Тема № 11: Диагностика процесса и результатов обучения — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Тема № 11: Диагностика процесса и результатов обучения

2017-05-16 320
Тема № 11: Диагностика процесса и результатов обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Разделы дисциплины, виды учебной деятельности

(для очной формы обучения)

№ темы   Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)
Всего часов Аудиторная работа Само-стоят. работа
Лек-ции Семи-нары Лабор. занятия
Раздел 1. Теория обучения (дидактика)          
  Обучение в структуре целостного педагогического процесса. Теоретические основы обучения          
  Закономерности, принципы и правила обучения          
  Целеполагание процесса обучения          
  Мотивация учения          
  Содержание образования как педагогическая проблема          
  Основные документы, определяющие содержание образования учащихся          
  Авторские школы          
  Способы организации учебного процесса          
  Современные образовательные технологии          
  Организация образовательного процесса на основе учебных ситуаций          
  Диагностика процесса и результатов обучения          
Раздел 2. Теория воспитания          
  Воспитание в структуре целостного педагогического процесса Теоретические основы воспитания.          
  Проблема целеполагания в воспитательной деятельности          
  Содержание воспитательной деятельности          
  Способы организации воспитательного процесса          
  Современные воспитательные системы          
  Современные технологии воспитания          
  Функции и основные направления деятельности классного руководителя          
  Оценка результативности воспитательной деятельности          
  Итого          

Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)

