Факторы, влияющие на дисгармоничное психическое развитие ребенка. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Факторы, влияющие на дисгармоничное психическое развитие ребенка.

2017-05-16 323
Факторы, влияющие на дисгармоничное психическое развитие ребенка. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЭТИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ.

1.биологические. 2.социальные.

Эндогенные, изначально существующие экзогенные внешние по

внутри нервной системы. Генетические отношению к нервной

аномалии и наследственные заболевания. системе.

 

Пр. Опухоли головного мозга по отношению к организму могут быть вызваны эндогенно, а к нервной системе экзогенно – пример черепно-мозговой травмы.

 

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ.

В едущими являются генетически обусловленные нарушения: возникновение вследствие генных мутаций, хромосомных абераций

Хромосомные аберрации (хромосомные мутации, хромосомные перестройки) — изменения структуры хромосом. Классифицируют делеции (удаление участка хромосомы), инверсии (изменение порядка генов участка хромосомы на обратный), дупликации (повторение участка хромосомы), транслокации (перенос участка хромосомы на другую).

 

и наследование гена определенного заболевания (гемофилия, дальтонизм, предрасположенность к соматическим заболеваниям, к невротическим расстройствам, к психическим заболеваниям, маниакально-депрессивному психозу, шизофрении).Существует наследственная предрасположенность к алкоголизму, гипертонической болезни, сахарному диабету, бронхиальной астме.

 

ГЕНЕТИЧЕСКИЕ АНОМАЛИИ ПРИВОДЯЩИЕ К ОТСТАВАНИЮ В РАЗВИТИЯ.

1) Патология хромосомного набора (б. Дауна).

2) Поломка одного из генов может привести к обменным заболеваниям приводящих к умственной отсталости (фенилкетонурия, галактозозурия).

3) Недоразвитие головного мозга – микроцефалия.

До пятисот вариантов олигофрении связаны с генетическими заболеваниями.

4) Внутриутробные нарушения: токсикоз беременности, острые и хронические вирусные заболевания матери (краснуха), паразитарные инфекции (мононуклеоз, токсоплазмоз, эхинококкоз), сифилис.

5) Обострение хронических заболеваний матери, особенно эндокринные, патология сердечно-сосудистой и мочевыделительных систем.

6) Интоксикация матери в период беременности: алкогольное, наркотическое отравление, медикаментозное воздействие неправильно употребляемых, воздействие токсических веществ.

7) Радиационное и рентгеновское излучение.

8) Механическое и травматическое повреждение плода, отслойка плаценты.

9) Несовместимость крови плода и матери. Антитела организма матери к мозгу ребенка- гемолитическая болезнь новорожденных: то есть спектр вредоносных влияний изменяющих развитие ребенка очень велик. Независимо от вида патологии плод испытывает гипоксию, которая негативно отражается на формировании мозговых структур и нервной системы и сочетается с аномалиями функционирования систем органов - сочетание патологии.

 

ФАКТОР НАТАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ.

- отклонение от нормального течения родов:

стремительные роды, задержанные роды, родовая травма (гематома, сдавление мягких хрящей, кривошея).

- неблагоприятное течение родовой деятельности

- недоношенность, переношенность.

- Неправильное предлежание плода.

- Обвитие пуповиной (асфиксия)

- Наложение щипцов, вакуум, выдавливание, кесарево сечение.

- Преждевременное излитие околоплодных вод

- Неоправданное применение медикаментозных препаратов стимулирующих, тормозящих родовую деятельность.

 

ПОСТНАТАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ.

 

- Инфекция матери может привести к нейроинфекции (корь, скарлатина, краснуха, дифтерия), постпрививочные нейроинфекции.

- Интоксикация

- Черепно-мозговая травма

- Опухоли головного мозга

- Хронические соматические заболевания (врожденный порок сердца, патология желудочно – кишечного тракта, дыхательной системы. эндокринной системы.

Возможны ДВА варианта развития по соответствию с динамикой болезненного процесса:

1) дисонтогенез связан с относительно стабильным патологическим состоянием нервной системы (болезнь Дауна – умственная отсталость не прогрессирует).

2) дисонтогенез разворачивается на фоне прогрессирующего заболевания, динамика заболевания носит проградиентный характер(дегенеративные заболевания, деменция, прогрессирующая гидроцефалия, опухолевый процесс).

