Тема 1. Понятие и предмет семейного права. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Тема 1. Понятие и предмет семейного права.

2017-05-16 493
Тема 1. Понятие и предмет семейного права. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б3. В. ОД.2 СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

 

Направление подготовки

40.03.01.62 Юриспруденция

Профиль: «Гражданско-правовой»

«Уголовно-правовой»

 

Уровень высшего образования

БАКАЛАВРИАТ

 

Мурманск 2015

 

Рабочая программа дисциплины «Семейное право» для студентов направления подготовки 40.03.01.62 «Юриспруденция» – Мурманск: СЗФ МГЭИ, 2015.- 19 с.

 

Рабочая программа дисциплины «Семейное право» рассмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения в 2015-2016 учебном году на заседании кафедры Теории и истории государства и права. Протокол № 1 от «31» августа 2015 г.

 

 

© СЗФ МГЭИ, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

  Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с проектируемыми результатами освоения образовательной программы ………………………………………………………………………..    
  Место дисциплины в структуре образовательной программы ………………  
  Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся ………………………………………………………….  
  Содержание дисциплины, структурированное по темам (модулям) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий, а также форм текущего контроля успеваемости …………    
  Перечень учебно-методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся по дисциплине …………………………………………..………  
  Фонд оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине. Критерии оценки результатов обучения по дисциплине при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся ………………….  
  Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины ………………………………………………………  
  Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины ………………..………  
  Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины ……..  
  Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень необходимого программного обеспечения и информационных справочных систем …………………………………………………………………………….  
  Описание учебно-материальной базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине …………………………………...  
  Лист дополнений (изменений) рабочей программы дисциплины…………...  

 


 

ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СООТНЕСЕННЫХ С ПРОЕКТИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1.1 Цель изучения дисциплины – формирование целост­ного представления о роли и месте семейных отношений в системе правоотношений, навыков в поиске и изуче­нии нормативных документов, умения их анализировать и применять на практике.

1.2 Основные задачи дисциплины: изучение основных институтов семейного права и семейно-правовой юридической терминологии; оснований возникновения прав и обязанностей между субъектами семейного права; формирование навыков анализировать юридические факты, толковать и правильно применять правовые нормы, принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов; давать квалифицированные юридические заключения и консультации; правильно составлять и оформлять юридические документы и ставить вопросы, подлежащие разрешению.

Программа курса включает 8 тем и не предусматривает написание курсовой работы.

В соответствии с рабочей программой и тематичес­ким планом изучение дисциплины проходит в виде аудиторной и самостоятельной работы студентов. Учеб­ный процесс в аудитории осуществляется в форме лекций и практических занятий. По данной дисциплине семинарских занятий не предусмотрено.

В лекциях раскрываются основные темы изучаемого курса, которые входят в рабочую программу: понятие и предмет семейного права; семейные правоотношения; понятие брака; условия и порядок его заключения; прекращение брака; права и обязанности супругов; права и обязанности родителей и детей; алиментные обязательства членов семьи; формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей; применение семей­ного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.

На практических занятиях более подробно изучается программный материал в плоскости отработки практи­чес­ких умений и навыков. Таких, как: порядок заключения и расторжения брака; общие основания призна­ния брака недействительным, правовые последствия признания брака недействитель­ным; субъекты алиментных правоотношений и порядок взыскания алиментов, ответственность за несвоевременную уплату алиментов; порядок установления проис­хожде­ния ребенка, суррогатное материнство; законный и договорной режим иму­щества супругов, порядок заключения брачного договора и основания признания брачного договора недействительным; формы воспитания детей: опека (попечитель­ство), приемная семья, патро­нат и патронатное воспита­ние, усыновление, проблемы международного усыновления.

Формой итогового контроля знаний студентов является экзамен, в ходе которого оценивается уровень теоретических знаний и навыки решения практических задач. Один семестровый экзамен выражается 1 зачётной единицей (36 часов): 3 дня подготовки (27 часов) и 1 день на экзамен (9 часов).

