Глава 4. Нижний мир и его обитатели — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Глава 4. Нижний мир и его обитатели




Владыкой Нижнего мира является мрачный брат Нума - Нга. Повелителю подземных сфер подчиняются многочисленные помощники, а также духи-посыльные, отправляющиеся за челове­ческими душами. Нга имеет небесное происхождение, у него есть жена и семь сыновей. О сыно­вьях почти нет сведений, известно лишь, что они управляют подземным царством, как и отец.
Наиболее страшными обитателями Нижнего мира ненцы считают тех духов, которые насыла­ют болезни: Хабцянго Минрена, Мэдна, Нгуцяда, Хансосяда, Тэри Нгамгэ, Сустана, Мал'Тэнга и др. Духи подземного мира располагаются в разных частях этой мифической территории. Хабцянго Минрена живут в северной ее части и делятся на группы. Ближе всего к людям находятся духи легких болезней.
Ненцы полагают, что при своевременном жертвоприношении Нга не только не беспокоит лю­дей, но даже старается оградить их от своих злых духов-помощников. В случае отсутствия жертв или недовольства ими он насылает несчастья, болезни, смерть. В Нижнем мире, по представле­ниям ненцев, обитают души злых людей, самоубийц и преступников. Они выступают в роли злых духов, приносящих страшные болезни и несчастья. Обитатели подземных сфер не видят пришель­цев с земли, попытки людей разговаривать с ними оказываются бесполезны: духи принимают челове­ческую речь за треск огня.
Как уже отмечалось, по религиозным воззрениям ненцев, род человеческий находится под постоянным влиянием двух противостоящих друг другу сил - добра и зла, света и тьмы. Первая из них обитает наверху, на небе, вторая заключена в недрах холодной, застывшей земли. Между ними находится полная жизни земная поверхность. Пока брат Нума, Нга, живет во тьме, а сам Нум пребывает на небе, во Вселенной будет сохраняться постоянный порядок - такой, какой они создали. Земля очень близка и даже родственна людям, поэтому каждый человек приносит Нуму - творцу земли жертвы и дары, чтобы проявить свою благодарность и почитание. Бог Нга в ненецком пантеоне - фигура более четко очерченная и однозначная, чем Нум. Это властелин под­земного мира, в котором нет ни солнца, ни луны. Когда-то Нга выпросил солнце у Нума, и на земле стало темно. Люди обратились к Нуму с просьбой вернуть солнце, так как много народа погибло от хо­лода. Но Нга не захотел отдавать солнце, и тогда Нуму пришлось применить хитрость, чтобы забрать светило. С тех пор на земле в зимний период бывают полярные ночи.
Образ Нга вызывает страх - страх перед силами тьмы, преследующими людей, из-за чего человек никогда не чувствует себя в безопасности. Это заставляет искать способ, позволяющий узнать заранее о намерениях злых духов. Однако духи так могучи и их проявления настолько не­постижимы, что человек не отваживается вступать в непосредственное общение с ними. Он знает, что силы добра сильнее сил зла. Но эти силы бывают изменчивы, о чем свидетельствует сама жизнь человека, судьбой которого они управляют. Следовательно, самый верный способ - при­бегнуть к помощи шаманов самбдорта. Благодаря посредничеству своих предков они способны вступать в связь с силами Нижнего мира и, ублажая их дарами, предотвращать грозящие человеку несчастья.
Под землей ярусами располагаются семь подземных миров, объединенных общим названием нгылад'нянгы. Первый ярус находится под населенной людьми землей. На нем живут маленькие человечки сихиртя. Небом для них служит земля людей. Они также занимаются оленеводством, только оленей им заменяют мамонты - я'хора ('земляные олени'). Второй ярус простирается ни­же подземных вод. Там живут мифические существа Судбя, Я'Вол, Вэнм'Вэсота, Мал'Тэнга, Тун­гу". Третий и четвертый ярусы занимают духи болезней: Хабцянго Минрена, Мэдна, Хансосяда, Тэри Нгамгэ и др. Пятый ярус заполняют земляные мифические черви Я'Халы и другие злые ду­хи. Шестой и седьмой ярусы - владения Нга и его сыновей, на восьмом и девятом он восседает на своем троне и отсюда отправляет на землю, где обитают люди, злых духов. Во всех подземных мирах царит вечный мрак. Души грешников обречены на вечное и безрадостное существование в царстве Нга. Могильным холодом веет от его слуг, когда они приходят к умирающим, чтобы за­брать их души в Нижний мир. Однако не всем душам предстоит переселение в подземные сферы.
