Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2017-05-18 | 1814 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Будда Безграничного Света
Мы ощущаем бесформенный поток воздуха у кончика носа и позволяем мыслям и чувствам появляться и исчезать. Мы не оцениваем их.
Затем мы напоминаем себе о четырех основных мыслях, направляющих ум к Освобождению и Просветлению.
Мы осознаем, какая драгоценная возможность у нас есть в этой жизни: приносить пользу бессчетному множеству существ с помощью методов Будды. Лишь немногие люди встречаются с учением Алмазного пути, и еще меньше тех, кто способен его применять.
Мы вспоминаем о непостоянстве всего составного. Вне изменений только безграничное ясное пространство ума, и неизвестно, долго ли мы будем располагать условиями для того, чтобы его познать.
Мы понимаем причинно-следственную связь. Наше будущее зависит от нас самих. Прошлые мысли, слова и действия стали нашим сегодняшним миром, и сейчас мы засеваем семена будущего.
Мы видим основания для того, чтобы работать с умом. Просветление – это вневременное высшее блаженство, а сейчас, пока сами запутаны и подвержены мешающим чувствам, мы не можем приносить пользу другим.
Поэтому мы открываемся тем, кто может нас учить.
Прибежище
Чтобы привести всех существ к Просветлению, мы принимаем Прибежище
• в Будде – полном развитии ума;
• в его Учении, которое ведет нас к этой цели;
• в Сангхе, друзьях на пути;
• и прежде всего в Ламе, который всегда представляет Кармапу. Лама соединяет в себе благословение, методы и защиту, он необходим для нашего быстрого развития.
Фаза построения
Над нашей головой на расстоянии вытянутой руки возникает полностью раскрытый цветок лотоса. В нем лежит плоский лунный диск. На диске сидит Будда Безграничного Света, обращенный в том же направлении, что и мы. Он атлетически сложен и светится, подобно горе рубинов в лучах тысячи солнц. Он прекрасен вне всяких представлений. Его состояние являет собой исполнение любых желаний.
|
Будучи по сути Кармапой и нашим коренным Ламой, он сидит в позе медитации. В его руках лазуритовая чаша с нектаром высшего блаженства. Над нашим правым плечом, справа от Будды Безграничного Света, меньше его по размеру, стоит белый четырехрукий Бодхисаттва Любящие Глаза (на санскрите Авалокитешвара, по-тибетски Ченрезиг) – соединенное сочувствие всех Будд. Слева от Будды Безграничного Света, над нашим левым плечом, стоит Бодхисаттва Алмаз в Руке (на санскрите Ваджрапани, по-тибетски Чана Дордже) – соединенная сила всех Будд, в мирном синем проявлении. В левой руке у сердца он держит колокольчик, а в правой – дордже, направляя его в сторону Будды Безграничного Света. Три центральные фигуры окружены ламами всех линий преемственности пховы. Повторяя мантру столько, сколько можем, мы стараемся осознавать Чистую страну над нами и очень хотим войти в сердце красного Будды.
ОМ АМИ ДЭВА ХРИ
Фаза завершения
Когда мы заканчиваем повторение, ламы и Чистая страна над нами вливаются в белого и синего Бодхисаттв.
Те растворяются в Будде Безграничного Света и становятся с ним одним целым. Он превращается в свет и соединяется с нами, как вода сливается с водой.
Теперь мы неразделимы. Мир – это Чистая страна. Повсюду появляются существа, все они обладают природой Будды. Мы возникаем в своей привычной форме, но без слабостей и болезней.
Мы решаем сохранять это чистое видение во всех жизненных ситуациях.
Мы желаем, чтобы хорошие впечатления, которые сейчас возникли, стали безграничными. Пусть они принесут всем существам единственную неизменную радость – радость знания ума.
Глоссарий
Алмазный путь (тиб. дордже тхегпа, санскр. ваджраяна): часть Великого пути (Махаяны). В Алмазном пути с помощью глубоких и быстрых методов, применяемых на основе Просветленного настроя, цель – совершенное Просветление – превращается в путь. Этот путь можно практиковать только с готовностью видеть все чистым в своей основе (см. также чистое видение). Синонимы Алмазного пути – Тантраяна и Мантраяна.
|
Алмазный Ум (тиб. Дордже Семпа, санскр. Ваджрасаттва): очищающая сила всех Будд, белый сидящий Будда. В правой руке он держит дордже у сердца, а в левой – колокольчик у бедра. Состояние радости Акшобхьи. В мандале бардо олицетворяет все семейства Будд.
