Понятие и правила проведения налоговых проверок, виды проверок. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Понятие и правила проведения налоговых проверок, виды проверок.

2017-05-18 214
Понятие и правила проведения налоговых проверок, виды проверок. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

Введение 2

 

1.. Понятие и правила проведения налоговых проверок,

виды проверок. 4

2. Выездная налоговая проверка. 8

2.1. Решение о проведении проверки. 8

2.2 Действия налоговых органов в процессе выездной

налоговой проверки. 10

2.3. выемка документов. 14

2.4. Сроки проведения налоговых проверок. 15

2.5. Оформление результатов выездной налоговой

проверки. 18

3. Роль встречной проверки при проведении выездной

налоговой проверки. 28

3.1 Понятие встречной проверки. 28

3.2. Встречные проверки, порядок проведения и

последствия. 35

3.3. Ответственность за непредставление документов. 38

3.4. Результаты встречной налоговой проверки. 39

4. Анализ судебной практики, связанной с

проведением встречной проверки. 43

Заключение. 51

Список литературы. 54

Приложения.

 

Введение.

Сегодня вопросы, касающиеся проведения налоговых проверок являются очень актуальными.

Ни один налогоплательщик не застрахован от налоговой проверки. И хотя она является нелегким испытанием для руководства организаций и бухгалтеров, не стоить думать, что мы не в состоянии повлиять как на ход самой проверки, так и на ее результаты.

Если в организации прошла проверка, в результате которой начислили большие суммы недоимки, пеней и штрафов, не следует сразу же впадать в отчаяние. Практика показывает, что большой процент вынесенных по результатам проведения налоговых проверок решений можно оспорить.

Настоящая судебная практика показывает, что суд при рассмотрении спора между налогоплательщиком и налоговым органом, в том числе и по вопросам относительно результатов налоговых проверок, в большинстве случаев выносит решение в пользу налогоплательщика.

Любой налогоплательщик (организации, предприятия, учреждения), должен знать правила и порядок проведения проверок, оформления ее результатов, права и обязанности сторон (налогоплательщика и налогового (проверяющего) органа). Тогда ее проведение может и не оказаться таким неожиданным и непредвиденным, а результаты ее проведения такими “ужасающими” и совсем не такими, какими их нужно представить налоговому органу.

Порядок проведения налоговых проверок определяется нормами Налогового кодекса Российской Федерации. Знание его норм позволяет налогоплательщикам не только видеть ошибки инспекторов, но и эффективно защищать свои права, нарушенные вследствие таких ошибок.

В своей работе я хотела бы рассмотреть основные принципы и правила проведения выездных налоговых проверок (как наиболее часто встречающихся в практике), порядок оформления акта о результатах проверки, а также полномочия органов налоговой полиции в проведении налоговых проверок

 

Выездная налоговая проверка.

Оформление результатов выездной налоговой проверки.

Требования к оформлению акта выездной налоговой проверки установлены Приказ ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@ "Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)" (вместе с "Основаниями и порядком продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки", "Порядком взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов (информации)") (Зарегистрировано в Минюсте России 28.05.2015 N 37445)

.

В акте налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных правонарушений и ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.

Акт налоговой проверки вручается руководителю организации-налогоплательщика либо представителем под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком или его представителем.

Многие налогоплательщики отказываются подписывать акт проверки, мотивируя это тем, что не согласны с выводами проверяющих, изложенными в акте, либо подписывают его с оговорками. Неподписание акта либо подписание его с оговорками не имеет практического значения. При неподписании акта он направляется налогоплательщику по почте заказным письмом. Датой вручения акта считается шестой день, начиная с даты его отправки. Причем акт отправляется по адресу, указанному в учредительных документах налогоплательщика. Учитывая, что место фактического расположения налогоплательщика не всегда совпадает с местонахождением, указанным в учредительных документах, налогоплательщик может вообще может не получить акт проверки. Негативные последствия неполучения акта очевидны: налогоплательщик не сможет детально ознакомиться с актом и, соответственно, представить возражения по акту и повлиять на вынесение решения.

Поэтому рекомендуется налогоплательщикам подписывать акт проверки независимо от наличия возражений. В акте обязательно собственноручно указать дату получения акта, иначе датой вручения акта будет считаться дата, проставленная на титульном листе акта, то есть фактически дата его составления.

Налогоплательщику предоставлено право в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки.

Следует обратить внимание на то, что с точки зрения исчисления сроков две недели – это не 14 календарных дней, следующих подряд.

