ПРОВЕДЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ УПРАЖНЕНИЙ С МУЗЫКАЛЬНЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

ПРОВЕДЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ УПРАЖНЕНИЙ С МУЗЫКАЛЬНЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ



Ходьба. Для ходьбы обычно подбирается музыкальный мате­риал двух- и четырехдольного размеров: марши, польки, песенные мелодии и другие подобные им по темпу и ритму произведения.

Подсчет ведется, как правило, по четвертям.

Команда. Для остановки движения подается команда «Груп­па» — на 1-й счет; «СТОЙ!» — на 5-й счет последней фразы музы­кального периода.

Бег.Для бега также используется музыкальный материал двух-и четырехдольного размеров: галоп, полька, песенные мелодии и другие подобные им по темпу и ритму музыкальные произведения.

Подсчет. В зависимости от конкретного музыкального произ­ведения и темпа его исполнения подсчет можно вести и по четвер­тям и по восьмым.

Команда. Обычно бег заканчивается не остановкой, а ходьбой. Для перехода с бега на шаг и наоборот подаются команды «Шагом» («Бегом»)—на 1-й счет: «МАРШ!» — на 7-й счет последней фразы музыкального периода.

Подскоки.Для проведения подскоков чаще всего пользуются музыкальными произведениями двух- и четырехдольного размеров: полька, галоп, танцевальные и песенные мелодии.


Подсчет. В большинстве случаев счет ведется по четвертям, реже — по восьмым.

Команда. Подскоки рекомендуется заканчивать ходьбой (чаще всего на месте). Для перехода с подскоков на ходьбу подается команда: «На месте» — на 1-й или 5-й счет; «Шагом» — на 7-й и «МАРШ!» — на 8-й счет последней фразы музыкального предло­жения или периода.

Разновидности передвижений и упражнения на ходу. Как бы ни были разнообразны упражнения на ходу, музыкальный материал следует подбирать исходя из способов передвижения. Это будут такие же произведения, как для ходьбы, бега, подскоков.

Подсчет. В зависимости от способа передвижения группы, со­держания упражнений и конкретного музыкального произведения подсчет следует максимально варьировать: по восьмым, четвертям, половинам и по тактам.

Команда. Для начала упражнений на ходу подаются команды «Упражнение начи-НАЙ!» или «МАРШ!» — в зависимости от того, что будет выполняться после команды. Команда «Упражнение на­чинай!» подается так: «Упражнение» — на 1-й, «начи» — на 5-й, «НАЙ!» и «МАРШ!» — на 7-й счет последней фразы музыкального периода. Для окончания упражнений подаются команды «Обычным шагом — марш!», а также в зависимости от того, какие упражне­ния предшествовали команде. Команда «Обычным шагом — марш!» подается: «Обычным шагом (бегом)» — на 1-й счет, «шагом» — на 2-й и «МАРШ!» — на 7-й счет последней фразы музыкального пе­риода. Команда «Шагом (или бегом) — МАРШ!» подается так же, как при беге.



Танцевальные движения. Для танцевальных движений исполь­зуются разнообразные музыкальные произведения: вальс, полька, галоп, мазурка, народные и современные танцевальные мелодии.

Подсчет. При обучении занимающихся какому-либо танцеваль­ному ходу или фигуре счет следует вести на каждое движение. Например, переменный шаг и шаг польки состоят из четырех дви­жений. Один переменный шаг сочетается с одним тактом двухдоль­ного размера. Следовательно, счет нужно вести по восьмым: «раз» — «и» — «два» — «и». Шаг вальса и большой шаг мазурки состоят из трех движений и занимают один такт трехдольного раз­мера. Следовательно, счет нужно вести по четвертям: «раз», «два», «три».

Команда. Если танцевальное движение заканчивается ходьбой (а после галопа это желательно), то подается команда «Шагом —■ МАРШ!». Для прекращения танцевального движения подается команда «СТОЙ!» с последним счетом последней фразы музыкально­го периода.

ОРУ можно проводить под музыку любого размера.

