Самоанализ в Священном Коране — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Самоанализ в Священном Коране

2017-05-16 307
Самоанализ в Священном Коране 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Вашему вниманию предлагается аят, в котором Всевышний приказывает нам отчитывать душу:

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, и пусть душа посмотрит, что она приготовила на завтрашний День. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете. Не будьте подобны тем, которые забыли Аллаха и которых Он заставил забыть самих себя. Они являются нечестивцами» (сура «Собрание», аяты 18, 19).

Шейх Абдурахман ибн Саади, (Р), говорил: «Всевышний повелел Своим верующим рабам придерживаться того, к чему их обязывает их вера, а именно – бояться Аллаха в уединении и всенародно, каждый миг и в любом положении; соблюдать Его повеления и не преступать Его ограничений; размышлять над тем, что приносит им пользу, а что наносит урон, а также над добрыми и злыми деяниями, за которые у них потребуют отчета в День Воскресения.
Поистине, если люди устремят свои взоры и сердца к будущей жизни и задумаются над своим местом в ней, то они станут усердно трудиться во имя нее, снося все препоны и преграды, возникающие на их пути, сворачивающие их с него и мешающие продвигаться вперед. А если они будут помнить о том, что Аллах ведает об их деяниях и что ни одно из них не скроется от Него и не будет потеряно или предано забвению, то они непременно бросят все свои силы на совершение праведных поступков только во имя Его Одного».

Шейх сказал по поводу данного аята: «Этот священный стих учит людей оценивать свои деяния и быть требовательными к себе.
Он учит их осознавать свои ошибки, не повторять их и искупать их искренним покаянием, а также избегать путей, ведущих к грехам и ослушанию Господа. Он также заставляет их задуматься над своими упущениями, дабы они приложили усилия для того, чтобы исправить их, испрашивая при этом помощи у Всемогущего Создателя.
Человек должен всегда сравнивать милость и добродетельность Аллаха к нему со своими упущениями, поскольку подобное осознание своего долга пред Ним подталкивает его в лоно праведности. А тот, кто пренебрегает этим, лишается великого добра и уподобляется людям, которые забыли Аллаха и пренебрегли Его поминанием и выполнением своих обязанностей перед Ним. Тем самым они посвятили свою жизнь удовольствиям и низменным страстям, но не оказались в числе преуспевших и не извлекли из своих дел никакой пользы. Более того, Аллах заставил их забыть самих себя и пренебречь всем, что могло принести им пользу и выгоду. Их деяния затерялись, и они погубили как свою мирскую, так и будущую жизни. Это величайший самообман, последствия которого невозможно исправить и раны которого невозможно залечить, потому что люди эти – закоренелые грешники, уклонившиеся от повиновения своему Господу и затерявшиеся в омуте грехов».

 

Всевышний сказал в Своей Книге:

«О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, – быть может, вы преуспеете» (сура «Свет», аят 31).

Человек должен смотреть на свое состояние, давать себе отчет и каяться за совершенные грехи:

«Воистину, если богобоязненных людей коснется наваждение от Сатаны, то они поминают назидание и прозревают» (сура «Преграды», аят 201).

Человек не достигнет должной богобоязненности, пока не будет отчитывать себя сильнее, чем отчитывает компаньона. Компаньоны всегда рассчитываются после проделанной работы.

Айша, (С), говорила: «Когда Абу Бакр Ас-Сыддык, (Р), был уже на смертном одре, он сказал мне: „Нет для меня более любимого человека, чем Умар“. Я переспросила: „Как ты сказал? “ Он продолжил: „Нет для меня никого ценнее Умара“.

Обратите внимание на то, как Абу Бакр, обдумав и подобрав более подходящее слово, изменил свою мысль.

Аль-Хасан Аль-Басри говорил: «Верующий должен быть хозяином своей души, ему необходимо контролировать ее перед Аллахом. Легким будет расчет тех, кто отчитывал свою душу при жизни. И сложно в День Суда будет тем, кто прожил без самоотчета». Также аль-Хасан говорил: «Когда верующий восхищается чем-то неожиданным, он говорит: „Клянусь Аллахом! Я в восторге от тебя, я нуждаюсь в тебе, но, увы, между нами преграда„. Он теряет эту вещь и говорит самому себе: „Что же ты хотел от этого?„» Это пример того, как человек должен относиться к вещам, украшенным для него. Если он не видит в них дальнейшей пользы, он просто оставляет их.

Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, говорил: «Однажды я вышел с Умаром ибн аль-Хаттабом, да будет доволен им Аллах. В тот момент, когда он вошел в калитку, я через стену услышал, как он разговаривает с самим собой: „О правитель правоверных! Считаешь себя важной персоной?! Клянусь Аллахом, либо ты будешь страшиться Всевышнего, либо Он тебя накажет„». Он понимал, что этот титул не принесет ему никакой пользы перед Аллахом.

Аль-Хасан аль-Басри, р, по поводу слов Аллаха «Клянусь душой попрекающей!» (сура «Воскресение», аят 2) говорил: «Верующий должен отчитывать себя (задавая вопросы): „Что я хочу этим сказать? Для чего я потребляю пищу и питье?“ Грешника это абсолютно никак не волнует».

Малик ибн Динар, р, говорил: «Да помилует Аллах того человека, который говорит своей душе: „Разве ты не делала то-то? Разве ты не совершала такие-то грехи?“ Затем он зажимает ее и унижает, заставляя ее держаться за Книгу Аллаха».

Маймун ибн Махаран говорил: «Богобоязненный человек сильнее ведет расчет с самим собой, чем жестокий тиран или скупой компаньон».

Ибрахим Ат-Тайми говорил так: «Я представляю себя в Раю: кушаю плоды, запиваю водой рек, обнимаю прекрасных дев. Затем я представляю себя в Аду: кушаю омерзительную пищу, запиваю гноем и нечистотами, чувствуя на себе оковы и цепи. После всего этого я спрашиваю у души: „Чего ты желаешь?“ Она отвечает: „Я желаю вернуться к жизни и творить праведные поступки“. Затем я говорю ей: „Ты в состоянии исполнить желание, поэтому действуй, чтобы попасть в Рай и погрузиться в блаженства“».

Ибн Аль-Кайим говорил: «Все болезни сердца берут начало в душе. Мерзости собираются в ней, затем распространяются по органам, первым из которых является сердце».

Пророк да благословит его Аллах и приветствует, говорил в своих проповедях: «Хвала Аллаху, от Него ждем помощи и прямого пути, у Него Одного просим прощения. И прибегаем к Аллаху от зла наших душ и скверны наших поступков». Пророк да благословит его Аллах и приветствует, просил защиты у Аллаха от всего зла, исходящего от души, и от того, на что она непосредственно влияет, а именно от скверных поступков и бед.

Можно прибегать к защите Аллаха от самой души, и от ее поступков, можно искать защиты у Аллаха от всех дурных последствий. Скверные поступки – результат испорченности души, поскольку она побуждает к плохому, поэтому нам необходимо просить убежища у Аллаха от всего этого.

Поступки, которые будут порочить человека в День Суда, и душа, склонная к дурному, должны проходить отчет. Праведники, несмотря на различия своих путей, были единогласны в том, что душа преграждает путь сердца к Господу. Человек не может приблизиться к Аллаху, не одержав триумфальную победу над своей душой.

Люди бывают двух видов:

– те, которых одолела собственная душа, она подчинила их и этим уничтожила, они беспрекословно выполняют ее мерзкие капризы;

– те, которые одержали победу над своей душой, они обуздали ее и заставили подчиняться приказам.

Верующие мудрецы говорили: «Путешествие праведников заканчивается тогда, когда они одерживают победу над своими душами. Тот, кто одолел ее, получил успех. А кого она одолела, обанкротился и пропал».

Аллах говорит в Коране:

«Тому, кто преступил границы дозволенного и отдал предпочтение мирской жизни, пристанищем будет Ад. Тому же, кто боялся предстать перед своим Господом и удерживал себя от страстей, пристанищем будет Рай» (сура «Вырывающие», аяты 37–41).

Тот, кто не отчитывает свою душу, лишается награды ровно на столько, сколько он упустил из самоконтроля. Поэтому мусульманин обязан всячески защищать себя от грехов и оставлять все сомнительное. В особенности это должны помнить знающие, ибо какая тогда польза от их знаний?! Знание для поступков как оружие для воина, если его не использовать, оно не принесет пользы.

Итак, без самоотчета невозможно приблизиться к Аллаху, и тот, кто не защищает себя от нелепостей и грехов, считается пропавшим человеком. Защита души – основа всех ценностей. Тот, кто пренебрег своей душой, думая, что приобретенное знание спасет, может быть хуже невежды в этом вопросе, и это проблема многих людей, требующих знания. Незнающий человек, понимая свой недостаток, занимается своей душой, периодически отчитывая ее. А знающие люди, доверяя своему знанию и учитывая свое положение в обществе, часто пренебрегают самоотчетом, и тогда начинают проявляться их грехи и пороки в виде зависти, ошибочных решений и отречений. Самоконтроль ученых и требующих знания обязан быть особым, в этом польза как для них самих, так и для общества. Отсутствие самоотчета ведет к различному роду заблуждениям. Люди, как правило, не следуют невеждам, и тот, кто, считая себя примером, пренебрегает отчетом души, подвергает себя уничтожению.

