Как основа гражданско-патриотического — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Как основа гражданско-патриотического

2017-05-18 330
Как основа гражданско-патриотического 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Как основа гражданско-патриотического

воспитания современного студента»

Выполнили:

Сенин Алексей, Захаров Максим,

студенты группы «СЗ-11»

 

Научный руководитель:

Сасин Денис Викторович,

преподаватель истории и обществознания

Сыктывкар

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.. 3

1. Жизнь и судьба академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва. 4

2. «Патриотизм» и «гражданственность» в отечественной педагогике 5

2.1. «Патриотизм» и «гражданственность» как ценность. 5

2.2. Основные принципы гражданско-патриотического воспитания 5

2.3. Взгляды на «патриотизм» и «гражданственность» в России 6

3. Гражданско-патриотическое воспитание в России. 7

4. «Нужно воспитать в себе Гражданина мира…». 7

5. «Тревоги совести» Дмитрия Лихачёва. 9

6. Альманах «История совести. Завещание Д.С. Лихачёва». 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 13

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Цель нашей работы: показать, как наследие академика Д.С. Лихачёва способствует приобщению молодежи к культурным ценностям родного народа, и человечества, развитию гражданско – патриотического воспитания подрастающего поколения современного студенчества.

 

Актуальность темы:

 

Данная тема весьма актуальна, так как современная молодежь сегодня оторвана от российской действительности, она не понимает разницы между патриотизмом и национализмом, между любовью к Отечеству и его превосходительству, между традиционными ценностями и общечеловеческими, между языком вражды и толерантностью, между особым путем и мирогражданством. Подростки меньше читают книг, они не развиваются в личностной сфере, у них нет интереса к единению культур.

 

Исходя из вышесказанного, мы можем определить следующие задачи:

 

· Проследить развитие содержания понятия «гражданское» и «патриотическое» воспитание в отечественной педагогике ХХ в.

· Определить содержание, цели и задачи гражданско – патриотического образования в России (на примере Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы»).

· Ознакомить слушателей с основными этапами жизни и судьбы академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва.

· Выявить основную суть гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения через концепцию «воспитания в себе гражданина мира».

· Взглянуть на «тревоги совести» Дмитрия Лихачева, т.е. главные вопросы и проблемы современности, которые поднимал перед обществом академик.

· Сделать краткий анализ международного литературно-культурологического альманаха-антологии «История совести. Завещание Д.С. Лихачева».

ЖИЗНЬ И СУДЬБА АКАДЕМИКА ДМИТРИЯ ЛИХАЧЁВА

Дмитрий Сергеевич Лихачёв, выдающийся советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, доктор филологических наук, профессор. Председатель правления Российского фонда культуры. Награжден различными государственными наградами, в том числе и Орденом Святого апостола Андрея Первозванного «за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры». Стал для многих совестью нации и последним рыцарем культуры.

Будущий академик Дмитрий Лихачев родился в 1906 г. в скромной интеллигентной дворянской семье. Начинал обучение в царской гимназии, после революции продолжил учиться в советской школе. В 1923 г. стал студентом Петроградского университета, которые успешно закончил, получив дипломы по двум филологическим специальностям. Занимался историей славянской литературы. В это же время состоял в студенческом кружке «Космическая академия наук». Незадолго до ареста он сделал доклад о старой русской орфографии, за что был приговорен к 5 годам лагерей «за контрреволюционную деятельность» и отбывал срок на Соловках и на строительстве Беломоро-Балтийского канала.

Ему пришлось пройти через ад сталинских лагерей ГУЛАГа, но годы заключения не сломали молодого человека. После возвращения в Ленинград Дмитрий Лихачев смог завершить образование и даже добиться снятия судимостей. Всё своё время и силы отдаёт научной работе. Его исследования в филологических сферах нередко основываются на опыте, приобретённом в лагерях. Во время войны Дмитрий Лихачев остаётся в блокадном Ленинграде.

Самими известными его трудами стали: «Письма о добром и прекрасном», «Мысли о жизни, истории, культуре», «Заметки о русском», «Русская культура», «Земля родная», «Слово о полку Игореве» и культура его времени», «Раздумья о России», «Я вспоминаю» и многие другие.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв скончался 30 сентября 1999 года в Санкт-Петербурге и был похоронен Комаровском кладбище.

