Б 2. У 3 программа учебной (диалектологической) практики по получению первичных профессиональных умений и навыков — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Б 2. У 3 программа учебной (диалектологической) практики по получению первичных профессиональных умений и навыков

2017-05-16 416
Б 2. У 3 программа учебной (диалектологической) практики по получению первичных профессиональных умений и навыков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Б 2. У 3 ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ (ДИАЛЕКТОЛОГИЧЕСКОЙ) ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

 

 

Рекомендуется для

 

направления – 44.03.05 Педагогическое образование

профиля «Русский язык, литература»

 

квалификации (степени) выпускника – бакалавр

 

1. Цель практики:

Целью практики является

Целью практики является

выполнение и развитие профессиональных компетенций, соответствующих следующим видам профессиональной деятельности:

педагогическая деятельность:

– способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3);

научно-исследовательская деятельность:

– способность выделять и анализировать в разных аспектах единицы всех уровней языка, в том числе явления переходного характера (ПСК 2);

– способность использовать разные методы лингвистических и литературоведческих исследований, современные технологии сбора и обработки экспериментальных данных в соответствии с проблемой исследования, получать, систематизировать и критически оценивать информацию из разных источников, в том числе Интернет-ресурсов (ПСК 4);

методическая деятельность:

– способность учитывать в своей профессиональной деятельности основные положения лингвокультурологии и теории межкультурной коммуникации, устанавливать связи русского языка, русской литературы и русской культуры с другими языками, литературами и культурами, использовать региональный компонент (ПСК 5).

Задачи практики

В связи с поставленными целями решаются следующие задачи практики:

– сбор диалектного лексического материала по программе ЛАРНГ в сельских районах Республики Башкортостан;

– выявление особенностей функционирования русского языка (в его устной и письменной формах) на территории городов и посёлков городского типа РБ в области фонетики, лексики, грамматики, словообразования и словоизменения;

– анализ состояния русской речевой культуры разных возрастных и социальных слоев городского населения;

- подготовка, систематизация, обобщение собранных языковых материалов;

- анализ результатов научного исследования в сфере социолингвистики и русской диалектологии с использованием современных научных методов и технологий;

- выполнение индивидуального задания (вопросник по топонимике);

- выполнение дополнительных заданий руководителя базы практики (написание конспекта внеклассного мероприятия на основе собранного материала).

 

 

2. Трудоемкость практики составляет 3 зачетные единицы (кредита) или 108 часов.

Трудоемкость учебной (диалектологической) практики составляет 2 учебные недели – 3 зачётные единицы (108 часов), из них 72 часа – контактных работ, 36 часов отводится на СРС, форма промежуточной аттестации – зачет с оценкой.

 

3. Сроки проведения практики и ее место в структуре основной образовательной программы:

Учебная (диалектологическая) практика по получению первичных профессиональных умений и навыков» относится к циклу Блок 2 «Практики, в том числе научно-исследовательская работа», разделу «Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков» и проводится в 4 семестре.

Для успешного прохождения учебной (диалектологической) практики по получению первичных профессиональных умений и навыков необходимы знания, умения и компетенции, усвоенные студентами в процессе изучения дисциплин «Введение в языкознание», «Русская диалектология», «Лексика русских говоров», «Современный русский литературный язык» (Фонетика, Лексика и фразеология, Морфемика и словообразование, Морфология, Синтаксис), Лингвокраеведение, «История Отечества», «История Башкортостана», «Психология».

Сроки проведения практики – 4 семестр, 2 курс, с 4 по 18 июля 2016 года (2 недели).

Требования к результатам практики

В результате прохождения практики студент должен:

знать:

предмет и задачи курса «Русская диалектология», историю края; углубить, расширить и активизировать теоретические знания; ознакомиться с методами исследовательской работы в области диалектологии, социолингвистики, истории и теории русского языка; ознакомиться с методами исследовательской работы в области лингвистики, диалектологии, этнографии;

уметь:

применять полученные знания и умения в процессе учебной (диалектологической) практики; использовать разные методы лингвистических и лингвогеографических исследований, а также современные технологии сбора и обработки экспериментальных данных в соответствии с проблемой исследования; организовывать собственную познавательную и исследовательскую деятельность и подобную же деятельность обучающихся; анализировать результаты учебно-исследовательской деятельности и применять их в научно-исследовательской деятельности при написании курсовых и квалификационных работ по русскому языку;

владеть:

приемами и методами научно-исследовательской деятельности, методикой сбора, записи живой разговорной речи, систематизации и компьютерной обработки собранного материала.

