, логотип) придумали для данного магазина?

Помощник собирает рисунки.

5 мин:

Завершение фокус-группы, подведение итогов.


СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

 

 

Социометрический анализ (социометрический тест) является методом, пришедшим в социологию из психологии. Метод используется для измерения групповых свойств и позволяет:

1) оценить сплоченность/разобщенность группы;

2) выявить взаимоотношения в группе: отношения симпатии
/антипатии; участников группы, которые являются «невидимками» для остальных членов группы;

3) получить структуру группы: лидеры, их сторонники, противники, «неприсоединившиеся» и т.п.

Как уже отмечалось, метод заимствован из психологии, где с его помощью изучались малые группы. Размеры малой группы в психологии составляют от 3 человек (нижняя граница) до 7 – максимум 9 (верхняя граница). Социологов такой размер малой группы не устроил, так как большинство групп, с которыми имеет дело социолог, значительно больше (трудовой коллектив, студенческая группа, класс в школе и т.п.), поэтому размеры малой группы были увеличены до 20 человек, но проводятся социометрические измерения и групп составом до 40 человек.

В отличие от большинства методов сбора информации в социологическом исследовании, социометрия не позволяет в полной мере сохранить конфиденциальность полученной информации: ведь суть метода заключается в выборе участниками группы конкретных членов группы, причем сам респондент указывает свою фамилию на бланке опросного листа. Процедура метода достаточно проста: каждый участник группы получает опросный лист, где он должен высказать свое мнение о коллегах. Типичные критерии оценки для участников группы касаются следующих сфер жизнедеятельности: работа, отдых (досуг), решение профессиональной проблемы, оптимальное руководство группой. Формулировка конкретных вопросов требует от социолога знания специфики группы: чем занимается коллектив, как давно он создан, насколько часто обновлялся и т.п. Эта информация необходима и для интерпретации результатов: например, игнорирование одного из членов группы другими может быть вызвано не его личностными качествами, а лишь краткостью пребывания в группе.

В качестве примера опросного листа приведу вопросы, которые предлагались курсантам Санкт-Петербургского института пожарной безопасности.

Пример.

Социометрическая анкета № 1

Уважаемый слушатель!

С целью исследования социально-психологического климата в Вашем коллективе просим заполнить эту анкету.

Данные отдельных анкет оглашению не подлежат. Ниже приведены вопросы. Против каждого из них поставьте фамилии выбранных Вами товарищей.

Ваша фамилия, имя и отчество_______________________________________

Вопросы, критерии Ответы: фамилия, имя
1. С кем бы Вы хотели заступить в наряд? 1.___________________ 2.___________________ 3.______________________
2. С кем бы Вы провели совместный отдых в городе (Назовите не более трех из числа членов Вашего взвода)? 1_______________________ 2.______________________ 3.______________________
3. Кого бы Вы пригласили на день своего рождения, если бы стали его праздновать (Назовите не более трех из числа членов Вашего взвода)? 1.______________________ 2._______________________ 3._______________________

Курс ___________ Взвод_______________

БЛАГОДАРИМ ВАС!

 

Каждый вопрос в опросном листе должен иметь свою «зеркальную противоположность»: если вы спрашиваете у респондента с кем он, к примеру, хотел бы выполнять какую-либо работу, то нужно спросить и с кем он ее не хотел бы выполнять ни при каких условиях. Следует сразу отметить, что в приведенном выше примере был нарушен принцип «зеркальности вопросов». При соблюдении данного принципа первый вопрос теста должен был бы иметь вид:

Пример.

Вопросы, критерии Ответы: фамилия, имя
1. С кем бы Вы хотели заступить в наряд? 1.___________________ 2.___________________ 3.______________________
2. С кем бы Вы не хотели заступить в наряд ни при каких условиях? 1_______________________ 2.______________________ 3.______________________

 

В данном примере (в его первом варианте) количество возможных выборов респондента ограничено тремя. В ряде случаев имеет смысл ограничить количество выборов. Ограничения нужны для того, чтобы респондент не имел возможность выбрать всех – в таком случае ценность его ответа низка: ведь выбрать всех – значит не выбрать никого, это своеобразный способ ухода от ответа. Количество выборов зависит от размера группы: чем больше размер группы, тем больше может быть выборов. Итак, в зависимости от размера группы, предлагается следующие ограничения выборов:

 

Число членов группы Социометрическое ограничение
5-7  
8-11  
12-16  
17-21  
22-26  
27-31  
32-36  

Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.