Сегодня мы видим множество примеров заблуждений облегченными решениями, результатом которых является отсутствие самоотчета. Такие ученые, сами того не подозревая, попадают в ловушки, расставленные плохими людьми. Все должны контролировать свои души: и те, у кого есть знания, и те, у кого их нет. Знающие должны задавать себе вопросы: живет ли он по знаниям? Ради кого он совершает поступки? Распространяет ли знание? Есть ли недостатки в знаниях? Поклоняется ли он должным образом? Правильно ли обходится со знанием, или же ищет выгоду некоторых людей? Невежда задает себе другие вопросы: как мне поклоняться Аллаху без особых знаний? Когда я научусь? До каких пор мне быть в невежестве? Как учиться? С чего начать?

Душа направляет человека к злу и краху на всю жизнь, а Всевышний призывает к боязни перед Ним и к борьбе со страстями. Наше сердце всегда стоит перед выбором, иногда склоняется к одному, иногда к другому, это и есть смысл испытания.

Всевышний в Коране назвал душу тремя именами: уверенная, упрекающая и призывающая к злу. Спокойная душа должна помнить Аллаха и стремиться к Нему, такой душе будет сказано перед смертью:

«О душа, обретшая покой! Вернись к своему Господу удовлетворенной и снискавшей довольство! Войди в круг Моих рабов! Войди в Мой Рай!» (сура «Заря», аяты 27–30).

Верующие должны верить душой в обещания Господа. Душа должна признавать все слова Всевышнего, она приклоняется перед Ним, как перед своим Господом. Она с трепетом выполняет Его приказания и с нетерпением ждет встречи. Это выдержки из слов Катады, Ибн Аббаса, Хасана и Муджахида.

Сущность спокойствия таится в стабильности и покое. Душа обретает божественный покой в результате поклонения, поминания и подчинения приказам, а также любви и веры. Душа успокаивается, понимая истинность имен и атрибутов Аллаха, а также довольствуясь Аллахом, как Господом, Исламом, как религией, а Мухаммадом, как Посланником. Человек должен доверять предопределению Аллаха, Его защите и достаточности. Душа спокойна, когда понимает, что Аллах ее единственный Господь, ее Хозяин и только Он достоин поклонения. Она знает, что к Нему возвращение, и что без Него никак не обойтись. Противоположностью является душа, призывающая к дурному, она подчиняет себе человека через страсти и ложь. Ее окружают мерзость и скверна, и она постепенно ведет человека к порицаемым поступкам.

Душа изначально сотворена злой и невежественной, человек по своей природе неверующий злодей:

«Аллах вывел вас из чрева ваших матерей, и вы тогда еще ничего не знали» (сура «Пчелы», аят 87).

Да, в человеке есть естественное влечение к истине:

«Таково врожденное качество, с которым Аллах сотворил людей» (сура «Румы», аят 30).

Однако без знаний душа остается невежественной и невоспитанной, она руководствуется желаниями и, в результате, склоняется к дурному. Справедливость и знание – это приобретаемые качества души, и если процесс получения знаний запущен, она не станет развиваться в положительную сторону. Если бы Аллах не проявил Свою милость верующим, никто не смог бы очистить свою душу. Когда Всевышний желает человеку благо, Он направляет его в сторону получения знаний и внушает ему любовь к справедливости.

Зло, исходящее от скверной души, является результатом невежества или нужды, поэтому лишь милость Аллаха способна остановить человека. Мы должны знать, что постоянно нуждаемся в Аллахе:

«… ведь душа человека повелевает зло, если только мой Господь не проявит к ней милосердия» (сура «Йусуф», аят 53).

