Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2017-05-16 | 255 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Конспект урока по литературе № 13
Пропуски метрических ударений
Ещё Ломоносов столкнулся с одной особенностью двусложных размеров в русском языке, которая казалась ему вначале недостатком стиха: иногда на том месте, где по схеме размера должен стоять ударный слог, оказывается безударный. Рассмотрим с этой точки зрения несколько стихов из «Евгения Онегина». Первый стих романа является идеальным четырёхстопным ямбом: (1) Мой дядя самых честных правил…
Но уже второй стих содержит как будто бы нарушение правильности размера. То же мы встретим в третьем, четвёртом и многих других стихах романа: (2) Когда не в шутку занемог; (3) Он уважать себя заставил; (4) И лучше выдумать не мог.
В каждом из этих стихов по три ударения вместо ожидаемых четырёх. Во втором и четвёртом стихах «неправильной» с пропущенным ударением, является третья стопа, в третьем – первая.
Если мы прислушаемся к стихам, написанным двусложными размерами, всех русских поэтов от Тредиаковского и до наших современников, то заметим, что у них таких «неправильных» стихов больше, чем «правильных». Речь идёт не об ошибке или неправильности, а об органическом свойстве русских двусложных размеров.
Взяв достаточно большие отрывки русской прозы и сосчитав количество слогов и ударений, мы увидим, что в среднем, округлённо, одно ударение в русском языке приходится на три слога. Такой подсчёт впервые сделал Н. Г. Чернышевский, объяснивший этим неизбежность пропусков схемных ударений в русских ямбах. Это числовое отношение важно для понимания особенностей русского стиха, поэтому его надо запомнить.
Если стремиться писать полномерными ямбами и хореями, без пропуска ударений, тогда для стихов нужно подбирать только короткие слова. Употребив трёхсложное слово, надо непременно рядом поставить односложное или двусложное, чтобы ударения приходились через один слог. При этом ударение в трёхсложном слове должно обязательно стоять посередине («Но боже мой, какая скука…»); слова с начальным или конечным ударением (голова, головы) для подобной жёсткой схемы не годятся.
|
Тредиаковский и Ломоносов полагали, что в случае пропуска ударения в двусложном размере появляется особая стопа – пиррихий, состоящая из двух безударных слогов и способная замещать стопу как ямба, так и хорея. Ломоносов вначале считал употребление пиррихиев поэтической погрешностью и стремился в своих стихах обходиться без них. Потом он вынужден был согласиться, что при относительно большой длине русских слов писать двусложными размерами без пиррихиев нельзя.
Начало двадцатого века отмечено повышением интереса поэтов и литературоведов к теории стиха, которая была связана с поэтической практикой, с особенностями развития поэзии. Теоретическая мысль обращалась к тем проблемам, которые стояли перед стихотворцами и поворотные моменты в истории поэзии часто оказывались поворотными и в стиховедении.
Необходимость создания национальных форм стиха, соответствующих духу русского языка, вызвала к жизни и стиховедческую и поэтическую деятельность Тредиаковского и Ломоносова. Создание и теоретическое обоснование русского классического (силлабо-тонического) стиха – огромная их заслуга перед русской культурой.
В восемнадцатом веке разрабатываются немногие размеры, в основном ямбы – шестистопные, четырёхстопные и вольные. Поэты и учёные начала девятнадцатого века осознают необходимость обогащения метрического репертуара русской поэзии. В это время также усиливается интерес, с одной стороны, к античной культуре, с другой – к народному поэтическому творчеству.
|
Всё это отразилось в книге выдающегося филолога, крупнейшего русского стиховеда девятнадцатого века А. Х. Востокова «Опыт о русском стихосложении», вышедшей отдельным изданием в 1817 году. В первой её части Востоков анализирует и пропагандирует русский гекзаметр, а вторую посвящает исследованию народного стиха, который определяет как тонический. Книга Востокова, в свою очередь, оказала влияние на творчество ряда поэтов его времени. В 20-е годы многие поэты обращаются к гекзаметру. На ритмический строй «Сказки о рыбаке и рыбке» и «Песен западных славян» повлияло знакомство Пушкина с книгой Востокова и его переводами сербского эпоса. «Опыт о русском стихосложении» не утратил своего значения до нашего времени, в ряде современных работ развиваются идеи Востокова.
В творчестве многих поэтов конца девятнадцатого, начала двадцатого веков, прежде всего символистов, чувствуется обострённый интерес к звуковой стороне стиха, к тонкой игре ритмическими оттенками. И исследователи стиха уделяют всё большее внимание ритмическим вариациям стихотворных размеров.