 

1.3 Требования к результатам освоения дисциплины. В результате освоения дисциплины студенты, обучающие­ся по направлению подготовки «Юриспруденция», должны:

знать основные институты семейного права; семейно-правовую юридическую терминологию; основания возникновения прав и обязанностей между субъектами семейного права; порядок взыскания алиментов на содержание несовершеннолетних детей; основные формы воспитания детей в семье;

уметь оперировать юридическими понятиями и категориями семейного права; анализировать юридические факты, необходимые для возникновения прав и обязан­ностей между супругами, родителями и детьми, органами опеки и попечительства; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; осуществлять правовую экспер­тизу нормативных правовых актов; давать квалифицированные юридические заключения и консультации по возникшим семейным спорам; правильно составлять и оформлять юридические документы и ставить вопросы, подлежащие разрешению;

владеть юридической терминологией; навыками работы с правовыми актами в сфере семейных правоотно­ше­ний; навыками анализа различных правовых явле­ний, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся предметом семейного спора; анализа правоприменительной и правоохранительной практики; разрешения правовых проблем и коллизий; реализации норм материального и процессуального права; принятия необходимых мер защиты нарушенных конституционных прав субъектов семейного права.

Процесс изучения дисциплины «Семейное право» направлен на формирование у студентов направления подготовки «Юриспруденция» следующих профессиональных (ПК) компетенций (согласно ФГОС ВПО):

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

владение навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

способность толковать различные правовые акты (ПК-15);

Изучение данной дисциплины предусмотрено ФГОС ВПО

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Данный курс является дисциплиной первого цикла учебного плана по направлению подготовки «Юриспруденция» и преподается студентам в 4-м семестре в объеме 3-х зачетных единиц (108 часов).

Освоение курса «Семейное право» базируется на знаниях, приобретенных в рамках изучения дисциплин: «Теория государства и права», «Гражданское право», «Административное право», «Гражданский процесс», «Организация юридической службы в органах государственной власти (управление) и на предприятиях».

Полученные в процессе обучения знания могут быть использованы при изучении дисциплин «Право социального обеспечения», «Страховое право».


ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ВЫДЕЛЕННЫХ НА КОНТАКТНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ (ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ) И НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачет­ные единицы (108 часов). Одна зачётная единица равна 36 часам.

Объем дисциплины и виды учебной работы

а) для студентов очной формы обучения

Вид учебной работы Всего часов Семестры
 
Аудиторные занятия (всего), В том числе    
Лекции    
Практические занятия (ПЗ)    
Семинары (С), в т.ч. зачет    
Лабораторные работы (ЛР)    
Самостоятельная работа (всего), В том числе    
Курсовой проект (работа)    
Расчетно-графические работы    
Реферат    
Другие виды самостоятельной работы    
Работа с учебной литературой    
Вид промежуточной аттестации - экзамен    
Общая трудоемкость, часы Зачетные единицы    
   

 

б) для студентов заочной формы обучения

 

Вид учебной работы Всего часов Семестры
 
Аудиторные занятия (всего), В том числе    
Лекции    
Практические занятия (ПЗ)    
Семинары (С), в т.ч. зачет    
Лабораторные работы (ЛР)    
Самостоятельная работа (всего), В том числе    
Курсовой проект (работа)    
Расчетно-графические работы    
Реферат    
Другие виды самостоятельной работы    
Работа с учебной литературой    
Вид промежуточной аттестации - экзамен    
Общая трудоемкость, часы Зачетные единицы    
   

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ (МОДУЛЯМ) С УКАЗАНИЕМ ОТВЕДЕННОГО НА НИХ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ И ВИДОВ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ, А ТАКЖЕ ФОРМ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ

4.1. Структура дисциплины (распределение учебного времени по семестрам, темам и видам учебных занятий).

а) для студентов очной формы обучения

б) для студентов заочной формы обучения

 

Наименование темы Количество часов по учебному плану Количество аудиторных часов Из них, час Самостоятельная работа Формируемые компетенции
лекции практические занятия
4-йсеместр
  Понятие и предмет семейного права. Семейные правоотношения           ПК-3, 4,19
  Понятие брака. Условия и порядок его заключения. Не­действительность брака       6/2*     ПК-1,3,4,7,9, 11,15,19
  Прекращение брака       4/2*   ПК-1,3,4,7,9, 11,15,19
  Права и обязанности супру­гов       6/2*   ПК-1,3,4,7,9, 11,15,19
  Права и обязанности родите­лей и детей       4/2*   ПК-1,3,4,7,9, 11,15,19
  Алиментные обязатель­ства чле­нов семьи           ПК-1,3,4,7,9, 11,15,19
  Формы воспитания де­тей, оставшихся без попечения ро­дителей       6/2*   ПК-1,3,4,7,9, 11,15,19
  Применение семейного зако­но­дательства к семейным отно­шениям с участием иностран­ных граждан и лиц без граж­данства           ПК-1,3,4,7,9, 11,15,19
  Экзамен            
  Итого       38/10*    