И как следствие проявление этого закона:

1. Одно и тоже нарушение развития может возникать в результате разных причин, действующих в один и тот же период развития. Дефицит питания, прием наркотических средств негативно влияет именно на те системы органов,которые закладываются и формируются в этот период.

2. Одна и та же причина может привести к разным последствиям, действуя на разных этапах онтогенеза.

Пример: Коревая краснуха в период беременности 100 % показания к прерыванию беременности, вирус краснухе тропен к эмбриональной ткани и к нервной системе. Перенесенная краснуха в период до двух лет может привести к задержке психического развития.Развитие нейроинфекции приводит к олигофрении. Последствия зависят от возрастных особенностей на момент вредного воздействия.

3. Мозговая локализация процесса и его распространенность. Последствия различны от повреждения структур разных блоков. Детский мозг очень высоко пластичен, что создает возможность компенсации дефекта. Дефект в детском возрасте может быть скомпенсирован за счет сохранных структур. Развитие функции может пойти не традиционным путем. (повреждение определенных центров не приводит к обще-мозговым нарушениям).

4. Интенсивность повреждения организующего поражение головного мозга, в детском возрасте ведут к повреждению одних и недоразвитию других систем, функционально связанных с поврежденной.

Картина нарушений в детской клинике сложнее и многограннее чем во взрослой клинике. Рассматривая биологические факторы дисонтогенеза следует помнить, что детский организм более чутко реагирует на экзогенные вредности, чем взрослый, результат незрелости головного мозга и слабости гематоэнцефалитического барьера. Вредности могут необратимо изменить ход развития ребенка.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРА ДИЗОНТОГЕНЕЗА.

Наиболее мощным фактором является депривация- длительное лишение возможности удовлетворения какой либо потребности.

Виды депривационного воздействия.

- сенсорная депривация - лишение возможности получения информации.

- двигательная депривация – лишение возможности оптимального двигательного развития

- эмоциональная депривация –лишение возможности установления оптимального эмоционального контакта с окружающими

- когнитивная депривация –лишение возможности получать знания, усваивать опыт, приобретать навыки

- социальная депривация

Сочетание видов депривации часто прослеживается в дисонтогенезе.

Депривационные условия.

1. Внешние причины:

Ситуация крайней изоляции ребенка (одичавшие дети, крайне жестокое обращение с детьми).

Госпитализм – помещение ребенка в закрытые учреждения (детский дом, дом малютки. Нет потери связи с социумом, есть потеря связи с семей. Госпитализация в больницу, помещение в санаторий.

Депривация развивается при условии нахождения в семье, но когда близкие не могут обеспечить нормальное развитие ребенка (психически больные родители, родители имеющие сенсорные дефекты, родители игнорирующие родительские обязанности.

Наличие сенсорных дефектов у ребенка (слепота, глухота, умственная отсталость, аутизм).

2. Внутренние причины:

Индивидуально типологические особенности и свойства – темперамент.

Эксперимент Боулуби с детьми до двух лет с их матерями, оценивая как реагируют дети на отсутствие матери выявили три группы детей,демонстрирующих три типа поведения (устойчивая привязанность,неустойчивая привязанность, нейтралитет). Свойства темперамента закладывают основу характера, но не определяют основу восприятия (гендерные различия). P.s. спорные мнения.

Возраст ребенка, чем раньше происходит депривация, тем тяжелее последствия. Необходимо учитывать существование сензетивных периодов – формирование привязанности к матери, по Боулуби пик привязанности к матери в полтора года. В этом возрасте крайне нежелательна разлука с матерью. К трем годам период формирования привязанности к матери завершается, повышается интерес к событиям социально широкого круга, отпечаток накладывают индивидуальные особенности.

 

 

Тема 3.Задержанное психическое развитие.

ПЛАН

1. Этиологические критерии ЗПР

2. Тестовые задания при ЗПР, особенности выполнения.