Поворотным этапом в изучении русского стиха стали исследования А. Белого – поэта-символиста и автора работ по теории литературы. В 1910 г. он выпустил книгу «Символизм», содержащую в числе прочих статьи о русском четырёхстопном ямбе. В них он рассматривает не отвлечённый метр (размер), одинаковый во множестве произведений, а реальный ритм конкретного произведения. Особенности ритма определяются прежде всего расположением пиррихиев в стихе (в четырёхстопном ямбе встречаются шесть форм) и комбинациями разных форм в соседних строках.
А. Белый впервые широко применил при изучении стиха статистические методы исследования, без которых современное стиховедение в ряде случаев не может обойтись. Статистика помогла ему установить, что одни формы четырёхстопного ямба встречаются реже, другие – чаще. Так, около половины всех стихов имеют пиррихий на третьей стопе, около четверти – полноударные, остальные формы встречаются реже.
Статистический метод позволил А. Белому показать историческую эволюцию четырёхстопного ямба. У всех русских поэтов пиррихии чаще всего попадают на третью стопу, но на первых двух стопах они у разных поэтов распределяются неодинаково. Так, поэты восемнадцатого века предпочитают тяжело звучащие строки с пиррихием на второй стопе (например, «На лаковом полу моём); Пушкин и последующие поэты отдают предпочтение более лёгкой форме с пиррихием на первой стопе (например, «Напоминают мне оне»).
|
Статьи А. Белого изобиловали множеством интересных наблюдений и, главное, показали, что нельзя ограничиваться определением размера, а надо изучать ритмические оттенки стихотворного произведения. В то же время в этих статьях были и существенные недостатки, в их числе – субъективизм оценок и неудачная терминология.
Но в каждой форме словоразделы могут располагаться различно: ударение в середине стиха может падать на последний слог слова, предпоследний и т. д. – и это тоже изменяет звучание стиха. Сравним два стиха VII формы: «И пал коленопреклонён» и «Исследователями тайн». Словораздельных вариаций четырёхстопных ямба и хорея насчитывается 38. А в пятистопном ямбе употребительны уже 10 форм и 124 их вариации.
Однако если стопа – понятие условное, то возникает вопрос: чем же отличаются друг от друга стихотворные размеры? Рассмотрим следующий остроумный пример Б. В. Томашевского. Исследователь берёт четверостишие из стихотворения Фета «Венера Милосская», написанного четырёхстопным ямбом:
Вся млея пеною морской
И всепобедной вея властью,
Ты смотришь в вечность пред собой…
и отбрасывает первые слоги (все первые слова здесь односложны):
Млея пеною морской,
Всепобедной вея властью,
Смотришь в вечность пред собой…
Ямб превращается в хорей. Отсюда вывод: при одинаковой внутренней структуре двусложные размеры, ямб и хорей, отличаются друг от друга ритмическим зачином – анакрузой, она определяется количеством слабых слогов перед первым сильным: нулевая в хорее, односложная в ямбе. То же в трёхсложниках.
Хорей, дактиль и другие стопы именовали раньше то метром, то размером. Это были синонимы. Теперь же обычно метром называют стопу, то есть род двусложника или трёхсложника: ямб, амфибрахий и т. д., а размером – его вид, то есть стих с известным количеством иктов: четырёхстопный ямб, трёхстопный амфибрахий и т. д.
|
В. М. Жирмунский и Б. В. Томашевский, вслед за А. Белым, подчёркивали, что слух читателя воспринимает не ритм одного изолированного стиха, а ритмическую инерцию ряда стихов в стихотворении. Например:
…Я вижу, жизнь передо мной
Кипит, как океан безбрежный…
Найду ли я утёс надежный,
Где твёрдой обопрусь ногой?
Я буду горестно глядеть
На переменчивые волны,
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринуждённо…
Глубоко укоренившийся термин «силлабо-тонический стих» едва ли можно признать удачным: может показаться, что это какая-то компромиссная форма между тоническим и силлабическим стихом (а внешне дело обстоит именно так: есть качественное различие сильных и слабых мест, и есть равносложность). Определять особенности стиха надо по существенным, основным, а не по вторичным, производным признакам. Так, постоянные ударения в конце стиха и перед цезурой в силлабическом стихе оказались следствием главного признака – равного количества слогов в стихах. В классических русских размерах, наоборот, равносложность является автоматическим следствием правильного чередования сильных и слабых мест стиха. Например, в четырёхстопном хорее с женским окончанием («Бедный Ваня еле дышит…») будет восемь слогов, но наш слух воспринимает не общее количество слогов (восемь единиц, как это было бы в силлабическом стихе), а характер и число их чередований (четыре единицы, четыре двусложных стопы, точнее – четырёхкратное волнообразное чередование сильных и слабых мест, начиная с сильного, с односложным промежутком между двумя сильными). Однако, поскольку термин «силлабо-тонический стих» получил в наши дни широкое распространение, бороться против его употребления нет никакой нужды; надо только помнить, что он условен и вовсе не обозначает какой-то гибридной формы силлабического и тонического стихов.
Конспект урока по литературе № 13
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!