Бардо (тиб., букв. – «между двумя»): промежуточное состояние или переход. На Западе под этим термином чаще всего понимают период между смертью и следующей жизнью. В поучениях Алмазного пути, как правило, речь идет о шести или восьми бардо.
Бардо жизни (тиб. рангзин бардо, санскр. jatyantarābhava): период от зачатия до начала умирания.
Бардо медитации (тиб. самтен бардо, санскр. samādhyantarābhava): период подлинного медитативного погружения. Входит в бардо жизни.
Бардо смерти: период от начала необратимого процесса умирания до нового рождения. На Западе обычно называется просто «бардо».
Бардо сновидений (тиб. милам бардо, санскр. svapanāntarābhava): период сна, когда чувства обращены вовнутрь и переживаются сновидения (часто неосознанные). Часть бардо жизни.
Бардо становления (тиб. сипа бардо, санскр. bhāvāntarābhava): период между десятым днем после смерти и зачатием.
Бардо таковости (тиб. чёньи бардо, санскр. dharmatāntarābhava): десятидневный период, начинающийся от момента смерти с точки зрения буддизма – то есть от конца бардо умирания. Также известен как бардо окончательной природы, или дхарматы.
Бардо умирания (тиб. чикаи бардо, санскр. mumūrāntarābhava): период, который начинается с появлением первых признаков умирания и заканчивается спустя полчаса после остановки дыхания. Входит в бардо смерти.
Бардо Тхёдрёл: название тибетского текста, известного на Западе как «Тибетская книга мертвых». Буквальный перевод: «Освобождение через слушание в промежуточном состоянии».
Боковые каналы: часть энергетической системы человека. Их два – левый (тиб. кьянгма, санскр. лалана) и правый канал (тиб. рома, санскр. расана).
Безграничность (тиб. мангапа, санскр. нируддха): пустотность, ясность и безграничность – абсолютные качества ума, неотделимые друг от друга. Безграничность подразумевает, что из пространства беспрепятственно, сами по себе, без усилий проявляются просветленные действия. Постигнуть ее – значит осуществить Состояние излучения.
|
Бинду: см. Тигле.
Благословение: согласно тибетским текстам, весьма действенное средство передачи духовной зрелости. Оно основывается на том, что пространство и радость одинаковы везде, а природа Будды присуща каждому существу. В Алмазном пути, если ученик обладает открытостью и вдохновением, то с помощью Учителя он может взглянуть на природу своего ума. Через благословение Учитель передает ученику вкус возможностей, присущих каждому, и глубокую уверенность в его развитии.
Бодхгая: место в Северной Индии, где Будда Шакьямуни около 2550 лет назад достиг полного Просветления. Все 1000 исторических Будд этой эпохи проявляют там свое полное Просветление.
Бодхисаттва (санскр.; тиб. джанг чуб сем па): человек, стремящийся к Просветлению для блага всех существ. Такой настрой соответствует идеалу буддизма Махаяны, к которому также относится Алмазный путь. Бодхисаттва, с одной стороны, это тот, кто понял пустоту и развил сочувствие, а с другой – любой, кто дал обещание Бодхисаттвы.
Будда (санскр.; тиб. сангье): просветленное состояние ума. «Санг» означает «полностью очистившийся» от завес, омрачающих ясность ума. «Гье» означает «полное раскрытие» всех качеств ума, к которым относятся бесстрашие, бесконечная радость, безграничное сочувствие, мудрость и активность для блага существ. Будда нашего времени – Будда Шакьямуни, четвертый из тысячи исторических Будд нашей эпохи. Каждый исторический Будда начинает новый период Дхармы.
Будда-активность (четыре вида действий Будд, просветленная активность): так описывается сочувственное, спонтанное и свободное от усилий поведение, способность в нужное время и в нужном месте сделать то, что необходимо. Существует четыре вида действий Будд: успокаивающие, обогащающие, вдохновляющие и мощно защищающие. Основанием всех видов активности является способность покоиться в том, что есть.
