Психическое (эмоциональное) насилие — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Психическое (эмоциональное) насилие

2017-05-16 520
Психическое (эмоциональное) насилие 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Психическое насилие является наиболее распространённой формой жестокого обращения с детьми, однако определение этой формы насилия, выделение её в качестве самостоятельного вида жестокого обращения при наличии других форм насилия (физического или сексуального) представляет значительные сложности. Психическое насилие не следует рассматривать как сопутствующее проявление других форм жестокого обращения. Наоборот, тяжесть связанных с ним последствий даёт основание считать психическое насилие основным механизмом, нарушающим психическое развитие ребёнка и его социальное функционирование в большинстве случаев жестокого обращения с детьми.

Психическим (эмоциональным) насилием являются эпизодические или регулярные оскорбления или унижения ребёнка, высказывание в его адрес угроз, демонстрация негативного отношения или отвержение, которые приводят к возникновению эмоциональных или поведенческих нарушений. Психическим насилием будет также однократное воздействие тяжёлой психической травмы, приведшее к возникновению острой реакции на стресс или посттравматических расстройств, а также – случаи повторного воздействия менее тяжёлых психических травм, в результате чего возникает расстройство адаптации.

Психическое насилие над детьми широко распространено и встречается во всех социальных группах. В его возникновении большое значение имеет механизм социального наследования (воспроизведение в собственной семье моделей, поведения, усвоенных в детстве). Каждый третий родитель из числа тех, кто в детстве подвергался жестокому обращению, жестоко обращается со своими собственными детьми.

Наиболее высок риск психического насилия над ребёнком у молодых матерей, не имеющих навыков по уходу за ребёнком, которые в собственной семье воспитывались в условиях недостатка любви и внимания. Тяжёлым разочарованием для них становится понимание того, что любовь и привязанность ребёнка необходимо зарабатывать кропотливым повседневным трудом. Также велик риск психического насилия со стороны некоторых лиц, заменяющих родителей. Во-первых, это родственники, как правило, пожилые, которые становятся опекунами после смерти родителей или лишения их родительских прав. Они соглашаются на установление опеки из жалости к детям, не предвидя в полном объёме всех трудностей, с которыми им предстоит столкнуться. Во-вторых, это лица, усыновляющие или берущие под опеку детей из интернатных учреждений. Они рассчитывают на безусловную и преданную любовь этих детей, но сами при этом не имеют родительских навыков, не умеют находить выход из сложных ситуаций, неизбежно возникающих в процессе воспитания. Сталкиваясь с непослушанием ребёнка, отставанием его в психическом развитии и проблемами в поведении, коррекция которых требует значительных усилий, не видя от него ожидаемой любви, опекуны или усыновители испытывают разочарование и обиду на ребёнка, не оправдавшего их необоснованных надежд.

Осознание необходимости постоянно заботиться о ребёнке вместо того, чтобы пользоваться его любовью, служит первым шагом на пути развития дисфункциональных отношений, крайней формой которых является жестокое обращение с ребёнком. Весьма высок риск эмоционального насилия над ребёнком у матерей, для которых беременность и рождение ребёнка были средством вступления в брак или сохранения распадающегося брака, однако их надежды на замужество не оправдались или муж оставил их во время беременности (в первые месяцы после родов).

Жестокое обращение – это процесс активного взаимодействия ребёнка-жертвы со взрослым-насильником. Жестокое обращение с ребёнком в подавляющем большинстве случаев не ограничивается одним эпизодом, а представляет собой длительно сохраняющуюся неблагоприятную ситуацию. Существуя в такой ситуации, ребёнок вынужден адаптироваться к ней, и его поведение меняется. Детско-родительские отношения даже в дисфункциональных семьях носят характер взаимодействия, поэтому в ответ на изменение поведения ребёнка меняется и поведение его родителей.

Ребёнок, подвергающийся психологическому насилию, с учётом возраста и своих индивидуальных особенностей выбирает такую поведенческую стратегию, которая, как ему кажется, в наибольшей мере соответствует его интересам. Психическая незрелость и ограниченность жизненного опыта зачастую приводят к тому, что избранный механизм психологической защиты оказывается неадекватным ситуации, углубляет дисфункциональные отношения с родителями и способствует утяжелению насилия.