3. Динамика развития при ЗПР

Этиологические критерии ЗПР

ЗПР. Обратимое замедление темпа психического развития, замедление обнаруживается при поступлении в школу. Выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, низкой интеллектуальной целенаправленности, преобладание игровых интересов, быстрая пресыщаемость интеллектуальной деятельностью. В отличии от олигофрении отличается сообразительностью в пределах имеющихся знаний. Более продуктивно используют помощь взрослых. Экспертная оценка 60% неуспевающих в школе показала наличие ЗПР(ММД). Диагноз ЗПР ставиться ребенку до 12 лет. После диагноз снимается, при достижении возрастной нормы, или ставиться диагноз патохарактерологическое формирование личности. После 12 летнего возраста ребенок не может быть переведен в специальную школу для детей с ЗПР.

Этиология; конституцианальные факторы, хронические соматические заболевания, органическая недостаточность ЦНС резидуального характера (пост, натальные, пренатальные, генетические нарушения), психогенные факторы – неблагоприятные условия воспитания. Систематизация ЗПР Власова, Певзнер выделяет два варианта ЗПР: 1. возникновение вследствие психического и психофизического инфантилизма. Недоразвитие эмоционально волевой сферы, может быть осложнено недоразвитием познавательной сферы и речи. 2.вследствии астенических и цереброастенических состояний (общемозговые дисфункции, длительные заболевания).

Этиологические критерии, выделяется 4 варианта З.П.Р. (Лебединская)

1. конституционального происхождения – гармонический психофизический и психический инфантилизм. Инфантильная психика сочетается с инфантильным телосложением. Детская пластичность мимики и моторики. Развитие эмоциональной сферы соответствует более раннему возрастному этапу. Эмоции яркие и живые, в поведении преобладают эмоциональные реакции. В деятельности доминирует игровой интерес, отмечается внушаемость и не самостоятельность. Неутомимость в игре, могут играть часами. В игре много элементов творчества и фантазии. В интеллектуальной деятельности быстро наступает пресыщение. Проблемы возникают при поступлении в школу, нет интереса к учебе, не сформированы представления о дисциплине, затрудненно формирование социальной позиции школьника. Эмоциональная незрелость затрудняет адаптацию ребенка в коллективе. Возможно патохарактерологическое формирование личности по не устойчивому типу. Эти особенности могут наследоваться, конституциональный семейный анамнез, кто то из родителей тоже медленно взрослел.

2. З.П.Р. – соматогенного происхождения, эмоциональная не зрелость обусловлена длительным хроническим заболеванием, пороками физического развития внутренних органов, после операций, при сахарном диабете, бронхиальной астме, патологии желудочно- кишечного тракта. Физическая и психическая астенизация, формируется робость, боязливость, не уверенность в себе, не способность к самостоятельному принятию решения, зависимость и беинициативность. Этому способствует режим жестких ограничений и контроля, фактор искусственной инфантилизации, гиперопека.

3. З.П.Р. – психогенного происхождения, следствие не благоприятных условий воспитания. В силу психогенной ситуации, сила зависит от времени воздействия – чем раньше и чем тяжелее интенсивность воздействия, тем тяжелее задержка, тем более вероятно характерное формирование личности. Не благоприятные условия: гиперопека, безнадзорность, в результате которой З.П.Р. может привести к патологическому развитию личности по не устойчивому типу. Проявляется в импульсивности, не способности сдерживать свои эмоции и желания, не сформировано чувство долга и ответственности. Гиперопека формирует эгоцентризм, установки тормозящие развитие воли, жестокое и грубое отношение с ребенком приводит к невротическому развитию личности. З.П.Р. проявляется в отсутствии инициативы, не самостоятельности и робости.

4. Церебрально- органического генеза: возникает вследствие патологии беременности, родов, инфекций, интоксикаций, травм в первый год жизни. Отличается от олигофрении тяжестью поражения и временным интервалом поражения. Раннее воздействие приводит к развитию олигофрении, чем позже тем чаще задержка, проявляется в незрелости в сочетании повреждением нервной системы. В структуре церебрально-органической формы почти всегда наблюдается ряд энцефалопатических расстройств – психопатоподобная и неврозоподобная симптоматика, проявления психорганического синдрома, свидетельствующие о повреждении нервной системы. 50-90 % задержки психического развития имеют неврологическую симптоматику, гипертензионный синдром, нарушение нервной иннервации и проявления вегетативной сосудистой дистонии. Эмоционально-волевая не зрелость проявляется в органическом инфантилизме, не яркости и живости эмоций, эмоции достаточно примитивны, не похожи на ребенка более младшего возраста. Грубая внушаемость связана с органическим дефектом, не способностью к критике. Преобладают игровые интересы, игра достаточно однообразна, нет творчества, фантазии. Игра по правилам распадается на отдельные фрагменты. В учебной ситуации ориентируются не на содержание учебной задачи, а на поведение и отношение учителя, получая хорошие оценки радуются, предпочитают выполнять большое количество трудных задач, чем одну. Предпочтение игровой деятельности.