б) для студентов заочной формы обучения

Наименование темы Количество часов по учебному плану Количество аудиторных часов Из них, час Самостоятельная работа Формируемые компетенции
лекции практические занятия
4-йсеместр
  Понятие и предмет семейного права. Семейные правоотношения           ПК-3, 4,19
  Понятие брака. Условия и порядок его заключения. Не­действительность брака           ПК-1,3,4,7,9, 11,15,19
  Прекращение брака       2*   ПК-1,3,4,7,9, 11,15,19
  Права и обязанности супру­гов           ПК-1,3,4,7,9, 11,15,19
  Права и обязанности родите­лей и детей           ПК-1,3,4,7,9, 11,15,19
  Алиментные обязатель­ства чле­нов семьи           ПК-1,3,4,7,9, 11,15,19
  Формы воспитания де­тей, оставшихся без попечения ро­дителей           ПК-1,3,4,7,9, 11,15,19
  Применение семейного зако­но­дательства к семейным отно­шениям с участием иностран­ных граждан и лиц без граж­данства           ПК-1,3,4,7,9, 11,15,19
  Экзамен            
  Итого       8/2*    

4.2. Содержание дисциплины

Семейные правоотношения

Социально-правовое значение семьи и брака в современном обществе. Понятие семейного права. Предмет, метод и принципы семейного права. Круг отношений, регулируемых семейным правом. Соотношение личных и имущественных отношений в предмете семейного права. Защита семьи государством. Источники семейного законодательства. Роль актов высших судебных органов в регулировании брачно-семейных учреждений.

Понятие семьи и ее функции в теории социологии и права*. Понятие и виды семейных правоотношений. Субъекты и объекты семейных правоотношений. Содер­жание семейного правоотношения. Юридические факты в семейном праве и их виды. Акты гражданского состояния и их регистрация. Возникновение, применение и прекращение семейных правоотношений. Родство и свойство и их юридическое значение. Осуществление семейных прав и исполнение обязанностей. Защита семейных прав. Определение исковой давности и исчисление сроков в семейном праве.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

Самостоятельная работа студентов направлена на самостоятельное изучение отдельных тем рабочей программы. Таких, как: понятие семьи и ее функции в теории социологии и права; порядок обжалования отказа загсов в регистрации брака; возмещение убытков и морального вреда, вызванных незаконным отказом загса зарегистрировать брак; размеры госпошлины при расторжении брака в органах загса; равенство супругов в вопросах жизни семьи; юридическое оформление отцовства и материнства; статус одинокой матери; порядок уплаты алиментов при выезде плательщика на постоянное место жительства в иностранное государство; защита прав несовершеннолетних детей; Конвенция ООН «О правах ребенка»; права и обязанности опекунов и попечителей несовершеннолетних детей; личные неимущественные права и обязанности супругов в зависимости от места жительства.

В качестве задания для самостоятельной работы студентам предлагается написание реферата по индиви­дуальной тематике.

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы

 

№ п/п Вид учебно-методического обеспечения Кол-во
1. Вопросы по каждой теме для самостоятельного изучения  
2. Рабочая тетрадь  
3. Темы рефератов  
4. Темы докладов, сообщений  
5. Темы групповых и/или индивидуальных творческих заданий  
6. Вопросы к экзамену (зачету)  

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

При изучении курса организуется текущий и итоговый контроль успеваемости.

Текущий контроль знаний студентов осуществляется в ходе аудиторных занятий путем систематической проверки качества изученных тем, по форме и методике, выбираемой преподавателем.

Формой итогового контроля знаний студентов является экзамен, в ходе которого оценивается уровень теоретических знаний и навыки решения практических задач. Один семестровый экзамен выражается 1 зачёт­ной единицей (36 часов): 3 дня подготовки (27 часов) и 1 день на экзамен (9 часов).

Порядок проведения различных видов контроля ус­пе­ваемости регламентирован Положением по органи­зации текущего контроля успеваемости и промежуточ­ной аттестации обучающихся в МГЭИ и его филиалах.

 

Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету / экзамену

1. Понятие семьи и брака. Основные задачи семей­ного права.

2. Основные методы семейно-правовых отношений.

3. Функции семейного права.

4. Юридические факты, являющиеся основанием воз­никновения, изменения или прекращения семей­ных правоотношений.

5. Источники семейного права.

6. Основания применения к семейным отношениям норм международного права.

7. Понятие, значение и формы защиты семейных прав.