Нередко используемые ребёнком механизмы психологической защиты имеют дезадаптивный характер, делают ребёнка более уязвимым для насилия, повышают риск стать жертвой другой формы жестокого обращения. В связи с этим при коррекции поведенческих и психологических последствий жестокого обращения в терапевтический процесс должны вовлекаться и дети, и взрослые, поскольку одной из целей терапии является разрыв порочного круга, возникающего в результате влияния, которое поведение ребёнка оказывает на родителя, а поведение родителя – на поведение ребёнка.

Очевидно, что те или иные действия родителей могут быть расценены как психическое насилие только с учётом особенностей личности ребёнка и характера его взаимоотношений с родителями. Оценить детско-родительские отношения с позиции наличия психического насилия можно с помощью классификации основных проявлений (форм) психического насилия, предложенной Гарбарино: отвержение, изоляция, терроризирование, игнорирование и развращение.

Отвержение проявляется в том, что взрослый отказывается признавать ценность ребёнка и свою обязанность удовлетворять его основные потребности, не признается право ребёнка просить или требовать что-либо от родителей.

При изоляции взрослый резко ограничивает социальные контакты ребёнка, полностью контролирует круг его общения, препятствует установлению дружеских связей с другими детьми или доверительных отношений с другими взрослыми. В крайних случаях могут ограничиваться контакты даже с другим родителем. У ребёнка возникает впечатления полного одиночества, изоляции от внешнего мира и других людей.

Терроризирование проявляется в постоянной вербальной агрессии, запугивании и угрозах со стороны взрослого, что создает у ребёнка чувство страха, тревоги и неуверенности. Ребёнок начинает воспринимать мир как враждебный и непостоянный. Терроризированием являются не только угрозы физической расправой со стороны взрослого, но и запугивание возможными враждебными действиями со стороны других лиц (например, преступников или педофилов), которые взрослый рассматривает как заботу о безопасности ребёнка.

При игнорировании взрослый лишает ребёнка одного из важнейших условий нормального психического развития – обратной связи со значимым взрослым (отклика взрослого на обращение ребёнка, его поведение). Игнорирование может быть следствием неадекватной педагогической тактики, эмоционального отвержения ребёнка или психической патологии родителя.

Развращение проявляется в том, что взрослый способствует искажённой социализации ребёнка, поощряет или прямо вовлекает в антисоциальное поведение, укрепляет проявления девиантного поведения. В результате подобных действий подросший ребёнок отвергает общепринятые моральные нормы и правила поведения, оказывается социально дезадаптированным.

Различные формы психического насилия вызывают различные ближайшие и отдаленные последствия, которые также зависят от возраста, когда ребёнок пострадал от этого вида жесткого обращения.

Наиболее часто встречающимися последствиями психического насилия над детьми являются:

- отставание в психическом развитии, снижение интеллекта;

- агрессивность;

- импульсивность, недостаточная способность к контролю над собственным поведением;

- низкая самооценка и повышенная тревожность;

- неумение устанавливать доверительные, эмоционально тёплые отношения;

- трудности в общении со сверстниками

В большинстве случаев психического насилия имеют место словесные оскорбления ребёнка, его негативная оценка со стороны родителей или воспитателей. Неизбежным следствием такой позиции значимых взрослых становится низкая самооценка ребёнка. Отсутствие эмоционального контакта с родителями вынуждает его искать альтернативные способы отреагирования эмоций: от бегства в мир фантазий до антиобщественного поведения и агрессии, направленной либо на окружающих, либо на себя. Однако таким путем не всем детям удается стабилизировать своё эмоциональное состояние, поэтому у них нередко встречаются аффективные нарушения (депрессия, тревога).

Психическое насилие является составным элементом всех форм жестокого обращения с детьми. В связи с этим нарушения поведения, связанные с эмоциональными расстройствами, (безразличие и апатия, низкая успеваемость и плохая концентрация внимания, кражи и агрессия и др.) могут встречаться у детей, пострадавших от разных форм жестокого обращения. Чувства и поведение взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поведение может вызывать определённые чувства, но эти же чувства могут вызвать определенное поведение, в результате чего возникает замкнутый круг, движение по которому ведёт к нарастанию поведенческих и эмоциональных расстройств, углублению социальной дезадаптации ребёнка.