Содержание практики

Вид работы Формируемые компетенции Трудоемкость в ЗЕТ
Педагогическая: - подготовить конспект внеклассного мероприятия по русскому языку на основе собранного диалектного и иного лингвокраеведческого материала; - – изучение литературы, составление библиографического списка, посещение музеев. способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3)   0,5
Научно-исследовательская: - сбор диалектного и иного лингвистического материала, опрос, беседа, проведение анкетирования; - первичная обработка (систематизация, картографирование, лингвистическое описание, паспортизация, представление его в различных формах (карточки, записи в тетрадях, транскрипция оригинальных текстов, диаграммы, таблицы, фотографии, ксерокопии, сканированные материалы, аудио- и видеозаписи) способность выделять и анализировать в разных аспектах единицы всех уровней языка, в том числе явления переходного характера (ПСК 2);   способность использовать разные методы лингвистических и литературоведческих исследований, современные технологии сбора и обработки экспериментальных данных в соответствии с проблемой исследования, получать, систематизировать и критически оценивать информацию из разных источников, в том числе Интернет-ресурсов (ПСК 4);    
Методическая: - предложить методические рекомендации по использованию собранного материала в профессиональной деятельности. способность учитывать в своей профессиональной деятельности основные положения лингвокультурологии и теории межкультурной коммуникации, устанавливать связи русского языка, русской литературы и русской культуры с другими языками, литературами и культурами, использовать региональный компонент (ПСК 5). 0,5

6. Тематическое планирование практики

Дата Тема занятия (содержание работы) Трудоемкость в часах
Контактной работы СРС
До 1 июля 2016 Ознакомительный этап. Установочная конференция    
04.07.16 – 09.07.16 Сбор диалектных и лингвокраеведческих материалов. Опрос населения, тематические беседы. Поиск краеведческих материалов (посещение музея, изучение литературы) Проведение анкетирования.    
11.07.16 – 17.07.16 Выполнение практических заданий и первичная обработка собранного лингвокраеведческого материала.    
11.07.16 – 17.07.16 Систематизация, картографирование, окончательная обработка.    
11.07.16 – 17.07.16 Подготовка портфолио.    
06.09.16 Итоговая конференция    
06.09.16 Зачёт    
Итого 108 часов

 

7. Сведения о местах проведения практики (дается характеристика мест проведения практики, указываются требования к организациям, предприятиям, учреждениям, которые предполагается использовать для проведения практики).

Базы для проведения практики:

1) Лаборатория по изучению регионального пространства РБ при кабинете им. Н.К. Дмитриева – кафедра общего языкознания БГПУ им. М.Акмуллы;

2) ИЛИ РАН в Санкт-Петербурге;

3)УНЦ РАН;

4) полевая практика в районах Республики Башкортостан – Бакалинский и Хайбулинский районы РБ

 

Сбор диалектной лексики в полевых условиях. Для данной формы практики предварительно устанавливаются контакты с представителями сельской администрации и школами, обговариваются сроки приезда и размещения студентов на жительство. Из-за специфики практики (обследование разных районов края с целью сбора диалектной лексики и сохранения её для потомков) каждый год выбирается новое место для ее прохождения, поэтому долгосрочные договоры не практикуются. Место практики выбирается с учетом богатства представленного в данной местности диалектного материала (предварительно проводится работа с литературой, архивами для выявления таких мест) и наличия условий для размещения студентов на жительство.

Сбор языкового материала в городских условиях и его обработка. Для данной формы практики заранее места ее проведения не планируются. Для этой практики выбираются студенты, в основном живущие в городах.

Работа в диалектологических картотеках и архивах. Для данной формы практики заключены договоры о сотрудничестве с ИЛИ РАН а Санкт-Петербурге и УНЦ РАН в Уфе.

Критерии отбора студентов для прохождения учебной (диалектологической) практики в Институте лингвистических исследований АН РФ в Санкт-Петербурге:

1) высокий рейтинг по успеваемости;

2) высокий рейтинг по курсам «Русская диалектология» и «Лексика русских говоров»;

3) выступление с научным докладом на итоговой научной конференции;

4) наличие публикаций;

5) активное участие в общественной жизни вуза, института, кафедры.