Будда Безграничного Света (тиб. Опаме, санскр. Амитабха): Будда различающей мудрости, рубинового цвета, сидит в позе лотоса, держа в сложенных руках чашу с нектаром высшей радости. Его осознавание – Чистая страна высшей радости (Девачен), которую благодаря данному им обещанию можно достичь с помощью сильных пожеланий.
|
Будда Безграничной Жизни (тиб. Цепаме, санскр. Амитаюс): излучение Будды Безграничного Света в Состоянии радости, олицетворяет долголетие и здоровье. Он красного цвета, сидит в позе лотоса, держа в руках, сложенных в жесте медитации, вазу с нектаром долгой жизни.
Будда-природа: природа ума, возможность достичь состояния Будды, присущая всем существам.
Ваджраяна (санскр.): см. Алмазный путь.
Ванг (тиб.): см. Посвящение.
Великая печать (тиб. чагчен, санскр. махамудра): «Великая печать» постижения. Будда заверял, что это его наивысшее поучение. Используется главным образом в школе Кагью и ведет к непосредственному опыту постижения ума. Великая печать охватывает основу, путь и цель. Доверяя природе Будды, мы упражняемся в переживании неразделимости воспринимающего, воспринимаемого и восприятия. В результате мы полностью пробуждаем ум, «скрепляем печатью» его Просветление.
Великий путь (тиб. тхегчен, санскр. махаяна): подразделяется на путь Сутры и путь Тантры. Оба пути направлены на достижение Просветления для блага всех существ. В пути Сутры в течение продолжительного периода с помощью изучения, вопросов и медитации углубляются сочувствие и знание, что затем перетекает в проникающее видение. Иногда понятие «Великий путь» используется в том же значении, что и слово «Сутра».
Ветер энергии (санскр. прана, тиб. лунг): см. Энергетическая система.
Гелуг, Гелугпа ( тиб.), линия преемственности, школа (две версии перевода – «традиция добродетели» и «традиция Ганден» – по названию ее главного монастыря): часто называется также школой желтых шапок. Самая молодая из четырех главных традиций тибетского буддизма, основанная Цонгкхапой в XIV веке. В ней особый упор делается на изучение текстов и монастырскую общину. Хотя в Гелугпе имеются различные тантрические передачи, чаще всего она относит себя к Махаяне, а не к Алмазному пути.
Гомлунг: см. Передача посредством медитации.
Гуру-йога (санскр.; тиб. лами налджор): медитация на Учителя (Ламу) как на сущность всех Будд. В ней, как и на посвящении, получают благословение тела, речи и ума, в результате чего пробуждаются Три состояния Просветления. В конце медитации практикующий сливается с просветленным состоянием Ламы.
Дакиня (санскр.; тиб. кхандро): Будда -женщина. В тибетском буддизме так называют спутницу на пути к Просветлению. В Тибете о достигших Просветления дакинях говорят, что они могут «гулять по небу». Они вдохновляют мужчину и побуждают его к действиям. Дакини часто передают Учение или предстают его Защитницами.
|
Девачен: см. Чистая страна высшей радости.
Детонг (тиб.): переживание пустоты как блаженства; взгляд буддийских мастеров тантры в традициях Кагью и Ньингма.
Джалю (тиб.): см. Радужное тело.
Дордже (тиб., буквально «господин камней, алмаз»; санскр. ваджра): символ неразрушимости и непоколебимости, характеризующих высшее состояние ума, Просветление. Называемый так ритуальный предмет символизирует средства Алмазного пути, а также сочувствие и радость. См. также колокольчик.
Достижение (тиб. тхоб): в контексте умирания означает момент после клинической смерти (примерно через 20–30 минут). Когда белая мужская энергия (появление) и красная женская (нарастание) встречаются в сердечном центре, растворяются семь завес неведения и на мгновение все темнеет и стихает.
Дхарма (санскр.; тиб. чё): буддийское Учение. Часть буддийского Прибежища. Ее подразделяют по-разному, часто на Тхераваду, Махаяну и Ваджраяну – три уровня поучений, данных Буддой ученикам с различной мотивацией.