В соответствии со ст.61 НК РФ срок, исчисляемый неделями, истекает в последний день недели. При этом неделей признается период времени, состоящий из пяти рабочих дней, следующих подряд.

Если акт вручается в любой день недели, кроме пятницы, то у налогоплательщика на представление возражений имеется текущая неделя плюс еще две недели при условии, что в этих двух неделях нет праздничных дней. Срок истекает в 24 часа в последний день (пятницу) последней недели срока.

По истечении срока на представление возражений в течение не более 14 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган обязан известить налогоплательщика заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения и другие документы рассматриваются в его отсутствие.

Необходимо отметить, что налоговый орган обязан известить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения акта только в случае представления налогоплательщиком возражений. Если возражения не представлены, то обязанности известить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения акта проверки у налоговых органов не возникает и, соответственно, возможно рассмотрение материалов проверки без налогоплательщика. Такая ситуация на практике встречается достаточно редко, так как рассмотрение акта проверки обычно совпадает с моментом вынесения решения. Тогда встает вопрос о вручении решения и привлечении должностных лиц организации-налогоплательщика к административной ответственности и т. д.

Вместе с тем, рассмотрение акта проверки и вынесение решения – две различные процедуры.

Все вопросы, возникшие при проведении и оформлении результатов проверки, необходимо решать с налоговыми органами до дня рассмотрения материалов проверки и вынесения решения. С возражениями необходимо представить максимально возможное количество документов в обоснование своей позиции и, по возможности, рассмотреть данные документы с проверяющими, так как от их позиции во многом зависит признание правомерными возражений налогоплательщика. Сама процедура вынесения решения достаточно формальна. Документы, в том числе проект решения, результаты рассмотрения возражений по акту, готовятся соответствующими службами налогового органа, и к руководителю (заместителю руководителя) налогового органа попадает готовый пакет. Возражения налогоплательщика, высказанные непосредственно при принятии решения, вряд ли будут приняты к сведению. Лицо, выносящее решение, не будет вникать в нюансы расчета реализованного наложения или формирования себестоимости, так как предполагается, что возражения по акту предварительно рассмотрены соответствующими специалистами и ими высказаны рекомендации по всем позициям возражений.

Основным и единственным критерием законности процедуры рассмотрения материалов руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. При этом налогоплательщик фактически лишен права активно участвовать в процедуре рассмотрения материалов проверки. К примеру, у налогоплательщика нет права предоставить новые материалы, дополнительные возражения, давать пояснения и т.д. Решение приобщать или не приобщать документы или возражения налогоплательщика в момент рассмотрения материалов проверки зависит от воли должностного лица налогового органа, рассматривающего материалы проверки, а не от установленной законом процедуры.

Нарушение процедуры рассмотрения материалов проверки может послужить основанием для обращения налогоплательщика с иском в суд.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

1. о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Это решение выносится в случае установления налоговым органом фактов нарушения налогового законодательства;

2. об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения Это решение выносится в случае, если в акте содержаться сведения, формально содержащие признаки налоговых правонарушений, но в силу определенных причин налогоплательщик не подлежит привлечению к налоговой ответственности. Например, по основаниям, указанным в ст. 109 НК РФ. Если в акте указано на отсутствие выявленных в ходе проверки налоговых правонарушений, решение не выносится, за исключением случаев, когда руководителем (заместителем руководителя) налогового органа выносится решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

3. о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Такое решение выносится при наличии обстоятельств, исключающих возможность вынесения правильного и обоснованного решения о привлечении или об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности на основании имеющихся материалов налоговой проверки.

Законодателем не дан хотя бы примерный перечень процедур, из которых могут состоять мероприятия дополнительного контроля. Задачей дополнительных мероприятий налогового контроля является устранение обстоятельств, которые исключают возможность вынесения правильного и обоснованного решения.

В силу ограничений, накладываемых НК РФ на проведение повторных налоговых проверок, не может считаться дополнительным мероприятием вынесение решения о проведении проверки за уже проверенный налоговый период (в том числе встречной проверки). Такое решение может быть обжаловано налогоплательщиком в суд как незаконное и подлежащее безусловной отмене.

Подобный вывод сделан ФАС Северо-Западного округа в материалах дела от 19.03.01 № А56-26538/00, где суд однозначно расценил встречную проверку как вторичную, потому что “…решение о проведении встречной налоговой проверки общества принято ИМНС после окончания выездных налоговых проверок ООО и его структурного подразделения.