6) окончательный список практикантов утверждается решением ученого совета ИФОМК.

 

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики:

а) основная литература (до 5 наименований)

1. Иваницкая Е.Н. Русская диалектология. – М.: Академия, 2013.

 

б) дополнительная литература (до 15 наименований)

1. Аванесов Р.И. Очерки русской диалектологии. – Ч. I. – М., 1949.

2. Аванесов Р.И. Русская литературная и диалектная фонетика. – М., 1974.

3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. 7-е изд. – М., 1978-1980. – Т. I-IV.

4. Диалектологическая практика. Учебное пособие. / Сост.И.С. Лутовинова, М.А. Тарасова. – СПб., 2006.

5. Захарова К.Ф., Орлова В.Г. Диалектное членение русского языка. – М., 1970.

6. Здобнова З.П. Атлас русских говоров Башкирии (в 2-х частях). – Уфа, 2000; Уфа, 2008.

7. Здобнова З.П. Русская диалектология: Учебное пособие. – Уфа: Изд-во БГУ, 2003.

8. Здобнова З.П. Судьба русских переселенческих говоров в Башкирии. – Уфа: Изд-во БГУ, 2001.

9. Здобнова З.П. Территориальное варьирование русского языка в Башкирии. Учебное пособие по спецкурсу. – Уфа, 1977.

10. Здобнова З.П. Типология русских говоров в Башкирии. – Уфа, 1981.

11. Исаева Т.А. Контрольная работа по русской диалектологии. – М., 1986.

12. Пожарицкая С.К. Русская диалектология. – М., 2005.

13. Русская диалектология / Под ред. Л.Л.Касаткина. – М., 1989.

14. Русская диалектология / Под ред. Н.А.Мещерского. – М., 1972.

15. Русская диалектология / Под ред. В.В.Колесова. – М., 2006.

16. Русская диалектология / Под ред. П.С.Кузнецова. – М., 1973.

17. Словарь русских говоров Башкирии. А-И. Вып. 1. – Уфа, 1997; К-О. Вып. 2. – Уфа, 2000; Вып. 3. – Уфа, 2003. Вып. 4. – Уфа, 2005; Уфа 2008.

18. Словарь русских народных говоров / Под ред. Ф.П.Филина, ред. Ф.П.Сороколетова. Вып. 1-43. – М.-Л., 1965 – 2011 (издание продолжается).

19. Текучев А.В. Преподавание русского языка в диалектных условиях. – М., 1974.

 

в) программное обеспечение

Поисковая система «Диалект»

 

г) базы данных, информационно-справочные материалы и поисковые системы

www.ruscorpora.ru

www.philology.ru

www.gramota.ru

www.yandex.ru

 

9. Материально-техническое обеспечение практики: (указывается техника, лабораторное оборудование и т.д.)

Для успешного осуществления учебной (диалектологической) практики необходимы: ноутбук, цифровые диктофоны для записи и воспроизведения диалектной речи; аудио, видеоаппаратура: цифровая видеокамера для записи и воспроизведения речевого поведения носителей языка;

 

10. Методические рекомендации по проведению практики.

Проведение практики планируется в трех направлениях:

1) полевая практика в сельских районах РБ по общероссийской программе «Лексический атлас русских народных говоров» (летняя);

2 ) научная работа в картотеке ЛАРНГ в ИЛИ РАН в г. Санкт-Петербурге (летняя);

3) изучение особенностей функционирования русского языка на территории РБ в УНЦ РАН и при лаборатории по изучению лингвокультурного пространства РБ кафедры общего языкознания БГПУ им. М.Акмуллы (летняя).

Организация деятельности студентов.

Требования к организации педагогической практики определяются государственным образовательным стандартом подготовки бакалавра по направлению Педагогическое образование, профиль «Русский язык и литература».

По требованиям ФГОС 3+, учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков может быть стационарной и выездной. В данном случае избраны оба варианта: выездной – в отдел ЛАРНГ ИЛИ РАН в Санкт-Петербург и районы РБ (Бакалинский и Хайбуллинский); стационарный – на кафедре и в лаборатории вуза (кафедра общего языкознания, лаборатория по изучению лингвокультурного пространства РБ в кабинете им. Н.К. Дмитриева), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

Учебная практика предполагает отчет студента об итогах практики и отзыв руководителя практики.

Поэтапное и тематическое планирование практики

1. Ознакомительный этап (до начала практики).