Защитники (тиб. чёкьонг): один из Трех корней. Их функцией является устранение препятствий на пути к Просветлению. Благодаря их силе любой опыт становится частью пути. Защитники – источник просветленной активности Будд – являются, как и Йидамы, выражением Состояния радости Просветления и по своей сути неотделимы от Ламы. В линии преемственности Кагью важнейшими Защитниками являются Черный Плащ и Сиятельная Богиня.
Йидам (тиб.): аспекты Просветления, один из Трех корней. Безграничные качества просветленного ума выражаются в многочисленных формах из энергии и света. Если мы отождествляемся с ними в медитации и повседневной жизни, они пробуждают в нас присущую каждому природу Будды. Рассматриваются как неотделимые от Ламы. Чтобы на них медитировать, необходимо разрешение или посвящение от учителя, у которого есть передача.
Йогин, йогиня (санскр.; тиб. налджорпа, налджорма): мужчина или женщина, который(-ая) применяет буддизм в жизни и независимо от социальных норм и надежности своей жизненной ситуации настраивается в первую очередь на познание природы ума.
В Азии буддисты были монахами, мирянами или йогинами. Сегодня на Западе стили жизни мирян и йогинов смешиваются.
Кагью, Кагьюпа (линия преемственности, традиция): одна из четырех главных традиций тибетского буддизма, ориентированная на практику и постижение. Поскольку Кагью уделяет особое внимание практическому применению Учения, она называется «устной» школой, или традицией «совершенств». В Тибет ее принес герой Марпа (примерно в 1050 году), и она черпает свою силу в близкой связи учителя и ученика.
Четыре большие и восемь малых школ Кагью берут свое начало в деятельности четырех главных учеников Гампопы. Эти линии преемственности называются «большими» и «малыми» в зависимости от того, насколько прямой является их передача от Гампопы. У четырех больших (или главных) она непосредственная, а у восьми малых (или второстепенных) – опосредованная, через одного из учеников Гампопы. Сегодня все большие линии влились в традицию Карма Кагью, которую возглавляет Кармапа. Что касается восьми малых линий, то у школ Другпа и Дрикунг Кагью много приверженцев в Бутане и Ладакхе.
Календарь Калачакры: календарь, начинающийся от 1027 года, основанный на шестидесятилетнем цикле. Месяц в нем длится от новолуния до новолуния. Все компоненты, от каждого дня до шестидесятилетнего цикла, строго определены математически.
Кангьюр (тиб.): собрание поучений Будды, состоящее, в зависимости от издания, из 100, 103, 106 или 108 томов. См. также Тенгьюр.
Капля энергии (тиб. тигле, санскр. бинду): см. Тигле и Энергетическая система.
Карма (санскр.; тиб. ле; букв. «действие»): закон причины и следствия, согласно которому мы воспринимаем мир в соответствии с хранящимися в уме впечатлениями, которые сами создаем с помощью тела, речи и ума. Это означает, что, действуя здесь и сейчас, мы определяем собственное будущее.
Карма Кагью (традиция, линия преемственности): см. Кагью.
Колокольчик: ритуальный предмет, который символизирует мудрость или пространство. Он часто используется вместе с дордже, что символизирует неразделимость пространства и блаженства, мудрости и сочувствия.
Красношапочные школы (линии преемственности): см. Кагью, Ньингма, Сакья.
Красный Будда: см. Будда Безграничного Света.
Кудунг: мумифицированное тело многоопытного йогина, умершего в позе медитации.
Лама (тиб.; букв. «высший принцип»): один из Трех корней. Буддийский учитель. Особенно важен в Алмазном пути. Без него нет доступа к глубочайшим поучениям. Посредством Гуру-йоги – медитации на Ламу – мы получаем его благословение, позволяющее на несколько мгновений пережить истинную природу ума. Лама воплощает для ученика Три состояния Просветления.
Лунг (тиб.): ритуальная декламация (чтение вслух) текста Алмазного пути. Когда ученик слышит слоги, ему передается их суть. См. также посвящение.
Лхагтонг (тиб.; санскр. випашьяна): медитация проникающего видения; эта практика медитации применяется как метод и в Сутре, и в Тантре. Она основывается на стабильном опыте шинэ. В ней медитирующий старается поддерживать видение недвойственности воспринимающего сознания и воспринимаемого объекта от мгновения к мгновению. Различают аналитический и прямой лхагтонг.