Эмоционально тёплые отношения ребёнка с родителями или лицами, их заменяющими, (особенно в первые годы жизни) являются важнейшим условием для его нормального психического и физического развития. Недостаток или отсутствие такой эмоциональной поддержки, психическое насилие вызывают существенные психические и поведенческие расстройства, которые будут проявляться много лет спустя в последующие возрастные периоды. Нередко эти дети, вырастая, оказываются плохими родителями, не могут установить эмоционально тёплые отношения с собственными детьми.

Сексуальное насилие

Лишь сравнительно недавно было признано, что сексуальное насилие над детьми часто встречается в современном обществе. Важнейшим последствием этого стало развитие системы учреждений для оказания психологической помощи жертвам сексуальных преступлений и облегчение пострадавшим обращения за помощью.

В ряде зарубежных стран, например, США и Великобритании, сексуальное насилие над детьми рассматривается как одна из важнейших социальных проблем. Об этом свидетельствует то внимание, которое уделяется этой форме жестокого обращения с детьми в средствах массовой информации, огромное число научных публикаций по данной проблеме, проведение многочисленных международных конференций, а также принятие специальных законов, направленных на защиту детей от сексуального насилия и сексуальной эксплуатации.

Постепенно меняется отношение к сексуальным посягательствам в отношении детей и в нашей стране. В настоящее время признаётся, что сексуальные преступления в отношении детей встречаются значительно чаще, чем было принято считать ранее. Однако на уровне конкретного факта, а не в масштабах социального явления, специалистам, работающим с детьми, сотрудникам правоохранительных органов бывает трудно поверить в то, что ребёнок был длительное время вовлечен в сексуальные отношения с собственным отцом, отчимом, другим родственником, со школьным учителем или воспитателем детского дома. Значительно проще объяснить признание ребёнка его склонностью к фантазированию, лживостью или другими обстоятельствами. Именно поэтому обращение в правоохранительные органы с заявлением о совершении сексуального преступления в отношении ребёнка, если потерпевшему не были нанесены телесные повреждения, нередко заканчивается отказом в возбуждении уголовного дела после проведения формальной проверки. Это свидетельствует о том, что изменения отношения к сексуальному насилию над детьми в профессиональном сознании значительной части сотрудников правоохранительных органов ещё не произошло. Сложившееся положение отчасти связано с ограниченным числом публикаций в научной литературе о проявлениях и последствиях сексуального насилия над детьми. Авторами многих из этих публикаций являются судебные психиатры, для которых наиболее значимы вопросы оценки достоверности показаний потерпевшего, а не диагностики и идентификации сексуального насилия.

Очень часто сексуальные посягательства в отношении детей происходят без применения физической силы или угроз, то есть без применения насилия в традиционном для уголовного права понимании. Это связано с тем, что целью взрослого является вовлечение ребёнка в сексуальные отношения, а не причинение физических или душевных страданий, отреагирование отрицательных эмоций или демонстрация власти и контроля, как в случаях физического или психического насилия. В связи с этим более точным является термин «сексуальное злоупотребление», а не «сексуальное насилие». Однако понятие «сексуальное насилие» широко используется в литературе, поэтому нет необходимости заменять его понятием «сексуальное злоупотребление», следует лишь не забывать о том, что далеко не всегда сексуальные посягательства связаны с использованием силы или угроз.

Под сексуальным насилием следует понимать вовлечение ребёнка взрослым в совершение действий сексуального характера с помощью насилия, угроз или путём злоупотребления доверием (с использованием беспомощного состояния), что причинило вред его физическому или психическому здоровью либо нарушило психосексуальное развитие ребёнка.

В Российской Федерации отсутствуют достоверные статистические данные о числе сексуальных преступлений в отношении детей, а репрезентативные выборочные исследования не проводятся.

Косвенным показателем распространённости сексуального насилия могут быть приводимые в докладе «О положении детей в Российской Федерации» данные о заболеваемости детей венерическими болезнями, о числе беременностей и абортов у девушек.

В 2006 г. в Российской Федерации число абортов у девочек до 15 лет составило 1,1 тыс. (против 1,9 тыс. в 2002 г.), а у девушек 15-17 лет – 161,2 тыс. (против 200,7 тыс. в 2002 г.). Несмотря на происходящее в последние годы снижение числа абортов у девочек, каждый десятый аборт в России производится несовершеннолетней. В целом в Российской Федерации уровень подростковой беременности составляет 80 на 1 тыс. девушек в возрасте 15-19 лет, тогда как в странах Европы он в 3-7 раз ниже. В 2008 г. матерями, моложе 18 лет было рождено около 33 тыс. детей, что на 20 тыс. меньше, чем в 1995 г.