Раздел 1. Теория обучения (дидактика)
Требования к результатам освоения раздела: знать, уметь, владеть (код контролируемой компетенции) ОПК-4:З1, З2, У1, У2, В1, В2 ОПК-5: З1, З2, У1, У2, В1, В2
Содержание раздела
План лекций План семинарских занятий
Лекция 1-2: Обучение в структуре целостного педагогического процесса. Теоретические основы обучения (4 ч.) План: 1.Дидактика как наука. 2.Обучение в структуре целостного педагогического процесса, его особенности, функции, структура. 3.Движущие силы процесса обучения. 4.Виды обучения. 5.Основные концепции обучения в дидактике. Обучение и развитие в традиционной и гуманистической педагогике.   Лекция № 3: Закономерности, принципы и правила обучения (2 ч.) План: 1.Понятие закона и закономерности обучения. Характеристика основных законов 2.Классификация и характеристика закономерностей обучения. 3.Понятия принципа обучения. Классификация принципов обучения. 4.Принципы обучения и правила их реализации.   Лекция 4: Содержание образования как педагогическая проблема (2 ч.) План: 1.Компоненты содержания образования. 2.Факторы, принципы и критерии отбора содержания общего образования. 3.Государственный образовательный стандарт. 4.Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования. 5.Современные дидактические концепции и содержание образования (дидактический материализм, дидактический формализм, утилитаризм, функциональный материализм и др.).   Лекция 5: Способы организации учебного процесса (2 ч.). План: 1.Понятия форм, методов, средств обучения в современной педагогике. 2.Классификация форм обучения. Особенности их применения в учебном процессе. 3.Классификация методов обучения. Особенности их применения в учебном процессе. 4.Современные средства обучения, их классификация.     Семинар 1: Целеполагание процесса обучения (2 ч.) План: 1.Сущность понятий «цель», «целеполагание», «целеполагание в педагогике». 2.Источники, функции, этапы целеполагания в дидактике. 3.Классификация целей обучения. 4.Требования к постановке целей обучения. Технология целеполагания в дидактике (А.В. Хуторской). 5.Обучение учащихся целеполаганию. Практическое задание: составить перечень целей (не менее 10), которые Вы планируете достичь: 1) в течение года в разных сферах деятельности (учебной, профессиональной, личностного развития и т.д.); 2) в ходе изучения дисциплины «Теория обучения».    
Семинар 2: Основные документы, определяющие содержание образования учащихся (2 ч.) План: 1.Учебный план: понятие, принципы составления, структура. 2.Базисные, типовые, рабочие учебные планы. 3.Учебная программа: понятие, виды, функции. 4.Структура учебной программы. 5.Учебная литература: виды, основные требования. Практическое задание: составить и обосновать проект учебного плана для начальной (общей, основной) школы с учетом требований ФГОС. (работа в группах)   Лабораторное занятие № 1: Способы организации учебного процесса (2 ч.) План: 1.Методы обучения: понятие, подходы к классификации. Классификация методов обучения Ю.К. Бабанского. 2.Критерии выбора методов обучения. Решение проблемных ситуаций. 3.Понятие «форма организации обучения». Развитие ФОО в истории образования. Функции ФОО. 4.Краткая характеристика урока, экскурсии, лекции, семинара, домашней работы и других ФОО. 5.Понятие «средство обучения». Функции средств обучения. 6.Характеристика и особенности использования наглядных и технических средств обучения. Практическое задание: проанализируйте одно из учебных занятий в вузе (лекция, семинар, лабораторное занятие, практикум и т.д.) с точки зрения соответствия требованиям к данной ФОО. Предложите способы усовершенствования данного занятия.   Семинар 3: Современные образовательные технологии (2 ч). План: 1.Сущность понятий «технология», «педагогическая технология», «технология обучения». 2.Классификация педагогических технологий. 3.Характеристика современных образовательных технологий: -технология активного обучения (ТАО), условия организации, методы (деловая игра, драматизация, театрализация, метод групповой дискуссии, мозговой штурм, игровое проектирование и др.) -технология полного усвоения знаний -технология разноуровневого обучения -технология коллективного способа обучения -технология модульного обучения -технология проектной деятельности -технология исследовательского обучения -имитационная (моделирующая) технология обучения -здоровьесберегающие технологии обучения (План изучения образовательной технологии: 1.Авторы. 2.Время появления. 3.Цели и задачи. 4.Принципы реализации. 5.Методы обучения.) Практическое задание: подготовить сообщение с видео презентацией по теме семинара.    
Самостоятельная работа
Инвариантная часть Вариативная часть
1.Составить таблицу «Преимущества и недостатки различных форм организации обучения» для ФОО: классно-урочная, Белл-ланкастерская, Батовская, Маннгеймская, Дальтон-план, план Трампа, неградуированные классы, «Погружение». 2.Подготовить эссе по теме: «Безотметочное обучение: за и против». 3.Подготовить конспекты тем для самостоятельного изучения (темы №№ 4,7,11) по плану (см.ниже). 1.Составить кроссворд с использованием основных понятий модуля. 2.Составить тест для проверки знаний по модулю. 3.Составить конспект статьи по тематике модуля из журналов «Начальная школа», «Педагогика», «Новое образование», «Инновации в образовании» и др. за последние 5 лет
Паспорт оценочных средств по разделу
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка Наименование оценочного средства (баллы)
ОПК-4:З1, З2, У1, У2, В1, В2 ОПК-5: З1, З2, У1, У2, В1, В2 Тест (10), доклад на семинаре (5) с видео презентацией (5) составление таблицы (3) эссе (5)
Раздел 2. Теория воспитания
Требования к результатам освоения раздела: знать, уметь, владеть (код контролируемой компетенции) ОПК-4:З1, З2, У1, У2, В1, В2 ОПК-5: З1, З2, У1, У2, В1, В2
Содержание раздела
План лекций План семинарских занятий
Лекция 6: Воспитание в структуре целостного педагогического процесса Теоретические основы воспитания. (2 ч.) План: 1.Воспитание как культурно-исторический феномен и педагогическая категория. 2.Воспитание в структуре целостного педагогического процесса, его особенности. 3.Закономерности и принципы воспитания. 4. Движущие силы воспитания. Лекция 7: Проблема целеполагания в воспитательной деятельности (2 ч.) План: 1.Цель воспитания: понятие, сущность, основные характеристики. 2.Классификация целей воспитания. Уровни целеполагания. 3.Факторы, влияющие на постановку и достижение целей воспитания. 4.Цели воспитания в истории человеческого общества. 5.Современные подходы к постановке целей и задач воспитания.   Лекция 8: Способы организации воспитательного процесса (2 ч.) План: 1.Понятия методов, приемов, средств воспитания. 2.Классификации методов воспитания. 3.Отличительные особенности методов воспитания, условия их эффективности. 4.Современные формы воспитания, их классификация.   Лекция 9: Современные воспитательные системы (2 ч.) План: 1.Воспитательная система: сущность, структура, характеристика основных компонентов. 2.Этапы и методика становления и развития воспитательной системы. 3.Характеристика воспитательных систем (гуманистическая воспитательная система В.А. Караковского, Школа диалога культур В. Библера-С.Курганова, Вальдорфская педагогика Р.Штайнера и др.) Семинар 4: Содержание воспитательной деятельности (2 ч.) План: 1.Понятие и функции содержания воспитания. 2.Источники и структурные компоненты содержания воспитания. 3.Уровни представления содержания воспитания. 4.Содержание воспитательной деятельности педагога.   Семинар 5: Современные технологии воспитания (2 ч.) План: 1.Понятие «технология воспитания» в современной педагогической науке. 2.Характеристика современных технологий воспитания: -технологии организации и проведения группового воспитательного дела (по Н.Е.Щурковой). -технология педагогического общения -технология педагогического разрешения конфликта -технология предъявления педагогического требования -технология индивидуального рефлексивного самовоспитания (О. С. Анисимов, Н. П. Капустин). -технологии воспитания на основе системного подхода (В.А. Караковский, Л.И. Новикова) Лабораторное занятие № 2: Функции и основные направления деятельности классного руководителя (2 ч.) План: 1.Типы классного руководства в современной школе. 2.Функции классного руководителя. 3.Основные направления деятельности классного руководителя в современной школе. Содержание работы: конспектирование и обсуждение научных статей по теме занятия.
Самостоятельная работа
Инвариантная часть Вариативная часть
1.Составить план воспитательной работы для учащихся (класс выбрать самостоятельно) на одну учебную четверть. 2.Составить «копилку» воспитывающих ситуаций для детей дошкольного, младшего школьного, подросткового возраста (не менее 10 для каждого возраста) 3.Подготовить конспекты тем для самостоятельного изучения (тема № 19) по плану (см.ниже). 1.Составить кроссворд с использованием основных понятий модуля. 2.Составить тест для проверки знаний по модулю. 3.Составить конспект статьи по тематике модуля из журналов «Начальная школа», «Педагогика», «Новое образование», «Инновации в образовании» и др. за последние 5 лет
Паспорт оценочных средств по разделу
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка Наименование оценочного средства (баллы)
ОПК-4: З1, З2, У1, У2, В1, В2 ОПК-5: З1, З2, У1, У2, В1, В2 Тест (10), доклад на семинаре (5) практическая работа (5*2=10)
         