Любящие Глаза (тиб. Ченрезиг, санскр. Авалокитешвара): Будда сочувствия и неразличающей любви в Состоянии радости. Обычно изображается с телом белого цвета и четырьмя руками, сидящим в позе медитации. В его внешней правой руке – хрустальная мала, освобождающая всех существ из обусловленного мира. В двух средних руках он держит у сердца драгоценность Просветления, а во внешней левой руке – цветок лотоса, который показывает чистоту его настроя. Его глаза видят всех существ.
Мала (санскр.; тиб. тхренгва): буддийские четки, используемые для подсчета мантр во время медитации или для поддержания внимательности на уровне тела во время многочисленных повторений.
Малый путь (тиб. тхег чунг, санскр. хинаяна; сегодня – Тхеравада): путь «слушателей» (санскр. шраваки) и «Будд-одиночек», или «одиноких практиков» (санскр. пратьекабудды). На этом пути главная цель практикующего – его личное Освобождение.
Мандала (санскр.; тиб. кьилкхор, букв. «центр и окружность»): 1) поле силы Будды, возникающее из бесчисленных возможностей пространства, или изображение такого поля. В более широком смысле этот термин означает также силовое поле человека или группы людей; 2) мысленно представляемая вселенная, полная драгоценностей, которую мы подносим Буддам, выполняя дарение мандалы – третью часть Основополагающих упражнений; 3) металлический диск, используемый в практике дарения мандалы.
Мантра (санскр.; тиб. нгаг): естественная звуковая вибрация определенного Будды. Активизирует поле силы Будды. Во многих медитациях Алмазного пути имеется фаза, во время которой произносятся мантры.
Махакала (санскр., тиб. Нагпо Ченпо): Большой Черный. Категория Защитников, среди которых двурукий известен как Бернагчен. См. также Черный плащ.
Махамудра (санскр.): см. Великая печать.
Махасиддх (махасиддхи) (санскр.; тиб. друбчен, букв. «великий совершенный»): великие тантрические мастера Индии, которые благодаря мощным средствам Тантры и Великой печати достигали Просветления за одну жизнь. Они происходили из разных слоев общества и постигали природу ума, живя в обстоятельствах, нередко совершенно обычных. С помощью своей духовной силы они могли производить изменения в мире явлений и тем самым убеждать учеников в действенности Учения. Особое значение для линии преемственности Кагью имеют такие махасиддхи, как Сараха, Тилопа и Наропа.
Махаяна (санскр.): см. Великий путь.
Медитационное (буддийское) уединение (также ретрит, от англ. retreat): занятия медитацией, продолжающиеся несколько дней, недель или лет (см. также трехлетнее отшельничество) в спокойном, уединенном месте, без отвлечения на обстоятельства привычной жизни. Уединенная медитация дает наибольший эффект, когда у практикующего есть ясная цель и определенный распорядок дня, ему обеспечены забота и поддержка в каком-либо буддийском центре, и уединение согласовано с Учителем. Медитационные уединения бывают открытые или закрытые, одиночные, парные или групповые. Благодаря ретритам человек может выработать дистанцию по отношению к повседневной суете, и они углубляют опыт медитации.
Медитация (буддийская): (тиб. гом, букв. «знакомиться с чем-то») упражнение, во время которого ум учится сбрасывать свои завесы. При этом используются методы, позволяющие превращать в собственный опыт практикующего то, что он уже понял интеллектуально. Медитация – это пребывание без усилий в том, что есть. На разных уровнях буддийских поучений передаются соответствующие методы, которые в основном можно объединить в две группы: шинэ и лхагтонг. Важнейшими средствами в Алмазном пути являются отождествление с Просветлением, пробуждение просветленных полей силы с помощью мантр и поддержание чистого видения. Как и раньше в пещерах йогинов Тибета, сегодня медитация с ведущим (тиб. гом лунг) открывает многим медитирующим доступ к бесчисленным средствам Алмазного пути.
Медитация на Шестнадцатого Кармапу: эта медитация была составлена самим Шестнадцатым Кармапой. Она являет собой разновидность Гуру-йоги и используется, согласно пожеланию Кармапы, в качестве главной совместной практики в центрах Алмазного пути на Западе.