Между тем, как следует из содержания абзаца 2 статьи 87 НК РФ, налоговым органам предоставляется право истребовать документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика, только в ходе проведения камеральной или выездной налоговой проверки, а не после ее окончания, поскольку в указанной статье речь идет о получении информации, которая может послужить основанием для выводов, излагаемых в акте камеральной или выездной налоговой проверки.

Суд кассационной инстанции находит правильными выводы, изложенные в судебных актах, о том, что упомянутая в статье 87 НК РФ “встречная проверка” является не самостоятельным видом проверки, а позволяет лишь дополнительно истребовать необходимые при проведении налоговой проверки документы.

Не оспаривая право налоговых органов на проведение мероприятий налогового контроля, судебные инстанции правомерно указали на недопустимость нарушения при этом прав налогоплательщика, гарантированных Налоговым кодексом РФ, и признали оспариваемое решение ИМНС не соответствующим требованиям налогового законодательства…”

К дополнительным мероприятиям налогового контроля можно отнести:

- Истребование у налогоплательщика документов;

- Проведение экспертизы;

- Опрос свидетелей;

- Выемку документов и предметов;

- Привлечение специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля;

- Проведение камеральной налоговой проверки налогоплательщика;

- Осмотр территорий, помещений, документов и предметов, то есть фактически все действия, которые проверяющие имели право производить во время проведения проверки.

Копия решения налогового органа вручается налогоплательщику либо его представителю под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения акта налогоплательщиком либо его представителем. Если руководитель организации-налогоплательщика или его представитель уклоняются от получения копии решения, оно отправляется по почте заказным письмом и считается полученным налогоплательщиком по истечении шести дней после его отправки.

В десятидневный срок с даты вынесения решения налоговый орган должен направить налогоплательщику требование об уплате недоимки по налогу и пени.

Если требование не соответствует нормам действующего законодательства (Приложение N24 к приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@), оно может быть обжаловано в суд. Обжаловать решение по формальным основаниям, в принципе, не имеет смысла. Даже если решение будет вынесено в пользу налогоплательщика и требование будет признано недействительным, от обязанности уплатить указанные в требовании суммы налогов и пени такое решение налогоплательщика не освободит.

Обжалование требования имеет смысл в тактическом плане. Например, обжалуя требование можно приостановить взыскание в бесспорном порядке сумм налогов и пени, указанных в требовании, до момента вынесения решения судом по существу. Данный ход дает налогоплательщику выигрыш во времени, которое можно использовать для подготовки искового заявления о признании недействительным решения налогового органа. Вместе с тем, обжалование требования по существу, то есть по суммам налогов и пени, - фактически единственная возможность обжалования налогоплательщиком опосредованно акта выездной налоговой проверки. Такая необходимость может возникнуть, например, в случае не вынесения налоговым органом по каким-либо причинам решения.

В случае, если налогоплательщик отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с данного налогоплательщика налоговой санкции.

Налоговые органы могут обратиться с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции). Дата составления акта – это дата, указанная на титульном листе акта, а не дата вручения его налогоплательщику. При обращении налогового органа в суд с иском о взыскании штрафных санкций по истечении данного срока судом будет отказано в удовлетворении исковых требований.

Если налогоплательщик не согласен с выводами налогового органа, он имеет право обжаловать решение.

Решение может быть обжаловано в административном порядке в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) либо в суд.

В административном порядке жалоба может быть подана в течение трех месяцев с момента вынесения решения. Подача жалобы не лишает налогоплательщика права на обращение в суд.

Обращение в суд производится по правилам, установленным АПК РФ.

Во избежание негативных последствий в виде списания денежных средств в бесспорном порядке налоговым органом в счет погашения образовавшейся по факту проверки недоимки и пени затягивать с обращением в суд не стоит.

 

 

3. Роль встречной проверки при проведении выездной налоговой проверки юридического лица.

Понятие встречной проверки.

Налоговый кодекс Российской Федерации предоставляет налоговым органам право проведения встречных проверок.

Встречная проверка является самостоятельной формой налогового контроля и не относится ни к категории камеральной, ни к категории выездной.

Статьей 87 Налогового Кодекса РФ определено, что если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора). Данная форма налогового контроля и является встречной проверкой, которая проводится в отношении контрагентов проверяемого налогоплательщика с целью подтверждения действительности документов, представленных проверяемым налогоплательщиком.