 

Темы для самостоятельного изучения

Тема № 4: Мотивация учения

План:

1.Сущность понятий «мотив», «мотивация», «познавательная мотивация».

2.Мотивационный компонент учебного процесса. Виды познавательных мотивов.

3.Способы изучения и формирования познавательной мотивации учащихся.

Тема № 7: Авторские школы

План:

1.Классификация авторских школ. Личностно-ориентированные системы обучения («Школа жизни» Ш.А.Амонашвили).

2.Природосообразные системы обучения (Школа свободного развития).

3.Культуросообразные системы обучения (Школа М.П.Щетинина, Русская школа И.Ф.Гончарова, Школа диалога культур В.С.Библера).

4.Креативные системы обучения (проблемное обучение М.И.Махмутова, ТРИЗ).

5.Интенсивные системы обучения (В.Ф.Шаталов, С.Н.Лысенкова, Н.А.Зайцев).

6.Оргдеятельностные системы обучения (развивающие системы обучения В.В.Давыдова, Л.В.Занкова; Методологический колледж Ю.В.Громыко)

Второй этап - экзамен.

Вопросы к экзамену

1. Понятие о дидактике как отрасли педагогической науки. Предмет, задачи, категориальный аппарат дидактики. Отечественные и зарубежные ученые, внесшие вклад в развитие дидактики.

2. Понятие концепции в педагогике. Основные дидактические концепции. Обучение и развитие в традиционной и гуманистической концепциях.

3. Обучение в структуре целостного педагогического процесса, его особенности, функции, структура. Движущие силы процесса обучения.

4. Сущность понятий «цель», «целеполагание», «целеполагание в педагогике». Источники, функции, этапы целеполагания в дидактике. Классификация целей обучения.