В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

2.1. Патриотизм и гражданственность как ценность

Неотъемлемой частью, основой нравственного воспитания личности является гражданско-патриотическое воспитание.

«Патриотизм» в переводе с греческого означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству. Напротяжении всей истории человечества проблема патриотизма, отношения к Родине, Отечеству являлась предметом постоянного внимания мыслителей, общественных деятелей, ученых, педагогов. Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим достоянием личности.

«Гражданственность» - интегративная, комплексная характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой.

О любви к Родине

 

Многие убеждены, что любить Родину — это гордиться ею. Нет! Я воспитывался на другой любви — любви-жалости. Наша любовь к Родине меньше всего походила на гордость Родиной, ее победами и завоеваниями. Мы не пели патриотических песен, — мы плакали и молились.

 

О демократии

 

Демократия - норма жизни, естественное и постоянное состояние общества, его дыхание. Нам надо учиться демократии. Вся интеллигенция должна объединиться вокруг защиты демократии, демократического общества.

 

О национальной идее

 

Общенациональная идея в качестве панацеи от всех бед - это не просто глупость. Это крайне опасная глупость. Не надо искать никакую национальную идею, это мираж. Жизнь на национальной идее неизбежно приведет сначала к ограничениям, а потом возникает нетерпимость к другой расе, к другому народу, к другой религии. Нетерпимость же обязательно приведет к террору. Нельзя добиваться возвращения России к какой-либо единой идеологии, потому что единая идеология рано или поздно приведет страну к фашизму.

 

О суде над КПСС

 

Весь так называемый социализм строился на насилии. На насилии ничего построить нельзя, ни хорошего, ни даже плохого, все развалится, как у нас и развалилось. Мы должны были судить коммунистическую партию. Не людей, а сами безумные идеи, которыми оправдывались чудовищные преступления, беспримерные в истории.

 

 

О сталинских репрессиях

 

Мы претерпели от Сталина огромные, миллионные жертвы. Придёт время, когда все тени жертв сталинских репрессий встанут перед нами стеной, и мы уже не сможем пройти сквозь них.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе нашего исследования можно заключить, что понятия «гражданское» и «патриотическое» воспитание остается востребовано обществом. К нему не раз обращались видные деятели Отечественной историософской мысли такие как Белинский, Чаадаев, Толстой, Карамзин.

Внедряемая ныне государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы») требует существенных доработок, т.к. направлена на изоляцию России, на особый путь, на милитаризацию, на танатализацию жизни. Альтернативу ей может составить концепция «Воспитания в себе гражданина мира», через ответы на главные вопросы и проблемы современности – о любви к родине, о разнице между патриотизмом и национализмом, о суде над Сталиным и КПСС, о национальной идее, о России как части Европы, а не евразийства, выраженные академиком в своих «Тревогах совести».

Краткий анализ международного литературно-культурологического альманаха-антологии «История совести. Завещание Д.С. Лихачева» позволяет нам утверждать о необходимости его повсеместного изучения на занятиях истории, обществознания, основ философии и литературы в учебных заведениях среднего и высшего звена образования.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1) Д.С. Лихачёв. Я вспоминаю. – М.: Прогресс, 1991. – 255 с.

2) Тревоги совести Д.С. Лихачёва [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://historyofconscience.blogspot.ru/p/blog-page_1105.html (дата обращения: 22.04.2017)

3) Об альманахе [Электронный ресурс] — Режим доступа http://historyofconscience.blogspot.ru/p/blog-page.html (дата обращения: 22.04.2017)

4) О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы" [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420327349 (дата обращения: 22.04.2017).

 

 


[1] О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы" [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420327349 (дата обращения: 22.04.2017)

[2] Д.С. Лихачёв. Я вспоминаю. – М.: Прогресс, 1991. – 255 с.