По представлениям ненцев, после погребения душа покойного отправляется в путешествие по вышним судам, которое длится очень долго. Чтобы во время путешествия душу не перехватили злые духи, ее сопровождает шаман. В ином мире душу встречают и затем также сопровождают два духа - злой и добрый. Дорога к месту суда богов Нума и Нга полна разных препятствий и опасностей. В частности, душе умершего предстоит пройти через попутные селения. Старики не­охотно рассказывают о них, но ясно, что душа человека, совершавшего зло, подвергается нападе­нию духов этих селений. И здесь шаман должен проявить максимум изобретательности, чтобы спасти душу для суда.
Когда, наконец, душа достНгает места суда, духи добра и зла сообщают Нуму и Нга о делах и поступках покойного, а также перечисляют, какие препятствия и трудности на пути в мир мертвых душа преодолела, а какие - нет. Помощники богов отмечают зарубками на особом посохе добрые и злые дела. Если добрых поступков у человека больше, чем злых, Нга не имеет над ним власти и решает его судьбу Нум. Глядя на сделанные помощником зарубки, Нум определяет мес­тожительство души. Душу человека, совершавшего добро во имя добра, Нум забирает в мир не­божителей. Душа человека, который жил на земле делая добро, но требовал за это платы, попа­дает в селение своих предков. Души людей, в поступках которых преобладало корыстолюбие и честолюбие, Нум превращает в животных, приносящих пользу на земле.
Только душу плохого человека духи зла тащили в подземное царство на самый нижний его ярус. В течение нескольких лет душа злого человека служила Нга, выполняя его поручения, а по­том он определял ее местожительство. Если человек при жизни убивал, то Нга превращал его душу в насекомое или земляного червя, который вспахивал землю в подземном царстве. Души остальных грешников подвергались другим наказаниям.
У ненцев существуют мифы и сказки о посещении того света живыми людьми. Один из самых характерных рассказов такого рода принадлежит жителю ямальской тундры Окотэтто Хону.
Однажды оленевод Лардю уснул крепким сном и увидел, что его окружили странные люди. Они подняли его и понесли к пропасти. Лардю не смог сопротивляться, так как его тело не слушалось. Бросили его с высокой сопки в пропасть. Долго летел Лардю, пока не упал на дно. Он поднялся и пошел. Впереди увидел речку. Перебравшись благополучно на другой берег, он встретил двух духов. Один был черный, а другой светлый. Лардю спросил, кто они. Те отве­тили: дух зла и дух добра. Взял Лардю их в товарищи. Пошли по широкой дороге, ведущей на запад. На пути им встретился Вэнм'Вэсота. Вздрогнул Лардю, но не подал виду, что на миг испугался. Вступил с ним в борьбу.
Три дня длилось сражение, и на четвертый день победил он чудище. Связал его и понес вместе с духами в царство Нга. Вокруг Лардю стали летать тени умерших. Чуть слышны были стоны, подобные легкому ветерку. Многих узнал Лардю, но не смог с ними заговорить. Молчали они, да и не мог слышать их Лардю. Не пришла его пора понимать речь духов подзем­ного царства. Много опасностей пришлось встретить Лардю, пока не достиг он края земли, где его ждали Нум и Нга. С изумлением смотрел Лардю на Нума и Нга, которые мирно беседо­вали. У трона Нума и Нга сидят судьи, рядом с ними - помощники.