Исходя из положений ст.87 Налогового кодекса РФ, встречная проверка не является выездной налоговой проверкой, но может быть проведена в рамках налоговой проверки посредством истребования у вышеназванных лиц документов, относящихся к деятельности проверяемого налогоплательщика. Т.е. потребовать представления документов налоговики могут как от проверяемого налогоплательщика, так и от других лиц, чья деятельность с ним связана.

При этом на встречные проверки Налоговым кодексом РФ не распространен ни принцип запрета повторных проверок, как это предусмотрено той же ст.87 НК РФ для выездных налоговых проверок, ни ограничение проведения их во времени, как это предусмотрено ст.88 НК РФ для камеральных налоговых проверок.

Соответственно, проведение встречной проверки не затрагивает налоговых интересов организаций, у которых истребуются документы, и поэтому встречная проверка может проводиться вне зависимости от проведения выездных и камеральных проверок данных организаций.

Встречная проверка состоит в истребовании налоговым органом документов о деятельности проверяемого налогоплательщика, имеющихся у других лиц (организаций и индивидуальных предпринимателей), выступающих контрагентами проверяемого налогоплательщика, с последующим сопоставлением их данных с данными, отраженными в документах проверяемого налогоплательщика, с целью оценки достоверности данных. Встречная проверка может проводиться только в рамках выездной или камеральной налоговой проверки.

Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит императивной нормы, предусматривающей проведение встречной проверки конкретным налоговым органом. В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 21.03.1991 №943-1 “О налоговых органах РФ” определено, что налоговые органы РФ – единая система контроля за соблюдением налогового законодательства РФ, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством РФ.

Определение налогового органа, которым должна проводиться встречная проверка, производится в порядке, установленном ведомственными инструктивно-методическими документами ФНС России либо в форме непосредственного указания (поручения) нижестоящему налоговому органу со стороны вышестоящего органа.

Ведомственными инструктивно-методическими документами до определенного времени было предусмотрено, что в случае, если лицо, в отношении которого проводится встречная проверка, состоит на учете в другом налоговом органе, то налоговый орган, осуществляющий выездную налоговую проверку, при необходимости может направить мотивированный запрос о проведении встречной проверки в налоговый орган другого субъекта Российской Федерации, на территории которого данное лицо состоит на налоговом учете.

И уже этот налоговый орган, получивший запрос на проведение встречной проверки, организовывал проведение всех необходимых действий по осуществлению налогового контроля в форме проведения встречной проверки состоящего у него на учете налогоплательщика.

Такая практика проведения встречных проверок была распространена до недавнего времени.

Однако многие налогоплательщики Воронежской области обратили внимание на то, что с начала текущего года в их адреса стали поступать требования о представлении документов от налоговых органов, расположенных в других регионах Российской Федерации, о чем свидетельствуют нередкие звонки от возмущенных налогоплательщиков в Управление. С чем же это связано?

Положения Налогового Кодекса РФ не содержат норм, ограничивающих право проведения налоговыми органами других субъектов РФ встречных проверок налогоплательщиков, не состоящих на учете в данных налоговых органах.

В декабре 2004 года Приказом ФНС России утвержден внутриведомственный документ - Регламент проведения встречных проверок, который конкретизировал порядок их проведения и определил, что встречная проверка должна осуществляться налоговым органом, непосредственно проводящим налоговую проверку налогоплательщика (за исключением ряда случаев, когда встречные проверки необходимо проводить налоговым органам по месту учета контрагентов).

В связи с изложенным, проведение встречной проверки с истребованием у контрагента проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) и иных лиц документов о деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора), имеющих отношение к предмету соответствующей налоговой проверки, вправе осуществлять как налоговый орган, на территории которого состоит на учете лицо, в отношении которого проводится данная проверка, так и налоговый орган, непосредственно осуществляющий проверку налогоплательщика (плательщика сбора).

Встречные проверки могут быть организованы не только налоговым органом по месту налогового учета организации, у которой истребуются документы, но и любым налоговым органом, у которого возникала необходимость проверить взаимоотношения своих налогоплательщиков с иными лицами при проведении камеральных и выездных налоговых проверок.

Отсюда следует, что встречная проверка может проводиться налоговым органом вне зависимости от местонахождения контрагентов налогоплательщика, поскольку осуществляется путем запроса необходимых документов и не предусматривает присутствия проверяющих на территории контрагентов. При этом лицо, обладающее необходимой информацией о финансово—хозяйственной деятельности налогоплательщика, и сам налогоплательщик могут состоять на учете в разных налоговых органах.