Клинико-психологическая картина зависит от преобладающего фона настроения.

1. эйфорический фон. Наблюдается импульсивность, психомоторная расторможенность, внешне имитируют детскую не посредственность и жизнерадостность, отмечается не способность к волевому усилию и систематической деятельности. Непоседливы на уроке, ходят. При наказании, когда ругают обещают исправиться, учиться не хотят.

2. дисфорический, с пониженным фоном настроения. Склонность к робости, страхам, не самостоятельные, без инициативны. Преобладают игровые интересы, с трудом привыкают к обстановке и к коллективу. Ведут себя более правильно, сильно переживают из-за школьных неудач. Дети на которых преподаватель меньше всего обращает внимания и буквально тянет за уши по программе. Склонность к формированию невротических наслоений, усугубляющих течение З.П.Р.. Не зрелость познавательной деятельности характеризуется определенной иерархической структурой нарушений, при олигофрении страдают высшие психические функции, при задержке психического развития страдает не мышление, а вспомогательные функции; память, внимание, пространственные представления, гнозис, сенсорные и моторные проявления, отставание в речевом развитии, освоении навыков чтения, письма и счета, отставание в формировании вербально- логического мышления. Познавательная активность возникает вследствие энцефалопатических расстройств. Характерна астения, истощаемость нервной системы, не способность к интеллектуальной реализации, двигательная расторможенность.

Тестовые задания при З.П.Р., особенности выполнения.

1. низкая познавательная активность при предъявлении познавательных задач, ребенок старается уйти любым способом, предлагает другие темы для обсуждения, прямой отказ, явный негативизм, уход в игровую деятельность.

2. внимание – отмечается сужение поля внимания, фрагментарное выполнение отдельных заданий, не устойчивость внимания, недостаточность произвольного регулирования. Яркие внешние стимулы отвлекают от выполнения задания, полевое поведение.

3. развитие памяти – характеризуется снижением продуктивности непроизвольного и особенно произвольного внимания. Объем кратковременной и долговременной памяти не большой (из 10 слов запоминается 5), заучивание не дает успешности, а только ухудшение результата. Отсроченное воспроизведение, задание выполняется с искажениями, привнесение новых слов. Низкий уровень произвольного запоминания связан с ограниченной познавательной активностью и не умением использовать вспомогательные мнемические приемы, отмечаются трудности смысловой переработки запоминаемой информации. Недостаточность переработки сенсорной информации ведет к отсутствию целостности восприятия, системы признаков объекта, то есть ребенок может не узнавать знакомый предмет в непривычном ракурсе. Наблюдается инертность мышления, недостаточность переключения при выполнении одной деятельности и ее перехода к другой. Отставание в развитии наглядно- действенного мышления минимально, недостаточность наглядно- образного мышления, очевидна задержка формирования вербально- логического мышления, с отставанием в речевом развитии; не сформирована обобщающая функция слова. Отставание в развитии проявляется в не сформированности мыслительных операций (сравнение, обобщение, группировка, классификация). Степень выраженности и характер эмоциональных и интеллектуальных нарушений не одинаков у разных детей с задержкой психического развития.

Условно принято выделять две группы детей с задержкой психического развития:

а) церебрально-органического генеза. где преобладают явления органического инфантилизма, эмоционально-волевые нарушения. Имеют не грубую энцефалопатическую симптоматику, церебростенический синдром. Отмечаются легкие неврозоподобные явления, психомоторная возбудимость, присущ инфантильный психический облик.

б) преобладают нарушения познавательной деятельности. Черты не зрелости сочетаются с признаками повреждений, возможны психопатологические расстройства, расторможенность, дурашливость, агрессивность, повышение влечений – прожорливость, склонность к онанизму. Выраженные неврозоподобные и церебростенические расстройства; эпилептиформные и апатико- адинамические нарушения.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.