Взглянули они на Лардю и обратились к духу добра и духу зла, чтоб рассказали о делах его на земле. Здесь оба спутника Лардю стали рассказывать о его поступках. Дух добра описывал все его добрые дела, в то время как дух зла сообщал о дурных. Судьи записывали услышанное в особую книгу. Выслушав судей, Нум и Нга отделили от Лардю его тень, которая подошла к ним. Затрепетала тень Лардю перед грозными богами и стала рассказывать о жизни на зем­ле. Удивился Лардю и обратился к тени с вопросом, кто она. Тень ответила, что она - мысли его, дела и совесть. Посоветовались между собой Нум и Нга и сказали, что Лардю рано отхо­дить в мир теней. Ему предстоит пройти все слои неба и ярусы подземного мира, чтоб стать шаманом. После посвящения Лардю будет лечить людей и отвращать от них беду. Как только они произнесли свой указ, Лардю соединился со своей тенью. Два товарища - дух добра и дух зла - повели его в сторону восходящего солнца и там покинули. Дорогу домой Лардю нашел быстро. Дома его ждал шаман Хадю, который готовил место для ритуала посвящения Лардю в шаманы разряда си'мя.
Аналогичный рассказ о шамане Вэхэля я слышал от сказителя Худи Тосана.
Изложенный материал позволяет думать, что сложная иерархия духов, составляющая содер­жание ненецкого политеизма, сложилась у этого народа задолго до прихода русских в Сибирь и на европейский Север. Поворотным пунктом в истории коренного населения Ямало-Ненецкого авто­номного округа явилось присоединение Обдорского края к России. Появление новых видов хозяй­ственной деятельности, влияние культуры русского и коми-зырянского народов, распространение христианства - все это отразилось на традиционных взглядах и культуре хантов, ненцев, сельку­пов. Изменились представления о функциях старых богов и духов, к прежним духам-хозяевам до­бавились новые, других видов, увеличилось число духов болезней. В пантеоне народов Крайнего Севера появилось общенародное божество - Николай Чудотворец. На понятиях о загробной жиз­ни и погребальных обрядах также сказалось влияние христианства.
Известно, что серьезные попытки обратить ненцев в православие были предприняты лишь в прошлом веке. В 1822 году архангельское духовное правление направило в тундру священника Феодора Истомина, поручив ему увещеваниями обращать в христианскую веру северные народы [Хомич, 1979, с. 12]. Больших успехов эта деятельность в ненецкой среде не имела. В "Отчете Обдорской духовной миссии Березовского уезда за 1916 год" говорилось: "Религиозные представ­ления инородцев слишком неопределенны и первобытны. Идея единого Бога смутно сознается ими. Религиозный их культ шаманизм или шаманство, одна из самых древних религий челове­чества..." [Цит. по: Ямал..., 1995, с. 237]. Анализ полевых материалов подтверждает вывод о том, что ненцы по сравнению с некоторыми другими народами Севера и Сибири были меньше подвер­жены христианизации и русскому влиянию. Соответственно шаманизм у них дольше, чем где-либо, сохранял свою мировоззренческую целостность и социальные функции.





Глава 5. Ненецкие шаманы


Служителей культа ненцы называют тадебе, от глагола тадебтесь 'заговорить, произнести заклинание', тадебтенгось 'колдовать, ворожить'. Дословный перевод - 'колдун, ворожей'. Да­лее автор будет пользоваться общенаучным термином "шаман", чтобы избежать путаницы.
По верованиям ненцев, человек становился шаманом, если его избрали духи. Они будто бы принуждают своих избранников стать посредниками между людьми и сверхъестественными сила­ми. В представлениях ненцев об избранничестве служителей культа, а также в обряде посвяще­ния в шаманы (см. далее) имеется ряд общих моментов с верованиями и соответствующим ри­туалом у тюркоязычных народов Сибири [Алексеев, 1984, с. 98-140]. Люди, которым было суждено стать шаманами, имели особые отметки - родимое пятно величиной с кулак, две, а иногда и три макушки, лишний палец и т. п. Второе непременное условие - обладание определенными ка­чествами и знаниями. Шаман должен быть наделен способностью предсказывать судьбу отдель­ного человека и целого народа, иметь хорошую память, интуицию, воображение, артистический и поэтический дар, владеть гипнозом. Как служитель культа, он обязан знать теологию, правила и порядок отправления обрядовых служб, обращенных к каждой категории богов и духов, иметь чет­кое представление об их образах, характерах, об особенностях обращенных к ним призываний. В комплекс знаний, необходимых шаману для осуществления образовательно-воспитательной функции, входят мифы, легенды, предания, родословные, являющиеся поэтической историей на­рода и передававшиеся из поколения в поколение устным путем. Шаманская ритуальная практика лечения и гадания была бы обречена на неудачу, если бы шаман не умел использовать свои не­заурядные способности и познания в различных сферах жизни природы и общества, не владел бы приемами и средствами народной медицины. Все эти качества и знания развивались и совершен­ствовались в период подготовки и позднее - практически на протяжении всей деятельности ша­мана.