Ребёнок, не имеющий опыта сексуальных отношений, не будет вовлекать или принуждать к вступлению в подобные отношения своих сверстников. У детей дошкольного или младшего школьного возраста опыт сексуальных отношений может появиться только в результате сексуального насилия. Поэтому еще одним свидетельством значительной распространенности сексуальных посягательств в отношении детей можно считать увеличение числа случаев насильственных сексуальных контактов между детьми 7-10 лет. Подобные факты всё чаще становятся причиной обращения за психологической помощью родителей как пострадавших, так и «насильников».

Сексуальное насилие в отношении детей может быть однократным, повторяющимся несколько раз и длительным, происходящим в течение нескольких лет. Столь же многообразными могут быть и формы действий сексуального характера, в которые был вовлечен ребёнок. Отмеченные обстоятельства редко учитываются при изучении сексуального насилия в отношении детей. Интересны данные, полученные в Великобритании А. Бейкер и С. Дункан, которые установили, что в возрасте до 16 лет сексуальным посягательствам подверглись 11% опрошенных (12% женщин и 10% мужчин). 63% пострадавших подверглись насилию однократно и 37% - многократно (в 23% случаев насилие со стороны одного и того же лица повторялось несколько раз, а в 13% случаев повторное насилие совершалось разными лицами).

Можно отметить высокую распространенность (более 1/3) повторных сексуальных посягательств, которые приводят к развитию у детей выраженных психологических и поведенческих нарушений. В тех случаях, когда повторное насилие совершалось разными лицами, можно говорить о виктимизации ребёнка, возникновении у него особенностей поведения, существенно повышающих риск повторного насилия. Среди повторных сексуальных посягательств преобладали противоправные сексуальные контакты с одним и тем же лицом. Это обстоятельство отражает, во-первых, зависимость ребёнка от насильника, ограниченные возможности жертвы получить помощь и, во-вторых, стойкость нарушений сексуального влечения у педофилов. В 39% случаев жертва была знакома с насильником, а в 13% случаев насилие было совершено одним из членов семьи. В 51% случаев насилие не сопровождалось физическим контактом между взрослым и ребёнком (включало демонстрацию порнографических материалов, непристойные разговоры и шутки), телесный контакт без полового сношения имел место в 33% случаев, половое сношение отмечалось только в 5% случаев.

Таким образом, по результатам выборочных социологических исследований наиболее травматичные формы сексуального насилия встречаются значительно реже, чем развратные действия. Это противоречит данным уголовной статистики, согласно которым преобладают именно тяжёлые формы сексуальных посягательств в отношении детей. Отмеченное противоречие объясняется тем, что большинство нетяжёлых сексуальных преступлений против детей уголовной статистикой не фиксируются, поскольку родители потерпевших не обращаются в правоохранительные органы.

В основу классификаций частных форм сексуального злоупотребления могут быть положены разные признаки. Так, К. Хоббс и соавторы выделяют следующие формы сексуального злоупотребления в отношении детей.

Внутрисемейное насилие – сексуальные посягательства со стороны ближайших кровных родственников (родители, братья сестры); лиц, заменяющих родителей (усыновители опекуны, попечители); лиц, выполняющих функции родителей (муж или сожитель матери, жена или сожительница отца); близких родственников (дяди, тёти, прародители, двоюродные братья или сёстры), с которыми ребёнок вместе проживает или часто общается. Все эти взрослые авторитетны для ребёнка, он привязан к ним и находится в жёсткой зависимости от них.

Внесемейное насилие включает сексуальное злоупотребление со стороны взрослых, хорошо известных ребёнку, например: друзей семьи, соседей, дальних родственников или педагогов. Поскольку эти лица известны ребёнку, он доверяет им и не воспринимает их как возможный источник опасности.