Человек постоянно нуждается в Господе для укрощения мерзости души, поэтому потребность в Аллахе выше всякой потребности, пусть это будет еда, питье и даже жизнь. Что же касается третьего названия души, то наиболее достоверно, что это душа, упрекающая человека либо в добре, либо во зле. В День Суда душа праведника будет упрекать человека, находясь перед всеми степенями Рая, почему он так мало совершил благих поступков, а душа грешника, взирая на раскаленное пламя Ада, будет упрекать, почему тот совершал грехи! Душа порицает человека как в следующей жизни, так и в этой. Грешник часто порицает себя за содеянное, в то время когда душа праведника пытается уменьшить показатель благих дел. В душе человека перемешаны как благие, так и дурные настроения, поэтому она всегда найдет, чем упрекнуть. Аль-Хасан Аль-Басри, р, говорил: «Клянусь Аллахом, верующий постоянно находится под упреками своей души, она недовольна его поступками. И лишь душа последнего грешника старается не тревожить (своего хозяина)».

Итак, упреки – это одно из качеств души. Она в одно время может быть удовлетворенной, а в другое может быть призывающей ко злу. Данные качества души непостоянны, они могут заменять друг друга, и оценивать душу необходимо, судя по наибольшей склонности к той или иной особенности.

Спокойствие – это позитивная особенность души, а призыв к порицаемому – негативная. Что же касается упреков, то оценка зависит от причины негодования. Некоторые люди в большинстве случаев проявляют спокойствие души, других она побуждает к дурному, а третьих она время от времени упрекает.

Самоотчет и противоречие души – два единственно эффективных средства лечения сердец, поэтому безотчетность и беспрепятственность по отношению к душе убивают человека. Слабым является тот, кто следует советам своих страстей, мечтая и надеясь на лучшее от Аллаха. Умар ибн аль-Хаттаб, Р, произнес известное выражение относительно самоотчета и опасности, исходящей от необузданной души: «Отчитывайте свои души, перед тем как сами будете отчитаны. Взвешивайте свои деяния, перед тем как сами будете взвешены. Лучше отчитать себя сегодня, чем за это держать ответ завтра». Если отчитаться сегодня, завтра будет намного легче, Всевышний говорит:

«Тот, кому его книга будет вручена в правую руку, получит легкий расчет и вернется к своей семье радостным» (сура «Раскалывание», аят 7–9);

«Мы представили им суровый счет и подвергли их ужасным мучениям» (сура «Развод», аят 8).

Результатом сурового расчета является пренебрежение ежедневным отчетом души. И от Умара ибн аль-Хаттаба, Р, также передается: «…. и взвешивайте поступки для Великого Суда в День, когда ничего невозможно будет скрыть». Аль-Хасан, Р, говорил: «Как ни встретишь верующего, он отчитывает себя словами: «Что желаешь, делаешь? Что захочешь, кушаешь? Что пожелаешь, пьешь?»

Катада, р, относительно слов Аллаха «…и чьи дела окажутся тщетными» сказал: «Обманувшись, потерял себя». То есть позаботился о материальном имуществе, оставив религию и веру.

В сердце каждого человека есть голос, который всегда проявляется, когда человек стоит перед дверью греховного, говоря: «Горе тебе, не открывай ее! Если ты откроешь ее, она затянет тебя. Даже не поднимай завесу этой двери, поскольку, посмотрев на нее, она может заманить тебя. Горе тебе, не открывай ее! Если ты откроешь, ее она затянет тебя» Маймун ибн Махран говорил: «Если оставить душу без присмотра, она станет подобна предателю, который скрывается от тебя с твоим же имуществом».

В благополучии отчитывать душу легче, нежели в трудностях. Да помилует Аллах человека, который ведет расчет с самим собой.

Определение самоотчета

 

Аль-Маварди дал следующее определение самоотчету: «Когда человек ночью анализирует поступки, совершенные днем, то если они положительные, он впоследствии применяет их, либо заменяет подобными. Затем он осматривает весь день и спрашивает у души: что ты делала сегодня, с того момента, когда ты проснулась? Какие поступки совершила? Если они благие, человек должен вспоминать те минуты, в течение которых он творил добро, и настраивать себя на лучшее. Если человек совершал греховное, он должен исправить положение, либо вслед совершить нечто благое, обещав себе не возвращаться к этому впредь».

Другие относительно самоконтроля сказали так: «Когда разум остерегает душу от предательства путем проверки ее минусов и плюсов, когда на каждый поступок следуют вопросы: „Зачем сделал?“, „Ради кого поступил?“ Если поступок человек совершил ради Аллаха, то продолжает в том же духе, а если ради иного, то прекращает действие. Когда он ругает себя за ошибки и грехи, по возможности наказывает или вслед за дурным поступком совершает нечто благое».

Виды самоотчета

Всего есть два вида самоотчета, как сказал Ибн Аль- Кайим, р: «Один вид – перед поступком, а второй – после».

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.