Мудрость, пять видов: истинная природа пяти видов мешающих чувств. Путем трансформации обычного восприятия гнев узнается как зеркалоподобное состояние, гордость становится уравнивающей мудростью, привязанность – умением проводить различия, ревность превращается в искусство накапливать и усваивать опыт, а запутанность – во всепронизывающее глубокое видение.
Нади (санскр., тиб. ца): энергетические каналы. Образуют энергетическую систему вместе с ветрами или, иным словом, движениями энергии (пранами) и сущностями физического тела (бинду), называемыми также каплями энергии.
Нарастание (тиб. чед): красная женская энергия, располагавшаяся при жизни в середине тела на четыре пальца ниже пупка, поднимается к сердечному центру после фазы появления, причем растворяются 40 видов привязанности.
Нёндро (тиб.): см. Основополагающие упражнения.
Нирвана (санскр.; тиб. ньянг нген ле депа): в общем смысле – освобождение от страданий сансары. В Махаяне – состояние совершенства (состояние Будды).
Ньингма (традиция, линия преемственности), Ньингмапа: самая ранняя из четырех главных традиций тибетского буддизма, «старая школа». Ее основал в VIII веке индийский мастер Гуру Ринпоче (тиб.; санскр. Падмасамбхава). Различают линию «кама» – школу непосредственной передачи от Учителя к ученику – и линию «терма» – передачу «скрытых сокровищ». Вскоре после ухода Гуру Ринпоче враждебно настроенный по отношению к буддизму король Лангдарма разрушил монастыри и прервал линию передачи, однако в термах впоследствии обнаруженные тертонами («способными находить сокровища») поучения сохранились для грядущих поколений. Многие тертоны практиковали в традиции Кагью, и благодаря взаимопомощи в сохранении этих линий передачи между школами Кагью и Ньингма образовалась близкая связь.
Обещание Бодхисаттвы: обещание достичь Просветления для блага всех существ и работать, проявляя силу и выдержку, пока все существа не достигнут Освобождения или Просветления. Дается в присутствии Бодхисаттвы и повторяется в ежедневной медитации для укрепления этой мотивации.
Околосмертные состояния (ОСС): переживания в первые минуты после клинической смерти или во время нисхождения белой отцовской энергии к сердцу. Впервые они упоминались еще во времена древнегреческой цивилизации. Современные научные исследования ОСС ведутся среди прочих проф. др. Пимом ван Ломмелем (Нидерланды), проф. др. Питером Фенвиком (США) и др. Сэмом Парния (Великобритания).
Освобождающие действия: см. Шесть освобождающих действий.
Освобождение: выход из круговорота бытия (сансары), то есть состояние ума, в котором полностью преодолено страдание вместе с его причинами. На этом уровне растворяются все мешающие чувства, но о Просветлении можно говорить, лишь когда отброшены последние жесткие идеи о реальности.
Основополагающие упражнения (тиб. чаг чен нёндро, букв. «подготовка к Великой печати»): состоят из четырех «общих» и четырех «особенных» подготовок.
Четыре общие подготовки – это так называемые Четыре основополагающих размышления.
Четыре особенные подготовки – это четыре медитации:
– принятие Прибежища и пробуждение Просветленного настроя во время простираний;
– очищение от приносящих боль впечатлений с помощью медитации на Алмазный Ум;
– дарение мандалы;
– Гуру-йога, медитация на Ламу.
С помощью особенных подготовок – (чаще всего именно их называют собственно Основополагающими упражнениями – в подсознании создается бессчетное множество хороших впечатлений, которые составляют основу для постижения Великой печати. В каждом упражнении делается 111 111 повторений.
Осознанное умирание: см. пхова.
Отшельничество: см. медитационное уединение.
Парамиты: см. Шесть освобождающих действий.
Передача посредством медитации (тиб. гомлунг): медитация с ведущим. Обычно именно таким способом обучают медитации в буддийских центрах Алмазного пути; этот метод оказался очень полезным в деле принесения буддизма на Запад.
Переживающее: не осознаваемая большинством людей способность ума воспринимать даже в отсутствие объектов восприятия.
Поза лотоса: положение тела при медитации. В этой позе ноги скрещены наподобие цветка лотоса (другое название – полный лотос): правая ступня покоится на левом бедре у паха, левая – на правом. Подошвы обращены вверх. В полулотосе правая голень лежит на левой.