5. Сущность понятий «мотив», «мотивация», «познавательная мотивация». Мотивационный компонент учебного процесса. Виды познавательных мотивов. Способы изучения и формирования познавательной мотивации учащихся.

6. Понятие закона и закономерности обучения. Характеристика основных законов и закономерностей обучения. Классификация закономерностей обучения.

7. Понятия принципа обучения. Классификация принципов обучения. Принципы обучения и правила их реализации.

8. Понятие и компоненты содержания образования в знаниево-ориентированном и личностно ориентированном подходах. Факторы, принципы и критерии отбора содержания общего образования.

9. Понятие содержания образования. Государственный образовательный стандарт, его функции и структура.

10. Понятие содержания образования. Современные дидактические концепции и содержание образования (дидактический материализм, дидактический формализм, утилитаризм, функциональный материализм).

11.Основные документы, определяющие содержание образования учащихся.Учебный план: понятие, принципы составления, структура. Базисные, типовые, рабочие учебные планы.

12. Основные документы, определяющие содержание образования учащихся. Учебная программа: понятие, виды, функции. Структура учебной программы.

13. Основные документы, определяющие содержание образования учащихся. Учебная литература: виды, основные требования. Учебник: понятие, функции, структура.

14. Методы обучения: понятие, подходы к классификации. Классификация методов обучения Ю.К. Бабанского. Критерии выбора методов обучения.

15. Понятие и характеристика современных методов обучения. Методы обучения в традиционных и развивающих системах обучения.

16. Понятие «форма организации обучения». Функции ФОО. Развитие ФОО в истории образования.

17. Понятие «форма организации обучения». Классно-урочная система обучения. Урок как основная форма организации обучения в школе.

18. Понятие «форма организации обучения». Внеклассные и внеурочные формы обучения в современной школе, их характеристика.

19.Понятие «средство обучения». Функции и классификация средств обучения.

20. Сущность понятий «технология», «педагогическая технология», «технология обучения». Классификация технологий обучения.

21. Сущность понятий «технология», «педагогическая технология», «технология обучения». Характеристика современных образовательных технологий (технология коллективного способа обучения, технология модульного обучения, технология проектной деятельности, технология исследовательского обучения и др.).

22. Учебные ситуации: понятие, типология и виды. Этапы моделирования учебных ситуаций.

23. Виды, формы и методы диагностики результатов обучения в истории дидактики. Диагностика обученности (успеваемости): понятие и принципы.

24.Воспитание как культурно-исторический феномен и педагогическая категория. Воспитание в структуре целостного педагогического процесса, его особенности.

25.Закономерности и принципы воспитания: понятие, классификации, характеристика.

26. Движущие силы воспитания.

27.Цель воспитания: понятие, сущность, основные характеристики. Факторы, влияющие на постановку и достижение целей воспитания.

28.Классификация целей воспитания. Уровни целеполагания.

29.Цели воспитания в истории человеческого общества. Современные подходы к постановке целей и задач воспитания.

30.Понятие и функции содержания воспитания. Источники и структурные компоненты содержания воспитания.

31.Понятие содержания воспитания. Содержание воспитательной деятельности педагога.

32. Понятия методов, приемов, средств воспитания. Классификации методов воспитания.

33.Понятие метода воспитания. Отличительные особенности методов воспитания, условия их эффективности.

34.Понятие формы воспитания. Современные формы воспитания, их классификация.

35.Понятие «технология воспитания» в современной педагогической науке. Характеристика технологии организации и проведения группового воспитательного дела (по Н.Е. Щурковой).

36. Понятие «технология воспитания» в современной педагогической науке. Характеристика технологии педагогического общения;

37. Понятие «технология воспитания» в современной педагогической науке. Характеристика технологии предъявления педагогического требования технологии педагогического разрешения конфликта.

38. Понятие «технология воспитания» в современной педагогической науке. Характеристика технологии воспитания на основе системного подхода (В.А. Караковский, Л.И. Новикова)

39.Воспитательная система: сущность, структура, характеристика основных компонентов.

40.Понятие воспитательной системы. Этапы и методика становления и развития воспитательной системы.