Таким образом, встречные проверки могут проводиться как налоговым органом, в котором состоит на учете налогоплательщик - контрагент (по мотивированному запросу другого налогового органа), так и налоговым органом, проводящим выездную и камеральную проверку.

Поэтому налоговый орган, расположенный в другом регионе РФ, вправе истребовать у налогоплательщика, состоящего на учете в налоговых органах Воронежской области документы для проведения встречной проверки.

Порядок проведения встречных проверок, изложенный в ст.87 НК РФ, не предусматривает вынесение и принятие налоговым органом решения о проведении встречной проверки, оформляемого в виде документа, с содержанием которого надлежит ознакомить налогоплательщика, как это делается при назначении выездных налоговых проверок.

Встречная проверка проводится путем истребования соответствующих документов, относящихся к деятельности проверяемого налогоплательщика.

Налоговым кодексом РФ не установлен специальный порядок истребования документов для проведения встречной проверки.

Следовательно, истребование налоговым органом документов для проведения встречных проверок производится в общеустановленном порядке– в соответствии со ст.93 НК РФ. Т.е. налогоплательщику должно быть направлено требование о представлении документов, которое, в свою очередь, и является документом, подтверждающим организации, у которой истребуются документы на встречную проверку, необходимость проведения этой встречной проверки. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок.

Документы представляются в виде заверенных должным образом копий.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что Налоговым кодексом РФ не определены критерии отнесения тех или иных документов к документам, относящимся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора). В результате налоговый орган, истребующий документы, вправе сам определять круг и перечень истребуемых документов, а также относятся данные документы к деятельности проверяемого налогоплательщика или нет.

В случае если налогоплательщиком не представлены документы, необходимые для проведения камеральных или выездных проверок иных лиц, деятельность которых связана с деятельностью данного налогоплательщика, он подлежит привлечению к налоговой ответственности.

Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные Налоговым кодексом РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, установленную пунктом 2 статьи 126 НК РФ.

Размер штрафа, который грозит налогоплательщикам, ослушавшимся требования налоговиков и не представившим документы, в отличие от п.1 ст.126 НК РФ, не зависит от количества не представленных организацией документов и ограничен фиксированной суммой - 5 тыс. рублями.

Особо следует отметить, что хотя п.1 ст.126 НК РФ прямо не предусмотрена ответственность за несвоевременное представление запрошенных документов, нарушение срока их представления, указанного в требовании о представлении документов, может быть квалифицировано налоговым органом как иное уклонение от предоставления документов со сведениями о налогоплательщике с наложением штрафа, предусмотренного п.2 ст.126 НК РФ.

Решение о привлечении лица к ответственности за непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе указанного лица представить имеющиеся у него документы со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, предусмотренной ст.126 Налогового кодекса РФ, принимает налоговый орган, производящий истребование документов, в порядке, установленном ст.101.1 НК РФ.

Помимо привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности по ст.126 НК РФ, руководители данных организаций или индивидуальные предприниматели могут быть привлечены к административной ответственности по ст.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок, либо отказ от представления в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Непредставление в налоговые органы документов и сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а также представление их в неполном объеме или в искаженном виде, признается административным правонарушением в области налогов и сборов и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц – от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда в соответствии с пунктом 1 статьи 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Производство по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов осуществляется налоговым органом, проводившим встречную проверку.

Учитывая все вышеизложенное, хочется дать совет всем налогоплательщикам: прежде, чем отказать налоговому органу в предоставлении запрашиваемых документов, хорошо подумайте о возможных последствиях, которые могут наступить в случае неисполнения требования инспекции.

 

 

Результаты проверки.

Допустим, в ходе встречной проверки контрагента налогоплательщика обнаружилось, что в учете последнего неправильно отражены отдельные финансово-хозяйственные операции, влияющие на формирование налоговой базы. Тогда материалы встречной проверки прилагаются к акту камеральной (выездной, повторной выездной) налоговой проверки или к решению, принятому по результатам рассмотрения материалов проверки.

Данные материалы используются в качестве доказательства по делу о налоговом правонарушении в отношении проверяемого налогоплательщика. Обратите внимание: именно проверяемого налогоплательщика. Контрагенту же по итогам встречной проверки никакие санкции не грозят (кроме названных выше санкций за непредставление требуемых документов).