Подготовительный этап начинается с момента чтения лекций и проведения практических занятий по курсу «Русская диалектология» и курса по выбору «Лексика русских говоров», в процессе которых студентам сообщается о предстоящей практике и ее задачах. В соответствии с программой данных дисциплин своевременно должна быть прочитана студентам лекция о говорах родного края и закреплены ее положения на практических занятиях с использованием материалов диалектологических экспедиций, которые собраны кафедрой. После сдачи зачета по названным курсам со студентами проводятся специальные занятия, целью которых является ознакомление будущих собирателей с конкретными задачами практики, повторение основных особенностей говоров данного региона, уточнение и конкретизация принятых во время практики транскрипционных знаков, детальное ознакомление с особенностями исторического, этнографического, экономического характера, присущими данной местности.

Таким образом, для прохождения учебной практики студенты должны пройти соответствующую научную, учебно-методическую и инструктаж по технике безопасности, что выражается в следующем:

1) иметь удовлетворительные знания по русской диалектологии;

2) усвоить задачи практики, методику сбора и обработки материала, приобрести навыки транскрипции устной речи, пользования диктофонами, научиться правильно оформлять необходимую документацию;

3) твёрдо знать правила техники безопасности;

На практику допускаются только те студенты, которые прослушали вводные лекции, прошли специальную подготовку на практических занятиях, выполнили все задания, предусмотренные подготовкой, и получили зачет, на основании которого разрешается практика.

Желательно посещение Русского отдела в Национальном музее в Уфе.

Завершается данный этап организацией установочной конференции, составлением и согласованием плана работы на период практики.

2. Основной этап (1 неделя).

Первое направление. Группа ЛАРНГ ИЛИ РАН обеспечивает вузы РФ программами по собиранию полевых материалов. Полевую практику целесообразно проводить небольшими мобильными отрядами, состоящими не более чем из пяти-шести человек. Студенты из сельских районов РБ могут собирать диалектный материал для ЛАРНГ по месту жительства. По желанию, каждый из них может принять и разместить двух-трех студентов своей группы из г.Уфы или других регионов и городов. Студенты, которые по каким-либо причинам не смогут участвовать в выездных экспедициях, будут заниматься обработкой привезенных полевых материалов.

По приезде на место руководитель практики проводит пробное показательное занятие со студентами, знакомит их с методикой записи, направляет содержание беседы с носителем говора. В эти же первые дни преподаватель проверяет все записи студентов, которые он дублировал, сравнивает записи практикантов со своими, указывает на ошибки начинающих собирателей, отмечает имеющиеся достоинства, дает советы, рекомендации, указания по дальнейшей работе, и только после этого, наметив конкретный план работы, отпускает студентов-практикантов на самостоятельную запись.

Следует предупредить студентов, что необходимо предельно внимательно и с должным уважением относиться к привычкам, обычаям, законам общения, принятым в данной местности.

Важно также правильно выбрать информантов из сельчан, хорошо сохранивших в своей речи диалектные особенности, – коренных жителей обследуемого села, без существенных дефектов речи. Необходимо, по возможности, обследовать речь пожилого, среднего и молодого поколения.

Все записи диалектной речи должны вестись в фонетической транскрипции и, по возможности, записываться на диктофон. Студенты должны фиксировать все максимально полно, точно и правдиво, ничего не писать по памяти, не корректировать записи после ухода от информанта (корректировка допускается только при наличии аудиозаписи). Следует помнить, что диалектный материал имеет большую научную ценность.

При собирании материалов по предметной лексике желательно делать фотографии, рисунки, схемы.

Материалы, собранные практикантами, являются основными источниками (как новыми, так и дополнительными) для пополнения картотек – фактологической базы для «Лексического атласа русских народных говоров» и дополнений к «Словарю русских говоров Башкирии».

Второе направление. Часть студентов-русистов (из числа отличников и активистов) проходят учебную диалектологическую практику в картотеках Словаря русских народных говоров (СРНГ) и Лексического атласа русских народных говоров (ЛАРНГ) в Институте лингвистических исследований РАН в Санкт-Петербурге (имеется договор о сотрудничестве, продлённый до 2020г.).