Внешним признаком шаманского призвания служили некоторые внезапно появившиеся осо­бенности поведения. Человек становился задумчивым, рассеянным, замкнутым, видел необычные сны, стремился к уединению. Эти "симптомы" свойственны так называемой "шаманской болезни", которая достаточно хорошо изучена специалистами. Она является необходимым условием для приобретения качеств, нужных в шаманском деле. Во время болезни происходит так называемое "пересотворение" шамана: духи, унеся его душу в иной мир, разрубают ее на кусочки, варят, едят это мясо, заменяют части тела новыми, обучают будущего шамана. После этого шаман - уже не обычный человек, а фигура, наделенная сверхъестественными свойствами. Теперь он может об­щаться с духами и посещать иные миры.
Сведений о "шаманской болезни" у ненцев собрано до сих пор немного, поэтому сохраняет свою ценность следующее сообщение Т. Лехтисало: "Во время путешествия по стране самоедов-юраков я познакомился в Обдорске с прорицателем по имени Ганька, неоднократно демонстриро­вавшим мне шаманское искусство. По его словам, когда он становился шаманом, духи разрубили его на куски, между прочим, отрубили и руки. Пролежав без сознания семь дней на священном месте, он пришел в себя и вернулся домой. Пока его тело лежало без сознания, он сам стран­ствовал по небу с духами грома" [Lehtisalo, 1937, s. 3]. Череп шамана, водруженный на столб или положенный на полку, наблюдает, как духи едят его мясо и пересчитывают его кости [Там же, s. 20. Эти сведения исходят из материалов, полученных у других народов Сибири].
Будущий шаман должен был пройти своего рода школу подготовки, побыть в учениках у ста­рого опытного шамана. В период ученичества кандидат, как правило, сопровождал своего учителя, помогал ему, присутствовал на его камланиях, запоминал священные призывания, осваивал ша-манистскую теологию и практику богослужений. Учеба могла длиться около 20 лет, ее продолжи­тельность определялась способностями кандидата. По истечении этого срока, пройдя все ступени посвящения, нередко лишь к 60 годам, он приобретал право на получение высшего титула в ша­манской иерархии.
Шаманы делились на две группы: непосвященные - мал тадебя (шаман без бубна - пен-зер) и посвященные - тадебя си'мя (шаман, имеющий бубен без подвесок). Непосвященные имели разные названия, в зависимости от своих функций: юдартана - предсказывающий собы­тия по снам; сэвтана - видящий далеко и умеющий распознавать болезни своей внутренней си­лой (говоря современным языком - экстрасенс); илтана - дающий жизнь, предсказывающий судьбу; тэлтана - шаман-переводчик; ингутана - советчик, прорицатель. Непосвященных ша­манов было много. В отличие от посвященных, они занимались хозяйственной деятельностью. Совершая простые формы жертвоприношений, они пользовались очень ограниченным набором атрибутов, не приводили себя в экстаз, и лишь некоторые из них обладали силой гипноза.
Конечно, каждый из непосвященных шаманов имел свой круг знаний, связанных с шаманист-ским мировоззрением, и свою практику богослужения. Часть из них, обладая выдающимся умом, трезвостью суждений, хорошей памятью, добивались большого уважения сородичей, превосходи­ли даже посвященных шаманов по знаниям и мастерству. Но при этом они не выходили за рамки своих прав и функций, иначе, согласно поверьям, духи или боги могли наказать их.
Акт посвящения в шаманский сан имел общественное значение и был большим событием в жизни ненецкого рода. Прошедший посвящение получал определенное звание и право совершать религиозные обряды. Однако пройти посвящение и стать шаманами высшего ранга многие просто не желали.