Поле силы: см. мандала.
Посвящение (тиб. ванг, санскр. абхишека): «передача полномочий». Введение практикующего в поле силы Йидама (как правило, церемониальное). Благодаря посвящению ученик получает полномочия медитировать на данный аспект Просветления (см. также Три состояния Просветления). Эти полномочия обычно связаны с обещаниями. Однако они могут даваться и просто как благословение (так называемое посвящение-разрешение). Участники такого посвящения получают связь с Ламой и, кроме того, удаляют препятствия на своем пути к Просветлению. Помимо посвящения, для практик Алмазного пути нужны также передача чтением текста (тиб. лунг) и устные объяснения (тиб. тхри). Непосредственный способ – «гомлунг» – объясняется в статье «медитация».
Появление (тиб. нанг): одна из завершающих стадий процесса умирания, когда белая энергия отца, располагающаяся при жизни на макушке, опускается вдоль оси тела на уровень сердца. В это время растворяются 33 вида гнева.
Прана (санскр., тиб. лунг): ветры или движения энергии. Являются частью энергетической системы наряду с каналами (нади) и сущностями физического тела, или каплями энергии (бинду).
Прибежище (тиб. кьяб дро, букв. «приходить под защиту»): встреча с собственной природой Будды. Обращение к ценностям, на которые действительно можно положиться. Прибежище принимается в Будде как цели, в Дхарме – Учении – как пути, и в совершенной Сангхе – Бодхисаттвах – как друзьях и помощниках на пути. Это так называемые Три драгоценности. В Алмазном пути дополнительно принимается Прибежище в Трех корнях. Принятие Прибежища у Ламы является ритуальным началом пути. Это создает связь между просветленной природой ума ученика и вневременной мудростью Будды. В качестве доброго знака дается буддийское имя и состригается немного волос, что является символическим напоминанием о соответствующем поступке Будды: он отрезал волосы, после того как оставил отчий дом, решив посвятить все свое время и энергию поиску Просветления.
Природа Будды: см. Будда-природа
Природа ума: см. Будда-природа.
Промежуточное состояние: см. бардо.
Просветление / Просветленный: см. Будда.
Просветленная активность: см. Будда-активность
Просветленный настрой (тиб. джанг чуб кьи сем, санскр. бодхичитта): основа Великого пути и Алмазного пути, желание достичь Просветления для блага всех существ. Настрой ума Бодхисаттвы. Обусловленный (относительный) Просветленный настрой состоит из этого желания, а также поступков, которые посредством Шести освобождающих действий ведут к самосовершенствованию для блага всех. Окончательный (абсолютный) Просветленный настрой являет собой постижение неразделимости пустоты и сочувствия, спонтанной и свободной от усилий активности без размышлений и колебаний. Субъект, объект и действие больше не воспринимаются как отделенные друг от друга.
Пространство: пространство вневременно, оно есть везде в качестве присущей всем возможности ума. Оно содержит в себе знание, переживает радость и выражает себя как любящее и разумное. Постоянное знание этого пространства в себе и вокруг себя является полным Просветлением. Часто неправильно понимаемое как ничто, некое отсутствие или черная дыра, в действительности оно все объединяет. Будда описывал его как пустоту; оно охватывает и знает все времена и направления.
Пуджа (санскр.; тиб. чёпа): «призывание посредством подношения», медитация, состоящая в призывании определенных Будд с пением на тибетском языке.
Пустота (тиб. тонгпаньи, санскр. шуньята): все является пустым в смысле отсутствия независимого существования. Ничто не возникает само по себе – все вызвано теми или иными условиями. Пустота – это действительная, окончательная природа всех внешних и внутренних явлений, ее невозможно понять посредством концепций.
Пхова (тиб.): медитация умирания в сознании.
Пхова благословения (для себя): медитация, в которой учатся переносить ум из своего тела в сердечный центр Будды Безграничного Света и таким образом подготавливаются к предстоящей в будущем смерти. Эта практика избавляет от страха и позволяет попасть в Чистую страну Высшей радости, когда жизнь подойдет к концу. Там можно развиваться до Просветления и перерождаться для помощи другим существам.