41. Характеристика воспитательных систем (гуманистическая воспитательная система В.А. Караковского, Школа диалога культур В. Библера-С.Курганова, Вальдорфская педагогика Р.Штайнера и др.)

42.Типы классного руководства в современной школе.

43.Функции и основные направления деятельности классного руководителя.

44.Понятие воспитанности. Критерии и показатели воспитанности личности.

45.Методы и методики диагностики воспитанности. Принципы анализа воспитательного процесса (по Н.Е. Щурковой).

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Разделы дисциплины, виды учебной деятельности

(для очной формы обучения)

№ темы   Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)
Всего часов Аудиторная работа Само-стоят. работа
Лек-ции Семи-нары Лабор. занятия
Раздел 1. Теория обучения (дидактика)          
  Обучение в структуре целостного педагогического процесса. Теоретические основы обучения          
  Закономерности, принципы и правила обучения          
  Целеполагание процесса обучения          
  Мотивация учения          
  Содержание образования как педагогическая проблема          
  Основные документы, определяющие содержание образования учащихся          
  Авторские школы          
  Способы организации учебного процесса          
  Современные образовательные технологии          
  Организация образовательного процесса на основе учебных ситуаций          
  Диагностика процесса и результатов обучения          
Раздел 2. Теория воспитания          
  Воспитание в структуре целостного педагогического процесса Теоретические основы воспитания.          
  Проблема целеполагания в воспитательной деятельности          
  Содержание воспитательной деятельности          
  Способы организации воспитательного процесса          
  Современные воспитательные системы          
  Современные технологии воспитания          
  Функции и основные направления деятельности классного руководителя          
  Оценка результативности воспитательной деятельности          
  Итого          

Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)

