Расширение активного словаря детей с помощью предметных картинок — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Расширение активного словаря детей с помощью предметных картинок

2017-05-16 426
Расширение активного словаря детей с помощью предметных картинок 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дай куклу

Цель. Учить детей устанавливать сходство предмета с его изображением. Расширить активный словарь (названия предметов и действий). Развивать речь детей в форме прос­того нераспространенного предложения.

Пособия. Кукла и предметная картинка с ее изобра­жением.

Ход занятия. Логопед показывает ребенку куклу, спрашивает: «Таня, кто это?» Ребенок отвечает: «Это кук­ла». — «Покажи, где у куклы головка, ручки, ножки, глаз­ки...» Малыш показывает и называет. Затем перед ребен­ком рядом с куклой логопед кладет предметную картинку, на которой нарисована кукла, и говорит: «Это тоже кукла». Показывая на картинку, он говорит: «Покажи, где у куклы головка, ручки, ножки, глазки...» Потом взрослый убирает куклу, на столе остается только предметная картинка с ее изображением. Логопед добавляет еще 2 картинки (мяч, машину) и говорит: «Покажи куклу». Ребенок должен вы­делить из 3 картинок изображение куклы.


Что это?

Це л ь. Та же.

Пособие, Предметные картинки: кукла, мишка, со­бака.

Ход занятия. Логопед показывает ребенку картин­ку, называет ее и кладет перед ним. Таким образом вы­кладываются и называются все предметные картинки. За­тем, указывая на одну из картинок, логопед спрашивает: «Нина, что это?» Если ребенок не может назвать, логопед называет сам и требует от ребенка повторить: «Скажи: это кукла». Таким образом, ребенок самостоятельно или с по­мощью логопеда называет все предметные картинки. Пов­торно малыш называет картинки, которые он не мог наз­вать с первого предъявления.

С чем и что делают

Цель. Та же.

Пособие. Предметные картинки: машина, шапочка, мяч, яблоко, кукла.

Ход занятия. Логопед показывает ребенку предмет-ную-картинку с изображением машины, спрашивает: «Оля, что это?» — «Это машина», —отвечает ребенок. «Попроси у меня картинку», — говорит логопед, «Дай машину», — просит малыш и, получив картинку, кладет ее на стол. Взрослый спрашивает: «Оля, что ты делаешь с маши­ной?»— «Машину катаю», — отвечает ребенок.

Логопед убирает картинку и показывает следующую предметную картинку с изображением яблока. «Что это?» — спрашивает логопед. «Это яблоко», — говорит ре­бенок. «Что ты делаешь с яблоком?» — спрашивает логопед. «Яблоко кушаю», — отвечает малыш. Логопед просит ре­бенка дать ему картинку. «На яблоко», — говорит ребенок и отдает картинку логопеду.

Так же обыгрываются остальные предметные картинки.

Лото «Наши игрушки»1

Цель. Расширять и уточнять предметный словарь де­тей. Закреплять умение узнавать на картинках изображе­ния знакомых игрушек, называть их полными словами. Обучать детей сопоставлению изображений на картинках.

1 Лото состоит из больших карт с изображением нескольких игру­шек, знакомых детям (не более 3), и маленьких, карточек с изображе­нием тех же игрушек (по 1 на каждой карточке).


Работать над формированием простой, нераспространенной фразы. Развивать зрительное и слуховое внимание, память.

Пособия. Большие карты лото и маленькие карточки (по 1 комплекту на каждого участника игры).

Ход занятия. Логопед обращается к детям: «Сейчас мы с вами будем играть». Раздает детям по 1 большой карте, предлагает каждому внимательно рассмотреть и на­звать, что на них нарисовано. Взрослый помогает малы­шам, задавая вопросы: «Кто (что) это?» Дети должны на­звать картинки полными словами. Когда все дети ответят, логопед берет 1 маленькую карточку, показывает ее всем и спрашивает: «Кто (что) это?» Дети называют: «Это маши­на». Логопед обращается к ребенку, у которого на большой карте есть машина, и спрашивает: «Саша, где у тебя ма­шина?» Ребенок находит и показывает изображение, а ло­гопед восклицает: «Вот машина». Ребенок повторяет фра­зу за логопедом. Взрослый говорит: «Саша, попроси у меня машину, скажи: дай машину». Ребенок повторяет. Лого­пед отдает картинку, говоря: «На машину», — и помогает ему найти и закрыть аналогичное изображение на его боль­шой карте. При этом карточка кладется чистой стороной вверх. Такая же работа проводится по очереди со всеми остальными картинками.