8. Способы защиты семейных прав.

9. Условия заключения брака.

10. Основания снижения брачного возраста.

11. Основные препятствия заключения брака.

12. Основания и порядок медицинского обследования лиц, вступающих в брак.

13. Основания, необходимые для признания брака недействительным.

14. Фиктивный брак.

15. Обстоятельства, устраняющие недействительность брака.

16. Основания прекращения брака.

17. Расторжение брака в органах загса.

18. Расторжение брака в судебном порядке.

19. Основания, необходимые для восстановления брака в случае явки супруга, объявленного умершим или безвестно отсутствующим.

20. Личные неимущественные права супругов.

21. Имущественные правоотношения между супру­гами.

22. Законный режим имущества супругов.

23. Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов.

24. Срок исковой давности при разделе имущества супругов.

25. Порядок раздела общего имущества супругов.

26. Распределение общих долгов супругов при разделе общего имущества супругов.

27. Договорной режим имущества супругов.

28. Ограничение свободы брачного договора.

29. Порядок изменения и расторжения брачного дого­вора.

30. Основания признания брачного договора недействи­тельным.

31. Основания возникновения прав и обязанностей супругов.

32. Установление происхождения ребенка.

33. Установление отцовства по заявлению отца ребен­ка.

34. Установление отцовства в порядке особого произ­вод­ства.

35. Правовые последствия установления отцовства в судебном порядке.

36. Сроки для оспаривания отцовства или материнст­ва.

37. Защита прав и законных интересов ребенка.

38. Содержание прав ребенка.

39. Имущественные права ребенка.

40. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей.

41. Общие основания лишения прав ребенка.

42. Ограничение родительских прав.

43. Правовые последствия ограничения прав родите­лей.

44. Основания возникновения алиментных обязатель­ств.

45. Порядок взыскания и использования алиментов на детей, оставшихся без попечения родителей.

46. Субъекты алиментных правоотношений.

47. Соглашения об уплате алиментов.

48. Меры и основания ответственности за несвоевре­мен­ную уплату алиментов.

49. Государственная защита детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей.

50. Порядок выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей.

51. Основные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

52. Правовое регулирование опеки и попечительства.

53. Приемная семья.

54. Правовое регулирование усыновления.

55. Правовые последствия усыновления.

56. Основания отмены усыновления.

57. Понятие опеки и попечительства.

58. Права детей, находящихся под опекой (попечитель­ством).

59. Международное усыновление.

60. Основания применения к семейным отношениям норм иностранного семейного права.

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

А) основная литература:

Воробьева Л.В. Семейное право РФ: учеб. пос. для бакалавров / Л.В. Воробьева.- М.: Дашков и К,2014.- 208с.

Б) дополнительная литература:

1. Пчелинцева Л.М. Практикум по семейному праву. – 9-е изд. – М.: НОРМА, 2014. – 302 с.

2. Кравцова Л.Н. Семейное право: учебник для вузов/ Л.Н. Кравцова.- 2-е изд., перераб. и доп.- Ростов-на - Дону: Феникс,2010.314с. 2.

3. Семейное право. Тесты.- М.: Альфа- Пресс, 2008.- 624с.

4. Нечаева А.М. Семейное право: учеб. пос. для бакалавров/ А.М. Нечаева.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Юрайт, 2012.- 289с.- гриф

5. Корнеева И.Л. Семейное право: учебник для бакалавров / И.Л. Корнеева.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Юрайт, 2013.- 355с.- гриф

6. Семейное право: учебник для бакалавров / под ред. Е.А. Чефрановой.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Юрайт, 2013.-393с.- гриф

 

Нормативные документы:

Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. Ратифицирована Федеральным законом от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ // СЗ РФ 1998 № 14. Ст. 1514; 2001№ 2. Ст. 163.

1.Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. Ратифицирована Федеральным законом от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ / / СЗ РФ 1998 № 14. Ст. 1514; 2001 № 2. Ст. 163.

2.Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. // Российская газета. 1993. 25 дек. № 237.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Российская газета, № 238-239, 1994.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 1996, №5, ст. 410.

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.

6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 1996, N 25, ст. 2954.

7. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 1996, N 1, ст. 16.

8. Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" // Собрание законодательства РФ. 1997. N 47. ст. 5340.