В группе посвященных шаманов различались следующие разновидности: пензретна - умеющий видеть будущее, а также общаться с высшим божеством - Нумом; ял'тана - вызывающий злых ду­хов; Мутратна тадебе - чудотворец; тэм'сорта - выделывающий фокусы; хэхэ тэврамбда - приносящий верхних духов. Эти шаманы владели большими знаниями и мастерством, стояли на бо­лее высокой ступени в шаманской иерархии и пользовались большим авторитетом, чем непосвящен­ные.
Следует несколько подробнее остановиться на высших категориях в иерархии шаманов. Ша­маны высшего ранга различались по сферам деятельности и функциям и назывались соответ­ственно: шаман Верхнего мира - выду'тана; шаман Среднего мира - я'нянгы тадебе; шаман Нижнего мира - самбдорта. Эти священнослужители занимали в религиозной жизни общества особое место, они могли вносить изменения в систему пантеона и культа.
Выду'тана - это тадебе высшей квалификации, странствующий по Верхнему миру и встре­чающийся с небесными духами. Из суеверного страха имя шамана разряда выду'тана не произ­носится вслух, обращаются к нему только по самому важному делу или в исключительных случа­ях, касающихся природных явлений. Из сверхъестественных способностей выду'тана самой важ­ной считается способность вести переговоры с высшим божеством - Нумом.
Ненцы относятся к Нуму с особым почтением, его имя из уважения произносится редко и с великим благоговением. Жертвоприношение Нуму совершает только шаман выду'тана, так как он наделен исключительными качествами, необходимыми для выполнения сложных и разнообраз­ных колдовских действий. Культовые действия шамана выду'тана, по верованиям ненцев, имеют такую огромную силу, что могут дать власть над всеми духами, а также природными, в том числе атмосферными, явлениями.
Слово выду'тана происходит от существительного вы"(д) 'внушение', 'человек, обладающий гипнотическим воздействием'. У ненцев выду'тана был значительной фигурой среди других ша­манов. Он являлся хранителем традиций предков, памяти, мудрости народа и осуществлял общий надзор за всем, что касалось религии - основы этнической культуры, этнического единства.
У выду'тана есть два непосредственных помощника - тэлтана и ингутана. Тэлтана - от глагола тэлтангось 'вторить, повторять', т. е. 'шаман-переводчик', который во время камлания вторит или подпевает выду'тана. После окончания сеанса он переводит присутствующим то, что сообщили духи шаману. Ингутана - от слова ингудота 'умный, вдумчивый, мудрый'. Ингутана выполняет роль советчика, прорицателя. Главным правилом жизненной философии шаманов вы­ду'тана, ингутана и тэлтана считается строгое соблюдение традиционных обрядов. Если не следовать издревле установленным обычаям, может возникнуть хаос: дети не будут заботиться о родителях, почитать старших, беречь природу, исчезнут брачные обряды и разовьется разврат со всеми свойственными ему преступлениями, уничтожится все святое - то, что создал Нум.
Другая высшая категория в иерархии шаманов - я'нянгы тадебе. Это название происходит из слияния двух слов: я' 'земля1 и нянгы 'относящийся', дословно - 'к земле относящийся шаман'. Культовые функции я'нянгы тадебе довольно разнообразны, особенно в торжественные дни. Он, так же как и выду'тана, строго следит за соблюдением нравственных норм и обычаев, прежде всего касающихся отношения к природе.
Здоровье и благополучие каждого человека, по понятиям ненцев, зависят от расположения к людям обширного пантеона духов. Считается, что насылать болезни могут не только духи Нижне­го мира, но и местные духи, а также семейные и личные духи-покровители, практически все сверхъестественные существа, населяющие Средний и Верхний миры, в наказание за нарушение обычаев предков. Функцию лечения болезней и отпугивания духов, приносящих болезни и не­счастья, выполнял шаман я'нянгы тадебе. При помощи своих духов-помощников (тадебцо) он приобретал способность врачевать, изгонять духов, вызывающих недомогания, а также воздей­ствовать на погоду. В своей лечебной деятельности я'нянгы тадебе использовал различные це­лебные травы, припарки, кровопускание, он умел оказывать помощь при ранах и переломах, ши­роко применял психотерапию, внушение и самовнушение, а также приемы и средства чисто религиозные - обряды, заговоры, амулеты, обереги. К сожалению, методы и средства шаманского врачевания плохо изучены и многое из их опыта безвозвратно утеряно.