С позиции выбора музыкального материала все ОРУ можно разделить на две группы. В одну из них входят такие, в которых все фазы движений равноценны. Преимущественно это упражнения на силу: сгибание и разгибание рук в упоре лежа, приседания, поднимание ног в седе, медленные наклоны назад и т. п. Для та-


ких упражнении можно пользоваться музыкальным материалом любого размера, предпочитая трехдольный (вальс). Трехдольный размер особенно рекомендуется для плавных упражнений, состав­ленных на несколько счетов (кружение туловища, наклоны назад и т. п.), при выполнении которых желательно сохранять равномер­ную плавность движений. В музыке двухдольного размера слиш­ком контрастны сильные и слабые доли такта. Это вынуждает занимающихся непроизвольно расчленять неделимое целостное движение на два. В трехдольном размере контрасты между силь­ными и слабыми долями менее выражены, что способствует выпол­нению движений в заданном характере.



Другую группу составляют упражнения, в которых явно вы­ражены две фазы, фаза основного действия, для выполнения ко­торого должны быть приложены значительные усилия, и фаза воз­вращения в исходное положение. Преимущественно это упражне­ния для развития гибкости: взмахи ногами, рывковые движения руками и т. п. Для таких упражнений лучше всего подходит му­зыка двух- и четырехдольного размеров. Причем фаза основных действий должна совпадать с сильной долей такта. В данном слу­чае музыкальный акцент вызывает более энергичные действия за­нимающихся. В зависимости от нужного темпа и особенностей му-фзыкального произведения двух- или четырехдольного размера счет можно вести по четвертям, по половинам, иногда по восьмым. При исполнении произведений трехдольного размера типа вальса счет обычно ведется по тактам и совпадает с сильными долями.

Вольные упражнения. При подборе музыкального материала для вольных упражнений нужно исходить прежде всего из их назначения. Одни композиции вольных упражнений предназнача­ются для массовых показательных выступлений, другие могут слу­жить контрольно-отборочными нормативами, а третьи являются одним из видов произвольной программы на соревнованиях. Наи­большую сложность представляет выбор музыки для произвольных вольных упражнений.

Правилами соревнований предусмотрены ограничения по вре­мени, а также специальные требования к содержанию и компози­ции упражнений. Кроме того, необходимо учитывать индивидуаль­ные особенности исполнителей (наклонности, способности, воз­можности).

В зависимости от конкретных условий можно воспользоваться одним из следующих вариантов решения этой проблемы:

— сделать купюры в выбранном музыкальном произведении, пропуская те его части, которые мало соответствуют характеру задуманной композиции вольных упражнений;

— создать компиляцию из различных музыкальных произве­дений одного или нескольких авторов;

— сделать обработку выбранной темы или вариации на тему;

— на готовую композицию вольных упражнений написать новую музыку.


 




ч.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие.................................................................... ... "

Часть I

Гимнастика как средство физического воспитания ... 5

Глава 1

Введение в предмет............................................................................................ —

1.1. Характеристика специалиста в области массовых видов гимнастики —

1.2. Основные задачи курса «Гимнастика и методика преподавания» 7

1.3. Гимнастика — учебно-научная дисциплина ... 9

Глава 2

Гимнастика в советской системе физического воспитания ........................ .......... —

2.1. Значение и место гимнастики в советской системе физического воспитания —

2.2. Методические особенности гимнастики .... 11<

2.3. Характеристика средств гимнастики.............................. .......... 13

2.4. Виды гимнастики ............................................................ 16

Глава 3

Краткий исторический обзор ................................................................. - . 17

3.1. Зарождение гимнастики.................................................. .......... —

3.2. Гимнастика в новое время.............................................. .......... 18

3.3. Создание национальных систем гимнастики ... 19

3.4. Гимнастика в дореволюционной России .... 23

3.5. Развитие гимнастики в СССР......................................... 24

Глава 4

Гимнастическая терминология.......................................................................... 28

4.1. Значение терминологии................................................... .......... —

* 4.2. Требования, предъявляемые к терминологии ... 29

4.3. Правила гимнастической терминологии .... 30

4.4. Термины общеразвивающих и вольных упражнений 32

4.5. Термины упражнений на снарядах . ..... 36

4.6. Термины акробатических упражнений .... 39

4.7. Термины упражнений художественной гимнастики 41

4.8. Правила и формы записи упражнений .... 42

Часть II

Основные средства гимнастики и методика обучения уп­
ражнениям • ,.............................................................................................. ....... 45

Глава 5

Строевые упражнения........................................................................................ .......... —

