Постпозитивистская философия науки — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Постпозитивистская философия науки

2017-05-16 230
Постпозитивистская философия науки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Последний этап. Отец-вдохновитель – Карл Поппер.

Был сторонником философии не только как языка, но как содержательной науки. Во время его доклада в Кембридже Витгенштейн бегал за ним с раскаленной кочергой. В глубокой старости посетил Питер, исполнил свою мечту. Выступал у нас в Универе. Родился в Вене, в семье профессора права. Особенно заинтересовался двумя темами: 1) логика научного познания (философия науки); 2) логика социальной жизни (социальная философия). Основные вехи:

1918-24 – учёба в Венском Университете на Матфаке.

1928 – защита диссертации, получение диплома преподавателя математики и физики. Преподавал и репетиторствовал. Пробовал себя в философии. Внимательно следил за политикой в Германии того времени.

Поссорился с правительством Вены, уехал в Новую Зеландию. Явился вдохновителем Джорджа Сороса.

Основные сочинения:

1935 - «Логика научного исследования».

1945 – «Открытое общество и его враги».

1963 - «Предположения и опровержения».

1972 - «Объективное знание. Эволюционный подход».

1983 – «Реализм и цель науки».

Испытывал преклонение перед Расселом и считал его самым выдающимся философом в истории Европы после Аристотеля и Канта. А расселовскую «Историю западной философии» считал лучшей книгой в этом жанре. Рассел всегда держал его на дистанции. В конце жизни Рассел написал свою автобиографию, которая скорее биография философии начала ХХ века, там нет ни одного упоминания о Поппере.

Отрицательно относился к Витгенштейну (и теоретически и по-человечески). Их отношения похожи на отношения профессора с незадачливым студентом. Венский кружок не посещали по разным причинам: первый считал это ниже своего достоинства, а второго туда не приглашали. Но Поппер общался и дружил с некоторыми членами кружка. Первая значительная работа Поппера «Логика научного исследования» (1934) получила высокую оценку Эйнштейна, что по тем временам было очень хорошо.

Поппер называл своё течение «критический рационализм» - критика логического позитивизма и принцип фальсификации:

· программа логического позитивизма подставила под сомнение не только метафизику (философию), но и саму науку.

· Опираясь на авторитет и тексты эмпирика Дэвида Юма, Поппер показал научную несостоятельность индуктивного метода, на которую опирались логические позитивисты. Никакое число экспериментов и фактов не способно 100%-но подтвердить истинность теории.

· Таким образом, принцип верификации не состоятелен.

· Но если множество экспериментов и фактов не могут подтвердить теорию, то зато достаточно одного эксперимента только одного эксперимента и факта, чтобы доказать, что теория не верна.

· Принцип фальсификации. Научной и претендующей на истинность может считаться только та теория, которая в принципе опровержима. И наоборот, теория, которую невозможно опровергнуть, является в принципе не научной. Поэтому, неопровержимость - это не достоинство науки, а её главный порок.

· Философия не является наукой, когда пытается рассуждать о мире, но она занимается вполне своим делом и приобретает рациональный и научный характер только тогда, когда тесно связывает своё существование с наукой.

· Основная задача философии – исследование и объяснение научного познания как процесса изменения и роста знания. – принципиальное отличие постпозитивизма и логического позитивизма! В философии науки постпозитивизма научное знание рассматривается в развитии, а не в статике как в логическом позитивизме. Основные термины Поппера – «рост» и «эволюция».

Основные принципы концепции критического рационализма Поппера:

· Предметом критического рационализма является анализ механизмов роста научного знания.

· Основой роста научного знания является не опыт, а изменение теоретических представлений. Зачастую теория диктует опыту, каким он должен быть. – также принципиальное отличие!

· Говоря о росте научного знания, Поппер проводит аналогию между развитием науки и развитием биологических видов в природе.

· Следует различать два типа эволюции научного знания – мутация и элиминация (исключение).

· Мутация – изменение теоретического знания через его приспособление к фактам, «частичная фальсификация». Совершенствование и видоизменение теории без пересмотра её фундаментальных идей (в современной философии науки это получило название «нефундаментальной теоретической исследование» - НТИ).

· Элиминация – изменение теоретического знания через отказ от прежних фундаментальных понятий и принципов (полная фальсификация). Это изменение, в процессе которого на смену одним теориям приходят другие, и не обязательно по причине наличия новых опытных данных (сейчас – «фундаментальное теоретические исследование – ФТИ).

· Теория трёх миров:

Мир 1 – объективная, независимая от нашего сознания, действительность.

Мир 2 – сознание субъекта.

Мир 3 – мир духовной культуры. Производится человеческим сознанием. Здесь как научные теории, так и произведения искусства. Колоссальная культурная память представляет собой практически бесконечность. Но ещё больше количество отношений между различными элементами духовной культуры человечества. Образование – приобщение к многообразию идей М 3. В М 3 формирует стиль мышления, установки сознания, мировоззрение в целом, основные принципы и ценности научных школ и направлений, научные традиции.

 
 

 


«сеть»

Таким образом, отношение между М 2 и М 1 опосредованно М 3. Теоретическое первично в том плане, что наши теории, т.к. теоретические сети ткутся в М 3, а забрасываются в М 1, который наша наука пытается уловить и изучить. Но характер улова зависит от качества сети. В реальном познании никогда опыт не первичен по отношению к теории. Те факты, которые ты фиксируешь, зависят от твоей теоретической подготовки. Предположения – теории/гипотезы, которые формируются из элементов М 3. Опровержение – факты, которые мы вылавливаем. Отношение эмпирических и теоретических утверждений, не по свойству истинности, а по свойству совместимости.

Т1

…Р1 Т2 ЕТ Т3 Р2

Т3

Р1 – проблема. Т – гипотезы (у Поппера – «теории»). Любые данные опыта/факты всегда теоретически нагружены.

 

21.01.2016

Теоретизм

Т.к. мы оцениваем факты всегда через призму теоретического знания, при абсолютизации этого положения становится непонятным и невозможным явление фактов, противоречащих теории. Будучи зависимыми от теоретического знания в целом, факты могут быть независимыми от конкретной теории, может не соответствовать принципам данной теории.

В последние века для науки характерна независимость опыта от теории. «Случайный эксперимент». Наряду с проверочными и поисковыми экспериментами существуют случайные.

Третьей формой эмпирического знания является Эмпирический закон – математическая формула, описывающая установленные закономерности на эмпирическом уровне. Закон Бальнера – зависимость длины волны от цвета в спектре. Эмпирический он потому, что неизвестно почему так. Нильс Бор поставил всё на свои места (об этом позже).


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.