Раздел 1. Теория обучения (дидактика)
Требования к результатам освоения раздела: знать, уметь, владеть (код контролируемой компетенции) ОПК-4:З1, З2, У1, У2, В1, В2 ОПК-5: З1, З2, У1, У2, В1, В2
Содержание раздела
План лекций План семинарских занятий
Лекция 1-2: Обучение в структуре целостного педагогического процесса. Теоретические основы обучения (4 ч.) План: 1.Дидактика как наука. 2.Обучение в структуре целостного педагогического процесса, его особенности, функции, структура. 3.Движущие силы процесса обучения. 4.Виды обучения. 5.Основные концепции обучения в дидактике. Обучение и развитие в традиционной и гуманистической педагогике.   Лекция № 3: Закономерности, принципы и правила обучения (2 ч.) План: 1.Понятие закона и закономерности обучения. Характеристика основных законов 2.Классификация и характеристика закономерностей обучения. 3.Понятия принципа обучения. Классификация принципов обучения. 4.Принципы обучения и правила их реализации.   Лекция 4: Содержание образования как педагогическая проблема (2 ч.) План: 1.Компоненты содержания образования. 2.Факторы, принципы и критерии отбора содержания общего образования. 3.Государственный образовательный стандарт. 4.Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования. 5.Современные дидактические концепции и содержание образования (дидактический материализм, дидактический формализм, утилитаризм, функциональный материализм и др.).   Лекция 5: Способы организации учебного процесса (2 ч.). План: 1.Понятия форм, методов, средств обучения в современной педагогике. 2.Классификация форм обучения. Особенности их применения в учебном процессе. 3.Классификация методов обучения. Особенности их применения в учебном процессе. 4.Современные средства обучения, их классификация.     Семинар 1: Целеполагание процесса обучения (2 ч.) План: 1.Сущность понятий «цель», «целеполагание», «целеполагание в педагогике». 2.Источники, функции, этапы целеполагания в дидактике. 3.Классификация целей обучения. 4.Требования к постановке целей обучения. Технология целеполагания в дидактике (А.В. Хуторской). 5.Обучение учащихся целеполаганию. Практическое задание: составить перечень целей (не менее 10), которые Вы планируете достичь: 1) в течение года в разных сферах деятельности (учебной, профессиональной, личностного развития и т.д.); 2) в ходе изучения дисциплины «Теория обучения».    
Семинар 2: Основные документы, определяющие содержание образования учащихся (2 ч.) План: 1.Учебный план: понятие, принципы составления, структура. 2.Базисные, типовые, рабочие учебные планы. 3.Учебная программа: понятие, виды, функции. 4.Структура учебной программы. 5.Учебная литература: виды, основные требования. Практическое задание: составить и обосновать проект учебного плана для начальной (общей, основной) школы с учетом требований ФГОС. (работа в группах)   Лабораторное занятие № 1: Способы организации учебного процесса (2 ч.) План: 1.Методы обучения: понятие, подходы к классификации. Классификация методов обучения Ю.К. Бабанского. 2.Критерии выбора методов обучения. Решение проблемных ситуаций. 3.Понятие «форма организации обучения». Развитие ФОО в истории образования. Функции ФОО. 4.Краткая характеристика урока, экскурсии, лекции, семинара, домашней работы и других ФОО. 5.Понятие «средство обучения». Функции средств обучения. 6.Характеристика и особенности использования наглядных и технических средств обучения. Практическое задание: проанализируйте одно из учебных занятий в вузе (лекция, семинар, лабораторное занятие, практикум и т.д.) с точки зрения соответствия требованиям к данной ФОО. Предложите способы усовершенствования данного занятия.   Семинар 3: Современные образовательные технологии (2 ч). План: 1.Сущность понятий «технология», «педагогическая технология», «технология обучения». 2.Классификация педагогических технологий. 3.Характеристика современных образовательных технологий: -технология активного обучения (ТАО), условия организации, методы (деловая игра, драматизация, театрализация, метод групповой дискуссии, мозговой штурм, игровое проектирование и др.) -технология полного усвоения знаний -технология разноуровневого обучения -технология коллективного способа обучения -технология модульного обучения -технология проектной деятельности -технология исследовательского обучения -имитационная (моделирующая) технология обучения -здоровьесберегающие технологии обучения (План изучения образовательной технологии: 1.Авторы. 2.Время появления. 3.Цели и задачи. 4.Принципы реализации. 5.Методы обучения.) Практическое задание: подготовить сообщение с видео презентацией по теме семинара.    
Самостоятельная работа
Инвариантная часть Вариативная часть
1.Составить таблицу «Преимущества и недостатки различных форм организации обучения» для ФОО: классно-урочная, Белл-ланкастерская, Батовская, Маннгеймская, Дальтон-план, план Трампа, неградуированные классы, «Погружение». 2.Подготовить эссе по теме: «Безотметочное обучение: за и против». 3.Подготовить конспекты тем для самостоятельного изучения (темы №№ 4,7,11) по плану (см.ниже). 1.Составить кроссворд с использованием основных понятий модуля. 2.Составить тест для проверки знаний по модулю. 3.Составить конспект статьи по тематике модуля из журналов «Начальная школа», «Педагогика», «Новое образование», «Инновации в образовании» и др. за последние 5 лет
Паспорт оценочных средств по разделу
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка Наименование оценочного средства (баллы)
ОПК-4:З1, З2, У1, У2, В1, В2 ОПК-5: З1, З2, У1, У2, В1, В2 Тест (10), доклад на семинаре (5) с видео презентацией (5) составление таблицы (3) эссе (5)
Раздел 2. Теория воспитания
Требования к результатам освоения раздела: знать, уметь, владеть (код контролируемой компетенции) ОПК-4:З1, З2, У1, У2, В1, В2 ОПК-5: З1, З2, У1, У2, В1, В2
Содержание раздела
План лекций План семинарских занятий
Лекция 6: Воспитание в структуре целостного педагогического процесса Теоретические основы воспитания. (2 ч.) План: 1.Воспитание как культурно-исторический феномен и педагогическая категория. 2.Воспитание в структуре целостного педагогического процесса, его особенности. 3.Закономерности и принципы воспитания. 4. Движущие силы воспитания. Лекция 7: Проблема целеполагания в воспитательной деятельности (2 ч.) План: 1.Цель воспитания: понятие, сущность, основные характеристики. 2.Классификация целей воспитания. Уровни целеполагания. 3.Факторы, влияющие на постановку и достижение целей воспитания. 4.Цели воспитания в истории человеческого общества. 5.Современные подходы к постановке целей и задач воспитания.   Лекция 8: Способы организации воспитательного процесса (2 ч.) План: 1.Понятия методов, приемов, средств воспитания. 2.Классификации методов воспитания. 3.Отличительные особенности методов воспитания, условия их эффективности. 4.Современные формы воспитания, их классификация.   Лекция 9: Современные воспитательные системы (2 ч.) План: 1.Воспитательная система: сущность, структура, характеристика основных компонентов. 2.Этапы и методика становления и развития воспитательной системы. 3.Характеристика воспитательных систем (гуманистическая воспитательная система В.А. Караковского, Школа диалога культур В. Библера-С.Курганова, Вальдорфская педагогика Р.Штайнера и др.) Семинар 4: Содержание воспитательной деятельности (2 ч.) План: 1.Понятие и функции содержания воспитания. 2.Источники и структурные компоненты содержания воспитания. 3.Уровни представления содержания воспитания. 4.Содержание воспитательной деятельности педагога.   Семинар 5: Современные технологии воспитания (2 ч.) План: 1.Понятие «технология воспитания» в современной педагогической науке. 2.Характеристика современных технологий воспитания: -технологии организации и проведения группового воспитательного дела (по Н.Е.Щурковой). -технология педагогического общения -технология педагогического разрешения конфликта -технология предъявления педагогического требования -технология индивидуального рефлексивного самовоспитания (О. С. Анисимов, Н. П. Капустин). -технологии воспитания на основе системного подхода (В.А. Караковский, Л.И. Новикова) Лабораторное занятие № 2: Функции и основные направления деятельности классного руководителя (2 ч.) План: 1.Типы классного руководства в современной школе. 2.Функции классного руководителя. 3.Основные направления деятельности классного руководителя в современной школе. Содержание работы: конспектирование и обсуждение научных статей по теме занятия.
Самостоятельная работа
Инвариантная часть Вариативная часть
1.Составить план воспитательной работы для учащихся (класс выбрать самостоятельно) на одну учебную четверть. 2.Составить «копилку» воспитывающих ситуаций для детей дошкольного, младшего школьного, подросткового возраста (не менее 10 для каждого возраста) 3.Подготовить конспекты тем для самостоятельного изучения (тема № 19) по плану (см.ниже). 1.Составить кроссворд с использованием основных понятий модуля. 2.Составить тест для проверки знаний по модулю. 3.Составить конспект статьи по тематике модуля из журналов «Начальная школа», «Педагогика», «Новое образование», «Инновации в образовании» и др. за последние 5 лет
Паспорт оценочных средств по разделу
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка Наименование оценочного средства (баллы)
ОПК-4: З1, З2, У1, У2, В1, В2 ОПК-5: З1, З2, У1, У2, В1, В2 Тест (10), доклад на семинаре (5) практическая работа (5*2=10)
         