[3] Тревоги совести Д.С. Лихачёва [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://historyofconscience.blogspot.ru/p/blog-page_1105.html (дата обращения: 22.04.2017)

[4] Об альманахе [Электронный ресурс] — Режим доступа http://historyofconscience.blogspot.ru/p/blog-page.html (дата обращения: 22.04.2017)

как основа гражданско-патриотического

воспитания современного студента»

Выполнили:

Сенин Алексей, Захаров Максим,

студенты группы «СЗ-11»

 

Научный руководитель:

Сасин Денис Викторович,

преподаватель истории и обществознания

Сыктывкар

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.. 3

1. Жизнь и судьба академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва. 4

2. «Патриотизм» и «гражданственность» в отечественной педагогике 5

2.1. «Патриотизм» и «гражданственность» как ценность. 5

2.2. Основные принципы гражданско-патриотического воспитания 5

2.3. Взгляды на «патриотизм» и «гражданственность» в России 6

3. Гражданско-патриотическое воспитание в России. 7

4. «Нужно воспитать в себе Гражданина мира…». 7

5. «Тревоги совести» Дмитрия Лихачёва. 9

6. Альманах «История совести. Завещание Д.С. Лихачёва». 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 13

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Цель нашей работы: показать, как наследие академика Д.С. Лихачёва способствует приобщению молодежи к культурным ценностям родного народа, и человечества, развитию гражданско – патриотического воспитания подрастающего поколения современного студенчества.

 

Актуальность темы:

 

Данная тема весьма актуальна, так как современная молодежь сегодня оторвана от российской действительности, она не понимает разницы между патриотизмом и национализмом, между любовью к Отечеству и его превосходительству, между традиционными ценностями и общечеловеческими, между языком вражды и толерантностью, между особым путем и мирогражданством. Подростки меньше читают книг, они не развиваются в личностной сфере, у них нет интереса к единению культур.

 

Исходя из вышесказанного, мы можем определить следующие задачи:

 

· Проследить развитие содержания понятия «гражданское» и «патриотическое» воспитание в отечественной педагогике ХХ в.

· Определить содержание, цели и задачи гражданско – патриотического образования в России (на примере Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы»).

· Ознакомить слушателей с основными этапами жизни и судьбы академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва.

· Выявить основную суть гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения через концепцию «воспитания в себе гражданина мира».

· Взглянуть на «тревоги совести» Дмитрия Лихачева, т.е. главные вопросы и проблемы современности, которые поднимал перед обществом академик.

· Сделать краткий анализ международного литературно-культурологического альманаха-антологии «История совести. Завещание Д.С. Лихачева».

ЖИЗНЬ И СУДЬБА АКАДЕМИКА ДМИТРИЯ ЛИХАЧЁВА

Дмитрий Сергеевич Лихачёв, выдающийся советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, доктор филологических наук, профессор. Председатель правления Российского фонда культуры. Награжден различными государственными наградами, в том числе и Орденом Святого апостола Андрея Первозванного «за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры». Стал для многих совестью нации и последним рыцарем культуры.

Будущий академик Дмитрий Лихачев родился в 1906 г. в скромной интеллигентной дворянской семье. Начинал обучение в царской гимназии, после революции продолжил учиться в советской школе. В 1923 г. стал студентом Петроградского университета, которые успешно закончил, получив дипломы по двум филологическим специальностям. Занимался историей славянской литературы. В это же время состоял в студенческом кружке «Космическая академия наук». Незадолго до ареста он сделал доклад о старой русской орфографии, за что был приговорен к 5 годам лагерей «за контрреволюционную деятельность» и отбывал срок на Соловках и на строительстве Беломоро-Балтийского канала.

Ему пришлось пройти через ад сталинских лагерей ГУЛАГа, но годы заключения не сломали молодого человека. После возвращения в Ленинград Дмитрий Лихачев смог завершить образование и даже добиться снятия судимостей. Всё своё время и силы отдаёт научной работе. Его исследования в филологических сферах нередко основываются на опыте, приобретённом в лагерях. Во время войны Дмитрий Лихачев остаётся в блокадном Ленинграде.

Самими известными его трудами стали: «Письма о добром и прекрасном», «Мысли о жизни, истории, культуре», «Заметки о русском», «Русская культура», «Земля родная», «Слово о полку Игореве» и культура его времени», «Раздумья о России», «Я вспоминаю» и многие другие.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв скончался 30 сентября 1999 года в Санкт-Петербурге и был похоронен Комаровском кладбище.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.