Пхова в Состояние излучения (Нирманакайя-пхова): возможность попасть в силовое поле великой радости, открытая с десятого по сорок девятый день после смерти, если при жизни человек понял и выполнял соответствующие четыре условия: желал переродиться в этой Чистой стране; отчетливо представлял себе Будду; избегал вредных действий и хотел достичь Просветления для блага всех существ.
Пхова в Состояние истины (Дхармакайя-пхова): возможность достичь Состояния истины, возникающая через 20–30 минут от последнего выдоха при использовании методов тудам или чёдрал (удержание ума в сердце), джалю (радужное тело) или «выдох в пространство»; они применимы, если практикующий умел сохранять непосредственное осознавание в фазе слияния в медитации.
Пхова в Состояние радости (Самбхогакайя-пхова): шанс достичь Освобождения, который можно использовать с 68-го часа после смерти по десятый день. Нужно увидеть воспринимаемое как формы Будд, как лам или как иллюзии; это получится, если в медитации практикующий переживал подобную сну природу вещей, а также осознавал богатство всех явлений в фазах мантры или построения.
Пхова для других (Крючки сочувствия): практика, позволяющая помочь родственникам или друзьям во время и после смерти (за исключением периода 68 часов без сознания) попасть в Чистую страну высшей радости, вплоть до 49-го дня после ухода.
Пять видов мудрости: см. мудрость.
Пять семейств Будд: см. Будда-семейства.
Ретрит: см. медитационное уединение.
Радужное тело (тиб. джалю): опытные мастера медитации в процессе умирания могут трансформировать свое тело в энергию, оставляя после себя только физические части, лишенные нервов (например, волосы и ногти). См. также пхова в Состояние истины.
Рангтонг (тиб.): «пустой сам по себе». Взгляд на пустоту, согласно которому ни наше «я», ни воспринимаемые явления не обладают собственной природой. Применяется в основном в школе Гелуг.
Ринпоче (тиб.): «драгоценный» – почетный титул, нередко присваиваемый буддийским учителям.
Сакья (традиция, линия преемственности), Сакьяпа: одна из четырех главных школ тибетского буддизма, которую основал в XI веке Кхён Кёнчог Гьялпо. В ней уделяется внимание как изучению, так и практике медитации.
Самадхи (санскр.; тиб. тинг нге дзин): медитационное погружение.
Сангха (санскр.; тиб. гендюн): сообщество практикующих. Как часть буддийского Прибежища – совершенные друзья на пути. Часто так называется буддийская группа.
Сансара (санскр.; тиб. кхорва): круговорот бытия. Вынужденные перерождения в обусловленных состояниях.
Связь, связи (тиб. дамциг, санскр. самайя): основа быстрого духовного роста в буддизме Алмазного пути. Благодаря сохраненной связи с Ламой, Буддами и теми людьми, с которыми мы вместе получали посвящения и поучения, практикующий быстро раскрывает присущие ему способности.
Семейства Будд: см. Будда-семейства.
Сознание-хранилище (также базовое сознание или на санскрите алайя виджняна): функция ума, позволяющая хранить все впечатления и при появлении соответствующих условий созревать снова и проявляться во внешнем мире; окрашивает восприятие и в силу кармы составляет основу следующего рождения.
Состояние Будды: см. Просветление.
Состояние излучения (тиб. тулку, санскр. нирманакайя): см. тулку.
Состояние истины (тиб. чёку, санскр. дхармакайя, букв. «тело явлений»): одно из Трех состояний Просветления. Состояние истины – это само вневременное Просветление, пустая природа ума. Является основой Состояния радости и Состояния излучения. Это абсолютная сущность, суть Будды, вне всяких форм, качеств и ограничений. Познание Состояния истины приносит пользу нам самим и наделяет абсолютным бесстрашием, тогда как Состояния формы приносят пользу другим.
Состояние радости (тиб. лонг ку, санскр. самбхогакайя): одно из Трех состояний Просветления. Просветленное выражение ясности ума, его свободной игры и опыта высшей радости. Это состояние переживается, когда ум с уровня бесстрашия узнает богатство своих возможностей. Проявляется из Состояния истины в виде разнообразных Будд. Высокоразвитые Бодхисаттвы могут встречаться с ними и получать от них поучения. См. также тулку.
Состояния формы (санскр. рупакайя): Состояние радости и Состояние излучения. Про
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!