Третье направление диалектологической практики в БГПУ им. М.Акмуллы – это изучение особенностей функционирования русского языка, его региолекта, на территории Республики Башкортостан (в городах и поселках городского типа). Исследование вариативного русского языка в социолингвистическом, этнопсихолингвистическом и лингвокультурологическом аспектах – одна из основных тем Лаборатории по изучению лингвокультурного пространства РБ при кабинете им. Н.К. Дмитриева кафедры общего языкознания. Заключен договор о сотрудничестве в этом направлении с УНЦ РАН (продлённый до сентября 2020г.)

 

3. Заключительный этап (1 неделя).

Систематизация и компьютерная обработка собранного материала в компьютерных классах ИФОМК.

Подведение итогов, оформление отчетной документации по итогам практики, подготовка итоговой конференции.

Ожидаемые результаты:

По окончании практики бакалавры педагогического образования, профиль «Русский язык, литература» должны владеть следующими специальными компетенциями: приемами и методами научно-исследовательской деятельности, методикой сбора, систематизации и компьютерной обработки языкового материала; умениями организовывать собственную познавательную и исследовательскую деятельность и подобную же деятельность обучающихся, анализировать результаты учебно-исследовательской деятельности и применять их в научно-исследовательской деятельности при написании квалификационных работ по русскому языку.

 

11. Требования к промежуточной аттестации по практике. Указывается форма промежуточной аттестации, порядок аттестации, требования к аттестации и критерии оценки за практику.

Итоговая оценка за практику выставляется курсовым руководителем учебной (диалектологической) практики после предоставления всей отчетной документации и по итогам оценок, выставленных групповым руководителем, за каждый вид деятельности. Итоги практики подводятся на итоговой конференции по учебной диалектологической практике, на которой заслушиваются отчеты руководителя (ей) практики, выступления студентов, достигших за время практики наилучших результатов.

Студент по окончании практики представляет руководителю практики от кафедры портфолио, в котором должны быть:

- индивидуальная зачетная ведомость практиканта-магистранта с заполненной графой самооценки (прил.1а, 1б, 1в);

- отчёт по предложенной форме (прил. 2- а, б, в)

- отзыв группового руководителя (прил.3);

- ономастическое пространство населённого пункта (описание);

- конспект внеклассного мероприятия с использованием собранного материала;

- карточки, тетради, анкеты, тексты, схемы, таблицы, диаграммы, фотографии, ксерокопии, сканы и пр.;

- методические рекомендации к использованию собранного материала в профессиональной деятельности.

Общие критерии оценивания и шкалы оценивания, подходы к определению уровня сформированности компетенций, приведенных в разделе 1 данной программы, определяются утвержденным Порядком формировании фонда оценочных средств.

Оценка по защите итогов практики проставляется руководителем практики в экзаменационную ведомость и зачетную книжку студента. Эта оценка приравнивается к оценкам по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов. Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие неудовлетворительную оценку, могут быть отчислены из вуза, как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном уставом университета.

 

ОТЧЕТ

о прохождении учебной (диалектологической) практики студентов ИФОМК, специальности (направления) _________________, _________ курса _________ отделения

в 20__/20__ учебном году

1. Сроки прохождения практики:

2. Место прохождения:

a. Сведения он населенном пункте:

- Официальное название пункта с указанием его административной принадлежности к району и области

- Приблизительное число жителей (если среди них имеются переселенцы – выясните, откуда они прибыли)

- Занятия жителей (если часть работает вне деревни – указать, где)

3. Информанты (количество опрошенных):

a. Сведения об информантах:

- ФИО

- Год и место рождения

- Образование, профессия

4. Цель и задачи практики:

5. Программа:

6. Количество вопросов по программе:

Трудности.

Выводы.

Пожелания.

 


Приложение 2б (город)

ОТЧЕТ

о прохождении учебной (диалектологической) практики студентов ИФОМК, направление, профиль _________________, _________ курса _________ отделения

в 20__/20__ учебном году

11. Сроки прохождения практики:

12. Место прохождения:

13. Цель и задачи практики:

14. Информанты (сведения о возрастных и др. социально-демографических особенностях опрошенных):

15. Количество обработанных анкет:

16. Анализ анкет:

1) фонетические особенности в речи анкетируемых;

2) словообразовательные особенности;

3) грамматические (морфологические) особенности;

4) грамматические (синтаксические) особенности;

Лексические особенности.