Внесемейное сексуальное насилие может иметь групповой характер. Под групповым сексуальным насилием понимается создание педофилом устойчивой группы детей, часть из которых вовлекается в сексуальные отношения. При всём многообразии форм подобных групп (общественная организация, спортивная секция, кружок, студия и т.п.) основной целью их создания являются сексуальные контакты взрослого с детьми, поэтому все подобные группы имеют следующие общие черты:

- безусловный авторитет (власть) харизматического лидера группы;

- жёсткая иерархическая структура группы, которая связывает авторитет и власть любого члена группы с его близостью к лидеру;

- наличие секретов, известных только посвящённым, что приводит к отсутствию у большинства членов группы информации о характере отношений в круге избранных;

- жёсткая дисциплина, обязательность требований вышестоящего члена группы для нижестоящих;

- старшие подростки, утратившие привлекательность для лидера как сексуальные партнеры, имеют возможность вовлекать в сексуальные отношения младших членов группы;

- широкое использование ритуалов, убеждение членов группы в их избранности, что обусловливает закрытость группы от внешнего контроля;

- сохранению в тайне сексуальных контактов лидера с членами группы способствует не только авторитет лидера, но и давление со стороны подростков, входящих в его окружение; любое распространение информации о сексуальных отношениях между членами группы рассматривается как предательство и осуждается;

- подчёркнутая доброжелательность и любовь к детям, демонстрируемая лидером во время публичных выступлений и в средствах массовой информации;

- активное привлечение в группу детей из неблагополучных семей, у которых отсутствуют доверительные отношения с родителями и родители которых не интересуются жизнью своих детей;

- особые отношения, существующие в группе (жёсткий контроль, закрытость, превознесение лидера), выдаются за педагогические новации.

Уличное насилие – сексуальные посягательства со стороны незнакомых лиц или случайных знакомых. Эту форму насилия отличает внезапность нападения, использование физической силы или угроз для подавления сопротивления ребёнка.

Институциональное насилие включает сексуальные посягательства, являющиеся проявлениями дедовщины, когда сексуальное насилие используется для демонстрации власти и контроля, построения иерархических отношений в коллективе. Эта форма сексуальных посягательств характерна для закрытых детских коллективов.

Сексуальное насилие является одним из наиболее опасных видов жестокого обращения, поскольку нередко вызывает тяжёлые, сохраняющиеся длительное время психические и поведенческие нарушения. Последствия сексуального насилия усугубляются тем, что оно часто сочетается с физическим и психическим насилием, Психологические последствия сексуального насилия разделяют на ближайшие и отдалённые.

Ближайшие последствияперенесенного насилия проявляются эмоциональными (сниженное настроение, тревога), когнитивными (навязчивые воспоминания о случившемся), поведенческими (нанесение самоповреждений) и вегетативными (нарушение сна и аппетита) расстройствами. По механизму возникновения ближайшие психологические последствия сексуального насилия являются острой реакцией на психическую травму (стресс). К когнитивным нарушениям относятся нередко возникающие у детей, переживших сексуальное насилие, трудности сосредоточения, повышенная утомляемость, следствием которых у школьников становится снижение успеваемости.

Отдалённые последствия перенесённого в детстве сексуального насилия развиваются постепенно и могут сохраняться длительное время (в подростковом и в зрелом возрасте). Бриер и Рунтц предложили следующую классификацию отдалённых психологических последствий сексуального насилия:

- нарушения сексуального поведения;

- трудности при воспитании детей;

- психические расстройства;

- асоциальное поведение.

Наиболее разнообразны нарушения сексуального поведения, которые могут включать:

- сексуализированное поведение (расторможенность сексуального влечения, не свойственные возрасту сексуальные контакты с детьми и взрослыми);

- нарушения полового влечения по объекту (гомосексуализм, педофилия) или способу удовлетворения (садизм, мазохизм);

- неспособность к стабильным и длительным сексуальным отношениям (промискуитет или проституция);

- настороженное отношение к представителям противоположного пола, страх близких отношений, отвращение к сексуальным контактам, фригидность, аноргазмия.

