— банка (варенье) — банка варенья
— пачка (печенье)
— лист (бумага)
— день (неделя)
— ветка (сирень)
— ручка (дверь)
— ящик (яблоки)
— прядь (волосы)
— чашка (чай)
— бокал (вино)
| — кружка (пиво)
— гнездо (ласточка)
— листья (черёмуха)
— трели (соловей)
— кусок (сыр)
— ломтик (ветчина)
— сборник (упражнения)
— директор (гимназия)
— щепотка (соли)
|
* * * *
— горсть (орехи, ягоды)
— охапка (сено, дрова)
— начало (день, осень)
— берег (река, озеро, море)
— лист (календарь, тетрадь)
— половина (дом, участок)
— половина (три, десять, восемь)
— килограмм (слива, морковь, черешня)
— литр (молоко, сок, вода)
— метр (ткань, шерсть, шёлк)
* * * *
— пучок (петрушка, укроп, сельдерей)
— свет (луна, солнце, лампа)
— корзина (ягоды, грибы, фрукты)
— кисть (виноград, рябина)
— стакан (молоко, кефир, сметана)
— ствол (дерево, ольха, ель)
— время (обед, ужин)
— сбор (фрукты, ягоды, виноград)
— работник (банк, магазин)
— дирижёр (оркестр)
— руководитель (хор)
— заведующий (отделение, склад)
— капитан (судно, корабль)
— водитель (троллейбус, трамвай)
28. Вставьте определения по смыслу.
1. Стол был покрыт...... скатертью с... бахромой.
2.......волны с грохотом и шумом ударялись о... скалы и медленно уползали обратно в... море.
3. На девочке было......платье, отделанное...... кружевами и перетянутое......лентой.
4. Лес встретил нас......щебетом птиц, пением... соловья, криками......людей.
5. Стены комнаты были увешаны......картинами, на комоде стояли......статуэтки и... фигурки, а с потолка свисала......люстра.
6. Я вышел в поле.......ветер освежал лицо, грудь наполнялась......силою.
7.......капли росы словно...... бриллианты были рассыпаны по всему... полю.
8. Деревья персиков и абрикосов были покрыты...... цветами будто кто-то накинул......покрывало.
9. Характер у нашего отца был......, он с детства приучал нас к......труду.
10.......вечерами наша семья собиралась в...... гостиной, и тут начинались... рассказы,... шутки,... истории.
11. Мы любим слушать нашего преподавателя, у него......произношение и......лекции.
Подберите глагол по смыслу, напишите его в правильной форме.
1. Ему не следует сейчас (уехать — уезжать) за границу, ему лучше... через год.
2. Не стоит (брать — взять) с собой все деньги, их могут украсть.
3. Нельзя (пристать — приставать) с глупыми вопросами.
4. Не надо (прийти — приходить) ко мне завтра, меня может не (быть — будет) дома.
5. Опасно ночью (ходить — выходить) на улицу.
6. Не следует (нагрубить — грубить) преподавателям.
7. С ней невозможно спокойно (поговорить — говорить), она никого не (послушать — слушает).
8. Я до сих пор не могу (понять — понимать), как эта вещь оказалась здесь.
9. Брат (кататься — катает) сестру на санках.
10. Нужно смело (брать — браться) за это дело.
11. Она не пьёт таблетки и всегда (лечить — лечиться) травами.
Глаголы в скобках поставьте в правильной форме.
— (Купить) сегодня к ужину хлеб и молоко.
— Не (звонить) мне больше, мне (надоесть) твои звонки.
— Сначала (думать), потом (отвечать).
— (Успокоиться), не волнуйтесь, давайте сядем и всё (обсудить).
— Если вы мне (оставить) свой телефон, я (позвонить) вам сегодня вечером.
— (Передать) директору, что меня не (быть) сегодня на работе.
— Мне надоел этот шум, (бросить) всё и (уехать) в деревню.
— Что вы здесь (искать)?
— Почему вы меня постоянно (перебивать), (дать) мне договорить.
— Я очень (волноваться), так как первый раз (выходить) на сцену.
— (Сказать), пожалуйста, как пройти на улицу «Берёзовая»?
От слов в скобках образуйте прилагательные.
— дорога (даль) — дальняя дорога
— ночь (осень)
— человек (честь)
— детство (счастье)
— горы (высота)
— работа(труд)
— погода (весна)
— роща (берёза)
— день (мороз)
— лист (клён)
— деталь (металл)
— билет (проезд)
— снаряжение (турист)
— ружьё (охота)
— лестница (дерево)
— история (печаль)
— компания (веселье)
| — лицо (юность)
— суп (грибы)
— блюдо (серебро)
— судьба (счастье)
— подарок (дорого)
— массив (лес)
— нора (лиса)
— шуба (заяц)
— хозяин (трудолюбие)
— звонок (три)
— этаж (семь)
— платье (наряд)
— причёска (мода)
— куртка (кожа)
— цветок (поле)
|
Замените словосочетания из существительных словосочетаниями из прилагательных.
— ветки сосны — сосновые ветки
— запах ели
— гроздья рябины
— капли дождя
— житель деревни
— шкура медведя
— свет луны
— кора дуба
— почки берёзы
— поле пшеницы
— звон хрусталя
— цветок поля
— зверь леса
— двор школы
— костюм из шерсти
| — край приморья
— поляна леса
— почки берёзы
— ветер с востока
— берег моря
— гнездо орла
— песни соловья
— житель города
— шляпа из соломы
— бокал из хрусталя
— герой сказки
— певец оперы
— пальто из драпа
— герой комедии
|
К глаголам допишите приставки по смыслу.