Во время сеанса камлания, беседуя с больными, шаман отвлекал их внимание от страданий, боли и т. д. Распространенным психотерапевтическим приемом был обряд возвращения ушедшей души. Главной задачей при этом было убедить душу вернуться или забрать душу, влияя на духа, который украл ее; такие переговоры требовали особого словесного искусства от шамана. При кам­лании он благоговейным шепотом призывал своих духов-помощников и просил их об излечении больного или об отвращении какого-либо несчастья, о даровании успешного промысла. Шаман обращался к своим тадебцо без унижения, напротив, с какой-то величавостью, называя их това­рищами - ня. Шаману я'нянгы тадебя, как и выду'тана, помогают два шамана - из разрядов си'мя и мал тадебя. Они выполняют те же функции, что и тэлтана и ингутана.

В шаманистском мировоззрении особый и важный раздел составляют представления о душе, смерти и загробной жизни, во многом определяющие социальные функции этой религии, особенно регулятивную, а также характер обрядовой системы.
По ненецким поверьям, у каждого человека имеется душа, которая невидима. Она покидает тело в двух случаях - во время сна и при смерти. Душа отождествляется с дыханием - инд'д. Выражение инд'да ти'сь означает 'душа улетела', т. е. 'уснул' или 'умер'. Загробная жизнь пред­ставлялась ненцам продолжением земной. По их убеждениям, человек не просто умирал; после смерти его душа продолжала существовать, переселившись в другой мир. До погребения душа умершего оставалась среди его родственников и обладала способностью слышать и понимать все, что происходит вокруг мертвого тела. Поэтому сородичи, не желая обижать ее и опасаясь, как бы она не прихватила с собой душу живого, говорили о покойном только хорошее. После похорон шаман провожал душу в страну мертвых. В новом для них мире души умерших становились не просто духами, образующими какую-то безличную массу, а существами конкретных разрядов с определенными функциями и назначением.
Погребальный ритуал находился прежде всего в ведении шамана разряда самдорта. Это на­звание происходит от глагола самбанам 'колдовать, кудесничать'. Шаман самбдорта устраивал специальное камлание, считавшееся особенно трудным, ибо душу нужно сопровождать и обере­гать в далеком и опасном пути, да еще следить, чтобы к ней не присоединились вышедшие на время из тел души живых людей.
В функции шамана самбдорта входит и лечение серьезных болезней, если их причинами яв­ляются вселение духа Хабця Минрена в определенные участки тела или отсутствие души. Чело­век испытывает недомогание до тех пор, пока его душа не будет водворена на место шаманом. Перед шаманом самбдорта стоит дипломатическая задача убедить злых духов потустороннего мира, чтобы они позволили больному еще некоторое время наслаждаться жизнью. Вызволяя ду­ши людей из плена Ига, самбдорта проявляет изобретательность и хитрость. Он знает, чем под­купить духов и как добиться их расположения. Шаман приносит им в жертву животное. Он произ­носит заклинание, в котором перечисляет их имена, и совершает священнодействие (самбадава). У шамана разряда самбдорта также есть помощники. Это тадебе сэвтана и илтана. Название сэвтана происходит от слова сэв 'глаз' и переводится как 'всевидящий', 'с внутренней силой ви­дения [проникающей до глубин подземного мира Нга]\ Илтана - от слова ил 'жизнь', означает 'дающий (или дарующий) жизнь'.
Признание человека шаманом оформлялось у ненцев обрядами, состоявшими из ритуальных действий, связанных с изготовлением бубна и костюма, и акта посвящения в шаманы. Обряд по­священия проводился в отдельном ритуально чистом чуме, как правило, в узком кругу старых опытных шаманов. Во время обряда забивалось домашнее животное - олень. Часть его крови и кусочки мяса следовало принести в жертву шаманским духам, а остальная, основная часть оленя шла на угощение исполнителей обряда.