5.1. Назначение и особенности строевых упражнений . —

5.2. Основные группы строевых упражнений .... 47

5.3. Методические указания................................................... 53


Глава 6

Общеразвивающие упражнения................................................................... ............... 55

6.1. Характеристика упражнений........................................... —

6.2. Классификация упражнений и программный мате­риал 56

6.3. Составление комплексов общеразвивающих упраж­нений 60

6.4. Методика проведения общеразвивающих упражне­ний .............. 64

Глава 7

Прикладные упражнения................................................................................... 69

7Д, Характеристика прикладных упражнений ... —

П2) Техника и методика обучения основным упраж- ^~

^S нениям.................................................................................. I/O

Глава 8

Упражнения на гимнастических снарядах (мужское многоборье) . . 82

(й.1 уОбщие основы техники упражнений на гимнастиче-

— ских снарядах.................................................................... —

8.2. Упражнения на коне......................................................... .......... 92

8.3. Упражнения на кольцах.................................................. 100

8.4. Упражнения на брусьях . ........................................ ........ 109

8.5. Упражнения на перекладине........................................... 120

/ Глава 9

Упражнения на гимнастических снарядах (женское многоборье) . . . 129

9.1. Упражнения на брусьях разной высоты .... —

9.2. Упражнения на бревне.................................................... 136

Глава 10

Прыжки............................................................................................................... 147

10.1. Характеристика и классификация прыжков ... —

10.2. Техника и методика обучения прыжкам .... 148

10.3. Прикладные опорные прыжки...................................... 152

10.4. Спортивные опорные прыжки..................................... 155

Глава 11

Вольные упражнения.................................................... ,................................... 158

11.1. Характеристика вольных упражнений .... —

11.2. Содержание вольных упражнений............................ ........ 159

11.3. Обучение вольным упражнениям................................ 161

11.4. Композиция вольных упражнений.............................. 162

Глава 12

Акробатические упражнения............................................................................. 164

12.1. Характеристика акробатических упражнений, их классификация —

12.2. Техника акробатических упражнений, методика обучения 165

Глава 13

Упражнения художественной гимнастики....................................................... 177

13.1. Классификация упражнений......................................... ......... —

13.2. Подготовительные упражнения.................................. ......... 178

13.3. Упражнения без предмета............................................ 179

13.4. Упражнения с предметом............................................. IS 14



Глава 14
Методика обучения гимнастическим упражнениям.........................................

14.1. Цели и задачи обучения в гимнастике . . . .

14.2. Характеристика гимнастических упражнений .

14.3. Предпосылки успешного обучения гимнастическим упражнениям

14.4. Реализация дидактических принципов в обучении гимнастическим упражнениям

14.5. Особенности взаимодействия гимнастических уп­ражнений .

14.6.Этапы обучения гимнастическим упражнениям .

14.7. Методы и приемы обучения гимнастическим уп­ражнениям . , - .

14.8. Методика исправления ошибок....................................

14.9. Особенности обучения групповым и массовым уп­ражнениям

14.10. Средства обеспечения учебного процесса в гим­
настике............................................................................

Часть III

Виды гимнастики и формы занятий....................................

Глава 15
Образовательно-развивающие виды гимнастики.............................................

15.1. Основная гимнастика....................................................

15.2. Женская гимнастика......................................................

15.3. Атлетическая гимнастика..............................................

15.4. Профессионально-прикладные виды гимнастики .

Глава 16
Оздоровительные виды гимнастики..................................................................

16.1. Гигиеническая гимнастика...........................................

16.2. Производственная гимнастика....................................

16.3. Ритмическая гимнастика...............................................

16.4. Лечебная гимнастика.....................................................

Глава 17
Спортивные виды гимнастики...........................................................................

17.1. Характеристика спортивных видов гимнастики . .

17.2. Тенденция развития спортивных видов гимнастики

17.3. Характеристика содержания спортивных видов гимнастики

Глава 18

Формы занятий гимнастикой............................. ..............................................

Глава 19

урочные формы занятий гимнастикой . .......................................................

19.1. Общие методические положения...............................

19.2. Методика проведения отдельных частей занятий гимнастикой

Глава 20
Соревнования по гимнастике . . .................................................................

20.1. Значение соревнований.......................