1. Мы _близились к озеру, на берегу которого _ходились две лодки с вёслами.
2. Птенцы _летели из гнезда и стали сами _бывать себе корм.
3. Пожалуйста, _пишите этот документ и не забудьте _ставить печать.
4. Лодка _плыла к берегу, из неё _шли охотники и _правились к лесу.
5. _летев со скалы, орёл _летел над широкими полями.
6. Барсук _глянул из норки, быстро _бежал через тропинку и исчез в густой траве.
7. Девочка _ливала молоко в стакан и несколько капель _лила на скатерть.
8. Вы _ходите к нам вечером, мы _смотрим новые слайды.
Глагол в скобках напишите в правильной форме.
— Я часто (ходить) в театр.
— Они редко (ездить) на юг.
— Что ты (нести) в своей сумке?
— Вы (помогать) своим родителям?
— Мы (хотеть) бы участвовать в этой передаче.
— Почему вы постоянно (опаздывать) на занятия?
— Меня (удивлять) ваша беспечность.
— Ты (обещать) мне больше этого не делать.
— (Разрешить) мне уйти сегодня пораньше.
— Мы вас (предупреждать) об этом заранее.
— Вы давно здесь (сидеть), вы кого-то (ждать)?
— Я (быть) на месте через полчаса.
Допишите окончания, раскройте скобки.
1. Вся поляна была (покрыть) жёлтым_ одуванчик_ и бел_ ромашк_.
Образец: Вся поляна была покрыта жёлтыми одуванчиками и белыми ромашками.
2. В сад_ (пахнуть) распустившейся сирень_, цветущ_ вишн_ и черёмух_.
3. Мы (сидеть) на берег_ моря и (любоваться) закат_ солнц_.
4. Самолёт (приземлиться) на аэродром_ ровно в 12 час_.
5. Солнце (спрятаться) за туч_, в лес_ (стать) темно и прохладно.
6. Вдоль деревн_ (мчаться) всадник на ворон_ кон_.
7. Ветки яблонь (склоняться) к земл_ под тяжестью крупн_ и спел_ плод_.
8. Мы (сидеть) в беседк_ и (наслаждаться) пением голосист_ соловь_.
Спишите предложения, допишите окончания, глаголы в скобках поставьте в правильной форме.
1. Из машин_ (выйти) мужчина в светл_ костюм_ и с больш_ букет_ алых роз.
2. На бел_ снег_ отчётливо были видны следы зайц_ и рыж_ лис_
3. В пол_ (пахнуть) скошен_ сен_ и цветущ_ трав_.
4. В телеграмм_ (сообщать) о приезд_ моего брат_ и племянниц.
5. На книжн_ ярмарк_ была (представить) литература русских и зарубежн_ писател_.
6. Узкая тропинка, по котор_ мы (идти), (привести) нас к лесн_ озер_ с чист_ прозрачн_ вод_.
7. Мы (сидеть) в беседк_ и (наслаждаться) пением голосист_ соловь_.
Сочетания слов замените глаголами синонимами.
— проявлять интерес — интересоваться
— испытывать надежду
— участвовать в состязании
— проводить тренировку
— допускать ошибки
— выразить согласие
— испытывать радость
— принять решение
— проходить курс лечения
— совершить прогулку
— испытывать волнение
— выразить восторг
— проявлять возмущение
— испытывать стеснение
— подвергаться разрушению
— совершать подъём
— испытывать наслаждение
— проявить старание
Спишите предложения, допишите окончания, слова в скобках поставьте в правильной форме.
1. (Сидеть) в беседке мы (любоваться) белым_ роз_, растущими на клумб_.
2. Я очень (любить) эту рощ_, так как в ней много белоствольн_ берёз и молод_ сосен.
3. В чист_ вод_ горного озер_, как в зеркале, (отражаться) высок_ ели и сребрист_ клён_.
4. Ласточки то (опускаться) к вод_, то (подниматься) высоко в небо.
5. Я (бояться) ходить по эт_ улиц_, так как здесь нет освещении.
6. Он (работать) очень много и поэтому (возвращаться) домой очень поздно.
7. Она (быть) одета в длин_ розов_ платье с ажурн_ кружев_.
39. Слова в скобках поставьте в правильной форме, подчеркнитеокончания.
— Треск (падающие деревья) и (скатывающиеся камни) смешивался с рёвом урагана.
Образец: Треск падающих деревьев и скатываю щихся камней смешивался с рёвом урагана.
— Управление судном, (плавающее во льдах), требует большого опыта.
— Мы скоро познакомились с (встречавшие нас люди) и согласились войти в дом.
— Командный пункт находился на опушке леса, (примыкавшая к городку).
— Мы очутились на небольшом дворике, наполовину (заросший дикими яблонями) и крапивой.
— Ветви сосен, (замыкавшие поляну), качались от порывистого ветра.
— В саду розовели лепестки (отцветавшая в палисаднике) вишни.
— Перейдя через речушку, (разбушевавшаяся после дождя), отряд вышел на широкую поляну.
— На (открывшаяся книжная ярмарка) представлена литература различных жанров.
— В (черневшие во льду) полыньях плавали одинокие птицы.
— Мы плыли вдоль берега и любовались (сверкающие серебряные горы).
— В глубине (открывавшийся пролив) поднимался ледяной сверкающий город.