 

Темы для самостоятельного изучения

Тема № 4: Мотивация учения

План:

1.Сущность понятий «мотив», «мотивация», «познавательная мотивация».

2.Мотивационный компонент учебного процесса. Виды познавательных мотивов.

3.Способы изучения и формирования познавательной мотивации учащихся.

Тема № 7: Авторские школы

План:

1.Классификация авторских школ. Личностно-ориентированные системы обучения («Школа жизни» Ш.А.Амонашвили).

2.Природосообразные системы обучения (Школа свободного развития).

3.Культуросообразные системы обучения (Школа М.П.Щетинина, Русская школа И.Ф.Гончарова, Школа диалога культур В.С.Библера).

4.Креативные системы обучения (проблемное обучение М.И.Махмутова, ТРИЗ).

5.Интенсивные системы обучения (В.Ф.Шаталов, С.Н.Лысенкова, Н.А.Зайцев).

6.Оргдеятельностные системы обучения (развивающие системы обучения В.В.Давыдова, Л.В.Занкова; Методологический колледж Ю.В.Громыко)

Тема № 11: Диагностика процесса и результатов обучения

План:

1. Виды, формы и методы диагностики результатов обучения в истории дидактики.

2. Диагностика обученности (успеваемости): понятие и принципы.

3. Оценка результатов обучения: способы выражения оценки, функции оценки, оценка и отметка.

4. Современные формы и методы диагностики результатов обучения.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.072 с.