ОТЧЕТ

о прохождении учебной (диалектологической) практики студентов ИФОМК, направление, профиль _________________, _________ курса _________ отделения

в 20__/20__ учебном году

1) Сроки прохождения практики:

2) Место прохождения:

3) Цель и задачи практики:

4) Виды выполняемых работ:

5) Выводы:

6) Трудности:

7) Пожелания:


Приложение 3

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФГБОУ ВО «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М. АКМУЛЛЫ»

Приложение 4

ВОПРОСНИК

Б 2. У 3 ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ (ДИАЛЕКТОЛОГИЧЕСКОЙ) ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

 

 

Рекомендуется для

 

направления – 44.03.05 Педагогическое образование

профиля «Русский язык, литература»

 

квалификации (степени) выпускника – бакалавр

 

1. Цель практики:

Целью практики является

Целью практики является

выполнение и развитие профессиональных компетенций, соответствующих следующим видам профессиональной деятельности:

педагогическая деятельность:

– способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3);

научно-исследовательская деятельность:

– способность выделять и анализировать в разных аспектах единицы всех уровней языка, в том числе явления переходного характера (ПСК 2);

– способность использовать разные методы лингвистических и литературоведческих исследований, современные технологии сбора и обработки экспериментальных данных в соответствии с проблемой исследования, получать, систематизировать и критически оценивать информацию из разных источников, в том числе Интернет-ресурсов (ПСК 4);

методическая деятельность:

– способность учитывать в своей профессиональной деятельности основные положения лингвокультурологии и теории межкультурной коммуникации, устанавливать связи русского языка, русской литературы и русской культуры с другими языками, литературами и культурами, использовать региональный компонент (ПСК 5).

Задачи практики

В связи с поставленными целями решаются следующие задачи практики:

– сбор диалектного лексического материала по программе ЛАРНГ в сельских районах Республики Башкортостан;

– выявление особенностей функционирования русского языка (в его устной и письменной формах) на территории городов и посёлков городского типа РБ в области фонетики, лексики, грамматики, словообразования и словоизменения;

– анализ состояния русской речевой культуры разных возрастных и социальных слоев городского населения;

- подготовка, систематизация, обобщение собранных языковых материалов;

- анализ результатов научного исследования в сфере социолингвистики и русской диалектологии с использованием современных научных методов и технологий;

- выполнение индивидуального задания (вопросник по топонимике);

- выполнение дополнительных заданий руководителя базы практики (написание конспекта внеклассного мероприятия на основе собранного материала).

 

 

2. Трудоемкость практики составляет 3 зачетные единицы (кредита) или 108 часов.

Трудоемкость учебной (диалектологической) практики составляет 2 учебные недели – 3 зачётные единицы (108 часов), из них 72 часа – контактных работ, 36 часов отводится на СРС, форма промежуточной аттестации – зачет с оценкой.

 

3. Сроки проведения практики и ее место в структуре основной образовательной программы:

Учебная (диалектологическая) практика по получению первичных профессиональных умений и навыков» относится к циклу Блок 2 «Практики, в том числе научно-исследовательская работа», разделу «Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков» и проводится в 4 семестре.

Для успешного прохождения учебной (диалектологической) практики по получению первичных профессиональных умений и навыков необходимы знания, умения и компетенции, усвоенные студентами в процессе изучения дисциплин «Введение в языкознание», «Русская диалектология», «Лексика русских говоров», «Современный русский литературный язык» (Фонетика, Лексика и фразеология, Морфемика и словообразование, Морфология, Синтаксис), Лингвокраеведение, «История Отечества», «История Башкортостана», «Психология».

Сроки проведения практики – 4 семестр, 2 курс, с 4 по 18 июля 2016 года (2 недели).

Требования к результатам практики

В результате прохождения практики студент должен:

знать:

предмет и задачи курса «Русская диалектология», историю края; углубить, расширить и активизировать теоретические знания; ознакомиться с методами исследовательской работы в области диалектологии, социолингвистики, истории и теории русского языка; ознакомиться с методами исследовательской работы в области лингвистики, диалектологии, этнографии;

уметь:

применять полученные знания и умения в процессе учебной (диалектологической) практики; использовать разные методы лингвистических и лингвогеографических исследований, а также современные технологии сбора и обработки экспериментальных данных в соответствии с проблемой исследования; организовывать собственную познавательную и исследовательскую деятельность и подобную же деятельность обучающихся; анализировать результаты учебно-исследовательской деятельности и применять их в научно-исследовательской деятельности при написании курсовых и квалификационных работ по русскому языку;

владеть:

приемами и методами научно-исследовательской деятельности, методикой сбора, записи живой разговорной речи, систематизации и компьютерной обработки собранного материала.

