Человек как биопсихосоциальный феномен. Представление о природе и сущности человека в философии. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Человек как биопсихосоциальный феномен. Представление о природе и сущности человека в философии.

2017-05-16 557
Человек как биопсихосоциальный феномен. Представление о природе и сущности человека в философии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В современной философии есть раздел, посвященный исследованию человека,– «философская антропология» (направление, занимающееся изучением человека, его природы и сущности). Под тем же названием и с теми же целями существует основанная в 20-х годах XX в. философская школа, главными представителями которой являются немецкие философы М. Шелер (1874–1922), Г. Плеснер (1892–1985) и А. Гелен (1904–1976). Проблема человека – центральная в философском мировоззрении, средоточием которого является вопрос об отношении человека к миру и к самому себе. Первые философы Индии, Китая, Греции обращали к человеку призыв: «Познай самого себя!» Кант полагал, что сферу философии «можно подвести под следующие вопросы: 1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я смею надеяться?»; все они охватываются последним: «4. Что такое человек?» Ведущая проблематика философии человека – ценностно-практическая (аксиопраксиологическая).

В истории европейской культуры выделяются три типа мировоззрения, каждый из которых несет свой образ человека, идеал жизни, свои философские трактовки природы и сущности человека: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм. В античном мировоззрении ценностный абсолют – космос – божественная и безличная мировая целостность. В космосе действуют две противоположные силы: разумная, гармонизирующая – логос и неразумная – хаос, источник вещественности, изменчивости, несовершенства в мире. В космосе в целом хаос подчинен логосу. В природе человека соединяются обе эти силы: в наибольшей степени воздействие хаоса испытывают тело и страсти, хаос – причина смертности человека; в разуме же его представлен космический логос. По назначению своему человек – микрокосм, он должен, опираясь на разум, следуя космической рациональной необходимости, сделать свою индивидуальную и социальную жизнь гармоничной, «космичной», ограничивая, насколько это в его возможностях, разрушительную силу хаоса. Человек, по Аристотелю, существо «логическое» и «полисное», таково его предназначение – разумная деятельность в обществе. Высший образец человека, идеал его воплощается в жизни философа, мудреца-созерцателя, способного в наибольшей степени следовать логосу. Для греков человек мыслит всем телом, поэтому он должен быть физически развитым.

В средневековом христианском мировоззрении абсолют – Божественная духовная личность, Создатель всего сущего. Природа человека, его противоречивость определяется тем, что он, с одной стороны, творится Богом из «праха земного», а с другой – «по образу и подобию Божьему». Наделяется индивидуальной душой, разумом, речью, творческой силой, способностью к выбору, к свободе. Грехопадение искажает божественный образ в личности, природа ее оказывается поврежденной, душа – отягощенной первородным грехом, тело – несовершенным и смертным. Происходит отпадение, отчуждение от Бога. Задачей жизни становится преодоление этого отчуждения, возвращение к Богу, спасение от греха, восстановление божественного образа в себе. Сущность человека – в его отношении к Богу: в вере, надежде и любви. Идеалы жизни представлены в образах Христа и святых подвижников. В мировоззрении эпохи Просвещения начинает утверждаться новый абсолют – идущее по пути прогресса «Человечество в лице каждого» (Кант). Основное противоречие человеческой природы состоит в том, что в отдельном человеке соединяется ограниченный, преследующий свои частичные, во многом эгоистические, цели «эмпирический индивид» и универсальная, свободная личность, способствующая прогрессу человечества. По сути своей человек – существо культурно-историческое, свободное, творческое, открытое универсальному развитию. Антропоцентристское мировоззрение выдвигает в качестве высших образцов идеалы просветителя, преобразователя природы и общества, борца за права человека, защитника и хранителя природы и культуры.

В современной философии множатся трактовки сущности человека: существо верующее (С. Кьеркегор, Л. Шестов), общественное и производящее (марксизм), «сверхчеловеческое» (Ф. Ницше), свободное (Ж. П. Сартр), духовно-творческое (М. Шелер. Н. А. Бердяев), играющее (И. Хейзинга), создающее символы (Э. Кассирер), диалогичное (М. Бахтин, М. Бубер), самоактуализирующееся и любящее (Э. Фромм), словесное (герменевтики, постмодернисты).

Антропогенез – происхождение человека как биологического вида.

Антропосоциогенез – теории о происхождении человека как общественного существа.

Трудовая теория происхождения человека (XIX в.). Труд, начинающийся с изготовлений орудий производства, создал человека. В ходе трудовой деятельности рука становилась более гибкой и свободной. Развивался мозг, люди жили совместно, возникла потребность что-то сказать друг другу. Постепенно добавились регулирование брачных отношений, нравственность и др. моменты становления человека. Как вы считаете, правы ли сторонники диалектического материализма, выдвигая данную теорию? Найдите положительные и отрицательные ее стороны.

Теория символизации (Л. Уайт). В отличие от животных, человек способен охватывать и истолковывать свой мир с помощью символов, достигая приспособления и понимая на более высоком уровне. Э. Кассирер увидел в символизации универсальный принцип, объединяющий различные формы культуры. Способность создавать символы, оперировать ими – исключительно человеческая способность к символизации и является необходимым условием для развития человеческой культуры.

Природа человека видится противоречивой (антиномичной), заключающей в себе противоположно направленные свойства и возможности. Человек – «малый мирострой» (Демокрит). В философии используется термин – «антропологическая антиномия», обозначающий противоречие человеческой природы. Положительная сторона антиномии указывает на качества и потенции человека, способствующие его совершенствованию, приближению к Абсолюту. В ней выражается достоинство человека, его превосходство над предметами и существами природы, способность трансцендировать мир – охватывать его своим духом как целое, развиваться, осваивая действительность и преобразуя ее. Отрицательная сторона антропологической антиномии выражает то в человеке, что препятствует его возвышению,– слабость, ограниченность, телесную уязвимость, конечность, смертность. Наиболее остро дихотомия (раздвоенность) человека проявляется в разладе между его духом и телом.

Смысла человеческой жизни, ее общей цели, идеала определяют высшее назначение человека, составляющего его сущность. Природа и сущность человека взаимосвязаны, ценностно наполнены; разница между ними в том, что природа дана, а сущность задана как (задача, программа) цель реализации лучших возможностей человеческой природы. Французский мыслитель Блез Паскаль (1623 – 1662) раскрывает в своей философии трагизм человеческой двойственности. Для него человек – сочетание величия и ничтожества – «мыслящий тростник», в котором сходятся мощь разумности и хрупкость телесности. Человек – «король, лишенный трона». Величие разума состоит в осознании бытийного и познавательного ничтожества человека. Сущность человека, как ее понимает Паскаль, в единении с Христом.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.