Первое действие посвящения начиналось с того, что шаман "возвращал" душу посвящаемого. Для этого шаман совершал камлание к духам, у которых она находилась. Посвящаемый лежал на шкуре священного оленя, а опытный шаман проводил сеанс. Он произносил заклинания, а посвя­щаемый должен был повторять их за ним. В заклинаниях говорилось, что шаман будет служить своему духу-покровителю, а он за это должен удовлетворять просьбы шамана.
Шаман перечислял всех духов - и злых, и добрых, указывал места их обитания, называл бо­лезни, которые насылались на людей, и сообщал, что надо принести в жертву для того, чтобы умилостивить духов.
Вторым этапом обряда являлось совместное камлание посвящающего шамана и посвящае­мого. Мистерия совершалась в ритуальной одежде, с бубном (пензер). Они поднимались в Верх­ний мир, откуда видны все пути в страны духов. Опытный шаман шел впереди и показывал учени­ку дороги, ведущие к местам обитания сверхъестественных существ, от которых зависят радости и беды, здоровье и болезни, рождение и смерть людей.
Закончив знакомство с дорогами к обитателям Верхнего мира, оба шамана направлялись в Нижний мир. Здесь шаман-учитель показывал новичку пути, ведущие к духам болезней, учил, как лечить больных. Дойдя до дорог тех или иных злых духов, посвящающий указывал своему спутни­ку, какая часть его тела принесена в жертву этим существам и какие болезни они насылают. Озна­комившись со всеми дорогами Нижнего мира, учитель и ученик возвращались в Средний мир, где обитают многочисленные духи-хозяева озер, рек, лесов, гор и т. д. С главным из них - Иле-бям'пэртя - непосредственно общаться мог только шаман.
Если человеку было суждено стать шаманом выду'тана, то он поднимался на вершину чет­вертой сферы Верхнего мира, откуда обозревал все пути к землям духов-хозяев. Если он должен был стать я'нянгы тадебя, то поднимался только до половины первой сферы Верхнего мира, от­куда просматривается лишь часть дорог в места обитания сверхъестественных существ. Будущий шаман самбдорта проходил через обряд рассекания его тела злыми духами. В ходе камлания в мир сверхъестественных существ новичок попадал в такие места, где его тело съедали духи.
Посвящающий шаман совершал мистерию с принесением духам жертвы взамен души посвя­щаемого. Получив от них его душу, шаман возвращал ее в тело ученика. После этого они оба в ходе обряда совершали путешествие на мифическую гору, с которой якобы видны все дороги злых существ. На самую вершину этой горы мог подняться только самый сильный шаман самбдорта.
Получение личных атрибутов (речь о них пойдет в следующей главе) также сопровождалось специальными обрядами. Они совершались по указаниям и при участии опытного шамана, опре­делившего "шаманский" характер болезни у кандидата в шаманы. Шаман, руководивший обрядом посвящения, в течение нескольких дней проводил серию камланий, отправляясь к различным ду­хам с целью выяснить, какой надо сделать бубен, где растет дерево, от которого следует взять материал для обода и колотушки, и т. д. Наконец шаман узнавал от духа-покровителя, когда и где нужно сделать бубен и ритуальный костюм. Растянутость во времени и повторяемость камланий преследовали и практическую цель - научить будущего шамана ритуалу и приемам камлания.
После изготовления бубна и костюма совершался обряд кормления духов нового шамана. Ри­туал сопровождался чтением заклинаний, в которых к духам обращались с просьбой помогать своему хозяину в борьбе с враждебными духами. Затем обращались к бубну - просили, чтобы он стал надежным щитом,- и сверхъестественным животным, на которых новый шаман будет путе­шествовать в иные миры.
В ненецком эпосе, богатом различными преданиями, есть и легенды о страданиях будущих шаманов, подтверждающие их избранничество. Мифологически эти страдания осмысливаются как своеобразное жертвоприношение духам - предоставление им старого тела взамен нового, сверхъестественного, как плата за приобретение обычным человеком способности воздействовать на вездесущих духов.






Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.012 с.