Журналы:

Защита прав ребенка в семье

Законность

Проблемы современного гражданского права

Журнал российского права

Российская юстиция

Государство и право

ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

www.rbc.ru – РИА«РосБизнесКонсалтинг»;

www.pravo.ru – Право в области информационных технологий;

www.rg.ru – сервер «Российской газеты»;

www.elibrary.ru – журналы AIP

Редактор MSWORD

Электронная библиотека www.ibooks.ru.

www.garant.ru - Система «Гарант», правовые базы российского законодательства;

www.consultant.ru - Общероссийская сеть распространения правовой информации (Консультант-Плюс);

www.rbc.ru – РИА«РосБизнесКонсалтинг»;

www.pravo.ru – Право в области информационных технологий;

www.rg.ru – сервер «Российской газеты»;

www.elibrary.ru – журналы AIP.

ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий с целью формирования профессиональных навыков обучающихся. Процент таких занятий из общего числа аудиторных занятий составляет 50% от общего количества аудиторных занятий.

Основными видами учебной работы являются лекционные, практические занятия, коллоквиумы. Групповое обсуждение и индивидуальные консультации студентов в процессе решения учебных задач, в т.ч. посредством телекоммуникационных технологий. Метод проектов, обсуждение конкретных ситуаций. Групповые дискуссии, разбор конкрет­ных профессиональных задач, заслушивание докладов, дискуссии, анализ случаев (кейс-метод). Просмотр и анализ учебных фильмов. Имитационные игры (ролевые, деловые), тренинги.

Самостоятельная работа студентов включает: знакомство с литературными источниками, их анализ, подготовку выступлений и обсуждение на семинарских заня­тиях, составление портфолио (подборка материалов из разных источников, содержащих анализ и изложение собственного взгляда на проблему) по выбранной из программы курса теме. Портфолио, как правило, используется для самостоятельной работы студентов по темам пропущенных занятий. Написание рефератов.

Успешное овладение содержанием данной дисциплины предполагает выполнение обучаемыми ряда рекомендаций: 1) использовать аналитические знания, приобретенные в ходе предыдущего периода обучения, мировоззренческую культуру, а также на жизненный опыт; 2) уметь слушать и конспектировать лекции, так как лектор имеет возможность познакомить обучаемых с новейшими данными науки, с теми знаниями, которые еще не нашли отражения в учебниках и пособиях. К тому же на лекции учитывается психологический настрой обучаемых и уровень их подготовки; 3) систематически посещать практические занятия; отчитываться перед преподавателем за пропущенные занятия; 4) добросовестно готовиться ко всем видам практических занятий, приобретая в ходе занятий необходимые навыки и умения аргументированного обоснования своей точки зрения по наиболее важным социальным явлениям; 5) следует внимательно изучить материалы, характеризующие учебную дисциплину и определяющие целевую установку; 6) необходимо иметь подборку литературы, достаточную для изучения настоящей дисциплины; 7) основное содержание той или иной проблемы следует уяснить, самостоятельно изучая учебную литературу; 8) при работе с учебной литературой постоянно уточнять сущность и содержание понятий и категорий посредством обращения к энциклопедическим словарям; 9) не ограничиваться только теоретическим, умозрительным характером рассмотрения явлений и процессов. Тесно связывать их с практикой социального развития, уметь использовать их в качестве инструментария для непосредственного анализа реальных социальных и профессиональных проблем; 10) прилагать собственные интеллектуальные усилия, а не только нагружать память, механически заучивая те или иные термины и теоретические определения.

Самостоятельная работа является основной формой подготовки обучаемых и имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, подготовку к предстоящим занятиям и контрольным формам по дисциплине, а также формирование навыков умственного труда и самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний. В ходе самостоятельной работы обучаемые приобретают опыт творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, а также социально-оценочной деятельности. В часы самостоятельной работы осуществляется взаимодействие обучаемых с преподавателями в целях уточнения вопросов, изучаемых тем, углубленное изучение основной и дополнительной литературы по предмету.

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ, ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ

 

В процессе реализации образовательной программы при осуществлении образовательного процесса по данной дисциплине применяются:

 

Информационные технологии:

1. Дидактические материалы – презентационные материалы (слайды); учебные видеозаписи; комплекты схем, плакатов, настенные стенды;

2. Технические средства обучения – аудио-, видео-, фотоаппаратура, иные демонстрационные средства; проекторы, ноутбуки, персональный компьютер, множительная техника (МФУ);

3. Словесные средства обучения: учебники; словари; периодические издания.