20.2. Виды соревнований.........................


 

20.3. Программа соревнований.............................................

20.4. Положения о соревнованиях........................................

20.5. Подготовка и проведение соревнований . . . .

20.6. Особенности проведения массовых соревнований .

20.7. Основы судейства в гимнастике...................................

Глава 21

Массовые гимнастические выступления . . .............................................

21.1 Общие требования к массовым гимнастическим

''выступлениям............................ ,...................................

21.2.- Характеристика программ..........................................

21,3. Музыкальное сопровождение.....................................

2!.4."\Художественное оформление.....................................

21.5. Организация и методика подготовки . . . . .

Часть IV

Планирование работы и методика занятий с различными
контингентами ..............................................................

Глава 22 Планирование и учет работы по гимнастике в школе и ПТУ. . . .

22.1.' Значение и задачи планирования учебной работы

/5!2. 'Основные документы планирования............................

22.3. Учет учебной работы..................................................

Глава 23

Методика занятий гимнастикой в школе и ПТУ.............................................

^н 23. l.s Задачи физического воспитания, решаемые на
занятиях гимнастикой в школе....................................

23.2. Содержание и методика занятий гимнастикой в младших, средних и старших классах . . . .

23.3. Особенности занятий гимнастикой с учащимися подготовительной и специальной медицинских групп

23.4. Характеристика гимнастических упражнений ком­плекса ГТО

23.5. Методика обучения гимнастическим упражнениям комплекса ГТО

23.6., Формы занятий гимнастикой.......................................

Глава 24
Методиказанятий гимнастикрй с женщинами................................................

24.1. Задачи и содержание основной гимнастики для женщин .........

24.2. Методические особенности проведения занятий .

24.3. Основные упражнения для женщин..............................

24.4. Контроль за состоянием здоровья...............................

Глава 25

Занятия гимнастикой с лицами среднего, пожилого и старшего воз­
раста ....................................................................................................................

25.1. Значение гимнастики для лиц среднего, пожилого и старшего возраста

25.2. Формы занятий . .....................................................

25.3. Содержание и методические особенности занятий

25.4. Планирование и дозировка физической нагрузки

25.5. Врачебный контроль и самоконтроль..........................

I



Часть V

Обеспечение занятий гимнастикой....................................................... 306

Глава 26

Места занятий и их оборудование. ............................................... —

26.1. Гимнастические залы.................................................... ......... —

26.2. Гимнастические снаряды . ...................................... 308

26.3. Инвентарь...................................................................... 313

26.4. Гимнастическая площадка.......................................... ....... 314

26.5. Правила эксплуатации залов и оборудования . 316

•л

Глава 27

Меры предупреждения травм на занятиях гимнастикой..................... —

27.1.Причины травматизма в гимнастике........................... ......... —

27.2. Профилактика травматизма вразличных видах упражнений 317

27.3. Врачебный контроль исамоконтроль...................... ........ 323

Глава 28

Музыкальное сопровождение........................................................................ ........ 324

28.1.Элементы музыкальной грамоты . ..... 325

28.2. Проведение различных видов упражнений с му­зыкальным сопровождением 329

Учебно-методическое пособие

ГИМНАСТИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

Под редакцией

Владимира Михайловича Смолевского

Заведующая редакцией А. К. Гринкевич. Редактор А. К. Кветная. Художник С. А. Сал-танов. Художественный редактор в. А. Жигарев, Технический редактор О. А. Кули/сова. Корректор 3. Г. Самылкина

ИБ 2222

Сдано в набор 23.12.86. Подписано к печати 04.06.87. Формат 60X90/ie. Бумага кн.-журн. Гарнитура «Литературная». Высокчя печать. Усл. п. л. 21.0. Усл. кр.-отт. 21,0. Уч.-изд. л. 23.14. Тираж 33 000 экз. Издат. Nt 7916. Зак. 1760. Цена I р. 10 к.

Ордена «Знак Почета» издательство «Физкультура и спорт» Государственного комитета СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли 101421, ГСП, Москва. К-6, Каляевская ул., 27

Ярославский полиграфкомбинат Союзполиграфпрома при Государственном комитете СССР по делам издательств полиграфин и книжной торговли. 150014, Ярославль, ул. Сво­боды, 97.



 






Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.028 с.