После того как дети закроют все картинки на своих больших картах, логопед спрашивает у каждого из них: «Алеша, где у тебя спрятался мячик? Найди мячик». Каж­дый ребенок сам или с помощью взрослого находит изобра­жение и переворачивает картинку рисунком вверх.

Когда все картинки перевернуты, логопед просит одного из детей: «Аня, дай мне куклу». Ребенок берет маленькую картинку с изображением куклы, отдает ее, повторяя за логопедом фразу: «//а куклу», Так вое дети по очереди отдают свои картинки. В конце занятия логопед просит каждого ребенка дать ему большую карту.

Вариант. Начало игры то же, что и на первом заня­тии, но после того как дети назовут картинку, которую им показывает логопед, он задает им вопрос: «У кого маши­на?» Ребенок, у которого есть изображение машины на большой карте, отвечает сам или повторяет за логопедом: «-У меня машина». Логопед говорит: «Попроси картинку, скажи: дай машину». Малыш повторяет фразу, получает картинку и закрывает изображение машины на своей боль­шой карте. Так проводится игра со всеми картинками.

Дальнейший ход занятия и его окончание аналогичны первому занятию.


СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

ПОНЯТИЕ О ФОРМЕ Кубик — шарик

Цель. Учить детей фиксировать внимание на различ­ных общих признаках формы. Знакомить с 2 простыми объ­емными формами: шарик, кубик,

Пособия. Однотипные кубики и шарики; детский под­нос.

Ход занятия. Логопед показывает ребенку шарик и говорит: «Это шарик». Слово шарик произносит несколько раз, побуждая малыша к повторению. Дает ему шарик в руки и говорит: «На шарик». Учит ощупывать шарик, ката­ет его по ладошке ребенка или между ладошками, давая ощутить, что шарик круглый, и приговаривает: «Шарик круглый, его можно катать*. Предлагает ребенку положить шарик на подносик и покатать, помогает выполнить дейст­вие.

Игра повторяется 3—4 раза.

Логопед показывает ребенку кубик, называет его: «Это кубик», — побуждая к повторению. Дает кубик в рукн, об­ращает внимание малыша на то, что у него есть уголки, предлагает ощутить их руками; кубик катать нельзя, из кубиков можно строить. Логопед дает ребенку еще 2 куби­ка, вместе с ним строит башню. Затем толчком разрушает башню, убирает 2 кубика. На столе остаются кубик и ша­рик на подносике. Логопед просит малыша показать, где каждый предмет, сопровождая действия словами: «Вот шарик. Вот кубик».

Игра повторяется 3—4 раза.

Разложи правильно

Цель. Фиксировать внимание детей на различии и тождестве форм, их словесном обозначении. Вводить в ак­тивный словарь слова кубик, шарик.

Пособия. Однотипные кубики, шарики, коробки.

Ход занятия. На столе стоят 2 коробки. В одной ле­жит кубик, в другой—шарик. Логопед берет из коробки кубик, говорит: «Это кубик». Кладет его в коробку. То же проделывает с шариком. Указывая на каждый предмет, взрослый спрашивает: «Нина, что это?» — побуждая ребен-


ка к произнесению слов кубик, шарик. В конце занятия ло­гопед ставит перед ребенком коробку с шариками и куби­ками, предлагает разложить их по коробкам, в одной из которых уже лежит кубик, в другой — шарик. «Положи ша­рики к шарику (показывает на шарик в коробке), кубики к кубику». Малыш выполняет задание путем зрительного со­отнесения.

При выполнении задания логопед требует, чтобы ребе­нок называл раскладываемые игрушки.

ПОНЯТИЕ О ВЕЛИЧИНЕ

Большой — маленький

Цель. Формировать понятие о величине: большой, ма­ленький. Фиксировать внимание ребенка на различии и тож­дестве однотипных предметов по величине. Пополнять его пассивный словарь понятиями большой, маленький. По­буждать ребенка к повторению фраз за логопедом.

Пособие. 2 однотипных кубика, отличающихся вели­чиной.

Ход занятия. Логопед ставит на стол 2 кубика. Об­ращает внимание ребенка на их различие: «Это большой кубик. Это маленький кубик. Покажи, где большой кубик?» Ребенок самостоятельно или с помощью логопеда показы­вает. «Дай мне большой кубик»,— просит логопед ребенка. Затем взрослый берет кубик и спрашивает: «Вова, какой это кубик: большой или маленький?» — побуждая малыша назвать величину предмета. Если ребенок не сможет отве­тить, логопед говорит: «Это большой кубик. Вова, скажи: это большой кубик». Ребенок повторяет.

Так же обыгрывается маленький кубик. Заканчивая за­нятие, логопед предлагает ребенку взять маленький кубик и поставить на большой.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.