 

Программное обеспечение и информационно-справочные системы:

1. Электронная-библиотечная система (ЭБС) ibooks.ru (Айбукс-ру);

2. Windows 7;

3. Редактор MSWORD (или пакет MSOffice);

4. Программа Power Point 2009-2011;

5. Справочно-правовая система «Консультант плюс» - www.consultant.ru;

6. Справочно-правовая система «Гарант» - www.garant.ru;

7. Google, Yandex, Rambler – поисковые системы Интернета.

8. http://philology.ruslibrary.ru/default. asptrID=183 (Электронная библиотека специализированной филологической литературы).

9. http://www.infoliolib.info/philol/irl/3/3_6.html (Электронная библиотека «Инфолио»).

10. http://www.erudition.ru/referat/printref/id. 25504_1.html (Российская Электронная Библиотека «Эрудит»).

 

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

По данной учебной дисциплине требования к аудиторному фонду обычные. Для организации учебного процесса по данной дисциплине необходимо использование аудитории, оснащенной мультимедийной системой. Кроме того, при необходимости демонстрации студентам практических примеров возможно использование компьютерного класса.

Для обеспечения самостоятельной работы студентов не требуется дополнительного оборудования. Самостоятельная работа осуществляется студентом в библиотеке, либо в сети Интернет.

Ознакомительные лекции и инструктаж студентов во время аудиторных занятий проводятся в помещениях, оборудованных столами, стульями, досками, экраном, видеопроектором, персональными компьютерами, ноутбуком.

Кроме того, материально-техническая база включает:

- дидактические материалы – презентационные материалы (слайды); учебные видеозаписи; комплекты схем, плакатов, настенные стенды.

- технические средства обучения – аудио-, видео-, фотоаппаратура, иные демонстрационные средства; персональный компьютер, множительная техника (МФУ).

- справочно-правовые системы «Консультант плюс», «Гарант».

программные средства обучения.

В СЗФ МГЭИ учебный процесс обеспечивается наличием следующего материально-технического оборудования:

1)аудитории, оснащенные кафедрами, доской, столами и стульями–для проведения лекционных и практических занятий, презентации учебного материала;

2)учебные специализированные кабинеты:

- лингафонный кабинет, оборудованный современной техникой (1- ПК, 1- DVD, 12+1 специализированное рабочее место);

- компьютерный класс, оборудованный современной техникой1 - ПК,1 принтер), где преподаватели вместе со студентами могут осуществлять образовательный процесс, ведя свою практическую деятельность;

- компьютерные классы, оборудованные современной техникой (ПК, принтеры, проекторы, сканеры- пиры, видеокамеры), где студенты могут осуществлять самостоятельную работу;

- компьютерный класс электронной научной библиотеки СЗФ МГЭИ, оборудованный 12-ю ПК, лазерными принтерами сканером-копиром, где студенты могут осуществлять самостоятельную работу

- специализированная аудитория №20;

- зал судебных заседаний;

- криминологическая лаборатория.

-


12. ЛИСТ ДОПОЛНЕНИЙ (ИЗМЕНЕНИЙ)
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

рабочей программы дисциплины «Семейное право»

Рабочая программа дисциплины «Семейное право» рассмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения в 2015-2016 учебном году на заседании кафедры, протокол №_1__ от «31» _ августа _ 2015 г.

Внесены дополнения (изменения): _______________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Заведующий кафедрой

___________________ П.П. Пирогов _____

(подпись, инициал и фамилия)

Рабочая программа дисциплины рассмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения в 20__-20__ учебном году на заседании кафедры, протокол №___ от «___» __________ 20__ г.

Внесены дополнения (изменения): _______________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Заведующий кафедрой

___________________________________

(подпись, инициал и фамилия)

Рабочая программа дисциплины рассмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения в 20__-20__ учебном году на заседании кафедры, протокол №___ от «___» __________ 20__ г.

Внесены дополнения (изменения): _______________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Заведующий кафедрой

___________________________________

(подпись, инициал и фамилия)

Рабочая программа дисциплины рассмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения в 20__-20__ учебном году на заседании кафедры, протокол №___ от «___» __________ 20__ г.

Внесены дополнения (изменения): _______________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Заведующий кафедрой

___________________________________

(подпись, инициал и фамилия)

 

 


* в т.ч. в интерактивной форме

* Изучаются самостоятельно.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б3. В. ОД.2 СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

 

Направление подготовки

40.03.01.62 Юриспруденция

Профиль: «Гражданско-правовой»

«Уголовно-правовой»

 

Уровень высшего образования

БАКАЛАВРИАТ

 

Мурманск 2015

 

Рабочая программа дисциплины «Семейное право»


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.235 с.