Если сексуальное насилие продолжается длительное время, то у ребёнка формируется комплекс психологических и поведенческих нарушений, направленных на адаптацию к существованию в этих условиях. Указанный комплекс, являющийся с точки зрения современной психиатрии специфическим адаптационным расстройством, в англоязычной литературе называется синдромом аккомодации. Проявления синдрома аккомодации нельзя считать психической нормой, однако необходимо понимать, что это – естественная реакция ребёнка на существование в экстремальных условиях, реакция, которая позволяет ему минимизировать вред, связанный с сексуальным насилием. В той форме, в которой синдром аккомодации описан Summit, он возникает только в тех случаях, когда сексуальные контакты со взрослым происходят вопреки воле ребёнка и для достижения своих целей преступник использует принуждение, психические или физическое насилие. Если же взрослый, используя доверие и привязанность ребёнка, добивается того, что ребёнок получает сексуальное удовлетворение от совершаемых с ним действий, то типичного синдрома аккомодации не формируется, поскольку отсутствуют события, воспринимаемые ребёнком как психическая травма.

В развитии синдрома аккомодации можно выделить пять последовательных этапов: секретность, беспомощность, приспособление, раскрытие и восстановление. Если факт насилия не выявляется, то два последних этапа не развиваются. Наиболее яркие нарушения, входящие в синдром аккомодации, проявляются при внутрисемейном сексуальном насилии.

При отсутствии настороженности специалистов, работающих с детьми, необходимой для раннего выявления детей, подвергающихся сексуальному насилию, что характерно для Российской Федерации, причиной проведения целенаправленной проверки семьи правоохранительными органами или органами опеки и попечительства чаще всего служит признание ребёнка. При возникновении достаточных подозрений о возможности сексуального насилия психолог, работающий с ребёнком, может принять меры, направленные на побуждение ребёнка рассказать о случившемся. При этом следует понимать, что заставить ребёнка рассказать о значимых для него обстоятельствах вопреки его воле чрезвычайно сложно, а чрезмерное усердие психолога или родителей может заставить ребёнка признаться в том, чего никогда не было. Отметим, однако, что практика помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения, свидетельствует о том, что дети крайне редко ложно обвиняют близких для них людей в сексуальном насилии.

Признание ребёнка – это процесс, в ходе которого у ребёнка формируется мотивация рассказать о перенесённом насилии специалисту или значимому взрослому. Признание происходит тогда, когда мотивация сообщить о произошедшем и изменить ситуацию оказывается сильнее мотивации сохранить происходящее в тайне, не менять ситуацию и избежать возможных негативных последствий раскрытия насилия. Чем меньше ребёнок понимает специфический характер совершавшихся с ним действий, чем в более обыденной обстановке они происходят, тем меньшую роль играет борьба мотивов.

Поведенческие признаки, свидетельствующие о возможном сексуальном насилии, зависят от возраста ребёнка.

Дошкольники:

- сексуализированное поведение, сексуально окрашенные игры;

- открытая мастурбация, введение посторонних предметов себе во влагалище или в прямую кишку;

- нарушения сна и аппетита;

- отказ общаться или оставаться наедине с определённым взрослым;

- регресс в психическом развитии;

- немотивированная агрессия.

Младшие школьники:

- сексуализированное поведение, сексуально окрашенные игры со сверстниками или прямое вовлечение их в действия сексуального характера;

- немотивированная тревога или сниженное настроение;

- снижение успеваемости;

- отказ или нежелание возвращаться домой из школы;

- рисунки откровенно сексуального содержания.

Подростки:

- раннее начало половой жизни со сверстниками или подростками старшего возраста;

- сексуальное насилие в отношении сверстников или детей младшего возраста;

- использование одежды, полностью закрывающей тело, отказ посещать уроки физкультуры, бассейн, пляж или другие места, где необходимо снимать верхнюю одежду;

- злоупотребление психоактивными веществами, занятие проституцией.

В последние годы всё чаще встречаются сексуальные посягательства в отношении мальчиков-подростков со стороны сверстников или подростков старшего возраста в так называемых организованных коллективах (интернатные учреждения, летние лагеря). В этих случаях для принуждения потерпевшего к вступлению в сексуальные отношения используются физическая сила и угрозы. В большинстве случаев насилие носит повторяющийся характер: в летних лагерях – 1-3 эпизода, в интернатных учреждениях – от нескольких недель до 1-2 лет. Несмотря на очевидный сексуальный характер, подобные посягательства зачастую не направлены на удовлетворение сексуальной потребности насильников. Их целью является выстраивание иерархических отношений в группе, повышение социального статуса насильника путем «опускания» потерпевшего, что характерно для криминальной субкультуры. Возрастание числа подобных посягательств свидетельствует о всё более широком распространении в современном российском обществе криминальной субкультуры.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.