Содержание практики

Вид работы Формируемые компетенции Трудоемкость в ЗЕТ
Педагогическая: - подготовить конспект внеклассного мероприятия по русскому языку на основе собранного диалектного и иного лингвокраеведческого материала; - – изучение литературы, составление библиографического списка, посещение музеев. способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3)   0,5
Научно-исследовательская: - сбор диалектного и иного лингвистического материала, опрос, беседа, проведение анкетирования; - первичная обработка (систематизация, картографирование, лингвистическое описание, паспортизация, представление его в различных формах (карточки, записи в тетрадях, транскрипция оригинальных текстов, диаграммы, таблицы, фотографии, ксерокопии, сканированные материалы, аудио- и видеозаписи) способность выделять и анализировать в разных аспектах единицы всех уровней языка, в том числе явления переходного характера (ПСК 2);   способность использовать разные методы лингвистических и литературоведческих исследований, современные технологии сбора и обработки экспериментальных данных в соответствии с проблемой исследования, получать, систематизировать и критически оценивать информацию из разных источников, в том числе Интернет-ресурсов (ПСК 4);    
Методическая: - предложить методические рекомендации по использованию собранного материала в профессиональной деятельности. способность учитывать в своей профессиональной деятельности основные положения лингвокультурологии и теории межкультурной коммуникации, устанавливать связи русского языка, русской литературы и русской культуры с другими языками, литературами и культурами, использовать региональный компонент (ПСК 5). 0,5

6. Тематическое планирование практики

Дата Тема занятия (содержание работы) Трудоемкость в часах
Контактной работы СРС
До 1 июля 2016 Ознакомительный этап. Установочная конференция    
04.07.16 – 09.07.16 Сбор диалектных и лингвокраеведческих материалов. Опрос населения, тематические беседы. Поиск краеведческих материалов (посещение музея, изучение литературы) Проведение анкетирования.    
11.07.16 – 17.07.16 Выполнение практических заданий и первичная обработка собранного лингвокраеведческого материала.    
11.07.16 – 17.07.16 Систематизация, картографирование, окончательная обработка.    
11.07.16 – 17.07.16 Подготовка портфолио.    
06.09.16 Итоговая конференция    
06.09.16 Зачёт    
Итого 108 часов

 

7. Сведения о местах проведения практики (дается характеристика мест проведения практики, указываются требования к организациям, предприятиям, учреждениям, которые предполагается использовать для проведения практики).

Базы для проведения практики:

1) Лаборатория по изучению регионального пространства РБ при кабинете им. Н.К. Дмитриева – кафедра общего языкознания БГПУ им. М.Акмуллы;

2) ИЛИ РАН в Санкт-Петербурге;

3)УНЦ РАН;

4) полевая практика в районах Республики Башкортостан – Бакалинский и Хайбулинский районы РБ

 

Сбор диалектной лексики в полевых условиях. Для данной формы практики предварительно устанавливаются контакты с представителями сельской администрации и школами, обговариваются сроки приезда и размещения студентов на жительство. Из-за специфики практики (обследование разных районов края с целью сбора диалектной лексики и сохранения её для потомков) каждый год выбирается новое место для ее прохождения, поэтому долгосрочные договоры не практикуются. Место практики выбирается с учетом богатства представленного в данной местности диалектного материала (предварительно проводится работа с литературой, архивами для выявления таких мест) и наличия условий для размещения студентов на жительство.

Сбор языкового материала в городских условиях и его обработка. Для данной формы практики заранее места ее проведения не планируются. Для этой практики выбираются студенты, в основном живущие в городах.

Работа в диалектологических картотеках и архивах. Для данной формы практики заключены договоры о сотрудничестве с ИЛИ РАН а Санкт-Петербурге и УНЦ РАН в Уфе.

Критерии отбора студентов для прохождения учебной (диалектологической) практики в Институте лингвистических исследований АН РФ в Санкт-Петербурге:

1) высокий рейтинг по успеваемости;

2) высокий рейтинг по курсам «Русская диалектология» и «Лексика русских говоров»;

3) выступление с научным докладом на итоговой научной конференции;

4) наличие публикаций;

5) активное участие в общественной жизни вуза, института, кафедры.

6) окончательный список практикантов утверждается решением ученого совета ИФОМК.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.151 с.