В качестве иллюстрации того, как используются материалы встречных проверок, можно привести пункт 3 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.03.2003 № 71). В нем сказано следующее. При рассмотрении дела о предъявлении требования о взыскании задолженности по налогам, пеням и штрафам, числящейся за дочерним предприятием, в суде в качестве доказательств рассматривались материалы встречной проверки. Последняя проводилась налоговым органом в рамках выездной налоговой проверки предприятия. В ходе проверки была выявлена задолженность по НДС в части неправомерного зачисления на счет управления выручки за товар, отгруженный предприятием (третьим лицом).

Другой случай. Федеральный арбитражный суд Московского округа в постановлении от 19.11.2002 по делу № КА-А41/7598-02 отказал в удовлетворении иска о признании недействительным решения налогового органа о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля -- встречной проверки. Удовлетворен встречный иск налоговой инспекции о взыскании налоговых санкций.

Суд установил, что решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля вынесено в связи с недостаточностью имеющихся материалов и необходимостью получения дополнительной информации о деятельности налогоплательщика у третьих лиц.

В завершение несколько слов о порядке отражения результатов встречной проверки в акте выездной налоговой проверки. Этот порядок установлен инструкцией МНС России от 10.04.2000 № 60. Документ утвержден приказом МНС России от 10.04.2000 № АП-3-16/138.

Согласно пункту 1.10.2 данной инструкции вводная часть акта выездной налоговой проверки должна содержать, в частности, сведения:

- о встречных налоговых проверках;

-о производстве выемки документов и предметов;

- о проведении экспертизы, инвентаризации имущества налогоплательщика, осмотра его территорий и помещений;

- об иных действиях, произведенных в ходе налоговой проверки.

Приложения к акту выездной налоговой проверки включают в себя материалы встречных проверок (в случае их проведения). Об этом сказано в пункте 1.12 инструкции.

Акты встречных налоговых проверок прилагаются к акту выездной налоговой проверки. С ведения о проведении встречных проверок отражаются в пункте 1.7 акта.

 

Порядок привлечения к ответственности по результатам применения иных, за исключением выездной налоговой проверки, форм налогового контроля в НК РФ не установлен. Однако налоговые инспекции привлекают налогоплательщиков к ответственности за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе по статье 116 НК РФ, за уклонение от постановки на учет по статье 117 НК РФ, за нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке по статье 118 НК РФ, за непредставление налоговой декларации по статье 119 НК РФ, рассматривая эти действия как факты правонарушений.

По смыслу пункта 2 статьи 50 Конституции РФ и пункта 1 статьи 108 НК РФ принятие руководителем налогового органа или его заместителем решения о привлечении налогоплательщика (налогового агента) к ответственности по результатам иных, кроме выездной налоговой проверки, форм налогового контроля незаконно. Налоговым законодательством не установлен иной порядок привлечения к ответственности и не обеспечивается законное получение доказательств. Однако в практике налоговых органов и арбитражных судов зачастую имеют место отступления от этого правила. Даже в тех случаях, когда порядок привлечения к ответственности за налоговые правонарушения по результатам выездной налоговой проверки урегулирован в НК РФ, должностные лица налоговых органов допускают нарушения процессуальных норм НК РФ, привлекая налогоплательщиков (налоговых агентов) к ответственности, которые, как считает Пленум ВАС РФ, «не влекут безусловного признания судом соответствующего решения налогового органа недействительным».

По мнению ВАС РФ, при нарушении должностными лицами налоговых органов порядка привлечения налогоплательщиков (налоговых агентов) к ответственности за налоговые правонарушения суд должен оценивать характер допущенных нарушений и их влияние на законность и обоснованность решения, вынесенного налоговым органом. Из статей 101 и 1011 НК РФ в соотношении с другими нормами глав 14 и 15 НК РФ следует, что привлечение к ответственности налогоплательщиков (налоговых агентов) возможно только по результатам выездной налоговой проверки, а иных лиц - по результатам любых форм налогового контроля, предусмотренных НК РФ.Налогоплательщики (налоговые агенты) привлекаются к ответственности по результатам иных, кроме выездной налоговой проверки, форм налогового контроля незаконно, так как порядок получения и оформления доказательств и привлечения их к ответственности установлен в НК РФ только по результатам выездной налоговой проверки, а положения пункта 2 статьи 50 Конституции РФ и пункта 1 статьи 108 НК РФ предусматривают получение доказательств совершения налоговых правонарушений и привлечение к ответственности за их совершение только в у


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.094 с.